Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание

Сегодня предлагаем статью на тему: "Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание?

Дата публикации 31 июля 2018 . Опубликовано в Статьи по воспитанию

Изображение - Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.vitamarg.com%2Fimages%2Fimg9%2Fkontroliruyushchie-roditeli

Воспитание детей – это сложная задача, в результате которого родители часто перегибают палку с дисциплиной. Они предпочитают авторитарное воспитание, ведут постоянный контроль за жизнью своего ребенка, в результате, это провоцирует отдаление детей от родителей. Как распознать контролирующих родителей и как с ними бороться?

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Контролирующее или авторитарное воспитание характеризуется непрестанной требовательной природой родителей. Ожидая хорошего поведения от своих детей, они принимают все решения самостоятельно без ребенка, не позволяя ему участвовать в открытых обсуждениях, а только подчиняться приказам без каких-либо объяснений или исключений. Если ребенок не делает этого, он / она будет “наказан”, даже если он не виноват. Хотя цель состоит в том, чтобы достичь совершенства. Родители часто пренебрегают эмоциональными потребностями ребенка. В доме мало смеха и игры.

Некоторые могут контролировать своих детей через эмоциональные манипуляции. На людях они могут казаться “нормальными”, но будут использовать тишину и любовь, чтобы заставить детей делать то, что они хотят. Они могут внушить детям страх или чувство вины, или сказать им, что это их обязанность делать, как того требует родитель.

Такое поведение проистекает из чрезмерного беспокойства и любви к ребенку, но может привести к тому, что он станет зависимым и незрелым взрослым.

Изображение - Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.vitamarg.com%2Fimages%2Fimg9%2Fkontroliruyushchie-roditeli1

Почти каждый ребенок чувствует, что его/ее родитель является неоправданно требовательным, жестким. Выяснить это легко:

Завышенные ожидания. Контролирующий родитель часто нажимает на ребенка. Правильное действие, это поощрение его достижений, поддержка ребенка и восстановление уверенности в себе.

Никакого инакомыслия. Детям запрещается обсуждать или не соглашаться. Более снисходительный родитель будет объяснять рассуждения, лежащие в основе ожидаемого поведения, и поощрять ребенка к самовыражению.

Собственное “Я”. Ребенок должен следовать пожеланиям и желаниям родителя. Более здоровое воспитание, если ребенок достигает своих собственных целей и устремлений.

Обусловленная любовь. В контролирующем доме дети должны “заслужить” любовь. В более открытых и доверительных отношениях детей будут любить безоговорочно, без необходимости что-либо доказывать или “заслужить”.

Чувства и эмоции. Контролирующий родитель часто игнорирует эмоциональные потребности ребенка и обескураживает его/ее, чтобы показать свои эмоции или чувства. Правильно, если родитель признает и помогает ребенку справиться с такими чувствами, как страх или гнев.

Никакой свободы. Контролирующие родители не дают ребенку много свободы в любой сфере от их социальной жизни до одежды. Более сбалансированным подходом было бы установление соответствующих границ и пределов.

Я всегда прав (а). Контролирующий родитель никогда не признает, что он неправ. Правильное решение – признавать свои ошибки и извиняться за них.

Изображение - Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.vitamarg.com%2Fimages%2Fimg9%2Fkontroliruyushchie-roditeli2

Контролирующие родители негативно влияют на личность ребенка и его самооценку. Ниже приведены некоторые последствия:

Дети, особенно подростки, чаще становятся непокорными и агрессивными с родителями.

Они могут стать далекими и холодными по отношению к своим родственникам, даже когда они в беде.

Более склонны быть асоциальными личностями.

Не иметь спонтанности, креативности и лидерских навыков.

Чаще страдают от депрессии и тревоги.

Имеют более низкие социальные навыки.

Не принимают решений.

Все это может нанести значительный удар по материальной и личной жизни ребенка.

