Как использовать праздники для воспитания детей

Сегодня предлагаем статью на тему: "Как использовать праздники для воспитания детей". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Изображение - Как использовать праздники для воспитания детей proxy?url=https%3A%2F%2Fchilddevelop.ru%2Fdoc%2Fimages%2Fnews%2F43%2F4373%2Fchildren41_m

Изображение - Как использовать праздники для воспитания детей proxy?url=https%3A%2F%2Fchilddevelop.ru%2Fdoc%2Fimages%2Fnews%2F8%2F895%2Fcelebration_i

Советы о том, как сделать так, чтобы на праздниках дети вели себя вежливо и признательно

Вот ведь как бывает: приезжаете вы с ребенком к бабушке на праздник. Она с нетерпением ждет вас. Еще за несколько дней до вашего приезда приступила к приготовлению вкусных яств. Но как только она накрыла на стол, ваш ребенок – ее любимый внук, – увидев расставленные блюда, тут же произнес: «Фу! Я такое не люблю!».

Вы вскакиваете и убеждаете его в необходимости попробовать все хотя бы понемногу. И что еще более важно, вы говорите ему о том, как обидно и неприятно слышать такие слова человеку, который изо всех сил старался приготовить для вас великолепные блюда. Вы утверждаете, что праздники – это особенное время, когда вся семья собирается вместе, чтобы немного посидеть и поговорить в теплой, душевной атмосфере. Другими словами, это вовсе не то время, когда можно вскочить со своего стула и убежать играть в догонялки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Праздники – это время путешествий, уборки, планирования, приготовления большого количества вкуснейшей еды, составления списка приглашенных и подсчета стульев и столовых приборов. Но это еще и время, когда родители думают о том, как их двухлетний ребенок выдержит праздничный ужин, который начнется в семь часов вечера. Или как их десятилетняя дочь отреагирует, когда откроет подарок от тети Инны и найдет свитер с рисунком щенка, который хотела получить еще тогда, когда ей было три года. Или сможет ли их семилетний сын понять значение единения, любви и признательности, ради которых семья, собственно, и собирается за круглым столом.

Это напряженное время для многих людей. И хотя мы любим наших детей, они часто повышают уровень стресса. Даже хуже: наш стресс может передаваться им, превращая праздник в настоящий кошмар.

В этой статье представлены способы помочь детям, – и, будем откровенными, себе самим – задуматься о том, что же значит быть щедрым, добрым, любимым и любящим в особые дни новогодних, рождественских и других праздников.

О еде…

От родителей часто можно услышать, что они хотят, чтобы их дети прекратили есть сладости, но при этом сами же признаются в том, что у них есть свой маленький тайник с шоколадкой. Если вы хотите, чтобы дети хорошо ели, вы сами должны хорошо питаться. Дети копируют поведение родителей. Вот несколько советов о том, как заставить их просто сесть и поесть со всей семьей.

Минимизация стресса

Родители должны понимать, что, хотя праздничные дни – это время удовольствий, все же шум, суета и близкое общение могут стать для детей источником стресса. Заблаговременное планирование может существенно помочь предотвратить возникновение проблем. Никто ведь не хочет испытывать эмоциональный срыв на большом семейном празднике. Вот несколько предложений, как этого избежать.

Добавьте порцию признательности

Вот что наиболее важно в праздниках. Дети должны осознать, что не все люди, входящие в ваш дом на Рождество, несут им подарки. Главное – это тот дух благодарности и признательности друг другу и самой жизни, который царит в этот праздничный день.

Вот несколько предложений о том, как сделать детскую признательность одой из составляющих вашего празднества.

Отечественные праздники прошлого и настоящего не могут выйти из породившего их времени, быть выше и чище общества, в котором они проводятся. В условиях идеологического диктата и цензуры создавались и проводились праздники, которые помогали отвлечься от насущных проблем и суеты и потому являлись как бы своеобразным допингом, охраняющим психическое здоровье народа.

Настоящий праздник – символ, образ, воплощающий идеологическую, мировоззренческую мораль, растворенную в стереотипах поведения. Значимая идея праздника – это, с одной стороны, сумма событий, фактов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Именно стереотипы обеспечивают истинность значимой идеи. Если общество забывает свои традиции, оно разрушается.

