Что ребенок должен уметь к четырем годам

Сегодня предлагаем статью на тему: "Что ребенок должен уметь к четырем годам". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=https%3A%2F%2Flegkopolezno.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2Fnavyki-rebenka-v-4-goda_5

Согласно оценке специалистов, каждому возрасту малыша должен соответствовать определённый уровень его развития. Зная существующие критерии того, что должен уметь ребёнок в 4 года, можно проверить его навыки, умения и способности. Если они ниже установленных норм, значит в развитии ребёнка имеются какие-либо упущения или проблемы. Их, конечно, надо исправлять. Вовремя выявленные недочёты помогут скорректировать методику обучения малыша и устранить отставание.

Четырёхлетний ребёнок отличается чрезвычайной физической активностью. В этом возрасте он умеет делать различные упражнения:

  • достаточно быстро бегать, при этом сохраняя равновесие и меняя направление;
  • двигаться прыжками на двух ногах;
  • несколько раз подпрыгнуть на одной ноге;
  • простоять на одной ноге хотя бы 6-7 секунд;
  • прыгать и в высоту, и в длину;
  • подниматься и спускаться по вертикальной лестнице;
  • пролезать под не очень высокими предметами;
  • уметь бросать и ловить мяч;
  • учиться вести мяч ногами;
  • кататься на детском велосипеде;
  • должен осваивать первые уроки плавания.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы развивать мелкую моторику, дети в 4 года должны заниматься следующими упражнениями или играми:

  • лепить фигурки животных из пластилина;
  • собирать в парке во время прогулки листья, веточки, шишки, жёлуди, затем изготавливать из них различные поделки;
  • нанизывать бисер на леску;
  • уметь застёгивать пуговицы и застежки;
  • учиться пользоваться кистью и карандашами;
  • заниматься раскраской, не выходя за границы рисунка;
  • соединять точки сплошной линией;
  • пользоваться ножницами и вырезать фигурки и снежинки;
  • завязывать узлом, а потом развязывать толстую верёвку.

Интеллектуальный уровень определяется тем, что должен знать ребенок в 4 года. В этом возрасте малыш отличается необыкновенной любознательностью и задаёт бесконечные вопросы. Родителям придётся запасаться терпением, чтобы не одернуть ребёнка. В такие моменты можно попросить его самого ответить на свой вопрос и послушать, как он самостоятельно рассуждает. Развитие всех детей 4 лет стремительно происходит во время увлекательных развивающих игр дома и в саду. В это время они уже должны обладать некоторым багажом знаний в различных областях.

Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=https%3A%2F%2Flegkopolezno.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2Fnavyki-rebenka-v-4-goda_2

Ребёнка можно знакомить с математикой в виде увлекательной игры. Можно предложить ему посчитать во время совместной прогулки проезжающие автомобили, птичек на ветках деревьев, скамейки в парке. Обычно в этот период дети уже умеют:

  • объяснить, что означают понятия «много предметов» или «один предмет»;
  • знают цифры до пяти, считают до десяти;
  • называют виды основных геометрических фигур;
  • сравнивают разное количество предметов и объясняют понятия «больше» или «меньше»;
  • могут провести сравнение двух предметов по их размеру и описать разницу между ними;
  • знакомы с понятиями «правая рука», «левая рука»;
  • понимают разницу между верхом и низом.

Четырёхлетний ребёнок обладает словарным запасом в 4 тысячи слов, может рассказать детские стишки и сказку на родном языке. В то же время он должен:

  • уметь разговаривать связно и чётко выговаривать звуки, исключением могут стать шипящие или сонорные;
  • правильно согласовывать слова по родам, числам и падежам;
  • уметь использовать в речи наиболее распространённые предлоги;
  • делить простые слова на слоги и уметь правильно произносить многосложные;
  • давать ответы на несложные вопросы;
  • иметь знания о профессиях и их значении;
  • описать тремя-четырьмя предложениями картинку или предмет;
  • понимать разницу в интонациях;
  • малыш также должен уже знать, кто он такой, кто его родители, дедушки и бабушки, называть свой адрес и возраст.

