Эмоциональное развитие ребенка

Сегодня предлагаем статью на тему: "Эмоциональное развитие ребенка". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Эмоции – это реакции человека на положительные или отрицательные жизненные события. Они имеют огромное значение в жизни каждого ребенка, поскольку это часть общения, помогающая ему выразить отношение к происходящему.&nbsp&nbsp Взаимодействие между людьми невозможно без понимания эмоционального состояния друг друга. Важный компонент становления личности и взросления ребенка – это понимание его собственных эмоций и ощущений.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fkroha.net%2Fimages%2Farticles%2Femocionalnoe_razvitie_rebenka_1100_909

Понимание чувств окружающих людей существенно облегчает малышу процесс общения. Если малыш не понимает эмоциональный мир окружающих, у него проявляются страхи, отчужденность и враждебность. Когда ребенок может хорошо понимать личное эмоциональное состояние, а также состояние окружающих, тогда у него проявляется сопереживание, симпатия, уважение к окружающим.

Видео (кликните для воспроизведения).

Общение не может быть эффективным, если собеседники не чувствуют эмоциональное состояние, не обладают умениями управлять своими эмоциями. Личность ребенка формируется правильно только если у него развита способность различать и понимать собственные ощущения, эмоции и чувства.

Понимание эмоций и их проявление – это очень сложный процесс, требующий некоторого уровня развития ребенка. Следует акцентировать внимание на развитии как интеллектуальных эмоций, так и нравственных, имеющих большое значение в формировании активной жизненной позиции. Такие эмоции важны для воспитания у ребенка человечности, сострадания, отзывчивости.
У физически ослабленных детей преобладает пониженное настроение, что негативно отражается на умственной работоспособности. Дети, у которых хорошо развита эмоциональная сфера являются более отзывчивыми, социализированными и популярными среди сверстников. У таких малышей высоко развиты способности к сочувствию, пониманию чувств и совершению обдуманных поступков. Поэтому очень важно развитие у детей эмоциональной стороны их характера.

Эмоциональное благополучие обеспечит формирование таких сторон характера:

адекватная самооценка
• навыки самоконтроля
• ориентацию на успех
• эмоциональный комфорт

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fkroha.net%2Fimages%2Farticles%2Femocionalnoe_razvitie_rebenka_1100_251

Новорожденные дети
Новорожденный малыш получает эмоции от самых близких людей – родителей. Первая улыбка, смех, радость ребенка являются показателями его благополучного развития и здоровья. Позитивные эмоции помогают в развитии памяти, речи и движений. Это является залогом нормального развития малыша. Чтобы ребенок нормально развивался, необходимо поддерживать его во время активности в радостном настроении.

Развитие эмоциональной сферы малышей невозможно без участия родителей. Живое эмоциональное общение взрослых и детей обогащает эмоциональную сторону характера, а также влияет на развитие. Эмоциональное состояние не менее важное, чем физическое и психологическое.

Дети до трех лет
Дети первых месяцев жизни общаются только посредством проявления эмоций. Ребенок воспринимает окружающую действительность очень эмоционально. Но такие реакции младенца очень короткие. Малыш может рыдать, но через короткий промежуток времени – смеяться.

Дети после четырех лет
С четырехлетнего возраста у детей начинают проявляться разные виды отрицательных эмоций. Теперь изменения настроения не происходят без существенных причин.

Дети 5-6 лет уже способны правильно идентифицировать эмоциональное состояние окружающих. Они с легкостью отличат радость, восхищение, но с затруднением распознают грусть, испуг, удивление. Ребенок обращает более пристальное внимание на способы выражения лица и мимику, но еще не сильно проявляет интерес к позе, жестам. В процессе взаимодействий с людьми малыш способен ощущать ласку или несправедливость.

