Как заниматься с активным ребенком

Сегодня предлагаем статью на тему: "Как заниматься с активным ребенком". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Некотрые мамы не знают как совладать со своим непослушным чадом, другие хотят помочь своему ребенку стать более внимательным, собранным. Я постаралась написать некоторые рекомендации, которые, надеюсь, помогут родителям в этом. Написанное рассчитанно на деток от 1,6 до 7-9 лет. Ориентируйтесь на своих детей, на их возможности. Помните, что развивающие игры и упражнения, не должны быть для ребенка слишком простыми, всегда должен быть элемент трудности, это та самая планка, которую вы должны будете постоянно поднимать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Детки «слишком активные», которые часто озадачивают родителей своим непослушанием, требует особого подхода. Следует сразу определиться с тем, что к ЛЮБОМУ ребенку можно найти подход. НЕТ плохих детей, Есть «инертные» взрослые.

Трудность для активных детей составляет удержание произвольного внимания. Чтобы лучше понимать, хочу пояснить, что внимание бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное внимание, это то, на что мы не затрачиваем особых усилий, проще говоря, то что нас заинтересовало. Часто родители говорят «ну, он же может подолгу сидеть за компьютерной игрой, или за конструктором». Все дело в том, что если ребенок играет в то, что ему интересно, это не может рассматриваться, как произвольное внимание. Но, если ребенок прилагает специальные усилия для выполнения какой – либо деятельности, вот в этом случае, мы говорим о произвольном внимании.

Истинно гиперактивные дети, не могут долго удерживать внимание, а следовательно, они быстро теряют интерес к какому-нибудь делу, с легкостью бросают его на полпути, берутся за новое дело, не закончив старое. Вот здесь начинается ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: старайтесь добиваться, чтобы ребенок закончил начатое дело. Конечно, скорее всего, это будет вместе с мамой. Если ребенок не в силах завершить начатое, позвольте ему отдохнуть, но потом обязательно надо будет вернуть его к завершению начатого дела. Можно сказать ему так: « Я вижу, ты устал, поэтому давай я почитаю тебе книжку, а потом мы вместе закончим убирать игрушки (строить дом). Для занятий с такими детками особенно хороша пальчиковая гимнастика, игры на дыхания, прослушивание музыки для релакса, телесные игры.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: не давайте сложных поручений, дробите задания на маленькие части, на выполнение которых требуется 2- 5 -10 минут ( в зависимости от возраста).

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: старайтесь структурировать время ребенка, приучайте его к режиму. Т.е. он должен знать, что, например, после завтрака, будут занятия (чтение книги, лепка, рисование), это поможет вашему ребенку более уверенно чувствовать себя. Перед сном должен быть какой –то ритуал, ну, например, укладывание куклы спать, массаж пальчиков, беседа о том, что видели сегодня, что делали.

Как ни странно, но эти дети бессознательно тянуться к контролю со стороны взрослых, часто провоцируя их на проявления строгости. Ребенок не может сам остановиться в своих поступках, и невольно провоцирует родителей на строгость, а то и на наказание, после чего часто довольно успокаиваются.

Вот некоторые специальных игр, которые вам помогут:

Телесно-ориентированная игра « Ласковый мелок»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Ход игры: Существует хорошее развлечение – рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры. Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце „ласковым” мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „ласковым” хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Видео (кликните для воспроизведения).

ЖУЧКА и ВЕТЕРОК

Цели игры: снятие психо-эмоционального и мышечного напряжения. Может быть использована в период адаптации детей к детскому саду. Вызывает у детей положительные эмоции.

Ход игры: Дети ползают по ковру, изображая жучков. Когда взрослый говорит: «Ветерок» – жучки ложатся на спинку и начинают двигать руками и ногами, показывая, что не могут перевернуться. Затем взрослый говорит детям, что жучки – молодцы и все-таки смогли перевернуться на лапки и могут ползать дальше. Игра повторяется несколько раз.

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, обучение детей навыкам ауторелаксации.