Например, традиции массовых демонстраций останутся в нашей истории как свидетельства величайшей мечты и величайшей трагедии. Но в целом люди ходили на демонстрации добровольно. И если несли атрибуты с показателями успехов своего коллектива, то гордились этим. И торжественные собрания, митинги были явлением демократическим. В них не было отказа от высших ценностей, скорее, приближение к ним.

Обесценивание праздников, скорее всего, началось в 20-е годы с развенчивания христианских идеалов, а в 90-е – политических идеалов. Негативное отношение к религиозным праздникам когда-то рикошетом ударило по природным праздникам, отрицательное отношение к коммунистическим праздникам негативно отразилось на всех праздниках страны.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важнейшее гуманистическое начало праздника – одобрение и ободрение детей. Практически все праздники связаны с поздравлениями друг друга. Дети высказывают внимание не только к тем, кто рядом и кто вправе его ожидать (сверстники, учителя, родственники), но вообще к людям. Именно в праздничные дни подсознательная симпатия опирается на чисто праздничную тенденцию – признание самоценности каждого человека общества, страны. В праздник уважение ко всем окружающим людям можно выражать без боязни выглядеть смешным в чьих-то глазах. Скажем, в Международный женский день приветствия и поздравления, подношение подарков и цветов – установленная этическая норма, общечеловеческий принцип. В праздники дети учатся поздравлять друзей, знакомых и родных по почте, учатся одаривать подарками, сувенирами. Это традиционные акты гуманизма, опыт гуманистических отношений.

Содержание праздников воплощается в музыке, песнях, стихах. В пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, заповеди Библии, с другой – разнообразные нравственные запреты, советы, наставления, т. е. правила поведения в будни и праздники. И это тоже гуманистическая практика. Можно спорить, что такое праздники: подобие жизни, мифология или фольклор? И то, и другое, и третье. Праздники – явление поразительно гуманистическое по природе, восприятию и форме общения людей друг с другом. Это средство познания, развлечения и сохранения духовно-душевного равновесия, освобождающего от монотонности повседневного быта.

Событие – это значительный факт общественной и личной жизни человека. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности).

Читайте так же:  Красивые и здоровые зубки у малыша

Общенародные праздники предоставляют каждому взрослому и ребенку (подростку, юноше), шанс самореализации, самовыражения, позволяют испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признание окружающих.

Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми, близкими детям, такими общими признаками, как:

– абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;

– свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда (что не предполагает практического смысла и практической целесообразности детских праздников);

– необходимость каждому ребенку иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;

– разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики, учения, внеурочной деятельности и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру учебного года;

– коммуникативный характер детских праздников, отражающий все стороны демократии детских свобод;

– отсутствие, каких бы то ни было принуждений и нарушений;

– наличие в праздниках народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклористики, творчества своими руками как социальных примет гармонии бытия, избавляющих ребенка от утилитарного отношения к жизни и выводящих его к перспективам обновления своей и окружающей жизни.

Праздники снимают конфликтность и рождают чувство общности. Наверняка все взрослые не раз наблюдали, как синхронно переживают дети все (почти все) происходящее на празднике: аплодируют, скандируют будто один человек. Наверное, это очень важно ощущать себя значимой частью общности, равноправным членом конкретного коллектива и, безусловно, самобытной личностью. Коллективное участие, коллективное восприятие, коллективное переживание – без них немыслим настоящий праздник.

Коллективность и совместимость праздника – не есть стадность, потому что это – традиция, потому что праздник – коллективная игра. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система российских праздников способна превратиться в мощный социокультурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.

Праздник – тогда праздник, когда прививает детям и развивает в них желание и умение неформально общаться, солидаризироваться. Уже потому ему противопоказаны заорганизованность, излишне жесткий режим, когда вся деятельность детей расписана по минутам, педагогически регламентирована, когда все заранее отрепетировано и никакой вольницы. Свобода и вольность общения рождают праздничную совместимость детей.

Итак, эскадроны будничных дней должны возглавляться праздниками. Особенно для детей, которым так необходима праздничная работа сердца и души, духовное самовыражение и духовное обогащение. Нужен культ праздника в обществе.

