Детские фантазии и их роль в развитии ребенка

Сегодня предлагаем статью на тему: "Детские фантазии и их роль в развитии ребенка". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Консультация на тему:
Детские фантазии и их роль в развитии ребенка

Изображение - Детские фантазии и их роль в развитии ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpictures%2F2018%2F04%2F23%2Fpicture-1031337-1524508064

Различия между реальным и воображаемым ребенок постигает по мере развития, постепенно.

Детские фантазии и их роль в развитии ребенка

С какого времени ребенок может отличать выдумку от правды?

Различия между реальным и воображаемым ребенок постигает по мере развития, постепенно.

Совсем маленькому, младенцу, кажется, будто он и его мама — одно целое, потому что мама всегда тут и всегда готова удовлетворить его малейшие потребности.

Видео (кликните для воспроизведения).

После пяти-шести месяцев младенец начинает относиться к матери как к независимому существу, и это позволяет ему воспринимать и внешнюю реальность. Он обнаруживает, что не все его желания могут исполняться мгновенно, но ему понадобится некоторое время на то, чтобы принять эту ситуацию. Хорошее тому доказательство — приступы гнева и оппозиции между двумя и тремя годами .

Слушаясь взрослых, ребенок учится дисциплине, но ощущение, что он обладает властью над миром, живет в нем по-прежнему, и именно это позволяет им говорить о «магическом мышлении»*.

В четыре года малыш еще может верить, будто все, что он подумает, сбудется на самом деле.

Хорошо освоив речь, он начинает более ясно понимать, где область воображаемого, а где — реального.

Если оставить в стороне патологии и ситуации, связанные со сновидениями, можно сказать, что у детей — особые отношения с миром фантазии.

Этим объясняется их способность к играм и удовольствие, которое они получают от игры, — для взрослых большей частью утерянное. Они прекрасно понимают, что все делают «понарошку», и уже трехлетние дети не принимают свою игру за реальность.

Тем не менее дети остаются зависимыми от взрослых и во многих обстоятельствах нуждаются в помощи с их стороны, чтобы отделить реальное от нереального.

Вот почему надо быть чрезвычайно внимательными к тому, что мы говорим детям — даже с самыми лучшими на свете намерениями или желая их защитить (см. «Детская ложь»).

Такая зависимость ребенка от слов взрослого позволяет родителям находить способ успокоить малыша во время ночных кошмаров или иррациональных страхов.

Она же позволяет на основе общих для детей и взрослых, вернее — разделенных родителями детских фантазий, сочинять сказки, но она же и порождает верования, с которыми позже приходится расстаться.

Есть ли риск, что ребенок смешает фантазии с реальностью?

Иногда родителей беспокоит слишком, на их взгляд, бурное, бьющее через край воображение подрастающего ребенка. Они опасаются, как бы он не перепутал свои фантазии с реальностью, как бы не поверил в то, что сам же и придумал.

Овладевая языком, речью, дети очень рано начинают понимать разницу между «по правде» и «понарошку», но опоры у этого их понимания до поры до времени не слишком надежны: ребенок еще во власти магического мышления, которое дает любой выдумке статус реальности.

– Такое смешение понятий не должно тревожить родителей, но им нужно внимательнее относиться к тому, что они сами говорят ребенку, ибо малыш иногда вкладывает в услышанные слова свой, не похожий на настоящий смысл.

– В этом возрасте малыш еще не может критически относиться к увиденному по телевизору: смотрите передачи вместе с ним и комментируйте те кадры и эпизоды, которые в этом нуждаются.

Четыре года — возраст воображаемых друзей, «проживающих» между двумя мирами: ребенок прекрасно понимает, что сам сочинил того или иного друга, но ведет себя так, как будто друг этот существует на самом деле.

В разгар эдиповой стадии четырех-пятилетние дети нередко придумывают себе семью, родителей. Некоторые могут сочинить даже длинную «семейную сагу» (см. « Усыновление/Удочерение »).

– Не слишком огорчайтесь, если ребенок дома вас не идеализирует — родители становятся необыкновенными только в разговорах с друзьями.

– Выдумки такого рода — ведут свое происхождение из нарциссической фазы развития, и это совершенно нормально.

