Формирование личности ребенка через единство воспитательных требований между семьей и детским учрежд

Сегодня предлагаем статью на тему: "Формирование личности ребенка через единство воспитательных требований между семьей и детским учрежд". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Формирование личности ребенка через создание воспитательного пространства

Воспитательная работа с детьми с ОВЗ

замдиректора по воспитательной работе

Бейская специальная (коррекционная)

школа-интернат VIII вида.

Районное методическое объединение

заместителей директора по ВР и организаторов.

Формирование личности ребенка

через создание воспитательного пространства.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Происходят постоянные изменения в политической, экономической, социальной жизни и встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности (в том числе и аномальной), обеспечить её право быть защищенной государством и всеми его институтами.

Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития учащиеся коррекционной школы VIII вида отличаются проблемами эмоционально – личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения.

Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Воспитание – есть процесс социальный в самом широком смысле. А.С. Макаренко писал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего- люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и направленным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя»

В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями в здоровье в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности.

В чем цель воспитательной работы в коррекционной школе:

создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для адаптации в обществе и помощь в социализации личности.

Основными задачами специальных (коррекционных) школ являются:

Коррекция дефектов развития умственно отсталого ребенка в процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки разностороннего воспитательного воздействия на ход его развития;

Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из рабочих профессии в условиях современного производства, т.е. социально-трудовая адаптация;

Проведение лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление и исправление общего физического состояние школьников.

Воспитательная система школы- интерната включает в себя следующее:

Воспитание в процессе обучения

Внеклассная работа по предметам (учителя- предметники)

Работа с детьми, имеющими девиантное поведение (совет профилактики)

Индивидуально-групповые занятия со специалистами

Стиль, тон отношений в школьном коллективе, морально-психологический климат

Воспитательные мероприятия (воспитатели групп)

Социально- бытовая ориентация

Клубы, секции, творческие объединения дополнительного образования (педагоги дополнительного образования)

Вся воспитательная работа, проводимая в коррекционной школе, направлена на коррекцию поведения учащихся, воспитание учебной и поведенческой дисциплины, гуманного отношения к окружающим людям, этикету общения со сверстниками и взрослыми.
Это всё способствует социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Основная направленность социальной адаптации – практическая подготовка ребенка к самостоятельной жизни. Для многих наших воспитанников первичная социализация проходит в условиях интернатного учреждения. Именно в стенах школы- интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни. Над проблемой социализации в школе- интернате работают специалисты различных направлений: дефектолог, социальный педагог, психолог, логопед, учителя и, конечно же, воспитатели. Особенности современной жизненной ситуации требуют от наших детей способность адаптироваться в быстро меняющемся мире. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстников в качестве объектов для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни. Поэтому необходимо, создавать особое образовательное и воспитательное пространство для этого в школе претворяются в жизнь различные программы, где социально – нравственный аспект развития стоит на первом месте.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Наша воспитательная программа состоит из следующих направлений:

Направления воспитательной работы:

Внеурочная внеклассная работа.

По данным блокам ведется совместная воспитательная работа учителя на классных часах, воспитателя на воспитательном часе, на родительских собраниях, внеурочных коллективных традиционных делах и мероприятиях.

В нашей школе учатся 1268учащихся из них:

на домашнем обучении-28

В интернате проживают 75детей.

Дети начальных классов охотно принимают участие в конкурсе чтецов. Также работает клуб «Хочу все знать», где занятия проходят на разносторонние темы: Здоровье, гигиена, правила дорожного движения, экология и т.д. Так же принимают участие в конкурсных программах вместе с родителями это «Папа и я », «Дочки – матери».

Читайте так же:  Крещение выбор родителей или ребенка

Основная задача работы с подростками в средней школе – научить детей общаться, высказывать самостоятельное мнение, анализировать свои поступки и поступки окружающих.

В 5 – 7 классах проводится занятия клуба «Щит и меч », направленный на социализацию учащихся, где ведущая роль принадлежит активным профилактическим формам деятельности. Используются педагогические ситуации, когда ребята осмысливают нравственные понятия, учатся отстаивать свою честь и достоинство, уважая при этом личность другого человека. В групповой деятельности учащиеся осваивают приемы нравственного поведения, учатся решать конфликтные ситуации и знакомятся с основами права и законодательства РФ и Хакасии.

