Как вырастить гения

Сегодня предлагаем статью на тему: "Как вырастить гения". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

14:24, 4 Март 2016

Изображение - Как вырастить гения proxy?url=https%3A%2F%2Fchangeua.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Flazy-load%2Fimages%2F1x1.trans

Найбільш цікаві новини

Конечно, многое зависит от генов, однако вы можете помочь своему ребенку раскрыть свой потенциал по-максимуму. Главное – желание, терпение и несколько простых правил:

Поощрять игры
Очень важно, чтобы ребёнок как можно больше времени проводил в играх – это развивает любопытство, которое является ключом к успешному усвоению информации об окружающем мире. Интерес ко всему, что происходит вокруг, поможет в будущем получать удовольствие от обучения.

Много читать
Ребенку нужно как можно больше читать, даже если он ещё совсем маленький – независимо от возраста, его мозг активно обрабатывает информацию. Словарный запас, которым ребёнок владеет в возрасте двух лет, соответствует количеству слов, услышанных им с первых дней жизни. С каждой прочитанной книжкой словарный запас ребёнка увеличивается, а языковые способности улучшаются.

Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Как вырастить гения proxy?url=https%3A%2F%2Fchangeua.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Flazy-load%2Fimages%2F1x1.trans

Вовлекать ребёнка в разговор
Активное общение и правильная передача информации способствуют эмоциональному и языковому развитию ребенка. Непременно следует вовлекать малыша в разговор, использовать вопросы вместо утверждений. Это привлечет его внимание, ведь дети очень тонко чувствуют интонацию.
Позитивная, дружественная интонация пробуждает любопытство, тогда как негативные эмоции и приказы подавляют его.

Делать ребёнка собеседником
Общаться с детьми следует так, словно они полноценные собеседники. Говорить нужно медленно, используя короткие фразы, жесты и мимику, чтобы придать больший вес словам. Это поможет малышу распознавать и усваивать языковые модели, которые он будет использовать в речи.

Исключить посторонний шум
Фоновый шум (например, работающий телевизор) мешает ребёнку отличать звуки, которые ему нужно воспринимать, от ненужных. Не следует ставить телевизор в комнате малыша. Исследования показали, что дети, в спальнях которых есть телевизоры, больше склонны к полноте и менее успешны в школе.

Заниматься музыкой
И вовсе не для того, чтобы вырастить великого музыканта, а для общего развития. У детей, которые на протяжении трёх лет учились играть на музыкальных инструментах, развиваются способности, не связанные с музыкой. Что еще очень важно: обучение музыке улучшает память.

Изображение - Как вырастить гения proxy?url=https%3A%2F%2Fchangeua.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Flazy-load%2Fimages%2F1x1.trans

Заниматься творчеством
Любое творчество развивает воображение и тонкую моторику ребёнка. Поэтому ребенку нужно предоставить всё необходимое для рисования, вырезания, аппликаций и т.д. Хорошо, когда творческие занятия становятся регулярними, и у ребенка есть возможность в полной мере проявить себя.

Показывать и рассказывать
Во время прогулок ребенку нужно рассказывать обо всём вокруг, привлекать его внимание к интересным объектам, объяснять звуки и запахи – делать каждую прогулку уроком об окружающем мире. Очень полезно показывать, как меняется окружающая среда: листья желтеют, цветы расцветают, тесто превращается в хлеб и т.д.

Избегать безликих обучающих фильмов
Исследования показали, что дети, которые смотрят такие безликие видео, обладают меньшим словарным запасом чем те, кто их не смотрит. Детская психика настроена на восприятие речи живого человека, на наблюдение за выражением лица. А в этих видео, как правило, звучит только голос, и слова воспринимаются детьми как поток бессвязных звуков.

Изображение - Как вырастить гения proxy?url=https%3A%2F%2Fchangeua.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Flazy-load%2Fimages%2F1x1.trans

Не быть слишком настойчивыми
Слишком стараясь сделать из малыша гения, причем поскорее, можно ему только навредить. Не стоит заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, или заниматься чем-то одним. Важно учитывать интересы и таланты ребёнка, развивать и поощрять их, а не заставлять его изучать всё и сразу против его воли.

Использовать полезные пищевые добавки
Например, рыбий жир. Жирные кислоты помогают клеткам мозга лучше передавать информацию от одного нейрона к другому, увеличивая эффективность работы мозга. Дети, получающие достаточно жирных кислот, успешнее проходили различные тесты и даже имели более высокий уровень IQ.

