Игра «какого цвета вода»

Сегодня предлагаем статью на тему: "Игра «какого цвета вода»". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Марина Кошелева
Игры-эксперименты с водой для детей 2–5 лет

Программные задачи:

1. Формировать представления о воде: Вода – не имеет вкуса, цвета – прозрачная, не пахнет, не имеет формы, разливается, течет, бывает холодной, теплой и горячей, может быть твердой (лед, снег). Снег тает от тепла. Вода может склеивать. В воде тонут тяжелые предметы, а легкие – не тонут. Важное свойство воды – давать жизнь живому.

2. Развивать психические процессы: мышление, воображение, речь, внимание, ощущения.

3. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, к экспериментированию. Расширять опыт действия с предметами.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Стимулировать речевые высказывания: прогнозирование («Что будет, если?», описание («Как мы это узнали?», вербализация впечатлений, ощущений («Что вы чувствуете?», «Что мы узнали?», связную речь («Расскажите дома…», «Попросите соседа…»).

5. Воспитывать экологическую культуру, бережливое отношение к водным ресурсам, аккуратность при работе, дисциплинированность (выполнять правила поведения в играх-экспериментах, дружелюбие, подельчивость, общительность, позитивное настроение.

Проблемный вопрос. Описание опыта: Какого вкуса вода? Есть ли у воды вкус? Дать детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положить немного соли, в другой сахар, размешать и дать детям попробовать. «Какой вкус приобрела теперь вода?» Вывод: У воды нет вкуса. Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.

Проблемный вопрос. Описание опыта: Чем пахнет вода? Дать детям три стакана с водой из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложить понюхать. Затем капнуть в один из них какое-либо ароматное вещество, например, раствор мяты, эфирное масло и т. п. Понюхать. «Что изменилось?». Подвести к выводу: вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне. Вывод: Вода не пахнет. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.

Проблемный вопрос. Описание опыта: Какого цвета вода? Добавить краску в стаканы и тщательно перемешать, чтобы она полностью растворилась. «Какого цвета стала вода?» Показать детям чай, кофе, компот, кисель и пр. – пусть ребята убедятся, что вода окрашивается в цвет того вещества, которое положено в воду. Кроме того, показать, что интенсивность цвета зависит от количества вещества. Вывод:Вода не имеет цвета. Вода окрашивается в цвет того вещества, которое положено в воду.

Проблемный вопрос. Описание опыта: Почему в стакане с молоком не видно ложки, а в стакане с водой она видна? Приготовить два стакана с прозрачной и подкрашенной водой (краску могут добавить дети) и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). «Прятать» предметы в прозрачной и непрозрачной воде. Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум). Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

Проблемный вопрос. Описание опыта: Взять 2-3 предмета, разной формы, определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, миска и т. д.). Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разного размера. Вспомнить, как разливаются лужи. Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Вода может легко менять форму.

Проблемный вопрос. Описание опыта: Как узнать, вода холодная или горячая? Возьмите несколько пластиковых бутылок, разрежьте поперек на две половинки (получатся большие тонкостенные стаканы). Налейте в один из них холодную воду, в другие – слегка потеплее, теплую, погорячее, горячую. Дайте детям потрогать воду, назовите их ощущения словами, научите сравнивать – расставлять от самой холодной к самой горячей. Вывод: Вода бывает холодной, теплой и горячей.

Проблемный вопрос. Описание опыта: Как достать предмет из воды не опуская в нее руку? Как вытолкнуть воду? В высокую ёмкость с водой (например, банку) «уронить» плавающий предмет. Класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв. Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду. Вывод: Уровень воды повышается, если в воду класть камешки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Проблемный вопрос. Описание опыта: Что случится со снегом (льдом? Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т. д. Вывод: Снег (лёд) тает от любого источника тепла.

Проблемный вопрос. Описание опыта: Можно ли пить талую воду? Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедить в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным. Вывод: Даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды.

Проблемный вопрос. Описание опыта: Поместить в таз с водой большую и маленькую «льдины». «Какая из них быстрее растает?». Выслушайте гипотезы. Вывод: Чем больше льдина – тем медленнее она тает, и наоборот.

