Как привить юному созданию любовь к поэзии

Сегодня предлагаем статью на тему: "Как привить юному созданию любовь к поэзии". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Изображение - Как привить юному созданию любовь к поэзии proxy?url=http%3A%2F%2F345-games.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Ftoyzine_fleximag%2Fimages%2Fsidebar_g

  • Подписка на обновления развивающих игр и статей о детях.

Когда в самом раннем детстве, родители начинают читать своему малышу маленькие стишки и поэмы, они делают для него одно из самых важных вещей в жизни, которые обязательно пригодятся. Они показывают всю красоту мира поэзии, прививают чувство любви к национальному языку и традициям. Но иногда, не смотря на старания родителей, им не удается задуманное – малыш не любит поэзию. Главное – не паниковать. Нужно понимать, что дети, рожденные в двадцать первом веке, не очень привязаны к стихам и книгам, они мало читают и рассуждают, зато почти все дети, родившиеся в этом периоде, очень хорошо ладят с техникой и компьютером. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок все-таки разбирался в стихах и любил их читать, то придется прибегнуть к некоторым хитростям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ни для кого не секрет, что дети в раннем детстве очень любят сочинять всякие истории и небылицы. Можно периодически играть с малышом в игры, типа «Подскажи маме правильное словечко!». Возьмите книжку и начните читать самый простой детский стишок с элементарной рифмой. Прочитав первые несколько рифмованных строчек, остановитесь перед последним словом второй, или третьей строчки и спросите, какое слово нужно добавить, чтобы стишок получился. Скорее всего, когда вы поставите такой вопрос, на который обязательно будете ждать ответ, малыш отреагирует положительно и начнет подбирать варианты. Когда ребенок начнет хорошо подбирать слова к самым простым стихам, используйте более сложные, главное, чтобы этот процесс проходил постепенно и не навязчиво. Игра не должна надоесть – все должно проходить естественно.

Методическая разработка на тему:
Как привить любовь к чтению у учащихся начальной школы.

Изображение - Как привить юному созданию любовь к поэзии proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpictures%2F2015%2F03%2F22%2Fpicture-538459-1427043653

Материал для методического объединения учителей начальных классов.

Как привить любовь к чтению у учащихся начальной школы.

Невозможно переоценить ту огромную роль, которая играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период наиболее интенсивного становления личности – в детские годы.

Читать книги — это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще десяток лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и журналы — это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета. Поэтому потребность к чтению книг ослабела.

К тому же нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах с детьми могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать — это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать — это правильно, нужно».

Такого рода фразы от родителей вызывают у ребенка прежде всего напряжение. Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в нагрузку.

Именно поэтому мы сталкиваемся с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

«Как заставить читать?» — такой формулировки вовсе не должно быть. В этом словоупотреблении сразу слышен негативный подтекст: чтение — это ужасно, плохо, трудно и поэтому нужно заставлять.

На самом деле, чтение — это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

Задача учителя заключается в том, чтобы воспитать у учащихся интерес к литературе и литературному чтению.

Необходимо уделять внимание воспитанию у наших детей правильной образной речи, обогащать их словарь, учить понимать и чувствовать красоту языка подлинно художественных литературных произведений.

Распространенной формой работы учителя активно используется игра-инсценирование. Дети очень любят игры «Театр» и «Радиотеатр» в рамках урока литературного чтения. Данная работа не только формирует навыки чтения и любовь к книге, но и артистические способности.

Хорошо, если в классе организуются минуты поэзии , которые посвящаются творчеству поэтов, любимым стихотворениям, определенной дате или временам года. Работая над лирическими произведениями, дети развиваются как читатели. Они тянутся к хорошим стихам, много заучивают наизусть, выразительно читают. Тем самым у детей развиваются выразительные навыки, артистические способности.
Внеклассные мероприятия, литературные праздники занимают особое место в творческом воспитании и развитии детей.
Подбор художественных произведений для чтения надо осуществлять таким образом, чтобы на их основе можно удовлетворять эстетические потребности детей и развивать нравственную культуру.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все это позволяет ненавязчиво вводить детей в разнообразный мир книг, будить интерес к книгам, создавать условия для осознания детьми своих личных возможностей при осуществлении читательской деятельности.
Для формирования у детей положительной мотивации обращения к книгам соблюдать и некоторые педагогические условия:
– поощрять ребенка за любой видимый успех;
– создавать ситуации для проявления детьми успехов в читательской деятельности, когда ребенок прилагает усилия;
– вести разъяснительную работу с родителями , которым даю рекомендации, как они могут формировать интерес к чтению у детей.