Спешить медленно и быть достойным примером
Ребенка невозможно заставить развиваться слишком быстро. С ним нужно разговаривать медленно и часто повторять слова, особенно в первый год жизни. Нужно быть внимательным и делать всё правильно. Не следует повторять неправильно сказанные ребёнком слова. Родители – главный пример ребенка для подражания. Так старайтесь действительно им быть!

Умный ребенок или как вырастить гения. Вундеркинд и что для этого нужно.

Изображение - Как вырастить гения proxy?url=https%3A%2F%2Fpsycabi.net%2Fimages%2Fgeniy

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным. Что нужно, чтобы сделать из ребенка вундеркинда? Есть множество систем раннего развития, например, метод Монтессори, Вальфдорская педагогика, система Никитиных, методика Глена Домана, кубики Зайцева и другие, менее известные, которые помогают развитию задатков и становлению способностей ребенка.

Каждый родитель сам выбирает, какая методика лучше подходит к темпераменту и способностям ребенка, и также ближе к ценностям самого родителя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но помимо известных систем раннего развития, есть общие правила, которые способствуют расцвету способностей и задатков ребенка, а также известны закономерности или стадии интеллектуального развития ребенка.

Какие это закономерности? Обратимся к теории Пиаже, в которой наиболее четко и полно отражены стадии интеллектуального развития ребенка.

В целом он выделил 3 стадии развития, при этом обращая внимание на то, что интеллектуальное развитие стремится к равновесию, на каждом этапе оно нарушается и восстанавливается. Стадии – это уровни развития, сменяющие друг друга.

1. Сенсомоторная стадия (до 2 лет), дооперациональная стадия (2-7 лет)

В этот период набирается кинестетическая база знаний, которая станет основой для дальнейших стадий развития – ребенку надо все пощупать, подергать, послушать, даже попробовать на вкус.

Читайте так же:  Как приучить ребёнка к горшку в 1 год

2. Стадия конкретных операций или репрезентативный интеллект (7-12 лет)

Стадия, когда разбираются-собираются вещи – игрушки или даже вещи взрослых. Эта стадия необходима, чтобы перейти к этапу формальных, логических операций – сначала эти операции нужно проделать наглядно, самому ребенку, чтобы потом не сомневаться (продумывая их только в уме), что так оно и есть.

3. Стадия формальных операций (12-17 лет) или основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, работающее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактное мышление представляет собой умение строить умозаключения по правилам логики, что позволяет подростку выдвигать гипотезы, продумывать их проверку на опыте, делать выводы.

Основа интеллекта человека закладывается в первые годы жизни ребенка – от рождения и до 5-6 лет, потому что мозг растет и развивается в усиленном темпе только в самом раннем детстве. Вся информация, полученная в этот период, станет фундаментом для дальнейшей успешной жизни человека. Главная деятельность в дошкольном возрасте – это игра.

Итак, правила для того, чтобы вырастить гения.

1) Общайтесь с ребенком. Общаться – значит рассказывать, слушать и отвечать на вопросы. Единственным авторитетным источником знаний для маленького исследователя является авторитетный взрослый. Задавая вопросы, малыш не только получает сведения об окружающем мире. Ваша реакция на его вопросы формирует такие качества личности, как уверенность в себе или заниженная самооценка, любознательность или погашение интереса во всем, развитое творческое мышление или просто следование инструкциям.

Планируя что-то, пусть меню ужина – привлекайте ребенка к обсуждению. Именно такие дети, к чьему мнению прислушиваются, легче всего проходят через период подросткового кризиса.

Когда трехлетнее чадо рассказывает историю, произошедшую в детском саду – наберитесь терпения и дослушайте до конца. Если взрослый раз за разом отмахивается от ребенка, он делает вывод “Меня не любят”, “Я не нужен и не интересен”. За таким выводом следует потеря как доверия к взрослому, так и вера в себя, плохое поведение (с целью привлечь внимание взрослого), растет тревожность ребенка.

Отвечайте на вопросы ребенка. Задавая вопрос, малыш как бы спрашивает: “Ты считаешь, что я достоин ответа, ты меня любишь. ” Все это может скрываться за невинным вопросом, “Почему дует ветер или деревья растут?” Для детей очень важно родительское уважение, в том числе внимание к их вопросам – это воспитывает в ребенке самоуважение.

