Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям

Сегодня предлагаем статью на тему: "Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=https%3A%2F%2Fchilddevelop.ru%2Fdoc%2Fimages%2Fnews%2F43%2F4373%2Fchildren41_m

Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=https%3A%2F%2Fchilddevelop.ru%2Fdoc%2Fimages%2Fnews%2F49%2F4944%2F86503831-1024x683_i

Развитие навыков адаптации помогает ребенку чувствовать себя безопасно в изменчивом мире

Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям

Мы пытаемся сделать мир для наших детей структурированным и предсказуемым. Мы прилагаем много усилий, чтобы создать им распорядок, и говорим им о своих ожиданиях.

Мы хотим, чтобы их жизнь была стабильной и безопасной. Когда дети вырастают, мы надеемся, что такая дисциплинированность поможет им выстоять в изменчивом мире. Но как подготовить ребенка ко взлетам и падениям, которые неизбежно будут случаться в его жизни? Один из способов – развить у него позитивное отношение к изменениям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Позитивное отношение означает не наивность или подавление чувств, а реалистичную оценку положительных и отрицательных моментов, связанных с изменениями. С одной стороны, изменения помогают нам приобрести новый опыт и способствуют нашему благополучию. С другой стороны, если изменение связано с потерей, человек должен прожить утрату и справиться со своими чувствами. И, если изменения становятся для нас препятствиями, это означает, что мы можем использовать их себе на пользу и должны быть к ним готовы.

Чтобы развить у ребенка позитивное отношение к изменениям, можно использовать следующие стратегии:

1. Хотя мы и пытаемся сделать жизнь ребенка безопасной и предсказуемой, время от времени в ней будут происходить изменения, иногда – трагические. Мы можем использовать этот опыт для того, чтобы научить ребенка адаптироваться. Прежде всего, следует некоторое время понаблюдать за ним. Обратите внимание на то, как он реагирует на возможные изменения. Его реакция всегда одинакова? Проявляет ли он упорство? Возможно, он испытывает беспокойство или страх? А может быть, он с нетерпением ждет изменений? Такое поведение может проявляться у него и во взрослой жизни. Ваша задача – изменить негативные установки ребенка, пока они не укоренились в его сознании.

2. Когда ребенок сталкивается с новой ситуацией или предстоящими изменениями, поговорите с ним о его чувствах. Иногда это бывает непросто. В зависимости от возраста, темперамента ребенка и конкретной ситуации, ребенок легче или труднее может говорить о своих чувствах. Если он не может прямо назвать свои чувства, наведите его на мысль. Расскажите похожую историю из своей жизни и объясните, что чувствовали в тот момент. Младшим детям можно почитать книжку с картинками, где главный герой попадает в похожую ситуацию.

3. Позвольте ребенку скорбеть о потерях, которые случаются в его жизни. Признайте реальность его утраты и поддержите его. Если ребенку не позволено выражать свою печаль, это может повысить его тревожность и привести к депрессии.

4. Поймите, как ребенок смотрит на мир. Его чувства по поводу предстоящих изменений тесно взаимосвязаны с его пониманием происходящего. Если он думает, что, когда вы переедете в другое место, он не сможет найти себе друзей, вероятно, он чувствует грусть и страх. Прямо спросите ребенка, что он чувствует по поводу предстоящих событий.

5. Убедитесь, что ребенок мыслит не категорически. Категорическое мышление – это склонность видеть весь мир в черно-белых тонах и относиться к изменениям пессимистично.

Ребенок может употреблять слова «никогда», «всегда», «каждый», «никто» и т. д. Например, он использует такие фразы: «У меня никогда не будет друзей в новой школе», «У всех уже есть друзья» или «Никто не захочет дружить со мной». Именно так ребенок видит ситуацию, но объективно это не так. Ваша задача – поставить под сомнения такие утверждения ребенка и помочь ему увидеть будущее в более оптимистичном свете. Если вы постоянно подвергаете сомнению категорическое мышление ребенка, он сам начинает мыслить по-другому.