В специальной коррекционной школе самоуправления в общепринятом смысле нет, но есть соуправление, цель которого: включение детей и подростков в социально значимую и общественно полезную деятельность. Поэтому в школе уже много лет работает детская организация «Алые паруса». Цель ДО «Алые паруса» это: в создании благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося школы в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся с нарушением интеллекта к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с демократической культурой.

Учащиеся под руководством организатора проводят рейды «Уютная спальня» «Чистый двор», «Книжки и тетрадки», «Внешний вид» и линейки по их итогам.

Планируя мероприятия, коллектив педагогов школы ставит перед собой задачу научить жить детей в коллективе, выполнять обязанности, отстаивать права, соблюдать правила взаимоотношений в коллективе, выполнять правила поведения, уметь трудиться для себя, для коллектива. Учащиеся с большой охотой принимают участие в трудовых акциях «Неделя добра», «Солдатский платок», «Вахта памяти» и т.д..

Учащиеся старших классов наиболее активно участвуют в школьном соуправлении, где проявляют свою активность в решении проблем жизнедеятельности школы, у них формируется не только ответственность за свое мнение, позицию, поведение, но и за действия и поведение других ребят, особенно более младшего возраста.

Основная роль в организации воспитательного процесса принадлежит классному руководителю и воспитателю. Классные руководители разработали свои воспитательные программы, где одна из главных задач является формирование коллектива класса, так как классный коллектив является главной структурной единицей коллективного творчества, именно ему предоставляется возможность творческой самореализации, достаточная свобода выбора содержания и формы участия в общем деле. Начиная с первого, второго класса, ученики ощущает себя частью единого коллектива и живут идеями и настроениями всей школы. У большинства учителей и школьников формируется “чувство школы”.

Таким образом, содержательно, организационно и технологически продумана система воспитания социально активной личности. Школа берет на себя ответственную задачу – качественно обучая, формировать в коррекционной школе нравственного и полезного обществу гражданина, который подготовлен к самостоятельной жизни.

Основные коллективные творческие дела школы:

проведение досуговых мероприятий,

проведение предметных недель, месячников;

организация встреч с интересными людьми, с представителями различных служб и организаций села,

работа школьных кружков и секций,

проведение благотворительных акций,

Учащиеся школы становятся активными участниками фестивалей детского художественного творчества, как республиканский фестиваль детей инвалидов «Поверь в себя», где мы ежегодно принимаем участие и неоднократно становились победителями. В школе уже несколько лет существует танцевальная группа «Лучики» – руководитель Черноусова Галина Владимировна, шумовой оркестр – руководитель Борисов Михаил Вениаминович. Михаил Вениаминович занимается с детьми вокалом, хоровым пением. Наши педагоги принимают активное участие, они и танцуют и поют. Сегодня мы представили вам выставку декоративно-прикладного творчества наших детей. Они работают в различных направлениях, это им удается благодаря нашим педагогам.

В нашей школе много неравнодушных педагогов, которые постоянно стремятся создать особое образовательное и воспитательное пространство, которое обеспечивает социальную адаптацию выпускников, подготовку воспитанников к самостоятельной жизни. Мы прилагаем все усилия, чтобы школьная жизнь была интересной увлекательной, насыщенной, чтобы школа стала очагом добра, справедливости, чтобы школа стала «вторым домом», в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку.

Формирование личности ребенка через единство воспитательных требований между семьей и детским учреждением

Автор: Парадиева Елена Валерьевна

Организация: МАДОУ «Малыш»

Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, г. Ноябрьск

«Чтобы узнать ребенка,
надо хорошо знать его семью»

/В.А.Сухомлинский/

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой и остается наиважнейшей средой сохранения и передачи культурных ценностей. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек, именно семье должны уделять первостепенное внимание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи – мощное государство. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Очень важно, чтобы воспитание ребенка в семье отвечало тем требованиям, которые предъявляет человеку общество.

Читайте так же:  Конкурсы для детских праздников

Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей. Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, психологии, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.

Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – дошкольного отделения и семьи. Совместная деятельность педагогов и родителей в системе воспитания ребенка имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание очень затруднено. Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.

Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, ребенку гораздо легче овладевать установленными нормами, правилами.

В толковом словаре Ожегова слово «сотрудничать» означает «принимать участие в общем деле, работать вместе».

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.

Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

В то же время преобладающая часть родителей не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам.

Методологической основой организации сотрудничества педагогов и родителей является общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер, Т. Н. Доронова, Р. П. Дешеулина, Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина и др.) и работы ряда авторов, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, Н. В. Микляева и др.)