2) Давайте ребенку красивые, развивающие воображение игрушки – вы не просто тратите деньги, а вкладываете их в воспитание гения. Позволяя ребенку рисовать, пусть на стенах, хотя конечно лучше на ватмане, наклеенном на обои, разбирать те же игрушки, слушать, как звучит погремушка, смотреть, как рассыпаются брошенные на пол предметы, лепить что-то из пластилина или теста, – вы обеспечиваете ребенку успешную сенсомоторную стадию развития.

Нельзя принуждать в раннем возрасте ребенка к обучению – это может надолго отбить у него желание учиться. Но и нельзя мешать ребенку играть, так как он хочет – это может сделать его пассивным и затормозит его дальнейшее развитие. В идеале нужно играть и обучать одновременно. Например, на кубиках Зайцева написаны буквы и слоги так, что в процессе строительства домика или паровозика получаются целые фразы. Сами кубики набиты опилками: древесными, если на них написаны глухие согласные, и металлическими – если звонкие.

В возрасте до пяти лет дети легко могут выучить до пяти языков. Важным фактором успешного обучения является естественность – общение с носителями языка или в форме игры, например, читая сказки, слушая песенки.

3) Используйте яркие детали в оформлении детской, пусть ребенок с детства знакомится с разными цветами. Приобщайте ребенка уже в детстве к искусству – это разовьет в нем чувство прекрасного. Воспитывайте даже тогда, когда вас нет дома – украсьте стены географическими картами, страницами из энциклопедий, на которых изображены виды животных, растений, музыкальные инструменты, картины известных художников.

Не обязательно ребенок станет великим художником или музыкантом, но это будет способствовать его общему развитию. Чем больше информации из разных областей есть в распоряжении ребенка, тем проще раскрыться его таланту и развиться задаткам и способностям. Но у ребенка должна быть возможность выбора.

4) Гуляйте с ребенком – ведь мозг нужно насыщать не только полезной информацией, но и кислородом. Отправьтесь с ребенком в лес, к реке, рассматривайте окружающие предметы, беседуйте. Например, возьмите в руки листья нескольких деревьев и покажите многообразие цветов и разнообразие форм. И это будет не просто информация, но и система взаимосвязанных представлений ребенка о себе и своем месте в окружающем мире. Малыш с удовольствие бегает, прыгает и лазает? Отлично, ведь активность стимулирует развитие умственных способностей.

5) И последнее, не одергивайте ребенка. Не заставляйте ребенка читать книгу, когда он хочет рисовать, чтобы не отбить у него желание к чтению и не помешать развитию его художественных способностей. Ребенок, которому постоянно делают замечания и подсказывают, вырастает неуверенным в себе, закрытым для восприятия информации. Если ребенок чувствует себя нужным, понятым, принятым – он учится находить в этом мире любовь.

Вот какие особенности воспитания будущих гениев отметил в своей книге “14 гениев” (Наполеон Бонапарт, Уолт Дисней, Айседора Дункан, Пабло Пикассо, Мария Монтессори, Никола Тесла и другие) автор исследователь Джин Н. Ландрам:

Читайте так же:  Как понять почему ребенок плачет

Изображение - Как вырастить гения proxy?url=http%3A%2F%2Fimg2.uaua.info%2Fuploads%2F22%2F85%2F74%2F22857475-3099-40f2-a97d-6ed3dc848a9f_610x375_fit

Система доктора Глена Домана творит чудеса. Дети могут с самого раннего возраста могут выполнять невероятные гимнастические упражнения, с двух лет умеют читать и общаться на нескольких иностранных языках. И это еще не все! В чем же секрет этой методике, которая воспитывает гениев?

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

В конце 40-х годов молодой военный врач Глен Доман начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Он разработал особые методики, которые сразу же начали давать отличные результаты. Дети, которым давался «приговор» быстро развивались и даже во многом обгоняли своих здоровых сверстников. Вскоре выяснилось, что в основе всех методик Домана лежит легкое открытие: на поврежденные участки мозга можно воздействовать через здоровые.

Глен Доман возглавил Институт достижения человеческого потенциала в Филадельфии. Сегодня его методику используют родители всего мира.