Развитие ребёнка в 4 года предполагает дальнейшее формирование знаний об окружающем и пока незнакомом ему мире. Они включают:

  • названия животных и птиц – как домашних, так и диких; малыш должен показывать их на картинке и называть правильно;
  • он должен различать этих животных по издаваемым ими звукам и знать особенности их передвижения;
  • знания о временах года – как называются, что происходит в разные сезоны;
  • какие явления погоды бывают, различия между ними;
  • информацию об овощах и фруктах, различиях в их вкусах.

Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=https%3A%2F%2Flegkopolezno.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2Fnavyki-rebenka-v-4-goda_4

В области рисования также существуют нормы того, что должен знать и уметь ребёнок в четыре года. Рисуя и играя, он учится:

  • знать основные семь цветов и уметь называть и показывать их;
  • уметь проводить с помощью линейки прямые линии;
  • рисовать самые простые из окружающих предметов и подбирать к ним цвет;
  • работать с клеем, готовить аппликации.

Работа с конструктором уже должна быть знакома детям в 4 года. Они с удовольствием с ним возятся и свободно владеют многими навыками:

Видео (кликните для воспроизведения).
  • дети знают и легко называют все детали конструктора;
  • они умеют располагать его составные части в разных положениях – по вертикали или по горизонтали;
  • понимая разницу между «кирпичиками» конструктора, они справляются с заменой деталей в сооружении;
  • они также различают части сооружения по высоте и форме;
  • постепенно можно усложнять задания, малыш будет собирать не только здания, но и космические корабли и самолёты.
Читайте так же:  Цветущая кожа лица

Музыкальное развитие ребёнка 4 лет зависит от интенсивности занятий с ним. Дети легко воспринимают и запоминают новые мелодии и простые теоретические знания. Они уже могут:

  • называть наиболее известные музыкальные инструменты, например, гитару или барабан;
  • с удовольствием слушают знакомые песни и подпевают им;
  • различают тихое и громкое звучание музыки.

После рождения ребёнок 4 года растёт, постепенно впитывая в себя всё, что он видит, слышит и чувствует. Его тонкая психика очень восприимчива к отношению близких людей, к их реакциям. В зависимости от этого формируется и его понимание собственной личности.

Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=https%3A%2F%2Flegkopolezno.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2Fnavyki-rebenka-v-4-goda_3

Поведение взрослых в этот период должно быть осторожным и внимательным. Малыш должен чувствовать их любовь и заботу. Тогда в нём сформируется уважительное отношение к самому себе. Его поведение также будет демонстрировать самоуважение. Постоянные замечания, недовольство им создадут у него отрицательный собственный имидж, и он будет капризничать и хулиганить, считая себя плохим. В это же время формируются и функции психики.

Это качество надо всемерно развивать с помощью различных упражнений, так как детям свойственна рассеянность. К четырём годам ребёнок уже должен:

  • выбирать пару одинаковых предметов среди множества разных;
  • уметь концентрировать своё внимание на выполнении определённого задания в течение нескольких минут;
  • выполнять упражнения на наблюдательность – повторить определённую последовательность движений с хлопками;
  • при произнесении кодового слова производить определённое движение – хлопок или притоп;
  • произвести сборку несложного сооружения с помощью деталей конструктора по представленному образцу;
  • уметь сложить обратно разрезанную на несколько частей картинку;
  • должен ориентироваться в знакомых ему местах.

Так как именно в этот период усиливается интерес ребёнка к познанию, то можно начинать подготовку к школе. Однако, чтобы не переусердствовать, родителям лучше познакомиться с рекомендациями специалистов о том, что умеет ребёнок в данном возрасте. Он может:

  • сам собрать небольшую пирамидку;
  • уметь находить обобщающие слова, определяя самостоятельно, к какой группе отнести определённых животных или деревья;
  • в группе предметов определять лишний;
  • искать и находить имеющиеся несоответствия в картинках;
  • самостоятельно находить антонимы к словам;
  • называть более сложные геометрические фигуры;
  • сравнить и расставить предметы по убыванию их размеров;
  • различать слова родного языка с иностранными;
  • отгадывать несложные загадки и решать лёгкие головоломки.

Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=https%3A%2F%2Flegkopolezno.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2Fnavyki-rebenka-v-4-goda_1

У ребёнка 4 лет наблюдается прекрасная память, поэтому в таком возрасте обычно начинают изучать с ним иностранные языки. Согласно общепринятым нормам, малыш должен уметь:

  • находить дорогу домой из знакомых мест – из садика или магазина;
  • уметь пересказать небольшой рассказ;
  • учить наизусть стихи, загадки;
  • запомнить несколько увиденных предметов и назвать их;
  • суметь повторить услышанные слова или цифры;
  • выполнить задание, состоящее из трёх-четырёх команд;
  • повторить несколько последовательных шагов в танце;
  • рассказать об увлекательном событии, произошедшем недавно.

В этот период ребёнок учится выражать свои эмоции. Он должен уметь сопереживать, научиться понимать настроение и чувства других людей, воспитать в себе культуру поведения. В этом процессе ему нужна помощь близких людей. Малыш уже умеет:

  • чувствовать настроение человека, изображённого на фотографии;
  • может изобразить мимически определённую эмоцию;
  • если виноват, понимает, что нужно попросить прощения, признав свою оплошность;
  • при виде близких людей радуется, а при появлении незнакомых – пугается.

Маленькие дети очень общительны. Им нравятся совместные игры и знакомства с новыми друзьями. Как раз в этот период происходит дифференциация интересов девочек и мальчиков. Первые увлекаются нарядами и куклами, а вторые – техникой и оружием. Они с удовольствием помогают своим папам в ремонте автомобиля, ездят с ними в летние месяцы на рыбалку, привыкают к мужским обязанностям. Девочки выполняют посильную работу по дому.

К четырём годам дети уже многие действия выполняют самостоятельно. Они сами чистят зубы, одеваются, умеют пользоваться столовыми приборами.

Четырёхлетний малыш – это маленький любознательный человек, который уже многое знает и умеет. И главное – не спугнуть его интерес к познанию этого огромного прекрасного мира.

Развитие детей в возрасте 4 лет. Что должен уметь делать ребенок в четыре года?

Родители часто переживают, достаточно ли малыш развит для своего возраста, не отстаёт ли от сверстников. Что же должен уметь ребёнок в 4 года?

До определённого возраста малыша физические умения и навыки свидетельствуют о его умственном и психическом развитии, особенно это актуально для детей первого года жизни. Конечно, каждый ребёнок развивается в индивидуальном ритме, определяемом его темпераментом и характером, однако есть общий набор качеств и умений, отличающих поведение четырёхлетних крох, которые:

  • Легко удерживают равновесие на одной или двух ногах, могут передвигаться прыжками;
  • Быстро бегают, не меняя направления;
  • Самостоятельно поднимаются и спускаются по лестнице;
  • Умеют играть с мячом, подбрасывают и ловят его; могут вести мяч ногами;
  • Катаются на велосипеде и самокате;
  • Уверенно держатся на воде и с лёгкостью осваивают плавательные навыки.

Ребёнок в возрасте 4-х лет вынослив, может совершать длительные прогулки, во время которых проявляет активный интерес к окружающему миру.
Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=https%3A%2F%2Fvse-pro-detstvo.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Frazvitie_rebenka_v_4_goda

Читайте так же:  Артикуляционная гимнастика для детей логопедические упражнения

Вестибулярный аппарат регулирует координацию движений малыша, его положение и перемещение в пространстве. У грудных детей отделы головного мозга, отвечающие за речь и моторику, находятся рядом, практически объединены, и тесно связаны. С развитием мозга они постепенно отдаляются друг от друга, однако хорошее развитие одной части позитивно влияет на вторую. Именно поэтому развитая мелкая моторика рук определяет набор речевых навыков у ребёнка.