Изображение - Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.vitamarg.com%2Fimages%2Fimg9%2Fkontroliruyushchie-roditeli3

Когда ребенок маленький, он ничего не может изменить или проанализировать, но начиная с подросткового возраста и старше дети вполне могут разобраться в себе, что их не устраивает, что не так в их семье, и попробовать нормализировать отношения. Как это сделать?

Для начала, нужно абстрагироваться от своих обид и попытаться понять своих родителей. Почему они так поступали/говорили? Почему запрещали или наказывали? Скорей всего причина не в ребенке, а в том, что их родители также поступали и также говорили с ними. У них просто нет другой модели общения и поведения. Возможно, они просто не справлялись с жизненными трудностями и со своим психологическим состоянием, и вымещали все на более слабом и беззащитном ребенке. Конечно, это неправильно, но только став сами родителями, дети начнут понимать, как было непросто их родителям с ними.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Понимание причины поможет определить стратегию поведения с родителями. Чем более несчастен человек, тем больше ему нужно любви. Это непросто отпустить обиды на родителей, принять и понять их ошибки, простить хотя бы у себя внутри и подарить им свою любовь. Чем старше человек, тем тяжелее ему просить прощения, признавать свои ошибки, отпускать обиды. Поэтому не стоит портить себе жизнь и здоровье, нося в себе обиды на родителей. В конце концов, они подарили вам жизнь, а вы можете сделать свою жизнь легкой и счастливой, даже если этого не смогли сделать ваши родители для вас.

Читайте так же:  Частота дыхания у детей

Статья (подготовительная группа) на тему:
Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание?

Изображение - Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpictures%2F2018%2F10%2F07%2Fpicture-1061905-1538902872

Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание?

Чиркова Виктория Сергеевна , воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 211» Россия, г. Краснодар

Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание?

Воспитание детей – это сложная задача, в результате которого родители часто перегибают палку с дисциплиной. Они предпочитают авторитарное воспитание, ведут постоянный контроль за жизнью своего ребенка, в результате, это провоцирует отдаление детей от родителей. Как распознать контролирующих родителей и как с ними бороться?

Контролирующее или авторитарное воспитание характеризуется непрестанной требовательной природой родителей. Ожидая хорошего поведения от своих детей, они принимают все решения самостоятельно без ребенка, не позволяя ему участвовать в открытых обсуждениях, а только подчиняться приказам без каких-либо объяснений или исключений. Если ребенок не делает этого, он / она будет “наказан”, даже если он не виноват. Хотя цель состоит в том, чтобы достичь совершенства. Родители часто пренебрегают эмоциональными потребностями ребенка. В доме мало смеха и игры.

Некоторые могут контролировать своих детей через эмоциональные манипуляции. На людях они могут казаться “нормальными”, но будут использовать тишину и любовь, чтобы заставить детей делать то, что они хотят. Они могут внушить детям страх или чувство вины, или сказать им, что это их обязанность делать, как того требует родитель.

Такое поведение проистекает из чрезмерного беспокойства и любви к ребенку, но может привести к тому, что он станет зависимым и незрелым взрослым.

Признаки контролирующего родителя

Почти каждый ребенок чувствует, что его/ее родитель является неоправданно требовательным, жестким. Выяснить это легко:

Последствия контролирующего воспитания

Контролирующие родители негативно влияют на личность ребенка и его самооценку. Ниже приведены некоторые последствия:

  • Дети, особенно подростки, чаще становятся непокорными и агрессивными с родителями.
  • Они могут стать далекими и холодными по отношению к своим родственникам, даже когда они в беде.
  • Более склонны быть асоциальными личностями.
  • Не иметь спонтанности, креативности и лидерских навыков.
  • Чаще страдают от депрессии и тревоги.
  • Имеют более низкие социальные навыки.
  • Не принимают решений.
  • Не напорны.

Все это может нанести значительный удар по материальной и личной жизни ребенка.

Как жить с контролирующими родителями

Когда ребенок маленький, он ничего не может изменить или проанализировать, но начиная с подросткового возраста и старше дети вполне могут разобраться в себе, что их не устраивает, что не так в их семье, и попробовать нормализировать отношения. Как это сделать?