Родитель предлагает ребенку превратиться в бабочку (можно при этом коснуться ребенка волшебной палочкой). Затем под спокойную расслабляющую музыку ребенок начинают «порхать» по комнате. Родитель сопровождает этюд текстом: «Мы с тобой легкие бабочки, летаем по небу. Теплый ласковый ветерок тихонько поднимает нас и уносит. Сядем, закроем глаза и почувствуем, как ветерок ласково дует нам в лицо. Легонько коснемся своими пальчиками лба, щек. Почувствуем нежный ветерок. Глубоко вдохнем и выдохнем, также как ветерок. Дышим глубоко и ровно. Теплое солнышко ласкает нас своими лучиками – улыбнемся ему и откроем глаза. Покружимся по комнате и присядем обратно на коврик. Мы легкие разноцветные бабочки. Наши крылышки переливаются на солнышке. Нам легко, мы как пушинки. Потянемся высоко – высоко, и превратимся обратно в мальчиков и девочек». Психолог подходит к ребенку, гладит его по голове (или прикасается к нему волшебной палочкой), превращая в мальчика или девочку.

Читайте так же:  Рисуйте для деток и с детками!

ВЕТЕРОК НА БЕРЕГУ

Цель: расслабление, снятие психоэмоционального напряжения.

Ребенок ложится на ковер. Мама включает музыку «Шум моря» и спокойным ровным голосом говорит: «Закрой глаза, представь, что мы лежим на берегу моря. Светит теплое солнышко, мы греемся на нем. Ручки и ножки расслаблены. По телу разливается тепло. Дует ласковый ветерок (в этот момент можно погладить ребенка). Давай подышим спокойно и глубоко. Давай наберем побольше воздуха, а потом будем медленно его выдыхать. Нам хорошо и спокойно. Море спокойное, а под водой плавают разноцветные сказочные рыбки. Представьте, какие они красивые: голубые, желтые, зеленые – они блестят и переливаются. А мы лежим на берегу, и все заботы и тревоги покидают нас, уплывают как рыбки. Потихоньку открываем глаза, можно потянуться, возвращаемся в нашу комнату».

Гимнастика ума . Для развития обоих полушарий давайте ребенку работать двумя руками.

– Приучайте правой рукой есть ложкой, а левой -вилкой (а нож – в правой)

– Рисование двумя руками одновременно. Для совсем маленьких свободное рисование, мы просто подталкиваем их к этому, стимулируем разными способами. А с лет пяти уже можно давать разные специальные упражнения выполнения задания двумя руками одновременно. Вот например – правой рисуем кружочек, а левой -треугольник.

– Погладить себя по голове одной рукой, а другой в это время – пошлепать себя по животику. Потом меняем руки. Вращение рук в разном направлении. Пальчиковые игры в зеркальном отбражение.

Десять минут таких занятий ежедневно – и ваш ребенок удивит вас своими достижениями!

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

1. Путаница. Рисуете на листке, например, животных и то, что они любят. Соединяете это ТОЛСТОЙ линией, по началу линии могут отличаться по цвету. Предложите ребенку пальчиком провести по дорожке и узнать что любит зайчик, а что лисичка. Вначале лучше чтобы линии не пересекались, а начинайте с трех дорожек, постепенно увеличивая их число до 5-7.

2. Сортировка предметов (подойдут любые мелкие предметы, а также фасоль, макароны, детали конструктора, и т.д.) Цель: развитие мелкой моторике (следовательно речи), развитие произвольного внимания. Задание: давай разложим с тобой по тарелочкам (баночкам), а дальше включаете вашу фантазию: орешки для белочки (сажаем белочку около тарелочки, кладем к ней орешек), а для птичек – фасоль (сажаем игрушечную птичку возле другой тарелочки, кладем туда фасоль). Задание меняйте, с каждым разом все более усложняйте. Можно сортировать по размеру (большие, маленькие), по цвету (постепенно доводя до 5-6 цветов)

3. Дыхательная гимнастика.

-Кладем руку малышу на животик, и просим «надуть шарик» (ВДОХ), а потом «сдуть» (Выдох), тихонько нажимая на живот. Если ребенку трудно, то сначала это делаем у мамы (сдуваем, надуваем шарик), а потом у себя.

– Можно накатать ватные шарики и сдувать их со стола, задувать в ворота.

4. Работа с пальчиковами красками, пластилином, мозайка, собирание бусиков и т.д. Хорошо также собирать пазлы, складывать кубики.

5. Художественное чтение. Вы читаете книжку, а ребенок, по ходу чтения, озвучивает героев, либо показывает пальцем. Также можно использовать «говорящие книжки». Рассказывание знакомых стихов: вы начинает, а ребенок заканчивает строчку. Здесь можно порекомендовать стихи Барто «Игрушки», Маршака «Азбука в стихах», и т.п.