6. Подготовьте ребенка к тому, что некоторые его страхи могут оправдаться. Например, если на новом месте ребенок не может ни с кем познакомиться, предложите ему поговорить с кем-то на автобусной остановке или специально познакомиться с соседями. Разумеется, если ребенок очень застенчив, вы должны это учесть. Кроме того, спросите ребенка, какой он сам видит выход из сложившейся ситуации. Научите ребенка предусматривать обстоятельства – это поможет ему на протяжении всей жизни. Проактивные люди способны контролировать обстоятельства, и более удовлетворены жизнью.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Предложите ребенку представить положительный исход события. Пусть он подумает, какие возможности дает ему эта ситуация. Такое упражнение учит ребенка оптимизму. Через некоторое время ребенок сам приучится мыслить позитивно.

8. После того, как ребенок смог адаптироваться к изменениям, акцентируйте его внимание на достижении. Напомните ему, какие пессимистичные ожидания были у него раньше, и сравните их с реальностью. Это поможет ребенку изменить свое восприятие реальности в будущем.

Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=https%3A%2F%2Ffamily-and-i.com%2Fimages%2Flog-03

  • Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=https%3A%2F%2Ffamily-and-i.com%2Fmedia%2Fk2%2Fitems%2Fcache%2F66f461a82eb04828d9f9f9abb89cb004_S

Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=https%3A%2F%2Ffamily-and-i.com%2Fmedia%2Fk2%2Fitems%2Fcache%2Fe9432fccf28a953514f077b86e5e657a_S

  • Home
  • Мама и малыш
  • Адаптация к новому садику. 5 упражнений над эмоциями, чтобы избежать стрессов.

Адаптация к новому садику. 5 упражнений над эмоциями, чтобы избежать стрессов.

Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=https%3A%2F%2Ffamily-and-i.com%2Fmedia%2Fk2%2Fitems%2Fcache%2F8f9f14c4f7dd7ce0bc8e0048b00b1155_L

Испуганный взгляд, глаза полные слёз и детские призывы к маме не оставлять его здесь. Мама малыша нервничает и уже сомневается в правильности принятого решения сменить садик. Однако, рано или поздно, такие проблемы появятся и нужно научиться их решать. Ведь избежать адаптации к садику, а затем к школе – не избежать.

Как, поменяв коллектив, получить минимальный стресс и быстро адаптироваться в новом детском саду?

Как подготовить ребёнка к смене детского садика.

– Постараться доходчиво и, как взрослому (он вас поймёт), рассказать ребёнку о причинах смены садика. Это может быть связано с переездом, сменой работы, ремонтом или закрытием детского сада и т.д.

Адаптация к новому садику. 5 упражнений над эмоциями, чтобы избежать стрессов.

– В разговоре успокаивайте и объясняйте, что вам понятен его страх и тревога. Можете поделиться своим опытом смены коллектива, рассказав о пережитых вами эмоциях. Завершайте свою повесть позитивом о новых найденных друзьях или полученных удовольствиях в новом коллективе.

– Можно заранее отвести малыша в новый садик для знакомства с персоналом и детьми, не сообщая, что это будет его новый сад. Визуальное принятие новой обстановки и постепенное привыкание, поможет в адаптации.

– Со временем, можно позвать в гости детей из старого садика или самим сходить в гости, чтобы малыш обрёл чувство уверенности и понимание, что привычный для него мир и люди никуда не исчезли.

Адаптационный период к новому садику.

Скорее всего, ребёнок не сможет сразу успокоиться, а какое-то время будет находиться в тревожном состоянии. Он может проявлять капризность, агрессию, упрямство, заторможенность или увеличенную возбудимость. Такие проявления в сложившейся ситуации можно считать нормой. Основное – не переступить ту грань, за которой эмоциональное переживание превращается в невроз.

У малышей с ясельным возрастом намного проще происходит адаптация, чем у старших дошкольников. У малышей такие процессы протекают до 10 дней, а у старших – более месяца. Такие процессы связанны с привязанностями, ведь у старших детей осознанней переживается потеря.

И в тот же час, старшего ребёнка проще обучить осознанию своих эмоций, понятию их причин и управлению ими. Раньше предполагалось, что способности управления своим стрессом заложены в особенностях детского темперамента или приобретаются с жизненным опытом. Однако, профессором из Йельского университета Дэвидом Карузо доказано, что у многих детей не развивается это важнейшее умение. Поэтому со временем, таким детям требуется помощь специалистов или обучающая программа.