– Ребенок «набивает себе цену» главным образом с помощью хвастовства, фанфаронства, но в глубине души сам по-настоящему в свои россказни не верит.

Если сочинительство продолжается чересчур долго, это может свидетельствовать о недостатке уверенности в себе.

Поощряйте фантазирование ребенка, играйте с ним, сочиняя разные истории вместе, но не содействуйте тому, чтобы он уходил от реальности слишком далеко.

По мере формирования структуры речи ребенку будет все легче отличать воображаемое от реального.

Видео (кликните для воспроизведения).

– Дело тут не только в умении выражать свои мысли, но еще и в том, чтобы ребенок мог играть словами.

– Хороший критерий способности не путать фантазии с реальностью — умение понимать метафоры и переносный смысл слов.

– Это дается не сразу, поначалу малышу еще трудно освоиться с многочисленными смыслами одного слова, но постепенно именно познание «многомерности» речи позволит ему приобщиться к поэтическим свойствам языка.

– Начиная с четырех лет ребенок уже способен конструировать свои выдумки, строить рассказ, и впоследствии это поможет ему критически относиться к попыткам заставить его во что-то поверить.

Выдумки отражают тревожность вашего ребенка Воображение помогает ребенку канализировать, то есть «перенаправлять», тревоги и страхи. Именно поэтому и надо рассказывать детям сказки.

Читайте так же:  Витамины для улучшения памяти и внимания

С помощью волшебных сказок можно найти решение внутреннего конфликта. Здесь было бы сложно останавливаться на всех деталях, поэтому скажем только, что для этого могут использоваться истории, герои которых не всемогущи и потому, не будучи способны выйти из положения самостоятельно, принимают помощь со стороны, в случае необходимости — волшебную. В образах выручающих героя волшебника или волшебницы ребенок видит отца или мать, иными словами — родительскую фигуру, показывающую пример доброжелательного к нему отношения.

Однако для того, чтобы одолеть все страхи, особенно — вечерние и ночные, одних только сказок недостаточно.

Родители должны научиться различать вечерние страхи, которые появляются при укладывании и отражают боязнь разлуки, и кошмары или ночные ужасы, возникающие уже во время сна.

Когда наступает вечер и пора ложиться спать, дети часто вспоминают свои страхи перед чудовищами, привидениями или ворами.

– Не нужно ловиться на удочку, вступать в игру и по-настоящему искать чудовищ под кроватью или в шкафу. Просто успокойте ребенка, посидите рядом. Не создавайте у него впечатления, будто вы и сами верите в чудовищ или в призраков.

– Полутьма, тени на стенах могут возбудить воображение малыша и усилить его тревогу. Решить проблему способен обычный ночник.

– Никогда не прибегайте к фантастическим угрозам, чтобы заставить ребенка слушаться! Никакая колдунья не придет за ним, если он отказывается есть, и никакой людоед его не сожрет, если он будет плохо себя вести в детском саду.

– Расспрашивайте его: умело поставленные вопросы помогут вам узнать, чего ваш малыш особенно боится.

Детское воображение — это воображение разделенное: в детском саду ребятишки рассказывают друг другу «страшилки», обсуждают телепередачи, хвастаются проступками.

– Следите за тем, чтобы до трех лет ваш ребенок не смотрел телевизор (см. « Телевизор и видеоигры »), а если уж тянется к голубому экрану — чтобы не смотрел пока ничего, кроме мультфильмов для своего возраста. При этом надо учитывать, что некоторые, даже предназначенные «самым маленьким» программы могут возбуждать в детях тревогу, в частности если тематика передач отражает их собственные фантазмы, мир их воображения.

– С четырех-пяти лет ребенку иногда начинают нравиться именно те истории, которые вызывают у него страх.

– Если у вашего малыша кошмары или его по вечерам одолевает тревога, нужно запретить ему «страшилки».

Если ребенок все еще верит в Деда Мороза

Вашему ребенку пять или шесть лет. Скорее всего, окажется, что веры его в Деда Мороза хватит ненадолго.

Но что вообще означает для ребенка вера?

Когда он совсем маленький, он верит всему, что говорят взрослые. Потом начинает понимать, что у других могут быть мнения, отличные от его мнения, и убеждения, не такие, как у него самого.

