Как разговаривать с дошкольником о смерти

Сегодня предлагаем статью на тему: "Как разговаривать с дошкольником о смерти". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Изображение - Как разговаривать с дошкольником о смерти proxy?url=https%3A%2F%2Fmoiarussia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F08%2FDSC_6826-696x465

Очень познавательная статья о том, как правильно говорить с детьми о смерти, не травмируя детскую психику. Советы детского психолога — Ирины Чесновой.

Обычно в возрасте 5-6 лет ребенок впервые осознает, что смерть – неизбежный факт биографии любого человека, а значит – и его самого.

Жизнь неизменно заканчивается смертью, мы все конечны, и это не может не беспокоить уже подросшего ребенка. Он начинает бояться, что умрет сам (уйдет в небытие, станет «никем»), умрут родители, и как же он останется без них?

Видео (кликните для воспроизведения).

Страх смерти также тесно связан со страхом нападения, темноты, ночных чудовищ, болезни, стихийных бедствий, огня, пожара, войны. Через подобные страхи в той или иной степени проходят практически все дети, это абсолютно нормально.

Страх смерти, кстати, чаще встречается у девочек, что связано с более заметным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. И наиболее выражен у впечатлительных, эмоционально чувствительных детей.

Что нужно сделать нам, родителям, в первую очередь – так это самим разобраться в своем отношении к теме жизни и смерти. Определите для себя, во что вы верите сами?Что, по-вашему, происходит или не происходит с человеком после смерти (ребенку лучше объяснить разницу между телом и душой: тело хоронят в земле или сжигают, а душа …). Расскажите о своем представлении, будьте спокойны, кратки и искренни.

Разговаривайте простым, понятным языком (говорите «люди умирают» вместо «мы засыпаем вечным сном» / «отходим в мир иной»).

Отвечайте только на заданные вопросы. Если вы не знаете, что ответить, так и скажите: «у меня пока нет ответа, но я подумаю».

Не сравнивайте смерть со сном (многие детки тогда начинают бояться, что могут умереть во сне). Подобно засохшему цветку, который больше никогда не распустится и не заблагоухает, умерший человек не дышит, не двигается, не думает и ничего не чувствует. Когда же мы спим, мы продолжаем жить и чувствовать, а наше тело – функционировать.

Здесь лучше делать акцент на том, что люди умирают в глубокой старости, и прежде чем она наступит, произойдет много-много разных, интересных и важных событий: «ты вырастешь, научишься (дальше можно перечислить многочисленные навыки, которые освоит ребенок – кататься на коньках и роликах, печь вкусное печенье, сочинять стихи, организовывать вечеринки), закончишь в школу, поступишь в институт, у тебя будет своя семья, дети, друзья, свое дело, твои дети тоже вырастут и выучатся, будут работать… Люди умирают, когда их жизнь заканчивается. А твоя жизнь только начинается».

О себе можно сказать: «я собираюсь жить долго-долго, вот завтра я хочу сделать то-то и то-то, через месяц – то-то и то-то, а через год планирую …, а через 10 лет мечтаю …»

Если ребенок уже знает о том, что люди умирают и в молодом возрасте тоже, надо признать, что такое действительно случается, в любом явлении есть исключения, но большинство людей все же доживает до глубоких морщин.

Страх смерти может отразиться в ночных кошмарах, лишний раз подчеркивая лежащий в его основе инстинкт самосохранения. Здесь нужно помнить о том, что страхи очень не любят, когда о них рассказывают, проговаривают вслух вновь и вновь, поэтому надо не дрожать от страха под одеялом, а делиться тем, что пугает, с родителями.

Еще страхи очень не любят, когда их рисуют. Вы можете сказать ребенку: «Нарисуй то, чего ты боишься». Потом обсудите рисунок и предложите подумать, что ребенок хочет с ним сделать (порвать на мелкие кусочки, скомкать со всей силы и отправить в мусорное ведро или как-то изменить и сделать веселым и нелепым, ведь страхи ужас как боятся детского смеха). Также чуть позже ребенок может нарисовать себя – как он не боится и побеждает свои страхи (это очень терапевтично).

В процессе рисования страхи могут вновь ожить, заостриться. Считается, что бояться этого не стоит, поскольку оживление страхов — одно из условий их полного устранения. (Важно: по этическим соображениям нельзя просить ребенка изобразить на рисунке страх смерти родителей).

Отлично прорабатываются страхи на сеансах песочной терапии.

И да, лучшая стратегия для родителей при возникновении детских страхов – не драматизировать, не создавать ажиотажа, успокаивать («я рядом, я с тобой, ты под моей защитой»), ласкать-целовать-обнимать, быть эмоционально отзывчивыми, давать поддержку, любовь, признание, а самим – быть стабильными, спокойными и уверенными в себе, собственные страхи – прорабатывать, а не транслировать их детям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если кто-то умер из близких? (инструкция по В. Сидоровой)

Изображение - Как разговаривать с дошкольником о смерти proxy?url=https%3A%2F%2Fmoiarussia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F08%2Fab8ea28cf2b9141855aa77c5e7f5968d

Нельзя утаивать смерть.