Проблемный вопрос. Описание опыта: Можно ли склеить бумагу водой? Взять два листа бумаги, приложить их один к другому и попробовать их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону. Затем смочить листы водой, приложить их друг к другу и слегка прижать, чтобы выдавить лишнюю воду. Попробовать сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущий раз. Объяснить, что таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого. Вывод: Вода обладает «склеивающим» действием.

Читайте так же:  Как одевать детей зимой

Проблемный вопрос. Описание опыта: Что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку? Проверить гипотезы детей, опустив объекты в воду. Вывод: Металл тонет в воде, а дерево нет.

Проблемный вопрос. Описание опыта: Какие предметы тонут в воде, а какие – нет? Кидать в таз с водой предметы из разных материалов: дерева, металла, пластика, резины, ткани, бумаги и др. Кидать поролоновые губки, пробки, камушки, шишки, палочки и многое другое. Понаблюдать, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Кусок пробки плавает в воде, а кусок железа такой же величины тонет. Пробка плавает, потому что она гораздо легче. Выбрать несколько предметов разного размера и формы, которые тонут в воде. Налить воды в прозрачную бутыль. Отметить уровень воды маркером. Опустить один из предметов в воду, обратить внимание на то, что вода поднялась, отметить получившийся уровень воды. Затем проделать тоже самое с другими предметами. Вывод: Тонет то, что тяжелее воды, не тонет то, что легче.

Проблемный вопрос. Описание опыта: Что еще растворится в воде, кроме красок? Наливать в воду разные жидкости ложкой (сок, молоко, сироп, варенье). А если влить в воду несколько ложек подсолнечного масла и хорошенько размешать? Сначала покажется, что жидкости перемешались. Но если поставить сосуд на стол и немного подождать, будет видно, как содержимое банки расслаивается и во всех слоях присутствуют шарики масла. На дне будет вода (она более тяжелая) с шариками масла. А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал? А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду? Вывод: Вода – растворитель. В воде растворяется не всё.

Проблемный вопрос. Описание опыта: Что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду? Она заполнится или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа различными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз). Обратите внимание на то, что в бутылке есть воздух и по мере заполнения бутылки водой он постепенно выходит. А если пустую бутылку закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально поверхности воды. Пусть дети попробуют опустить ее ко дну и удержать там. Воздух легче воды и поднимается вверх. Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой. Потом наполните бутылку до верха, закройте крышкой, она утонет полностью. Вывод: Воздух легче воды. Предметы, наполненные воздухом, в воде не тонут.

Проблемный вопрос. Описание опыта: Утонет салфетка в воде? Возьмите бумажную салфетку и осторожно положите ее в широкий сосуд на поверхность воды. Объясните, что вода проникает в волокна ткани и смачивает ее. Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Вывод: Вода смачивает и очищает предметы.

Проблемный вопрос. Описание опыта: Что происходит с растениями? Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой. Нарежьте веточки быстро распускающихся деревьев или кустарников (тополь, береза, смородина). Возьмите сосуд с водой. Рассмотрите с детьми веточки (они должны быть только с почками, без листьев) и поставьте их в сосуд с водой. Объясните, что одно из важных свойств воды — давать жизнь всему живому. Пройдет время, и веточки оживут, а тополиные ветки могут даже пустить корни. Вывод: Давать жизнь живому – важное свойство воды

Проблемный вопрос. Описание опыта: Что происходит с растениями? Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Вывод: Всасывание воды

Изображение - Игра «какого цвета вода» proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fsmall%2F9acc77033ba56560ee781d94ee840252.jpg

Опыты с водой в младшей группе Опыты с водой в младшей группе. Задачи: 1. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями. 2. Развитие.

Опыты в мини-лаборатории В процессе игр — экспериментов расширяется сенсорный опыт детей, обогащается их жизненный опыт. Опыты и эксперименты способствуют развитию.

