Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам

Сегодня предлагаем статью на тему: "Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Манера — это внешняя форма поведения, которая состоит из совокупности свойств речи, мимики и жестов. Приучать ребенка к хорошим манерам и вежливости нужно начинать с первого года жизни.

Но необходимо уяснить для начала одну простую вещь — дети будут делать не так, как вы говорите, а как делаете вы сами. Можно сто раз сказать ребенку о том, что выходя из-за стола, надо говорить «спасибо». Но если вы сами никогда этого не говорите, то и малыш не будет. А если и скажет, то это будет «из под палки», а значит полного понимания сказанного у него не будет.

Родители не только могут, но и обязаны учить ребенка всем социальным навыкам, начиная с самого раннего возраста.

Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам proxy?url=http%3A%2F%2Fhvatalkin.ru%2Ffiles%2Fdeti%2Fnauchit-horoshim-maneram%2Fpixabay-boy-1397793_1920-l

В первую очередь родители должны решить какую модель поведения демонстрировать малышу. И ни в коем случае нельзя каким-то образом навязывать ребенку определенные формы хорошего поведения. Это довольно непростая и длительная работа мамы, папы и прочих родственников, участвующих в воспитании.

Важно начинать учить манерам, учитывая возраст малыша и степень развития. Ведь есть детки, которые в 1 год вовсю разговаривают, а есть те, кто и в 2 года пока предпочитает молчать.

Перед родителями могут регулярно вставать такие проблемы в поведении малыша, как через край бьющая активность, капризность, истерики, а порою и приступы гнева. Бывает действительно очень трудно удержать дергающегося ребенка на стуле во время обеда, играющего с едой и столовыми приборами, или устраивающему голодную забастовку.

Обучив ребенка хорошим манерам за столом в возрасте 2-4 лет, считай, что родители уже на пол пути к окончательной цели. С чего же начать?

Изображение - Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам proxy?url=http%3A%2F%2Fhvatalkin.ru%2Ffiles%2Fdeti%2Fnauchit-horoshim-maneram%2Fpixabay-child-1207329_1920

  • Приучите ребенка есть только за столом.
  • Объясните как правильно сидеть за столом — выровнять спину, не болтать ногами под столом, не играть едой и столовыми предметами, не напихивать полный рот еды и не разговаривать во время приема пищи.
  • Приучите ребенка спрашивать разрешения встать из-за стола. Если ребенок встает и убегает — посадите еще раз и сажайте до тех пор, пока не начнет спрашивать разрешение. Регулярно повторяем. Со временем ребенок научится этому.
  • В первое время можно сажать за стол любимые игрушки малыша и обучать их всех хорошим манерам. Через игру ребенок быстрее усвоит то, что от него требуется.
  • Ни в коем случае нельзя повышать голос на ребенка, даже если он не выполняет ваши поручения. Всегда нужно только лишь в доброй форме давать необходимые знания.

Когда ребенок научится ровно сидеть за столом, не играть с едой, аккуратно питаться, не разговаривать во время еды, не болтать ногами и спрашивать разрешения выйти из-за стола, сказав при этом «спасибо», можно приступать к обучению правильно использовать столовые приборы:

  • Объясните что такое большая ложка и что с ее помощью можно есть.
  • Теперь объясните, что такое вилка и покажите какую пищу нужно есть вилкой.
  • Наглядно продемонстрируйте ребенку почему вилкой нельзя кушать, например, суп, а ложкой невозможно есть спагетти.
  • Научите ребенка после еды убирать за собой тарелку. Если малыш хочет и помыть ее сам — не лишайте его этой возможности.
  • После 5-6 лет можно объяснить ребенку как пользоваться ножом: в какой руке он должен быть, а в какой руке вилка, как аккуратно резать мясо, чтобы не испачкать никого рядом сидящих. Научите правильно сервировать стол. И не важно мальчика вы обучаете или девочку. Эти азы должен знать каждый ребенок.