Поэтому нужно научить ребёнка переживать стресс, быстро приспособиться к новому стилю жизни и условиям, не только при смене садика, но и в скором поступлении в школу.

5 занятий, для развития эмоционального интеллекта.

После этих упражнений у ребёнка появится навык в эффективном общении, он сможет управлять собственным эмоциональным состоянием.

Наличие развитого эмоционального интеллекта позволяет с лёгкостью заводить друзей и поддерживать с ними гармоничность в отношениях, ладить с руководством и добиваться поставленной цели.

Дошкольник, имея развитый эмоциональный интеллект, сможет побороть стресс при поступлении в новый садик, смене места проживания, окружения.

Вам предлагается техника управления эмоциями.

Выпускание пара из чайника: переходим от одних эмоций в другие. Поначалу малыш будет испытывать дискомфорт в новом саду. Длительно переживая негативные эмоции, ребёнок может проявлять себя дома необычно: громкий крик, топанье ногами. Не нужно его ругать, ведь таким образом он помогает себе переживать стресс, «выпускает пар». Нужно поиграть с ребёнком в изображение чайника. Нужно, чтобы он представил себе, что закипел и выпускает пар. Пусть попыхтит, затем выдохнет и остынет. Кроме этого занятия, нужно стимулировать его к подвижности. Нужно побегать с малышом, поиграть в мячик, постучать в боксёрскую грушу.

Опыт сказочных героев: перенесённая ситуация. Нужно почитать малышу сказки и рассказы, где описан положительный опыт в принятии новых членов в коллектив. К примеру: знакомство Крокодила Гены и Чебурашки и их друзей.

Проигрывание ситуации с игрушками: зайчику встречаются незнакомые зверушки – лиса и волк. Какими будут их действия? Что интересного им захочется узнать о каждом?

– Активная участница тренинга поделилась опытом техники перенесённой ситуации. «Перед походом в новый садик, мы провели тренировку в умении различия эмоций по книжным рисункам. С некоторыми эмоциями ребёнок был знаком, а о некоторых он сказал первый раз.

Мальчику было предложено припомнить ситуации, в которых он был похожим на каких-то сказочных героев: боязнь или дрожь – у зайки, или злость, как у серого волка. Вернувшись в первый день из садика, мы снова воспользовались книжкой с рисунками. Я попросила сына сделать описание появившихся чувств, при его появлении в группе. «Тебе было страшно? Как ты считаешь, зайчик тоже напугался бы?». Утром следующего дня мальчик отправился в новый сад, как на продолжение игры, так как у нас был договор, что после прихода домой, мы будем обсуждать проведённое «зайчиком» время в садике».

«Рисование своего страха» – одно из упражнений в управлении эмоций. Нужно попросить ребёнка нарисовать свои страхи. Какие они? Синие или чёрные, большие или маленькие? Похожи на тучки? Они с ротиком, глазками и носиком? Взгляни на рисунки. Ты напуган ими? Можешь сравнить размеры своего рисунка со своими размерами. Ты большой, а он совсем маленький. Ты намного больше и сильнее его, лёгко справишься с твоими страхами! Положи листок и нарисованный на нём твой страх вниз и можешь, как следует попрыгать по нему. Умница, тобою затоптан твой страх! А теперь нужно разорвать листик страха на мельчайшие кусочки, затем пособираем, а потом бросим в мусор. Молодчина! Ты победитель своего страха!

Занятие «глубокого вдоха». Ребёнку нужно знать, что все свои реакции можно проконтролировать с помощью простой техники «глубокого дыхания». Нужно помочь ему в освоении этой техники: совместное медленное вдыхание через нос, при поднятии рук и выдох, при их опускании. При концентрации на своём дыхании, наступает быстрое успокоение. При совместной работе тела и мозга, происходит концентрация на определённых предметах или мыслях, и наступает ясное мышление.

Рисунки в дневнике эмоций. Можно предложить малышу ведение своего собственного «дневника эмоций». Ребёнок будет зарисовывать события каждого своего дня, с переживаниями и настроениями. Проводя анализ дневника, беседуя с ребёнком о его душевных переживаниях, как приятных, так и неприятных, вы сможете сблизиться, найдёте пути к пониманию друг друга.

