Как избежать гиперопеки в воспитании детей

Сегодня предлагаем статью на тему: "Как избежать гиперопеки в воспитании детей". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Изображение - Как избежать гиперопеки в воспитании детей proxy?url=https%3A%2F%2Fchilddevelop.ru%2Fdoc%2Fimages%2Fnews%2F43%2F4373%2Fchildren41_m

Изображение - Как избежать гиперопеки в воспитании детей proxy?url=https%3A%2F%2Fchilddevelop.ru%2Fdoc%2Fimages%2Fnews%2F45%2F4532%2Fgiperopeka2_i

Чрезмерная опека родителей мешает ребенку научиться самостоятельно принимать решения

Гиперопека или гиперпротекция – это чрезмерная опека и преувеличенная забота о ребенке. Обычно ей подвержены слишком беспокойные родители. Воспитание в духе гиперопеки грозит серьезными последствиями для ребенка: несамостоятельность, инфантилизм или, напротив, бунт против родителей и уход из семьи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Родители часто говорят: «В детстве отец и мать позволяли нам гулять на улице с утра до вечера. Но времена изменились, и сейчас мне кажется, что с детей нельзя спускать глаз. Я бы хотел, чтобы у них было такое же детство, как и у меня, но что я могу поделать? Мне нужно быть уверенной в том, что мои дети находятся в безопасности».

Времена изменились и, конечно, мы хотим защитить наших детей и быть уверенными в том, что они здоровы и им ничего не угрожает. Но если родители пытаются оградить ребенка от всяческих жизненных трудностей или делают всё для того, чтобы ребенок никогда не испытал боль, разочарование или дискомфорт – это свидетельствует о чрезмерной опеке.

Откуда берется беспокойство родителей о детях

Опекающие родители испытывают тревогу о безопасности детей, их счастье и способности ориентироваться в мире. Многие из нас тщательно обдумывают каждое решение, связаное с деттми. Мы проецируем на них свои страхи, ведь мы очень любим их и хотим защитить от малейшего зла. Со временем мы становимся чрезвычайно бдительными к каждой неприятности и пытаемся её предотвратить. Поскольку люди склонны фантазировать и проецировать свои страхи, мы преувеличиваем эти неприятности.

Если ребенок выглядит несчастным, мы автоматически пытаемся помочь ему вернуть хорошее настроение. Если ребенок в чем-то сомневается, мы ошибочно принимаем это за его неуверенность в себе и стремимся оказать ему поддержку и похвалить. Воображение часто рисует нам негативное будущее.

Наш мозг устроен таким образом, что негативные эмоции быстро закрепляются в сознании, а положительные – ускользают. Мы беспокоимся: «В порядке ли мой ребенок? Может быть, он слишком агрессивный, слишком тихий, слишком высокий или низкий? Может быть, он неуверен в себе? Не ведет ли он себя так же, как мой брат, который был невыносим? Нужно ли мне уделять дочери больше внимания, которого я сама не получала в детстве?»

Никто из родителей не хочет, чтобы ребенок потерпел неудачу, но самый верный способ прийти к ней – постоянно беспокоиться об этом. Мы хотим, чтобы у наших детей всё было хорошо, но иногда наша неуверенность приводит к тому, что у ребенка развивается ожидание неудачи. Правда заключается в том, что когда вы чего-то ждете, это обязательно произойдет. И когда вы пытаетесь предотвратить то, о чем вы беспокоитесь, вы по неосторожности можете привлечь это в свою жизнь. Беспокойство родителей вселяет в детей уверенность в безопасности, но заставляет сомневаться в самих себе: «Если родители беспокоятся боб мне, значит, со мной что-то не так».

Цикл беспокойства

Цикл беспокойства – это процесс, когда беспокойство передается в процессе взаимодействия между людьми. Рассмотрим данный цикл на примере взаимоотношений между матерью и ребенком.

Елена – мать двоих мальчиков. Она тревожится по поводу того, чтобы ее сыновья добились успеха в жизни и были в безопасности. Особенно она беспокоится за старшего сына, 15-летнего Женю, который отличается дерзким характером и не слушается старших.

Елена переживает за Женю и уделяет ему много внимания, ища в нем малейшие симптомы неуверенности в себе и низкой самооценки. Елена внимательна к малейшим признакам того, что её сын не в порядке – и её страхи оправдываются. Женя ведет себя плохо, а Елена пытается исправить ситуацию.

Со временем Женя воспринимает внимательность матери как должное. Он одновременно и беспокоится за то, что с ним что-то не так (раз мать так о нем переживает), и вместе с тем полагается на её внимание.