* В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте для чтения лучше использовать книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Толщина книг не так важна. Важно заинтересовать ребенка содержанием книги. Для этого можно охарактеризовать героев, фигурирующих в книге. Можно раскрыть книгу в середине и увлечь ребенка картинкой, а потом предложить вернуться к началу книги и узнать, в чем дело, почему герой находится в море (или в лодке, или на горе и пр.).

* Начинать чтение необходимо тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не поможет его преодолеть. Надо готовить малыша к чтению. Здесь важна психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл, прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то интересное рассказать. «Подвести» к чтению, заинтересовать этим действием.

Читайте так же:  Детские угги - ноги всегда в тепле!

* Можно использовать книги маленького формата, которые легко и быстро можно прочитать. Они также должны быть красочными и по содержанию несложными. Дети-первоклассники больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден для усвоения. Конечно, лучше начинать с простых сказок — народных. Потом можно переходить и к другим жанрам.

* Интересен такой прием, когда книгу читают по очереди — ребенок и родитель. По одной страничке или по одному отрывку. Или еще один совет. Можно начать интересную книгу взрослому, потом остановиться на самом интересном месте и предложить ребенку прочитать дальше.

* Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело для всей семьи.

* Еще один прием. Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, напомнить.

* Конечно, после прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и для усвоения содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств ребёнка.

Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно будет читать.

Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга — обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции — очень велика.

Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.

Заставить ребенка насильно читать нельзя. Ребенок имеет право не читать, имеет право и читать. Самому ребенку с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить сложно. Он не знает его последствий. Помочь ему в этом – задача педагогов, родителей, писателей, издателей, библиотекарей, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.

а вот какого . это самое. мне вбивали в голову алгебру?
До сих пор не понимаю смысла манипуляций с цифрами, а ведь первые селины появились именно от неё
в восьмом классе!

И как это у меня в аттестате по черчению тройка?
Я потом десять лет сам черчение преподавал учителем первой категории.

Это я вчера на свой аттестат наткнулся, разбирая семейный архив. потом много думал.

не пугай, нам и одного того опойки хватит на века вечные для позора вселенского.

Что до обучения,
то есть у меня давняя и крамольная мысль-в классе пятом
чётко можно различать гуманитария и технаря,
вот и надо детей учить соответственно-кому-то алгебру обзорно, кому-то углублённо,
как и прочее.
Не гоже идти против природы!

есть такой жуткий предмет “Начертательная геометрия”,
так вот этот кошмар мне довелось сдавать экстерном, весь курс.

Первое впечатление-проще удавиться, чем разобраться в этих эпюрах,
а потом понял-начерталка-способ научить деревянного человека объёмному видению,
что мне с художественной подготовкой и так по силам,
сдал легко и с шутками.

Один из парадоксов образования.

самое забавное, что мальчишка, давая характеристику мучительнице, по сути совершенно прав.
методика “училкой” нарушена: она должна была сделать так, чтобы основная работа по изучению стихотворения была сделана на уроке. объяснить непонятное слово, пропеть-проговорить стихотворение неоднократно.
вот так и будет мальчишка, как и десятки тысяч его товарищей по несчастью, мучиться еще 8-10 лет.
и родителей жаль. им тоже несладко приходится.
я стихи учить терпеть не могла. поэтому ребенка понимаю.

насчет “прививки”: мне бабушка в детстве пела колыбельную лермонтова “спи младенец мой прекрасный”. и стихов знала великое множество. воспитывала цитатами из поговорок, пословиц, стихов. в детстве это раздражало, а потом поняла всю силу народной мудрости. и учеников воспитывала пословицами и поговорками. дети у меня были умные, юмор понимали. а, главное, что им нравилось, что коротко и не нудно.
и еще: мне кажется, что нужно смириться с тем, что далеко не всем детям нравится творчество авторов прошлых веков. если честно, мы тоже не восхищались классиками и перспективой зубрить стихи. или нет?
у детей совершенно другое видение мира. и это нормально.
ненормально, что нет или почти нет сильных современных детских поэтов. имхо.