Праздники создаются веками и тысячелетиями в сложной сети взаимосвязей. Эти связи нельзя разрывать, ибо тогда нарушается сама гармония жизни, ее будничные и праздничные обычаи, которые составляют часть культуры и свободы народа.

Народ воплотил в своих праздниках синтез великого и возвышенного, свою духовную самостоятельность и независимость.

Это необходимо помнить всем, кто воспитывает детей.

Изображение - Как использовать праздники для воспитания детей proxy?url=https%3A%2F%2Fcs10.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2018%2F04%2F17%2F10%2F1523985738154535621

-Купи-и! Да-ай! Хочу-у!- надрывался ребенок, стоя у полки с игрушками. У расстроенной мамы на виске от волнения билась жилка, папа же был красный от гнева. Через неделю у ребенка день рождения, и игрушку, которую он сейчас так яростно просил, родители уже купили ему в подарок.

-Сказать ему?- шепнула мама мужу,- тогда сюрприза не будет.

-С таким поведением ему не то, что сюрприза – ему никакого Дня Рождения не будет!- прорычал папа громко, чтобы ребенок слышал.

Знакомая ситуация? Наверное, любые родители хотя бы раз сталкивались с этим: накануне дня рождения ребенок очень плохо себя повел. Нагрубил бабушке, подрался, отказался делать уборку, разбил дорогую вещь во время игры и т.д. И родители приняли решение наказать малыша — не праздновать день его рождения.Правильно ли это?

Психологи сходятся во мнении, что наказывать отменой Дня рождения категорически нельзя. Потому что День рождения любого человека – это не приз, не награда за заслуги, а что-то такое незыблемое, что есть у каждого из нас – день, когда мы появились на свет. И, отнимая это у ребенка, родитель как бы посягает на его собственность, на его личное пространство. Семейные праздники вообще очень важны для любого человека, особенно для ребенка.

В подготовку к празднику можно и нужно вкладывать воспитательный момент – например, если ребенок готовится к празднику вместе с родителями — помогает украшать комнату, готовить еду- у него будет ощущение ценности этого труда и гордость за то, что он принял участие в создании собственного праздника. Кроме того, привлекая ребенка к участию в подготовке, родители тем самым показывают ему, что он – личность, мнение которого уважают. Это значит, что на столе будут блюда, которые ему нравятся, придут гости, которых он ждет, будет играть его любимая музыка и т.д.

Но многие даже не подозревают, что, вместо наказания ребенка, можно провести ВОСПИТАНИЕ ПРАЗДНИКОМ.

Разберем на примере. Допустим, ваш ребенок перед праздником грубо вел себя с кем-то из близких. Вы рассказываете об этой ситуации профессиональным артистам, и ведущие включают в сюжет программы вашу индивидуальную ситуацию. Например, один из героев обидит другого. Важно, чтобы в игре, в общении, в позитивной обстановке именинник увидел себя со стороны и понял, что поступил нехорошо. И, когда персонаж-грубиян извинится перед своим другом, возможно, вашему ребенку самому захочется попросить прощения у того, кого он обидел накануне праздника.

Или, допустим, ваш сын или дочь отказывались убирать свою комнату. Приглашенные герои с огромным удовольствием в игровой форме устроят хулиганский беспорядок на глазах у ребенка, а потом вместе с ним и другими гостями все уберут и покажут ребенку, как это здорово – самому наводить порядки, быть самостоятельным, быть чистюлей.

Примеров может быть масса; к любой вашей задаче артисты могут отнестись с уважением и обыграть ее во время вашего праздника.

Как на наш взгляд так это очень не плохой способ, не наказывая ребенка достичь нужной цели и в тоже время устроить ему праздник.

Изображение - Как использовать праздники для воспитания детей proxy?url=https%3A%2F%2Fcs10.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2018%2F04%2F17%2F10%2F1523985738154535621

-Купи-и! Да-ай! Хочу-у!- надрывался ребенок, стоя у полки с игрушками. У расстроенной мамы на виске от волнения билась жилка, папа же был красный от гнева. Через неделю у ребенка день рождения, и игрушку, которую он сейчас так яростно просил, родители уже купили ему в подарок.

Читайте так же:  История одного города

-Сказать ему?- шепнула мама мужу,- тогда сюрприза не будет.