Всегда наблюдайте за поведением ребенка в общественных местах — цирке, театре, детском саду и в гостях. Если наблюдается капризное настроение, непослушание, гнев от каких-то родительских запретов, пора браться за коррекцию поведения и научить хорошим манерам в обществе:

  • Обговорите с супругом какое именно наказание вы установите ребенку за плохое поведение.
  • Обозначьте для ребенка что его ждет в случае непослушания.
  • Скажите ребенку, что как только в общественном месте он начинает себя вести не так, как полагается вести себя в обществе, вы в ту же минуту соберетесь и поедете домой. Представляете, приехали вы в кинотеатр на долгожданную премьеру мультика, ребенок начинает себя вести ужасно — кричать на весь зал, топать ногами или громко разговаривать. Вы должны встать и поехать домой. Все поучения проводить дома. Если малыш будет плакать, напомните ему о вашем договоре. Как показывает практика, в среднем такое поведение может повториться 2-3 раза, затем ребенок начинает вести себя все лучше и лучше (Кто же хочет уходить из гостей, с игровой площадки или кинотеатра, едва успев прийти).
  • Самое главное — родители должны себя вести в обществе безупречно, чтобы ребенок это видел. Тогда и специально учить не придется, ведь дети полностью копируют слова и поведение родителей. Мама с папой даже дома между собой должны разговаривать уважительно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
Видео (кликните для воспроизведения).
  • Вежливому отношению к людям малыша можно начинать учить, начиная с года. Для совсем маленьких крох это три основные слова: «спасибо», «пожалуйста» и «извините».
  • Научите ребенка не брать без спроса чужую вещь, а всегда спрашивать: «Можно взять?».
  • Научите ребенка делиться с другими. Этого не так легко достичь, ведь большинство малышей не спешат делиться своим «добром», а зачастую могут прихватить и еще чье-то. Главное всегда в ласковой форме говорить об этом малышу. Если хотите, можете подкрепить наставления какой-нибудь мотивацией. Например: ты с Сашей поделишься мячиками, а он в следующий раз тоже с тобой чем-нибудь поделится.
  • Учите ребенка вежливо выражать свои просьбы в адрес посторонних людей: «Извините, можно пройти?», «извините, вы не подскажите. », «извините, вас не затруднит мне помочь» и так далее.
  • Учите ребенка вежливо выражать просьбы в адрес родных и близких: «мама, дай, пожалуйста. », «Папа, помоги, пожалуйста построить башню», «спасибо, бабуля, все было очень вкусно» и так далее.
  • Будучи совсем взрослым малышом в возрасте 6 лет ребенок должен уметь говорить слова приветствия и прощания. Самых близких своих друзей может уже приветствовать рукопожатием.
  • Научите ребенка вести себя вежливо в гостях, особенно когда его одного приглашают к себе друзья на какое-либо мероприятие: здороваться с родителями, правильно спросить желаемую игрушку, не ругаться, выясняя отношения, поблагодарить за угощения, попрощаться.
  • Важно научить ребенка проявлять уважение ко всем взрослым. Порою этого достичь бывает очень сложно. В некоторых семьях родители на этом не акцентируют внимание, поэтому их дети могут обращаться к взрослым на «ты» и в остальном общаться с ними как с друзьями. А это, естественно, не правильно.
Читайте так же:  Активный отдых вместе веселей!

Чтобы научить ребенка вежливости и хорошим манерам необходимо огромное терпение родителей и время. Помните, что воспитывая в своем ребенке самые лучшие качества, из него вырастит образованный и культурный человек.

Изображение - Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам proxy?url=http%3A%2F%2Fwellness.co.ua%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2FKak_nauchit_vezhlivosti-300x225«Пожалуйста. Спасибо. Не за что.» — вот слова, которые некоторые родители, без сомнения, хотели бы слышать намного чаще. Хотя хорошие манеры сейчас, вероятно, не так важны, как раньше, родители могут — и должны — начинать учить своих детей этим социальным навыкам с самого раннего возраста.

Как первый учитель своих детей, вы должны подумать о том, каким должно быть их поведение. Вам не надо навязывать им все формы хорошего поведения сразу! Конечно, важно также, чтобы вы подавали пример хороших манер; если один из родителей этого не делает, дети тоже не будут. Важно также понять, каким именно манерам нужно учить детей, учитывая их возраст. Таким образом, вполне разумно ожидать, что подросток будет вести себя намного учтивее малыша.

Приступы гнева, отходчивость, капризность в еде и бьющая через край энергия — вот всего некоторые из трудностей, встающих перед родителями малышей каждый божий день! Хотя вам бывает трудно просто удержать своего отпрыска на стуле во время обеда, вы можете уже в этом возрасте постепенно, шаг за шагом, начинать обучать его основным манерам.