Если в этом возрасте он все еще верит в Деда Мороза, эта вера отражает теперь его собственное желание, но уже никак не то, что он присоединяется к верованиям взрослых.

– Если малыш задает вопросы, отвечайте на них честно, даже если вам жаль, что сын или дочка частично утеряет свою ребяческую наивность.

– Помните, что Дед Мороз приходит не затем, чтобы подкрепить ваш родительский авторитет, принося подарки одним только послушным детям.

– Дети, которые больше не верят в то, что Дед Мороз существует на самом деле, все еще верят в сказки и легенды: они продолжают рисовать Деда Мороза и даже пишут ему письма — «понарошку».

– Постепенно благодаря всему этому Дед Мороз превращается в поэтическую метафору родительской любви (и родительского авторитета).

В работе психоаналитика Октава Маннони**, посвященной вере и верованиям, показано, что мы по-настоящему верим в Деда Мороза только тогда, когда знаем, что «его не бывает».

Здесь нет парадокса: вера — это средство удержать при себе наиболее прекрасную часть реальности, зная, что ее не существует. Вероятно, поэтому родители так дорожат верой ребенка в Деда Мороза и стремятся сохранить ее надолго.

* Есть даже такое специальное понятие — «период магически-галлюцинаторного всемогущества».

** Октав Маннони (1899-1989) — французский психоаналитик и философ- культуролог, объяснял, например, популярность фильмов ужасов и других подобных жанров так: несмотря на то что основные ходы и приемы известны зрителю заранее и он прекрасно осознает нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского», анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, тем не менее. »

Изображение - Детские фантазии и их роль в развитии ребенка proxy?url=http%3A%2F%2F5psy.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F06%2Frebenok-fantaziruet-2556-750x430

С какого времени ребенок может отличать выдумку от правды?

Различия между реальным и воображаемым ребенок постигает по мере развития, постепенно.

Совсем маленькому, младенцу, кажется, будто он и его мама — одно целое, потому что мама всегда тут и всегда готова удовлетворить его малейшие потребности.

После пяти-шести месяцев младенец начинает относиться к матери как к независимому существу, и это позволяет ему воспринимать и внешнюю реальность. Он обнаруживает, что не все его желания могут исполняться мгновенно, но ему понадобится некоторое время на то, чтобы принять эту ситуацию. Хорошее тому доказательство — приступы гнева и оппозиции между двумя и тремя годами.

Слушаясь взрослых, ребенок учится дисциплине, но ощущение, что он обладает властью над миром, живет в нем по-прежнему, и именно это позволяет им говорить о «магическом мышлении»*.

В четыре года малыш еще может верить, будто все, что он подумает, сбудется на самом деле.

Хорошо освоив речь, он начинает более ясно понимать, где область воображаемого, а где — реального.

Читайте так же:  Выбираем одежду для мальчиков и девочек

Если оставить в стороне патологии и ситуации, связанные со сновидениями, можно сказать, что у детей — особые отношения с миром фантазии.

Этим объясняется их способность к играм и удовольствие, которое они получают от игры, — для взрослых большей частью утерянное. Они прекрасно понимают, что все делают «понарошку», и уже трехлетние дети не принимают свою игру за реальность.

Тем не менее дети остаются зависимыми от взрослых и во многих обстоятельствах нуждаются в помощи с их стороны, чтобы отделить реальное от нереального.

Вот почему надо быть чрезвычайно внимательными к тому, что мы говорим детям — даже с самыми лучшими на свете намерениями или желая их защитить (см. «Детская ложь»).

Такая зависимость ребенка от слов взрослого позволяет родителям находить способ успокоить малыша во время ночных кошмаров или иррациональных страхов.

Она же позволяет на основе общих для детей и взрослых, вернее — разделенных родителями детских фантазий, сочинять сказки, но она же и порождает верования, с которыми позже приходится расстаться.

Есть ли риск, что ребенок смешает фантазии с реальностью?

Иногда родителей беспокоит слишком, на их взгляд, бурное, бьющее через край воображение подрастающего ребенка. Они опасаются, как бы он не перепутал свои фантазии с реальностью, как бы не поверил в то, что сам же и придумал.

