Агрессивность у детей дошкольного возраста – рекомендации родителям

Сегодня предлагаем статью на тему: "Агрессивность у детей дошкольного возраста – рекомендации родителям". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Изображение - Агрессивность у детей дошкольного возраста - рекомендации родителям proxy?url=https%3A%2F%2Fchildage.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fagressivnyj-rebenok-rekomendacii-roditelyam-300x200

Родителей начало настораживать поведение их ребенка: злость, драчливость, всплески агрессии, постоянные замечания взрослых, дети которых контактируют с их сыном или дочерью, и ситуация с каждым днем усложняется.

Родители в недоумении: непонятна причина формирования такого характера, где взялась необузданность и агрессия, что в этих случаях нужно делать?

Видео (кликните для воспроизведения).

Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества. Беспричинные всплески ярости, желание поломать, разорвать, ущипнуть и даже укусить заставляют взрослых изолировать ребенка от других детей, чтобы предотвратить предполагаемый конфликт.

Это мера предосторожности, но никак не решение проблемы – скорее наоборот: ребенок может еще больше замкнуться в себе, а проявления агрессии никуда не денутся, мало того, ситуация может выйти из-под контроля полностью.

Первое что нужно сделать – выяснить причину, это поможет не только контролировать ситуацию, но и изменить всю проблему в корне. Детские психологи бьют тревогу: родители поздно пытаются разрешить проблему, когда в ребенке агрессия прочно пустила корни, а не тогда где все еще можно было решить родительской лаской, специальными играми, занятиями.

Специалисты выделяют основные причины, которые проявляются в детской агрессии:

  • Особенности врожденного темперамента и нервной системы.
  • Неполное или неправильное воспитание.
  • Неуверенность в себе вызванная постоянным страхом или стрессами.
  • Проявление агрессии в окружающей ребенка среде (семья, детский коллектив).
  • Достижение лидерства в группе путем унижения достоинства других.

Специалисты отмечают проявление агрессивности в поведении ребенка, если у него имеются какие-либо физические, или психологического рода изъяны.

Чувство неполноценности перед другими детьми, насмешки с их стороны первоначально вызывают агрессию на уровне защитной реакции, но со временем изменения в психологии ребенка могут перейти в другую форму – месть.

Изображение - Агрессивность у детей дошкольного возраста - рекомендации родителям proxy?url=https%3A%2F%2Fchildage.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fpriznaki-vetryanki-u-11

Нельзя забывать и о категории детей, которые большей частью предоставлены в играх самим себе. Попадая в коллектив, они часто примеряют на себя новые образы, часто подсмотренные в телевизоре или на улице, а это далеко не всегда положительные прообразы.

Психологи советуют родителям, у которых дети проявляют излишнюю раздражительность и агрессивность научится предупреждать своим вмешательством эти всплески. Зная к какому из видов относится данное проявление, проще проанализировать и взять ситуацию под контроль.

Специалисты определили пять основных вида проявлений агрессии у детей, начиная с раннего возраста:

  • Физическая агрессия. Прямая (когда нападение производится на другого ребенка с целью унизить, сделать больно); косвенная (используется разрушение каких-либо материальных, или духовных ценностей); символическая (неприличные жесты, мимика, словесные угрозы).
  • Вербальная агрессия. Реакция в виде проявления отрицательных эмоций: громкая ругань, угрозы. Причиной могут послужить боль, унижение, перенесенный страх.
  • Направленная форма агрессии. Выражается в виде злобного отношения к другим детям и взрослым, распространение сплетен, издевательские насмешки, злые шутки. Этот мотив агрессии может сформироваться намного раньше самого проявления, так называемый костяк своеобразной мести.
  • Ненаправленная форма агрессии. Дети часто остаются недовольны отсутствием чего-то или ранее им обещанного, или каким-либо одним из раздражающих факторов, это возможно неправильное на их взгляд поведение взрослых.