В подростковом возрасте Женя начинает беспокоиться о том, что другие не уделяют ему столько внимания, как мать (ведь именно к такой модели поведения он привык). Чтобы чувствовать себя уверенно, ему необходимо признание со стороны других людей. Не получая признания, Женя становится неуверенным в себе. Таким образом, сбывается то, чего боялась Елена и что она пыталась предотвратить.

Видео (кликните для воспроизведения).

Какой вывод мы можем сделать из этого примера? Не ищите подтверждений страхам. Поймите, что ваше беспокойство передается ребенку.

Шесть шагов, чтобы перестать опекать ребенка

Если вы слишком беспокоитесь о ребенке, избегайте следующих ситуаций и моделей поведения:

Шаг № 1. Не выполняйте за ребенка его работу. Не завязывайте шнурки 5-летнему ребенку, если он может делать это самостоятельно. Не одевайте его, если он умеет одеваться сам. Не оберегайте ребенка от риска, нормального для его возраста. Не стоит также постоянно подсказывать ему ответы на домашние задания и расспрашивать о нем учителя в школе. Если ребенок сомневается, принимая какое-либо решение, не вмешивайтесь и не принимайте решение за него. Позвольте ребенку чувствовать дискомфорт или боль – это часть его взросления. Позвольте ребенку бороться с трудностями, которые случаются в его жизни. Дети ничему не учатся, если родители всё делают за них.

Шаг № 2. Не обременяйте ребенка своим беспокойством о нем. Не акцентируйте свое внимание на ребенке на протяжении всего дня, представляя худшее, что может произойти. Отбрасывайте негативные мысли о будущем ребенка: «Что, если он ничего не достигнет в жизни?», «Может, застенчивость дочери означает, что она не уверена в себе?» Испытывая беспокойство, не расспрашивайте ребенка, например: «Ты в порядке? Ты уверен?» или «Это сложное задание. Ты уверен, что можешь с ним справиться?» или «Ты играешь с кем-то на переменах? С кем?» Не ищите подтверждения вашим страхам.

Читайте так же:  Какие приспособления рекомендуют использовать стоматологи для ухода за ротовой полостью

Шаг № 3. Не делайте ребенка центром Вселенной. Не пытайтесь удовлетворить все свои эмоциональные потребности с помощью ребенка. Если вы потакаете всем его прихотям, делаете за него то, что он может сделать сам, ребенку будет трудно приспособиться к самостоятельной жизни. И, что еще более важно, не обесценивайте себя как родителя, если ваши ожидания по поводу достижений ребенка не оправдались.

Шаг № 4. Не навешивайте ярлыки на ребенка. Это может создать для него негативные установки или ложный образ собственного «я». Не напоминайте постоянно дочери, что она «красивая», «смешная» или «ленивая». Не говорите сыну, что он «становится похожим на своего отца». Избегайте фраз: «Ты никогда…» или «Ты всегда…». Не делайте выводов о том, кем вырастет ребенок: этого никто не знает. Слова имеют силу, поэтому не делайте пессимистичных прогнозов о будущем вашего ребенка.

Шаг № 5. Не принимайте на свой счет, если ребенок не согласен с вами или делает что-то не так, как вы. Если вы будете навязывать свою позицию ребенку, он не научится слышать свой внутренний голос и не сформирует свои собственные убеждения. Если он думает не так, как вы – не спорьте, а лучше позвольте ему высказать свою точку зрения. Не перебивайте, если его мнение отличается от вашего. И, наконец, не принимайте на свой счет, если ребенок выберет не тот жизненный путь, который вы от него ожидаете.

Шаг № 6. Не избегайте собственных жизненных решений, занимаясь жизнью ребенка. Постарайтесь не вмешиваться в жизнь ребенка в ущерб своей собственной жизни. Не беспокойтесь о ребенке настолько, чтобы избегать мыслей о собственной жизни.

Но как же помочь ребенку? Позвольте ему испытать последствия своих действий. Поймите, что вы не можете полностью контролировать его жизнь – вы можете только реагировать на его поведение. Постарайтесь увидеть его сильные и слабые стороны. Развивайте отношения с ребенком, узнавайте его ближе – это поможет вам справиться с беспокойством о нем. Позвольте ребенку допускать ошибки, принимать жизненные обстоятельства и бороться с трудностями.

Изображение - Как избежать гиперопеки в воспитании детей proxy?url=http%3A%2F%2Fdoublex.ru%2Fupload%2Fc8%2F1e%2F72%2F2%2Fcf4959a2_big

На протяжении многих лет диктатура родителей была, пожалуй, самой большой проблемой, с которой сталкиваются дети. Но в последнее время появился еще один стиль воспитания, который хоть и не так губителен, как диктатура, но также может повредить здоровому развитию детей – это тенденция многих современных родителей излишне опекать своих детей.

