Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения

Сегодня предлагаем статью на тему: "Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Логопедическая и артикуляционная гимнастика для развития речи ребенка от 2 до 6 лет: уроки и упражнения

Всем хорошо знакомы и понятны традиционные виды гимнастики, состоящие из различных упражнений для рук, ног, спины. Мы тренируем их для развития общей моторики, чтобы мышцы стали сильнее, а тело – более ловким и быстрым.

Зачем же надо тренировать язык, ведь в нем нет костей? Именно этот орган является главным для нашей речи, поэтому ему тоже необходимы специальные упражнения. Развитие и укрепление его мышц позволяет точно и четко выговаривать все слова и звуки, делая речь более четкой и понятной.

Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fartikuljacionnaja-gimnastika

Артикуляционная гимнастика необходима детям для развития навыков произношения звуков

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата – повышения подвижности и развития моторики губ, языка, щек, уздечки, что требуется для правильного воспроизводства звуков. Целью занятий артикуляционной гимнастикой является отработка движений всеми перечисленными выше органами и доведение до автоматизма занятие ими нужных позиций.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-metro%2Finfo

Нередко дефекты речи и недостаточно четкая дикция становятся препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Уменьшить вероятность появления подобных проблем у детей можно при помощи артикуляционной гимнастики, начинать заниматься которой следует как можно раньше. Детям в возрасте 2 – 4 лет она поможет скорее научиться правильно произносить все звуки, в 5 – 7 лет – скорректирует и уменьшит дефекты речи.

Заниматься гимнастикой для язычка можно с логопедом или дома перед зеркалом

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Faccesspress-ray_my%2Fimages%2Fexpert%2F2%2Fexpert_face_fedorenko

Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой можно и самостоятельно, однако следует периодически проводить осмотр у логопеда, начиная с 1,5 – 2 лет. К 4 годам уже довольно четко видно, с произнесением каких звуков у малыша есть проблемы. Бывает, что в пять лет они проходят сами собой, но верно оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько оно соответствует возрасту, может только специалист. Именно он должен заниматься и корректировкой произношения малыша при наличии проблем. Исходя из индивидуальных особенностей, врач назначит специальный комплекс упражнений, объяснит, как правильно их выполнять и продемонстрирует это на собственном примере.

Почти в каждом детском саду работает логопед, поэтому там с малышами также занимаются артикуляционной гимнастикой. Он не только проводит регулярный осмотр, но и, начиная с 5-ти летнего возраста, занимается устранением дефектов, проводя уроки для развития речи. Однако этих занятий зачастую недостаточно, при наличии выраженных проблем потребует регулярно выполнять все необходимые упражнения и дома.

Начинать выполнение упражнений следует перед зеркалом – так ребенок сможет наблюдать за движениями губ и языка. В отличие от взрослых, у которых все движения выполняются автоматически, малышу требуется визуально отображение всех своих действий в ходе занятий для выработки необходимых навыков.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fjazychok

Цель гимнастики — сделать язычок сильным и подвижным и научить его принимать необходимые для произносимых звуков положения

Взрослые, произнося звуки, делают это, не задумываясь о постановке языка, положении губ, дыхании. Ребенку же, который только осваивает их верное произношение, все эти моменты представляются довольно трудными и малопонятными. Губы и язык слушаются его с большим трудом, постоянно пытаясь занять более удобное, но не всегда правильное положение.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-metro%2Fwarning

Переоценить значение артикуляционной гимнастики для малышей очень сложно. Оно сопоставимо с ролью утренней зарядки и оказывает аналогичное действие на мышцы лица – укрепляет их, улучшает в них циркуляцию крови, развивает подвижность и гибкость. Закрепить имеющиеся навыки и приобрести новые позволит ежедневное выполнение рекомендованного комплекса, отводя на занятия по 5 минут несколько раз в день и повторяя каждое упражнение от 4 до 8 раз.

Вполне возможно, что выполнение некоторых упражнений может вызвать сложности даже у вас. В таком случае делайте их вместе с ребенком, не стесняясь признаться ему в своих затруднениях. Наберитесь терпения, и сохраняйте спокойствие – и в какой-то момент вы добьетесь успеха. Помочь вам в его достижении способны картинки с изображением каждого упражнения по артикуляции или специальные логопедические обучающие видео.