Сообщить ребенку должен самый близкий взрослый, тот, кого ребенок хорошо знает и кому он доверяет.

Начинать разговор надо в тот момент, когда ребенок сыт, не устал, не взбудоражен. Не в детской!

Во время разговора нужно держать себя в руках, можно заплакать, но нельзя разрыдаться и погрузиться в собственные чувства. Фокус внимания – на ребенке.

Желателен телесный контакт и контакт глаза в глаза.

Говорить нужно ясно и коротко: «У нас случилось горе. Бабушка умерла (пауза)». Пауза нужна, чтобы у ребенка была возможность осмыслить услышанное и задать вопросы, которые у него наверняка возникнут. На вопросы отвечайте максимально искренне и только то, что действительно думаете на самом деле, простыми, доступными словами.

Реакция ребенка может быть разной, иногда очень неожиданной, примите ее такой, какая она есть. Если заплакал – обнимите, покачайте на руках, тихо и ласково утешьте. Если убежал – не бегите вслед. Зайдите к нему через 15-20 минут и посмотрите, чем занят. Если ничем – сядьте молча рядом. Потом можно рассказать, что будет завтра-послезавтра. Если играет, присоединитесь к игре и играйте по его правилам. Если хочет побыть один – оставьте его одного. Если бесится – усильте эту активность. Когда выдохнется, сядьте рядом и расскажите о будущем. Не бойтесь детской истерики, скорее всего, ее не будет.

Приготовьте ему на ужин его любимую еду (но без особых пиршеств). Проведите с ребенком побольше времени. Укладывая спать, спросите, не хочет ли он оставить свет? Или может быть, вам посидеть с ним, почитать, рассказать ему сказку?

Читайте так же:  Процесс воспитания - не место для конфликтов

Если в эту или последующую ночь ребенок будет видеть страшные сны, просыпаться и прибегать, то в первую ночь, если он просит, можно разрешить ему остаться в вашей постели (но только если он сам просит, не предлагайте). В остальных случаях следует отправить его обратно в свою кровать и сидеть с ним рядом, пока он не заснет.

Не избегайте с ребенком разговоров о смерти или его переживаниях, не ограничивайте в выборе книг или мультфильмов, в которых, по вашему мнению, могут быть сцены, напоминающие ему о горе.

Важно вносить как можно меньше изменений в его привычный образ жизни. Вокруг ребенка должны быть те же люди, игрушки, книжки. Рассказывайте ему ежевечерне о ваших планах на завтра, составляйте расписания, намечайте и – что очень важно! – выполняйте мероприятия. Делайте все, чтобы создать ребенку ощущение, что мир стабилен и предсказуем, даже если в нем нет близкого человека. Обедайте, ужинайте и ходите на прогулки в то же время, в какое ребенок привык делать это до потери.

Капризы, раздражение, агрессия, апатия, плаксивость, возбужденность или несвойственная замкнутость, игры на тему жизни и смерти, агрессивные игры в течение 2 месяцев – норма. Если характер игр, рисунков, взаимодействия с предметами и другими детьми не возвращается за 8 недель к той норме, что была до потери, если по прошествии этого времени ребенка продолжают мучить кошмары, он мочит постель, начал сосать палец, стал раскачиваться, сидя на стуле или стоя, крутить волосы или подолгу бегать на цыпочках – ему нужно на прием к психологу.

Изображение - Как разговаривать с дошкольником о смерти proxy?url=https%3A%2F%2Fmoiarussia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F08%2Frebenok-na-kladbishhe

Этот вопрос решается индивидуально. Можно спросить самого ребенка (спросить надо 2 раза), хочет ли он поехать на кладбище. Если нет – остается дома. Если да, то в таком случае во время похорон рядом с ребенком должен быть близко знакомый взрослый, который будет сохранять с ним физический контакт и отвечать на все вопросы, т.е. посвятит себя только ему.

Его можно похоронить всей семьей, на могилу положить цветы. Похороны – это ритуал прощания, который помогает нам выстроить границу между жизнью и смертью. Скажите ребенку, чтобы он не стеснялся своих чувств, что оплакивать, горевать по умершему любимому существу, будь то человек или питомец – абсолютно нормально и естественно, и нужно время, чтобы пережить потерю, когда острая тоска сменяется светлой печалью и происходит примирение с жизнью, в которой любимого существа больше нет, но есть его образ в памяти и сердцах тех, кому он был дорог.

1. У. Старк, С. Вирсен «Звезда по имени Аякс» (это художественная книга о том, как пережить потерю близкого друга, о том, как в печали отражается радость)

2. К.Ф. Окесон, Э. Эриксон «Как дедушка стал привидением» (оказывается, люди становятся привидениями, если что-то недоделали в своей жизни. По сюжету книги дедушка приходит к внуку каждую ночь, и они вместе пытаются вспомнить, что же дедушка забыл)

3. А. Фрид, Дж. Гляйх «А дедушка в костюме?» (о том, как главный герой, мальчик лет 5, переживает смерть дедушки и решает для себя проблему конечности жизни)

4. У. Нильсон, Э. Эриксон «Самые добрые в мире» (рассказ о том, как дети играют в ритуал похорон – в один летний день они решили проводить в последний путь всех умерших зверюшек, которых смогли найти)

5. П. Стальфельт «Книга о смерти» (маленькая книжка в картинках, подойдет не всем детям и не всем родителям!)