Овладевая языком, речью, дети очень рано начинают понимать разницу между «по правде» и «понарошку», но опоры у этого их понимания до поры до времени не слишком надежны: ребенок еще во власти магического мышления, которое дает любой выдумке статус реальности.

— Такое смешение понятий не должно тревожить родителей, но им нужно внимательнее относиться к тому, что они сами говорят ребенку, ибо малыш иногда вкладывает в услышанные слова свой, не похожий на настоящий смысл.

— В этом возрасте малыш еще не может критически относиться к увиденному по телевизору: смотрите передачи вместе с ним и комментируйте те кадры и эпизоды, которые в этом нуждаются.

Четыре года — возраст воображаемых друзей, «проживающих» между двумя мирами: ребенок прекрасно понимает, что сам сочинил того или иного друга, но ведет себя так, как будто друг этот существует на самом деле.

В разгар эдиповой стадии четырех-пятилетние дети нередко придумывают себе семью, родителей. Некоторые могут сочинить даже длинную «семейную сагу» (см. «Усыновление/Удочерение»).

— Не слишком огорчайтесь, если ребенок дома вас не идеализирует — родители становятся необыкновенными только в разговорах с друзьями.

— Выдумки такого рода — ведут свое происхождение из нарциссической фазы развития, и это совершенно нормально.

— Ребенок «набивает себе цену» главным образом с помощью хвастовства, фанфаронства, но в глубине души сам по-настоящему в свои россказни не верит.

Если сочинительство продолжается чересчур долго, это может свидетельствовать о недостатке уверенности в себе.

Поощряйте фантазирование ребенка, играйте с ним, сочиняя разные истории вместе, но не содействуйте тому, чтобы он уходил от реальности слишком далеко.

По мере формирования структуры речи ребенку будет все легче отличать воображаемое от реального.

— Дело тут не только в умении выражать свои мысли, но еще и в том, чтобы ребенок мог играть словами.

— Хороший критерий способности не путать фантазии с реальностью — умение понимать метафоры и переносный смысл слов.

— Это дается не сразу, поначалу малышу еще трудно освоиться с многочисленными смыслами одного слова, но постепенно именно познание «многомерности» речи позволит ему приобщиться к поэтическим свойствам языка.

— Начиная с четырех лет ребенок уже способен конструировать свои выдумки, строить рассказ, и впоследствии это поможет ему критически относиться к попыткам заставить его во что-то поверить.

Выдумки отражают тревожность вашего ребенка Воображение помогает ребенку канализировать, то есть «перенаправлять», тревоги и страхи. Именно поэтому и надо рассказывать детям сказки.

С помощью волшебных сказок можно найти решение внутреннего конфликта. Здесь было бы сложно останавливаться на всех деталях, поэтому скажем только, что для этого могут использоваться истории, герои которых не всемогущи и потому, не будучи способны выйти из положения самостоятельно, принимают помощь со стороны, в случае необходимости — волшебную. В образах выручающих героя волшебника или волшебницы ребенок видит отца или мать, иными словами — родительскую фигуру, показывающую пример доброжелательного к нему отношения.

Однако для того, чтобы одолеть все страхи, особенно — вечерние и ночные, одних только сказок недостаточно.

Родители должны научиться различать вечерние страхи, которые появляются при укладывании и отражают боязнь разлуки, и кошмары или ночные ужасы, возникающие уже во время сна.

Когда наступает вечер и пора ложиться спать, дети часто вспоминают свои страхи перед чудовищами, привидениями или ворами.

— Не нужно ловиться на удочку, вступать в игру и по-настоящему искать чудовищ под кроватью или в шкафу. Просто успокойте ребенка, посидите рядом. Не создавайте у него впечатления, будто вы и сами верите в чудовищ или в призраков.

— Полутьма, тени на стенах могут возбудить воображение малыша и усилить его тревогу. Решить проблему способен обычный ночник.

— Никогда не прибегайте к фантастическим угрозам, чтобы заставить ребенка слушаться! Никакая колдунья не придет за ним, если он отказывается есть, и никакой людоед его не сожрет, если он будет плохо себя вести в детском саду.

— Расспрашивайте его: умело поставленные вопросы помогут вам узнать, чего ваш малыш особенно боится.