Психологи отмечают развитие еще одного вида деткой агрессии – аутоагрессии. Этот вид отличителен тем, что ребенок проявляет недовольство не чужим, а своим поведением. Нередко этот вид имеет развитие в подростковом возрасте, где форма самобичевания может переходить всякие рамки.

Выявление агрессивности у ребенка на ранней стадии

Начиная с младенческого возраста родители, наблюдая, как их ребенок улыбается, хмурит бровки, сосредоточено что-то рассматривает, со вздохом облегчения успокаиваются: их малыш, познавая мир, развивается. Это очень правильное определение: ребенок реагирует, пусть своеобразно, но это и хорошо, что родители это примечают, еще лучше, если они зафиксируют в своей памяти: какие именно эмоции испытывает их малыш и когда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ошибка, причем весьма распространенная в другом: родители заостряют внимание на ключевых моментах, не обращая на мелочи, но именно они составляют основу психологии ребенка.

Невнимание родителей и неполное вникание в развитие ребенка может привести к закреплению в психике первые проявления недовольства. Ребенку в самом начале своей жизни сложно обмануть взрослых: он сам еще учится жить и для специалиста определить и классифицировать развитие агрессии на ранней стадии не составит труда.

Есть специальные тесты, игры, упражнения, которые помогают определить наличие и фазу развития раздражительности у ребенка. Важно определить какой из факторов заставляет ребенка нервничать, переживать, боятся. Следует понаблюдать, как ребенок выполняет средней сложности упражнения на терпеливость, эрудированность и другие факторы.

Анализируя поведение ребенка, специалист даже на самой ранней стадии сможет выявить нестандартность поведения и отклонение в психике.

Родители, решившие серьезно заняться проблемой контроля раннего проявления агрессии в психике их ребенка нужно всегда помнить – глядя на поведение ребенка, они видят, как в зеркале отражение своего образа жизни. То, что придется исключить при ребенке «разборы полетов»: не использовать в разговоре сарказм, крики, исключить семейные скандалы очень существенно, но далеко не все.

Читайте так же:  Из чего строить дом

Телевидение часто демонстрируют всяческие ужастики в фильмах и мультфильмах, нужно как можно быстрее исключить их просмотр ребенком. Даже доброкачественная агрессия: как защитить себя, друзей, является призывом уничтожить или ударить.

Ребенок должен чувствовать себя нужным: внимание, которое для него уделяется, должно проявляться не от случая к случаю. Малыш не должен чувствовать себя обузой, когда мама или папа чем-то заняты своим, даже разговаривая с ним, родители участвуют в воспитании.

Делая замечания, нужно следить в какой форме общения ребенку пытаются объяснить его ошибки: непростительны агрессия и унижение. Если ребенок что-то не понимает, или у него не получается, нужно помочь ему в этом и возможно даже несколько раз.

Если ребенку правильно объяснить на примере других детей что драться, кусаться, ругаться, это плохо, и делать это неоднократно, в мировоззрении ребенка закрепиться агрессивное поведение как что-то нехорошее. Личный пример родителей: ласка, теплота отношений, дружеское поведение с другими родителями довершит обучение.Изображение - Агрессивность у детей дошкольного возраста - рекомендации родителям proxy?url=https%3A%2F%2Fchildage.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fvetryanaya-ospa1

Вовремя пресеченная агрессия, как своего ребенка, так и со стороны чужих детей, должна быть постоянной.

Нужно освоить несколько игровых комплексов, помогающих укротить ярость: детские психотерапевты предлагают целую систему таких занятий. Родители должны отказаться от телесных наказаний. Нужно исключить разговоры об агрессивном поведении ребенка в его присутствии.

Лучшими родителями могут быть только подготовленные родители: специальные курсы, литература, видеоуроки, можно и нужно использовать все, чтобы исключить ошибки в общении с ребенком.

Главной из ошибок родителей, которые вызывают гнев, и раздражение ребенка является, конечно же, агрессия самих взрослых, направленных на малыша. Гневные замечания, крики, телесные наказания никоим образом не имеют положительного результата.