6. Сказки Г.-Х. Андерсена «Ромашка», «Девочка со спичками» и др. (очень грустные истории, которые помогают отреагировать чувства, возникающие в связи с темой смерти – посмотрите их сначала сами и решите, нужно ли давать ребенку)

Вы можете составить свой список сказок, мифов, легенд, жизненных историй (или придумать их самостоятельно), где бы присутствовала тема смерти, рассказывалось о том, как герои справляются с потерей близких, что происходит с душой после смерти.

Это поможет ребенку понять и принять, что мир так устроен, смерть – естественная часть бытия, однако тот факт, что мы все конечны, не делает нашу жизнь бессмысленной.

Изображение - Как разговаривать с дошкольником о смерти proxy?url=https%3A%2F%2Fmoiarussia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F08%2Firina-cesnovaАвтор: Ирина Чеснова, психолог, автор книг для родителей.

Как говорить с ребёнком о смерти: советы психологов

Как объяснить, что любимый дедушка больше не придёт, и помочь малышу справиться с переживаниями.

Потеря члена семьи или близкого друга — это те события, к которым люди обычно не готовы. И мы, конечно, не продумываем заранее, как будем сообщать эти печальные новости своим детям. Лайфхакер собрал советы детских психологов о том, как построить разговор с ребёнком в этой непростой ситуации, и попросил прокомментировать их Татьяну Рибер.

Изображение - Как разговаривать с дошкольником о смерти proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.lifehacker.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F10%2FTatiana-Rieber_1540234597

Психолог, специалист по гармоничному эмоциональному воспитанию детей, автор семинаров для родителей, соавтор книги «Территория правды. Родителям вход воспрещён!»

С одной стороны, при упоминании чужой смерти мы сталкиваемся с такой темой, как неизбежность нашей собственной. Мы боимся, что разговор зайдёт о том, что однажды мы тоже умрём и оставим своего ребёнка одного. «А мама с папой тоже умрут?» — со страхом спрашивают дети, так как смерть вызывает у них непонятное чувство тоски по человеку, которого они никогда больше не увидят. Также дети могут быть обеспокоены тем, что они тоже смертны. Эта идея может сильно шокировать некоторых ребят.

Ребёнок беспокоится, что он может остаться один, что все взрослые могут умереть. И это вопрос, скорее, безопасности.

С другой стороны, мы неосознанно отождествляем себя с нашими детьми: проецируем на них свои эмоции, задаёмся вопросом, что бы мы чувствовали в их возрасте. Здесь всё зависит от того, как мы сами, будучи маленькими, впервые потеряли близкого человека.

Если в детстве вы столкнулись с разводом или смертью, а родители были погружены в свои переживания настолько, что оставили вас наедине с вашим горем, вы испытаете больше трудностей в подобной ситуации со своими детьми, так как будете склонны проецировать на них собственные страдания.

Наконец, мы опасаемся, что разговоры о смерти могут навредить хрупкой детской психике: вызвать страхи, травмировать. И это действительно может произойти. Поэтому лучше не пытаться опережать мысли ребёнка и рассказывать ему то, что вы считаете нужным, а спокойно и тактично отвечать на его вопросы.

Если у самих взрослых нет страха смерти, то и общение с собственным ребёнком на эту тему проходит гладко.

В возрасте от 3 до 5 лет дети имеют весьма ограниченное понимание смерти. Хотя они знают, что сердце мёртвого человека больше не бьётся и что он не может ни слышать, ни говорить, им трудно понять, что смерть окончательна. Они думают, что это обратимо, что бабушка придёт к ним завтра.

Читайте так же:  Как отучить ребенка от телевизора и компьютера

Чтобы помочь им осознать, что такое смерть, обязательно скажите: когда человек умирает — это навсегда, он не вернётся. Чтобы облегчить грусть от расставания, расскажите малышу, что он всегда может вспомнить о хороших моментах, проведённых с умершим близким человеком.

Помогите ребёнку понять, что смерть является частью естественного цикла жизни. Можно начать с примеров, которые не так эмоционально окрашены (например, деревья, бабочки, птицы), терпеливо объясняя, что продолжительность жизни у всех разная.

Также скажите, что иногда живые существа настолько серьёзно болеют, что не могут оставаться в живых. Однако настаивайте на том, что люди и животные в большинстве случаев могут вылечиться и прожить до глубокой старости.

Дети сталкиваются со смертью довольно рано. Обычно раньше, чем взрослые понимают это, или когда у последних возникает идея поговорить о смерти. Дети видят мёртвых птиц и животных на дороге. В такие моменты родители закрывают глаза малышу и говорят, чтобы он не смотрел. А ведь раньше смерть и роды воспринимались как самые естественные процессы.