Нужно действовать в предложенном алгоритме. Нужно постараться понять, проговаривая с ребёнком:

– Какая эмоция испытывается малышом?

– От чего возникла эта эмоция?

– Когда у эмоции приятное и полезное свойство, каким способом можно её поддерживать?

– Если у эмоции неприятные и нежелательные свойства, каким образом устраняется причина, повлёкшая возникновение такой эмоции, или необходим перевод малыша из этого эмоционального состояния в другое.

Вопрос о развитии эмоциональных интеллектов у детей, не дань моде, а работающая инструкция, применять которую нужно на ранних стадиях. У детей обучение проходит с помощью игр. И в результате осознанной работы со своими эмоциями, ребёнком обретается важный жизненный навык, без которого стоимость, даже самого развитого интеллекта, не будет равна и грошу. Таковы достоинства в обладании умением управлять своим эмоциональным состоянием и эффективным общением.

Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям

Педагог-психолог
Богаткина Ольга Владимировна

С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам.

Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенка, так и его родителей. Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим. Часто бывает, что ребенок как бы забывает многое из того, чему он научился: он хуже говорит, становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Но самое печальное — это нескончаемые простуды.

Родители в растерянности, бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребенка только усугубляет ситуацию. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.

· Легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
· Адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса.
Тяжелая адаптация — длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма
· Очень тяжелая адаптация — около полугода и более. Встает во­прос — стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он — «несадовский» ребенок.

После преодоления трудностей поведение ребенка нормализуется, он возвращает себе утерянные в острый период достижения. Это подострый период.

Его сменяет очень приятное время и для ребенка, и для родителей, и для воспитателей — период компенсации. Темп развития малыша ускоряется. Он радует взрослых своими достижениями. В первую очередь, это возросшая самостоятельность, развитие речи, коммуникабельность. Малыш демонстрирует новые знания и умения. Ему нравится ходить в сад.

Как же помочь ребёнку легче адаптироваться к детскому саду?

Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спраши­вайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

Заранее узнайте режим группы в саду и постарайтесь наиболее приблизить домашний режим к садовскому.
Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Анна … нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.

Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и, уж точно, обрадуют других детей. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. Когда вы наполните коробку, по утрам, вам проще будет отправлять ребенка в сад — с игрушкой веселее идти, и проще завязать отношение с другим ребенком.

Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас. Например, помахать в окошко. Не затягивайте прощание.

Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»

Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.

Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка!

Если вам нужна помощь, психолог детского сада ждет вас!

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

Переезд, смена места жительства всегда влечет за собой стресс. Особенно ярко он проявляется у маленьких детей, которые еще не понимают всех причин переезда. В новом детском саду все не так, по-другому.

Дети не сразу Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2FIMG_cba9ee481f20-300x203принимают в компанию, воспитательница ведется себя иначе. Короче говоря, ребенка взяли из привычного мира и поместили в другой, совсем чужой. Снова начнется адаптация, но теперь больше шансов, что она пройдет без особых проблем. Все зависит от уровня психологического развития ребенка.

Сейчас ему особенно тяжело, так что родители должны уделять малышу много внимания. В новом садике нужно со всеми подружиться, найти общий язык. С вашей помощью ребенку будет гораздо легче справиться с этой сложной задачей.

Вы решили переехать. Конечно, это, может быть, очень радостное, позитивное событие. Например, новая хорошая квартира, престижный район. Но маленький ребенок дошкольного возраста (3-6 лет) еще не очень понимает, что же происходит. А вы уже решили его судьбу: малыш переходит в новый детский садик.

Для детей 2,5-3 лет этот процесс может быть Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2Farticle600-300x230практически незаметным. Появляются новые лица, игры, но атмосфера остается практически неизменной. В новом детском саду все так же, как и в старом. Что ж, это значит, что адаптация проходит очень успешно.

Для детей постарше это может быть весьма болезненный процесс. Тут дело даже не в том, нравится или не нравится садик. Они привыкли к друзьям, завязали с ними прочные отношения. Полюбилась воспитательница, нянечки, садик. А теперь, без объяснения причин, пришлось все это оставить. Для детей 4-5 лет перемена места может быть весьма сложной. Родителям необходимо подойти со всей серьезностью к проблемам ребенка.