Картотека по окружающему миру на тему:
Картотека игр с водой

Изображение - Игра «какого цвета вода» proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpictures%2F2016%2F06%2F09%2Fpicture-796759-1465464470

Играть с водой интересно и полезно. И в холодное время года – не помеха. Зимой для игр с водой очень удобны ванны фабричного производства. Но если такая ванна отсутствует, можно приобрести пластмассовый тазик.

для детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет)

Знакомство с водой

Цель: познакомить детей с водой, дать понять, что вода мокрая, приятная, льется. Учить детей использовать воду для игры, в ней хорошо плавают уточки, рыбки. Ввести в активный словарь детей слова: мокрая, льется, плавают. Побуждать детей во время игры объясняться сложными предложениями, состоящими из 3-4 слов.

Оборудование: тазик, лейка с водой, уточки, рыбки.

Игра проводится с небольшим количеством детей. Воспитатель проводит детей к заранее приготовленному тазику (пустому), обращает внимание на то, что он пустой, там ничего нет. Предлагает детям потрогать руками, убедится, что там пусто.

Педагог: «А теперь я налью туда водичку» (из лейки наливает воду)

«Что льется в тазик?Подставьте ручки под воду, вот она льется вам на ручки. Вода мокрая, приятная.Какая вода? Вот сколько воды в тазике, потрогайте её руками» (дети трогают воду в тазике).

Затем педагог обращает внимание детей на рыбок и уточек.

Педагог: «Ребята, уточки и рыбки очень хотят искупаться в воде, они умеют хорошо плавать. Возьмите их, опустите в воду» (свободная игра детей с игрушками)

Читайте так же:  Стиль арт-деко в интерьере

Педагог во время игры побуждает детей высказываться вслух, называть, что они делают.

Игра – опыт с водой.

Цель: показать малышам отражение в воде, продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Оборудование : ёмкость с водой, ёмкость для переливания воды.

Педагог вносит в группу большую ёмкость с водой. Все вместе переливают воду, слушают звук льющейся жидкости. Дети наблюдают в воде за своим отражением. Педагог рассказывает, о воде в природе, показывает иллюстрации, рассматривает с детьми обитателей водоёмов. Потом просит малышей показать, как плавают рыбки.

Игра – опыт «Достань ракушку»

Цель: развитие внимания, координации движений.

Оборудование : ёмкость с водой, ракушки, камешки.

На дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков или ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камешек или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушку опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться его достать, отыскав предмет среди других камней и ракушек.

Водный слой обычно затрудняет процесс извлечения, поэтому взрослый может немного помочь малышу.

Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу реки, моря.

Игра – опыт «Достань шарик»

Цель: учить детей действовать несложными предметами – орудиями, выуживать из банки с водой находящиеся там мелкие игрушки, пользуясь черпаком с вертикально прикрепленной ручкой. Развивать у детей внимание, точность движений, усердие. Воспитывать в детях аккуратность в играх с водой, учить не разбрызгивать воду.

Оборудование : черпаки по количеству детей, ёмкости с водой, шарики.

Педагог показывает детям высокую банку с водой, налитой до половины банки, затем бросает в банку шарик, проговаривая: « Где плавает шарик? Шарик плавает в банке. Сейчас мы достанем шарик!»

Педагог показывает, как выловить с помощью черпака плавающий в воде шарик. После показа следует расставить детей вокруг стола, на котором находятся ёмкости с водой, и предложить им самим бросить в воду шарик и выловить его. Если есть необходимость, следует еще раз показать действия черпаком. Во время игры побуждать детей к разговору, следить, чтобы играли спокойно, не разбрызгивали воду.

Игра «Ловись, рыбка»

Цель : продолжать знакомить детей со свойствами воды, закреплять у них понятие, что вода мокрая, в воде плавают игрушки. Развивать у детей умение пользоваться несложными предметами – орудиями: сачками вылавливать из воды плавающие игрушки. Продолжать работу по активизации речи детей, проговаривать свои действия.

Оборудование : ванночка с водой, рыбки, сачки по количеству детей.

В небольшую ванночку с водой педагог помещает рыбок.