От ребенка нельзя в раннем возрасте требовать выполнять все беспрекословно и том порядке, который нравится родителям, это подавляет инициативу. Хуже всего, если за неповиновение малыша неправильно наказывают: запрещают играть, не разговаривают с ним.

Ребенок будет исполнителен, но это может вызывать в его психике бунт и развивать агрессию. Доверие родителей, любовь и спокойный микроклимат в семье, вот основные факторы, которые служат основой развития нормальной психики у детей.

Занятия с родителями, дети которых отличаются агрессивностью поведения

Родителям, которые знают, что их ребенку тяжело приходиться из-за агрессивного характера, но самостоятельно проблема не разрешается, нужно не указывать на этот недостаток, а помочь устранить его.

Основная задача обучения: указать на недостатки воспитания, если они имеются, помочь устранить их. Возможно, потребуется пройти обучение у специалистов, которые методом уроков на специальных занятиях укажут на недостатки в поведении родителей, помогут избавиться от ошибок.

Изображение - Агрессивность у детей дошкольного возраста - рекомендации родителям proxy?url=https%3A%2F%2Fchildage.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fpriznaki-vetryanki-u-detej31

Ребенок является продолжением нас и очень важно, чтоб он прошел свой путь без повторов ошибок родителей. Родители не должны искать легких путей для воспитания своих детей: терпение, усидчивость, правильные действие в конечном результате сторицей вознаградятся.

  • Должны исключаться из поведения агрессивность, наказание должны быть в такой форме, чтобы ребенок чувствовал не боль, а желание исправится.
  • Наказывая ребенка, не нужно стремиться унизить его.
  • Приучать его сдерживать агрессивность, контролировать его, демонстрируя на личном примере.
  • Дать возможность ребенку «спустить пар», после конфликтной ситуации в процессе игры или другим способом.

Если семья столкнулась с детской агрессией, то следует набраться терпения и пробовать что-то менять, причем не только в самом ребенке, сколько в себе. Изменив свое отношение к малышу, можно изменить и его реакцию.

Статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме:
Агрессивность у детей дошкольного возраста – рекомендации родителям!

Изображение - Агрессивность у детей дошкольного возраста - рекомендации родителям proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpictures%2F2018%2F01%2F12%2Fpicture-994352-1515739932

Изображение - Агрессивность у детей дошкольного возраста - рекомендации родителям proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fstyles%2Flarge%2Fpublic%2Fmedia%2F2018%2F01%2F22%2Fimages_4_0

Агрессия — часто возникающая и, в общем, нормальная для ребенка реакция, и проявляется агрессивность в разных формах.

Младенчество, или — в понимании психоаналитиков — оральная стадия. С первых дней жизни малыша матери кажется, что он родился агрессивным, потому что он кусает грудь, отталкивает бутылочку, срыгивает, всё — как будто ей назло. Окончание младенчества, или — в понимании психоаналитиков — анальная стадия. Агрессивность в этот период может проявляться в жестоком, безжалостном, вплоть до садизма, отношении к мелким домашним животным.

В два-три года агрессивность выражается в приступах гнева и протестующих криках, когда родители требуют послушания.

– В это время часто наблюдается склонность к разрушению: ребенок все ломает, прежде всего для самовыражения, а кроме того, таким образом он усваивает, что такое запрет.
– По мере того как малыш подрастает, агрессивность и страсть к разрушению ограничиваются только тем временем, когда он чем-то недоволен.
– Как правило, агрессивность проявляется чаще при конфликтах, в первую очередь — с сестрами и братьями.
– Положительная сторона агрессивности — это для ребенка способ проверить силу любви к нему и надежность семейных связей.

С четырех-пяти лет агрессивность проявляется в основном в отношениях с другими детьми. Когда мальчик или девочка попадает в группу, ему или ей необходимо защитить здесь свое место и обозначить границы своей личной территории. Ребенок этого возраста, казалось бы, даже и достаточно хорошо воспитанный вдруг демонстрирует приступы ярости, сопровождающейся стремлением крушить все вокруг. Социализация ребенка зависит от его способности управлять собственной агрессивностью и противостоять агрессивности других.