При объяснении концепции смерти избегайте использования таких слов, как «заснул» и «ушёл». Если вы скажете ребёнку, что дедушка уснул, малыш может начать бояться сна, опасаясь умереть. То же самое, если вы скажете ему, что дедушка ушёл. Ребёнок будет ждать его возвращения и беспокоиться, когда другие члены семьи будут собираться в реальное путешествие.

Не говорите ребёнку, что его бабушка умерла, просто потому, что она болела, — он может решить, будто она подхватила обычную простуду. У него может появиться страх смерти, даже если он просто простудится или кто-то из родных начнёт кашлять. Скажите ему правду, используя простые слова: «У бабушки был рак. Это очень серьёзная болезнь. Иногда людям удаётся вылечиться, но не всегда». Убедите ребёнка, что смерть не заразна.

Вещи и процессы необходимо называть своими именами, так как дети воспринимают информацию, исходящую от родителей, в прямом смысле. И чем младше ребёнок, тем более осторожными необходимо быть родителям с невинными шутками и словами, которые можно интерпретировать по-разному.

Дети и взрослые по-разному переживают горе. Каких реакций стоит ожидать, а какие должны вызвать беспокойство

Стадии действительно отличаются, и у детей они менее заметны. Психика ребёнка зачастую предпринимает бессознательные попытки защитить его от тяжёлых эмоций. Он будто переваривает информацию по кусочкам.

В целом это может выглядеть так, словно ребёнок ничего и не чувствует.

Некоторые родители замечают: «После нашего разговора он просто вернулся к игре, не задавая никаких вопросов». На самом деле ребёнок всё очень хорошо понял. Но ему нужно время для переваривания этой информации.

Это защитный механизм. Дети используют его больше, чем взрослые, потому что их психика более хрупкая. У них ещё недостаточно душевных сил, чтобы справиться со своими эмоциями, и энергия им нужна, в первую очередь, для роста и развития.

Нет необходимости повторять или проверять, понял ли ребёнок то, что вы ему сказали. Он сам вернётся к теме позже, в собственном темпе, и задаст все интересующие его вопросы, когда будет готов услышать ответы.

Некоторые дети могут обращаться с вопросами к посторонним людям, например к школьному учителю. Это объясняется тем, что человек, не испытывающий скорбь вместе со всеми, способен беспристрастно дать необходимую информацию, которой ребёнок может доверять. Часто дети возвращаются к этой теме в разговоре перед сном, так как он ассоциируется у них со смертью.

В течение месяца у ребёнка могут появляться признаки скрытой тревоги: проблемы с засыпанием, нежелание слушаться и нормально питаться. Но если эти симптомы сохраняются в течение более продолжительного времени, а вы замечаете, что ваш ребёнок стал более замкнутым и подавленным как в школе, так и дома, стоит обратить на это внимание и инициировать доверительную беседу.

Если вам самостоятельно не удаётся найти нужные слова и помочь ему справиться с беспокойством, обязательно проконсультируйтесь с детским психологом.

Как помочь ребёнку справиться с потерей близкого человека

Всё зависит от того, кто умер, при каких обстоятельствах и в каком возрасте находится ребёнок. Но в любом случае эмоциональное состояние родителей является важным фактором, который во многом влияет на реакцию ребёнка. Обнимите его, приласкайте, расскажите, почему вы расстроены.

Вы имеете право выражать грусть и оплакивать свою потерю. Это поможет ребёнку понять, что и он может проявлять свои эмоции.

Если вы чувствуете себя подавленными, сперва позаботьтесь о себе. Это также станет правильным примером для ребёнка и позволит ему осознать: если тебе плохо, ты должен быть внимателен к себе. К тому же это научит его обращаться за помощью в трудную минуту.

Матерям даже больше, чем отцам, свойственно полагать, что они должны нести эту эмоциональную ношу самостоятельно, управляться со всеми делами и всегда хорошо выглядеть. Но это невозможно. Если вы слишком переживаете, вы можете и должны принять помощь. Попросите о ней супруга, друзей, родственников.

Тем более ребёнок в такие моменты иногда задаёт вопросы, которые могут причинить вам ещё больше боли. Он это делает не из садистских побуждений, а потому, что моментально улавливает настроение родителя. Это может быть быть очень тяжело, поэтому на такие вопросы стоит отвечать человеку, который меньше подвержен переживаниям.

Вы не обязаны следовать правилам, которые, как вам кажется, существуют в обществе. Некоторые говорят, что ребёнку необходимо всё рассказать и показать. На самом деле это должно оставаться на усмотрение родителей. Вы должны быть уверены в том, что делаете, и доверять своей интуиции.

Иногда, наоборот, скрытие определённых вещей от ребёнка может оказаться неверным шагом. Если вы лжёте о причине своего плохого настроения, он не может понять, почему вы испытываете эти эмоции, и начнёт фантазировать такое, что вам никогда бы не пришло в голову. Он может, например, почувствовать себя виноватым в вашем расстройстве или начать бояться, что между родителями возник конфликт и они собираются разводиться.

Смерть — это всегда эмоционально напряжённое событие. Его не следует скрывать от ребёнка, но постарайтесь оградить его от сильных потрясений.