Детское воображение — это воображение разделенное: в детском саду ребятишки рассказывают друг другу «страшилки», обсуждают телепередачи, хвастаются проступками.

Читайте так же:  Планирование ребенка интересные факты

— Следите за тем, чтобы до трех лет ваш ребенок не смотрел телевизор (см. «Телевизор и видеоигры»), а если уж тянется к голубому экрану — чтобы не смотрел пока ничего, кроме мультфильмов для своего возраста. При этом надо учитывать, что некоторые, даже предназначенные «самым маленьким» программы могут возбуждать в детях тревогу, в частности если тематика передач отражает их собственные фантазмы, мир их воображения.

— С четырех-пяти лет ребенку иногда начинают нравиться именно те истории, которые вызывают у него страх.

— Если у вашего малыша кошмары или его по вечерам одолевает тревога, нужно запретить ему «страшилки».

Вашему ребенку пять или шесть лет… Скорее всего, окажется, что веры его в Деда Мороза хватит ненадолго.

Но что вообще означает для ребенка вера?

Когда он совсем маленький, он верит всему, что говорят взрослые. Потом начинает понимать, что у других могут быть мнения, отличные от его мнения, и убеждения, не такие, как у него самого.

Если в этом возрасте он все еще верит в Деда Мороза, эта вера отражает теперь его собственное желание, но уже никак не то, что он присоединяется к верованиям взрослых.

— Если малыш задает вопросы, отвечайте на них честно, даже если вам жаль, что сын или дочка частично утеряет свою ребяческую наивность.

— Помните, что Дед Мороз приходит не затем, чтобы подкрепить ваш родительский авторитет, принося подарки одним только послушным детям.

— Дети, которые больше не верят в то, что Дед Мороз существует на самом деле, все еще верят в сказки и легенды: они продолжают рисовать Деда Мороза и даже пишут ему письма — «понарошку».

— Постепенно благодаря всему этому Дед Мороз превращается в поэтическую метафору родительской любви (и родительского авторитета).

В работе психоаналитика Октава Маннони**, посвященной вере и верованиям, показано, что мы по-настоящему верим в Деда Мороза только тогда, когда знаем, что «его не бывает».

Здесь нет парадокса: вера — это средство удержать при себе наиболее прекрасную часть реальности, зная, что ее не существует. Вероятно, поэтому родители так дорожат верой ребенка в Деда Мороза и стремятся сохранить ее надолго.

* Есть даже такое специальное понятие — «период магически-галлюцинаторного всемогущества».

**Октав Маннони (1899-1989) — французский психоаналитик и философ- культуролог, объяснял, например, популярность фильмов ужасов и других подобных жанров так: несмотря на то что основные ходы и приемы известны зрителю заранее и он прекрасно осознает нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского», анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, тем не менее…»

Автор: Малкова Александра Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ № 88
Населённый пункт: Братск
Наименование материала: Статья
Тема: Детские фантазии и их роль в развитии ребенка
Дата публикации: 12.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

общеразвивающего вида № 88»

Муниципальное образование г. Братск

Детские фантазии и их роль в развитии ребенка

Малкова Александра Леонидовна

С какого времени ребенок может отличать выдумку от правды?

Различия между реальным и воображаемым ребенок постигает по мере развития,

Слушаясь взрослых, ребенок учится дисциплине, но ощущение, что он обладает властью

над миром, живет в нем по-прежнему, и именно это позволяет им говорить о «магическом

В четыре года малыш еще может верить, будто все, что он подумает, сбудется на самом

Хорошо освоив речь, он начинает более ясно понимать, где область воображаемого, а где

Если оставить в стороне патологии и ситуации, связанные со сновидениями, можно

сказать, что у детей — особые отношения с миром фантазии.

Этим объясняется их способность к играм и удовольствие, которое они получают от игры,

— для взрослых большей частью утерянное. Они прекрасно понимают, что все делают

«понарошку», и уже трехлетние дети не принимают свою игру за реальность.

Тем не менее дети остаются зависимыми от взрослых и во многих обстоятельствах

нуждаются в помощи с их стороны, чтобы отделить реальное от нереального.