Педагог с детьми рассматривают рыбок в воде и отмечают, что рыбки плавают в воде. После педагог предлагает детям выловить рыбок, показывает детям ловлю рыбок сачком. Сачок нужно подводить под плавающую рыбку снизу так, чтобы она попала в него, и её можно было вынуть из воды. Педагог раздает детям сачки и предлагает поймать рыбку, в ходе «рыбалки» воспитатель побуждает детей приговаривать: «ловись рыбка, большая да маленькая».

Игра «Поймай утенка»

Цель : учить целенаправленно действовать вспомогательными предметами – орудиями (палкой с кольцом на конце). Развивать глазомер. Воспитывать сообразительность, вызвать чувство радости от достижения цели.

Оборудование : палка с кольцом на конце (длина палки 30 см, диаметр

кольца – 5 см), утята по количеству детей, таз с водой.

Педагог наливает в большой таз воду. Дети наблюдают за тем, как вода льется в таз. Педагог говорит о том, что утята хотят поплавать в водице и предлагает детям поочередно опускать утят в таз с водой. Совместно наблюдают за тем, как они плавают в тазу, педагог говорит о том, что утята поплавали в воде и надо их выловить, раздает каждому ребенку по палке с кольцом на конце. По необходимости педагог помогает малышам в ловле.

Игра– опыт «Что как плавает»

Цель : знакомство детей со свойствами различных материалов.

Оборудование : резиновый кораблик, пластмассовый шарик, деревянный брусок, железный брусок, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, ракушка.

Педагог предлагает детям поочерёдно опускать предметы в воду. Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия («тонет» – «не тонет», «плавает»).

Игра – опыт «Вода не имеет цвета, но ее можно окрасить»

Цель : знакомство со свойством воды: прозрачная, может окрашиваться.

Оборудование: три стакана с прозрачной водой, три краски (красная, желтая, зеленая)

Воспитатель предлагает детям налить в стаканы воду: «Какого цвета вода? (у воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в нее краску». Воспитатель показывает, как окрашивается вода, предлагает детям выполнить те же действий. Дети выполняют и наблюдают за окрашиванием воды.

«Какого цвета стала вода? (красная, желтая, зеленая). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду».

«О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в нее добавить краску?» (вода легко окрашивается в любой цвет).

Игра – опыт «Заморозь воду»

Цель : знакомить со свойством воды: на холоде замерзает, превращается в лёд.

Оборудование: ёмкости с водой, черпаки.

Воспитатель спрашивает детей, что будет с водой, если её поместить в холод (замёрзнет, превратится в лёд). Предлагает проверить. Дети с черпаками наливают воду в ёмкости, воспитатель помещает ёмкости в холодное место, через некоторое время предлагает посмотреть, что получилось. Дети рассматривают льдинки, отмечают, что они холодные, прозрачные.

Игра – опыт «Поймай льдинку»

Цель : развитие координации движений, знакомство со свойством льда: в тепле тает.

Оборудование: сачки по количеству детей, небольшие льдинки.

Воспитатель опускает в ёмкость с водой 5-10 небольших льдинок. Воспитатель говорит: «Посмотрите, что происходит с льдинками? (льдинки плавают). Льдинки были большими, а почему становятся маленькими? (тают в воде) Давайте их спасать!»

Малыши сачком достают из воды льдинки и складывают их на поднос. После того, как все льдинки будут извлечены, воспитатель говорит: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? (они растаяли, превратились в воду).

Игра – опыт «Прозрачная вода может стать мутной»

Читайте так же:  После трёх уже поздно

Цель : расширять представления о свойствах воды (мутная, прозрачная).

Оборудование: две ёмкости с водой (мутной – добавлена мука, и прозрачной), игрушка – рыбка, ракушки, мука, палочка.

Воспитатель обращает внимание на две ёмкости, одна с чистой, прозрачной водой, вторая – с мутной. Воспитатель: «Посмотрите, какая здесь вода? (чистая, прозрачная) Да, вода прозрачная, видны ракушки на дне. А в этой ёмкости какая вода? (мутная, грязная) В этой воде живёт рыбка, вы её видите? (нет) Рыбке хорошо или плохо жить в такой воде? Рыбка не может плавать в такой воде, давайте ее спасём и отпустим в другую емкость с чистой водой». Дети сачком вылавливают рыбку, отпускают в ёмкость с чистой водой.