1. ” Запрещенное движение” Предложите ребенку повторять за вами разные движения, но одно делать запрещается(например, прятать руки за спину). Вы показывайте движения, и время от времени показывайте ребенку «Запрещенное движение». Модификация этой игры – делать надо то, что показывают, даже если говорят другое” Вы показывайте движения, сопровождая их словесными инструкциями (руки вверх, в стороны, ноги врозь, вместе), но в какой-то момент вы делаете одно, а показываете другое. Задача ребенка не попасться на обман!

2. Игра с мячиком. «Я знаю пять названий… ягод (цветов, марок машин, городов и т.д.) Бросаете другу мячик, каждое слово -бросок. Также можно просто стихи декламировать.

3. „Повтори за мной“ делайте несколько простых движений, задача ребенка точно их повторить.

Подключайте свою фантазию, и набор игр станет намного больше!

Как видите много чем можно заняться с вашим ребенком. Важно соблюдения правила: занятия должны быть ежедневными, от 15-20 минут до часу, но при этом важно составить алгоритм занятия и примерно следовать ему.

»Вначале поговорите с ребенком о том, что сегодня было интересного, потом поиграйте в пальчиковые игры. Затем хорошо поиграть в дыхательные игры, потом уже можно давать разные задания: лабиринт – путаница, совместное чтение, сортировка предметов. Закончить занятие можно лепкой, рисованием, собиранием пазлов, кубиков.”

УДАЧИ ВАМ! Изображение - Как заниматься с активным ребенком proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.baby.ru%2Fi%2Fsmileys%2Fd07connie_abc123

Уроки вприпрыжку для дошкольников. Как заниматься с очень активными детьми

Изображение - Как заниматься с активным ребенком proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.jv.ru%2Fresize%2Farticle3detail%2Fi%2Findoc%2Fdf%2F31616_3f6cd1866f8a26a3f928742d148de9.0

Будучи детским психологом, я хорошо понимаю: дошкольникам бывает трудно усидеть на месте. Даже слушая интересную сказку, они елозят, прыгают, машут руками, срываются с места. Родителей это огорчает и даже сердит. Между тем, такое поведение не только абсолютно нормально, но даже закономерно. Активное движение помогает малышу усваивать информацию. А знания, полученные походя, держатся в нашей памяти крепче, чем те, что мы впихивали туда специально.

Поэтому, вместо того чтобы усаживать малыша за парту перед книжкой, почему бы не попрыгать, не побегать и не повеселиться… Параллельно ребенок без труда запомнит все то, чему вы так хотели его научить!

Читайте так же:  Три стадии родов

Конечно, это не значит, что теперь вы будете заниматься с малышом только так. Даже самых активных и гиперактивных детей надо приучать понемножку сидеть спокойно, рисовать, внимательно слушать. Но проблема заключается в том, что, вынужденные тратить все силы на это «спокойствие», они уже не способны адекватно воспринимать информацию и что-то запоминать. Поэтому для начала постарайтесь разделить для малыша две задачи: или он сидит спокойно и, например, рисует (в первые несколько раз — не больше 3-5 минут, каждую неделю прибавляя по минуте), или уже учится и узнает что-то новое. И только тогда, когда ваш ребенок сможет спокойно провести за письменным столом минут 10, начинайте за столом же, а не вприпрыжку, понемногу давать ему новую информацию в максимально интересном для него виде.

Конечно, «уроки вприпрыжку» потребуют от вас и фантазии, и немного большей подготовки, чем просто заучивание материала с книжками и тетрадками. Но так вы можете быть уверены, что малышу всегда будет интересно учиться!

Почему занятия по типу школьных не подходят дошкольникам

На мой взгляд, много сложностей с обучением возникает в тех семьях, где взрослые, занимаясь с дошкольниками, ориентируются не на законы их психофизиологического развития, а на свои учебные привычки. То есть обучают детей так, как учат их в школе. Вот тут-то и начинаются проблемы. Ведь ребенок 2-3-5 лет и ребенок 7-8 лет — существа абсолютно разные. По степени развития мозга и объему сознания, по способности к произвольной деятельности (когда надо что-то выполнять, потому что надо, а не потому что самому хочется и интересно) и к концентрации внимания.

Ребенок трех лет в норме держит произвольное внимание лишь 5-7 минут. Поэтому ни в коем случае нельзя ругать малыша за неусидчивость, если он не хочет больше пяти минут подряд рисовать, лепить, смотреть книжку или делать еще что-то, что было предложено ему взрослым. Об усидчивости будет свидетельствовать (и судить о ней надо именно по этому показателю), время, которое малыш занимается тем, что увлекло его самого, что было самим им выбрано.