Гиперопека – это желание родителей решить все проблемы своих детей, не давая им шанс преодолеть препятствия самостоятельно. В этом случае они ограждают их от сложных ситуаций, чтобы не причинять им беспокойство, и чрезмерно контролируют их.

Гиперопека в первую очередь – это преобладающее мышление. Это вера в то, что дети не могут самостоятельно преодолеть трудности, справиться с дискомфортом, тревогой и разочарованием. Это часто случается в обеспеченных семьях, но может произойти и в любой социально-экономической группе. Гиперопека также часто встречается в небольших семьях, в которых произошла смерть или другая трагедия.

Родители своей гиперопекой выращивают сверхзащищенного и капризного ребенка, неуверенного в себе и не способного рисковать и принимать самостоятельные решения. Такой ребенок будет стараться избегать новых ситуаций, бояться всего нового и, в случае трудностей, пытаться спрятаться за своими родителями.

Результаты такого воспитания становятся очевидными уже в начальной школе, когда дети сталкиваются с первыми проблемами.

Некоторые дети по своей природе становятся слишком требовательными к родителям. Это – тоже результат гиперопеки. Они получают больше внимания и больше материальных вещей потому, что иначе они становятся жестокими и настойчивыми, а родители дают им все, лишь бы обрести тишину и покой

Иногда распад семьи может привести к гиперопеке, как к форме компенсации. Но такая модель воспитания не поможет справиться с чувством вины и в перспективе не принесет никакой пользы для ребенка.

Как избавиться родителям от гиперопеки? Это трудно сделать, так как такое поведение может казаться нормальным. Но если ребенок настолько сильно зависит от родителей, что не может справиться без них, пришло время принимать активные действия.

Болезнь родителей – это один из самых действенных, но и, конечно, не рекомендуемых способов борьбы с гиперопекой (но тут уж как жизнь распорядится, ведь никто не застрахован от болезней). Когда один из родителей болеет в течение длительного времени, ребенку просто приходится стать самостоятельным. Дети поразительно быстро начинают справляться с проблемами, когда знают, что они просто должны их решить.

Другой способ избавиться от гиперопеки не настолько резкий и категоричный. Постепенно родители должны отступать от излишней опеки своих детей. Они могут настоять на том, чтобы ребенок сам шел в школу (если это разумно с точки зрения безопасности), сам просыпался каждое утро, одевался в детский сад (кстати, хочу вам порекомендовать детский сад Пушкино), а когда новое правило становится нормой, следует приступать к решению других проблем несамостоятельности.

Еще один способ победить гиперопеку – это дать детям советы и идеи, с помощью которых они смогут справиться со своими проблемами. Не стоит уводить и ограждать их от трудностей. Например, ребенку, который спустя 3 недели после начала учебы не хочет ходить в школу, потому что у него там нет друзей, возможно, понадобятся некоторые советы о том, как подружиться.

Как показывает опыт, у уверенных в себе детей есть родители, которые в первую очередь учат и поддерживают, а не защищают и ограждают от физических, социальных или интеллектуальных проблем. Задача родителей – дать ребенку абсолютную и непоколебимую уверенность в своих силах и, в тоже время, протянуть руку помощи в тот момент, когда ребенок действительно в ней нуждается.

Читайте так же:  Симптомы аллергии у детей, что делать

Трудно найти равновесие между развитием реальной независимости и возложением слишком большого количества обязанностей и ответственности на детей. Ведь важно обеспечить ребенку защищенное детство, и даже в чем-то продлить его. Но это не означает, что детей нужно баловать и давать им все, что они хотят. Эффективное воспитание – это равновесие между головой и сердцем, между предоставлением возможностей для изобретательности и состраданием, между поддержкой и абсолютной защитой.

Изображение - Как избежать гиперопеки в воспитании детей proxy?url=https%3A%2F%2Fcs61.babysfera.ru%2F9%2F7%2F2%2F0%2F006ea32f8089b7f4d0e61280a0111debca0

Инфантильность, отсутствие самостоятельности, заниженная самооценка и, как следствие, закомплексованность и замкнутость – это лишь неполный перечень возможных последствий гиперопеки. Для того чтобы избежать этого и вырастить полноценную личность, необходимо задуматься о методах воспитания.