Для того чтобы ребенок вырос образованным человеком, надо сделать так, чтобы он уже с ранних лет полюбил поэзию. Когда человек открывает книгу со стихами, на душе становится легче, все проблемы уходят на второй план и вспоминается детство. Сколько бы лет нам ни было, все равно будем вспоминать стихи прекрасных поэтов. Поэтому задача всех родителей – привить ребенку такие понятия, как «привязанность» и «нежность».

Еще много лет назад на Руси люди передавали из уст в уста песенки и стихи.
Читая стихи, человек становится умиротворенным. Если мама начинает читать какое-либо стихотворение плачущему малышу, он сразу же успокаивается.

Что делать, если ребенок не проявляет интереса к стихам? Прежде всего, мамы и бабушки должны вспомнить, какие стихи они любили читать в детстве и какие нравятся всем ребятам. Побольше покупайте книжек со стихами детских поэтов. Ведь в вашем распоряжении все ярмарки и книжные магазины. Тем более, сейчас появилось большое обилие детских изданий.

Читайте так же:  Установка видеодомофонов

Ребенку надо иметь свой книжный стеллаж. Там на почетном месте должны стоять такие книги, как «Конек-Горбунок» Ершова и сказки Пушкина. Если даже малыш будет читать понемногу, все равно он будет на пути к воображению. Он потом даже сможет сочинять свои четверостишия. В таком случае вы должны будете помочь ему развить способности. Ребенку понадобятся новые впечатления.

Предложите ребенку рисовать иллюстрации к стихам. Пусть возьмет альбом, карандаш, краски и рисует героев из стихов. Вы с ребенком также можете читать стихи в ролях. Изучение поэзии является прекрасным фундаментом для обучения письму.

Когда предлагаете малышу прочитать то или иное стихотворение, учитывайте его состояние души и настроение.

Когда ваш ребенок станет взрослым, стихи, выученные в детстве, будут согревать его душу в трудные минуты жизни.

Изображение - Как привить юному созданию любовь к поэзии proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.mamamoya.ru%2Fimages%2Fskazky2

Недавно в старых вещах я нашла свою тетрадь со стихами. Открыла. И понеслись воспоминания… Вспомнилось, как папа, большой любитель сочинять разные истории, стишки, перефразировал известную басню Крылова:

Лебедь, рак и щука вышли погулять,
Вдруг им кот попался, начал в них стрелять –
В лебедя – промазал, рака подстрелил,
Щука испугалась ну и говорит:
«Ах, моя кисуля, не стреляй в меня,
Принесу колбаски, дам тебе сырка!»

Вдохновленная папиным «произведением», я написала свой первый стих:

Ах ты, козочка-коза, не бодай ты меня,
Принесу тебе я сена,
Дам тебе я молока,
Только не бодай ты меня!

С тех пор поэзия навсегда покорила мое сердце. В отличие от других детей, я любила читать стихи, легко их запоминала и много сочиняла сама. Конечно, любовь к лирике зародилась задолго до моей первой импровизации, она долго росла в душе благодаря тому, что каждый день по крохе мне дарили родители, по вечерам читая книги, рассказывая стихи и играя в подобные импровизации.

Теперь, когда у меня самой появилась дочь, захотелось заразить и ее этой любовью. Думаю, у меня уже получается: в два с половиной года она уже придумывает простые рифмы и с удовольствием рассказывает известные ей стихи.

Как же воспитать в ребенке интерес к поэзии, как привить любовь к стихам?

Интересен подход к этой теме француженки, матери двух дочерей, автора собственной методики Сесиль Лупан. Она советует с раннего детства читать малышам сложные произведения, такие как басни Лафонтена, а чтобы их смысл доходил до ребенка, советует подкреплять чтение наглядными картинками чуть ли не к каждой фразе. Эти картинки также помогут поддерживать интерес к длинному произведению. Слушая мировую классику, ребенок откладывает в свой пассивный словарь много красивых литературных выражений и фраз, которые незаметно перекочуют в его активный лексикон.