Малыш в 4 года уже достаточно усидчив и легко справляется со следующими упражнениями:

  • Нанизывает на леску бисер,
  • Застёгивает пуговицы,
  • Завязывает шнурки,
  • Умеет рисовать кистью и карандашом,
  • Раскрашивает картинки, не выходя за контур,
  • Лепит из пластилина фигурки,
  • С помощью ножниц вырезает по заданному контуру,
  • Завязывает и развязывает узлы из толстых верёвок или канатов,
  • Делает поделки, работает с красками и клеем во время создания аппликаций.

В этом возрасте малыши различают правую и левую руку; при выполнении заданий или во время игр понимают, где относительно предмета находится верх и низ.

Интеллектуальное и умственное развитие ребенка в 4 года

В 4 года ребёнок уже имеет развитый интеллект, он активно взаимодействует с внешним миром, с радостью общается со сверстниками. Родители участвуют в постоянных диалогах со своим чадом и отвечают на бесконечные вопросы маленьких почемучек. Дети этого возраста демонстрируют не только любознательность, но и хорошую память.

В словарном запасе ребёнка имеется около 2000 слов, и он постоянно расширяется. Малыш 4-х лет может назвать свои имя и фамилию, возраст, полный адрес, имена родителей, рассказать, кем они работают. Многие дети ещё не умеют определять время по часам, но легко понимают и различают события, которые обычно происходят утром, днём или ночью. Такую же осведомленность о периодичности и различных этапах любого процесса ребёнок демонстрирует, рассуждая о смене времён года.

Малыш уже умеет пересказать сказку, прочесть наизусть стихотворение. К основным речевым навыкам относят следующие:

  • Умение связно говорить, согласовывать в предложении слова по родам, падежам и числам;
  • Правильное произношение звуков за исключением шипящих и сонорных;
  • Активное использование во время построения предложений союзов и предлогов;
  • Чёткое и правильное произношение многосложных слов;
  • Способность отвечать на вопросы;
  • Умение описывать изображённое на картинке, рассказывать о профессиях и занятиях людей;
  • Перечисление основных музыкальных инструментов;
  • Понимание интонационной разницы.

Интеллектуальное развитие малыша в 4 года также предполагает, что он:

  • Различает части тела человека и животных;
  • Называет и различает ягоды, плоды фруктов и овощей, может рассказать об их отличительных характеристиках;
  • Знает домашних животных и птиц, их детёнышей, находит их на картинках;
  • Имеет представление о насекомых и их действиях (бабочка летает, муха жужжит, кузнечик скачет).

Дети в 4 года умеют:

  • Считать до 10 и знать цифры до 5, в том числе, как они пишутся;
  • Различать понятия «много» и «мало», сравнивать количество по принципу «больше-меньше» или «узкий-широкий»;
  • Знают основные геометрические фигуры и семь цветов радуги.

При работе с конструктором дети используют свои математические навыки. Малыш может легко посчитать количество кубиков и расположить их в порядке возрастания, осмысленно строит сооружения различной высоты и формы, свободно оперирует понятиями и представлением о размещении частей конструктора по горизонтали и вертикали.
Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=https%3A%2F%2Fvse-pro-detstvo.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fchto_umeet_rebenok_v_4_goda

В возрасте 4-х лет дети способны испытывать различные эмоции, очень непосредственны, а их реакции на окружающий мир являются ситуационными и неустойчивыми. Малыши остро реагируют на происходящие вокруг них события, демонстрируя окружающим обиду, стыд, гнев, грусть или разочарование. К этому возрасту уже сформированы основные нравственные качества: доброта, сопереживание, отзывчивость, проницательность.

Психическое развитие ещё не позволяет малышу оценивать себя критически: ребёнок может сомневаться в собственных силах и с трудом признавать свою вину. Он все больше осознает себя отдельной личностью и, несмотря на все внутренние противоречия и неуверенность, стремится к самостоятельности. Для осознания себя как личности малышу очень важны похвала и оценка близкими его поступков, ободрение или деликатное осуждение. В это время у ребенка закрепляется значение понятий добра и зла, хорошего и плохого, прекрасного и отвратительного. Поведение малыша и реакции на окружающий мир демонстрируют его понимание и наличие представлений о человеческой нравственности.