-С таким поведением ему не то, что сюрприза – ему никакого Дня Рождения не будет!- прорычал папа громко, чтобы ребенок слышал.

Знакомая ситуация? Наверное, любые родители хотя бы раз сталкивались с этим: накануне дня рождения ребенок очень плохо себя повел. Нагрубил бабушке, подрался, отказался делать уборку, разбил дорогую вещь во время игры и т.д. И родители приняли решение наказать малыша — не праздновать день его рождения.Правильно ли это?

Психологи сходятся во мнении, что наказывать отменой Дня рождения категорически нельзя. Потому что День рождения любого человека – это не приз, не награда за заслуги, а что-то такое незыблемое, что есть у каждого из нас – день, когда мы появились на свет. И, отнимая это у ребенка, родитель как бы посягает на его собственность, на его личное пространство. Семейные праздники вообще очень важны для любого человека, особенно для ребенка.

В подготовку к празднику можно и нужно вкладывать воспитательный момент – например, если ребенок готовится к празднику вместе с родителями — помогает украшать комнату, готовить еду- у него будет ощущение ценности этого труда и гордость за то, что он принял участие в создании собственного праздника. Кроме того, привлекая ребенка к участию в подготовке, родители тем самым показывают ему, что он – личность, мнение которого уважают. Это значит, что на столе будут блюда, которые ему нравятся, придут гости, которых он ждет, будет играть его любимая музыка и т.д.

Но многие даже не подозревают, что, вместо наказания ребенка, можно провести ВОСПИТАНИЕ ПРАЗДНИКОМ.

Разберем на примере. Допустим, ваш ребенок перед праздником грубо вел себя с кем-то из близких. Вы рассказываете об этой ситуации профессиональным артистам, и ведущие включают в сюжет программы вашу индивидуальную ситуацию. Например, один из героев обидит другого. Важно, чтобы в игре, в общении, в позитивной обстановке именинник увидел себя со стороны и понял, что поступил нехорошо. И, когда персонаж-грубиян извинится перед своим другом, возможно, вашему ребенку самому захочется попросить прощения у того, кого он обидел накануне праздника.

Или, допустим, ваш сын или дочь отказывались убирать свою комнату. Приглашенные герои с огромным удовольствием в игровой форме устроят хулиганский беспорядок на глазах у ребенка, а потом вместе с ним и другими гостями все уберут и покажут ребенку, как это здорово – самому наводить порядки, быть самостоятельным, быть чистюлей.

Примеров может быть масса; к любой вашей задаче артисты могут отнестись с уважением и обыграть ее во время вашего праздника.

Как на наш взгляд так это очень не плохой способ, не наказывая ребенка достичь нужной цели и в тоже время устроить ему праздник.

Статья по теме:
Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Изображение - Как использовать праздники для воспитания детей proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpictures%2F2014%2F02%2F13%2Fpicture-392268-1392306615

Статья адресована для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В статье раскрыты аспекты нравственного воспитания детей через организацию народных праздников.

Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной А.Я. Данилюк, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым, указывается, что духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития, обеспечивающим духовное единство народа и объединяющее его моральные ценности. [1] Таким образом, нравственное воспитание становится приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования.

Ребенок дошкольного возраста входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, милосердия и сострадания, честности и порядочности, но и с проявлениями зла, насилия, корысти, нечестности, поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста – одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях.

Проблемы нравственного воспитания дошкольников раскрыты в трудах таких ученых и педагогов, как Т.И. Пониманская, В.А. Сластенин, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.А. Каирова. Методологические основы воспитания детей дошкольного возраста на народных обрядах и праздниках представлены в работах В.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, М.Г. Стельмахович и др.

В педагогической науке существуют разнообразные подходы к определению понятия «нравственное воспитание».

С.А Козлова и Т.А Куликова рассматривают нравственное воспитание как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. [2]

В.Г. Нечаева определяет нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. [3]

По словам Л.Р. Болотиной нравственное воспитание – это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности. [4]

Следовательно, нравственное воспитание в системе дошкольного образования следует рассматривать как:

-целенаправленный процесс формирования нравственных чувств и привычек;

– процесс приобщения к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

– процесс усвоения нравственных норм;

– процесс формирования нравственного сознания и нравственного поведения.