Когда вы впервые отвели малыша в садик, то уже столкнулись с первичной адаптацией. Смена стиля жизни, режима, Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2F166-300x199

питания… Все поменялось очень резко. Первые несколько недель для ребенка и его родителей прошли тяжело. Возможно, он не понимал, что вообще делает в детском саду.

Для ребенка нет ничего очевидного в том, что он теперь «взрослый», пора идти в садик. Он часто задает вопросы: почему нельзя остаться дома? Со временем происходит полная адаптация (в большинстве случаев). Малыш привыкает, ему даже многое в садике нравится: уроки, творчество, игры, прогулки, появились и товарищи.

Все выглядит так, будто проблемы кончились. А потом вдруг приходится менять садик. Так уж получается, ведь возить малыша через весь город в старый сад никак не выйдет. Привычная жизнь опять переворачивается с ног на голову.Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2Fadapt6-300x161

Взрослым людям гораздо проще принять перемены: они психологически к ним готовы. Они понимают необходимость, оценивают выгоду от перемены места. Конечно, всегда жаль оставлять любимую работу, привычный коллектив, но явный карьерный рост и повышение зарплаты манят нас перейти на другое место. Для маленького ребенка все это совершенно незнакомо. Он снова проходит адаптацию, только теперь не к садику, а к месту.

В вашем первом садике все дети пришли в группу в одно и тоже время. А значит, подружиться было проще. Их объединяли общие интересы, они в одно время познакомились друг с другом. Теперь же, получается, другая ситуация: коллектив уже сформировался, а ребенок должен влиться в него. Чем младше ребенок, тем проще для него Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2F002_D.Sadik_-300x200

проходит адаптация в коллективе. Дети просто предлагают дружить и начинают играть вместе.

Если же в новом детском саду уже есть свои группки друзей, дети давно общаются, то часто свое место в новом коллективе приходится «завоевывать». Этот момент зависит от психического развития ребенка и готовности к социальной жизни. Первый садик должен был научить его знакомиться, общаться, строить дружеские отношения. Если первичная адаптация прошла без проблем, то и здесь трудностей быть не должно.

Никто и не говорил, что новая воспитательница будет хуже. Иногда она, наоборот, более молодая, активная, больше времени проводит с детьми. Ребенку привыкнуть к новому взрослому должно быть легче, ведь воспитатель обычно идет навстречу новенькому. Помогает влиться в коллектив, устраивает для детей знакомство с новичком. Хотя привязанность к своему первому воспитателю все время будет провоцировать сравнение.

Здесь есть опасный Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2F151114181452-300x200

момент, за которым необходимо следить не только воспитателю, но и родителям. В новом детском саду малыш может отказываться слушаться воспитателя. Мотивирует он это тем, что «в старом садике воспитательница была лучше».

Родители не должны поощрять такое поведение или списывать его на адаптационный период. Важно дать понять, что любить своего прошлого воспитателя — это хорошо, правильно, нормально. Можно даже несколько раз навестить свой старый садик, поговорить с прошлым воспитателем. Квалифицированный новый воспитатель, конечно, сумеет завоевать доверие ребенка со временем.

Но новый воспитатель обязательно должен иметь авторитет у ребенка. Формирование уважительного отношения ко взрослым, понимание роли учителя идет именно из детского возраста. Нет смысла требовать уважение к учителю в школе от малыша, которого не научили этому заранее. Кстати, это еще одна причина для того, чтобы водить малыша в садик, а не оставлять дома с родителями.

Без помощи родителей очень сложно адаптироваться в новом детском саду. Возможно, ребенок еще никогда не переживал такой ситуации, как смена места. Необходимо помочь ему Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2F55-1-300x192

справиться со своими проблемами и переживаниями. Вы можете ответить на многие вопросы ребенка, но главное — подготовить его к переходу в новый садик. Чтобы это не произошло вдруг, внезапно. Конечно, если у вас есть достаточно времени, начните такие разговоры за 2-3 месяца до переезда.

Малыш еще маленький, но уже многое понимает. Конечно, сразу разобраться во всех хитростях взрослой жизни тяжело. Объясните, что он будет «учиться» в новом детском саду, но это не наказание. Это необходимость. Расскажите о том, что его ждет:

  • новая квартира и его личная комната;
  • рядом находится интересный парк/музей/детские кружки;
  • так ближе к дому бабушки/других родственников;
  • и т.д.