Например, трехлетка может целый час увлеченно гонять машинки по квартире, устраивая аварии, — этот ребенок вырастет очень усидчивым и внимательным. Если только его не испортят взрослые. При этом тот же самый кроха скатает из принесенного бабушкой пластилина пару колбасок и умчится.

Именно поэтому все занятия для малышей строятся по принципу непрерывной смены деятельности, иначе малышу станет скучно и толку никакого не будет.

Еще одно серьезное отличие, уже физиологическое, а не только психическое: дошкольники не могут долго сидеть на одном месте. Конечно, встречаются малоподвижные дети, но чаще всего их «спокойствие» сопровождается «нехорошими» диагнозами, типа гипотонуса, ПЭП, ММД, порока сердца. Нервная система ребенка еще до конца не сформирована, слабо развита функция расслабления, поэтому через каждые десять минут ему надо попрыгать, побегать, потанцевать — в общем, подвигаться, чтобы сбросить излишнее напряжение.

Напряжение копится, когда мама или неграмотный педагог заставляют малыша долго сидеть на одном месте, «не вертеться», «не дрыгать ногами» и т.п. В результате оно закрепляется в мышечной структуре детского организма, что приводит к нарушениям осанки и психосоматическим заболеваниям.

Так что, если решили заниматься с малышом, обязательно устраивайте через каждые 10-15 минут активные переменки, иначе никакие знания не пойдут ему на пользу!

И наконец, в отличие от школьников малыши практически не умеют пользоваться долговременной памятью. Наверное, все мамы замечали, что ребенок трех-четырех лет не может вспомнить, как отмечали его прошлый день рождения, куда он ездил отдыхать прошлым летом. Если, конечно, не повторять эту информацию практически постоянно. То же происходит, например, и с иностранным языком. Из десятка прекрасно выученных слов через месяц кроха не повторит ни одного, если вы прервете занятия. Ведь его мышление и восприятие пока еще не абстрактны, а предметны: он хорошо делает только то, что делает постоянно, и знания, которым нет применения в повседневной жизни, уходят «из обращения».

Как организовать урок вприпрыжку: примеры игр с малышом

Прыгаем по… Прыгать можно по чему угодно — буквам, цифрам, цветным табличкам… Суть одна: вы берете листы бумаги или картона (чем плотнее бумага, тем дольше будут существовать ваши пособия), пишите или рисуете на них нужный символ. Крупно, ярко, жирно. Если это буквы, то буква должна занимать почти весь лист. Если это цвет — закрашивайте весь лист нужной краской. Затем выкладываете из них дорожку на полу. Берете малыша за обе ручки, чтобы руководить скоростью его движений. И предлагаете ему прыгать (если он еще не умеет это делать, переносите за руки) с картинки на картинку, громко и внятно называя то, что там изображено.

Салки-обучалки. Прекрасно подходит для нескольких детей, хотя можно играть в эти салки-обучалки и просто вместе с мамой. Вам опять же понадобятся карточки с тем материалом, который вы хотите выучить. Они должны быть размером с тетрадный лист, по две на каждый «предмет» (цифру, букву), если детишек много. Пара карточек прикрепляется к спине и груди ребенка обычными скрепками или английскими булавками. Прикрепляя, называйте каждому участнику его «имя». Например: «Ты, Петя, у нас буква А, а ты, Зоя, буква О». Затем дети разбегаются по комнате. (В теплое время года можно договориться с парой мам и играть на детской площадке. И весело, и сколько пользы!) Теперь вы командуете: «Ловим букву А! Кто у нас буква А? Это ты, Петя? Значит, ловим Петину букву!». Поймавший Петю называет его букву и обводит ее изображение пальцем. После этого можете начинать ловить следующую букву.

Читайте так же:  Советы для спокойного сна малыша

Имейте в виду, что даже если детишек много, например, вы затеяли игру в группе детского сада, все равно не надо давать больше пяти элементов на игру. Пусть лучше будет несколько детей с одинаковыми табличками.

У кого это есть? А вот эта игра прекрасно подходит для домашних занятий мамы с малышом. Вам опять понадобятся карточки. Хотя если, например, вы изучаете цифры, то к карточке можно прибавить и количественный материал (ракушки, палочки). Теперь карточки крепятся к плюшевым игрушкам (или машинкам, если у вас мальчик). И вы предлагаете малышу найти того зверя, у которого на груди нужная картинка. Конечно, не забудьте рассадить игрушки по всем углам комнаты, на разной высоте, чтобы за одним надо было под стулом пролезть, а до другого допрыгнуть.