Как богата наша русская литература, и как она сможет обогатить речь и внутренний мир ребенка! Чего только стоят фразы из уст малыша: «Мой черноглазый принц», «Хлеба не дают, плакать не велят», «Ты все пела? Это дело, так пойди же попляши!». Не упускайте возможность почитать на ночь крохе стихи Есенина, Пушкина, Барто, Ахматовой и других! Этим вы также сможете привить ребенку любовь к книгам и к чтению.

Ну а начинать этот сложный, но увлекательный путь в мир литературы можно вопреки мнению Лупан (она была против «примитивных» стишков) с народного фольклора: с пестушек, потешек да веселых прибауток, с успокаивающих колыбельных. Пусть ребенок почувствует не только богатство и высоту классики, но и легкость и простоту такого родного народного слова!

Стихи – это настоящий кладезь опыта поколений, знаний, но это еще и отличное успокоительное средство. Попробуйте бороться с детскими страхами, со стрессом с помощью подходящих стишков. Этот метод также хорошо помогает адаптироваться в новой для ребенка обстановке, например, при подготовке к детскому саду.

Пусть рифма будет вашим спутником повсюду.

Хорошо, когда мама знает много стишков на все случаи жизни. Пусть ребенок просыпается, моет руки, кушает и идет на прогулку под веселый стишок. Знакомство с животными, погодой, миром вокруг тоже будет проходить веселей, если подыскать подходящие четверостишья. Тут на помощь может прийти М. Л. Лазарев и его «Цветоник». Кажется, что в его арсенале есть песенки и стишки на все случаи жизни.

Если ребенок уже говорит, можно поиграть в рифмы, сначала просто показывая ему, как это весело (так: кошка-плошка-дорожка-ложка-ножки; или так: вот кошка, перед ней плошка, уходи с дорожки, грязные ножки). Потом малыш сам сможет искать рифмы к словам.

Для развития богатой речи подойдут не только упражнения на поиск рифмы, но и, например, на поиск антонимов (высокий-низкий, старый-новый, старый-молодой!), игра «Закончи предложение» (Прошел дождь, и на асфальте остались…).

Пусть чистой будет наша речь.

Напоследок хочется дать совет: старайтесь оберегать речь ребенка, не давать ей засоряться словами-паразитами, вульгаризмами и подобным мусором. Не давайте слушать ему современные эстрадные песни-ни-о-чем, голливудские мультфильмы без морали, ну и конечно, прежде всего следите за своей речью.

Давайте лучше знакомить подрастающее поколение с красотой нашего языка, нашей поэзии, и тогда мы вырастим творческие гармоничные личности с выразительной богатой речью и безудержной тягой ко всему прекрасному.

Изображение - Как привить юному созданию любовь к поэзии proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.ya-roditel.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2Fbd7%2Fbd7bf6f6218ea596dafbdfdf09956d99

Поэзия эмоционально обогащает человека, воспитывает духовный мир, влияет на выбор нравственных ориентиров. Стихи и песни – это уникальная возможность развить фантазию и абстрактное мышление, узнать о том, чего дети ещё никогда не видели, а порой и о том, что увидеть вообще невозможно – разве что представить себе.

Первые стихи для самых маленьких имеют описательный характер и носят элемент игры, забавы. Главное в них – возможность улавливать эмоции и настроение благодаря ритму.

«Чувство ритма очень важно , – отмечает психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», Виктория Шиманская. – В основе всех процессов жизнедеятельности человека и мира лежит ритм. Сердцебиение. Дыхание. Время. Минуты, часы, день, ночь. Лунные циклы. Развивая чувство ритма у ребёнка, мы помогаем развитию его осознанности, познания, самоощущения и ощущения мира» .

Читайте так же:  Правильный уход за волосами возможен даже дома

Даже не понимая смысла стихов, малыш осознаёт их настроение и эмоциональную окраску в зависимости от ритма. Поэтому активные и игривые дети предпочитают более ритмичные стишки, а спокойные и застенчивые – более мелодичные.

Процесс распознавания ритмов начинается с рождения, а порой и раньше. Зная, какие стихи ребёнок слушает с удовольствием, можно даже корректировать его поведение и сглаживать капризы. Достаточно спокойно начать читать знакомые стихи, и малыш вернётся в то состояние, какое обычно бывает у него при прослушивании.

