Детки и деньги

Сегодня предлагаем статью на тему: "Детки и деньги". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Финансовый кризис коснулся всех сфер нашей жизни и прежде всего семьи. Что проще: купить ребенку очередную дешевую куколку или объяснить, почему не стоит идти в магазин «просто так» на каждой прогулке

Финансовый кризис коснулся всех сфер нашей жизни и прежде всего семьи. Что проще: купить ребенку очередную дешевую куколку или объяснить, почему не стоит идти в магазин «просто так» на каждой прогулке? Раньше проще было купить. А теперь денег стало намного меньше. И вместе с брешью в кошельке многие мамы и папы с грустью обнаружили, что их дети не испытывают ни малейшего уважения к деньгам.

Мне часто задают вопрос: с какого возраста нужно приучать ребенка к деньгам? Всегда хочется ответить известной фразой: «Сколько вашему ребенку? Десять? Вы опоздали на десять лет!» И пусть не с младенчества, конечно, но воспитание финансовой состоятельности начинается, когда ребенок впервые обратил внимание и заинтересовался деньгами или тем, что с ними связано. У каждого свой срок, но он всегда приходит раньше, чем мы думаем. Обратите внимание, дети очень рано заменяют “дай” на “купи”. Вот с первого “купи” и надо начинать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Детки и деньги proxy?url=https%3A%2F%2Feconet.ru%2Fuploads%2Fpictures%2F228168%2Fcontent_child-in-shop-window__econet_ru

Главное, не забыть объяснить, что значит купить! Я встречала детей, у которых “купи” отдельно от денег. Для них купить — это значит взять в магазине то, что понравилось. Так вот это не “купи”. Это снова “дай”. А потакание ему — взращивание эгоизма.

Правильное “купи”, это когда вы подходите с ребенком к прилавку, называете вслух цену вещи и начинаете рассуждать, сколько денежек у вас в кошельке, дорого стоит вещь или нет, насколько ее цена соответствует качеству и потребностям вашей семьи, как вы зарабатываете деньги и можете ли позволить себе купить. Здесь главное простота, доброжелательность и конкретика. А что нельзя? Нельзя огрызаться, срываться на ребенке, если у вас денег на эту вещь нет. Он же не виноват, что ему хочется. Поэтому, если отказываете, то обязательно с рассуждением о том, почему нельзя, и хотя бы через раз при отказе покупайте что-нибудь незначительное в качестве компенсации, чтобы ребенок не чувствовал себя совсем уж обделенным.

Уважение, работа, ответственность, труд. Кого угодно от таких слов «загрузит». И ребенка в том числе. А деньги — это не только бумажки и пластик, кредитные обязательства и заработная плата. Это еще и радость, шалости, красивые вещи, вкусная еда. Плохо, когда человек живет только одними удовольствиями. Но также плохо, если он вырастает трудоголиком, не способным потратить на себя лишнюю копейку. Поэтому стремитесь, чтобы разговоры о деньгах были правильными, но легкими!

Например, с денежками можно пообщаться. Предложить ребенку выбрать свою любимую купюру (обязательно новенькую, хрустящую) и назвать ее волшебной. Хранить в шкатулке и нашептывать ей желания (метод подходит для детсадовской малышни еще не потерявшей веру в Деда Мороза и добрую фею). А еще я лично люблю разглядывать со своими детьми деньги разных стран. Ведь они, как правило, очень красивые. Чтобы купюру нарисовать, трудилось много художников. В нее вкроена символика страны, национальные орнаменты, изображены памятные места и лица первых лиц государства.

Любопытно, что многие взрослые люди совершенно не помнят, что нарисовано на деньгах страны, в которой они живут. На своем семинаре «Деньги» я частенько даю простенькое задание: воспроизвести по памяти денежную купюру. И многие не могут. О чем это говорит? Не только о банальной невнимательности, но и о том, что люди стремятся как можно быстрее избавиться от денег, едва они попадают в руки.

Но чтобы деньги «руки не жгли», их нужно чаще и дольше держать в руках. Разглядывать, запоминать, зарисовывать по памяти. Для ребенка это, кстати, очень полезно — память развивает. Да и взрослому хоть раз в жизни не помешало бы.