  • Постоянный контроль над жизнью ребенка. Как правило, выражается в неустанном повышенном внимании к ребенку: отслеживание каждого его шага, проверка карманов, выбор подходящей для него компании друзей. При постоянном контроле ребенок начинает беспокоиться о своих действиях, что порождает неуверенность в себе и, как следствие, комплекс неполноценности.
  • Подавление инициативности и самостоятельности ребенка. Обычно связано с излишними переживаниями родителей о том, что ребенок сделает что-либо неправильно. Именно поэтому родители начинают вмешиваться в то, чем занимается ребенок, и даже делать какие-то дела за него (например, выполнять домашние задания). При этом такие родители, как правило, требуют беспрекословного послушания, лишая ребенка права самостоятельно оценивать свои возможности и принимать решения для преодоления тех или иных трудностей. Впоследствии ребенок привыкает к такому положению и постоянно ожидает помощи со стороны родителей, не предпринимая каких-либо усилий.
  • Отсутствие у ребенка права выбора. Некоторые родители уверены, что лучше знают о том, что для ребенка полезнее, и поэтому они решают, что ребенок будет делать, что есть, во что играть и т.д., не интересуясь желаниями и интересами чада. Однако родители не задумываются о том, что, лишая ребенка права выбора, они также лишают его возможности набираться жизненного опыта, анализировать конкретные ситуации и прислушиваться к внутреннему голосу. При таком воспитании ребенок рискует вырасти несамостоятельным и зависимым.

Изображение - Как избежать гиперопеки в воспитании детей proxy?url=https%3A%2F%2Fcs62.babysfera.ru%2F1%2F1%2Fc%2F7%2F00626bba10410ed9ba571069f05adb07fa9

  • Предоставить ребенку свободу выбора. Ребенку необходимо научиться формировать собственное мнение, выражать свои желания, а также принимать самостоятельные решения. Пусть он сам выбирает, с кем дружить, что надевать, во что играть и пр. Кроме того, ребенок должен научиться не только выбирать, но и нести ответственность за свой выбор и возможные ошибки. Только так он научится преодолевать жизненные трудности. Конечно, существуют ситуации, когда ребенок делает определенно неправильный выбор (например, выбирает красивую одежду не по погоде), но не стоит его критиковать за это, напротив, нужно правильно сформулировать альтернативные варианты, разъяснить последствия того или иного выбора, создавая иногда лишь видимость выбора.
  • Меньше контроля. Безусловно, контролировать ребенка необходимо, но нужно делать это ненавязчиво и в меру. Не стоит беспокоиться о каждом действии ребенка, поскольку это его обременяет, делает менее уверенным в себе. Возможно, иногда ребенку необходимо побыть одному, позаниматься чем-то без лишнего контроля со стороны родителей. Если хотите научить ребенка чему-то, нужно стать для него примером для подражания. Не стоит требовать от ребенка того, с чем не справляетесь вы сами (например, в случае борьбы с вредными привычками).
  • Научить ребенка выполнять свои обязанности. Не надо делать за ребенка то, что он делать не хочет, напротив, нужно заинтересовать его. Можно превратить процесс выполнения тех или иных обязанностей в игру или придумать систему поощрений. При этом стоит помнить, что финансовые поощрения не всегда хорошо работают, поскольку это может выработать у ребенка меркантильность. Не лишним будет поинтересоваться, чего желает сам ребенок, и мотивировать его исходя из этого. Например, если ребенок будет выполнять свои обязанности в течение нескольких дней, то он заслуживает желанного им похода в зоопарк.
  • Избегать отрицательной мотивации. Наказание за невыполнение ребенком своих обязанностей не всегда будет действенным методом, поскольку любые действия родителей он воспринимает в качестве обратной связи. В сознании ребенка формируется представление, что наказания и крики – это своеобразное выражение внимания родителей. Подобное негативное воздействие, в конечном счете, порождает нервозное состояние чада.

Итак, необходимо помнить, что излишняя забота о ребенке – это не всегда хорошо, поскольку влечет за собой массу психологических проблем в будущем.

Изображение - Как избежать гиперопеки в воспитании детей proxy?url=https%3A%2F%2Fcs62.babysfera.ru%2F7%2F8%2F7%2Fd%2F006e9122cc1f88eddb663598cf66d02076a

Для того чтобы воспитать самостоятельную, свободную, уверенную в себе личность, главное – не переусердствовать с опекой. Для этого необходимо интересоваться желаниями ребенка, прислушиваться к нему, позволять ему выбирать и ошибаться, а также находить интересные и действенные подходы к его воспитанию.

Выступление на родительском собрании: «Как избежать гиперопеки детей»

Раиса Маркс
Выступление на родительском собрании: «Как избежать гиперопеки детей»

«Как избежать гиперопеки ребенка»

В последнее время появился новый стиль воспитания, который может повредить здоровому развитию детей – это тенденция многих современных родителей излишне опекать своих детей.

Гиперопека – это желание родителей решить все проблемы своих детей, не давая им шанс преодолеть препятствия самостоятельно. Родители ограждают детей от сложных ситуаций, чтобы не причинять им беспокойство, и чрезмерно контролируют их.