Почти у каждого детского поэта есть несколько «стихов-воспитателей», на героев которых детям хочется равняться или, наоборот, не хочется походить вовсе. Например, читая или слушая стихотворение Генриха Сапгира, ребёнок удивится, как может быть таким воспитанным и аккуратным большое животное, если даже ему, малышу, это даётся с трудом:

«В нашу квартиру Лошадь пришла.
Воспитанная Лошадь
У двери сняла
Пальто и галоши.

Она по пути не задела стола,
Не опрокинула стула.
Она осторожно ко мне подошла
И копыто свое протянула»

После прочтения поучительных стихов обсудите с малышом, хорошо ли поступает герой или плохо, и почему он это делает? А нравится ли его поведение окружающим? Как надо поступить правильно? Дети сопереживают героям стихотворений и, рассказывая о них, подсознательно говорят о себе, запоминают модель поведения.

Что же касается «Вредных советов» Григория Остера и подобных стихотворений, иронично восхваляющих неблаговидные поступки, то, вопреки мнению многих родителей, они тоже несут воспитательную функцию. Просто читать их нужно не малышам, а детям постарше, уже знакомым с понятием шутки и иронии.

После прочтения весело посмейтесь вместе: ведь в жизни так нелепо и глупо не ведут себя даже хулиганы, а потому это просто смешно!

Дочь знаменитого детского писателя и автора идеи стихового воспитания Корнея Чуковского Лидия в мемуарах вспоминала о морских прогулках, во время которых отец читал им с братьями абсолютно непонятные стихи, о смысле которых они догадывались лишь примерно. В тот раз он читал Баратынского, и даже не попытался объяснить детям смысл поэтического материала.

«Мне шесть лет. Через два года я пойду в гимназию и там, с годами, на уроках географии, я узнаю, где находится город Ливорно, и на уроках истории – что такое Элизиум , – делится впечатлениями Лидия Чуковская. – Но сейчас, из этого голоса, из этих стихов, я узнаю нечто такое, что невозможно узнать ни из какого учебника географии, ни из какой энциклопедии, – могущество волн, могущество воли, огромность мира, заманчивость чужбины и путешествия. Эти познания, кроме как из произведений искусства, нельзя извлечь ниоткуда» .

Непонятные слова и смыслы во «взрослых» стихах заставляют детей более внимательно прислушиваться к говорящему, задавать вопросы, вступать в диалог и от пассивного слушания переходить к активному познанию. Кроме того, ребёнок безошибочно распознает, когда родители читают то, что любят сами, поэтому такие опыты со «взрослыми» стихами сработают только при условии этой самой любви. Та же Лидия Чуковская пишет: «Пожалуй, если бы тогда, в лодке, он был наедине с морем, без слушателей, один, он читал бы те же стихи, что и при нас».

Точнее всего передать чувства способны стихи: остро ощущается сила эмоций, которые испытывает поэт. Поэзия создаётся личными переживаниями и отражает лучшее, что есть в человеке.

Поэзия учит любить и помогает увидеть прекрасное и необычное в простой жизни, посмотреть другими глазами на то, что нас окружает.

Многие поэты посвящали свои творения родине, матери, любимой женщине. Они помогают нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.

К поэтическим произведениям часто обращаются в подростковом возрасте, когда полноту чувств не выразишь лучше, чем в зарифмованных строчках. Обычно поэтическая культура сильно отстаёт от желания самовыразиться: подростки выбирают простые формы и ритмы, привычные темы любви, одиночества и непонимания. И самая большая ошибка родителей – высмеивать примитивные, но исполненные чувств подростковые стихи, пытаться указать на недостатки, помочь с подбором рифмы. Но примерно так же вредно желание родителей выставить молодое дарование напоказ. Ведь если подросток захочет быть услышанным, он сам опубликует свои стихи в интернете или отправит в издательство. Относиться к ним стоит скорее как к терапии – стихотерапии, позволяющей полнее осознать новые, взрослые чувства и эмоции.

Особняком стоит совершенно уникальный образовательный и просветительский некоммерческий проект «Кинопоэзия». Это цикл мини-фильмов, где в кадре известные актеры, музыкальные исполнители и деятели культуры читают произведения классиков.