Для начала, нужно абстрагироваться от своих обид и попытаться понять своих родителей. Почему они так поступали/говорили? Почему запрещали или наказывали? Скорей всего причина не в ребенке, а в том, что их родители также поступали и также говорили с ними. У них просто нет другой модели общения и поведения. Возможно, они просто не справлялись с жизненными трудностями и со своим психологическим состоянием, и вымещали все на более слабом и беззащитном ребенке. Конечно, это неправильно, но только став сами родителями, дети начнут понимать, как было непросто их родителям с ними.

Понимание причины поможет определить стратегию поведения с родителями. Чем более несчастен человек, тем больше ему нужно любви. Это непросто отпустить обиды на родителей, принять и понять их ошибки, простить хотя бы у себя внутри и подарить им свою любовь. Чем старше человек, тем тяжелее ему просить прощения, признавать свои ошибки, отпускать обиды. Поэтому не стоит портить себе жизнь и здоровье, нося в себе обиды на родителей. В конце концов, они подарили вам жизнь, а вы можете сделать свою жизнь легкой и счастливой, даже если этого не смогли сделать ваши родители для вас.

1. Богданова Н. Ты мне веришь или нет?// Счастливые родители – 2005. – №4 – С.96-100.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу/3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000. 144с.

3. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: «Академия», 1996. 352 с.

4. Семи Дж. Очерки по психологии детства. М., 2007. 54 с.

5. Энциклопедия практической психологии. – М.: Психологос, 2007

Есть разные стили воспитания детей и, к сожалению, контролирующий стиль – один из самых распространенных. Вместо того, чтобы мягко направлять формирование отношения ребенка к самому себе, родители пытаются сделать ребенка таким, каким, по их мнению, он должен быть.

Изображение - Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание proxy?url=https%3A%2F%2Feconet.ru%2Fuploads%2Fpictures%2F493661%2Fcontent_%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2580%25D1%2583%25D1%258E%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B9_%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C1_%25281%2529

Как следует из самого названия, основным признаком данного стиля является контролирующий подход к детям. Иногда его называют авторитарным или «вертолетным воспитанием», потому что родители ведут себя в диктаторской манере или постоянно «нависают» над ребенком, словно вертолет, контролируя каждый его шаг.

Признаки контролирующего воспитания и почему это вредно

Методы, используемые при контролирующем стиле воспитания, чреваты нарушением личностных границ и не отвечают истинным потребностям ребенка.

1. Нереалистичные ожидания и сценарий, обреченный на провал.

Родители ожидают, что ребенок будет соответствовать иррациональным, нездоровым или попросту недостижимым стандартам, и наказывают его, если этого не происходит. Например, ваш отец приказывает вам делать что-либо, но никогда не объясняет, как это сделать, а потом злится на вас, если вы не выполнили задание своевременно или должным образом.

Читайте так же:  Сколько времени нужно уделять ребенку

Часто приказания контролирующих родителей таковы, что провал неизбежен и ребенок переживает негативные последствия, независимо от того, что он сделал и как они справился с заданием. Например, ваша мать велит вам срочно бежать в магазин, хотя на улице дождь, а потом сердится на вас за то, что вы вернулись домой вымокшим до нитки.

Вместо того, чтобы говорить с детьми, вести переговоры или потратить время на то, чтобы объяснить установленные правила, которые применимы ко всем членам семьи или обществу в целом, контролирующие родители устанавливают собственные строгие правила, которые применимы только к ребенку, или только к определенным людям. Эти правила носят односторонний, несправедливый характер и часто даже не имеют внятного объяснения.

«Иди уберись в комнате!» – «Но почему?» – «Потому что я так сказала!».

«Не кури!» – «Но ты же сам куришь, папа». – «Не спорь со мной и делай то, что я говорю, а не то, что я делаю!».

Вместо того, чтобы взывать к собственным интересам ребенка, это обращение делает акцент на неравенстве сил и власти родителей над ребенком.