Родители своей гиперпекой выращивают капризного ребёнка, неуверенного в себе и не способного рисковать и принимать самостоятельные решения. Такой ребёнок будет стараться избегать новых ситуаций, бояться всего нового и, в случае трудностей, пытаться спрятаться за своими родителями.

Для многих родителей воспитание детей окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на собственные мысли, чувства и ошибки. Гиперопека разрушает личные качества и характер малыша. Родители боятся момента расставания со своим чадом. Они считают, что их ребёнок всегда будет нуждаться в их заботе и помощи. Ребёнок полностью ограждается от возможных трудностей, родители непрестанно беспокоятся о нём, порой это приобретает нездоровые, навязчивые формы. Дети буквально живут жизнью родителей, часто говорят фразами мамы или папы, высказывают их суждения о мире. Мамы даже физически привязывают ребёнка к себе – например, устраивая ритуалы прощания и встречи с поцелуями и объятиями, хотя со стороны может быть заметно, что ребёнку такие чрезмерные ласки не слишком нравятся. В итоге такой ребёнок становится робким, боязливым, зависимым, у него неразвиты коммуникативные способности. Дети, выросшие в таких семьях, обычно восстают против тотальной родительской заботы. Но, не имея навыков быть самостоятельными, с трудом принимают какие-либо решения.

Читайте так же:  Как сварить ребенку суп с мясом

Способ победить гиперопеку – это дать детям советы и идеи, с помощью которых они смогут справиться со своими проблемами. Не стоит уводить и ограждать их от трудностей. Родители должны, в первую очередь, учить и поддерживать детей, а не защищать и ограждать их от физических, социальных или интеллектуальных проблем. Задача родителей – дать ребёнку абсолютную и непоколебимую уверенность в своих силах и, в то же время, протянуть руку помощи в тот момент, когда ребёнок действительно в ней нуждается. Важно обеспечить ребёнку защищённое детство, и даже в чём-то продлить его. Но это не означает, что детей нужно баловать и давать им всё, что они хотят. Эффективное воспитание – это равновесие между поддержкой и абсолютной защитой.

Гиперопека – чрезмерная забота о ребёнке, тип воспитания, тип отношений «родитель-ребёнок», при котором ребёнку предоставляется минимум самостоятельности, зато контроль осуществляется по максимуму.

Традиционно выделяют два типа гиперопеки – потворствующая и доминирующая.

Доминирующая гиперопека.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребёнка может стать потенциально антиобщественным.

Последствия гиперопеки могут быть крайне плачевны. Все выше перечисленное – робость, закомплексованность, неуверенность, отставание в развитии – тормозит нормальную социализацию ребёнка.

Демократический стиль («авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями, дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твёрдость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Выступление на родительском собрании «Возрастные особенности детей в средней группе» Тема: «Возрастные особенности детей в средней группе» На данном этапе очень важную роль играют особенности детей 4-5 лет, от которых зависит.

Изображение - Как избежать гиперопеки в воспитании детей proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fsmall%2Fdetsad-1271380-1506161609

Выступление на родительском собрании «Как помочь будущему первокласснику адаптироваться к обучению» Дети быстро растут. Ребенок, который вчера был малышом, стал большим, будущим первоклассником. У многих родителей это вызывает тревогу,.

Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей 3–4 года» «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 лет» В дошкольном возрасте идёт быстрое формирование личности ребёнка.

Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей с 2–3 лет» Консультация для родителей «Психологические особенности детей 2 – 3 лет» В дошкольном возрасте идёт быстрое формирование личности ребёнка.

Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей старшего возраста» Выступление на родительском собрании: «Возрастные особенности 5-6 лет» Возраст 5-6 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень.

Выступление на родительском собрании «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Слайд № 1 Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Изображение - Как избежать гиперопеки в воспитании детей proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fsmall%2Fdetsad-396452-1506082286

Выступление на родительском собрании с элементами тренинга «Адаптация и социализация детей к условиям детского сада» Выступление на родительском собрании на тему: «Адаптация и социализация детей» Педагог- психолог МБДОУ №27 «Аленький цветочек» Лисовенко.

Выступление на родительском собрании в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Возрастные особенности ребенка 5 – 6 лет Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.

Выступление на родительском собрании «Здоровье детей в руках родителей» Подготовила: учитель-логопед Подрезова И. А. МБОУ ЦО № 17 им. Героя Советского Союза И. П. Потехина г. Тула 2017 год На сегодняшний день,.

Изображение - Как избежать гиперопеки в воспитании детей proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fsmall%2Fdetsad-103544-1510910048

Задержка речевого развития у детей 2–3 лет. Выступление учителя-логопеда на родительском собрании Здравствуйте, уважаемые родители. Приглашение учителя – логопеда на родительское собрание – это всегда очень ответственно. Тем более приглашение.