Обычно родители делятся на две категории: те, кто дает совсем маленьким детям свои кошельки “поиграть”, и те, кто суматошно вырывает деньги из рук, мол, грязные. В первом случае отношение ребенка к деньгам обесценивается. Деньги — это сакральное энергия. Кошелек — вместилище сакральной энергии. По-хорошему к нему даже сам владелец должен испытывать благоговейный трепет, а уж ребенок и подавно. Архетипический аналог кошелька — сокровищница. А у детей, особенно маленьких, в возрасте до 7 лет, сознание архетипическое. Они в отличие от нас, взрослых, не верят в чудо — они точно знают, что чудо есть. И если они поверят в волшебную лампу Аладдина, у них не будет проблем с ощущением богатства, внутренним правом на него, они никогда не променяют золото на дешевую бижутерию и не согласятся на фальшивку ни в чем — ни в материальном мире, ни в мире отношений.

Видео (кликните для воспроизведения).

А если отнимать у ребенка деньги и называть их “грязными” — эффект обратный. Презрение, страх, ощущение грязи на руках — вот то, что можно таким образом привить. Поэтому, если вы считаете, что ребенку, подержавшему в руках купюру, стоит помыть руки, предложите ему это сделать по какой-то другой причине, не акцентируя внимания на деньгах.

Изображение - Детки и деньги proxy?url=https%3A%2F%2Feconet.ru%2Fuploads%2Fpictures%2F228174%2Fcontent_vitrina__econet_ru

Каждый родитель хотел бы для ребенка обеспеченного будущего. А это значит — надо прививать любовь или хотя бы ответственность к учебе, к которой многие дети относятся без всякого энтузиазма. Что же делать? Некоторые, начитавшись западных психологов, стали вводить для детей материальные поощрения. Получил в школе десятку — вот тебе латик. Плохо выполнил контрольную — останешься без поощрения (или открывай копилку и сам внеси денежку в семейный бюджет). Естественно, у подхода есть противники, мол, нечего спекулировать на святом. А на самом деле все зависит от среды, в которой воспитывается ребенок, от его характера, способа мышления.

Читайте так же:  Аллергия у маленьких детей

Любой ребенок видит, как зарабатывают деньги родители, и строит свою систему ценностей, отталкиваясь от семейной. Если родители бизнесмены, в доме постоянно ведутся разговоры о сделках, договорах, поставках, налогах, то есть витает дух предпринимательства, ребенок спокойно усваивает такую модель отношений и готов включаться в процесс зарабатывания денег как можно скорее. Ну а если мама выдает сыну-подростку деньги на школьную экскурсию точные до копейки? Можно надеяться, что такой маме повезет и у нее родится новый Билл Гейтс. Но скорее всего, у ребенка тоже будут трудности в отношении к деньгам, и тогда никакие финансовые поощрения не будут ему интересны. Он просто не будет знать, на что потратить заработанные латы.

Ваши дети получают карманные деньги? Наши – да. Не буду настаивать, что мы пришли к самым верным решениям, дети делают правильные выборы, а мы гордимся педагогическим эффектом (на самом деле да). Но раз в эфире снова рубрика «Опыт одной мамы», то почему бы не поделиться.

Изображение - Детки и деньги proxy?url=http%3A%2F%2Ffly-mama.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2F56d768f103b76af1539666cf4310ed0f

Вводная : в начале недели дети получают некую сумму на карманные расходы, которой оба вольны распоряжаться на своё усмотрение. Проколы в поведении и прилежании никак не влияют на это событие, денежный вопрос регулируется независимо от дисциплинарного.

Нашей целью было научить детей обращаться с деньгами и распоряжаться ими. Теперь подробнее, почему и как. Речь преимущественно пойдёт о сыне-второкласснике, потому что дошкольница-дочь только вступает на путь финансовой независимости.

1. Деньги любят счёт

Счётные палочки, галька, пуговицы, спички – ничто не имело такого успеха при обучении отпрысков устному счёту, как железные рубли разного достоинства. Уж не знаю, что тут сказалось, природная меркантильность или просто было интереснее (в конце концов, в кассе букв и цифр моего детства были бумажные монетки), но именно благодаря металлически деньгам сложение и вычитание пошли много веселее сначала у сына, а через пару лет история повторилась с дочерью.