Изображение - Как вырастить гения proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.uaua.info%2Fpictures_ckfinder%2Fimages%2F%25D0%259B%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25BA%25D0%25B8%2816%29

Все дети гениальны с рождения, но их дальнейший успех зависит от возможности развиваться

ФУНКЦИИ МОЗГА

Глен Доман выделяет шесть функций головного мозга, благодаря которым человек и отличается от всех других живых созданий. Это моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо, зрение, слух, ощущения.

Осуществление этих шести функций служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность. Все эти функции от рождения ребенка и до шести лет проходит семь стадий развития мозга. На этой основе и построена вся методика обучения Домана.

При этом, основной функцией считается двигательная функция (ходьба, бег, прыжки).

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

Обильная подвижность дает ребенку возможность быстрее повышать свой умственный потенциал. Поэтому начинать развитие нужно с самого рождения малыша.

Первая ошибка. Большинство младенцев обычно кладут на спину, а в этом положении они беспомощны и не имеют возможности нормально двигаться. Доман предлагает перевернуть новорожденного на живот.

Вторая ошибка. Родители часто кутают малышей в теплые одежды, которые очень мешают им в движении. Учитывайте, факт, что после рождения ребенку не подходит прохладная взрослая атмосфера 20 °С, но чтобы ему было тепло, нужно утеплить саму комнату, а не надеть на него кучу одежды.

СУТЬ МЕТОДИКИ

Изображение - Как вырастить гения proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.uaua.info%2Fpictures_ckfinder%2Fimages%2Fkak-nauchit-rebenka-polzat

Доман предлагает использовать с первого дня рождения специальные треки для ползания. Они напоминают длинные ящики, стенки которых касаются предплечий и бедер лежащего на животе малыша. Когда кроха отталкивается ножками, то сможет проползти достаточно большие расстояния. А любое ползание очень важно в развитии зрения, речи и интеллекта малыша. Поэтому даже старшим детям рекомендуется ползать вместе с малышами.

Также Глен Доман рекомендует поместить ребенка для двигательной активности на теплый, ровный, безопасный пол. При этом нужно учитывать, что она там должен быть не сам, а с родителями.

Кроме ползания, важно развивать у новорожденных хватательный рефлекс. Для этого можно просто подносить 10 раз в день по 1 минуте свои пальцы к его ручкам.

В итоге, перемещение на животе через 2,5 месяца перерастет в осознанное ползание, в 3–4 месяца в ползание на четвереньках, а потом в ходьбу, бег, спринтерский бег и бег на длинные дистанции. Тренируясь по программе Домана, уже в шесть лет ребенок сможет пробегать 20 метров вниз, с холма, потом 100 метров и несколько километров без остановки.

В изучении методики Глена Домана, также важно брать то, что подходит именно вашему малышу, не ставя себе рамки только этой программой. Так, например, продолжайте слушать с ребенком песенки, читать стихи, играть в ролевые игры и игрушки, а также заниматься творчеством.

Изображение - Как вырастить гения proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.uaua.info%2Fpictures_ckfinder%2Fimages%2F%25D0%259B%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25BA%25D0%25B8%2817%29

Не забывайте подкреплять процесс обучения ребенка какой-нибудь лаской, например поглаживанием или поцелуем

ЧТЕНИЕ С РОЖДЕНИЯ

Доман считает обучение чтению самой главной и важной задачей. Если малыш научится читать, он не будет ограничиваться тем, что знают и дают ему родители.

По системе Глена Домана обучение чтению, математике и разным другим наукам строится по одному принципу. В течении дня ребенку нужно быстро показывать карточки определенного размера с целыми словами и предложениями, точками от 1 до бесконечности, животными, планетами, историческими деятелями и т.д., при этом четко произносить названия изображаемого. Такое обучение нужно начинать как можно раньше, тогда эффект будет больше.

Кстати, Доман не начинает обучение детей с букв. Он считает, что читать буквы очень сложно, поскольку нет примеров, на которых им можно показать. Зато гораздо проще со словами: много кто ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу.

НАСТРОЙ НА УСПЕХ

Изображение - Как вырастить гения proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.uaua.info%2Fpictures_ckfinder%2Fimages%2F244088

Чем младше дети, тем больше их тяга к знаниям. Они хотят познавать и учиться. Но родители могут легко приглушить эту потребность если начнут проверять и тестировать своих детей для выяснения того, что они еще не знают. Доман выступает против проверок, потому что ребенок должен показывать, что он знает.