Осторожно: гиперопека! Признаки гиперопеки детей в семье и ее причины

Гиперопека — это избыточная, необоснованно завышенная опека детей. Уже сравнительно взрослым ребятам не позволяют решать самостоятельно даже самые простые вопросы, связанные с ним самим: что надеть, во что играть, с кем дружить и так далее. Взрослые жестко контролируют своего ребенка, руководствуясь различными, часто благими, намерениями, но гиперопека в семейном воспитании приводит, к сожалению, к серьезным проблемам в дальнейшей жизни.

  • Родители склонны проверять карманы и мобильники даже у взрослых детей, просматривать их переписку в соцсетях, контролировать, на какие сайты заходит сын или дочь.
  • Ребенок или подросток обычно затрудняется в выборе десерта в кафе или, например, джемпера в магазине и ждет совета мамы или папы, которому неизменно следует.
  • Родители определяют круг знакомств ребенка, запрещают дружить или встречаться с ребятами, которые пришлись взрослым не по нраву.
  • Родители уверены, что ребенок без них не справится, что он нужен только родной маме, а больше никто его любить не будет, что вокруг жестокий и враждебный мир, от которого защитить кроху могут только самые близкие люди (даже если «крохе» уже под 20).
  • Ребенок безынициативен и вял или капризен и эгоцентричен; причины этого могут быть и другие, но и гиперопеку как причину надо рассмотреть.

Конечно, не всегда все эти признаки налицо, но даже на некоторые из них стоит обратить внимание: возможно, семье требуется помощь психолога, который наладит более здоровые отношения между поколениями.

Читайте так же:  Как организовать утренний распорядок детей

Они могут быть разными. Иногда трудно понять, как такие почти диаметральные причины приводят к одному и тому же результату.

  • Слепая родительская любовь; страхи

Если ребенок поздний или долгожданный, а тем более болезненный, он нередко становится объектом неумеренной любви со стороны матери и других взрослых. Родители смертельно боятся, что с ребенком что-то случится, поэтому стараются тотально контролировать его передвижения и занятия, чуть ли не за ручку водят.

Конечно, нынешняя обстановка в стране настраивает нас всех на повышенную осторожность, но проявлять фанатизм все же не следует. И уж тем более не надо контролировать душевную жизнь ребенка, его отношения с людьми, транслировать на него свое беспокойство, свое недоверие к миру. Это обрекает человека на одиночество и фобии.

  • Стресс или депрессия

Расстроенные нервы взрослых также часто становятся причиной гиперопеки детей.

Особенно это касается матерей. Несложившаяся личная жизнь, горькие обиды, общая неустроенность погружают женщину в депрессию, навязывают ненормальные модели поведения. Нуждаясь в психологической поддержке и хотя бы видимости заботы, мать навязывает ребенку несвойственную ему роль партнера, жалуется ему, перекладывает часть своих проблем на его плечи. Отношения в такой семье складываются по модели супружеских, а любой выход за пределы этого тесного мирка воспринимается как измена. Идет ли малыш на день рождения к другу, собрался ли сын-подросток в поход с друзьями, а взрослая дочь — на свидание с молодым человеком, мать чувствует себя покинутой, а ребенок воображает себя предателем. Такие отношения обычно заканчиваются плачевно: если выросшим детям и удается создать собственную семью, сердце матери оказывается навсегда разбито, да и сын или дочь испытывают тяжелое чувство вины.

Впрочем, эти проблемы могут стать причиной и гипоопеки — равнодушного, безразличного отношения к ребенку.

  • Авторитарный характер кого-то из родителей

Конечно, тому тоже была какая-то причина в детстве родителей, но теперь они выросли. И, будучи взрослыми людьми, могут отнестись к этому качеству критически и постараться не позволить ему испортить жизнь самому «диктатору» и его окружающим.

Авторитарный стиль поведения проявляется в том, что старший член семьи абсолютно уверен: он не упрямый; он просто всегда прав! Чужое мнение отметается категорически или не менее категорически игнорируется. «Помолчи!», «Не говори ерунды!», «Чушь!» — это типичные фразы, которыми награждает родитель сына или дочь. При этом на ребенка обрушивается целый шквал директив, требований, правил, каждый шаг строго регламентируется, даже мысль о самостоятельности детей кажется абсурдной: ведь они все делают плохо, глупо, неправильно! Ребенок подвергается таким родителем гиперопеке из лучших побуждений: ведь сам он не справится!