Обязательно поговорите о положительных перспективах переезда. В любом случае они есть. Если даже вы уезжаете из города, от привычных удобств, предложите ему больше гулять по лесу, собирать осенью грибы вместе. Так переезд не будет казаться ему таким уж страшным событием. Особенно если к нему подготовиться заранее.

Про новый садик Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2Fadaptacija-rebenka-k-detskomu-sadu-300x199

тоже обязательно расскажите. Будет лучше, если вы несколько раз приедете к нему вместе. Если отправляетесь на разговор с директором или воспитателем, попросите разрешения взять ребенка с собой. Так он сможет в спокойной атмосфере пройтись по детскому саду, посмотреть на комнаты, игрушки.

Так адаптация начнется еще за несколько месяцев до момента поступления в новый садик. Это место уже не будет казаться каким-то страшным, далеким, незнакомым. Если увидеть садик и познакомиться заранее с воспитателем, все покажется проще. Малыш будет уверен в себе, когда настанет день идти туда уже не на экскурсию.

Как только вы скажете о том, что теперь нужно будет ходить в другой садик, появится масса вопросов. Для ребенка важно, чтобы он мог поговорить с вами честно. Расскажите ему причины (или хотя бы часть причин), почему нужно сменить садик, дом, место проживания. Скажите, что вам тоже немного страшно/волнительно по этому поводу. Вопросы могут быть разные, но старайтесь отвечать на них честно. Это ваша поддержка. Она может успокоить ребенка.

В новом детском саду может сначала не понравиться. Будьте к этому готовы. Малыш еще не забыл, как весело было с друзьями, какие у них были игры и Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2Fsadik4-300x201

развлечения. Теперь же группа может не принимать его поначалу. Ругать за это других детей бессмысленно. Ваш малыш обязательно должен проявить свои коммуникативные навыки. Родителям нужно набраться терпения. Новая адаптация начнется сразу же и может проходить так же, как и первая. Плач, нежелание идти в садик, просьбы забрать его домой, вернуть в старый сад…

Главное – относиться разумно к этой ситуации. Проблемы детей для самих детей кажутся неимоверно важными и серьезными. Родителей может раздражать такое поведение. Дайте ребенку немного времени пройти это испытание. Повторная адаптация может длиться 1-2 недели – у коммуникабельных детей все пройдет быстрее.

Примените некоторые психологические приемы, чтобы облегчить этот период:

  • Постарайтесь первые несколько дней в новом детском саду забирать малыша раньше, до дневного сна.
  • Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка на новом месте. Сначала только первая половина дня, потом и прогулка, обед, сон. Так, постепенно, привыкнуть будет проще.
  • Приходите забрать, но останьтесь на 10-15 минут поговорить с воспитателем. Понаблюдайте за малышом, за тем, как он ведет себя.

Главное, будьте терпеливы и войдите в положение малыша. Сейчас забирать его из сада по первому требованию или из-за скандала будет неправильно. Так вы лишь даете ему возможность манипулировать вами. Привыкать к этому детям нельзя.

Сейчас нужно поддерживать вашу кроху, всячески помогать ему. Слезы означают, что психика борется со стрессом посредством своих защитных механизмом. Ребенку может быть страшно, грустно, непонятно. Лучшее, что можно сделать, это поддерживать, говорить, советовать. Но не ругать.

Сейчас родители — самые важные люди. Если к ним нельзя прийти со своей проблемой, переживанием, то к кому можно? Проблемы в новом детском саду могут быть, так что будьте готовы выслушать, помочь, даже если проблема кажется незначительной. Тогда вы сможете построить доверительные отношения с вашим ребенком.

Ребенок и новый детский сад. Как снять стресс: 5 упражнений

Адаптация ребенка к детскому саду и развитие эмоционального интеллекта

Глядя в эти испуганные глаза, вопрошающие «Мама, зачем?», мы уже готовы отказаться от решения поменять садик. Только бы малыш был спокоен и весел! Но в большинстве случаев проблему все равно придется решать, а через несколько лет предстоит адаптация к школе. Как пережить смену коллектива с минимальным стрессом для ребенка и облегчить ему адаптацию в детском саду?

Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=https%3A%2F%2Fimg.7ya.ru%2Fpub%2Fimg%2F20909%2Fthinkstockphotos-177123027

Объясните ребенку причины, по которым вы приняли решение о смене садика. Чаще всего это объективные обстоятельства: переезд, смена работы, ремонт или закрытие детского сада и т.п. Говорите с ним, как со взрослым — не бойтесь, что он не поймет. Разговаривая с ребенком, давайте понять, что понимаете его страхи и тревоги. Вы бы тоже очень боялись на его месте.

Вспомните ситуации, когда вам приходилось менять место учебы или работы. Может, и вам в детстве приходилось менять садик или школу. Расскажите о своем опыте ребенку, называя вслух пережитые эмоции. Чего вы боялись? Что вызывало печаль? Почему вам все-таки было немножко интересно? Как разрешилась ситуация? Обязательно завершите рассказ позитивным выводом: вы нашли новых друзей, вас стали чаще хвалить и т.д.

Познакомьте ребенка с новым садиком заранее. Лучше даже не сообщать ему о том, что это его новый садик. Просто «сходить в гости» к другому садику. Приняв новую обстановку визуально, малышу легче в ней адаптироваться. Познакомьте малыша с воспитателями, нянечками, ребятами.

Сходите в гости к старым друзьям ребенка или позовите их к себе домой — малыш будет чувствовать себя увереннее и понимать, что привычные ему люди никуда не делись.

Адаптация к детскому саду и эмоциональный интеллект

Не ждите от ребенка, что он полностью успокоится и перестанет переживать ситуацию. Малыш может стать капризным, агрессивным, упрямым, заторможенным или наоборот, слишком возбудимым. Нервничать при смене обстановки — это нормально. Главное — не перейти ту границу, за которой естественные эмоциональные переживания превращаются в невроз.

Малыши ясельного возраста адаптируются к новым условиям намного легче, чем старшие дошкольники. Если у первых процесс занимает не более десяти дней, то у вторых — месяц. Это во многом связано с развитием привязанностей: чем старше ребенок, тем осознаннее он переживает потерю.

В то же время чем старше ребенок, тем легче научить его осознавать собственные эмоции, называть их, понимать их причины и даже управлять ими! До проведения научных изысканий в области психологии эмоций в Йельском университете считалось, что способность справляться со стрессами зависит от особенностей темперамента либо нарабатывается с приобретением жизненного опыта. Дэвид Карузо, профессор Йельского университета, со-основатель научной концепции эмоционального интеллекта, отмечает, что многие дети так никогда и не развивают в себе этот важнейший навык. И здесь не обойтись без помощи специалиста или обучающих программ.

Что же получается? Сейчас мы с грехом пополам переживем смену садика, но в скором будущем ребенку предстоит идти в школу! Опять новый коллектив, новые стены, новые взрослые, новые требования. Можно ли дать ребенку навыки, которые помогут ему не одноразово, а в течение всей жизни легко приспосабливаться к новым условиям и к смене окружения?

Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям proxy?url=https%3A%2F%2Fimg.7ya.ru%2Fpub%2Fimg%2F20909%2F136215862

Как развивать эмоциональный интеллект: 5 упражнений

Навыки эффективного общения и управления собственными эмоциями дают занятия по развитию эмоционального интеллекта и социальной компетенции детей.

Эмоциональный интеллект — это способность разбираться в эмоциях и той информации, которую они дают нам, а также использовать эту информацию для достижения результатов. Люди с развитым эмоциональным интеллектом легко заводят друзей и поддерживают с ними гармоничные отношения, ладят с начальством и добиваются поставленных целей.

Дошкольнику развитый эмоциональный интеллект помогает не испытывать стресс при смене садика, окружения и даже места жительства. Знакомясь с собственными эмоциями, понимая и принимая их, дети учатся больше внимания уделять состоянию окружающих, проявлять участие и сочувствие, сопереживать, жалеть и предлагать свою помощь. В результате ребенок легко вписывается в любой коллектив, получает радость от общения.

При смене детского садика и вообще коллектива, обстановки мы рекомендуем несколько техник по управлению эмоциями от создателей концепции эмоционального интеллекта.