Если к ребенку относятся с добротой, тогда он такие же чувства будет испытывать к другим.&nbsp&nbsp Если обидеть ребенка, тогда в ответ он будет проявлять агрессию. К семилетнему возрасту ребенок может правильно и адекватно оценивать практически все основные эмоции человека.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fkroha.net%2Fimages%2Farticles%2Femocionalnoe_razvitie_rebenka_1100_732

1. Общение с другими людьми

2. Активная деятельность малыша – танцы, музыка, вокал, спорт

3. Игровая деятельность. Положительное влияние на эмоциональную сферу оказывают сюжетно-ролевые игры

4. Трудовая деятельность малыша. В результате формируются эмоции от переживания малышом чувства радости, которую приносит успех, а также разочарования от неудач

Как влияет семья на эмоциональное развитие ребенка:

Психологический климат внутри семьи оказывает сильное влияние на эмоциональное развитие детей. Гармоничное развитие происходит только в семьях, где царит благоприятный психологический климат, а также высоко развиты сплоченность, взаимоуважение и доброжелательность. Родители в благополучных семьях проявляют к ребенку любовь разными методами:

Видео (кликните для воспроизведения).

Если в семье отмечается неблагоприятная обстановка, тогда отношения между ее членами характеризуются напряженностью, конфликтностью, отрицательным отношением к людям. Ребенок в такой семье чувствует себя незащищенным, постоянно находится в состоянии дискомфорта.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fkroha.net%2Fimages%2Farticles%2Femocionalnoe_razvitie_rebenka_1100_599

Группы родителей по типу реакций на переживания малыша:

1. Родители, проявляющие безразличие к детским эмоциям. Такие взрослые уверенны, что их основная задача – это удовлетворение физиологических потребностей ребенка: накормить, одеть, вылечить. У них нет времени на эмоциональный контакт с ребенком

2. Родители, проявляющие эмоциональную поддержку. Такие взрослые учат своих детей основам саморегуляции

3. Родители, наказывающие ребенка в случае проявления им отрицательных эмоций запретами, физическим насилием
Большая и серьезная ошибка многих родителей – это угнетение и подавление эмоциональных реакций малыша, что препятствует его полноценному эмоциональному развитию. Взрослые должны уметь определять настроение ребенка, правильно и обоснованно указывать на его недостатки. Чтобы обучить ребенка основам эмоциональной грамотности, взрослые должны уметь найти с ним общий эмоциональный язык. Задача семейного воспитания – создание внутри семьи благополучной атмосферы защищенности, любви и уважения к ребенку.

Советы родителям: как развивать эмоциональную сферу?:

• прослушивайте совместно с малышом музыкальные сказки, сопереживая героям
• обогащайте словарный запас ребенка словами, которые обозначают оттенки чувств: рад, зол, огорчен, недоволен, обижен
• вводите правила проявления эмоций ребенком: «Ты имеешь право обижаться, но драться запрещено!» и т.д.
• обсуждайте с ребенком жизненные ситуации, предлагайте описывать чувства т ощущения участников событий
• обсуждайте с ребенком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями
• предлагайте ребенку варианты деятельности, которые помогут ему успокоиться: танцевать, петь, рисовать, общаться, бегать. Пускай ребенок выберет действия, которые ему подходят
• проявляйте к ребенку внимание, заботу, уважение, любовь для формирования эмоционального благополучия
• создавайте в семье атмосферу взаимной любви, чтобы ребенок учился любить сам
• во время беседы с ребенком давайте ему возможность рассказать о своих чувствах по поводу произошедших событий
• читайте ребенку литературные произведения, насыщенные эмоциями
• снимайте эмоциональное напряжение ребенка физическими упражнениями.

Читайте так же:  Йога сладких снов проверено детьми и одобрено мамами!

Взрослым необходимо развивать эмоциональную сферу малышей с помощью разнообразных простых игр:

• «Альбом эмоций». Вырезайте из журналов или газет фотографии или картинки людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях, наклеивайте их в альбом. Вместе рассматривайте изображения, обсуждайте настроение людей, причины его появления. Можно продемонстрировать любую эмоцию, а затем предложить ребенку повторить увиденное. Игру проводите с детьми старше 1 года

• «Покажи-ка эмоции». Игра подойдет детям старше 4 лет. Попросите малыша показать следующие эмоции: разозлившегося медведя, обиженного малыша, злого человека, испуганного поросенка, веселого человека и т.д.