Когда ребенок не желает подчиняться или не в силах соответствовать всему, что от него ожидается, его строго наказывают и лишь ужесточают контроль. Опять же, часто без каких-либо объяснений, за исключением: «Потому что я твоя мать!» или «Потому что ты плохо себя ведешь!».

Существует два типа контролирующего поведения:

Первый: активный или явный, который включает применение физической силы, крики, вторжение в частную жизнь, запугивания, угрозы или ограничения в свободе передвижения.

Второй: пассивный или скрытый, который подразумевает манипуляцию, апеллирование к чувству вины, стыда, принятие на себя роли жертвы и так далее.

Таким образом, ребенок вынужден или подчиниться силе, или поддаваться манипуляции. И если этого не происходит, его наказывают за непослушание и несоответствие стандартам.

Изображение - Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание proxy?url=https%3A%2F%2Feconet.ru%2Fuploads%2Fpictures%2F493660%2Fcontent_%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2580%25D1%2583%25D1%258E%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B9_%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C4_%25281%2529

В авторитарных семьях, вместо того, чтобы быть принятым в качестве человека, обладающего равными правами со всеми, ребенок, как правило, занимает роль подчиненного. По контрасту с ним, родители и другие властные фигуры рассматриваются как начальство.

Ребенку не разрешается оспаривать сложившееся распределение ролей или бросать вызов родительскому авторитету. Эта иерархия выражается в отсутствии сочувствия, уважения, теплоты и эмоциональной заботы о ребенке.

Большинство контролирующих родителей обычно способны позаботиться о физических, базовых потребностях ребенка (в пище, одежде, крыше над головой), но они либо эмоционально недоступны, либо являются слишком властными и эгоистичными.

Обратная связь, которую ребенок получает в виде наказания и контроля, разрушает его чувство собственной ценности и идентичности.

Поскольку многие контролирующие родители имеют сильные нарциссические тенденции, они осознанно или бессознательно верят, что предназначение и смысл жизни ребенка – удовлетворять потребности родителей, а не наоборот.

Они видят в своем ребенке собственность и объект, который нужен, чтобы обслуживать их нужды и желания. В результате, во многих сценариях ребенок вынужден играть роль родителя, а родители охотно принимают роль ребенка.

От ребенка ожидают, что он будет заботится о своих родителях эмоционально, финансово, физически обслуживать их и даже с пониманием относиться к их сексуальным нуждам и желаниям. Если ребенок не хочет или не в состоянии делать это, его называют плохим сыном/дочерью, наказывают, принуждают силой или манипулируют чувством вины.

Поскольку контролирующие родители не видят в своем ребенке отдельную независимую личность, они растят в нем зависимость. Это отношение негативно влияет на самооценку ребенка, его ощущение собственной компетентности и идентичности.

Поскольку родители ведут себя так, словно их ребенок неполноценный и не способен жить в соответствии с собственными интересами, они убеждены, что сами знают, как лучше для ребенка, даже когда он способен самостоятельно принимать решения и оценивать риски. Это усиливает зависимость и приводит к задержкам в развитии, потому что ребенок не может установить адекватные границы, развить чувство ответственности за себя и ясное ощущение собственной идентичности.

На психологическом, обычно бессознательном уровне, не позволяя ребенку вырасти в сильного, компетентного и самодостаточного человека, родитель удерживает его привязанным к себе еще теснее, продолжая удовлетворять собственные потребности (см.пункт 5). Такой ребенок обычно испытывает трудности с принятием решений, развитием необходимых компетенций. Ему не удается построить полноценные и построенные на взаимоуважении и доверии отношения.

Став взрослыми, такие дети демонстрируют поведение, направленное на постоянный поиск одобрения, страдают от чувство недооцененности, чрезмерной привязанности, нерешительности, зависимости и множества других эмоциональных и поведенческих проблем.опубликовано econet.ru.

By Darius Ciranavicius

Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание?

Для меня полной неожиданностью стал уход от мужа моей давней подруги. Внешне это была вполне благополучная семья, в которой росли прекрасные воспитанные дети: дочь и сын.