Чайник выпускает пар: переход из одной эмоции в другую. Скорее всего, в первое время в новом садике ребенку будет некомфортно. Длительное переживание негативных эмоций выльется в необычное поведение дома. Не ругайте малыша, если он начнет громко кричать, топать ногами — это помогает ему пережить стресс, «выпустить пар». Поиграйте с ним в «чайник». Пусть он представит себе, что кипятится, из него выходит пар. Он должен попыхтеть, потом выдохнуть и остыть. Помимо этой игры всячески стимулируйте двигательную активность: побегайте с ребенком, поиграйте в мяч, постучите по боксерской груше.

Сказочные герои тоже знакомятся: перенос ситуации. Почитайте ребенку сказки, в которых описывается позитивный опыт принятия нового члена коллектива. Например, сцену знакомства Чебурашки и Крокодилом Геной и его друзьями. Можно предложить ребенку проиграть ситуацию с игрушками. Пусть, например, зайчик придет на новую лесную полянку и встретит там незнакомых ежика и волка. Как они будут себя вести? Что им будет интересно знать друг о друге? Что каждый из них будет испытывать, какие эмоции?

Вот как одна из посетительниц наших тренингов рассказывает о технике переноса, которую она применила со своим ребенком в ситуации смены садика:

«. За несколько дней до похода в новый садик мы потренировались различать эмоции по картинкам из книжек. Некоторые эмоции сыну были уже знакомы, некоторые мы назвали впервые. Я просила его вспомнить случаи, когда ему казалось, что он был похож на кого-то из персонажей: боялся и дрожал, как зайка, или злился, как серый волк.

После первого дня в новом саду мы снова открыли книжку с картинками. Я спросила сына, что он почувствовал, когда зашел в группу: „Ты испугался? А как ты думаешь, зайка бы тоже испугался?“. На следующий день он уже шел в садик, как на игру, потому что мы договорились вечером снова обсудить, как „зайка“ провел новый день».

«Нарисуй страх»: упражнение для управления эмоциями. Попросите ребенка нарисовать свой страх. Какой он? Синий и большой? Похож на тучку? У него есть ротик, глазки и носик? А теперь посмотри на свой рисунок. Страшно? Сравни размер рисунка с собой. Видишь, насколько он меньше, чем ты. Ты такой большой и сильный, что можешь легко справиться со своим страхом! Положи листочек с рисунком на пол перед собой и хорошенько попрыгай на нем. Молодец, ты затоптал свой страх! Давай теперь разорвем листочек со страхом на мелкие-мелкие кусочки. А потом соберем все тщательно и выкинем. Молодец! Ты справился со своим страхом!

«Глубокий вдох»: упражнение для управления эмоциями. Ребенок должен знать, что свои реакции он может контролировать простыми техниками, такими, как глубокое дыхание. Помогите ему освоить эту технику: вместе медленно вдыхайте через нос, поднимая руки, и выдыхайте, опуская их. Концентрация на дыхании позволяет быстро успокаиваться. Когда наши тело и мозг работают вместе, мы можем сконцентрироваться на определенном предмете или мысли, думать ясно.

Рисуем дневник эмоций. Предложите маленькому человеку вести свой собственный «Дневник эмоций». Пусть малыш зарисовывает каждый свой день — события, переживания, настроения. Анализируя дневник, разговаривая с малышом, обсуждая его душевные переживания — как приятные, так и неприятные, вы сблизитесь, начнете лучше понимать друг друга.

Действуйте по предложенному алгоритму. Постарайтесь понять и проговорить с малышом:

  • Какую эмоцию испытывает ребенок?
  • Что вызвало эту эмоцию?
  • Если эмоция приятная и полезная, какими способами можно ее поддержать?
  • Если эмоция неприятная и нежелательная, как можно устранить причину возникновения этой эмоции или перевести ребенка из этой эмоции в другую?

Тема развития эмоционального интеллекта не просто модная — это реально работающий инструмент, настраивать который нужно начинать как можно раньше. Дети этому учатся на уровне игры. Но именно осознанная работа с эмоциями позволит детям обрести важные в жизни навыки, без которых даже самый развитый интеллект не стоит ни гроша. Это умение управлять эмоциями и эффективно общаться.

Изображение - Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.1 проголосовавших: 7
Читайте так же:  Глисты у детей симптомы, лечение, профилактика

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here