  • Страх старости, одиночества

В этом случае родитель — обычно мама — боится состариться и остаться одна, поэтому подсознательно стремится максимально долго поддерживать ребенка в состоянии детства и беспомощности. Такое воспитание неразумно: последствия редко бывают желаемыми. Даже достигнув двадцати-тридцати лет, ребенок, воспитанный опекавшей его без меры мамой, не станет вполне самостоятельным и ответственным, он будет стремиться либо «спрятаться под крылышко», либо «вырваться на волю».

Часто человек не замечает, что его стиль общения с ребенком слишком авторитарный или навязчиво опекающий. Если с течением времени последствия гиперопеки станут заметны, то можно постараться изменить положение. Делать это надо постепенно и осторожно, опираясь на советы психолога, потому что внезапное изменение модели отношений может нанести психологический вред и взрослому, и ребенку.

Если педагог заметил гиперопеку ребенка, ему надо тактично поговорить с родителями школьника или дошкольника, предложить свою помощь в решении проблемы. Желательно пригласить на встречу и психолога.

Хорошим вариантом было бы завести речь о гиперопеке на родительском собрании — разумеется, не показывая вида, кому в особенности предназначены эти слова.

Это повод пересмотреть модель отношений и перестроить их так, чтобы мнение родителей перестало быть доминирующим во всех случаях.

При этом не надо бросаться из крайности в крайность. Воспитание самостоятельности ребенка не имеет ничего общего с вседозволенностью. Такая потворствующая капризам политика не решит проблемы, а лишь усугубит ее.

Медленный и планомерный вывод ребенка из-под тотального контроля даст хороший результат. Начать можно с того, что мама может предложить малышу: «Поиграй с машинкой или покатайся на велосипеде, что тебе больше хочется». Школьнику можно предложить решить, какое домашнее задание он будет выполнять сначала. Но решение ребенка должно быть окончательным. Нельзя сначала предложить сыну или дочке выбрать, а потом сказать: «Вот и глупо решил! А надо…» .

Сначала всем будет сложно, но потом станет легче. Родители перестанут мучать себя излишними попытками контролировать, а ребенок станет свободнее и увереннее в себе, а значит — успешнее и счастливее.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, стаж работы 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

5 способов избежать гиперопеки и воспитать в детях ответственность

Родители всё чаще жалуются на детей, которые не делают уроки, не помогают по дому и ничем не интересуются. Таким мамам и папам кажется, что они где-то ошиблись в воспитании, что-то безвозвратно упустили. Как научить ребёнка следить за порядком и осознавать свою ответственность, в том числе за учёбу, рассказывает психолог, блогер и многодетная мама Лариса Суркова.

Всем хочется, чтобы дети были самостоятельными: умели следить за порядком в комнате, получали хорошие оценки, уважали старших и знали, что такое брать на себя ответственность. Изо дня в день я повторяю: «Спокойствие, только спокойствие!».

1. Поменьше контролируйте

Читайте так же:  Творческие способности ребенка

Изображение - Как избежать гиперопеки в воспитании детей proxy?url=https%3A%2F%2Fimage.mel.fm%2Fi%2FA%2FAGJ76EKPCL%2F590

Будьте уверены, ребёнок в семь лет хочет и может делать многие вещи самостоятельно — просто потому, что им правит кризис семи лет. Это и есть истинный кризис «Я сам», а не в три года, как многие думают.

Но часто проблема в том, что мамы просто-напросто не дают детям такой свободы. Отправляя ребёнка в первый класс, родители начинают беспокоиться: «Что будет, если он не справится? Не хочется краснеть перед учителем. А люди вообще подумают, что мы не уделяем ему внимания…». Так и получается, что взрослые упорно продолжают делать за ребёнка то, что по силам ему самому. Особенно это касается уроков. А потом как в анекдоте: «Во время подготовки домашнего задания тему урока выучили все соседи, включая кошек во дворе». В итоге, когда возраст ребёнка приближается к 12, возникает конфликт: школьник привык к сложившемуся порядку и ждёт, что родители продолжат отвечать за его успеваемость, а они, наоборот, ожидают от него проявления большей самостоятельности.

Чтобы не столкнуться с вышеописанной ситуацией, нужно ослабить контроль над ребёнком: гиперопека порождает инфантилизм и невозможность самостоятельно принимать решения. Перестаньте тщательно следить за его успехами, позвольте ему самому отвечать за выполнение домашнего задания и дайте понять, что это он получает знания и оценку, а не вы.

2. Определите зону ответственности

Изображение - Как избежать гиперопеки в воспитании детей proxy?url=https%3A%2F%2Fimage.mel.fm%2Fi%2Fu%2FuvoX5akY6O%2F590

Для начала сообщите вашему ребёнку, что учёба — это его зона ответственности. Нужно дать ему понять, что вы, конечно же, всегда рядом, готовы помочь и поддержать, но учиться за него не будете. Ребёнок должен знать свои права и обязанности в семье: распишите их на листе бумаги и расскажите о том, что одного без другого не бывает. И обязательно приведите себя в пример и объясните, за что вы несёте ответственность.