Муж – военнослужащий, не пьет и даже не курит, что в наше время, согласитесь, довольно редкое явление. Все свободное время муж проводил с семьей: я сама несколько раз видела, как семья в полном составе отправлялась то в парк, то в кино. В общем, не семья, а пример для подражания!

Читайте так же:  Что делать, если крестик потерялся

Авторитарный стиль воспитания детей. Оправдана ли жестокость в семье?

Ответ я получила из первых уст – от самой подруги. «Ты знаешь, терпение мое закончилось, когда у сына случился сильнейший нервный срыв. Схватила детей в охапку и сбежала. Виктор превратил нашу семью в филиал армии со строжайшей дисциплиной – шаг вправо или влево – расстрел. Все по часам, за опоздания штрафные санкции. Нет, он никогда не бил детей, он просто лишал их то телевизора, то сладкого, то встреч с друзьями. Над ними дамокловым мечом висело ожидание наказания за любую провинность. Он требовал полнейшего подчинения, не терпел никаких возражений. Нет-нет, он не садист, он детей любит, но при этом отношения с детьми ухудшаются стремительно. И они, в чем я с ужасом убедилась, начинают его тихо ненавидеть. А заодно, наверное, и меня – ведь я не в силах их защитить. Сколько я ни пыталась мужа убедить, что нельзя в семье строить отношения по армейскому типу, особенно, когда детям уже 12-13 лет, ответ один: «Для их же блага!». А какое тут благо, если сын готов был из дома сбежать, а дочь при одном упоминании папы сжималась в комок? Сейчас вот к психологу ходим».

Теперь все понятно: некоторые родители искренне полагают, что если они будут держать своих детей под неусыпным жестким родительским контролем, заставляя жить по собственному сценарию, то уберегут их от многих неприятных проблем подросткового возраста. Похвальное желание, но необходимо понимать, что такой подход чреват следующими эффектами:

  • Эффект застегнутого мундира или смокинга – представьте, что на вас надели бальное платье, туфли на каблуках, а на мужа – смокинг (причем, не спрашивая хотите ли вы этого) и сказали, что отныне – это ваша ежедневная одежда, и вы должны постоянно соответствовать этим нарядам в своем поведении, поступках, образе жизни. Долго ли вы выдержите?
  • Эффект ловушки – ваши дети становятся заложниками ваших воспитательных мер, ведь выбора у них нет – родители всегда правы.

Прежде чем руководствоваться принципами авторитарности в воспитании собственных детей, подумайте, хотели бы вы, чтобы с вашим ребенком произошли следующие вещи.

Последствия жестокого обращения с детьми.

  • дети чувствуют себя некомфортно в собственном доме;
  • живут в постоянном напряжении и боязни несоответствия вашим требованиям;
  • нервное напряжение приводит к расшатыванию детской нервной системы;
  • подавляется детская индивидуальность;
  • ростет стена непонимания (мягко говоря) между родителями и детьми;
  • в конечном итоге это приводит к:
  1. открытому протесту вашего ребенка, который может сопровождаться нервным срывом ребенка, уходом ребенка из дома (обычно это происходит в старшем подростковом возрасте) и массой других отчаянных действий, например, – поиск компании, где ВСЕ МОЖНО, где МЕНЯ СЛЫШАТ И ПОНИМАЮТ. В таких ситуациях дети часто действуют по принципу: – «Мне плохо, пусть будет еще хуже»;
  2. полному подчинению воли ребенка вашей воле – вы получите в результате очень послушного ребенка, который вырастет в безвольного взрослого. Вы готовы до конца жизни решать за него его проблемы?
  3. трагическому финалу – именно в подростковом возрасте психика ребенка очень хрупкая, и жесткая конфронтация с самыми близкими людьми может привести даже к суициду.

Уверена, вы скажете «Нет!» насилию и жестокости в семье по отношению к ребенку. Каким же правилом тогда руководствоваться при воспитании детей? Есть такое – универсальное. Вот оно:

ОТНОСИТЕСЬ К ВАШИМ ДЕТЯМ ТАК, КАК ВЫ БЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ В ВАШЕМ ДЕТСТВЕ ОТНОСИЛИСЬ К ВАМ – С ЛЮБОВЬЮ И ПОНИМАНИЕМ!