Угадай, кого я спрятала? Здесь кроме карточек вам понадобится моток бечевки или просто клубок толстых ниток. Один конец бечевки, метра 3-4 длиной, крепится к игрушке. Другой — к карточке. Игрушку вы прячете, например, за дверцу шкафа или в ящик, а кончик бечевки с карточкой выпускаете из него. Остальные «пронумерованные» машинки (мишки, куклы) тоже расставляются по комнате. После этого вы зовете кроху и предлагаете ему найти зверя, который спрятан под номером 3. Малыш должен отыскать цифру «3» и затем, смотав бечевку, достать игрушку.

Найди вокруг. Эта игра подходит при изучении цвета, геометрических форм, размеров. Вы предлагаете малышу внимательно посмотреть на образец, например круг. И потом найти в квартире все то, что имеет такую же форму. Когда он нашел заданное, вы показываете ему следующий образец. Скажем, синюю маечку, и просите найти все синего цвета. Конечно, в качестве образца следует выбирать что-то очень типичное (майка с синим фоном, на котором много разноцветных кружочков или клеточек не подойдет — малыш запутается). И второе условие: позаботьтесь о том, чтобы вокруг крохи было много требуемых объектов. Для игр подобного рода очень хорош большой мяч с ручкой, на котором кроха сможет прыгать по всей квартире. Заодно у него будет отличная разминка, и энергии лишней не скопится!

Добеги и сравни. Благодаря этой игре мы с сыном очень быстро выучили все цифры и научились считать. В одной комнате были разложены карточки с цифрами, под которыми стояло соответствующее количество точек (крупных, чтобы не нагружать крохе зрение и чтобы он не сбивался), во второй на диване сидела я с количественными карточками. Ребенок должен был подойти ко мне, взять карточку с семью точками, добежать до другой комнаты, сравнить количество точек и найти таким образом цифру «7». Внимание малыша на цифре заострять не надо: главное для него — это сравнение количества точек на карточках. Цифры в этом случае запоминаются сами собой, а ребенок еще и учится считать. Второй уровень сложности: взяв карточку, найти и принести те, на которых точек больше (меньше). Следующий уровень сложности: мама дает две карточки, в соседней комнате надо найти одну, количество точек на которой соответствовало бы сумме.

Очень важно не перегрузить кроху — моего хватало на три-четыре таких «сравнения» в день. Но, честно говоря, больше и не надо: через месяц трехлетка спокойно оперировал в пределах десятка.

Считай шаги и найдешь. Еще один вариант математических пряток. Учит считать и развивает пространственную ориентацию (потом будет легче отступать клеточки в тетради). Вы загадываете какой-то объект или прячете игрушку и говорите ребенку: «Чтобы найти это, ты должен пройти три шага вперед, два — направо и т.д.». Малыш идет и считает вслух. Если видите, что он не дошел или переборщили — корректируйте. Второй уровень сложности: поменяться ролями (только подстраивайте свои шаги под ноги малыша — дети обычно «меряют» расстояние перед тем, как давать задание). Для этой игры важно, чтобы мама обладала хорошим глазомером и верно определяла количество шагов.

Хотя, если вы оба обладаете хорошим чувством юмора, это бывает даже смешно, когда мама вдруг кричит: «Ой, я ошиблась, надо еще два шага прибавить!». Или: «Стой, стой, уже все, надо поворачивать, я лишнее посчитала».

Заодно малыш учится тому, что совершать ошибку — нормальное явление, и в этом нет ничего страшного.

Импульсивных и подвижных детей часто называют гиперактивными. Однако не следует путать детскую активность, что является нормой, с гиперактивностью, что является неврологической проблемой. Последнюю называют синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). И сегодня это довольно распространенный диагноз.
Как просто активные, так и гиперактивные дети, могут проявлять нетерпение, неусидчивость и сильное возбуждение. Шуметь, капризничать, бегать и скакать – одним словом, «стоять на ушах». Но все-таки есть несколько признаков, которые помогут отличить особенность характера ребенка от серьезной неврологической проблемы.

Активный ребенок

1. Крутится как заведенный, не может усидеть на одном месте, предпочитает активные игры. Однако, если его заинтересовать, может заниматься и чем-то спокойным.