Эмоциональное развитие ребенка – основа его нормального психического состояния, общения, развития и успешности в будущем. Очень важно заниматься развитием эмоциональной сферы с раннего возраста, используя разнообразные виды деятельности, главным образом игры.

Возрастные особенности эмоционального развития ребенка

Родители стремятся к гармоничному развитию своего крохи. Вместе с физическим, интеллектуальным воспитанием малышей значимую роль в становлении личности играет эмоциональное развитие ребенка. Способность понимать, осознавать свои чувства, эмоции, а также чувства и эмоции окружающих, умение сопереживать — все это играет огромную роль при формировании личности малыша.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2Fjemocionalnoe-razvitie-rebenka2

Эмоции, способность их распознавать, умение их контролировать — признак успешности человека. По последним данным, успешность человека в большей степени зависит именно от коэффициента эмоционального развития. Именно поэтому, школьники, получающие отличные оценки достаточно часто испытывают неудачи во взрослой жизни.

Эмоции — особый вид психологических состояний личности, проявляющихся как, настроения, чувства, ощущения, переживания. Они также отображают психологическое состояние личности по отношению к себе, к окружающей действительности, а также к происходящему вокруг. Развитие эмоционального интеллекта — залог гармоничного воспитания ребенка.

Эмоционально волевая сфера — это не только эмоции и их проявления. Она рассматривает содержание эмоций, их динамичное развитие, глубину, а также качество проявленных состояний. Эмоции оказывают влияние на мировоззрение крохи, на то, каким увидит мир малыш, как он будет воспринимать окружающую среду, выстраивать личностные отношения.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2Fjemocionalnoe-razvitie-rebenka3

Эта сфера делится на следующие составные части:

  • Эмоции. Ребенок показывает свою реакцию на окружающую действительность. Эмоции могут быть положительными, позитивными — например, смех, радость, или отрицательными, негативными — страх, плач. Малыш может продемонстрировать и нейтральные, например, удивление.
  • Чувства возникают позже и являются реакцией на отношение крохи к конкретным людям или событиям, предметам. Проявление одного и того же чувства возможно в нескольких эмоциональных действиях.
  • Настроение — устойчивое эмоциональное состояние ребенка, зависящее от окружающей среды, здоровья крохи, успешности деятельности. Настроение может быть изменчивым или устойчивым по продолжительности. На настроение немалое влияние оказывает также темперамент, характер малыша. Хорошее, позитивное настроение стимулирует несмышленыша на результативную деятельность. Плохое настроение негативное влияет на психоэмоциональное состояние ребенка.
  • Воля — это способность малыша к сознательному контролю над своими действиями при достижении спланированной цели. Еще совсем кроха демонстрирует свою волю и целеустремленность, настойчиво собирая башню из кубиков, которые постоянно падают.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2Fjemocionalnoe-razvitie-rebenka4

Эмоциональное развитие дошкольников происходит под давлением внутренних и внешних факторов. Внутренние — это врожденные особенности личности крохи, присущие ему с рождения, такие как темперамент. Внешние факторы — семья малыша, окружающий его мир. Воспитательные методы, применяемые для развития детей, оказывают существенное влияние на развитие эмоционально волевой сферы малыша.

Правильное распознавание эмоций, передача их, совсем не является легким и простым действием для несмышленыша. Ребятня дошкольного возраста с легкостью отличает восторг, радость. А вот грусть или страх могут выделить, понять не все дошколята.