2. — Послушай, папа, — сказал вдруг Малыш — если я действительно стою сто тысяч миллионов, то не могу ли я получить сейчас наличными пятьдесят крон, чтобы купить себе маленького щеночка?

К тому, что свои кровные можно копить, а потом тратить на что-то Очень Нужное, старший ребёнок пришёл не сразу, но зато почти самостоятельно.

Сначала он быстро спускал еженедельную сумму на пустяки вроде конфет или бисквитиков в школьном буфете и раздавал их друзьям. Говоря «быстро», я имею в виду, в понедельник выдали, а уже в среду спрашивал, можно ли получить ещё немного. Разумеется, было нельзя.

Я совершенно точно знаю, что для некоторых мам и даже пап это довольно сложный момент, но тут стоит выдержать характер, иначе никакого воспитательного эффекта не будет и ребёнок вывода не сделает. А давать деньги ради денег – не наш случай.

3. Имел Бобби хобби – он деньги любил, любил и копил

Затем мы подсказали ему, что деньги можно и нужно планировать: показали семейный бюджет, объяснили в упрощённой форме, что что-то из зарплат откладывается, что-то тратится почти сразу и надо учитывать свои обязательства, потребности и хотелки.

Выводы отпрыск сделал. «Мама, – сказал он однажды, – давай ты будешь печь булки и давать их мне с собой в школу. Тогда мне не придётся тратить и я быстро накоплю на то, о чём мечтаю». Своя логика в этом была, но пришлось будущему Адаму Смиту снова отказать.

Так он стал делить еженедельную выплату пополам: часть откладывал, часть расходовал на своё усмотрение.

NB тут я должна заметить, что в целом почти никак не комментирую его траты, полагая, что ко всем заключениям он должен прийти самостоятельно. Слишком много взрослых вокруг, которые не умеют обращаться с деньгами – их опыт и навёл меня на эту идею. И пока что схема вполне рабочая.

Бонус : тренируем то самое Отложенное Удовольствие. Тогда ещё семилетний малыш учился терпению и смирению на пути к достижению своей цели. Звучит пафосно и жутковато, согласна. Но не было ничего нагляднее этого, чтобы на довольно примитивном уровне объяснить, как достигается желаемое – прежде всего благодаря планированию и терпению. Своего рода знаменитый зефирный тест.

4. Тридцать ярдов дощатого забора (просто хотелось придумать красивое название пункта и связать с каким-нибудь литературным героем)

Мы не платим за выполнение домашней работы и работы по дому. И не вычитаем денежный штраф за невыполнение. Потому что ни мама, ни папа не получают зарплату за то, что вымыли посуду или подмели. Потому что мы все живём в этом доме и общими усилиями поддерживаем в нём порядок. Мысль, полагаю, ясна.

Мы не наказываем лишением карманных денег. Если человек порвал или потерял учебник/пенал/тетрадь и тд – да, он компенсирует это из своих. Наверное, жестоко – но прослеживается дополнительный эффект ещё и в бережном отношении к своим и школьным вещам.

Итак, к чему привела такая финансовая политика

Дети постепенно понимают и принимают финансовое планирование. Для них деньги не собственно цель, а средство её достижения. Каждый из них хотел какую-то пустяковую на взрослый взгляд вещь, но оба пришли к покупкам совершенно зрело и терпеливо, потратили накопленное с удовольствием и теперь прежде, чем попросить какой-то подарок, задаются вопросом, могут ли они купить его себе самостоятельно (а мы с отцом, разумеется, дополнительно помогаем, если необходимо).

Дети участвуют в планировании семейного бюджета – от составления списка продуктов до обсуждения покупок глобальнее.

Читайте так же:  Как помочь ребенку, если он подавился

Дети знают, что их не штрафуют за шалости, но бережно относятся к своим и чужим вещам, потому что компенсация испорченного будет за их счёт.

Когда кто-то накапливает крупную по их меркам круглую сумму, мы с мужем добавляем немного сверху – введение в банковскую систему, если угодно, процент за накопленное.

Домашние обязанности не приравниваются к работе за зарплату. Но когда дети помогают мне, например, снимать фоторецепты и обзоры книг или игр или писать статьи – я, разумеется, делюсь гонораром, ведь они работали вместе со мной.