Игра – опыт «Теплый – холодный»

Цель : закрепление понятий «теплый», «холодный»

Оборудование: игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого вида, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки), две ёмкости для воды, тёплая и холодная вода.

Педагог наполняет одну ёмкость теплой водой, а другую – холодной. Обращает внимание детей на то, что утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой и предлагает их покупать.

Дети определяют, где какая вода и опускают утят в ёмкость с прохладной водой, а рыбок в ёмкость с теплой водой.

Игра – опыт «Плыви ко мне, кораблик»

Цель : продолжать формировать у детей умение действовать вспомогательными предметами – орудиями (палочкой – крючком). Развивать координацию движений кистей рук. Воспитывать настойчивость, желание достичь цели, вызвать чувство радости от полученного результата.

Оборудование: кораблик из пластмассы, палочка (длина 25 см.) с крючком на конце, таз с водой.

Педагог приносит в группу тазик, наливает в него воду. Педагог постепенно опускает в воду пластмассовый кораблик, дети наблюдают, как он плавает по воде. Затем дети поочередно опускают свои кораблики. После того как все кораблики опустят в воду, дети подцепляют кораблик палочкой – крючком и подтягивают к себе и вынимают каждый свой кораблик.

Игра – опыт «Рыболов»

Цель : учить детей использовать полученные навыки в других условиях, дополнить новыми – подвести магнит удочки точно под рыбку, вынуть пойманную рыбку из воды. Развивать координацию движений рук, умение зрительно их контролировать.

Оборудование: пластмассовая удочка с магнитом, прикрепленным леской к удочке, пластмассовые рыбки с магнитом внутри, таз с водой.

Педагог приносит в группу тазик, наливает в него воду, даёт детям потрогать воду руками, расставляет детей вокруг стола с тазиком. Он говорит детям, что рыбкам хорошо плавать в воде и предлагает малышам опустить их в воду. Дети поочередно опускают рыбок в воду, рассматривают, как они плавают в воде.

Педагог говорит о том, что она будет ловить рыбку удочкой, показывает, что удочку надо опустить медленно в воду до поплавка и подводить поплавок к рыбке, ловит рыбку и вынимает удочку с прицепленной к поплавку рыбкой, снимает рыбку с удочки и кладёт в ведро. Затем предлагает детям самим взять удочки и выловить рыбку и положить в ведро.

Можно даже спеть песенку:

«С утра сидит на озере

Сидит, мурлычет песенку,

А песенка без слов:

Тра – ля – ля, тра – ля –ля».

Игра – опыт «Вода может литься, а может брызгать»

Цель : закрепление понятий «льётся», «разбрызгивать»

Оборудование: лейка, пульверизатор.

Педагог наливает в лейку воду и демонстрирует полив комнатных растений, показывает детям, что при наклоне лейки вода льётся из носика. Показывает детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор (детям можно пояснить, что это специальная брызгалка). Педагог брызгает на листочки, тем самым освежая их, и объясняет детям, что после разбрызгивания растениям легче дышится. Педагог предлагает детям понаблюдать за процессом разбрызгивания, затем брызгает на ладошки детям и спрашивает у детей, какими ладошки стали и почему. Предлагает детям самим побрызгать из пульверизатора.

Игра – опыт «Руки станут чище, если полить их водой»

Цель : формировать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой.

Оборудование: песок, формочки, ёмкость, лейка.

Педагог совместно с детьми делает фигурки из песка, обращает внимание детей на то, что руки стали грязными. Предлагает отряхнуть их, подуть на них, чтобы ладошки стали чистыми – но ничего не получается. Педагог спрашивает у детей, как можно очистить руки от песка. Дети говорят,что водой и педагог предлагает сделать это. Дети опускают руки в таз, педагог поливает им из лейки на руки.

Игра – опыт «Помощница вода»

Цель : формировать представление детей о том, что вода играет очень важную роль в нашей жизни.

Оборудование: салфетки, тряпочка.