У ребятни до 5 — 6 лет главным для определения эмоционального состояния другого человека является мимика лица. Именно по выражению лица, кроха может определить, что чувствуют другие люди. В более старшем возрасте, учась в школе, дошколята учатся сдерживать свои чувства, не демонстрировать явно свои переживания. Теперь кроме мимики помочь с распознаванием эмоционального состояния личности малышам помогают жесты, пантомима.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2Fjemocionalnoe-razvitie-rebenka5

Развитие аспектов эмоционально волевой сферы детей служит определяющим фактором, для достижения результата и успешности во всех видах деятельности малышей. Влияет также на учебу, коммуникативность, социализацию дошкольника.

Роль семьи очень важна при правильном, здоровом формировании эмоциональности крохи. Ведь именно в дошкольном возрасте у несмышленыша формируются, закрепляются основные аспекты эмоций. Прививать, развивать положительное отношение к окружающим, показывать на собственном примере важность позитивного настроения — все это в силах родителей.

Давно замечено, что поощрение, похвала оказывают более сильное впечатление на психику крохи, стимулирует малыша к дальнейшему развитию. Наказание, крики, оскорбления негативно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, отбивает желание добиваться чего-либо. Постоянные упреки, наказания вызывают резко негативную реакцию на взрослых. Малыш или проявляет агрессивность в ответ или отказывается от любого проявления активности.

Истерики дошколят могут быть большой проблемой для взрослых. Для гармоничного психического развития дошколят необходимо взять проявление истерик под контроль родителей. Приступы истерики необходимо прекратить как можно раньше. Потакание капризам, желание откупиться от проблем своих отпрысков, только усугубляют истерические проявления, способствуют формированию избалованного, эгоистичного чада.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2Fjemocionalnoe-razvitie-rebenka7

Единственно верный способ избавиться от истерик, капризов подрастающего поколения — это полное игнорирование самой истерики. Не стоит упрашивать маленького человечка, обещать что-то взамен, идти на поводу капризов чада. Пока взрослые не перестанут реагировать на истерики, дошкольник будет манипулировать своими родителями.

На положительное развитие маленьких непосед оказывает влияние чувство собственной востребованности, значимости. Необходимо привлекать чадо к семейным делам, заботам. Доверять маленькому человечку поливать цветы, помогать маме готовить или наводить порядок. Дошколята могут сами выбирать себе одежду, выбирать игру, в которую хотят поиграть. Таким образом формируется самостоятельность, ответственность маленьких непосед.

Понимание эмоционального состояния окружающих — это важный шаг к формированию коммуникативности у дошколят. Несмышленыши смогут научиться сопереживать, сочувствовать, дружить. Эмоциональное развитие дошколят тесно связано со взаимоотношениями со сверстниками, взрослыми, а также с различными жизненными ситуациями.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2Fjemocionalnoe-razvitie-rebenka8

Дошколята еще не могут в полной мере управлять своими эмоциями, скорее чувства управляют поведением маленьких непосед. Для дошкольников очень важно возникновение, сохранение позитивных отношений с другими людьми. Кроха очень переживает, когда его не принимают в игру, высмеивают. Малыш очень ценит возникающие дружественные чувства, симпатии к ровесникам.

Читайте так же:  Рисуем вместе с малышом пальчиковыми красками

Внутренний мир формируется у крохи в дошкольном возрасте и является основой личности маленького человечка. Задача родителей, воспитателей помочь крохе развить его эмоции, научиться ими управлять. Неумение общаться, связано напрямую с отставанием в психическом развитии ребенка.

Чтобы чадо научилось самостоятельно принимать решения, родителям не стоит постоянно решать проблемы дошкольника. Если ваше чадо пришло к вам за помощью, не взваливайте все на свои плечи. Пусть непоседа учится самостоятельности. Поговорите с несмышленышем, выясните, что его волнует, обязательно узнайте, как маленький человечек собирается исправить неприятную ситуацию.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2Fjemocionalnoe-razvitie-rebenka9

Увидев, что дошкольник сможет сам справиться с проблемой, похвалите его. Но, не стоит мамочке говорить: «лучше сделай как я скажу» или, например, « я сама разберусь». Такое воспитание приведет к инфантильности дошкольника, создаст проблемы в общении со сверстниками у вашего чада.