Возникает вопрос, каким образом проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста может быть решена посредством народных обрядов и праздников в системе дошкольного образования?

Современная система народных праздников – это педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной системой дошкольных образовательных учреждений.

Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

– народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

– народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

– методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно – просветительская, культурно – творческая) обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.

Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника.

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающий «не занятый», а «праздное время» – период, когда не нужно работать.

Читайте так же:  Как научить ребенка убирать в комнате за 10 минут

В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля «праздник» рассматривается как «день, посвященный отдыху, неделовой, не работный день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до места, до лица». [5]

В чем феномен русского народного праздника?

В любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений. Это такие народные праздники, как Масленица, Рождество, Троица, День Покрова. Кроме того, праздник требовал, подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым людям, а также участия всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения. Сегодня, воссоздавая в сценарии народного праздника все обряды и традиции праздничной культуры, педагог дошкольного образовательного учреждения формирует основы нравственной культуры: уважительное отношение к пожилым людям, почитание родителей, быть приветливыми, гостеприимными, добрыми.

Бытовые народные праздники были приурочены к тем или иным достижениям человека, например, семейно- трудовым, воинским – у мужчин, домоводства – у женщин. К бытовым русским народным праздникам относятся такие как «Наречение пахаря», «Смотрины», «Девишник», «Кулачий бой», «Кадрильные посиделки». К календарным народным праздникам относят народные праздники весеннего – летнего и осеннее – зимнего циклов. Это «Масленица», «Жаворонки», «Троица», «Иван Купала», «Мокрины», «Осенины», «Покров», «Рождество», «Капустник». Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.

В народной педагогике сложился определенный тип народного праздника – обрядовый, который включает в себя систему обязательных действий (обрядов). Обязательными компонентами обрядового народного праздника являются:

– «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище – объявление о начале торжества);

– «разгул» и «перелом» праздника (воспроизведение участниками праздника тех или иных праздничных обрядов, которые делят каждый праздник на две половины – до середины праздника и после нее). Праздничные действия – обряды закрепляли в сознании людей определенные духовно – нравственные установки, регламентировали отношения между людьми, в том числе между родителями и детьми.

– «спад» праздника (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).

Важным компонентом любого народного праздника на Руси являлись обряды. «Обряды – совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми традициями; обычный порядок, церемония чего – либо», – читаем в толковом словаре В.Даля. [6]

Например, одним из жизнестойких обычаев русского народа, был обычай помощи в труде. Существовал и такой обычай: хозяин по окончании работы угощал тружеников хорошим обедом. Завершался любой вид работы песнями, плясками, весельем. Многие обряды русского народа сохранились до наших дней и широко используются при проведении народных праздников.

В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Воспитательное значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания.

В жизни каждого народа праздник играет коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоционально – психологическую, идеологическую, нравственно – воспитательную роль.

Главной целью нравственного воспитания дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

В чем воспитательная направленность народного праздника?

Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.

Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т.к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.

Народный праздник – это синтез практически всех видов искусств: литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Огромный воспитательный потенциал на ребенка дошкольного возраста оказывает и праздничная атмосфера народного праздника, в ходе которой дети получают представление о народном танце, русском костюме, народных промыслах, тем самым приобщаясь к истокам этнической культуры.

Таким образом, народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями – формирование нравственной культуры, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно – исторический опыт народа.

[1] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Издательство «Просвещение», 2009. – С.5.

[2] Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.103.

[3] Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А. Марковой. -М.:

Издательство «Просвещение» , 1998. – С.18.

[4] Болотина Р.Л., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие

для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект, Культура, 2005.

[5] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Издательство «Русский Язык», 1990. – Т.3. – С.380.

[6] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Издательство «Русский Язык», 1989. – Т.2. – С.618.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение санитарно-гигиенического обучения населения, а особенно детей, одно из важных направлений в работе медицинского работника. Знания о профилактике заболеваний, правила ведения ЗОЖ необх.

Доклад На тему: Труд в природе как средство Нравственного воспитания дошкольников.

Опытно – экспериментальная работа студентки четвёртого курса Белой М.А. посвящена важной проблеме в теории и практике дошкольного об.

В опытно – эксперементальной работе по теме:”Русские народные сказки как средство полоролевого воспитания детей шестого года жизни” подтверждается точка зрен.