Каким бы ни было развитие малыша и набор его умений в этом возрасте, родители должны помнить об уникальности и неповторимости собственного ребёнка. Он может рисовать оранжевое небо и кошку с шестью лапами, фантазировать вслух, верить в волшебников и чудеса. Всё это также свидетельствует о его развитии и богатстве внутреннего мира, как и умение считать, рассказывать стихи и сооружать из конструктора сложные фигуры и высокие строения.

Дата публикации: 2012-03-08 | Просмотров: 18724 | Автор: Ольга Богданова

Уважаемые родители, эти основные показатели помогут вам определить знания вашего ребёнка.

Если Ваш ребёнок знает больше, это хорошо! Если в знаниях и умениях есть пробелы, вы легко сможете это выяснить.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ и УМЕТЬ РЕБЁНОК к 4 годам

– Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение; выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал, назначение предмета).

Читайте так же:  Лечение зубов при беременности с использованием современных методов

– Знать некоторых домашних и диких животных и их детёнышей, называть их в единственном и множественном числе.

– Знать название нашего города, улицу, на которой он живёт, свою фамилию и имя, имена и отчества своих родителей.

– Понимать, что окружающий мир – это не только родители, дом, детский сад, но и живая природа: растения, животные о которых нужно заботиться.

– Знать некоторые правила дорожного движения: улицу нужно переходить в специальных местах, на зелёный сигнал светофора.

– Знать правила безопасности, понимать, что есть предметы в быту, которые нельзя трогать детям, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, не трогать насекомых и бродячих животных.

– По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видел, куда ходил, что случилось.

– Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространённые предложения с однородными членами.

– Задавать всевозможные вопросы: почему, откуда, зачем?

– С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.

– Называть и обобщать вещи домашнего обихода, называть транспортные средства, овощи, фрукты, животных, использовать обобщающие слова.

– Называть части и детали разных предметов.

– Употреблять слова с противоположным значением, согласовывать их в роде, числе, падеже. Использовать в речи предлоги.

– Называть профессии людей, действия людей.

– Отгадывать загадки о предметах окружающего мира.

– Изменять слова по числам и падежам.

– Правильно и четко произносить все гласные звуки в словах, правильно и четко произносить согласные звуки: М, Б, П, Т, Д, Н, Г, Х, В, Ф.

– Прослушав сказку или рассказ, самостоятельно воспроизвести интересные повторы, моменты.

– Эмоционально, четко читать наизусть короткие стихотворения, потешки.

– Находить в окружающей обстановке много и один предмет.

– Сравнивать группы предметов, используя приёмы наложения, приложения, определять, каких предметов больше (меньше).

– Понимать значение вопроса сколько?

– Различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Различать и называть геометрические тела: шар, куб, цилиндр. Узнавать геометрические фигуры в окружающем мире (мячик, кубик, труба и т.д.)

– Узнавать и называть цифры: 1, 2, 3, 4, 5. Понимать состав данных чисел, использовать пальцы для представления состава числа. Соотносить количество предметов с цифрой.

– Сравнивать два предмета, разных по величине (высоте, ширине, длине).

– Использовать в речи слова большой – маленький; длинный – короткий; широкий – узкий, высокий – низкий согласовывать в роде и числе. Объединять предметы по признакам величины.

– Понимать слова: верхняя – нижняя; слева – справа.

– Различать правую и левую руку. Обозначать положение предмета относительно себя, двигаться в заданном направлении.

– Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

-Дети могут проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, книжных иллюстраций, произведений народного декоративного прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы, радоваться созданным ими рисункам, лепке, аппликациям, индивидуальным и коллективным работам.

– Лепить предметы и фигурки, состоящие из нескольких частей разной формы; защипывать края формы кончиками пальцев для передачи характерных особенностей.

– Различать и правильно называть основные строительные детали (кирпичик, кубик и др.) Сооружать постройки по собственному замыслу, по образцу.

– Уметь отламывать от большого куска маленький кусочек, раскатывать прямыми и круговыми движениями ладоней.

– Знать и уметь находить в окружающей обстановке девять цветов. Красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, коричневый, чёрный, голубой, розовый.