При этом, своего маленького гения нужно часто хвалить, создавая для него ситуации успеха, в которых следует говорить, что он все делает правильно.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ МАЛЫША

Спустя несколько недель или месяцев после начала обучения чтению, Доман рекомендует включить в программу энциклопедические знания. Они изучаются также благодаря серии карточек из различных областей науки.

Здесь даже не так важно, какой объем информации запомнит ребенок. Зато сам процесс позволит его мозгу развиваться.
Одну карточку следует показывать 1 секунду, и так 3 серии по 10 штук. Поэтому даже при 20 подходах этот процесс займет всего 10 минут в день. Правда, клопотливым является само изготовление карточек, ведь их должно быть очень много.

Читайте так же:  Правильный рацион беременных

МАТЕМАТИКА С ТОЧКАМИ

В процессе обучения математики Доман также рекомендует использовать карточки. Но на них писать не цифры, а ставить точки. Он утверждает, что так вскоре дети легко смогут на глаз определять с ходу количество точек, будь их хоть 50. И это поможет им выполнять арифметические действия с большими числами в уме.

Если верить современным исследованиям, гением становятся после 30 лет. Но как быть с теми, чьи таланты проявляют себя уже в детстве? Мы решили разобраться, как определить, что в семье растет гений и как правильно его развить.

Изображение - Как вырастить гения proxy?url=http%3A%2F%2Frussian7.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F04%2Ff9c4baba


Каждый родитель считает своего ребенка самым одаренным. Но что на этот счет говорят врачи? Можно ли определить, будет ли ваш ребенок вундеркиндом? Вообще, современная наука не даст вам ответа на этот вопрос. Но существуют естественные признаки, по которым можно определить, что ваш ребенок гений.

Первый звоночек гениальности – это быстрый рост. Медики полагают, что если ребенок быстро растет, то быстрее развивается – у него раньше развивается мимика, он раньше начинает говорить – в 14 месяцев одаренные дети могут связать предложения. У него первым из сверстников проявляются интересы к другим языкам.

Кстати, склонность к изучению языков – еще один признак гения. Язык, по мнению психологов, отлично развивает мышление. Отсюда все истории о пользе билингвальных детских садов.

Ваш младенец быстро запомнил, что фруктовое пюре, которое подает ему мама, появляется из холодильника? Он обладает хорошей концентрацией и может долго проводить время за одним делом? Отлично! С высокой долей вероятности вы растите одаренного ребенка. Недавнее исследование, в котором приняли участие восемь вундеркиндов, показали, что все они обладают феноменальной оперативной памятью – той, которая удерживает в мозгу информацию для разработки. У вундеркиндов ее объем больше, нежели у простых детей.

Дети-вундеркинды всегда вызывали у окружающих удивление и благоговение. Сам термин вундеркинд идет в ногу с понятием успех. Но, несмотря на феноменальные способности, отличную память и высокие результаты, вундеркинды обладают уровнем умственного развития не превышающим средний. По крайней мере, к такому выводу пришли исследователи после тестирования гениальных детей.

Хуже того, согласно исследованию, опубликованному недавно в журнале Intelligence, большинство гениев несут в себе много аутистических черт, прежде всего, их внимание к деталям. Кроме того, в семьях, где рождаются вундеркинды – в первой и второй степени родства часто встречаются аутисты. На основе проведенного эксперимента с восьмью вундеркиндами, в трех случаях аутизмом страдали около десятка ближайших родственников.

Да и сами вундеркинды несут в себе угрозу отколоться от общества и резко перейти с пути быстрого развития на путь деградации. Бытует мнение, что дети просто не выдерживают того давления, которое на них оказывают окружающие. Но обратный процесс начинается иногда совсем в раннем возрасте. Например, Time приводит пример, когда ребенок заговорил в три месяца, а через год разучился.

Изображение - Как вырастить гения proxy?url=http%3A%2F%2Frussian7.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F04%2Ffft22_mf1500528-663x443

В общем, вундеркинды – палка о двух концах. И встречаются они редко. Согласно исследованиям, на 100 тысяч детей приходится один вундеркинд. Одаренных намного больше, но талант – это всегда труд, в том числе и родительский.
Исходя из последних исследований, современные ученые дали следующие советы по воспитанию будущих гениев:

Развивайте терпение

Во-первых, не давайте ребенку много смотреть телевизор, особенно до двух лет. Современная статистика гласит, что 59% маленьких детей имеют под боком не один, а целых два телевизора. Эксперт Роберта Голинхофф подчеркивает, что это не приносит никакой пользы, напротив, снижает познавательные навыки и крадет время, которое нужно вашему чаду для развития. Кроме того, ученые советуют с детства учить ребенка терпению. Однажды в американской школе группе детей предложили одно печенье, с условием, что второе они смогут получить, только если немного подождут. В итоге, у тех, кто прождал больше, показатели по школьному тесту были на 210 пунктов выше, чем у тех, кто не смог выждать и минуты.