Педагог обращает внимание детей на столы после завтрака и говорит о том, что на нём остались крошки и пятна от чая. Отмечает то, что они грязные и садится за такие столы не очень приятно. Обращается к детям, что можно сделать. Дети говорят о том, что их можно помыть водой и тряпочкой. Педагог предлагает попробовать протереть столы сухой салфеткой и говорит о том, что крошки собрать получилось, а вот пятна на столе остались. Педагог предлагает детям намочить тряпку водой и хорошо потереть. Педагог показывает процесс мытья и предлагает ребятам попробовать самим отмыть столы. И подчеркивает, что столы стали чистые.

– познакомить детей с процессом конденсации.

Материал: горячая вода, ёмкость, охлажденная металлическая крышка.

Накройте ёмкость с горячей водой холодной крышкой.

Что получится? (Предположения ребенка)

Пусть ребенок рассмотрит внутреннюю сторону крышки, трогает рукой. Откуда взялась вода? Предложите повторить опыт, но с теплой крыш­кой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет.

Вывод. Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Спросите перед опытом: «Какого вкуса вода?»

После этого дайте детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела теперь вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.

Читайте так же:  Задачи на развитие логики для детей

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них, например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например, яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Доставьте детям радость, позволив им пускать в необычной воде рыбок, кораблики, лодочки из пенопласта и скорлупы грецких орехов. Покажите, как палочкой можно направить кораблик в нужную сторону.

А можно представить, что это сок (смородиновый, сливовый, вишневый, клубничный-в зависимости от цвета) и угостить им кукол (мишек, зайчиков)

Вывод: Вода легко окрашивается в любой цвет.

Перед ребенком поставьте два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стакане с молоком палочка не видна, а в воде видна).

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Предложить ребенку подумать, что было бы, если речная вода была бы не прозрачная. Например, в сказке «Гуси – лебеди» говорится о молочной речке с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных речках?

«Прозрачная вода может стать мутной»

Налейте в стакан чистую воду, бросьте в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная.) Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавьте немного муки, размешайте, опустите предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная.) Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём: мутная или прозрачная? (Прозрачная.) Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм.) Прозрачная ли вода в реке? Озере? Луже? Обратите внимание ребенка на то, что в реке, озере тоже бывает мутная вода. Почему она бывает мутной? Бросаем в воду камешки или другой материал (кусочек земли, песка).

Вывод: Чистя вода – прозрачная, грязная и мутная – непрозрачная.

«Вода принимает форму»
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в котором она налита.
Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.

Перед детьми – таз с водой и различные сосуды. Напомните ребенку, как вовремя прогулки вы видели лужи на: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Пусть ребенок нальет воду во все сосуды. Рассмотрите, какой формы вода в разных сосудах.

Вывод: Вода принимает форму того сосуда, в который налита.

«Зачем нужна вода растениям?»

Нарежьте веточки быстро распускающихся деревьев или кустарников (тополь, береза, смородина). Возьмите сосуд с водой. Рассмотрите с ребенком веточки (они должны быть только с почками, без листьев) и поставьте их в сосуд с водой. Пройдет время, и веточки оживут, а тополиные ветки могут даже пустить корни

Вывод: Одно из важных свойств воды — давать жизнь всему живому.

Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положите его наклонно, приложите нижний конец к тазику, а верхний закрепите, чтобы он не падал. Лейте воду на желоб небольшой струей. Если в желоб положить камешки, то вы сможете добиться эффекта журчащих струек.

Цель : В процессе экспериментирования показать ребенку , как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).

Материал : п олиэтиленовые формочки для игр с песком (5-7 шт.); коробка из-под шоколадных конфет; кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках.

Побеседуйте с ребенком о зиме, спросите о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркните, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем с тобой льдинки». Налейте в одни формочки прозрачную воду, в другие – цветную.

«Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится».

Примечание . С целью охлаждения воды в условиях дома можно использовать балкон, выставив Формочки на подоконник с другой стороны окна. Дети могут видеть их через стекло.

Можно использовать коробку из-под конфет для изготовления «бус».

В формовочную упаковку залейте цветную воду (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки.