Спрашивает: Нина

Категория вопроса: Дети

Ответов на сайте: 3670 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 64

Универсальных рекомендаций для вас и других людей воспитанных в авторитарных семьях нет. Вернее есть способ работы и изменений. Это курс психологического консультирования или психотерапия.
Причина проблем не в стиле воспитания, а в вашей уникальной восприимчивости к этому и всей истории вашей жизни.

Если вы склонны к депрессиям и недомоганиям, если до 35 лет мучаетесь влиянием на вас вашего детства, тогда справиться самостоятельно с использованием некоей пошаговой инструкции вам не получится.

Пошаговая инструкция скорее может выглядеть вот так:
1. Определиться в том, очно вы хотите работать или дистанционно
2. Выбрать психолога или психотерапевта для курса совместной работы
3. Пройти курс, с учетом того, что вам для этого может понадобиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
4. Завершить курс, согласовав это с вашим специалистом, а не оставляя этот процесс незавершенным, как и большинство предыдущих.
5. Быть готовой к тому, что вам может быть больно, плохо, неприятно и даже противно обсуждать ряд вопросов и вам необходимо оставаться в терапевтических отношениях, но сообщать о своих чувствах вашему психологу (это очень важный материал для проработки).

Желаю вам ясности мыслей и чувств, здоровья и гармонии с собой.

Бирюкова Анастасия, ваш Гештальт психолог очно в Петербурге и в Skype.

Хороший ответ 0 Плохой ответ 1

Ответов на сайте: 18247 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 6

Авторитетность или авторитарность. Стили воспитания. Результат – отношения с подростком.

Подростковый возраст, когда ребенок выходит из подчинения как в ясном зеркале отражает насколько сохранными оставались отношения при выбранном стиле воспитания.

Читайте так же:  Как провести новый год с маленьким ребенком

Предлагаю рассмотреть что происходит с отношениями при авторитетном и при авторитарном стилях воспитания.

Авторитарный: принцип -родитель всегда прав. Малейшее неповиновение жестко пресекается. Все действия ребенка спланированы родителем (для его же блага). Контроль и строгая оценка всех поступков ребенка. Результат- ребенок послушен, исполнителен, предсказуем. В семье тишина и спокойствие. Внутреннее напряжение и несогласие с ситуацией растет вместе с ребенком и вырывается наконец на свободу в подростковом возрасте. Чем сильнее было давление и контроль тем сильнее будет конфликт. Родитель не понимает что происходит. Все было хорошо, такой послушный правильный мальчик превратился в ожесточенного чужого человека. Рычагов управления у родителя уже нет. Если это случилось, значит было место авторитетного управления, когда мнение ребенка не учитывалось, к его чувствам не прислушивались, договариваться, сознательно уступать и аргументировать свою позицию его не учили. И родитель не умеет и ребенок. Тем сложнее будет в подростковом возрасте этому учиться, причем обоим при сильном дефиците позитивного общения. Учиться общаться и договариваться.

Авторитетный, это когда родитель имеет авторитет не силой, а уважением и признанием лидерства со стороны ребенка. Разногласия решаются спором и договором. Мнение ребенка учитывается, но его пожелания могут и не исполняться, если это противоречит установкам родителя или семьи. Соблюдается паритет между желаниями всех членов семьи даже самых маленьких. Имеется уважительное отношение к потребностям ребенка, но без потворствования. Результат- ребенок выполняет только, то в чем видит смысл, в том числе этот смысл может быть в сознательном подчинении взрослому. В подростковом возрасте возникнет меньше конфликтов, родители и ребенок уже научились договариваться и общаться, им нужно только перейти на уровень общения двух теперь уже взрослых людей.