Вот почему надо быть чрезвычайно внимательными к тому, что мы говорим детям — даже

с самыми лучшими на свете намерениями или желая их защитить (см. «Детская ложь»).

Такая зависимость ребенка от слов взрослого позволяет родителям находить способ

успокоить малыша во время ночных кошмаров или иррациональных страхов.

Она же позволяет на основе общих для детей и взрослых, вернее — разделенных

родителями детских фантазий, сочинять сказки, но она же и порождает верования, с

которыми позже приходится расстаться.

Есть ли риск, что ребенок смешает фантазии с реальностью?

Иногда родителей беспокоит слишком, на их взгляд, бурное, бьющее через край

воображение подрастающего ребенка. Они опасаются, как бы он не перепутал свои

фантазии с реальностью, как бы не поверил в то, что сам же и придумал.

Овладевая языком, речью, дети очень рано начинают понимать разницу между «по правде»

и «понарошку», но опоры у этого их понимания до поры до времени не слишком надежны:

ребенок еще во власти магического мышления, которое дает любой выдумке статус

– Такое смешение понятий не должно тревожить родителей, но им нужно внимательнее

относиться к тому, что они сами говорят ребенку, ибо малыш иногда вкладывает в

услышанные слова свой, не похожий на настоящий смысл.

Читайте так же:  Грудное вскармливание и совместный сон

– В этом возрасте малыш еще не может критически относиться к увиденному по

телевизору: смотрите передачи вместе с ним и комментируйте те кадры и эпизоды,

которые в этом нуждаются.

Четыре года — возраст воображаемых друзей, «проживающих» между двумя мирами:

ребенок прекрасно понимает, что сам сочинил того или иного друга, но ведет себя так, как

будто друг этот существует на самом деле.

– Не слишком огорчайтесь, если ребенок дома вас не идеализирует — родители становятся

необыкновенными только в разговорах с друзьями.

– Выдумки такого рода — ведут свое происхождение из нарциссической фазы развития, и

это совершенно нормально.

– Ребенок «набивает себе цену» главным образом с помощью хвастовства, фанфаронства,

но в глубине души сам по-настоящему в свои россказни не верит.

Если сочинительство продолжается чересчур долго, это может свидетельствовать о

недостатке уверенности в себе.

Поощряйте фантазирование ребенка, играйте с ним, сочиняя разные истории вместе, но не

содействуйте тому, чтобы он уходил от реальности слишком далеко.

По мере формирования структуры речи ребенку будет все легче отличать воображаемое от

– Дело тут не только в умении выражать свои мысли, но еще и в том, чтобы ребенок мог

– Это дается не сразу, поначалу малышу еще трудно освоиться с многочисленными

смыслами одного слова, но постепенно именно познание «многомерности» речи позволит

ему приобщиться к поэтическим свойствам языка.

– Начиная с четырех лет ребенок уже способен конструировать свои выдумки, строить

рассказ, и впоследствии это поможет ему критически относиться к попыткам заставить его

во что-то поверить.

Выдумки отражают тревожность вашего ребенка Воображение помогает ребенку

канализировать, то есть «перенаправлять», тревоги и страхи. Именно поэтому и надо

рассказывать детям сказки.

С помощью волшебных сказок можно найти решение внутреннего конфликта. Здесь было

бы сложно останавливаться на всех деталях, поэтому скажем только, что для этого могут

использоваться истории, герои которых не всемогущи и потому, не будучи способны выйти

из положения самостоятельно, принимают помощь со стороны, в случае необходимости —

волшебную. В образах выручающих героя волшебника или волшебницы ребенок видит

отца или мать, иными словами — родительскую фигуру, показывающую пример

доброжелательного к нему отношения.

Однако для того, чтобы одолеть все страхи, особенно — вечерние и ночные, одних только

Родители должны научиться различать вечерние страхи, которые появляются при

укладывании и отражают боязнь разлуки, и кошмары или ночные ужасы, возникающие

уже во время сна.

Когда наступает вечер и пора ложиться спать, дети часто вспоминают свои страхи перед

чудовищами, привидениями или ворами.

– Не нужно ловиться на удочку, вступать в игру и по-настоящему искать чудовищ под

кроватью или в шкафу. Просто успокойте ребенка, посидите рядом. Не создавайте у него

впечатления, будто вы и сами верите в чудовищ или в призраков.