О принципах правильного обращения с деньгами важно знать еще с детства. Не стоит лишать ребенка карманных средств, контролировать его расходы и оплачивать помощь по дому. Предлагаем детально ознакомиться с этими и прочими ошибками в финансовом воспитании ребенка.

Изображение - Детки и деньги proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitie-krohi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F07%2Ffinansovoe-vospitanie-detey

1. Запрет разговоров о деньгах

Многие родители предпочитают не посвящать детей в финансовые дела семьи. Обычно разговор о планировании месячного бюджета проходит без их присутствия. В результате этого у подрастающего поколения может сложиться неправильное представление о назначении денег, а в более зрелом возрасте возникнут затруднения с распоряжением собственными средствами. Помните, что обсуждение семейного бюджета – вполне нормальный процесс, который не стоит скрывать от ребенка. Он помогает понять, каким образом нужно тратить деньги, тем самым формируя финансовую грамотность.

2. Отсутствие карманных денег

Наличие собственных денег позволяет детям чувствовать себя самостоятельными. Примерно с 6 лет попробуйте еженедельно или ежемесячно выделять ребенку небольшие суммы, которые ему можно будет использовать по собственному усмотрению. С возрастом он начнет тратить эти деньги с умом – оплачивать Интернет или приобретать подарки в честь какого-либо праздника.

Изображение - Детки и деньги proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitie-krohi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F06%2FratingЧитаем по теме: Дети и карманные деньги. Как научить ребенка правильно относиться к деньгам — http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/kak-nauchit-rebenka-pravilno-otnositsya-k-dengam.html

3. Постоянное контролирование

Не стоит запрещать ребенку покупать что-либо на карманные деньги или ругать его за очередную ненужную трату. Разумеется, вы хотите научить его правильно обращаться с финансами, руководствуясь лишь благими намерениями. Однако получается, что выделенные средства принадлежат вашим детям лишь формально. Столь жесткий подход порождает чувство неуверенности – ребенок постоянно боится совершить ошибку и прогневить родителей. Готовьтесь к тому, что изначально попытки самостоятельной траты денег будут ошибочными. Только так накапливается ценный опыт и постепенно начинают соизмеряться желания и возможности.

4. Полное отсутствие контроля

Важно не впадать в крайности, стараясь все же принимать участие в финансовом воспитании школьника. Он должен быть уверен в том, что у него есть надежная опора в лице родителей, которые дадут мудрый совет и поддержат. Обязательно озвучьте основные правила обращения с деньгами: брать с собой только мелкие суммы, не рассказывать друзьям о своем «богатстве», избегать азартных игр и споров. Дайте совет, как быстрее собрать необходимую сумму на приобретение вожделенной игрушки.

5. Денежное вознаграждение за достижения

Не рекомендуется использовать деньги в качестве стимула – это касается как хороших оценок, так и примерного поведения. Ребенок учится в школе не для того, чтобы заработать, а стремится обрести необходимые в дальнейшей жизни знания и опыт. Это является практически единственной серьезной задачей школьника на протяжении всего периода пребывания в среднем учебном заведении, поэтому научитесь прививать тягу к знаниям как-нибудь иначе. В крайнем случае пусть подарком за табель с отличными отметками будут полезные вещи – компьютер или экскурсионная поездка в другой город.

6. Оплата помощи по дому

Постоянное вручение денежных средств за тщательно убранную комнату или вовремя политые цветы – не лучшее решение. Дети быстро привыкнут к такому способу «заработка» и в дальнейшем откажутся делать что-то бесплатно. А ведь мать не получает доплату за приготовленный ужин, а отец ремонтирует сломавшийся пылесос совершенно бесплатно. Приучите ребенка к той мысли, что все члены семьи должны в равной степени заботиться о доме и создавать в нем уют. Лучше предоставить подростку нематериальные привилегии за покупку продуктов или помощь в воспитании младшего брата.

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

Изображение - Детки и деньги proxy?url=https%3A%2F%2Fimages6.domashnyochag.ru%2Fupload%2Farticle%2Ff4e%2Ff4ecae95da98504ef218036e0a36c24a

31 октября — Международный день экономии. Распоряжаться деньгами нужно учиться с малых лет. Почему нельзя платить за хорошие отметки, оценивать будущую профессию по зарплате и контролировать все детские траты? Мы собрали 10 ошибок взрослых, которые мешают детям становиться финансово успешными.