Агрессивность ребенка вызывает тревогу, если становится для малыша единственным средством самовыражения или самозащиты. В таких случаях агрессивность можно рассматривать как проблему более или менее серьезную, но не стоит отчаиваться, полагая, будто все непоправимо.

Читайте так же:  Внимание и ласка к ребенку

К родителям работники детского сада обращаются только в тех случаях, когда ребенок агрессивно ведет себя в коллективе.

Однако ничуть не меньше надо беспокоиться, когда у ребенка наблюдается чересчур сильное подавление собственной агрессивности или страх перед агрессивностью других: и то и другое способно помешать нормальной жизни малыша в группе. И в том и в другом случае ему требуется помощь.

Изображение - Агрессивность у детей дошкольного возраста - рекомендации родителям proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fstyles%2Flarge%2Fpublic%2Fmedia%2F2018%2F01%2F22%2Fimages_3_0

Такое поведение встречается достаточно часто, пугаются его в равной степени и родители детей-жертв, и родители ребенка-агрессора, хотя на самом деле в том, что младенец нескольких месяцев от роду покусал других младенцев, нет ничего трагического.

Ваш ребенок проходит в это время первую, оральную, стадию развития, при которой познание мира идет главным образом через рот. Младенец тащит в рот что попало, любую игрушку сосет по-настоящему или только посасывает, обслюнявливает, «целует» или «пожирает», и подавить его неосознанную оральную агрессию в это время еще трудно. Однако нередки случаи, когда, увидев, что сосед по манежу, в отношении которого проявлена такая агрессия, расплакался, ребенок-агрессор не просто удивляется этому, но пугается, если не приходит в ужас от сделанного.

Необходимо четко сформулировать запрет. Франсуаза Дольто без стеснения напоминала даже самым крошечным детишкам, что одна из основ современного общества — запрет на каннибализм!

Ребенку надо объяснить — причем так, чтобы он понял: укушенному становится очень больно, и именно поэтому взрослые сразу же бросаются его защищать. А вот что взрослый ни в коем случае не должен делать — это кусать ребенка-агрессора («Пусть поймет, каково укушенному!»): давать за обиженного сдачи — очень плохой пример запрета!

Нужно следить за тем, чтобы малыш не вжился в образ агрессора. Если, запрещая ему кусаться, вы станете при нем расхваливать других, более спокойных, детей, называть их «лапочками» и «солнышками», это может только закрепить агрессивность в поведении вашего дитяти.

Одно из важнейших условий для воспитателя: проблему следует решать внутри коллектива, без особого вмешательства родителей, привлекая в случае необходимости работающих в яслях психологов.

Если в детском саду ребенок часто дерется или просто бьет других детей

Изображение - Агрессивность у детей дошкольного возраста - рекомендации родителям proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fstyles%2Flarge%2Fpublic%2Fmedia%2F2018%2F01%2F22%2Fbez_nazvaniya_2

Агрессивность, которая проявляется, когда малыш впервые приходит в детский сад, то есть когда ему около трех лет, может быть знаком того, что ему трудно расставаться с мамой или приспосабливаться к садику.

Агрессивному ребенку чаще всего трудно понять сигналы, которые посылают ему другие дети. Иногда он слишком остро реагирует на то, что кажется ему угрозой или насмешкой, а когда его за это наказывают, воспринимает наказание как несправедливое.

Агрессивному ребенку иногда кажется, будто на него нападают, — даже в тех случаях, когда никакой угрозы нет. Этот страх перед тем, что на тебя нападут, выливается порой в самоотождествление жертвы агрессии с агрессором.

Следите за собой, за собственными реакциями! Конечно, очень неприятно, когда тебя вызывают в детский сад из-за того, что твой ребенок плохо себя ведет, и даже если воспитатели не слишком драматизируют происходящее, родителям за ребенка стыдно, но это не значит, что надо, вернувшись домой, строго малыша наказать. Наказание может быть чрезмерным даже в том случае, если вы чересчур возбужденно расспрашиваете его о том, что случилось в садике. «Ножницы» между тем, что, с его точки зрения, случилось и вашей на это реакцией способны привести малыша в полное замешательство.