Берегитесь компьютера

Кстати, о компьютерных играх. Это враг номер один в мире современной педагогики. Недавняя статья в научном журнале “Педагогические технологии” доктора Бари гласила, что дети, которые играют в компьютер больше двух часов в день, показывают результаты на 9,4% ниже, чем те, кто больше интересуется другими вещами, например, книгами, музыкой или спортом.

Откройте для ребенка музыку

Музыка – секрет успеха в развитии вербальных навыков у ребенка. Недавно в Америке провели эксперимент, где приняли участие ученики из музыкальных школ Бостона до десяти лет, которые к тому времени уже три года занимались музыкой. Как указывают авторы, эксперимент показал, что дети из музыкальных школ оказались в несколько раз способнее в изучении языков, и вообще были более интеллектуально развиты, нежели их сверстники.

Соберите библиотеку

Другой важный фактор развития – книги. Исследователь Эванс, в своей статье «Семейная, школьная культура. Успех образования», – сообщил, что дети, росшие в доме, где было более 500 томов, учились на 36% лучше, чем их сверстники из семей меньших библиофилов. Конечно, не стоит забывать, что жить в окружении книг мало, нужно их еще и читать.

Не бойтесь детского сада

Ну и последнее – социализация. Рано или поздно перед всеми современными родителями встает вопрос – отдавать ли ребенка в детский сад или не стоит. Наука голосует «за». Чтобы сделать такой вывод ученые проследили за жизнью двух групп сирот от 3-4 лет до 40. Одни посещали дошкольное учреждение, другие нет. В итоге группа, прошедшая подготовительную школу, к 27 годам имела в несколько раз больше шансов купить себе собственный дом, нежели те, кто были предоставлены сами себе. Результаты исследования вышли в статье доктора Швайнхарта «Время жизни: о пользе дошкольного обучения вплоть до сорока лет». Социализация и умение направить безграничную энергию вашего чада в правильное русло – вот гарант успешного будущего, утверждают ученые.

Читайте так же:  Как помочь ребёнку при коликах

Пренебрегая словесами,
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами.
( «К истории» Лев Озеров)

Гений – это человек, который внес большой вклад в культурно-историческое наследие человечества. Как говорят: его имя осталось в истории. Правда, чаще всего признание гения происходит посмертно… Хорошо про это еще в 1859г. писал Н. Огарев в стихотворение «Юноше»:

«…Будь тверд в борьбе и смерть встречай спокойно

Не злобствуя и зная наперед:

Народы все, помимо всех уроков,

Сперва казнят, а после чтут пророков…»

Правда, представителям точных наук (математика, физика, химия, биология и др.) повезло больше: гениев признают при жизни.

В современной науке до сих пор нет четкой границы между одаренностью, талантом и гениальностью. В Большой современной энциклопедии С.Рапацевич талант и одаренность рассматривает как синонимы, а в Педагогическом словаре Б.М. Бин-Бада талантливые дети=одаренным детям. Даже выступая 12 апреля 2016г. на конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса» профессор, доктор психологических наук Щебланова Е.И. не внесла ясность в этот вопрос. В.Е.Пешкова определяет гениальность как наивысшую ступень одаренности [7]. Еще А. Шопенгауэр писал: «… талант достигает той цели, которую никто не может достичь, в то время как гений достигает цель, которую никто не мог увидеть».

Отсюда возникает сложный вопрос: нужно ли вообще выращивать гения? Если нужно, то как эффективно это сделать? Кто должен этим заниматься?

Обучаясь в университете в 90-х годах прошлого века, нас учили, что надо создавать условия для развития творческого потенциала всех детей. Чтобы каждый ребенок был гармонично развит, реализовал себя. Это достаточно большая и трудоемкая работа [4]. Ведь она включает в себя (упрощенная схема):

  • Диагностическое обследование, которое должно выявить творческий потенциал каждого ребенка,
  • Разработку индивидуальной программы развития способностей каждого ребенка,
  • Реализацию индивидуальной программы развития способностей каждого ребенка,
  • Мониторинг эффективности индивидуальной программы развития способностей каждого ребенка,
  • Коррекцию индивидуальной программы развития способностей каждого ребенка… и далее движение идет по спирали (как по кругу, но с расширением и подъемом).