Маленький человечек консерватор по своей натуре, он не любит никаких резких изменений в привычном течении жизни. Изменение режима жизни, поступление в детский сад или перевод в новое дошкольное учреждение, разлад в семье, развод родителей — все это может привести к тому, что у непоседы возникнут серьезные эмоциональные нарушения.

Выделяются следующие виды причин нарушений эмоционально волевой сферы дошкольника:

  • тревожное состояние, вызванное перенесенными стрессами;
  • недостаточность близости, доверия со значимыми взрослыми;
  • отставание в сфере интеллектуального развития;
  • социально — бытовые;
  • влияние компьютерных игр, а также фильмов, не соответствующих возрасту маленького человечка.

Все эти нарушения проявляются следующим образом:

  • гиперактивность;
  • повышенная агрессивность, нежелание идти на компромисс;
  • аутизм. Замыкание дошкольника в собственный внутренний мир, уход от контактов с окружающим миром и другими людьми;
  • тревожность. Может сопровождаться нервными тиками, заиканиями, в тяжелой форме — у непоседы может проявиться энурез.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2Fjemocionalnoe-razvitie-rebenka10

Все эти виды психических расстройств нуждаются в коррекции с помощью грамотных специалистов. Дома, в семье родители могут помочь своему чаду научиться справляться с эмоциями. Несмышленыши любят, доверяют родителям, прислушиваются к ним. Такое отношение дошкольника служит залогом успешной корректировки психических нарушений.

Отсутствие эмоций или их недостаточное развитие ведет не только к пассивной умственной активности, а также и к пассивной физической двигательной активности. Вялый, малоподвижный, ничем не интересующийся несмышленыш — не о таком чаде мечтают родители. Различные виды активной деятельности, в том числе физическая культура способствует не только физическому, но также интеллектуальному и психическому здоровью дошколят.

У карапузов игра — это основная деятельность. Когда несмышленыш играет, у него формируется понимание социума, правил поведения, коммуникативность, воля к достижению поставленной цели. Основная задача упражнений, заданий, чтобы игры на развитие эмоционально волевой сферы помогли маленькому человечку запомнить, осознать основные базовые эмоции, их значимость в жизни каждой личности.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2Fjemocionalnoe-razvitie-rebenka11

В садике или дома с дошкольником можно поиграть в следующие игры на развитие эмоционально волевой сферы:

Высокое интеллектуальное развитие при низкой эмоциональности не приведет личность к успеху. Знание принципов развития эмоционально волевой сферы дошкольника, поможет родителям принять активное участие при формировании у крохи гармоничного психоэмоционального состояния личности.

Любая игра должна помочь вашему чаду стать крепким, здоровым и не только физически, но и психически устойчивым. Во взрослой жизни несмышленышам придется столкнуться с различными ситуациями, не всегда приносящими хорошее настроение. Дети должны уметь контролировать свои эмоции, сопереживать, сочувствовать. Душевно черствые люди никогда не добиваются успеха. У них могут быть деньги, но не будет любящей семьи, которая всегда поддержит друг друга.

Эмоции отличают человека от животного, помогают ему общаться с другими людьми, справляться со сложными ситуациями. Они определяют наше будущее и настоящее. Умение владеть собственными чувствами, выражать их при помощи различных средств − важное умение для каждого человека. Но это умение не появляется просто так. Новорожденный ребенок имеет ограниченные возможности выражения собственного недовольства или радости: крик или молчание. Задача каждого родителя – помочь малышу научиться понимать свой внутренний мир, выражать его в доступной форме, сдерживать при необходимости. Это непростой процесс, требующий внимания и времени.

Эмоциональное развитие ребенка до 3 лет – первая ступень становления чувственной сферы малыша. Показывая и рассказывая о разнообразии возможностей преподнесения собственных ощущений, родители помогают крохе наладить общение с окружающим миром, глубже понять природу своих негативных ощущений.