Если разговоры о финансах ведутся в вашей семье за плотно закрытыми дверями и в целом вызывают у вас чувство неловкости, у детей просто не будет возможности сформировать правильное мнение о назначении денег. Результат — вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Совет. Разговоры о семейном бюджете — это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

Собственные деньги — ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6−7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Совет. Желательно, чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям и т. д. Тогда опыт, полученный ребенком, станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги — это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Читайте так же:  Задачи на развитие логики для детей

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости.

Совет. Обсудите с ребенком важные правила, касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте, как он может накопить на него.

Психологи не рекомендуют использовать такой способ улучшения успеваемости: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В общем-то, это единственная серьезная задача школьника — учиться!

Совет. Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года.

  • Детская энциклопедия «Деньги» от издательства «Росмэн»: истории о том, как деньги прошли путь от древних вавилонских «талантов» до современных пластиковых карточек.
  • Катерина Демина «Дети и деньги». Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться”: полезные советы.
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»: первые шаги в финансовом планировании для детей и подростков.
  • Бодо Шефер «Пес по имени Money»: теория финансового успеха изложена простым и понятным языком и доступна даже малышам.

Изображение - Детки и деньги proxy?url=https%3A%2F%2Fimages1.domashnyochag.ru%2Fupload%2Farticle%2F01b%2F01b93f6c42dfea264c358e37f9b4745e

На первый взгляд, неплохая мотивация: домашние дела сделаны, ребенок доволен. На самом же деле это довольно коварный путь: а что, если ребенок решит, что можно ничего не делать, или просто откажется помогать бесплатно? Между прочим, ни мама, ни папа не платят друг другу за ужин или стирку: живете вы все вместе, значит, и об общем доме заботитесь вместе.

Совет. Если подросток в свое свободное время регулярно привлекается к помощи — посидеть с младшим братом или закупить продуктов для бабушки, стоит подумать о какой-либо компенсации или дополнительных привилегиях.

Между убеждениями «деньги — это инструмент» и «деньги могут все» проходит довольно тонкая грань. Да, часто именно финансовый успех помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, значимым и независимым. С другой стороны, обеспеченность совершенно не означает безграничных возможностей или безнаказанности. Важно, чтобы с помощью родителей ребенок понял и убедился, что отношение к людям не должно зависеть от их благосостояния, и богатство — далеко не единственный ключ к успеху.

Совет. Постарайтесь с раннего детства воспитывать в ребенке уважение к нематериальным ценностям. На помощь придут, например, книги и фильмы, рассказывающие о добре, дружбе и взаимопомощи, любви, красоте окружающего мира.

Ошибка № 8. Забирать у подростка все им заработанное

Многие дети с 14−15 лет находят возможность подработки. Не стоит забирать всю зарплату в «семейный котел» — даже если ваши мысли о том, как распорядиться заработанным, кардинально не совпадают. Можно и нужно поощрять стремление поделиться: например, получив зарплату, подросток может купить угощение для всех.

Совет. Расскажите тинейджеру о принципах инвестирования и предложите помощь в составлении финансового плана: например, откладывать 10% заработанного на сберегательный счет. Разумеется, нужно сказать и о возможных рисках, финансовых пирамидах и кризисах, повлиявших на экономику страны.

К сожалению, есть множество профессий, не предполагающих гарантированного обогащения. Но, если ребенок намерен стать ветеринаром или художником, стоит уважать его выбор. Процесс зарабатывания денег важен, но не важнее самореализации, удовлетворенности жизнью.

Совет. Чаще разговаривайте с подростком о его планах на будущее: как он представляет свою жизнь после окончания института? Еще через пять лет? Но самый убедительный аргумент — личный пример. Если ребенок видит, что родителям действительно важна и интересна их сфера деятельности, они с радостью ходят на работу, увлеченно рассказывают о своих идеях и достижениях, его выбор будет более осознанным.