Инициатор и художественный руководитель проекта – заслуженный артист России актер Анатолий Белый – надеется, что его аудиторию составят школьники и студенты, которые во время учёбы вряд ли заинтересовались бы стихами. Романтический герой едет по ночному городу и тоскует об ушедшей любви, совсем как современный подросток – чувства и переживания те же, пейзажи знакомы, поступки узнаваемы. Каково же удивление ребёнка, когда он узнаёт, что этот романтический герой – Александр Сергеевич Пушкин, такой «скучный» в школьном учебнике. Анатолий Белый в различных интервью говорит о том, что считает классическую поэзию лекарством от нравственной катастрофы. Главное – заинтересовать ей ребёнка, показать, что классика может быть современна, даже если стихотворение написано три века тому назад.

А. Белый: Да, молодые люди по-другому впитывают информацию, и нам действительно надо это учитывать. Мы, конечно, не должны полностью переформатироваться под их сознание, да это и невозможно. Но делать прививки культуры на современном уровне должны. Собственно, для этого и создана «Кинопоэзия». Мы говорим молодому человеку: «Не хочешь читать — смотри! Тебе это привычнее. Смотри и слушай». Но конечная цель для нас все-таки возврат ребенка к книге. Это первоисточник, проверенный всей цивилизацией.

Читайте так же:  Чтобы у ребенка были друзья

«Как привить любовь к чтению» – методические рекомендации учителям и родителям

Изображение - Как привить юному созданию любовь к поэзии proxy?url=https%3A%2F%2Fmoluch.ru%2Fmedia%2Fcache%2Fb1%2Faa%2Fb1aa3e43ee4177ccdd264fd77f56b7e4

Дата публикации: 13.01.2017 2017-01-13

Статья просмотрена: 599 раз

Агеева Л. В., Шелякина Н. А., Герус В. Л. «Как привить любовь к чтению» – методические рекомендации учителям и родителям // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 563-566. — URL https://moluch.ru/archive/136/38032/ (дата обращения: 20.12.2018).

Как хорошо уметь читать,

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти,

Прочти, пожалуйста, прочти.

Не надо умолять сестрицу

«Ну прочитай еще страницу».

Не надо ждать, не надо звать,

А можно взять и прочитать.

Какой предмет в курсе начальной школы вы бы назвали главным? Наверняка все в один голос объявят: «Они все главные!» И будут правы. Математика развивает ум, память, образное мышление; задача русского языка в том, чтобы научить ребенкаправильно и умело пользоваться речью в различных жизненных ситуациях; на уроках естествознания дети должны осознать себя частью огромного и удивительно разнообразного в своих проявлениях мира природы, полюбить его и научиться уважать; ну, а тот, кто не научился бегло читать в начальной школе, вряд ли может рассчитывать на большие успехи в средней школе. И так, предметы всякие нужны, предметы всякие важны!

Проблемы детского чтения, с которыми сталкиваются сегодня родители, преподаватели и психологи, это то, что ребенок-школьник никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами или читает очень медленно, с большим количеством ошибок. Даже умеющий бегло и правильно читать ребенок категорически отказывается делать это сверх школьной программы. Он «лишнюю» строчку не прочтет, если ее не задавали. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют уроки чтения, а потом и литературы в числе самых нелюбимых предметов. Чаще такие дети к не способны пересказать прочитанное, так как просто не понимает и не запоминает, что читают. А в погоне за техникой чтения теряют смысл прочитанного как дети, читающие медленно, с ошибками, так и те, кто читает хорошо.

Попробуем разобраться, в чем же причины такой повальной нелюбви детей к чтению, особенно удивительной для нашей страны, долгое время носившей звание «самой читающей в мире».

Специалисты называют две основные причины. Первая — это результат раннего обучения, так как ребенка учат неправильно, отбивая у него всякий интерес к чтению. Многие родители хотят, чтобы их ребёнок был самым-самым! Плохо разбираясь в детской психологии и физиологии, сердобольные родители стремятся «загрузить» своё чадо сверх его возможностей. К таким «сверхвозможностям» относится и очень раннее обучение ребёнка чтению. До сих пор нет ответа на вопрос: нужно ли учить читать детей младше трех лет? Большинство психологов и педагогов — сторонников «старой школы» — считают, что такое опережающее развитие только тешит самолюбие родителей, а ребенок ничего, кроме нервно-психического переутомления, не получает.