– Проводите с вашим ребенком больше времени, спокойно разговаривайте с ним о том, что делается в детском саду, интересуйтесь тем, как там играют, как гуляют, а не только тем, какие проводятся занятия.

– Ищите вместе с ребенком способы разрешения конфликтов, не побуждая его дать сдачи или как-либо еще защититься физически.

– Помогите своему малышу не утверждаться в образе «трудного ребенка» и не поддерживайте этот его образ в глазах воспитателей.

Вы легче добьетесь положительных результатов, если вместо того, чтобы конфликтовать с детским садом, будете рассматривать ситуацию с вашим ребенком критически. Однако не следует видеть в агрессивном поведении трехлетнего малыша знак того, что он вырастет асоциальным типом. Иногда, конечно, такое случается, но крайне редко.

Замечайте все, что может питать агрессивность вашего ребенка

– Благоприятствовать проявлениям агрессивности ребенка может насилие, пассивным свидетелем которого он стал, увидев в телепередаче или видеоигре. Ограничивайте время, которое малыш проводит перед экраном, и строго отбирайте то, что он смотрит.

Насилие в семье. Сегодня уже хорошо известно, что насилие, которое родители проявляют по отношению друг к другу, очень плохо отражается на детях и может сказаться на их поведении в детском саду.

Постарайтесь увидеть, что стоит за агрессивностью ребенка, не зацикливаясь только на ней.
За агрессивным поведением следует искать переживаемую ребенком эмоциональную боль.

– Если ваш ребенок страдает из-за соперничества в семье с братьями и сестрами, агрессия по отношению к детям из его группы в детском саду может быть способом переноса на них этих своих страданий.

– Ваш ребенок может страдать из-за развода родителей.

Агрессивное поведение часто выдает скрытую уязвимость.

– Когда во время сильных переживаний происходит «короткое замыкание» способности думать, а эмоции не находят выражения в словах, агрессивное поведение становится единственным средством привлечь внимание к своим невзгодам.

Читайте так же:  Ребенок и игры

Случается также, что агрессивным поведением маскируется депрессия. Ребенок неохотно признает, что внутренне уязвим, и ему кажется, что агрессивным поведением он доказывает свою силу.

Для того чтобы научиться представлять себе ситуацию с точки зрения ребенка, требуется много терпения:

· но это не означает, что вам нужно одобрять любое его поведение.

· тем не менее должны быть сразу и четко обозначены границы допустимого.

Рекомендации родителям по воспитанию агрессивного ребенка

Агрессивный ребенок – какой он?

– по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем;

– по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

 Нарушения эмоционально-волевой сферы:

– неумение ребенка управлять своим поведением;

– недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.

 Неблагополучная семейная обстановка:

– отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;

– нет единства требований к ребенку;

– ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;

– физические (особенно жестокие) наказания;

– асоциальное поведение родителей;

– плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;

 Психологический климат в дошкольном учреждении.

Рекомендации родителям по воспитанию агрессивного ребенка.

 Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.

 Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

 Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.

 Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.

 Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), рисование, пение).

 Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

 Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

 Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.

 На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

 Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

 Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».

 Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.

 В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

 Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.

 Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

Можно выделить несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка.

1 ш а г – стимуляция гуманных чувств:

– стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;

– учите его не сваливать свою вину на других;

– развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

 « Миша, неужели тебе не жалко других детей?»

 « Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».

 Спросите у ребенка, почему плачет обиженный ребенок.

 Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…»)

2 ш а г – ориентация на эмоциональное состояние другого.

Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

 «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»

 Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»

 «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?».

3 ш а г – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:

– помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;

– постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;

– стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;

– стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;

– чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;

– чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;

– объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;

– расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.