Ошибка № 10. Использовать деньги как средство манипуляции

Задача карманных денег — заложить основы будущей финансовой грамотности и дать ребенку почувствовать себя самостоятельным, но это не должно становиться способом влиять на его поведение или отношение к вам. Появление денег должно быть предсказуемым процессом, а действия родителей — последовательными, а не стихийными или зависящими от их настроения.

Совет. Пусть система поощрений и наказаний будет очевидной и прозрачной. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки или, например, порчу семейного имущества — в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены за детский счет.

Увы, частенько вопрос о том, быть ли ребенку и становиться ли вообще супругам родителями, во многом упирается в деньги. Ведь ребенок если и удовольствие, то на сегодняшний день достаточно дорогое. Поэтому нередко главным доводом против того, чтобы «заводить детей» и даже сохранять уже наступившую беременность, является вопрос финансовый. Однако здесь нет такой прямой зависимости, — мол, денег нет, рожать не буду! Что интересно — чаще как раз наоборот…
ДЕТКИ И ДЕНЬГИ

Что греха таить — принимая решение стать родителями при отсутствии серьезных финансовых средств, многие нередко руководствуются известным принципом «будут детки — будут и деньги». Этот принцип не такой уж легкомысленный и во многом работающий — но только в том смысле, что наличие ребенка стимулирует родителей проявлять бОльшую активность в зарабатывании средств к существованию. Вот тогда, действительно, детки самым настоящим образом приносят деньги, и зачастую достаточно неплохие. Очень часто можно слышать от родителей (как молодых, так и со стажем), что наличие у них детей заставило их поменять работу, интенсифицировать деловой график и даже сделать неплохую карьеру.
Но если подход оказывается иного рода — будущая мама или папа рассчитывают только на детские пособия, льготы и бесплатное питание, и именно такие деньги должны принести им будущие детки — тогда, увы, это не так уж часто оправдывается. Но родители мирятся с тем, что их существование (а значит, и ребенка) порой оказывается ниже человеческого достоинства и главное — сохраняют свою так называемую рентную психологию советского времени, по которой считается — чем больше у нас детей, тем больше все остальные окружающие нам «должны». Причем особо жаль, что в таком же духе воспитываются и сами дети…

Читайте так же:  Зубная паста или гель для ребенка

…Можно было бы откомментировать, проанализировать, разобрать все эти рассказы, но наверное, понятно все и так…
Но главное здесь — общий подход. Если есть ответственность, умение жить не сиюминутными прихотями, и вправду работать над тем, чтобы улучшить свое положение, а не играть в игру «Вот как мы старались» — это одно дело. А когда семья успокаивается на достигнутом и будущий ребенок становится то поводом не ходить на работу, то поводом не предохраняться (особенно если семья, несмотря ни на что, ХОЧЕТ иметь много детей) — тогда о материальном уровне проживания всех, включая будущего ребенка, особенно говорить не приходится…

И я вовсе не призываю не рожать — рожайте, но подходите к этому вопросу разумно! Запланируйте и витамины для мамы, и фрукты, и игрушки, и одежду, и жилье. Учтите также, что если на глазах детей мама гробит свое здоровье, потому что вынуждена экономить на себе — боюсь, что дети такую маму с трудом смогут уважать. И если у самих детей в результате жизнь будет состоять из одних лишений (к тому же они вынуждены учиться не жить, а только выживать) — стоило ли им, вправду, тогда появляться на свет?

15 ноября наша национальная валюта тенге отметит двадцатилетний юбилей, а значит, самое время поговорить о финансовом воспитании. Как сформировать правильное отношение к деньгам, когда учить финансовой грамотности, нужны ли детям карманные деньги – круг вопросов довольно широк, мы же попытаемся ответить на самые главные.

Изображение - Детки и деньги proxy?url=http%3A%2F%2Fdetki.kz%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fstyles%2F530x%2Fpublic%2Fa%2Fi%2Fdetkiidengi

Как бы мы того ни хотели, но деньги воспитывают. И еще как! Все члены семьи по-разному относятся к финансам, и ребенок видит и подмечает все. Впитав, как губка, информацию, он перенесет это в свою жизнь, и если семейный сценарий ему не нравится, маленький банкир придумает свой. Поэтому родители должны понимать, что демонстративное пренебрежение деньгами, стремление освободить ребенка от материальных сложностей семьи или преувеличенное значение денег – это те крайности в поведении старших членов семьи, которые не должен наблюдать ребенок. По крайней мере, дома.