Татьяна Рибер считает: если родители сами не боятся этого процесса и если ребёнок не сопротивляется, ответ, скорее, да. Сопровождение ребёнком семьи на кладбище зависит от отношения к смерти, принятого в его окружении. Дети в семьях, соблюдающих религиозные традиции, посещают похороны, подходят к гробу. На самом деле кладбище не место для прогулок с детьми. Но к умершим родственникам, если это традиция, брать детей можно.

Читайте так же:  Ребенок должен радоваться жизни!

Как разговаривать с детьми о смерти. Запретная тема или открытое обсуждение?

Часто обсуждение смерти с детьми становится проблемой, но она интересует их, и так или иначе каждый ребенок найдет ответы. Самые важные темы должны быть объяснены детям любящими, близкими и авторитетными для них людьми. Если предстоящая беседа вызывает у вас затруднения и страх, представьте, каково находиться в неведении маленькому человеку? Что он может придумать, основываясь на собственных выводах или некомпетентных, а еще хуже – недобрых объяснениях и обрывочных знаниях? Это придаст вам отваги и уверенности, а советы детских психологов помогут построить беседу правильно и провести ее своевременно.

Смерть – неотъемлемая часть жизни, следует обеспечить получение детьми достоверных знаний о ней и уверенности, что обсуждение этой темы абсолютно нормально.

Во время такой беседы можно дать им необходимую информацию, подготовить ко встрече с явлением и помочь, если дети расстроены. Взрослым легко поощрить тягу детей к общению, проявляя внимание и уважение к тому, что они говорят. Значительно облегчит объяснение темы смерти подходящий эмоциональный настрой самого взрослого – вы должны быть спокойны, честны и открыты.

Первое столкновение с фактом смерти у каждого происходит по-разному. Возможно, вы даже не задумывались, сколько всего уже может знать ребенок, впервые задавший вопрос о ней. Дети видят мертвых насекомых, птиц и животных (на обочине дороги или домашнего питомца). Они слышат о смерти в сказках, видят в анимационных и художественных фильмах. Часто, даже не осознавая, ребенок уже имеет некоторое представление об этом явлении.

  • Люди стараются избегать разговоров, которые их расстраивают, и тут влияние может быть двусторонним. Взрослые часто переживают потерю дорогого человека молча. Одновременно дети, как очень тонко чувствующие эмоциональное состояние других, понимают, что что-то не так, просто наблюдая – о многом говорит язык тела, мимика. И когда родители сами не решаются обсуждать проблему с детьми, малыши слишком стесняются задавать вопросы. Это заставляет детей нервничать и беспокоиться, поскольку они не знают, как на самом деле мама и папа себя чувствуют.
  • Взрослым неудобно, когда у них нет ответов. Дети часто ожидают, что родители и учителя знают все. Примите это как комплимент, но не бойтесь сказать своему ребенку, что вы не уверены в чем-то или просто не знаете ответа на этот вопрос. Дети ценят честность, к тому же осознание, что вы тоже можете не быть в чем-то сведущи, помогает им чувствовать себя увереннее. При обсуждении смерти мы не можем найти ответы на все вопросы. Поделись с детьми своими убеждениями. Предложите им варианты верований других, например, расскажите, что некоторые люди верят в загробную жизнь, а другие – нет. Позвольте им знать ваши взгляды и выбирать свои собственные.
  • Отдаленность и обособленность смерти. В некоторых культурах смерть является неотъемлемой частью жизненного уклада. Люди умирают в домашней обстановке, в окружении близких (взрослых и детей). Связанные с этим традиции и ритуалы, эмоциональное принятие смерти гармонично и просто входят в сознание. Однако в современном мире часто происходит не так. Живое в некотором роде отделяется от умирающего. Следовательно, со смертью оказывается связана дополнительная тайна, а для некоторых и страх.

Следует уменьшить эту тенденцию и открыто обсуждать смерть с детьми, когда возникает соответствующее время. Смоделируйте подходящее поведение в отношении смерти, например, выразите перед вашим ребенком свое сочувствие тому, кто потерял близкого человека. Покажите, что это нормально – признать потерю и выразить заботу по отношению к другим.

Изображение - Как разговаривать с дошкольником о смерти proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fn%2F4%2F0%2F8%2F5%2F5%2F9%2Fi%2F408559

Особенности восприятия смерти детьми разного возраста

  • Дети младшего и среднего дошкольного возраста (до 4-х лет включительно) в основном видят смерть как временную, обратимую и обезличенную. В историях, которые они читают или смотрят, персонажи часто снова поднимаются живыми после того, как гибнут. Поэтому не удивительно, что малыши так воспринимают смерть.
  • В возрасте от пяти до девяти лет большинство детей начинают видеть, что все живое в конце концов умирает, и смерть окончательна. Они, как правило, не связывают это с собой или считают, что могут ее избежать. Дети могут ассоциировать некоторые изображения со смертью, например череп, скелет. Некоторым даже снятся кошмары.
  • В период от девяти лет до подросткового возраста у детей формируется понимание, что смерть необратима, и что они тоже когда-нибудь умрут.