Игра с язычком — одно из первых занятий артикуляционной гимнастики. Родителям надо зачитать текст сказки про язычок и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F147-200x200

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F216-200x200

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F317-200x200

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F414-200x200

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F59-200x200

Ниже приведены примеры упражнений с краткими инструкциями, входящих в основной комплекс для развития артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста. Все задания следует выполнять по 4 – 8 раз, динамические – делая по 2 – 6 повторов, для статичных – задерживаться в указанной позиции на 3 – 5 секунд. Перед каждым повтором давайте ребенку немного времени на отдых и расслабление мышц лица и языка.

  • «Вкусный мед» – делаем следующие движения – распахиваем рот и проводим по верхней губе заостренным язычком сначала в одну, затем в другую сторону. Во время выполнения контролируем подбородок – он должен оставаться статичным.
  • «Иголочка» – распахиваем рот и высовываем напряженный язык, постаравшись придать ему заостренную форму. Фиксируем позицию на несколько секунд.
  • «Качели» – для выполнения широко распахиваем рот и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, затем то поднимаем его к верхней, то опускаем вниз.
  • «Котенок лакает молоко» – распахиваем рот и высовываем язык, затем делаем несколько лакающих движений.
  • «Лопата» – для выполнения данного упражнения необходимо распахнуть рот и поместить расслабленный язык на нижнюю губу. Задерживаемся в такой позиции на некоторое время.
  • «Маятник» – приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке, после чего высовываем заостренный язык и дотрагиваемся его кончиком поочередно до уголков губ. Во время выполнения контролируем положения подбородка – он должен оставаться статичным, и языка – он не должен скользить по губам.
  • «Мостик» – распахиваем рот и упираемся изнутри кончиком язычка в зубы снизу. Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, не расслабляя язык.
  • «Окошко» – медленно распахиваем рот, а затем закрываем.
  • «Орешек» – не открывая рта, поочередно упираемся напряженным языком в стенки щек.
  • «Улыбка» – делается следующим образом: уголки губ растягиваются в улыбке, так, чтобы стали видны зубы, а затем плавно возвращаются в первоначальную позицию.
  • «Хоботок» – вытягиваем губы вперед, как будто хотим поцеловать кого-то, задерживаем их в этой позиции, затем медленно возвращаем в исходную.
  • «Хомячок» – закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции.
  • «Чашечка» – распахиваем рот, затем помещаем на нижнюю губу мягкий язык, загибаем его бока вверх и медленно поднимаем в таком состоянии к верхнему своду.
Читайте так же:  Ребёнок не хочет учиться, как привить желание

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fuprazhnenija-jazychka

Примеры упражнений для укрепления языка

При правильном произнесении данных звуков губы требуется немного растянуть в улыбке, так, чтобы были слегка видны зубы, а язык упирался в зубы спереди, краями же прикасался к жевательным. При такой позиции вдоль языка образуется канавка, при прохождении по которой вдыхаемый воздух образует свистящий шум. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту. Улучшить артикуляцию и научиться правильному произношению данных звуков помогут следующие упражнения:

  • «Свистушки» – растягиваем губы в улыбке, прячем язык снизу за зубами и пытаемся посвистеть.
  • «Сдуваем вату с ладошки» – растягиваем губы в улыбке и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, слегка высунув его. Делаем вдох, и выдыхаем воздух, как будто пытаемся что-то сдуть.

Рот при произнесении шипящих звуков следует держать слегка открытым, губы – скруглять, а конец язычка – приподнимать к верхнему своду, касаясь его краями жевательных зубов сверху. При таком положении под языком появляется небольшая чашеобразная выемка, через которую на выдохе проходит воздух. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fvkusnoe-varene

Упражнение «Вкусное варенье»

Параллельно тренировке артикуляционного аппарата необходимо работать с ребенком над определением различных шипящих и свистящих звуков на слух. Делать это можно в игровой форме – например, взрослый произносит тот или иной звук, после чего начинает проговаривать различные слова. Услышав слово с загаданным звуком, малыш должен показать это взрослому – например, хлопком. Научиться правильно произносить данные звуки помогут следующие упражнения:

  • «Вкусное варенье» – открываем рот, растягиваем губы в улыбке и проводим языком 2 – 3 раза по верхней губе, облизывая ее.
  • «Сдунь вату с носика» – кладем немного ваты на кончик язычка. Складываем тот в «чашечку», приподнимаем им вату наверх, и сдуваем ее на выдохе.
  • «Усыпляем язык» – располагаем широкий, находящийся в расслабленном состоянии язык на нижней губе.