Самое интересное, что родитель всегда является авторитетом для ребенка даже для подростка. По определению родитель старше, умнее и опытнее. Но часто, родители пугаются слишком резких провокаций со стороны ребенка и впадают в сомнение по поводу своего авторитета. Дети провоцируют и испытывают на прочность родительский авторитет постоянно. Они растут и это нормально. В помощь родителю мантра: «я все равно авторитет для ребенка, чтобы он или я по этому поводу не думал и как бы это не казалось». Если ее повторять, то через некоторое время все нападки подростка будут казаться смешными (проверено на собственном опыте). Сложно постоянно искать выходы из ситуации не прибегая к силе и давлению, но именно путь постоянного поиска конструктивного решения приводит к развитию как ребенка, так и взрослого.

Авторитарному (диктаторскому) стилю воспитания недостает теплоты, для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме «родитель – ребенок» превалирует над общением «ребенок-родитель», ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики. На Западе этот стиль был доминирующим: “Положение вещей в те времена (19-й, начало 20-го вв.) было таково, что именно этот стиль являлся наиболее эффективным, например, в аграрно-индустриальных обществах”.

Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют свою любовь и “кажется, что они несколько отстранены от своих детей” (Бергер, 2001:283). Родители отдают инструкции и приказы, при этом, не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается – часто физически. Но родители все же “не переступают черту и не доходят до избиения и жестокого обращения” (Бергер, 2001:283). Так как дети во избежание наказания постоянно подчиняются своим родителям, то они становятся безынициативными. Авторитарные родители также ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста. Активность самих детей очень низкая, так как подход к воспитанию ориентирован на родителя и его нужды.

Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. Такие дети в подростковый период, когда влияние сверстников на их поведение наиболее велико, легче поддаются дурному воздействию со стороны сверстников; они привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями (зачем утруждаться, если все равно ты всегда не прав или на тебя не обращают никакого внимания?) и зачастую подпадают под сильное влияние. Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей и принципов.

Стейнберг утверждает, что уровень насилия среди мальчиков из таких семей наиболее велик. Они не уверены в своем успехе, менее уравновешены и менее настойчивы в достижении цели, а также имеют низкую самооценку. Кроме того, существует обратная зависимость между подобным авторитаризмом и хорошей успеваемостью. Другие исследования показывают, что таким детям недостает социальной адаптации, и они редко выступают инициаторами какой- либо деятельности: “Они недостаточно любознательны, не могут действовать спонтанно и обычно полагаются на мнение старших или вышестоящих лиц”.

Опасные стили воспитания: влияние на личность ребенка

Изображение - Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.odamah.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Fe365b5d1

Вы удивитесь, насколько огромное значение имеет тип воспитания ребенка в семье на становление личности малыша, развитие основных качеств его характера и даже на развитие интеллекта и способностей. Как правило, родители воспитывают своих детей так же, как их самих воспитывали в детстве. Причем, у мамы и папы могут быть абсолютно разные подходы к воспитанию, что вносит серьезную неразбериху в семью. Рассмотрим основные «опасные» способы воспитания малыша, которые, возможно, вы сами используете на практике, не зная о последствиях такого подхода.

Читайте так же:  Влияние воды на умственные способности ребенка

Авторитарный стиль воспитания
При этом стиле воспитания ребенок получает очень мало поддержки и душевного тепла от родителей, он существует в заранее установленных рамках, за которые ему не дозволено выходить. Все действия малыша строго контролируются, с малых лет ребенок должен подчиняться правилам поведения. В отношениях между родителями и ребенком практически нет взаимопонимания, родители не идут на компромиссы. Часто практикуются наказания, в том числе и физические.Этот стиль воспитания довольно распространен на постсоветском пространстве, обычно родителей воспитывали подобным образом, и они просто не знают, как по-другому обращаться с детьми. Как правило, авторитарные родители стремятся всё контролировать, но они сами имеют низкую самооценку и не умеют сотрудничать с детьми.