Обучение поведению за столом уже полдела в обучении детей манерам в этом возрасте. Родителям обед вместе с малышами может причинять крайнее неудобство, потому что никто не может расслабиться и спокойно поесть, когда при нем так ерзают и болтают ногами. Начните с короткого объяснения правил поведения за столом. Например, скажите детям, что из-за стола нельзя вставать. Если ребенок все же встает, усадите его обратно на стул и повторите правило. Если непослушание продолжается — обед заканчивается. Ваш ребенок может плакать в качестве протеста, но вы просто повторите правило и попробуйте применить его снова на следующий день.

К трем годам дети должны уметь дольше сидеть за столом. Когда ваш трехлетний ребенок заканчивает есть, он должен попросить разрешения встать из-за стола, убрать тарелку и задвинуть стул. Это простые, но необходимые правила поведения за столом. Если ребенку надо встать из-за стола во время обеда, чтобы пойти в ванную или взять салфетку, сначала он должен попросить разрешения.

Малышам часто бывает сложно проявлять вежливость по отношению к другим, потому что по природе своей они эгоцентричны. От вас зависит, научите ли вы их не драться, не кричать и делиться с окружающими. С трехлетнего возраста учите детей спрашивать разрешения использовать какую-то вещь словом: «Можно?» Для детей в возрасте около трех лет и старше естественно просто вопить, что они хотят что-то — и немедленно! Одной из реакций может быть ответ, что вы не можете им помочь. Сбитый с толку ребенок может спросить, почему нет, и вы спокойно объясните ему, что не можете ничего сделать для кого бы то ни было, кто выражает свое требование таким образом. Тренируйте ребенка выражать свои просьбы вежливо. Когда такое повторится снова, просто, ответьте ребенку, что вы не сможете ему помочь, пока он не выразит свою просьбу по-другому.

С трехлетнего возраста ваш ребенок должен использовать простые формулы вежливости, такие как «спасибо», «нет, спасибо» и «да, пожалуйста». Если он не использует такие фразы, вежливо напоминайте ему о соответствующих способах выражения просьбы. Постепенно вежливость станет второй натурой. Родители друзей и учителя будут вам благодарны!

Обучение детей тому, как вести себя на публике, тоже очень важно. Понаблюдайте за поведением своего ребенка: если оно будет беспокоить вас, когда вы вдвоем пойдете на концерт, в кино или ресторан, скорее всего, оно будет беспокоить и всех окружающих.

Как только вы заметите, что ребенок ведет себя плохо — встает из-за стола без спроса, громко визжит, бегает, капризничает, — немедленно начинайте отучать его от этих привычек. Черпайте уверенность в том, что вы можете обозначить, какого поведения ждете от ребенка, до того, как придете в гости или в ресторан. Расскажите ребенку, какое поведение будет неприемлемым и какие у него будут последствия. Оговорите заранее с супругом наказание и следуйте ему, даже если для этого потребуется немедленно уйти домой. В таких ситуациях может оказаться сложным строго придерживаться своих правил. Однако, если ваш ребенок не увидит никаких последствий своего плохого поведения, он не сумеет научиться достойно вести себя на людях.

Читайте так же:  Как развить внимательность у ребёнка дошкольника

Часто может казаться, что ничто так не привлекает ребенка, как мама или папа, которые только что сняли телефонную трубку. По каким-то причинам детей непреодолимо тянет к разговаривающим родителям — они стремятся помешать им любой ценой; задают им насущные вопросы, отпускают замечания, жестикулируют или громко плачут. Детей надо учить, что мешать взрослым нельзя. Например, можно сказать детям, что вам надо десять минут личного времени, пока вы говорите по телефону, и что вам нельзя мешать, разве что в экстренном случае. И еще: говорите по телефону в уединенном месте.

Если ребенку надо что-то вам сообщить, научите его подавать знаки руками. Для этого пусть дети во время разговора прикоснутся к вашим ладоням, когда вы говорите. Сожмите их руки, чтобы показать, что вы все поняли, затем извинитесь перед собеседником, поблагодарите детей за то, что они не перебивали вас, и спросите, что им надо. Обучая детей этому методу, объясните им, что он должен использоваться исключительно когда вы говорите по телефону. Если вы говорите с кем-то лично, дети должны учиться молча ждать.