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;

третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

– наглядность в работе с семьей. В дошкольных учреждениях размещают стенды, выставки, где размещается информация об основных задачах воспитания детей, рассказы о жизни данного коллектива, о работе родительского комитета. В приемных помещениях создается «родительский уголок». В нем даются сведения о суточном режиме для детей данной возрастной группы, меню, специальных занятиях на неделю, рекомендации по поводу занятий с детьми дома, о профилактике различных заболеваний; помещаются сообщения о подготовке к праздникам с помощью родителей (сшить для кукол одежду, починить игрушки и др.); организуется выставка работ детей;

Читайте так же:  Любимчики родителей в семье последствия

– индивидуальные формы работы с родителями (беседы, консультации, посещения на дому, приглашение отдельных родителей в детский сад, привлечение родителей для оказания посильной помощи детскому учреждению. Индивидуальные беседы могут проводиться как утром, – как ребенок провел ночь и каково его самочувствие, так и вечером – рассказ родителям, чем занимались дети в течение дня, посоветовать, как заняться с ребенком вечером дома;

– работа с коллективом родителей (родительские комитеты, собрания, вечера, кружки, консультации, лекции, «открытые дни», субботники по уборке помещения или прогулочного участка). В ДОУ избирается родительский комитет, в состав которого входят родители от всех возрастных групп, работа его планируется на год. Актив каждой группы оказывает помощь в подготовке и проведении родительских собраний, различных мероприятий, ремонте помещения и т. д.

Заслуживает внимание проведение «открытых дней», когда группы родителей присутствуют на занятиях, кормлении детей, подготовке ко сну, гигиеническом уходе. Можно, например, праздновать «Дни рождения» с чаепитием с приглашением и участием родителей, проводить тематические вечера для родителей на темы: «Музыка и дети», «Ребенок и природа», «Как нужно любить ребенка», «Знаем ли мы своих детей». Единство приемов, выработанных в детском учреждении и семье, будут способствовать правильному развитию и воспитанию детей.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В нашем детском саду используются все формы сотрудничества с родителями воспитанников. Это и наглядная информация, различные тематические выставки, выставки совместного творчества детей и родителей к праздникам, дни открытых дверей. Родители привлекаются к работе Управляющего Совета ДОУ, родительских комитетов групп, участвуют в субботниках, спортивных конкурсах, развлечениях для детей, украшают совместно с детьми и педагогами зимние участки.

Родители с удовольствием посещают родительские собрания, когда они проходят в нетрадиционных формах (различные игры, мастер-классы). В ноябре 2013 года в нашем детском саду проведено общее родительское собрание на тему медиабезопасности несовершеннолетних с показом видеофильма «Невербальная агрессия». Явка родителей была огромной-настолько эта проблема актуальна для них! Родители активно участвовали в обсуждении данной темы.

Для будущих воспитанников детских садов города и их родителей в нашем ДОУ работает Центр игровой поддержки ребенка «Волшебный остров детства». Центр посещают родители с детьми раннего возраста от полугода до 3 лет. Одними из задач работы педагогов в ЦИПР являются: постепенное вхождение ребенка в детский сад, обеспечение его комфортной адаптации к детскому учреждению, формирование чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру; установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Большим достоинством ЦИПР «Волшебный остров детства» является то, что, взаимодействуя со своим ребенком на игровых сеансах, родители маленького карапуза понимают, что ранний возраст – это период бурного сензитивного развития, и только через накопление чувственного опыта происходит создание базы для дальнейшего полноценного развития ребенка.

В рамках сотрудничества ДОУ и семьи для родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации специалистов (психолога, логопедов, музыкального руководителя).

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена теплом добрых рук родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т. к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

  1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн.2: Процесс воспитания. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с.
  2. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
  3. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.

«Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства»

Изображение - Формирование личности ребенка через единство воспитательных требований между семьей и детским учрежд proxy?url=https%3A%2F%2Fis04.infourok.ru%2Fimg%2F0107-00050a16-646bed7d

«Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства»

Чем же обусловлена необходимость объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности в формировании личности ребенка? Воспитание школьников несет на себе отпечаток социальных условий, бытового окружения, воздействия различных общественных объединений. Естественно поэтому, что только при согласованию всех этих влияний можно повышать действенность школьного воспитания. Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа. Это связано с рядом факторов.

Читайте так же:  Качественная мебель

Во-первых, именно школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся.

Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами профессиональных педагогов, большинство же родителей не имеют надлежащей психологической и педагогической подготовки.

В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, её влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания. В то же время нельзя не учитывать, что большинство родителей занято материальным обеспечением семьи, что ослабляет традиционные контакты родителей с детьми.

Таковы объективные факторы, которые не только обуславливают необходимость согласованной работы школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся, но и делают школу своеобразным центром воспитательного пространства, объединяющим воспитательную деятельность семьи и общественности. Чтобы школа стала центром воспитательного пространства, она должна иметь свою воспитательную систему. Воспитательная система школы не будет эффективно развиваться без взаимодействия с семьями учащихся. Оно может выражаться в самых разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности и т.д.

Как писал Ш.Амонашвили, «нельзя, чтобы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду». Речь идет о той природной, культурной, социальной среде, которая осваивается детьми, учителями, родителями в процессе их совместной деятельности, – среде, значимой и ценной для них. Ведь уже давно известно, что процесс развития личности ребёнка во многом зависит от условий окружающей его среды. Среда – это все то, что окружает ребёнка и посредством чего он реализует себя как личность. Среда осредняет личность (и тем значительнее, чем продолжительнее пребывание в ней). Богатая среда обогащает, бедная-обедняет, свободная – освобождает, здоровая – оздоравливает, ограниченная – ограничивает и т.д. Между внутришкольной и внешкольной средой нет формальных отличий, а только содержательные. Их объединяет то, что они состоят из ниш и стихий.

Если мы проанализируем опыт других школ, то заметим, что освоенная субъектами воспитательной системы среда может быть разнопланова.

Это может быть внешкольная среда, то социокультурное пространство, в которое попадает ребёнок вне стен школы, целый микрорайон, в котором находится образовательное учреждение. Это могут быть локальные объекты окружающей школу среды, когда ребёнок контактирует с отдельными компонентами среды, в которых он может искать и находить необходимые ему для саморазвития ниши. Это может быть только внутришкольная среда. В таком случае мы можем говорить о своеобразной замкнутости воспитательной системы школы. Социокультурное пространство, располагающееся вокруг образовательного учреждения, не всегда может оказывать положительное влияние на ребёнка. Иногда школа вынуждена даже выступать конкурентом социокультурного пространства. Внутришкольную среду мы можем подразделить на внутриклассную, внеклассную, внеурочную, постоянную, временную, ситуативную и т.д. независимо от разновидностей всем средам присущи одинаковые свойства: любая среда позволяет что-либо субъекту и как-то на него влияет.

Мы остановимся на том случае, когда воспитывающая среда – это социокультурное пространство -микрорайон. В таком случае мы можем говорить об открытости школы окружающему социуму, о слиянии внутришкольной и внешкольной среды, о скоординированности действий учителей школы и работников учреждений воспитательного пространства, о схожести их целевых и ценностных установок.

Мы убеждены, что школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Сотрудничество школы и семьи мы начинаем с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Определены функциональные обязанности классных руководителей школы, среди которых – изучение семьи школьника, её воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Содержание этой работы включает три направления: повышение психолого-педагогической культуры семьи, индивидуальная работа с родителями учащихся, участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела.

В повышении психолого-педагогической культуры семьи педагогический коллектив школы видит свою задачу прежде всего в том, чтобы обучить родителей умению быть родителями, помочь овладеть педагогическими знаниями и умениями, приёмами воспитания и взаимодействия с детьми, чтобы помочь создать родителям в семье ту благоприятную окружающую среду, которая необходима для развития ребёнка. Работа с родителями в основном ведется традиционным способом: общие собрания, консультации, работа родительского комитета, разнообразные совместные с детьми дела. Но каждый учитель строит свою систему работы с родителями. Секрет успеха заключается в том, чтобы не ограничиться отдельными парадными мероприятиями, а организовать взаимно интересную, насыщенную повседневную жизнь детей и взрослых. Это происходит через педагогический всеобуч, практические занятия и деловые игры.

Одним из важных направлений сотрудничества семьи и школы является взаимное обучение учителей, родителей и детей- каждому есть чему поучиться друг у друга. Главными результатами этой работы мы видим в установлении взаимопонимания, готовности к сотрудничеству, уверенности в успехе.

Читайте так же:  Как мы с ребенком ходили в кинотеатр

Особое место в работе с семьёй в нашей школе занимает индивидуальное консультирование и беседы с родителями, приглашение родителей на открытые уроки и мероприятия.