Отработку данных звуков можно начинать лишь тогда, когда ребенок научился произносить глухие шипящие. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • «Птенец зовет маму» – слегка приоткрываем рот и помещаем расслабленный язычок на нижнюю губу. Произносим звук «пя-пя-пя», дотрагиваясь до языка губами.
  • Удержание широкого расслабленного языка – распахиваем рот и сохраняем позицию в течение 10 секунд.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Flopatochka

Упражнение необходимо для звуков: Р, Рь, Ж, Ч, Щ, С, Сь, Ть, Дь, Ц

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-metro%2Finfo

Произносить глухие согласные звуки «л» и «ль» следует со слегка приоткрытым ртом, так, чтобы зубы не были сомкнуты, а язык своим кончиком упирался в них спереди сверху. Воздух должен выходить через пространство между боками языка и жевательными зубами. Научиться правильно выговаривать данные звуки помогут следующие упражнения: (подробнее в статье: как научить ребенка хорошо выговаривать букву Л?)

  • «Маляр» – слегка приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке и водим напряженным язычком по верхнему своду.
  • «Пароход гудит» – приоткрываем рот и растягиваем губы, как при улыбке. Зажимаем кончик языка зубами, выдыхаем и произносим «ы-ы-ы» – при верном выполнении вы услышите звук, напоминающий «л».
  • «Раздуваем щеки» – зажимаем кончик язычка зубами и выдыхаем воздух, надувая щеки. Если упражнение выполняется верно, то воздух должен спокойно обтекать язык.
Читайте так же:  Как связать пинетки крючком

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fparohod-gudit

Упражнение «Пароход»

Произнесение данного звука чаще всего вызывает затруднения, поскольку он дрожащий и переднеязычный. Многие родители сами не всегда отличают его от похожего вибрационного горлового звука. Наработать его точное произношение помогут следующие упражнения:

  • «Лошадка» – распахнув рот, цокаем языком.
  • «Грибочек» – распахиваем рот и приклеиваем язык к верхнему небу, так, чтобы почувствовать натянутость уздечки. Зафиксировать позицию и сохранять ее максимально долго.
  • «Барабан» – приоткрыть рот и растянуть губы в улыбке. Сохраняя позицию бить кончиком язычка по зубам сверху, произнося «д-д-д-д». При поднесении руки ко рту вы сможете почувствовать выходящий толчками воздух. Во время выполнения важно контролировать, чтобы рот был постоянно открыт, а язык не касался нижних зубов.

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых

Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов. Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи.

Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

Артикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов. Правильно составить комплекс может логопед. Но к нему обращаются, как правило, только при выявлении каких-либо недостатков.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F06%2Ffdsg9843943u70438u90

Внимание! Если дефекты произношения кажутся вам слишком сильными, кроме логопеда, стоит посетить врача-невролога. Недостатки могут быть симптомами серьезных патологий.

Если здоровье в порядке, родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях. Артикуляционные упражнения для детей развивают мышцы речевого аппарата и стимулируют активную и правильную речь.

Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:

  • Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле. В малом возрасте ребята еще не осознают, что гимнастика им необходима. Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы родителей они будут, если им интересно.
  • Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще больше.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.
  • Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для этого его язык нужно направить в нужную сторону с помощью ложки или другого безопасного предмета.
  • Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2 упражнения за занятие.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F06%2F42342dsfgdf43543

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно. Важно следовать таким правилам:

  • Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут. При большей нагрузке малыш устанет.
  • Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз.
  • Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд.
  • В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным.
  • Если подопечный не может окончательно освоить какое-либо из упражнений, не стоит вводить в комплекс что-то новое. Нужно дождаться, пока малыш сможет выполнять уже присутствующие в комплексе упражнения.
  • Нельзя вводить в комплекс более 1 нового упражнения. Например, если занятие состоит из 2 упражнений, то за один раз можно ввести только одно, чтобы в сумме их было 3, но не более.
  • Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены, спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему стоять.
  • Малыш должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя. Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый.
  • Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.