Решите со своим супругом, в каком возрасте ваши дети могут начать отвечать на телефонные звонки. Как только они достигнут этого возраста, потренируйтесь с ними, как они должны говорить по телефону. Также объясните, что именно они должны говорить, если вы, скажем, принимаете душ или почему-либо недоступны. Время от времени напоминайте детям о правилах вежливости при разговорах по телефону, если замечаете, что дети начинают о них забывать.

Когда дети достигнут школьного возраста, вам по-прежнему придется напоминать им о хороших манерах дома, в гостях и за столом. Также вы можете начать обучать их новым правилам, о которых мы расскажем ниже.

Начиная с детского сада обучайте детей приветствовать других. Тренируйтесь дома в семье. Стандартное приветствие включает в себя:

  1. рукопожатие;
  2. умение смотреть взрослым в глаза, говоря «здравствуйте»;
  3. ответы взрослым, когда они вас спрашивают.

Выполнить последний пункт детям бывает трудно, особенно если они застенчивы. Однако робость не оправдание для грубости. Все взрослые, даже робкие, должны вежливо общаться между собой. Для детей все должно быть точно так же. Объясните робкому ребенку, что ему надо отвечать взрослому, когда тот с ним заговаривает, пусть даже кратко. Отсутствие ответа — это грубость, и дети всех возрастов должны это усвоить.

Прежде чем отправить ребенка в гости к другу, убедитесь, что он помнит, как себя вести в чужом доме. Например, можете напомнить детям, что надо убрать игрушки после игры, ладить с братьями и сестрами друга и не забыть поблагодарить его родителей за приглашение.

Благодарственные записки — еще одна важная составляющая хороших манер. Все дети, начиная с детского сада, должны писать благодарственные записки за полученные подарки. Конечно, вам придется помогать им и напоминать об этой обязанности на протяжении еще многих лет! Возможно, вам кажется, что проще вовсе не вводить это правило, чем спорить из-за него с детьми, но, поверьте, стоит постараться, чтобы дети не уклонялись от этого домашнего правила. Обучение детей выражать свою благодарность с раннего возраста закладывает основы вежливости на будущее.

Обучение детей уважать взрослых — еще один краеугольный камень хороших манер. Не забывайте, что в разных семьях бытуют разные представления о том, как ребенок должен обращаться к взрослому. В одних семьях обращение к взрослому по имени покажется неслыханной грубостью, а другие родители совершенно спокойно позволяют своим детям обращаться к их друзьям так же, как они сами. Это решение, которое вы должны принять, исходя из ваших убеждений. То, как именно дети обращаются к взрослым, не так важно, чем обучение их делать это в уважительном тоне, вежливо и глядя в глаза.

Хотя проще постоянно одергивать детей за то, что они делают неправильно, возможно, важнее хвалить их за старание быть вежливыми. Помнить об этом непросто, особенно если ваши дети постоянно забывают о вежливости! Но дети любят похвалу и отзываются на нее. Когда вы говорите о том, как гордитесь своими детьми за то, что они не забыли посмотреть взрослому в глаза и сказать «спасибо», вы побуждаете их и в будущем проявлять хорошие манеры. Одергивания с вашей стороны станут постепенно менее необходимы и вскоре вообще не понадобятся!

Изображение - Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.azbyka.ru%2Fdeti%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-print%2Fimages%2Fprint

Изображение - Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.azbyka.ru%2Fdeti%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»

(из сочинений японских воинов)

Обязательным условием нормальной жизни в обществе — поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.

К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.

Изображение - Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.azbyka.ru%2Fdeti%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственно:

  1. умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
  2. способность находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях;
  3. искусство слушать противоположную точку зрения.

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон, что такое этикет. С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Читайте так же:  О чем расскажет язык ребенка

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.

Изображение - Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.azbyka.ru%2Fdeti%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.

В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.

Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей — не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым — по имени и отчеству. Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим — сдержанность.

Практические занятия вежливости для детей начинаются в семье. Лучшие образцы для подражания — домочадцы, и в первую очередь — родители. То, что прививается примерным поведением (заслуживающим подражания), не привить насильственно.