После того, как вы обсудили с ребёнком его обязанности, важно суметь заинтересовать его процессом обучения и дать стимул к самосовершенствованию. Как показывает мой опыт, для детей 7-9 лет чудесно работают доски мотивации. Их принцип прост: возьмите лист бумаги и напишите обязанности, которые ребёнок должен взять на себя. Их нужно сформулировать очень понятно и конкретно, ведь все же понимают, что пункт «убранная комната» субъективен. То, что для вас бардак в комнате, ребёнку кажется относительным порядком и чистотой. В списке могут быть: заправленная постель, сделанные домашние задания (качество надо проговорить отдельно), порядок на рабочем столе, выкинутый мусор. Внесите в таблицу не больше пяти пунктов и напротив каждого начертите квадраты, обозначающие дни недели. За каждое выполненное обязательство ставьте плюсик.

3. Превратите всё в игру

Изображение - Как избежать гиперопеки в воспитании детей proxy?url=https%3A%2F%2Fimage.mel.fm%2Fi%2F8%2F8BZNJXtTp4%2F590

Если неделя прошла на «ура» и в каждом квадратике на доске стоит плюсик, торжественно вручите ребёнку приз. Для большего эффекта можно сделать такие доски для всей семьи: пусть и ребёнок вас оценивает! Дух соревнования станет отличной мотивацией для школьника.

Часто образовательные учреждения похожими способами мотивируют учеников старших и младших классов: например, доски почёта, грамоты за успехи в учёбе, медали, билеты на интересные мероприятия. Ещё об одном способе мотивации я узнала от сына: недавно образовательный портал Dnevnik.ru вместе с брендом «Трансформеры» запустил спецпроект. Его суть в том, что школьник выбирает пять предметов, по которым он хочет повысить свою успеваемость. За улучшение оценок и выполнение дополнительных заданий, ученику начисляются баллы, которые он затем может обменять на промокоды и получить скидки на игрушки или другую продукцию. Игрушка будет для него ещё одной гордостью, ведь он заработал её сам, своими стараниями.

4. Не наказывайте, а поощряйте

Изображение - Как избежать гиперопеки в воспитании детей proxy?url=https%3A%2F%2Fimage.mel.fm%2Fi%2Ft%2FtZUalmw2KD%2F590

Не стоит забывать и о том, что ребёнка хорошо мотивируют к учёбе поощрения. Я, например, всегда выступаю за эмоциональные награды — рыбалка, поход на выставку или пикник. Такие активности запоминаются надолго.

Остерегайтесь отрицательной мотивации своих детей. Вам может показаться, что подзатыльник, крики и наказания дисциплинируют. Такие методы поначалу действительно работают. Но постепенно они становятся привычной формой воспитания и начинают приносить только вред.

И вот почему: весь этот набор эмоций от родителей ребёнок воспринимает как обратную связь. В его сознании складывается цепочка: если кричат — значит, замечают, следовательно, я нужен, я любим. Отсюда неверный вывод: надо меньше делать и больше злить родителей, тогда я буду заметен. В общем, отрицательная мотивация вызывает негативные эмоции и приводит к развитию неврозов у ребёнка.

5. Станьте примером для подражания

Изображение - Как избежать гиперопеки в воспитании детей proxy?url=https%3A%2F%2Fimage.mel.fm%2Fi%2Fd%2FdvekYQBrju%2F590

Присмотритесь к своему ребёнку, к его эмоциям, настроению, интересам. Он сам подскажет вам, почему у него отсутствует мотивация и какой подход к нему нужен. Возможно, вы требуете слишком многого. Может быть, для начала именно вам нужно научиться тому, что вы хотите привить своему ребёнку. Начните с себя, тогда и ребёнок начнёт перенимать ваши качества и копировать ваше поведение.

Проводите с ним больше времени, чтобы понять его. Возможно, ребёнку не мотивации не хватает, а вашего внимания. Займитесь вместе творчеством, сходите на прогулку в парк или устройте семейный вечер просмотра любимых фильмов или мультфильмов вашего ребёнка — он будет счастлив поделиться своими увлечениями. И снова к теме «Трансформеров»: родители могут снисходительно наблюдать со стороны, как ребёнок играет с этими фигурками и машинками, а совместный просмотр фильмов поможет понять его любовь к персонажам. Проверено на собственном опыте!

Фото: iStockphoto (KatarzynaBialasiewicz, Halfpoint, Choreograph, DmitriMaruta)

Изображение - Как избежать гиперопеки в воспитании детей 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here