2. Проявляет интерес и любопытство, говорит без умолку, все комментирует, задает много вопросов.

3. Несмотря на дневную активность, хорошо спит ночью.

4. Подстраивается под ситуацию, не везде проявляет активность в равной степени (например, дома – это человек с «моторчиком», а в садике вполне спокойный ребенок).

5. Не проявляет агрессию, но при этом может отстаивать свои интересы.

Изображение - Как заниматься с активным ребенком proxy?url=http%3A%2F%2Fworkingmama.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fimages%2Fimages%2Fb2%2F8158f113b9471c1a4ae6d024010376

Гиперактивный ребенок

1. Постоянно находится в движении, проявляет активность во всех ситуациях одинаково. Он будет прыгать и шуметь как дома, так и в магазине, гостях или в школе. Причем он не может остановиться, даже если сильно устал. Практически неуправляем – никакие доводы не работают, договориться с ним невозможно.

Читайте так же:  Как проходит адаптация ребенка в детском саду

2. Говорит много, эмоционально, перескакивает с мысли на мысль, «глотает» окончания или пропускает слова. Не может слушать других.

3. Трудно засыпает, плохо спит.

4. Может быть агрессивным или провоцировать других детей. Если переживает сильные эмоции, не может себя контролировать.

Конечно, это лишь внешние признаки, по котором можно отличить СДВГ от простой активности. У специалистов – детских нейропсихологов и психоневрологов – существуют более подробные критерии оценки. Поставить этот диагноз может только врач, причем после тщательного обследования, которое включает тестирование, энцефалограмму головного мозга и длительное (не менее полугода) наблюдение психоневролога.

Вне зависимости от того, является ли повышенная активность ребенка подтвержденным диагнозом или просто его особенностью, именно родители могут помочь малышу справиться с проблемами в поведении. Жизнь возбудимых (и активных, и гиперактивных) детей должна подчиняться определенным правилам.

Изображение - Как заниматься с активным ребенком proxy?url=http%3A%2F%2Fworkingmama.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fimages%2Fimages%2Fdd%2Fc967d2fefc721a14d2f5aefd998860


7 правил для активных и гиперактивных детей

1. Обязательно установите четкие «границы», которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах (запреты, временные рамки, правила поведения дома и на улице и т.д.). Это позволит ребенку почувствовать почву под ногами, а значит, стать собраннее и спокойнее.

2. Организуйте постоянный режим дня. Жизнь по расписанию за счет своей предсказуемости также будет успокаивать малыша. Возбудимым и активный детям крайне важно полноценно отдыхать: ночной сон должен длиться не менее 10-12 часов, а дошкольниками и младшим школьникам не стоит пренебрегать и дневным отдыхом. А чтобы было легче запомнить последовательность событий дня, повесьте расписание на видное место.

3. Избегайте продуктов, оказывающих возбуждающее действие на нервную систему (шоколад, напитки, содержащие кофеин).

4. Дозируйте нагрузку и впечатления. Не злоупотребляйте шумными играми и общением. Обязательно чередуйте активные занятия со спокойными.

5. Удовлетворяйте потребность ребенка в двигательной активности – запишите его в спортивную секцию или в бассейн, чтобы он мог выплеснуть лишнюю энергию.

6. Обязательно тренируйте внимание с помощью специальных упражнений. Обратитесь к детскому нейропсихологу – он порекомендует подходящий именно вашему малышу комплекс для домашних занятий.

7. Ограничивайте просмотр мультфильмов и игры на компьютере, планшете, телефоне. Дошкольнику без вреда можно смотреть телевизор или находиться за компьютером не более 30-40 минут в день, причем лучше с перерывами, младшему школьнику – не более часа.

ВАЖНО: поставить ребенку диагноз СДВГ может только доктор! Не стоит верить на слово воспитателям или педагогам, которые говорят вам, что ребенок гиперактивный. Тем более не следует заниматься самолечением – так вы можете только навредить. Например, ребенку с СДВГ успокоительные препараты зачатую не просто бесполезны, но и противопоказаны. Оказывая тормозящее действие на быстроту нервных реакций, они препятствуют развитию памяти и внимания.

Если у вас появились сомнения, и вы подозреваете у своего малыша гиперактивность, начните с посещения детского нейропсихолога – с помощью специальных методик он поможет подтвердить или опровергнуть подозрение на СДВГ, при необходимости, направит к доктору, а также предложит систему занятий, которые помогут ребенку развивать усидчивость и внимание.
***
Коркунова Мария, детский нейропсихолог


«Энерджайзер» или Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка?