Сначала упражнения артикуляционной гимнастики могут даваться с трудом, но со временем малыш их полностью освоит.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F06%2F32432dsgfsd435353

Малыши такого возраста не способны концентрироваться на чем-то длительный промежуток времени. Они очень быстро утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 упражнения. Вот оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет:

  • «Змейка». Скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть напоминать маленькую змейку.
  • «Тесто». Ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу. Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в одном и том же положении.
  • «Чистка зубов». Кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по 2 раза с верхним и нижним рядом.
  • «Часы». Малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то левого уголка.
  • «Качельки». Это упражнение, очень похожее на предыдущее, только язычок должен то подниматься вверх, то опускаться вниз, имитируя качели.
  • «Хомячок». Ребенок должен надуть обе щеки, показывая хомячка, который кушает что-то. Затем нужно поочередно надувать то правую, то левую щеку.
  • «Шарики». Как и в прошлом упражнении, ребенок должен максимально надуть щеки. Затем попросите его, чтобы он ручкой слегка ударил по ним, чтобы воздух полностью вышел.
Читайте так же:  Пиелонефрит у детей лечим правильно

Все динамические упражнения выполняются в соответствии с рекомендациями, данными в предыдущем разделе. Вот несколько полезных статических занятий. Напоминаем, в статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд:

  • «Бегемотик». Малыш должен широко раскрыть ротик и остаться в такой позе.
  • «Улыбка». Попросите ребенка сильно улыбнуться, но при этом не показывая зубов, и замереть в таком положении.
  • «Хобот». Ребенок должен скрутить губы в трубочку, как уточка, и замереть в таком положении.
  • «Блинчик». Нужно полностью расслабить мышцы языка, уложив его на нижнюю губу, замереть в такой позе.
  • «Голодный хомячок». Полная противоположность упражнению «хомячок». Ребенок должен максимально втянуть щеки.

Для максимального эффекта статические и динамические занятия нужно менять. Чередуйте их, показывайте малышу все на своем примере, параллельно проводите логичные ассоциации. Например, упражнение «Хобот» можно ассоциировать с маленьким слоненком.

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F06%2Fzaborchik324

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F06%2Fparus3223

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F02%2Fmalyar

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Find1

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Fchaska

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Fvaren

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F06%2Fdjatel121

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Flosh1

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Fgrib

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Fgarm1


«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.

Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F06%2F0_bda29_bdbec166_L

Развитие артикуляции связано с постоянным закреплением предыдущих результатов и освоением новых упражнений. Поэтому к предыдущей программе можно добавить и новые занятия:

  1. «Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.
    Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
  2. «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
  3. «Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.
  4. «Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.
  5. «Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.
  6. «Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.

Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи. Если проблемы не устранены в детстве, то такая методика применяется и во взрослом возрасте. Хотя в большинстве случаев в лечении дефектов у взрослых людей может помочь только врач.
Эффективность выполняемых упражнений будет заметна уже через 2-3 месяца регулярных занятий. Но при этом важно, чтобы ребенок выполнял их с интересом и правильно.

Логопедические упражнения для детей на каждый день. Артикуляционная гимнастика

Говорить для взрослого человека так же естественно, как дышать или ходить. Мы произносим звуки и складываем их в слова на автомате, задумываясь лишь над содержанием речи. Дети тоже усваивают звуки речи неосознанно – по подражанию, но в их речи они пока что не закреплены. Иногда этот процесс может нарушаться. Что мешает ребенку произносить конкретный звук или в целом говорить четко и внятно?

Читайте так же:  Народные приметы о природе для детей

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F2%2F2%2F8%2F5%2F1%2F4%2F6%2F2285146

Речь – это сложный двигательный акт. В ней участвуют органы дыхания, голосообразования и артикуляции, то есть произношения звуков. Последние-то нам и интересны. Выделяют активные и пассивные органы артикуляции. Пассивные остаются на месте, но благодаря их расположению и форме возможно произнесение нужного звука. Активные находятся в постоянном движении и меняют свое положение и форму. К пассивным органам артикуляции относятся твердое небо, зубы. К активным – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо с маленьким язычком. Главными органами артикуляции, от положения которых зависит произношение звука, считаются язык и губы. Они состоят из множества мышц, и эти мышцы, как и любые другие, поддаются тренировке с помощью логопедических упражнений для четкой речи. Особенно важно выработать координацию их движений, сформировать навык придавать языку и губам нужное положение.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F2%2F2%2F8%2F5%2F1%2F6%2F0%2F2285160