Еще одна крайность – замена эмоциональных отношений деньгами и подарками. Ребенку гораздо важнее пообщаться и поиграть, чем получить очередную игрушку, которая через пару часов окажется на полке с такими же ненужными куклами и машинками. Каждый из родителей понимает, что деньги не падают с неба, и отношение к ним должно быть серьезным, но не педантичным. Найти для себя и донести до маленького почемучки универсальные формулы и логические доводы финансовой грамотности порой нелегко, но без бесед, иногда перерастающих в споры, без совместного труда, который подчеркивает значимость любой деятельности, без знакомства с миром профессий привить правильное отношение к деньгам будет очень и очень сложно.

Этот термин сугубо экономический, и понимание его приходит к ребенку только с опытом. Иногда соотнести термины «деньги» и «товары и услуги» маленькому человечку бывает сложно, хотя бы потому, что он еще не понимает стоимости звенящих монет и шуршащих купюр. Однако чем раньше будут начаты разговоры о зарплате, сдаче в магазине, тем больше он будет понимать суть денег. Еще один важный момент – если ребенок испортил какую-то вещь, особенно специально или в порыве злости, то пересчет стоимости этой вещи или ее ремонта в конфетно-игрушечный эквивалент покажет ребенку, что значит беречь вещи, купленные мамой и папой.

Бывает и так, что родители имеют возможность тратить деньги, не задумываясь о стоимости приобретаемых товаров для своего чада. Эта ситуация может привести к тому, что бесконечное «хочу» будет постоянно требовать удовлетворения, и в случае внезапного финансового кризиса объяснить ребенку, почему его «купи» не может быть реализовано, будет сложно. Кроме того, подросший дошкольник и даже школьник будет ожидать беспрекословного подчинения родителей, а они просто станут заложниками вседозволенности. Выход из этой ситуации – не допускать ее изначально. Нужно объяснять, что все игрушки в мире купить невозможно да и не нужно; к тому же маленькие жадины должны учиться считаться с потребностями своей семьи, а значит, задача родителей – объяснять, что деньги нужны на оплату телевидения и телефона, покупку продуктов и бытовой техники, которая нужна всем членам семьи.

Чтобы ребенку было проще освоиться в мире финансов, приучайте его к ритуалу оплаты. В автобусе и в магазине, в детском развлекательном центре и кинотеатре разрешайте малышу рассчитываться за услугу или покупку – понимание того, что вы не берете вещи даром, придет позже, но это возможность учиться. Еще одна возможность – банкомат. Все детки любят ходить с мамами и папами за денежкой, и вы можете доверить крохе получение ваших кровных. Подсказывайте цифры кода и дайте ребенку возможность увидеть, как мама и папа получают зарплату. Только в этой ситуации важна беседа о том, что сейчас вы получили свои деньги, а не деньги банка, который их только хранит, а вы можете получать ровно столько, сколько заработали. Кончено, это сложно, и последующая череда вопросов может вас смутить, но вы же взрослые люди и должны предугадать, что интересно будет узнать вашему карапузу о деньгах. Опять же вы можете сводить почемучку на свою работу, однако одного лицезрения вашего рабочего места будет недостаточно – покажите и расскажите, что вы делаете на работе, еще лучше, если есть возможность маленьким ручкам потрогать то, чем вы занимаетесь.

Читайте так же:  Заботимся о гигиене детей

Каким бы серьезным ни был ваш кроха, вы должны ожидать, что когда-нибудь он может потерять деньги (вспомните себя: вот в маленькой ладошке вы зажимаете денежку, но в какой-то момент с ужасом понимаете, что ладонь пустая; вспомните, как страшно было признаваться в потере, – ваш ребенок сейчас испытывает те же самые ощущения). Ругать за потерю надо, но не акцентировать внимание, что именно из-за денег вы сердитесь. Будьте строги так же, как если бы ребенок потерял зонтик или игрушку, и нацеливайте на то, что вы доверяете ребенку покупки и серьезные вещи, а то, что случилось – недоразумение, которое не должно повториться.