Изображение - Как заниматься с активным ребенком proxy?url=https%3A%2F%2Fkarapuz.fun%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2Ffoto1_400x400

Ваш ребенок подвижный и активный, он не может усидеть на месте, всегда находится в движении, уже вовсю разбирается в планшете и без труда заводит сложную игрушку, но постоянная беготня, нетерпеливость, неусидчивость ужасно раздражают, от них нет спасения?

Как с этим справиться? Узнайте в нашей статье.

Не спешите «награждать» свое чадо диагнозом гиперактивности. СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) после специализированной диагностики может быть поставлен исключительно врачом, неврологом или психиатром.
Важно! Лучше сводить ребенка к каждому из этих специалистов и провести комплексное обследование, потому как инструменты для определения гиперактивности у данных врачей разные, и то, что может не увидеть один врач, выявится под руководством другого.
Важно! Большинство детей в возрасте от 1,5 до 2 лет максимально активны в течение всего дня, все свое время они проводят в движении, в то же время они способны концентрировать внимание и удерживать его на интересующем их предмете недолгое время. Как определить, нужно ли вести ребенка к врачу для постановки диагноза?
Существует три основных параметра для определения гиперактивности: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. У ребенка не получается сосредоточиться на деталях, он часто пропускает те или иные элементы задания, из-за чего часто допускает ошибки при его выполнении.
  2. Не доводит работу до конца, ему сложно придерживаться правил или выполнять задание по инструкции.
  3. Избегает заданий, требующих длительного умственного напряжения и сосредоточенности. Изображение - Как заниматься с активным ребенком proxy?url=https%3A%2F%2Fkarapuz.fun%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2Ffoto2_400x400
  4. Малышу сложно сосредоточиться, когда с ним разговаривают, из-за чего у людей возникает ощущение, что он их не слушает.
  5. Легко может отвлечься посторонними стимулами (постоянно обращает внимание на посторонние вещи, «ворон считает»).
  6. Ему сложно организовать любую деятельность, направленную на результат, (собрать машину из конструктора, подготовить доклад).
  7. Постоянно теряет свои вещи, ему сложно запомнить, где лежат те или иные преметы.
  8. Все постоянно забывает (куда он положил игрушку, в какие игры он играл сегодня с друзьями и т.д.)

Если у ребенка присутствует шесть и более из перечисленных критериев, которые выражены постоянно, а не проявлялись 1-2 раза, и сохраняются они на протяжении шести и более месяцев, ребенку ставится диагноз «невнимательность».

  1. Ребенок находится в постоянном движении, даже когда сидит, елозит на стуле, вертится, без устали двигает стопами и кистями без причины.
  2. Неусидчивость. Ребенок не может долго сидеть на месте, вскакивает, не спрашивая разрешения, ходит во время занятий по классу и т.д.
  3. Активность ребенка бесцельна, ребенок двигается ради движения, зачастую это бывает небезопасно.
  4. Не способен играть в спокойные игры. Настольные игры, раскраски, чтение книг и другие спокойные занятия его не увлекают.
  5. Движение — его цель, все, что бы его ни попросили, он будет делать в движении.
  6. Часто много разговаривает, перескакивая с темы на тему.
  1. Ребенку трудно дождаться своей очереди, не обращая внимания на остальных, он пытается пролезть вперед всеми способами, если не получается, — теряет интерес.
  2. Он постоянно мешает другим: пристает к окружающим, влезает в игры и разговоры.
  3. Ему сложно дослушать вопрос до конца, часто выкрикивает ответ, не подумав.
Читайте так же:  Шарлотка с апельсинами и бананами в мультиварке

Изображение - Как заниматься с активным ребенком proxy?url=https%3A%2F%2Fkarapuz.fun%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2Ffoto3_400x400

Гиперактивность и импульсивность диагностируются в том случае, если из перечисленных критериев шесть и более сохраняются на протяжении шести и более месяцев.

Если некоторые из перечисленных критериев наблюдаются у ребенка, но их меньше 12, то ребенок является активным, а не гиперактивным.

Механизм самоконтроля также является важным параметром, помогающим отличить активного ребенка от гиперактивного.

Для гиперактивного ребенка нет разницы, где бегать, перебирать всевозможные занятия, не задерживаясь долго ни на одном из них, — дома, в детском саду, у врача или в гостях.