    У многих родителей возникает вопрос: Когда начинать воспитание гения? Сразу же вспоминается диалог А.С. Макаренко с родителями семидневного малыша: в воспитании вы опоздали на 7 дней… Специалисты перинатальной педагогики рекомендуют воспитывать ребенка внутриутробно. И сегодня уже не редкость мамочки, на больших животах которых прикреплены наушники, вещающие нерождённым деткам классическую музыку, сказки и др. для скорейшего развития. Они торопятся! А как же, ведь Масару Ибука написал, что «после трех уже поздно»[6]… Его книгу прочитали многие. Как жаль, что только специалисты знакомы с другой книгой – «Ещё не поздно» российских ученых О.М. Дьяченко и Н.Е.Вераксы! Они утверждают, что можно начинать в любом возрасте (правда, скорость будет уже другой, да и усилий приложить надо больше) [3]. Еще Ж.Пиаже писал о том, что детские вопросы (а они появляются у ребенка в 3 – 4 года), их любознательность лежит в основе познавательного развития, креативности.

    Времена меняются… Сейчас газеты, журналы, Интернет пестрят объявлениями педагогов, психологов желающих помочь воспитать «гения с пелёнок». Если у родителей есть такая возможность, то с их ребёнком занимаются специалисты. Но неужели ранним развитием занимаются только в богатых семьях? Да, но только в семьях, богатых на любовь, душевную теплоту и внимание. На сегодняшний день существует огромный выбор методик, книг по воспитанию и развитию детей раннего возраста, но не все они могут идеально подойти вашему ребёнку. Каждый отдельно взятый маленький человечек – личность, индивидуальность. Соответственно, подход также должен быть индивидуальным. Для начала лучше прочитать и осмыслить идеи разных авторов, а затем творчески их сочетать. Поначалу никто не знает, какое занятие даст наибольший толчок для развития малютки. Наблюдайте, экспериментируйте, ищите ключик к талантам своего малыша.

    Непосредственный контакт взрослого и ребёнка даёт последнему больше возможностей для приобщения к культурно-историческому наследию человечества. Общение с родителями даёт возможность ребёнку почувствовать себя признанным, неповторимым, что, в свою очередь, гарантирует более успешное общение в социуме.

    Что предлагают сегодня для развития маленьких гениев? Можно купить книгу Тони Бьюзена «Умные родители – гениальный ребенок» и действовать по предложенному алгоритму [2]. Хороший вариант, апробированный временем и в разных странах. А можно изобрести что-то свое (ведь каждый ребенок индивидуален). Тогда родителям надо познакомиться с тем, что уже накоплено человечеством по проблеме воспитания и обучения гения. Вот на выбор несколько ведущих методик, их характерные особенности и ключевые моменты учебной программы:

  • Методика Бориса и Лены Никитиных – упор на физическое развитие грудничка и стимуляцию хватательного, шагового и плавательного рефлексов, закаливание, массаж, занятия на домашнем спорткомплексе. Деткам постарше – игры-головоломки для развития логического и образного мышления. Они предложили понятие НУВЭРС – необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей.
  • Методика Глена Домана – Доман считал, если не давать нервным клеткам мозга подпитки, они отмирают. Поэтому 20-30 минутные уроки математики, чтения и энциклопедических знаний нужны с пелёнок.
  • Методика Марии Гмошинской – грудничковое рисование-экспромт съедобными красками (пальчиками, ладошками, кисточками…), акварелью, фломастерами.
  • Методика Марии Монтессори – «Помоги мне это сделать самому» – основной принцип методики. Развитие моторных и сенсорных навыков. Ребенок сам изучает созданную для него среду, а вы помогаете.
  • Методика Штайнера (вальдорфская) – отрицание ранней интеллектуальной нагрузки Развитие через творчество, ремесла, подражание, игру. Предпочтение отдаётся самодельным игрушкам.
  • Методика Сесиль Лупан – адаптация разных методик под конкретного ребёнка. Обучение через практику, постоянное общение, рассказы в картинках об окружающем. Домашние энциклопедии.
  • «Складовые кубики» Н. Зайцева… и др.
    Читайте так же:  Счастливая семья