– Передавать образы окружающей действительности, использовать цвета, соответствующие отдельным предметам (зелёная ёлка, красный помидор, синее небо и т.д.)

– Рисовать несложные сюжеты по замыслу ( машина едет по дороге, рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на клумбе и т.д.)

– Пользоваться различными изобразительными материалами: гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, мел для улицы.

– Уметь штриховать контур в заданном направлении: слева на право; сверху вниз; по кругу. Проводить прямые линии вертикальные и горизонтальные.

– Приклеивать вырезанные взрослым контуры предметов.

– Составлять узор, чередуя детали.

– Из готовых форм смоделировать по образцу предметы (домик, неваляшка, грибок и т.д.)

Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=http%3A%2F%2Fprodetsad.spb.ru%2Ffotki%2F2012-05-06%2Funtitled_105_iz_115

ДЕТИ 4 ЛЕТ – МЛАДШАЯ ГРУППА № 8 ЗИМА 2011 Г.

Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=http%3A%2F%2Fprodetsad.spb.ru%2Ffotki%2Fkollegi%2F1-IMG_0236-olga

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.

Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=http%3A%2F%2Fbest-mother.ru%2Fupload%2Fiblock%2Fbba%2Fbbacef1f3105140454be4fb93af68a55

Что ребёнок в 4 года должен уметь? Эта статья дает ориентировочные нормы степени сформированности процессов психических вашего чада в возрасте 4 года и предназначена для вашего ознакомления. Вы можете проверить его вероятные возможности в различных сферах знаний и понять, в каких сферах знаний Ваше чадо преуспевает, а в каких нуждается в дополнительном внимании и времени.

В этом разделе «Дети от четырех до пяти лет» мы сконцентрировали весь материал, напечатанный на нашем сайте, что может помочь Вам и Вашему малышу готовиться к следующему, более глубокому этапу занятий.

Читайте так же:  Как помочь ребенку пережить жару

Материалы для Ваших упражнений вы можете использовать в своем доме, в начальных классах школы либо в детском саде.

Ребёнок, которому исполнилось четыре года – это уже не малыш, а вполне развитая и во многом уже самостоятельная личность. Детки в таком возрасте уже умеют самостоятельно кушать, одеваться, разговаривать и выполнять несложные задания по дому. К четырем годам родители уже становятся спокойнее и не отслеживают педантично осваивание малышом каждого навыка. Но знать, что должен уметь ребенок в 4 года, хотят все же большинство родителей.

Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F06%2FKak-otuchit-rebenka-ot-pampersov2-1

Очень важно понимать, что каждый ребенок уникален, и его развитие идет своим чередом. Не следует категорично воспринимать данные рекомендации по развитию ребенка. Если ваш сын или ваша дочь пока не умеют чего-либо, это не значит, что с ними что-то не так. Скорее всего, они развиваются в своем темпе и со временем догонят, а то и обгонят своих сверстников. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, наблюдайте за прогрессом именно вашего малыша.

Развитие ребенка в 4 года – это многогранное понятие. Оно включает в себя несколько аспектов: психологическое развитие, умственное, физическое и социальное. Можно выделить и другие стороны развития, но перечисленные достаточно полно описывают уровень развития ребенка.

Одним из важнейших аспектов развития ребенка является его психологическое состояние. От умения справляться с негативными эмоциями, умения концентрироваться напрямую зависят и умственное развитие, и социальное, и даже физическое.

В таком возрасте состояние психики ребёнка напрямую зависит от родителей. Детки в 4 года начинают испытывать новые эмоции: грустить, обижаться, стыдиться. Им становятся нужны похвала, оценка их действий. Они начинают остро реагировать на равнодушие и невнимательность со стороны взрослых. Дети могут стать чувствительными и ранимыми. Это нормальное развитие для такого возраста, это не очередной кризис, а просто виток в психологическом развитии. От родителей требуются поддержка, похвала, объяснение ребенку — откуда берутся его новые эмоции, и что они означают.

Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F06%2FKak-otuchit-rebenka-ot-pampersov5-1

Еще один психологический аспект, который должен уже проявиться в 4 года, – это стремление к самостоятельности. Ребёнок хочет что-то делать сам, и самое главное – он многое уже может. Не лишайте его этой возможности, не бросайтесь делать все за него.

Развитие эмоций, в том числе и негативных приводит к появлению страхов, ночных кошмаров. Для ребёнка четырех-пяти лет – это нормально. Ваша задача – помочь справиться с этими страхами и просто быть рядом, когда ваш малыш чего-то боится.

Существуют определенные нормативы, составленные специалистами по детскому развитию и психологами. Этот список вы можете взять за основу, для того чтобы проверить умственное развитие вашего малыша. Итак, что же умеет четырехлетка:

  • Логично отвечает на несложные вопросы, используя длинные предложения.
  • Знает значения используемых слов и общих понятий.
  • Знает названия животных, предметов обихода, профессий.
  • Знает названия геометрических фигур и цвета.
  • Считает до 10.
  • Отличает, где правая сторона, а где левая.
  • Оперирует понятиями «один», «много», «немного», «несколько».
  • Знает свое имя, имена родственников, домашний адрес.
  • Определяет время суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Знает времена года и порядок их смены.
  • Умеет описать увиденное, пересказать услышанную историю.
  • Знает некоторые буквы и цифры.
  • Собирает паззлы минимум из 5 деталей.

Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F06%2FKak-otuchit-rebenka-ot-pampersov8-1

Если какие-то из пунктов вызывают у ребёнка сложности – это не повод для беспокойства. Просто уделите этому моменту больше внимания при обучении. Старайтесь, чтобы занятия были комфортны и для вас, и для малыша. Если он не в настроении или болеет – не стоит заставлять его заниматься, это только может отбить охоту у малыша к обучению. Если устали вы – тоже отложите занятия на время.

Физическая активность ребёнка к 4 годам снижается (бывают исключения в виде гиперактивных детей). Он уже может посидеть на месте какое-то время. Ребёнок, овладев основными навыками – ходьбы и бега, начинает их уже совершенствовать. Кроме того, появляются навыки спортивных игр (например, с мячом)

Также нужно помнить, что девочка отличается от мальчика своей физической активностью. Мальчики более подвижные, более быстрые и ловкие.

Что же должен уметь делать ребенок к четырем годам:

Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F06%2FKak-otuchit-rebenka-ot-pampersov3-1

  • Бегать, ходить быстро или медленно (менять темп).
  • Ходить задом наперед.
  • Прыгать на месте, отрывая обе ноги от земли.
  • Удерживать равновесие.
  • Подниматься по лестнице, чередуя ноги.
  • Ловить мяч двумя руками.
  • Ходить на носочках и пяточках.
  • Уметь крутить педали велосипеда (необязательно ездить на нем).

Деток в 4 года уже можно отдать в какую-либо спортивную секцию: на плавание, футбол, гимнастику. Выбор за вами, только при выборе секции для ребенка думайте прежде всего о том, к чему есть способности, и что нравится ребенку.

Поощряйте физическую активность ребенка, пусть он лазит, бегает, карабкается по разным препятствиям. Придумывайте для него занятия и испытания. Больше проводите времени на свежем воздухе, играйте в активные игры.

Читайте так же:  Диета во время беременности, чтобы похудеть

В 4 года ребенок уже осознает важность общения, нахождения своего места в социуме. В этот период детки активно начинают дружить, налаживать контакты. Малышу уже становится интереснее играть с другими детьми, чем одному.

Что же должен уметь в социальном плане ваш малыш к этому возрасту:

  • Следовать правилам, установленным в обществе.
  • Заводить знакомства – здороваться, представляться.
  • Извиняться, если что-то сделал не так.
  • Просить что-либо сделать или что-то дать.
  • Благодарить за подарок или помощь.
  • Делиться своими вещами.
  • Поддерживать человека, у которого случилось что-то неприятное.
  • Высказывать свои чувства, эмоции и желания другому человеку.