Среди множества причин для развития эмоциональной сферы можно выделить:

  • Развитие головного мозга. Расширение спектра эмоций стимулирует работу нервных окончаний, способствуя формированию новых нейронных связей. Чем ярче и многограннее эмоциональная жизнь малыша, тем быстрее происходит физическое и сенсорное развитие;
  • Регулировку действий. Осваивая окружающее пространство и познавая мир, крошка испытывает разнообразные чувства, опираясь на реакции взрослых формирует линию поведения. Испуг мамы на попытку исследовать розетку вызовет понимание опасности задуманного действия;
  • Развитие игровой деятельности. Дети учатся через игру. Эмоциональный отклик на игровые действия позволяют формировать базу для будущего обучения;
  • Социализацию. Дети, обладающие широким спектром чувств, легче проходят этап социализации, относятся к окружающим более мягко, формируют дружеские отношения;
  • Подготовку к трехлетнему кризису. Родители, занимающиеся развитием эмоциональной сферы малыша, преодолевают негативные проявления легче и быстрее;
  • Управление чувствами. Через познание внутреннего мира карапуз учится их понимать, управлять ими.

Развитие эмоциональной сферы ребенка включает в себя несколько направлений деятельности:

  • Расширение спектра эмоций. При рождении малыш имеет возможность выразить любые ощущения через крик или молчание, постепенно взрослея, начиная овладевать собственной речью, мимикой, движениями, спектр проявления чувств расширяется, накапливается эмоциональный опыт. Наращивание познаний о собственных чувственных возможностях происходит в течение всей жизни человека, позволяя ему справляться со всеми возникающими вопросами.
  • Углубление осознанности переживания. Каждое чувство вызывается определенными событиями, действиями и не всегда хватает слов, чтобы описать весь испытываемый спектр. На помощь в этом вопросе приходит творчество.
  • Освоение возможности контролировать поведения. Новорожденный не может сдерживать собственный крик от голода или другого неприятного события, ребенок дошкольного возраста может потерпеть несколько минут.

Дети учатся, копируя родителей и окружающих людей. В период до 3 лет хорошо показать малышу варианты проявления внутренних ощущений.

Читайте так же:  Вопросы, которые помогут разговорить детей

На первом этапе кроха будет очень рад смотреть, как изменяется ваше лицо, интонация, голос. Его будет забавлять возникшая перемена, а с течением времени он сможет проводить логические цепочки, связывающие ваше настроение и определенные события. Видя эту связь, будет пытаться повторить за вами, не всегда вначале удачно выбирая необходимый вариант, но со временем все четче показывая свои чувства.

В зависимости от возраста крохи его эмоциональный спектр имеет разные характеристики, позволяя вести работу исходя из необходимых для определенного возраста занятий.

Первая и основная эмоция в начале жизненного пути ребенка – крик. Сразу после появления на свет малыш оповещает мир о своем появлении, и впоследствии этот вид проявления чувств становится основным для отражения всех ощущений крохи.

Не обладая опытом, эмоции первого года жизни характеризуются неустойчивостью, кратковременностью и вместе с тем бурным проявлением. Наличие факторов приносящих новорожденному неудобства (голод, грусть) выражаются криком. Через короткое время появляется первая улыбка, за нею смех. Крик постепенно начинает различаться в зависимости от причины его вызывающей. Многие мамы быстро начинают различать интонации и применять необходимые действия для нормализации эмоционального состояния. Если мама, слыша плач ребенка, понимает причины его появления, четко реагирует, то малыш очень быстро поймет, каким образом попросить о необходимых действиях.

Эмоции ребенка до года формируются из ощущений. Чувства становятся мотивом для определенного поведения, импульсивного выражения пожеланий. Через соответствие внутренних переживаний действиям формируются будущие поступки. Одной из хитростей формирования поведения является наблюдение за реакцией, контроль собственных действий.

Хорошо, когда мама не устраивает паники в простых ситуациях, не выказывает ужас от небольших огрехов, излишне не опекает кроху. Это работает очень просто. Если малыш упал, но при этом не ушибся, верным будет не хватать его на руки и жалеть, а приобняв спокойно ему сказать, что ничего страшного не случилось.