    Можно долго перечислять. Совсем не обязательно следовать какой-то одной методике. Вы можете объединить наиболее приемлемые для вас и вашего ребёнка моменты нескольких понравившихся методик. Но жить по методике круглые сутки не обязательно. Да, Мария Монтессори обходила вниманием сказки, в её методике их нет, но кто мешает вам любить читать и рассказывать крохе сказки? Точно также погружение в творчество по Штайнеру не означает, что нельзя подпитывать мозг крохи конкретными знаниями: к примеру, чертить пальчиками на бумаге геометрические фигуры, рассматривать на прогулке формы листочков, искать красные и жёлтые цветочки на клумбах… В первую очередь необходимо следить за гармоничным развитием ребёнка – это первостепенная задача для родителей [5].

    Означает ли то, что если заниматься с ребёнком с пелёнок, то он обязательно станет гением? Да, если вам удастся угадать склонности и интересы малыша и будете их развивать усиленно, но не вопреки детской природе и здоровью. Не стоит зацикливаться на чём-то одном – давайте ребёнку возможность развивать свою Вселенную в разные стороны. Дайте ребенку полноценно прожить каждый день своего счастливого детства!

    Таким образом, для выращивания гения важно, чтобы основные факторы (семья, школа, социальное окружение) действовали в едином направлении. Образовательная среда должна быть насыщенной. Чрез общение с ребенком шло присвоение им культурно-исторического опыта человечества. Слабое звено в этой триаде – социальное окружение (социум) – оно, как правило, не организовано вокруг гениального ребенка оптимально.

    Да и школа подкачала… Ученые утверждают, что современная школа оказалась без программа по развитию одаренности [1]. На данный момент нет психологических диагностических методик, с помощью которых можно надежно построить психологический прогноз относительно последующих интеллектуальных достижений ребенка, т.к. «зона отдаленного интеллектуального развития» шестилетнего ребенка (в 8 – 9 классах) практически не предсказуема. Часто отличники начальной школы в старших классах превращаются в троечников… Немаловажную роль играет и педагогический коллектив (об этом можно много писать). Одна установка учителя на одаренность детей его класса чего стоит!

    Выращивая рассаду, мы не тянем ее за листочки, а создаем благоприятные условия (свет, вода, питательные вещества). По аналогии с растениями надо обогатить среду обитания детей, предоставить им больше возможностей, верить в их индивидуальность… Одаренные дети «выигрывают», попав в качественную образовательную среду. Школа должна быть антропоцентричной и раскрывать индивидуальность каждого ученика [8].

    Можно дать примерные простые рекомендации родителям (не только по воспитанию гения, но и по воспитанию обычного ребенка):

    Следуйте советам специалистов и тогда Вы вырастите настоящего Человека разумного, который будет развит во всех областях жизни и науки и сможет выбрать любой путь, ведь везде он будет успешен. «Не космонавт, не президент. Но уже звезда, готовая стать тем, кем захочет».

    Родителям (а именно на них ложиться большая часть работы по выращиванию гения) должны помнить три «кита», на которых держится система успешного воспитания – это Любовь, Похвала и Помощь. Но ведь все родители любят своих детей. Да, однако, не всегда они дают ребенку это почувствовать, а очень зря. Только купаясь в лучах родительской любви, дети растут здоровыми, спокойными, уверенными и успешными. Похвала тоже не должна быть редкостью – даже самые маленькие успехи заслуживают внимания и обязательно – одобрения. И это правило не только для родителей, которые хотят вырастить вундеркинда с пеленок.

    А вот помощь должна быть правильной: никогда нельзя бросать ребенка наедине с его проблемой, страхом, неудачей. Для малыша может быть одинаковой трагедией как боязнь темноты, так и не получившийся домик из кубиков. Не надо бросаться исправлять все за малыша, но помочь, подсказать, подбодрить – вот отличный стимул для малыша довести дело до конца и получить заслуженную похвалу.

    Итак, в конце повторим: для выращивания гения важно, чтобы основные факторы (семья, школа, социальное окружение) действовали в едином направлении. Образовательная среда должна быть насыщенной. Через общение взрослых с ребенком идёт присвоение им культурно-исторического опыта человечества.

    Изображение - Как вырастить гения 4966269
    Автор статьи: Ольга Репина

    Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
  • Оценка 4.8 проголосовавших: 4

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here