Читайте так же:  Развитие ребенка до года

– спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;

– объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.

Всем известно, что дети в дошкольном возрасте редко способны понять, что хорошо, а что плохо, без помощи взрослых. Если же ваш ребенок, раскапризничавшись, начал швырять в разные стороны книжки и игрушки, показывая свою злость и агрессию, стоит провести с ним беседу и правильно разъяснить, что так делать категорически нельзя.

Не стоит ругать и пускать в ход рукоприкладство, достаточно спокойно поговорить и разъяснить грани. Обнимите вашего малыша, поцелуйте, будьте строги и последовательны в своих требованиях, не спрашивайте с ребенка больше, чем он способен сделать, только так вы сможете добиться положительных результатов в поведении своего чада.

Есть так же вероятность, что ребенок перенял подобное поведение от своих сверстников. По возможности следите за этим. Нет, не стоит запрещать малышу общаться с тем мальчиком со двора, и не пытайтесь настроить его против той девочки, которая чуть что, сразу лезет в драку. Постарайтесь объяснить, что такое поведение неприемлемо, что так делать некрасиво и неправильно. Будьте убедительны, не кричите и не бейте малыша, тогда есть вероятность, что вас не только услышат, но и поймут.

Изображение - Агрессивность у детей дошкольного возраста - рекомендации родителям proxy?url=https%3A%2F%2Fumelitsa.ru%2Fdeti%2Fvospitanie%2Fassets%2Fcomponents%2Fdirectresize2%2Fcache%2Fagressivnyij-rebenok-rekomendaczii-roditelyam_thumb_w600_h0

Стоит напомнить, что дети часто копируют поведение своих родителей. Подавайте правильный пример, относясь к вещам и окружающим бережно, тогда и ребенок будет относиться ко всему также. Если вы со злости ударите кулаком по столу, есть вероятность, что малыш, при случае, запомнит и будет повторять подобное раз за разом.

Следует объяснить ребенку, что неприемлемое поведение – неправильно, некрасиво и неприятно не только для нападающего, но и для жертвы, дайте ему понять, что чувствует тот, кого ударили или укусили, тогда, может, малыш пересмотрит свое поведение и перестанет кидаться на других, когда ему что-то не нравится.

Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей.

Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей

Агрессивное поведение — одно из самых распро­страненных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффек­тивный способ достижения цели.

Агрессия— это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам су­ществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологи­ческий дискомфорт.

Агрессивность — это свойство личности, вы­ражающееся в готовности к агрессии.

Агрессия — это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, ува­жении, принятии и нужности другому человеку».

Причины агрессивности детей

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессив­ного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание . Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ до­зволенного, типичные реакции на те или иные по­ступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применя­ют физические наказания или не препятствуют про­явлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут по­стоянной чертой ребенка характера.

Одной из причин появления агрессивных реак­ций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников , осо­бенно если ему присуще стремление к лидерству.

Для детей статус определяется целым рядом фак­торов:

  • внешняя привлекательность, аккуратность,
    высокий уровень развития гигиенических навыков,
    опрятность;
    • обладание красивыми и популярными игруш­ками, готовность ими делиться;
    • организаторские способности;
    • широта кругозора;
    • позитивная оценка взрослого и т. д.

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугуб­ляться такая ситуация может приклеиванием яр­лыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со сторо­ны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ре­бенок, скорее всего, неоднократно подвергался фи­зическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, в первую очередь, необходимо пого­ворить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения.