В обратной ситуации дети, подрастая, прибегают к хитрости, требуя повышенного внимания, начинают плакать без видимой причины.

Формируя эмоциональную сферу ребенка до года, родителям стоит показывать собственным примером, какие разные реакции могут быть на схожие ситуации. При падении мама может пожалеть и даже поплакать вместе с крохой, если удар очевидно сильный. Но в другом случае может просто пожалеть и утешить.

Показывая различные виды эмоций на конкретных примерах, к году появляются:

  • Стойкое желание применять на практике разные варианты;
  • Понимание, что переживания могут быть намного обширнее, чем просто крик или смех.

Характеристика эмоционального развития от года до 2 лет

Формирование эмоциональной сферы ребенка после 12 месяцев начинает изменяться.

Малыш осваивает хождение и начинает активно играть с разнообразными предметами. Направление развития чувственности крохи переходит из среды ощущений в предметную деятельность. Проявление тех или иных эмоций начинает проявляться в результате успешной или провальной деятельности. Часто негативные чувства направлены непосредственно на предмет, вызвавший недовольство. Появляется стремление изменить ситуацию через давление на взрослых, применяя уже изученные варианты эмоционального поведения.

Среди наиболее часто встречаемых проявлений негативного направления у детей с года до 2 присутствуют:

Видя эти проявления, родители должны понять, какой именно предмет или действие не получается у крохи, принять попытку объяснить или показать, как правильно поступить. Объяснения должны быть спокойными и ласковыми. Уже в этом возрасте стоит рассказать малышу, что все когда-то этого не умели, но постепенно, прилагая усилия, все получится. В награду за родительское терпение и помощь, дети проявляют большой спектр положительных эмоций:

Эмоциональное развитие ребенка в этом периоде происходит по пути последовательной социализации. Чувства чаще применяются как возможность показать свою самостоятельность, привлечь внимание, подчеркнуть успех. Ближе к двум годам малыши начинают эмоционально воспринимать не только действия, но и сюжеты сказок, задумки в организованных играх.

Эмоциональное развитие от 2 до 3 лет: от действия к сопереживанию

Ребенок третьего года жизни уже активно осваивает родную речь. Переживания медленно переходят от реакции на действие к сюжету игры. Малыш часто сам создает вымышленный мир, развивая первоначальную задумку по знакомым шаблонам. Если кроха видит, как мама стирает или готовит, то герои его игр будут использовать это действие. Отличительной чертой такой игры будет полное копирование эмоций взрослого.

К этому периоду желательно полностью контролировать свои чувства, не допускать негативных реакций на ситуацию. Не стоит даже, ударив молотком по пальцу, употреблять ругательные выражения. Их эмоциональная окраска заинтересует карапуза, уже спустя пару секунд вы услышите четкое повторение ваших слов и действий.

В период от 2 до 3 лет появляются эстетические реакции. Малыш начинает воспринимать характер музыки, красоту природы и одежды. Четко улавливается попытка разграничить мир красивое и не очень. Эти эмоции появляются на базе младенческого опыта изучения окружающего мира. Постепенно удивление от новых предметов преобразуется в любознательность, появляются первые вопросы, связанные с сутью вещей и событий, а не внешней характеристикой.

Общие положительные проявления чувств дополняются новыми негативными эмоциями:

Проявлению негативных эмоций способствует появляющийся интерес к сверстникам. Отсутствие опыта социального общения, попытка сконцентрировать внимание на себе, непонимание возможных вариантов коммуникации приводят к формированию неправильных эмоциональных реакций. Задача родителей на этом этапе:

  • Показывать, как нужно общаться с другими детьми;
  • Научить играть в команде;
  • Объяснить, почему проявляемые реакции не желательны.