Читайте так же:  Лечение зубов при беременности с использованием современных методов

Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Следовательно, духовно – нравственные понятия, ярко представ.

В этой статье раскрываются формы и методы работы преподавателя по организации самостоятельной работы учащихся на уроках теории и методики физического воспитания детей дошкольного возрастаю.

Изображение - Как использовать праздники для воспитания детей proxy?url=http%3A%2F%2Fkladraz.ru%2Fimages%2Fphotos%2Fmedium%2Farticle3850

Некоторые родители считают, что детство — это сплошной праздник. Поверьте, это не так! Забот и проблем хватает и у дошколят. Мало того, что нужно буквально всему учиться, разбираться в межличностных отношениях, решать порой нерешаемые задачки, да еще слушаться маму, папу, бабушку, дедушку, вообще всех взрослых! А рекомендации папы и бабушки, например, иногда кардинально отличаются. Что делать? И кто сказал, что ребенок живет без хлопот?

Детский праздник — важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней.

Но ведь праздничная атмосфера, развлечения, подарки — это лишь одна из граней утренников. Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Занимаясь подготовкой к празднику, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала — зрелищность, яркость и веселость.

Ведь впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники.

Праздники — это радость общения, творчества и сотворчества, самовыражения, раскрепощения и взаимообогащения. Конечно, праздник должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции, ведь это одно из средств полноценного и всестороннего развития.

Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно-ведущую работу более эффективной.

Главная задача взрослых, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми они владеют.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки.

Творческая деятельность — это деятельность человека, в ходе которой он создает нечто новое. Не важно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства.

От взрослых требуется большое искусство, чтобы индивидуально подойти к выбору ролей, помочь вжиться в образ персонажа. Участие в утреннике — маленьком театрализованном представлении — развивает внимание, память, творческое воображение, дисциплинированность, ловкость.

Задача родителей и воспитателей — организовать жизнь ребенка как постоянное восхождение к культуре, и детские праздники — как раз тот случай, когда процесс идет как бы сам собой, ведь мы просто играем!

Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра. Поэтому на утреннике должно быть несколько игр. Ведь в игре проявляются те черты характера, которые нуждаются в коррекции. Застенчивые дети, проявив интерес к самой игре и ощущая доброжелательную обстановку, могут стать более активными. Чувствуя команду, понимая общую задачу, дети учатся жить в коллективе.

Во многих играх и эстафетах должен быть победитель, но взрослому необходимо владеть ситуацией и следить за тем, чтобы к концу праздника у каждого из детей были равноценные призы и подарки.

Готовясь с детьми к празднику, репетируя, важно помнить, что главная цель не в том, чтобы ребенок назубок выучил свои слова, а вжился в роль, чтобы инсценировка была не просто разыграна, а побуждала к хорошим поступкам, вызывала лучшие чувства.

Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развиваются зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.

Изобразительная деятельность обладает огромной познавательной силой, позволяя детям использовать зрительный анализатор. В помощь зрительному анализатору на занятиях изобразительной деятельностью можно привлечь и другие сохранные анализаторы — осязание, двигательную чувствительность. Зрительный ряд, воспринимаемый ребенком в процессе изобразительной деятельности, сочетается со словом. На основе этого у детей формируются представления об окружающем мире. Навыки и умения, составляющие технику рисования, аппликации, оригами, имеют двигательный характер, а движения составляют основу формирования представлений о форме, величине и пространстве.

Очень важно приобщать детей к оформлению зала: снежинки, украшения для елки к Новому году, листья к празднику осени и т. п., используя для этого аппликацию, оригами и рисование, чтобы ребенок понимал, что участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал или детская комната превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 Марта), друзьям (поделки для именинника).

Основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике, готовят родители детей и педагогический коллектив детского сада, а небольшие дополнения к костюмам и необходимые аксессуары дети могут сделать сами на занятиях изобразительной деятельностью.

Очень важная задача для педагогов и воспитателей — создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных» так, чтобы не было обиженных и обделенных, яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка — праздник — не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.