Помимо развития социальных навыков, ребёнка следует обучить и бытовым навыкам. Многое ваш ребёнок в силу своего возраста уже должен уметь, например:

  • Самостоятельно одеваться, застегивать молнию и пуговицы.
  • Умываться, мыться и чистить зубы.
  • Наливать воду в стакан, не проливая.
  • Мыть посуду и вытирать пыль.
  • Подметать пол.
  • Контролировать свои естественные потребности (походы в туалет).

Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F06%2FKak-otuchit-rebenka-ot-pampersov1-1

Общее развитие ребенка в 4 годика во многом связано с развитием речи. Ребёнок, у которого нет проблем с озвучиванием своих мыслей, и в других аспектах жизни развивается быстрее. Речь – своего рода показатель интеллектуального развития.

В арсенале 4 летнего ребенка должно быть не менее тысячи слов. Он должен уже запоминать короткие стихотворения, песенки и поговорки. Фразы, которыми изъясняется ваше чадо, не должны быть простыми. В речи уже должны появляться эпитеты, сравнения. Часто детки начинают в этом возрасте сочинять стишки, песенки, подбирать рифму, выдумывать свои собственные слова. Это хороший показатель того, что ваш ребенок учится управлять языком, словами. Это как упражнения, которые ваша кроха сам для себя выдумывает.

Если у вашего сына или дочки в 4 годика проблемы с проговариванием звуков или же какие-то другие проблемы с речью – самое время обратиться к логопеду. Ребёнок уже в состоянии в таком возрасте выполнять задания логопеда, делать упражнения и концентрировать внимание на занятиях.

Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F06%2FKak-otuchit-rebenka-ot-pampersov6-1

Несмотря на то, что все перечисленные нормы развития ребенка в четырехлетнем возрасте достаточно условны, есть такие моменты, на которые следует обратить внимание. Можно выделить минимум навыков и умений, которыми должен обладать ваш малыш. А именно, ребенок четырех лет должен:

  • Идти на контакт с другими людьми (самостоятельно и в ответ на обращение).
  • Смотреть на людей, которые к нему обращаются.
  • Играть в игры и проявлять интерес к игрушкам.
  • Обладать минимальными бытовыми навыками (самостоятельно кушать, ходить в туалет, мыть руки).
  • Говорить хотя бы простые фразы.
  • Помнить свое имя и фамилию.

Если ваш ребенок не в состоянии делать что-либо из перечисленного – лучше обратиться к специалисту. Лишним это не будет. Если все в порядке, и это особенности развития вашего малыша – врач вам так и скажет. Если выявятся какие-либо нарушения в развитии – то чем раньше вы начнете над ними работать – тем проще будет с ними справиться.

Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F06%2FKak-otuchit-rebenka-ot-pampersov4-1

В ваших силах помочь ребенку в его развитии. Для этого сейчас масса возможностей. Физическое развитие можно отдать под контроль папы или дедушки или же записать ребенка в секцию. Психологические аспекты развития во многом зависят от эмоциональной обстановки в семье, это также зависит от вас как от родителей. Чтобы ребёнок формировал социальные навыки – не стоит его изолировать от коллектива. Если малыш не ходит в садик или на развивающие занятия – старайтесь сформировать самостоятельно круг из деток, с которыми смог бы общаться постоянно ваш ребенок. К бытовым моментам нужно просто методично приучать, показывая на своем примере.

Интеллектуальное развитие – это отдельная тема. Тут вам в помощь и книжки по развитию детей, и пособия, и разные методики, и развивающие игрушки и конструкторы. Уже можно начинать в этом возрасте готовить руку к письму и учить ребёнка читать. Не забывайте о творчестве: рисование, раскрашивание, лепка, аппликация — все это тоже развивает ребенка умственно.

Воспитание ребенка 4 лет – дело непростое, но очень интересное. Самое главное – вкладывая свои силы и время в развитие ребенка сегодня, вы уже совсем скоро увидите отдачу. Все мы знаем, что дети очень пластичны и впитывают в себя все, как губки. Важно не пускать все на самотек, а развивать и воспитывать ребёнка, пока это еще легко сделать.

Изображение - Что ребенок должен уметь к четырем годам 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here