Этап эмоционального развития ребенка от 2 до 3 лет – переломный момент, заканчивающийся кризисом. До достижения малышом 3 лет необходимо максимально помочь ему освоить основные эмоции, научить выражать их при помощи творчества, слов.

Общие рекомендации по раннему эмоциональному развитию до 3 лет

Для гармоничного развития эмоциональной сферы ребенка до 3 лет родители должны учитывать некоторые особенности подхода к этой работе.

Последовательность

Все ваши действия и эмоции должны быть постоянны и логичны. Не стоит по-разному реагировать на одинаковую ситуацию или проявление негативных чувств. Хорошо, если на семейном совете будет выстроена общая линия поведения для основных ситуаций. Чтобы малыш мог четко понимать, как нужно реагировать на те или иные события, все члены семьи должны быть едины в проявляемых эмоциях.

Читайте так же:  Как связать детские варежки крючком

Сдержанность

Для минимизации негативных эмоций хорошо контролировать собственные чувства. Проблемы, загруженность, усталость — не причина срываться на ребенке. Ваше умение сдерживать свои порывы станут для карапуза лучшим примером контроля.

Творчество

Знакомьте своего кроху с разными сторонами жизни и творчества. Гуляйте, рисуйте, танцуйте. Наполните жизнь красками и удивлением. Через открытие нового малыш познает не только окружающее пространство, но и собственный внутренний мир. Предлагайте в момент гнева нарисовать его чувства, слепить из пластилина причину расстройства. Пусть он попробует перенести внутренний негатив на физические объекты, посмотреть на них со стороны.

Беседа как инструмент коррекции

Развивая умение малыша проявлять свои чувства, старайтесь корректировать нежелательные проявления при помощи разговора. Пытайтесь найти причину негативной реакции. У детей до 3 лет она чаще всего кроется в незнании как поступить. Подскажите выход, расскажите, что не стоит кричать и злится, а нужно просто сказать. Объясняя ребенку важность сохранения спокойствия, внимательно следите за собственными эмоциями. Никакие слова не научат лучше, чем пример, на который можно сослаться.

Игра

Появление новых ощущений желательно проиграть вместе с крохой, показав, как она выглядит со стороны, подсказав в каких ситуациях ее использовать. Любую негативную эмоцию легко объяснить на игрушках. Пусть машинка или кукла станут жадными, грубыми или ревнивыми. Видя наглядно как выглядит ощущение, варианты отношения к нему, малыш сможет понять, почему его нужно контролировать.

Актерское мастерство

Одним из способов развития эмоциональной сферы является тренировка лицевых мышц перед зеркалом. Вместе с крохой попробуйте изобразить гнев, боль, радость и другие эмоции. Пусть малыш посмотрит, как они выглядят. Спросите, какая из них ему нравится, а какая нет.

Эмоциональное развитие ребенка – важный этап становление личности, влияющий не только на его социальные способности, но и на физическое и психическое развитие. Каждый человек развивает свою чувственность на протяжении всей жизни, учится справляться с негативными проявлениями. Чтобы ваш сегодняшний карапуз в будущем умел противостоять критике, внутренним позывам, социальной несправедливости, начните работу по совершенству его внутреннего эмоционального мира уже сегодня.

Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Frazvivashka.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F08%2Femotsionalnoe1

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Frazvivashka.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F08%2Femotsionalnoe2

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Подписывайтесь на бесплатный закрытый эфир

Как развивать ребенка ГАРМОНИЧНО

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ И ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ПЛАН ИГР НА НЕДЕЛЮ

Нажимая на кнопку “Отправить заявку”, я даю согласие на обработку персональных данных

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Frazvivashka.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F08%2Femotsionalnoe3

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.
Читайте так же:  Меню на детский день рождения

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Frazvivashka.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F08%2Femotsionalnoe3-2


Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.
  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Frazvivashka.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F08%2Femotsionalnoe4

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Frazvivashka.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F08%2Femotsionalnoe5

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Frazvivashka.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F08%2Femotsionalnoe6

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

Изображение - Эмоциональное развитие ребенка 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here