Иногда агрессивность является способом привле­чения внимания окружающих, причина ее —

не­удовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и формой про­теста против ограничения каких-нибудь естествен­ных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельнос­ти . Педагоги, которые не хотят учитывать естест­венную потребность ребенка в движении, не зна­ют, что дети-дошкольники и ученики начальной школы не могут длительно за­ниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить актив­ность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скру­чиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвен­ную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого

Прежде чем пытаться корректировать агрессивное поведение ребенка, попробуйте разобраться в его причинах:

  • Нередко агрессивность ребенка является формой проявления протеста против действий и отношений взрослых. Подумайте, достаточно ли времени вы ему уделяете, много ли общаетесь с ним. Может быть, ребенок чувствует недостаток вашего внимания и пытается привлечь его доступными ему способами?
  • Подумайте о том, как вы сами ведете себя в присутствии ребенка, часто ли в вашем доме возникают ссоры между членами семьи. «Если папа и мама могут так делать, то почему я не могу вести себя так же?» – думает ребенок. Значительная часть поведения ребенка основывается на механизме подражания.
  • Огромное значение для формирования агрессивных реакции имеет популярность ребенка среди сверстников. Если ребенок чувствует, что другие дети его отвергают, он стремится «завоевать» авторитет, образно говоря, кулаками расчищая себе место под солнцем. Агрессивное поведение, таким образом, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, нанесенной другими детьми, ущемленным самолюбием. Оно возникает в ситуации общения и направлено против того, кого ребенок считает причиной своих неприятных переживаний.
Читайте так же:  Железодефицитная анемия у детей

Таким образом, причины агрессивного поведения могут отличаться, но все они обусловлены внутренним, психологическим дискомфортом ребенка, отсутствием стабильности, ощущением собственной неполноценности. Безусловно, если вы замечаете у ребенка проявления агрессии, необходимо, прежде всего, попытаться проанализировать причины их появления, выявить трудности, которые испытывает ребенок при организации своего общения, а затем корректировать их и формировать недостающие коммуникативные умения и навыки.

Как же вести себя в ситуациях, когда у ребенка возникают вспышки гнева? Попробуйте воспользоваться несколькими простыми советами, рекомендациями психологов для родителей агрессивных детей.

  • Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
  • Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки его гнева, предложите заняться чем-то интересным, покажите новую книжку, игрушку, позовите гулять. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет ребенка, и центр его внимания сместится с объекта агрессии на новый предмет.
  • Дайте ребенку выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях и коллегах, строя планы «мести».
  • Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

Подсказки родителям в общении с агрессивны­ми детьми:

  • обратиться к специалистам для определения причин агрессии;
  • быть внимательными к нуждам и потребностям ре­бенка;
  • демонстрировать модель неагрессивного поведения;
  • быть последовательными в наказаниях за поступки;
  • не применять унизительных наказаний;
  • обучать способам выражения гнева;
  • учить распознавать свои эмоции, говорить о жела­нии их проявить;
  • учить брать ответственность на себя;
  • организовать игру “Глаза в глаза”: возьмитесь за ру­ки, посмотрите в глаза друг другу и постарайтесь пе­редать свое состояние (я грущу, мне весело, я не хо­чу разговаривать).Пусть ребенок угадывает,Ваше настроение.
  • Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Терпения Вам и удачи, дорогие родители!

Изображение - Агрессивность у детей дошкольного возраста - рекомендации родителям proxy?url=http%3A%2F%2Floyki.by%2Fimages%2Fml

► Хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете им на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в их сознании представление о правильном действии.

► Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.

► Помните что, достаточно часто прибегая к поощрению и похвале, вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе.

►Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок.

► Очень полезно высказать свое отношение к неподобающему поведению ребенка ясно и недвусмысленно.

► Разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества.

►Вовлекайте ребенка в процесс принятия решений.

► Помните, что вы являетесь для ребенка образцом правильного поведения.

►Старайтесь избегать пустых угроз.

► Желательно, чтобы дети имели возможность выразить свое недовольство или даже возмущение, когда они должны подчиниться правилам, которые им не по вкусу.

► Воздерживайтесь от шлепков, криков, угроз и оскорбительных слов – они могут только усилить в ваших детях неприязнь, ненависть и чувство протеста.

►Старайтесь не выражать предпочтения одному из детей.

►Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать.

►Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле «гадкий, злой, бестолковый». Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.

►Используйте любую возможность, чтобы высказать ребенку свою любовь.

Изображение - Агрессивность у детей дошкольного возраста - рекомендации родителям 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here