В принципе, авторитетные родители руководствуются благими намерениями. Они хотят привить своим детям ответственность и трудолюбие. Обычно их дети действительно вырастают с такими качествами характера, но вместе с этим они нередко сами страдают от низкой самооценки, бояться допустить ошибки, сильно переживают из-за неудач. Это дети — перфекционисты, которые во взрослой жизни стремятся быть впереди, рассчитывая на признание их действий и способностей. Излишний перфекционизм не всегда идет на пользу человеку. Стрессы, перенапряжение, депрессии, неврозы на фоне повышенной тревожности – возможные последствия авторитарного стиля воспитания.

Гипоопека и гиперопека
Два совершенно разных стиля-противоположности, которые наносят непоправимый вред душевному здоровью маленького ребенка и продолжают доставлять проблемы во взрослой жизни.Гиперопека – это чрезмерное внимание ребенку, стремление контролировать каждый шаг крохи и даже его мысли. Это «привязывание» ребенка к себе, стремление оградить его от всех «опасностей» окружающего мира, даже если эти опасности существуют только в голове мамы. В большинстве случаев гиперопекой страдают матери по отношению к сыновьям, хотя и дочерям достается от излишне заботливых родителей.

Противоречивое воспитание
В этом случае родители не могут придерживаться четкой линии воспитания. Сегодня ребенку что-то разрешают, а завтра за это же наказывают. Или же мама и папа придерживаются разных мнений насчет воспитания ребенка: папа всегда наказывает, мама – всё разрешает (или наоборот). В отдельных случаях, когда в семье живет три поколения, происходит конфликт между взглядами родителей и бабушек/дедушек. Как бы то ни было, противоречия в воспитании крайне негативно сказываются на ребенке. Особо впечатлительные малыши страдают от нервных расстройств, у них снижается коммуникабельность, но повышена тревожность. Ребенку не дают четких указаний, поэтому он постоянно путается, не знает, что его ждет в следующую минуту: строгое наказание или похвала.

Чем может обернуться для ребенка авторитарный стиль воспитания?

Изображение - Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.moirebenok.ua%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F03%2F95146643-300x209

Мама воспитывает дочь (фото: thinkstockphotos/fotobank.ua)

Ученые выяснили, что склонность к набору лишнего веса у детей напрямую зависит от родительского стиля воспитания.

Жесткий контроль со стороны родителей и нехватка общения с ребенком приводят к развитию ожирения у детей.

Так, дети в возрасте от 2 до 5 лет, по отношению к которым родители не проявляли нежных чувств, устанавливали жесткие правила и ограничивали в общении, на 30% чаще страдали от лишнего веса, чем их ровесники, которые имели более сговорчивых и любящих родителей.

А в возрастной группе от 6 до 11 лет строгое воспитание повышало риск ожирения на 37%.

Кроме того выяснилось, что дети из малообеспеченных семей также более подвержены набору лишнего веса . Дело в том, что финансовые трудности, в первую очередь сказываются на поведении родителей.

Эксперты проанализировали данные детей в период с 1994 по 2008 г.г. и выделили 4 типа воспитания:

  • Авторитарное воспитание – родители требовательны, но не учитывают желания ребенка.
  • Авторитетное воспитание – родители требовательны, но при этом учитывают потребности и желания ребенка.
  • Попустительское воспитание – родители не требовательны, учитывают только желание ребенка.
  • Небрежное воспитание – родители и не требуют, и не удовлетворяют желаний ребенка.

Оказалось, что именно авторитарный и небрежный стили воспитания были связаны с ожирением у детей. Авторитарные родители тотально контролируют свое чадо, диктуют ему правила, при этом не объясняя почему, к примеру, наказывают малыша. Поэтому детям, которых воспитывали в строгости, трудно контролировать свое поведение, и в том числе придерживаться правильных пищевых привычек. Они понимают, что сладости есть нельзя, но не могут объяснить, почему вредно съедать много конфет и при любой возможности такие дети попросту переедают.

Самый оптимальный стиль воспитания – авторитетный. Ребенок придерживается четких правил, но при этом чувствует родительскую любовь и понимают причины родительских запретов.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Изображение - Чем опасны контролирующие родители и авторитарное воспитание 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here