Почему одни звуки нарушаются чаще других? Есть звуки – «чемпионы» по нарушениям: это свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч) и Р. Также нарушаться может и произношение звука Л. Эти звуки могут искажаться – попросту говоря, звук произносится шепеляво или картаво. А у логопедов есть для этого специальные термины. Например, Ш может быть боковым, когда воздух идет с одной стороны языка, губно-губным, похожим на фырканье. Также звук может пропускаться или заменяться схожими. К примеру, часто Р заменяют на Л или Ш на С. В речи детей такие замены гораздо более разнообразны.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F2%2F2%2F8%2F5%2F1%2F4%2F1%2F2285141

Почему одни звуки сложнее других? Гласные звуки не требуют сложных движений языка. Воздух при их произношении легко и свободно проходит через рот. Поэтому они обычно не нарушаются, бывает лишь нечеткость и смазанность их произношения, особенно О и У, потому что они требуют вытягивания губ. Среди согласных тоже есть множество звуков, которые нарушаются лишь в тяжелых случаях, например, при параличах и парезах.

Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы рта, развивает точность и координацию движений органов речи. Она необходима детям для тренировки. Все логопедические упражнения для детей, которые в нее входят, разработаны для того, чтобы формировать определенные позы и движения. Эти движения и позы потом лягут в основу произносимых звуков. Поэтому, если есть желание в целом улучшить речь, сделать более четкой, ускорить ее развитие, если оно замедлено, то стоит делать общую артикуляционную гимнастику. Вреда от нее не будет. А вот если нарушены конкретные звуки, то упор делается на тех логопедических упражнениях, которые развивают именно нужные движения языка.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F2%2F2%2F8%2F5%2F1%2F3%2F6%2F2285136

Артикуляционную гимнастику следует выполнять ежедневно. Можно уделить этому по 3-5 минут в день. Лучше не заниматься этим сразу после еды, чтобы манипуляциями с языком не вызвать рвотный рефлекс. Делаются все логопедические упражнения перед зеркалом совместно со взрослым, который контролирует правильность выполнения и подсказывает ребенку, как делать упражнения. Чтобы сделать процесс интереснее, к упражнениям часто прилагаются короткие стишки и иллюстрации.

Ниже будет предложен весь список логопедических упражнений на каждый день. Их можно чередовать.

Улыбнуться, открыть рот пошире и широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. В разные стороны двигать им не надо. Надо как бы обнимать губу.

Улыбнуться, широко открыть рот. Язык присосать к небу, растянув уздечку. Язык будет напоминать шляпку гриба, а уздечка – тонкую ножку.

Улыбнуться, показать зубки. Языком водить по верхним зубам – вправо-влево, затем вверх-вниз. Повторить с нижними зубами.

Улыбнуться и показать оба ряда зубов. Удерживать до 5.

Вытянуть губы трубочкой вперед (примерно так же, как при звуке У), подержать на счет до 5.

Кстати, эти упражнения полезно чередовать. Можно несколько раз повторить комбинацию «заборчик-трубочка». Это учит ребенка переключаться с одной позы на другую.

То же самое, только губы чуть шире. Как когда мы говорим О.

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий и плоский язык на нижнюю губу.

Пошлепывать язык губами и произносить «пя-пя-пя». Иногда это упражнение называют «Наказать непослушный язычок», а “Блинчик” – просто удержание языка на губе.

Оно помогает расслаблять мышцы языка.

Нужно ритмично и четко произносить Д-Д-Д, упирая язык в бугорок за верхними зубами. Обычно этот звук произносится при прикосновении языка к зубам, но упражнение обычно используют при постановке звука Р. Чтобы произнести его правильно, язык располагается чуть глубже в полости рта. Сначала нужно произносить медленно, затем можно ускориться.

Улыбнуться, открыть рот. Цокать языком (присасывать его к небу, как в упражнении «Грибок» и резко отрывать). Нижняя челюсть не двигается, работает только язык. Если не получается, можно аккуратно придержать подбородок.

Улыбнуться, открыть рот. По очереди касаться узеньким кончиком языка уголков рта – правый-левый. Повторить 4-6 раз.

Читайте так же:  Опасна ли грязь для детей

Приоткрыть рот. Языком поглаживать верхнюю губу вперед-назад и произносить звук. Получится что-то вроде «бл-бл-бл». Иногда дети сами издают такие звуки, когда балуются и играют.