Читайте так же:  Ребенок – в ясли, а мама – глотать валерьянку

Новый год. Детей традиционно посещают Дед Мороз и Снегурочка. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки, зал украшен разноцветными гирляндами, сверкающими фонариками, игрушками и снежинками. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый год — самый веселый праздник для всех, поэтому он обычно бывает ярким, запоминающимся. Педагоги придумывают множество игр, сюрпризных моментов. Детей приходят поздравить самые разнообразные сказочные герои, а затем Дед Мороз дарит детям подарки.

Цель утренника: формирование у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей.

Восьмое Марта. Цель утренника: воспитание чувства уважения и благодарности к женщине. Дети поздравляют своих мам, бабушек и воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью готовят подарки для мам, мальчикам объясняется, что это праздник всех женщин, нужно быть вежливыми и внимательными к ним.

В семье кто-то из взрослых заранее предупреждает ребенка о празднике и предлагает сделать подарок всем женщинам: маме, бабушке, тете, сестре, соседке и подружке, ведь подарки делать так интересно, а дарить приятно!

День Победы и 23 февраля — День армии и флота. Цель утренника: прививать патриотизм, любовь к Родине. В наши дни патриотическое воспитание занимает достаточно много времени в процессе ведущийной среды. Это дает возможность расширить кругозор ребенка, узнать о государственной символике России, способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность), воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа.

Праздник осени проводится обычно в октябре. Зал украшен желтыми листьями, изображениями овощей и фруктов. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях в основном занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры.

В семье можно устроить «Прощание с Осенью», собрав детишек на даче или во дворе, развести костер («Вечер костра»). Вариантов множество.

Праздник осени — воспитание умения видеть прекрасное в природе.

Последнее время стали отмечать и народные праздники: Масленица, Пасхальная сказка, Рождество, Праздник святого Николая (19 декабря).

Эти праздники рассказывают детям о народных обычаях и приметах, развивают любовь к Родине.

Возможно, вам захочется устроить дома праздник первых подснежников или вечер разноцветных фонариков, отпраздновать день листопада или летний солнцеворот: все зависит от вашей фантазии и желания вашего чада.

Взяв за основу сценарий какого-нибудь утренника, можно организовать интересный домашний праздник для детей. Ведь детский праздник — это музыка, песни, игры и загадки, веселые розыгрыши, конкурсы и сюрпризы, день, когда ребенок купается в родительской любви, внимании близких, радости друзей. Таких дней будет не так уж много и каждый обязательно сохранится в памяти малыша. Это должны быть самые светлые, самые радостные воспоминания, которые останутся с ним на всю жизнь.

В процессе подготовки праздника для оформления зала, изготовления каких-либо частей костюмов и атрибутов к ним или играм широко используются различные виды изобразительной деятельности — аппликация, оригами, рисование.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети учатся воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства.

Аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезания и наклеивания. Специфика аппликации дает возможность детям активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, плоскостной форме и композиции. В аппликации можно передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

В процессе подготовки к празднику элементы аппликации можно использовать для украшения зала, группы, изготовления подарков родителям, оформления костюмов для выступлений.

В работе с младшими детьми ведущий заранее готовит вырезанные из бумаги фигуры, показывает детям, как их наклеить, чтобы получилось красиво и аккуратно. Старшим детям можно предложить самостоятельно вырезать несложные фигуры по заранее нарисованным на бумаге контурам.

Рисование. Украсить зал к празднику можно также рисунками детей, соответствующими тематике праздника. Можно использовать рисование как подведение итогов. После итоговой беседы предложите детям отобразить полученные впечатления в рисунке.

Возможно, детям будет интересно нарисовать кого- то из героев праздника (предметное рисование). Для этого учитель должен показать им готовые рисунки с изображением того или иного персонажа.

В выступлениях участвуют все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого каждый ребенок выступает индивидуально или с небольшой группой детей. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях.

Разнообразна деятельность педагогов на празднике. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, подготавливают атрибуты и детали костюмов, переодевают детей, подсказывают движения в танце, дирижируют при исполнении песен и помогают при проведении игры.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры, они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках желательно использовать игры, с которыми дети уже знакомы. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике могут занять много времени. Праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и растянутость выступлений, и слишком большое их количество, утомляют детей, расхолаживают их, нарушают единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Изображение - Как использовать праздники для воспитания детей 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here