Еще один важный момент – дружба. Кажется, какое отношение к нашему разговору имеет эта категория вечных ценностей? Однако имеет, причем самое непосредственное. Иногда родители ограничивают круг общения своего ребенка только ровней по достатку. И это неправильно, потому что ребенок выбирает друзей не по социальному равенству, а по интересам. Если вы понимаете, что ваши финансовые возможности позволяют поддержать творческие начинания всего шумного коллектива, помогите им, этим самым начинаниям, воплотиться в жизнь. Но не подчеркивайте, что деньги ваши, потому что вы создаете творческую среду для всех. Если же вы оцениваете свой уровень дохода ниже, чем финансовый достаток других семей, учите малыша быть другом – без заискиваний и подхалимства.

Самый сложный вопрос: когда давать? Ответить на него однозначно непросто, потому что определить тот момент, когда возникает потребность самостоятельно тратить деньги, не всегда представляется возможным. Чаще всего эта потребность наступает в начальной школе, где ребенок сталкивается с разными ситуациями и людьми, становится старше, учится считать, и не только яблоки и конфеты, но может прикинуть стоимость покупки и количество имеющихся у него в кармане денег.

Второй показатель готовности быть самостоятельным покупателем – понимание проблем родителей и уважение их труда (если в детском садике родители проявили чудеса терпения и рассказали о своей работе, то ребенок уже в первом классе в состоянии понимать, что деньги даются только трудом, причем не всегда самым легким). Третий сигнал о том, что можно выделить школьнику карманные деньги, – умение внятно объяснить, зачем именно ему нужны деньги и на что он хочет их потратить. Из общих навыков – способность рассчитать сумму, которую он потратит, и постоянное внимание к сдаче (многие детки на этапе обучения часто забывают забрать монетки на кассе).

Не менее сложным для родителей оказывается вопрос суммы карманных трат. Тут дело не столько в четко очерченной сумме, сколько в достатке семьи и понимании того, что карманные деньги – это небольшие деньги, ведь недаром они называются карманными. И распоряжаться ими надо так, чтобы не превысить лимит, – взрослые ведь тоже не могут тратить больше, чем зарабатывают… Иначе высок риск долгов, а это уже совсем другая история.

Раз уж вы решили, что пора выделять подросшему ребенку некоторую сумму, то надо внушить ему, что взрослые люди помимо прав на денежное довольство имеют и ряд обязанностей. Вынести мусор, пропылесосить ковер, протереть пыль, погулять с собакой – все это минимум обязанностей, которые вполне по силам младшему школьнику. Ну, и сходить в магазин за молоком и хлебом. Вполне интересно и по-взрослому.

Так как личные деньги – это большая ответственность, взрослые должны понимать, что на выдачу этих средств должны быть ограничения. Если ваш школьник не понимает, откуда берутся деньги, или если первоклашка еще не умеет держать свои обещания, отличается не очень хорошим поведением – это повод отказать, при этом отказ должен быть мотивирован. Побеседуйте ребенку и объясните правила поведения и условия получения личных денег.

Иногда родители выдают некоторые суммы за «пятерки» или своевременную уборку в комнате. Психологи уверены, что финансовый бонус не должен быть привязан к хорошим отметкам или домашним обязанностям – это может привести к рыночным отношениям, когда за «просто так» никто вам не поможет по дому и не станет учить уроки. Хотя это условие не должно стать поводом игнорировать успехи – любые дела со знаком «плюс» должны быть поощрены. Эмоционально. Ну, а в конце учебного года подарок (но не деньги) будет очень кстати, потому что это еще и праздник.

Итак, в вопросах финансового воспитания родителям важно учить детей обращаться с личными деньгами и предоставить им некоторую долю самостоятельности, чтобы дать почувствовать ответственность. Однако ответственность ответственности рознь, а потому поощрять раннее трудоустройство и рыночные отношения «сделал уроки – получил монетку» не стоит. Лучше подарите своему карапузу копилку: расскажите, что это и зачем она нужна, мягко подтолкните к мысли, что копить можно не только для себя, но и на подарок бабушке, например. Ну и… учитесь копить и тратить!

Елена Черепахина
Журнал “Клуб родителей Детки.kz” № 11 (53) Ноябрь 2013

Изображение - Детки и деньги 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here