Наблюдая за поведением малыша, нужно примечать его ошибки во взаимоотношениях, а позже в спокойной обстановке обсудить ситуацию и объяснить, почему он неправ. Желательно привести пример того, как это нужно было сделать.

В бытовых ситуациях ребёнку нужны слова: «спасибо» — «пожалуйста», «доброе утро» — «спокойной ночи» и т. п., и следить, чтобы он отвечал и подражал вам.

Игра — это самое доступное для понимания ребёнка средство постижения устройства мира, это самая благоприятная обстановка для обучения его необходимым навыкам.

Незаметно и ненавязчиво созданная в игре ситуация научит ребёнка лучше, чем тысяча слов. Например, взяв плюшевую игрушку в руки, поздоровайтесь с ребёнком. Так вы научите его приветствию. Попросите его о чём-то с применением слова «пожалуйста» и т. д.

Очень важно поощрять ребёнка похвалой, особенно тогда, когда он только начинает постигать азы вежливости. Отмечайте, когда он сделал всё правильно, так он будет более ориентированным, то есть хорошо усвоит, какое поведение является правильным.

Прежде чем сделать замечание, выясните, по какой причине он поступил невежливо. Возможно, этому есть объяснение. В разговоре может выясниться, что ребёнок стеснялся или был расстроен. Важно найти общий язык со своим ребёнком, чтобы навести к нему мосты доверия.

Хорошее средство обучения вежливости — совместный просмотр мультфильмов и художественных фильмов, обращая внимание на промахи героев или их проявления благопристойного поведения. Выскажите своё мнение и послушайте оценку персонажа со стороны своего ребёнка. Обсудите с ним «острые» моменты сюжета.

Случается, что ребёнок выходит из-под контроля: оговаривается, отмалчивается, не реагирует на замечания, не стесняется употреблять ненормативную лексику. Он никого не слушает и меняет обычную манеру поведения в семье.

Изображение - Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.azbyka.ru%2Fdeti%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.

Опытные педагоги считают, что такое поведение — результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ — конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.

Единственный выход из создавшегося положения — проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым — это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».

Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.

Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь его биографией. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.

Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка даёт посторонний человек. В этом случае оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:

  • родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
  • сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.

Только наедине с ребёнком вы можете отчитать его за недостойное поведение и сделать «работу над ошибками», то есть тщательно разобраться в том, что произошло, и определить возможные варианты правильного поведения.

Читайте так же:  Чехия поможет украине переоборудовать столичный центр крови

Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.

Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.

Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал себя в подобной ситуации.

Галия Каримова
Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам

«Ничто не ценится так дорого и

обходится так дешево

как вежливость»

Вопросами детского этикета задаются все, кто так или иначе имеет отношение к воспитанию ребенка. Ведь именно в детском возрасте закладываются основы будущего, а вежливость и хорошие манеры способны открыть многие пути. И действительно, в качестве одного из важнейших принципов современной жизни выступает необходимость поддержания между людьми нормальных отношений, стремление избегать конфликтов, а уважение с вниманием можно заслужить только с соблюдением сдержанности и вежливости.

Из опыта своей работы в детском саду я знаю, что самой первой заповедью для такого обучения выступает «будь вежливым сам Я не видела семей, где дети были бы более вежливы, чем родители. Детям нужно как можно раньше начинать разъяснять, что такое хорошо и что такое плохо при общении с окружающими.

Словарь определяет вежливость как нравственную и поведенческую категорию, черту характера. Обычно под вежливостью понимается умение тактично и уважительно общаться с людьми, готовность к нахождению компромисса, умение выслушивать противоположные точки зрения. Хорошие манеры воспитываются с детства, среди них особенно ценят скромность, сдержанность, тактичность, внимательность и т. д. Манеры относят к культуре поведения людей, их регулирует этикет.

При обучении ребенка вежливости и хорошим манерам крайне важно дать ребенку понять, что нормы поведения являются не только формальностью, они радуют родителей и воспитателей. При работе в группе я стараюсь обратить внимание на каждое проявление хороших манер со стороны детей, отметить его одобрительной улыбкой, похвалой. Вежливость, хорошие манеры нужно воспитывать в процессе повседневной жизни ребенка, при проведении режимных моментов. Например, очень важно обращать внимание на поведение за столом, игровое поведение, общение детей на детской площадке.