С одной стороны, наука и техника постоянно развиваются, требуя от пользователей все большего уровня развития, и то, что наши предки умели делать к середине жизни, большинство из нас умеет и понимает уже в подростковом возрасте. Поэтому раннее развитие и обучение ребенка — это не попытка «лишить его радостного детства», а необходимое условие освоения окружающего мира, в котором господствуют высокие технологии и огромные объемы информации.

Но, с другой стороны, не стоят на месте и так называемые патогенные факторы: плохая экология, низкий уровень социального и медицинского обеспечения, большой процент хронических заболеваний, а также стрессы, новые болезни. Все это приводит к рождению слабых, болезненных детей, которым необходимо щадящее, компенсаторное и коррекционное обучение, а ни в коем случае не опережающее и перегружающее.

Взрослым, стоящим перед выбором — учить или не учить малыша читать в раннем возрасте, необходимо ответить для себя на два вопроса. Во-первых, достаточно ли хорошо они владеют методикой раннего обучения чтению, чтобы не создать своему ребенку проблем в дальнейшем, например, наибольшую сложность вызывает развитие у ребенка фонематического слуха. Во-вторых, выдержит ли их чадо предлагаемые ему нагрузки. Если у ребенка были какие-либо невропатологические проблемы при рождении или в младенчестве, он очень активен или наоборот пассивен, то до 5–6 лет лучше ограничиться развивающими играми.

И вторая причина проблем с чтением — это специфическая задержка развития навыка чтения — дислексия. Все чаще от учителей начальной школы и детских психологов родители плохо читающих детей могут услышать непонятный и пугающий диагноз: «дислексия».

Ребенку 6–8 лет требуется консультация специалиста, если он путается в порядке следования времен года и дней недели, не может правильно повторить в прямом порядке больше трех цифр, а в обратном — больше двух, не может правильно повторить даже простые ритмы, например, взрослый стучит рукой или карандашом по столу, плохо ориентируется в заданиях, требующих знания, где право, а где лево.

Но далеко не всегда проблемы чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Учителя первых классов часто жалуются на сложности, возникающие на уроках чтения из-за того, что дети изначально находятся на разном уровне подготовки, одни уже бегло читают, другие только научились складывать буквы в слова. Хорошо читающие дети отвлекаются, мешают другим, потому что им скучно слушать. Плохо читающий ребенок начинает стесняться своего неумения и от этого читает еще хуже. Если же педагог ориентируется на хорошо читающих детей, то ученик, который плохо читает, ничего не понимает и не успевает на уроке, постепенно теряет интерес к учебе. Глубоко травмируют ребенка замечания более хорошо читающих одноклассников. Такая практика, как чтение на скорость, ставит ребенка в невыгодное для него положение — ведь большинство детей читают быстрее. То же самое происходит с застенчивым ребенком — ему тяжело читать вслух, «на публику».

Чтение имеет огромное значение в жизни детей, гораздо большее, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти надолго, влияет на дальнейшее развитие ребенка, формирует миропонимание, вырабатывает определенные нормы поведения.

Читайте так же:  Меню годовалого малыша

Дети составляют особую категорию читателей, нуждающихся в постоянном внимании и со стороны родителей, и со стороны педагогов. Библиотекари также ищут пути приобщения подрастающего поколения к чтению, применяя разнообразные методики с учетом возрастных особенностей своих посетителей.

Долг каждого родителя, педагога и библиотекаря — научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. От того, как мы будем ей заниматься, зависит будущее нашей страны.

– О, я не выношу этого поэта. Я люблю Эмили Дикенсон.
– Я люблю некоторые стихи Вордсворда, но порой он слишком слезливый.
– Уолта Уитмена захвалили.
– Честертон – величайший поэт из всех живших!

Это все говорит о том, что идет подлинное познание. Бывали ситуации, когда поэт был нам неинтересен, но мы продолжали читать его стихи до конца установленного периода времени. И в конце его, даже если поэт не стал ни для кого из нас любимым, мы обнаруживали, что хотя бы несколько его стихов нам близки. Стихи, которых мы не узнали бы, если бы забросили чтение слишком рано.