Важно помнить, что все дети развиваются с разной скоростью и имеют уникальный жизненный опыт. У каждого индивидуальное восприятие мира и способы выражения эмоций.

Даже для трехлетнего ребенка вопросы о смерти – не редкость. Однако в этом возрасте абсолютно нормально быть равнодушным из-за потери бабушки или дедушки, но переживать о гибели домашнего животного. Некоторые дети показывают свое понимание смерти в игре.

Для маленьких важно, чтобы объяснение было дано в простых терминах. Например, что когда кто-то умирает, он не дышит, не ест, не чувствует голода или холода, и вы не сможете увидеть его снова.

Независимо от того, как дети справляются со смертью или выражают свои чувства, они нуждаются в понятных и честных ответах взрослых.

Дети учатся через повторение, поэтому им, возможно, придется объяснить тему несколько раз. Одни могут задать много вопросов сразу, другие будут молчать или захотят вернуться к теме позже. Важно проверить их понимание, аккуратно подняв вопрос спустя некоторое время.

По мере того, как проходит время и дети получают новый опыт, они нуждаются в дальнейших объяснениях, обмене идеями и мыслями.

Ребенку может потребоваться время, чтобы в полной мере осознать последствия смерти. Некоторые детские формулировки вопросов о смерти пугают взрослых. Не забывайте, что у вас абсолютно разное понимание этого предмета.

Важно контролировать, какие слова вы используете при обсуждении смерти с детьми. Некоторые дети путают смерть со сном, так как взрослые говорят о ней, используя переносные значения, например “вечный покой”. В результате этого ребенок может бояться ложиться спать.

Точно так же иногда происходит, если дети слышат, что кто-то “ушел”. Обычные разлуки способны начать их беспокоить.

Чтобы избежать недоразумений с дошкольниками и совсем маленькими детьми, следует объяснить, что только очень тяжелая болезнь может стать причиной смерти. Иначе они могут укрепиться во мнении, что незначительные недомогания являются поводом для серьезной обеспокоенности.

Читайте так же:  Как появляется иммунитет или движение сопротивления

Если ребенок ассоциирует смерть только со старостью, он может запутаться, когда узнает, что молодые люди тоже умирают. Важно объяснить, что большинство людей живут долго, но некоторые – нет. Однако не забудьте его успокоить, убедив в своем намерении быть рядом долго.

Изображение - Как разговаривать с дошкольником о смерти proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fn%2F4%2F0%2F8%2F5%2F6%2F2%2Fi%2F408562

Религиозные взгляды в разговорах с детьми о смерти

Религия является реальным источником силы для многих людей во времена скорби. Однако если она не играла роли в жизни вашего ребенка прежде, чем произошло столкновение со смертью, подобные ссылки способны запутать и встревожить его.

Например, объяснение, что “бабушка сейчас с Богом”, может утешить верующего взрослого, но напугать ребенка. Появится страх, что Бог придет и заберет других близких или самого малыша, как уже сделал это с бабушкой.

Также детей могут сбить с толку другие высказывания. Например, что умерший счастлив на небесах с ангелами. Они могут задаться вопросом, почему все так горюют, когда говорят, что кто-то счастлив. Вы должны объяснить, что печаль ощущается от потери.

Дети, как правило, чрезвычайно любопытны, когда они обнаруживают смерть. Это может открыть возможности для дальнейшего обсуждения темы. Попытайтесь донести мысль о том, что все живые существа в конечном итоге умирают, но это дает возможность новым появиться на Земле.

Другие поводы разговаривать о смерти возникают, когда гибель и похороны получают много освещения в СМИ. Если причина смерти в чьей-то агрессии или жестокости, вы должны заверить своего ребенка, что он в безопасности, а большинство людей не ведут себя так по отношению друг к другу.

Если ребенок должен присутствовать на похоронах, заранее подготовьте его к тому, что он может увидеть и услышать до, во время и после процесса погребения. Объясните, что это печальное событие, и что некоторые люди будут плакать.

Будьте все время рядом с ребенком, а при необходимости отлучиться поручите заботам того, кто сможет ответить на вопросы и дать объяснения. Если ребенок предпочитает не посещать похороны, его нельзя принуждать.

Изображение - Как разговаривать с дошкольником о смерти proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fn%2F4%2F0%2F8%2F5%2F6%2F0%2Fi%2F408560

Каждый иногда переживает моменты скорби. Будьте честны перед детьми в проявлении эмоций, не скрывая горе и слезы. Дайте им понять, что это нормально, если они сами чувствуют потребность грустить и плакать. Никогда не связывайте слезы и выражения чувств со слабостью.

Скорбящий ребенок нуждается в ясном и понятном объяснении. Ему требуется много заверений в том, что он в безопасности и любим, а также обязательно нужно знать, что он может открыто обсуждать свои чувства.

При подготовке ребенка к ожидаемому уходу близкого человека позвольте ему помочь заботиться об умирающем, если он хочет. Это даст ответы на многие вопросы, в том числе информацию о физическом, эмоциональном и психическом состоянии неизлечимо больного человека. Обязательно дайте ему выбор – быть в это время рядом или оставаться от события вдали.