На ребенка с СДВГ не подействуют ни уговоры, ни просьбы, ни подкуп, он просто не в силах остановиться. С просто чрезмерно активным малышом можно договориться, уговорить, подкупить в конце концов, такой ребенок может управлять собой, когда у него появляется достаточно заманчивый мотив (конфета, игрушка, мультфильм и т.д.).
Важно! В случае, когда диагноз СДВГ, после проведенной диагностики, не поставлен врачом и нет причин для лечения медицинскими препаратами, стоит обратиться к психологу, который поможет выяснить причины повышенной активности ребенка, постарается снизить эту активность, используя психологические методики, а также подскажет родителям, как лучше организовать общение с ним.

  1. Подвижные игры. Для правильного физического развития холерику необходимы подвижные игры. С их помощью он учится ориентироваться в пространстве, улучшает координацию движений. Подвижные игры с правилами (вышибалы, салки, казаки-разбойники и т.д.) делают малыша более организованным.
  2. Двигаемся вместе с ребенком. Активные игры, спортивные занятия вместе с родителями заряжают всех участников положительными эмоциями. Если родители получают от процесса такое же удовольствие, ребенок понимает, что быть активным не плохо, что благотворно сказывается на его психическом здоровье.
  3. Ставим условия, при выполнении которых, ребенок получит вознаграждение. Для того, чтобы ребенок научился добиваться поставленных целей и концентрироваться на задании, стоит четко объяснить задание и предложить за него достойную награду, интересную для ребенка.
  4. Больше гуляем с ребенком. Часто гуляя на свежем воздухе, ребенок сможет израсходовать лишнюю энергию и будет лучше засыпать, гуляя за 2-3 часа до сна. Изображение - Как заниматься с активным ребенком proxy?url=https%3A%2F%2Fkarapuz.fun%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2Ffoto6_400x400
  5. Учим труду. Не стесняйтесь нагружать активного ребенка обязанностями по дому. Полить цветы, подмести, покормить кота, протереть пыль, убрать за собой сможет каждый.Эти обязанности сделают малыша более организованным и ответственным, а также помогут направить энергию в полезное русло.

Ругать активного ребенка следует только за проступки, при этом не говорить, что он плохой. Скажите ему, что вы грустите, из-за того, что он порвал штаны, т.к. они очень ему шли.

Демонстрируйте открыто свои чувства. Не прибегайте к физическим наказаниям, если не хотите, чтобы ребенок таким же образом реагировал на людей, которые поступают так, как ему не нравится.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми, не восхваляйте достоинства других детей, подчеркивая слабости своего ребенка. Хвалите его за хорошие поступки, проговаривайте благодаря каким сильным чертам характера он их совершил.

Не поддерживайте в его присутствии людей, которые его ругают. Активному ребенку, зачастую не верящему в свои силы, нужно знать, что его любят и верят в него.

Активный малыш всегда стремиться к движению, когда ему не удается реализовать свои порывы, энергия накапливается, и ему уже сложно сконцентрироваться на чем бы то ни было.

Организовывая его досуг, необходимо дать место для высвобождения энергии. Если чадо не может сосредоточиться, сидя за домашним заданием, вертится, у него все валится из рук, вскакивает из-за стола и бегает по дому, сводите его на детскую площадку. Там он сможет поиграть, полазить, высвободить часть энергии и вернуться, отдохнувшим, к урокам.

Можно обустроить дома спортивный уголок, где ребенок сможет лазить, висеть, карабкаться. Можно повесить в таком уголке боксерскую грушу и перчатки, объяснив ребенку, что, когда он злится, можно побить грушу, и станет легче. Такой уголок удобен тем, что им можно воспользоваться в любой момент, когда он необходим, когда ребенок дома, а его родители заняты своими делами.

Изображение - Как заниматься с активным ребенком proxy?url=https%3A%2F%2Fkarapuz.fun%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2Ffoto4_400x400

    Соблюдение режима дня. Из-за повышенной активности ребенку тяжело сосредоточиться даже на таких важных вещах, как питание и сон. Малыш может играть и бегать весь день, забывая поесть.

Когда у малыша есть четкий режим питания и сна, он чувствует себя стабильнее и спокойнее.

Ознакомьтесь визуально с десятью правилами воспитания гиперактивных детей на видео ниже:

В воспитании слишком активного ребенка главное — терпение. Помните, что к подростковому возрасту или раньше, если поддерживать и помогать, чрезмерная активность останется лишь воспоминанием.

Изображение - Как заниматься с активным ребенком 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.1 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here