– Полутьма, тени на стенах могут возбудить воображение малыша и усилить его тревогу.

Решить проблему способен обычный ночник.

– Никогда не прибегайте к фантастическим угрозам, чтобы заставить ребенка слушаться!

Никакая колдунья не придет за ним, если он отказывается есть, и никакой людоед его не

сожрет, если он будет плохо себя вести в детском саду.

– Расспрашивайте его: умело поставленные вопросы помогут вам узнать, чего ваш малыш

Детское воображение — это воображение разделенное: в детском саду ребятишки

рассказывают друг другу «страшилки», обсуждают телепередачи, хвастаются

– Следите за тем, чтобы до трех лет ваш ребенок не смотрел телевизор (см. «Телевизор и

видеоигры»), а если уж тянется к голубому экрану — чтобы не смотрел пока ничего, кроме

мультфильмов для своего возраста. При этом надо учитывать, что некоторые, даже

предназначенные «самым маленьким» программы могут возбуждать в детях тревогу, в

частности если тематика передач отражает их собственные фантазмы, мир их

– С четырех-пяти лет ребенку иногда начинают нравиться именно те истории, которые

вызывают у него страх.

– Если у вашего малыша кошмары или его по вечерам одолевает тревога, нужно запретить

Октав Маннони (1899-1989) — французский психоаналитик и философ- культуролог,

объяснял, например, популярность фильмов ужасов и других подобных жанров так:

несмотря на то что основные ходы и приемы известны зрителю заранее и он прекрасно

осознает нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на

уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского»,

анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному Маннони

выразил формулой: «Да, я знаю, тем не менее. »

Список используемой литературы:

1. Венгер, Л.А. 1988. Психология [текст] // Учеб. пособие . / Л.А. Венгер, В.С.Мухина.

2. Соколова Е.В., Гуляева К.Ю. 2003. Психология .

3. Аралова М.А. 2007. Психология [текст] // Справочник психолога ДОУ. / С.Г. Чернецов.

Детские фантазии: какую роль они играют в развитии ребенка

Изображение - Детские фантазии и их роль в развитии ребенка proxy?url=http%3A%2F%2Festet-portal.com%2Fimages%2Farticle%2Fmain%2Fdetskie-fantazii-kakuyu-rol-oni-igrayut-v-razvitii-rebenka-1538940387

Детская фантазия не имеет границ. Девочки, играя с куклами, разговаривают с ними, пьют вместе с ними чай и подбирают им наряды, а мальчики устраивают перегонки игрушечными машинками на полу.

Порой малыши настолько вживаются в роль, что фантазию невозможно различить от реальности. И родители задумываются о том, не вредит ли такой свободный полет воображения развитию ребенка.

На самом деле фантазия необходима каждому человеку. Без нее мы остались бы в каменном веке: не развивалась бы наука, не создавались бы картины, не писались бы книги, стихи и прочие произведения искусства. А дети не могли бы усвоить математику, физику, рисование и другие предметы школьной программы.

Читайте так же:  Как помочь ребенку пережить жару

В этом материале estet-portal.com расскажет Вам о том, какую же роль играет детская фантазия в развитии и жизни ребенка.

Детское воображение начинает развиваться еще с «самых младых ногтей». До 3-х лет ребенок не видит разницы между реальностью и вымыслом. Он может, например, принять Деда Мороза за реального старика с бородой в тулупе и испугаться его.

В это время дитя еще привязано к матери и постоянно требует ее внимания. Внешний мир он познает через ее руки. Она показывает ему, как нужно играть с куклой, строить домик из кубиков или держать в руках книгу.

«Дочки-матери», «войнушка», «индейцы», «полицейские» и прочие ролевые игры развивают воображение, память, восприятие, внимание, а также интеллект.

А, начиная с 4-5 лет, ребенок уже различает, где реальность, а где выдумка. Именно в этот период дети становятся настоящими фантазерами. В их повседневную жизнь подключаются сюжетно-ролевая игра, которая нужна для развития.

Подписывайтесь на нас в Instagram.