Изображение - Как разговаривать с дошкольником о смерти proxy?url=https%3A%2F%2Fchilddevelop.ru%2Fdoc%2Fimages%2Fnews%2F43%2F4373%2Fchildren41_m

Изображение - Как разговаривать с дошкольником о смерти proxy?url=https%3A%2F%2Fchilddevelop.ru%2Fdoc%2Fimages%2Fnews%2F46%2F4618%2Fo_smerti_i

Смерть – трудная тема для обсуждения с ребенком, и важно придерживаться некоторых правил

Смерть считается одной из самых сложных тем для обсуждения с ребенком, особенно дошкольного возраста. Но также это одна из неотъемлемых составляющих жизни, и избежать разговоров о ней невозможно. Дети хотят знать, что такое смерть, и должны научиться переживать утрату.

Дети узнают о смерти в раннем возрасте из сказок и телевизионных программ. Некоторые сталкиваются со смертью родственников или домашних животных. Несмотря на это, многие аспекты данного вопроса для ребенка остаются непонятными. Например, детям трудно осознать, что смерть неизбежна и случается со всеми людьми. Они также не понимают, что смерть означает остановку всех функций организма. Дети часто верят в то, что умерший человек, будучи на небесах или под землей, всё так же продолжает выполнять привычные действия: есть, спать и т. д.

Сколько бы раз вы не объясняли малышу причины смерти, он не может их понять и думает, что смерть – это временное явление. Даже если ребенок столкнулся со смертью близких родственников, он не допускает того, что это может случиться и с ним.

Дошкольники по-разному реагируют на смерть. Не удивляйтесь, если ребенок в такой ситуации станет сильно привязан к родителям, а его навыки и речь вернутся на более ранний уровень. Ребенок может отказаться ходить в детский сад, а его привычные занятия резко изменятся. Когда малыш видит, как родители и близкие испытывают горе, окружающий мир для него становится угрожающим.

В некоторых случаях ребенок может никак не реагировать на смерть или его отрицательные эмоции могут сочетаться с обычными играми и веселым настроением. Это тоже нормально. Дети проживают горе не сразу, а по частям. Многие откладывают это чувство до того момента, когда почувствуют себя в достаточной безопасности, чтобы его выразить. Этот процесс может затягиваться на месяцы или даже годы, особенно в случае потери близкого человека.

Дошкольник может проявлять странное поведение, например, имитировать смерть в играх. Хотя родители обычно видят в этом нездоровую реакцию, для ребенка это вполне нормально – таким способом он выражает свои чувства по поводу смерти.

Как разговаривать с ребенком о смерти

Не уклоняйтесь от вопросов. Для дошкольника вполне нормально интересоваться вопросом смерти, даже если она не коснулась его непосредственно. Разговор на данную тему в спокойной обстановке позволит лучше справляться с травмирующими ситуациями в будущем.

Отвечайте на вопросы ребенка. Не бойтесь читать ему рассказы о детях, которые потеряли родственников или домашних животных.

Давайте краткие, простые ответы. Дети не могут воспринимать большое количество информации сразу. Лучше всего объяснить дошкольнику смерть как остановку физических функций, чем вдаваться в подробности по поводу конкретного заболевания: «Дядя Ваня умер, и его организм больше не работает. Теперь он не может ни ходить, ни бегать, ни есть, ни спать, ни видеть. Он не чувствует боли».

Также важно дать ребенку ответы на важные вопросы, например, о том, кто позаботится о нем в случае смерти близких и другие.

Выражайте свои эмоции. Проживание горя – это способ исцеления в случае утраты, который универсален как для детей, так и для взрослых. Не пугайте ребенка чрезмерным выражением чувств, но и не прячьте их.

Объясните малышу, что иногда взрослые тоже плачут, и сейчас вы грустите из-за того, что скучаете по бабушке. Ребенок сильно беспокоится по поводу перемен в вашем настроении, и его беспокойство усилится еще больше, если он будет видеть, что вы скрываете от него свои чувства.

Избегайте иносказаний. Взрослые часто используют описательные фразы для обозначения смерти: «покоиться с миром», «уйти в вечность» и т. д. Такие фразы сбивают ребенка с толку, поэтому лучше не говорить, что бабушка «ушла» или «спит». Ребенок может обеспокоиться по поводу того, что он тоже может умереть, когда уснет, или что вы можете не вернуться, когда уходите на работу.

Читайте так же:  Что нужно кушать малышам в морозное время года

Говорите ребенку о смерти максимально просто: «Дедушка был очень стареньким, и его организм больше не мог работать». Если перед смертью дедушка болел, убедите ребенка, что, если он заболеет простудой, он от этого не умрет. Объясните, что болезни бывают разными, и от большинства из них можно вылечиться.

Будьте осторожны, рассказывая ребенку о Боге и небесах. Разумеется, разговоры о загробной жизни непосредственно зависят от религиозных взглядов, принятых в вашей семье. Но если вы говорите ребенку о Боге и небесах, чтобы его успокоить, будьте осторожны: так вы можете сбить его с толку.