Улыбнуться, открыть рот. Передний и боковые края языка приподняты, но не достают до неба. Язык широкий и по форме напоминает чашечку с углублением посередине, в чем можно убедиться с помощью зеркала. Держать на счет до 5.

Как мы произносим звук Р? Этот звук в каждом языке произносится по-своему. Французское r отличается от английского, английское от русского. Поэтому логопеды всегда работают по стандартам языка страны, в которой живут и работают. Ведь горловое Р – норма для француза и патология для русского! Итак, как мы произносим этот звук в русском языке? Звук Р вместе со своей мягкой парой Рь (а для логопедов и лингвистов это два отдельных звука) – единственный в русском языке дрожащий или, иначе говоря, вибрант. Когда мы его произносим, язык вибрирует. В этот момент его кончик касается альвеол – бугорков, которые расположены во рту чуть глубже верхних зубов. Этот звук один из самых сложных для произношения и некоторые так и не овладевают этим всю жизнь. Поэтому для того чтобы ему научиться, логопедические упражнения особенно нужны!

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F2%2F2%2F8%2F5%2F1%2F9%2F2%2F2285192

Упражнения обычно используются логопедами на подготовительном этапе к постановке звука. Сначала ребенок должен научиться придавать языку и губам нужные позы, а потом уже можно ставить звук. Когда звук появился, этого еще мало. Нужен этап автоматизации. Ведь новый звук для ребенка непривычен и он может, к примеру, четко говорить «Р-Р-Р» и даже «рыба», но при этом по-старому говорить «калтошка». Поэтому при автоматизации звука ребенок произносит несложные, а затем все более сложные слова с нужным звуком в разных положениях – в начале, в конце, в середине слова. Существует множество игр, которые делают процесс повторения слов более интересным – от названия картинок до всяческих лото или составления предложений.

Выполнение логопедических упражнений дома и разные игры на автоматизацию звука наиболее доступны родителям. Постановка звука больше всего требует профессиональных навыков и опыта, поэтому заниматься этим должен логопед. Однако при регулярных упражнениях звук может появиться в речи ребенка сам. Если этого долгое время не происходит, а звукопроизношение заметно отстает от возрастных норм, лучше идти к специалисту.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F2%2F2%2F8%2F5%2F1%2F3%2F9%2F2285139

Чтобы научиться правильно рычать, будут полезны все упражнения, которые способствуют поднятию языка вверх. Для звука Р логопедические упражнения лучше всего такие «Маляр», «Грибок», «Лошадка».

И главное упражнение – «Дятел». Нужно повторять его ежедневно. Для постановки звука Р можно попробовать во время упражнения чистым пальцем ребенка (ноготь должен быть коротко подстрижен) двигать язык из стороны в сторону, чтобы вызвать вибрацию. Получится далеко не сразу, это движение надо повторять. Существуют видео, как правильно ставить звуки, но не факт, что удастся с их помощью овладеть этим умением.

Звук Ш характеризуется не только особым положением языка, но и изменением положения губ. Губы слегка вытягиваются вперед, поэтому будут полезны упражнения «Трубочка», чередование «Улыбка-Трубочка», а особенно «Бублик». Это упражнение больше всего напоминает утрированную позу губ при звуке Ш. Язык при его произношении поднят вверх, края его прижаты к небу, но кончик не касается ни зубов, ни неба, а образует чашечку. Поэтому для формирования этого звука будут полезны все упражнения на поднятие языка вверх «Вкусное варенье», «Грибок».

Также важны те упражнения, которые помогают делать язык широким и плоским. Особенно если ребенок всегда высовывает язык «иголочкой» и не может его расплющить. Это такие упражнения как Блинчик.

Самое важное упражнение для звука Ш – «Чашечка». Оно больше всего напоминает положение языка при произношении звука. А для его постановки можно попробовать попросить ребенка прижать края чашечки к небу, губы слегка округлить и подуть в чашечку. Может получиться шипящий звук, достаточно похожий на Ш. Логопедические упражнения требуют большой осознанности и владения своим артикуляционным аппаратом. Не всем детям это доступно, поэтому логопеды нередко помогают клиентам с помощью зондов или платка принять нужное положение языка и губ.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F2%2F2%2F8%2F5%2F1%2F2%2F6%2F2285126

Кстати, если у ребенка нарушены все шипящие звуки, то начинать нужно именно со звука Ш. Он считается базовым для этой группы и уже от него ставятся все остальные звуки.

Изображение - Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here