Когда придет время гулять, выньте, цветные «нитки бус», и на улице украсьте ими елочку, дорожки или снеговика.

Принесите в комнату снег и опустите в ванну (тазик). Понаблюдайте с детьми за таянием снега. Сделайте вывод: снег – это замерзшая вода.

Рассмотрите воду, появившуюся в ванне (тазике). Обратите внимание детей на грязь на дне ванны. Помогите детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.

Принесите и положите в сухую ванну кусочки льда. Закройте ванну. Через некоторое время поищите лед в ванне. Побеседуйте с детьми о том, почему в ванне появилась вода, а кусочки льда стали такими маленькими. Сделайте вывод: лед растаял и превратился в воду. Продолжите опыт, вынеся воду в формочках на улицу в морозную погоду. Закрепите с детьми понятие, что лед – это замерзшая вода.

Прикрепите над ванной ситечко и положите в него сосульку. Понаблюдайте вместе с детьми, как через некоторое время из ситечка в ванну станет капать вода. Подведите детей к мысли, что в тепле сосулька растаёт. А на улице сосульку согреет солнышко, и она начнет капать, «плакать».

Читайте так же:  Частые орви у ребенка

«Вода жидкая, может течь»

Дайте ребенку два стакана – один с водой, другой – пустой. Предложите аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и в ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, то ее называют жидкостью. Сравнить с киселем, он густой.

«Вода может литься, а может разбрызгиваться»

В лейку налейте воду. Полейте с ребенком комнатные растения. Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся.) Откуда льётся вода? (Из носика лейки.) Покажите детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. (можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложите понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратите внимание ребенка, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложите подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.)

Вывод: Вода может литься, а может разбрызгиваться.

«Влажные салфетки быстрее высыхают на солнце, чем в тени»

Намочите салфетки в ёмкости с водой или под краном. Предложите потрогать ребенку салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные.) Почему они стали такими? (Их намочили в воде.) К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить.) Как ты думаешь, где быстрее высохнут салфетки – на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке. Одну салфетку нужно повесить на солнечной стороне, другую – на теневой. Какая салфетка высохла быстрее: та, которая висит на солнце, или та, которая висит в тени? (На солнце.) Где бельё высыхает быстрее?

Вывод: Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени.

«Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»

Предложите рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая.) Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило.) В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная.) А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.

Вывод: Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.

«Руки станут чище, если помыть их водой»

Предложите с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратите внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой.) Предложите сделать это.

Вывод: Руки станут чище, если помыть их водой.

На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Садиться снова за такой стол не очень приятно. Что же делать? (Помыть.) Чем? (Водой и тряпочкой.) А может быть, можно обойтись без воды? Давай попробуем сухой салфеткой протереть стол. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку надо намочить водой и хорошо потереть.)

Покажите процесс мытья стола, предложите ребенку самому отмыть стол. Во время мытья подчеркивайте роль воды. Теперь стол чистый?

Вывод: В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой.)

Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед ребенком ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники, например, сачок. Если ребенок затруднятся с решением, то предложите класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды.)

Материал: две мерные одинаковые ёмкости.

Налейте с ребенком равное количество воды в ёмкости, сделайте отметку уровня. Одну банку закройте плотно крышкой, другую оставте открытой. Обе банки поставьте на подоконник.

В течение недели наблюдайте процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсудите, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода из открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух).

Вывод: Когда ёмкость закрыта, испарение слабое (частицы воды не могут испариться из закрытого сосуда).

«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Дате ребенку стаканчики с водой разной температуры. Ребенок пальчиком определяет, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребенка, как получить теплую воду? Проделать это вместе с ним. Подчеркните, что в реках, озёрах, морях тоже вода бывает разная: теплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Если бы ребенок был рыбкой, то какую бы они воду выбрал: теплую или холодную? Как ты думаешь, где больше разных растений и животных: теплых или холодных морях?

Скажите, что в холодных морях живет меньше животных.

Вывод: Вода бывает теплой, холодной, горячей

Изображение - Игра «какого цвета вода» 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here