Для воспитания я проигрываю ситуацию с детьми на игрушках, причем делаю это не только в специально организованных играх, но и отслеживаю в любых игровых ситуациях. Дети с удовольствием включаются в объяснения правил вежливости для любимых игрушек. Такие кукольные спектакли, как «Магазин», «Гости», «Путешествие» можно считать великолепной игрой для отработки хороших манер.

Игра «Детская площадка» позволяет малышам узнать новые способы реагирования на «отнимание игрушки», где драться вовсе не обязательно, ведь вежливым будет предложение другой игрушки в обмен, использование «волшебных слов», обращение к маме за помощью.

Часто использую с детьми игры «Во взрослых», когда ребенок ведет себя как взрослый, общаясь с невоспитанным малышом – игрушкой или самим воспитателем. Дети отлично понимают, как такое поведение некрасиво и неприятно, ведь ситуация, доведенная до абсурда, оказывается для детей смешной и недопустимой. Хорошим методом является «Чтение с комментариями», когда в процессе чтения книг предугадываются, объясняются и обсуждаются поступки героев.

Обязательно провожу работу с родителями – организую специальные родительские собрания, а также работаю индивидуально. Целью родительских собраний является повышение педагогической компетентности родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников, анализ собственного поведения в отношении к ребенку, обучение совместным играм по воспитанию вежливости с детьми. Индивидуальный подход позволяет разобрать с родителями те или иные конкретные ситуации, помочь им обучить детей хорошим манерам. Родители не должны забывать, что воспитание хороших манер необходимо начинать с создания семейной атмосферы – терпимой, сочувственной, доброй, ласковой.

Нужно помнить о том, что хороший вкус также относится к хорошим манерам. Важно, чтобы дети были окружены хорошей музыкой, добрыми книгами, мультфильмами, передачами. В этом случае воспитывается тонкость, скромность, культура поведения, умение сочувствовать и думать.

И действительно, этикет можно назвать своеобразной психологической гигиеной, когда соблюдение простейших правил приводит к здоровому поведению детей, к возможности осуществлять разумные и добрые взаимодействия при общении с другими детьми. Вежливость и хорошие манеры – возможность воспитать детей счастливыми людьми, уверенными в себе, способными к успешному разрешению жизненных проблем, приятными в общении, богатыми деловыми и дружескими связями.

1. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Весёлый этикет. – Екатеринбург: «Литур», 2014.

2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [3-7 лет]: метод. пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 76 с.

3. Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости: [для детей]. – М.: Педагогика, 2014.

4. Дорофеев Ю. Г. Уроки этики, или поучительные истории о поступках хороших и поступках плохих. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

5. Духовно-нравственное воспитание дошкольников (по материалам период. печати): виртуальная выставка [Электронный ресурс] // Моск. городской пед. ун-т: [сайт]. – М., 2015.

6. Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях: VI Междунар. науч. -практ. конф., 10 апр. 2013 г.: [материалы]: сб. науч. ст. / Междунар. акад. наук пед. образования, Ин-т развития образоват. технологий, Ин-т инновац. деятельности в образовании Рос. акад. образования ; под общ. ред. Г. П. Новиковой. – М. ; Пушкино: Канцлер, 2013.

7. Лескина И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / И. Лескина, Н. Станкевич, Л. Соколова // Дошк. восп. – 2014. – № 2. – С. 79–86.

8. Сибли Л. Как научить ребенка искусству общения. М.: Триада, 2010

Читайте так же:  Страхи беременной женщины

Как научить ребенка расслабляться? КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССЛАБЛЯТЬСЯ? Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с.

Как научить ребенка быть здоровым Ведущая педагогическая идея : мотивировать детей и родителей к тому, чтобы они с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое.

Как научить ребенка делиться? Советы родителям: – дети младше трех лет еще не умеют делиться, и конфликты во время игры неизбежны. Взрослые должны быть рядом, чтобы помочь.

Как научить ребенка слышать звуки Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать,.

Как научить считать ребенка до 20 и десятками Основной прием счета в пределах 20. Прежде, чем приступить к объяснению алгоритма, необходимо подготовить почву – заострить внимание ребенка.

Консультация для родителей «Как научить ребенка пользоваться ножницами» Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук и, следовательно, положительно влияет на развитие речи малыша. С какого.

Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться самостоятельно» Цель: довести до сведения родителей, те факты, что ребенок сначала запоминает навыки раздевания, чем одевания. Умение ребенка самостоятельно.

Круглый стол для родителей «Как научить ребенка учиться» 1. Упражнение «Ваню в школу провожать, надо нам поколдовать» Дети растут очень быстро. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим,.

Рекомендации родителям дошкольников «Как научить ребенка учиться» КАК научить ребенка учиться: Любовь к учебе, желание и умение учиться – взаимодополняющие друг друга понятия. Это три составляющих успешной.

Родительское собрание «Как научить ребенка правильно читать?» Многие мамы подходят к нам воспитателям и задают вопросы: как научить ребенка читать? Во сколько лет надо это делать? А главное,как сделать.

Вежливый и воспитанный ребёнок – результат кропотливой работы родителей не только над ребёнком, но и над собой. Все сознательно подходящие к рождению детей родители думают лишь о финансовом обеспечении своего малыша. Конечно, ребёнку необходимы хорошее питание, комфортные условия для жизни, качественная одежда и игрушки. Но существует масса примеров того, что при полном финансовом благополучии семьи дети вырастают невоспитанными, агрессивными.

Изображение - Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.psyhodic.ru%2Fimage%2F5282

Так что наряду с финансовым обеспечением должно идти воспитание. Когда в семье появляются дети, мама и папа должны вместе решить, от каких вредных привычек они должны отказаться, что им нужно изменить в своём поведении. Ни для кого не секрет, что дети стремятся быть похожими на своих маму и папу, это идёт на уровне подсознания. Каким будет этот пример – зависит от самих родителей.

В повседневной жизни в семейном кругу должны звучать слова вежливости: «Подай мне, пожалуйста, соль», «Если тебе нетрудно, сделай мне чай», «Извини, я нечаянно» и т. д. Такие фразы должны быть привычными при любой ситуации и звучать ненавязчиво. Так должно быть заведено в семье, и ребёнку нужно слышать эти фразы с самого рождения. Родителям необходимо самим здороваться с соседями и родственниками и приучать делать это сына или дочь с малых лет.

Научить ребёнка вести себя за столом – ещё одна из важных обязанностей родителей. К пяти годам ребёнок должен уметь пользоваться столовыми приборами, аккуратно и самостоятельно принимать пищу, знать, как нужно правильно сидеть и вести себя во время обеда. И не нужно умиляться оттого, что ваш ребёнок набивает полный рот: «Какой хороший аппетит – значит, здоровенький!». Даже при хорошем аппетите необходимо употреблять пищу маленькими кусочками.

Очень важно научить детей чувствовать дистанцию: взрослый – ребёнок. Нельзя позволять, чтоб сын или дочь «тыкали» старшим, навязывались им с играми и пустыми разговорами. Нужно не бояться делать ребёнку маленькие замечания, но они не должны перерастать в длительное чтение морали или скандал с истерикой ребёнка при посторонних людях. Тогда с отрицательной стороны показывает себя уже не ребёнок, а родитель.

Анализировать некорректное поведение детей нужно дома, без посторонних свидетелей. Научите ребёнка уступать место в транспорте пожилым людям. Дети должны радоваться, что они сделали доброе дело. Ребёнок не должен кричать, перебивать взрослых. С ранних лет сына или дочь нужно приучить, что когда говорят взрослые – ребёнок молчит.

В общении со сверстниками не нужно позволять своему сыну или дочери вести себя нагло, агрессивно. Это вовсе не означает, что он умеет постоять за себя. Такое поведение говорит о невоспитанности ребёнка и отсутствии родительского контроля. Дети должны чётко знать: понравились чужая кукла или машинка – вежливо попроси поиграть, не дали – это право хозяина игрушки, злиться и рыдать не нужно.

Вся жизнь дошкольника должна проходить под присмотром взрослых для того, чтобы была возможность скорректировать его поведение в обществе. Тогда родителям не придётся краснеть за своего ребёнка. Можно будет без излишних переживаний отпускать его в гости к сверстникам, на школьные занятия, на прогулку во двор. Родители будут уверены в том, что даже без их присмотра ребёнок будет вежливым и воспитанным.

Изображение - Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here