Если вы говорите малышу: «Бабушке сейчас хорошо, она на небесах», он может прийти в замешательство: «Если бабушке хорошо, почему родители грустят?» Если вы говорите: «Бабушка была такой хорошей, что Бог забрал её к себе», он может подумать: «Если я буду вести себя хорошо, возможно, Бог захочет забрать и меня? Возможно, мне не нужно себя хорошо вести, чтобы остаться вместе с родителями?»

Можно использовать такую фразу: «Мы все грустим потому, что бабушка не с нами. Мы скучаем по ней, но надеемся, что на небесах ей хорошо». Это прозвучит для ребенка убедительно и не вызовет у него тревоги.

Будьте готовы к разным реакциям. Дети не обязательно чувствуют горе по поводу смерти близкого человека – они могут чувствовать вину или злость. Убедите малыша, что смерть произошла не из-за того, что он что-то сказал или сделал. Будьте готовы также к тому, что ребенок может чувствовать злость к вам, врачам или даже к умершему.

У ребенка также могут чаще, чем обычно, случаться истерики. Это способ выразить грусть (хотя сама истерика возникает совершенно по другому поводу) или реакция на напряженную обстановку в доме.

Будьте готовы к тому, что малыш будет часто возвращаться к данному вопросу. Он может задавать одни и те же вопросы снова и снова, пытаясь понять, что такое смерть, и справиться со своими чувствами. У него также появятся новые вопросы по мере развития познавательных навыков, которые усиливают его тревогу. Не беспокойтесь о том, что вы сразу же не дали ребенку адекватный ответ на его вопрос – он будет возвращаться к данной теме снова и снова. Запаситесь терпением и отвечайте на его вопросы.

Чтите память покойного. Детям требуются конкретные способы для того, чтобы выразить скорбь по близкому человеку. Возможно, он еще не готов к тому, чтобы присутствовать на похоронах, но он может сделать что-то в память о покойном, например, зажечь дома свечу, спеть песню, нарисовать рисунок или принять участие в каких-либо семейных ритуалах.

Если малыш хочет присутствовать на похоронах, заранее объясните ему, что будет происходить: как будет выглядеть покойный, что такое гроб, как могут вести себя присутствующие. Объясните все детали, с которыми столкнется ребенок.

В таких ситуациях хорошо напомнить ребенку о счастливых моментах, которые он провел вместе с покойным: «Помнишь, как вы с бабушкой ходили в лес? Ей так нравилось гулять с тобой».

Обсуждайте травмирующие события. Если ваша семья пережила выкидыш, вы с супругом неизменно чувствуете горе. Но ребенок тоже расстраивается в таких ситуациях, хоть и имеет довольно смутное представление о беременности.

Ребенок может чувствовать себя виноватым или печалиться о том, что теперь он не сможет побыть в роли старшего брата (или старшей сестры). Его следует убедить в том, что подобные случаи происходят нечасто, особенно если вы планируете родить еще одного ребенка.

Объясните, что нерожденные дети обычно обладают слабым здоровьем и не способны выжить. Позвольте малышу попрощаться с нерожденным братом или сестрой, нарисовав ему рисунок или приготовив подарок.

Не приуменьшайте смерть домашних животных. Чаще всего дети сталкиваются с данной темой, переживая смерть домашних животных, для них это действительно трагическое событие. Собака или кошка обычно становятся ребенку настоящим другом и источником безусловной любви. Ребенок может быть привязан и к попугаю, и к аквариумной рыбке. Постарайтесь не употреблять фраз типа: «Не расстраивайся, наш домашний любимец сейчас на небесах» – это дает понять, что его грусть неуместна. Вместо этого выразите свое сочувствие по поводу утраты. Будьте готовы к таким же разговорам и вопросам, как и в случае смерти близкого человека.

Научите малыша правильно воспринимать известия о смерти в новостях. Ребенок может спокойно относиться к тому, что по телевизору часто сообщают о смерти известных людей, а также о стихийных бедствиях и войнах. Но он замечает, когда вы беспокоитесь по поводу подобных новостей, а также слышит, что взрослые обсуждают между собой данные события.

Успокойте ребенка, объяснив ему, что «Война идет далеко, и в ней принимают участие разные люди», и что это вас расстраивает. Но вы рядом и сделаете всё для того, чтобы он был в безопасности.

Постарайтесь вернуть ребенка к нормальной жизни. Не позволяйте ему отказываться от привычных занятий и образа жизни из-за того, что он переживает утрату. Несмотря на сложные события, малыш не должен терять чувства безопасности.

Разумеется, некоторое время он будет чувствовать грусть. Но чем раньше он вернется к привычному образу жизни, тем легче ему будет справиться с утратой. Он должен вовремя ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, ходить в садик и общаться с друзьями.

Обратитесь за помощью к своим друзьям или родственникам. И помните: прежде чем помочь ребенку вернуться к своему обычному распорядку, вы должны сами сделать это.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Если вы видите, что ребенку трудно справиться со своими чувствами (например, у него проблемы со сном или он подвержен депрессии), обратитесь за помощью к психологу.

Изображение - Как разговаривать с дошкольником о смерти 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here