Но самым важным в своей работе педагогический коллектив считает участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела. Ни одно дело в школе не проводится без участия родителей. Большую работу по организации изучения традиций семьи проводит педагогический коллектив школы. Связующим звеном и основным направлением в воспитательной работе школы является направление « Семья». Взрослые и дети вместе участвуют в праздниках «Семейный КВН», «Мама, папа, я – спортивная семья» и др. Все эти мероприятия сблизили детей и взрослых-родителей и педагогов. С наступлением нового учебного года педагогический коллектив продолжил работу в данном направлении. Тематические классные часы «История моей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Бабушки и дедушки» и многие другие классные и школьные мероприятия и встречи посвящены были также теме «Семья».

Совместные семейные творческие дела «Папа, мама, я- спортивная семья», « Папа, мама, я- дружная семья», традиционные праздники Первого и Последнего звонка, на которые собираются все от мала до велика жители микрорайона, совместные концерты, праздники «Родительский дом-начало начал», семейные вечера отдыха в классах, на которые приходят целыми семьями, походы, которые сближают детей и взрослых – вот далеко неполный перечень мероприятий. в которых принимают вместе участие дети и родители. Самыми любимыми для детей и запоминающимися для родителей являются яркие, красочные концерты для жителей нашего посёлка, посвященные Дню матери, Дню пожилых людей, Дню Победы, Дню семьи и другие.

В таких мероприятиях принимают участие вся школа, от мала до велика: одни готовят концертные номера, другие готовят своими руками поделки на выставку, кто-то оформляет вместе во взрослыми зал. Очень важно для ребёнка услышать слова благодарности за выступление от бабушек и дедушек, от соседей по дому и во дворе, от жителей посёлка, которые знают их с маленького возраста и знают его родителей. Каждый ученик школы и родитель стараются внести свой вклад в такие общие творческие дела. И взрослые и дети получает от общения на таких замечательных праздниках положительные эмоции. Родители гордятся своими детьми, соседи по дому думают: какой замечательный артист – соседский мальчишка, дети радуются от предоставленной возможности показать своё мастерство, своё умение взрослым.

Очень важны и необходимы для развития и воспитания личности ребёнка встречи, которые проходят между учениками нашей школы и представителями старшего поколения поселка. Не прерывается связь поколений в сотрудничестве школы и поселка. Несколько раз в год организуем мероприятия и встречи с тружениками тыла, участниками локальных войн. В основном все они – бабушки и дедушки учащихся школы.

Мероприятии эти тематические, посвященные праздникам и различным датам, к каждой встрече ветеранов готовятся и ученики школы. Дети готовит для оформления зала свои рисунки и поделки, пишут мини- сочинения или стихи по теме праздника. На каждой встрече пенсионеров школьники выступают с небольшими концертными номерами, например интересная театральная постановка ко Дню Победы для ветеранов и тружеников тыла. Слёзы на глазах ветеранов, вдов войны, тружеников тыла – это самый трогательный и наглядный показатель нашей совместной работы, нашего сотрудничества. После таких встреч не надо долго объяснять школьникам, что надо уважать пожилых людей, он понимают это сами. А бабушки и дедушки с интересом разглядывают учеников, гадая, кто чей внук или внучка.

Школа сотрудничает и взаимодействует с поселковой библиотекой и детским садом. Нет в посёлке Дома культуры, но работники поселковой библиотеки всегда рады школьникам на своих мероприятиях: «Посвящение в читатели, устный журнал « Символы Родины», викторины и путешествия по книгам, конкурс рисунков « Мой любимый герой», экологическую игру « Путешествие капельки» и др.

Сохраняются и спортивные традиции поселка, школьники занимаются футболом, хоккеем.

Школа, родители, педагоги стараются создать необходимые условия для формирования единого педагогически организованного воспитательного пространства, устанавливая заинтересованный диалог и сотрудничество между собой, взаимодействуя по основным направлениям работы по воспитанию и развитию личности каждого маленького жителя посёлка.

Следует отметить, что особенность построения воспитательной работы нашей школы в открытости школы окружающему социуму и скоординированности действий учителей и родителей. Целью данной деятельности мы видим в максимальном сближении интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. У нас, взрослых, одна общая цель- создание единого благоприятного для ребёнка воспитательного пространства старейшей лесозаводской школы.

Изображение - Формирование личности ребенка через единство воспитательных требований между семьей и детским учрежд 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here