С помощью детской фантазии ребенок осознает свои реальные чувства

Часто застенчивые и робкие мальчики фантазируют, что они побеждают своих обидчиков и всегда превосходят их. Например, 5-ти летний Кирилл с захватом рассказывает своим родителям, как он дерется с Колей, который его обидел, как он наносит ему удары, стреляет в него из пистолета и так далее. Хотя на самом деле он и «мухи не обидит».

Такая фантазия с одной стороны может показаться агрессивной, но с другой – посредством нее выходят обиды и агрессия. Это своеобразная психологическая защита от переживаний того, что скромный мальчик не может постоять за себя. Понимая это, родители помогают своему чаду разобраться в его истинных чувствах и переживаниях.

Воображение позволяет ребенку осознавать и признавать собственные страхи

Детская фантазия – это безопасный клапан, через который ребенок выражает негативные эмоции, страх, тревогу и прочие негативные чувства. Их он еще не осознает.

Приведем следующую ситуацию: малыш обижается на родителей за то, что они больше времени проводят с младшей сестричкой и боится, что однажды они о нем вовсе забудут. Поэтому, чтобы выразить свои негативные чувства, он рассказывает своим предкам, что ему приснился страшный сон, в котором его мама и папа внезапно исчезли.

А через несколько дней выдает, что в детском саду вдруг подумал, что родители разбились на самолете и попали на небеса. На самом деле все это является лишь плодом детского воображения.

Фантазия помогает ребенку пережить разлуку с близкими друзьями

Переезд в другой район или другой город – для взрослых это стресс, а для ребенка – настоящий удар. Ведь в родном доме и садике остались его лучшие друзья, с которыми он каждый день играл на детской площадке. А переехав в чужое место, он чувствует себя грустно и одиноко, замыкается в себе и практически ни с кем не общается, не играет с любимыми игрушками и не смотрит мультики.

Детская фантазия – это то, что поможет пережить малышу разлуку. Пребывая в одиночестве, он фантазирует и рано или поздно у него появляется надежда, что все наладится, и он обязательно приобретет новых друзей.

Поэтому в этот сложный период не стоит запрещать своему чаду воображать. Ведь фантазия является главным условием духовного развития.

Воображение учит ребенка правильному поведению в реальном мире

Детские фантазии ярче всего показывают себя в ролевой игре. Когда ребенок примеряет на себя роль мамы, воспитательницы, врача, артиста или других людей, он таким образом готовит себя к взрослой жизни.

Игровые фантазии помогают малышу справляться с новыми ситуациями и правильно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. К тому же, они готовят чадо к встрече с переломными моментами, а также помогают преодолевать страхи и самостоятельно решать проблемы.

Но не только через ролевые игры можно реализовать фантазию. Игрушки также оказывают в этом огромную помощь.

Изображение - Детские фантазии и их роль в развитии ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Festet-portal.com%2Fimages%2Farticle%2Fphotos%2Fmain%2Fdetskie-fantazii-kakuyu-rol-oni--xo1538941141

Фантазеры меняют мир к лучшему. Они пишут красивые стихи, создают удивительную музыку, рисуют картины с глубоким смыслом, а также делают все новые и новые открытия.

Если бы дети не имели фантазию, а делали бы все строго по образцу, то плоды их действий были бы скучными и похожими. Родители не могли бы гордиться их забавными небылицами, сказками, рисунками и прочими плодами воображения.

Фантазия позволяет ребенку уйти от стандартного мышления, поведения и выражения эмоций.

Поэтому фантазировать ребенку обязательно необходимо. Ведь воображение является источником творчества, которое делает детей уникальными и непохожими на других.

Детская фантазия выполняет важные роли в развитии жизни ребенка. Воображая, малыш тем самым познает окружающий мир, раскрывается, самосовершенствуется, осваивает новые социальные роли и учиться коммуницировать с другими людьми.

Поэтому главная задача родителей – не запрещать ребенку фантазировать, а наоборот, позволить чаду использовать свое воображение по максимуму. И тогда ребенок научиться противостоять жизненным неурядицам, а также вырастет самостоятельной, уверенной, творческой и гармоничной личностью.

Вам может быть интересно: Как работать с недостатками своей внешности.

Изображение - Детские фантазии и их роль в развитии ребенка 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here