Мои дети слышат стихи с четырех-пятилетнего возраста, и это для них так же естественно, как есть или пить. Пустая болтовня предана анафеме. Можно ли тратить время на посредственность, если существует столько великих творений! К девяти-десяти годам дети уже глубоко чувствуют и ценят поэзию и начинают читать сами. Они читают вслух каждый день хотя бы несколько минут. Я продолжаю читать стихи младшим.

Когда мы впервые открываем книгу поэта, я рассказываю немного о его или ее жизни, хотя бы несколько любопытных фактов (никому не интересны в это время длинные биографии), а потом мы выделяем каждый день пять минут на чтение вслух его стихов. Это все, что я делаю. Никаких заданий, глубоких обсуждений. Мы просто наслаждаемся поэзией. Если произведение длинное, делим его на несколько дней. По пятницам обычно каждый ребенок выбирает, какое из прочитанных на неделе стихотворений он бы хотел послушать снова.

Через несколько лет простого слушания, большинство детей пробуют сочинять свои стихи. Они пытаются копировать стиль хорошо знакомого поэта, который близок им, как старый друг. Это необходимый этап, который проходят все хорошие литераторы. В школе часто детям со скудным словарным запасом предлагают сочинить стихотворение или рассказ, а потом удивляются, почему эти «творения» так убоги. Причина проста. Они пропустили ключевой этап. Сначала необходимо учиться у Мастеров, слушая их снова и снова. И только после этого можно ожидать от детей чего-то стоящего. Со временем у них начнет формироваться их индивидуальный стиль. Это так прекрасно – наблюдать, как раскрывается каждый ребенок! Некоторым детям нужен небольшой стимул, потому что они боятся неудачи. Я помогаю им, выделяя каждую неделю определенное время, когда они пишут небольшое стихотворение в манере поэта, которого в этот момент читают. Им не нужны уроки, чтобы научиться этому. Чем больше они читают, тем лучше они чувствуют стиль. Ни единое усилие не проходит даром. Постепенно эти маленькие опусы становятся все лучше по форме и благозвучней. Чтобы поощрить сочинительство, я даю детям красивую бумагу, дарю им линованные поэтические тетради на праздники.

Когда они становятся старше, и только после того, как они уже почувствовали в себе любовь к поэзии, мы начинаем изучать поэтическую технику, и творчество становится более профессиональным. Я пользуюсь книгой Мэта Уитлинга «Грамматика поэзии». Она интересна, полезна и позволяет снять с себя образ всезнающей учительницы. Первые несколько глав я прорабатываю вместе с моими ребятами и потом передаю книгу им, чтобы они сами в своем темпеизучали ее в течение года. К этому времени они уже готовы к таким занятиям и учатся с радостью. Книга проясняет для них некоторые моменты. В то же время мы продолжаем изучать отдельных поэтов, никогда не прерываем наши ежедневные поэтические чтения.

Если Вы начинаете заниматься поэзией с подросшими детьми, которым еще нужно дорасти до подлинного интереса к ней, самое важное – это оставить «уроки» на потом и начать с тех поэтов, которые найдут отклик в сердцах детей, будут понятны в их возрасте. Подростков обычно привлекают произведения Сары Тисдейл, Алфреда Лорда Теннисона, Генри Лонгфелло, Роберта Фроста. Детям помладше нравятся «Детский сад стихов» Стивенсона и «Когда мы были совсем маленькие» Милна. Можно брать и монографические книги. Иллюстрированная серия «Поэзия для юных читателей» – хорошая отправная точка для тех, кто только начинает знакомиться с поэзией. Каждая книга серии посвящена какому-либо значительному поэту. Очень важно, чтобы вы серьезно подошли к выбору стихов для чтения. Не стоит покупать толстый том и читать все подряд. Будьте избирательны.

Мой опыт показывает: не бывает так, чтобы у кого-то из детей была склонность к поэзии, а у кого-то – нет. Все дети могут читать и писать стихи для себя. Как только мы отбросим уроки, детям откроется источник прекрасных идей, их душа будет открыта для великих фантазий и великих дел. Это наша – родителей и педагогов – задача: разбудить поэта в каждом ребенке”.

Изображение - Как привить юному созданию любовь к поэзии 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here