Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать

Сегодня предлагаем статью на тему: "Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Современные родители, очарованные идеей раннего развития, считают, что дети обязательно должны уметь писать задолго до того, как поступят в первый класс. Конечно, малыши чрезвычайно восприимчивы и с легкостью впитывают новые знания и умения. Их можно обучить и пению, и геометрии, и иностранным языкам. Только зачем? Сегодня мы поговорим о том, надо ли учить ребенка письму до школы.

Изображение - Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitie-krohi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Fuchit-pisat-do-shkolyi

Педагоги начальных классов из года в год говорят мамам и папам, что не нужно самостоятельно учить дошкольников писать прописными буквами. Почему они столь категоричны? Знакомство с каллиграфией в этом возрасте исключено по следующим причинам:

Видео (кликните для воспроизведения).

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

Изображение - Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitie-krohi.ru%2Fi%2FNG336x280

  1. Пятилетка еще не созрел для письма ни физически, ни психически: мелкая моторика рук не развита, не работают должным образом механизмы нервно-мышечной регулирования и зрительной координации, не завершено окостенение запястий и фаланг пальцев.
  2. Мало у кого из родителей имеется специальное образование. Ведь буквально для каждой буковки разработан определенный алгоритм ее написания, которому учитель посвящает несколько уроков. Чаще всего самостоятельное натаскивание приводит к ошибочной технике письма.
  3. У детей, научившихся писать рано, часто наблюдается плохой почерк. Чтобы овладеть навыком каллиграфии, необходимо не менее часа в день прописывать буквы, что, согласитесь, невозможно в случае с дошколятами. Помимо этого рядом с ними должны быть и мамы, приглядывая за точным отображением того или иного элемента, что тоже затруднительно. В итоге, оставшись без присмотра, чадо пишет так, как ему удобнее. И за партой его будут не обучать, а переучивать.
  4. Специалисты отмечают, что даже в подготовительных группах садика ребятишки не всегда могут сориентироваться в таких необходимых для написания характеристиках, как право-лево, верх-низ, ближе-дальше и т. д. Что уж говорить про младших деток.

Педагоги говорят, что некоторые первоклашки сталкиваются с многочисленными трудностями при работе в прописях:

  • они не умеют правильно держать ручку;
  • не ориентируются на листе тетради;
  • периодически разворачивают ее при штриховании;
  • рисуют очень маленькие картинки на бумаге.

Эти особенности свидетельствуют о том, что взрослые попросту не уделяли достаточного внимания детям при домашних занятиях. То есть в дошкольном возрасте нужно не учить малыша красиво выводить буквы, а совершенствовать точную моторику пальчиков, память, мышление и речь. Также подготовка должна включать задания на развитие координации руки и глаз. Как помочь дошколятам?

  1. Очень важно научить ребенка правильной посадке за столом, положению альбомного или тетрадного листа, рук, карандаша. Будущему школьнику будет намного проще выполнять такие же требования при работе в прописях.
  2. Рисуем изображения, в которых сочетаются самые разные линии: прямые, вертикальные, наклонные, волнистые. В средних группах детского сада можно рисовать дорожки, столбики и ленточки, постепенно переходя к замыканию линий в форме кружков (колечки и клубочки). В старшем дошкольном возрасте упражнения становятся более сложными: размещение палочек, дуг, овалов и кругов в клетках.
  3. Кто говорит, что дошкольники не пишут диктанты? Графические упражнения научат правильно определять направление, писать под диктовку взрослых и даже немного считать. Например: «Одна клеточка вниз, три клетки направо» и т. д.
  4. Штриховка поможет вашему чаду сформировать полезное умение равномерного движения руки под зрительным контролем. Научите ребенка проводить горизонтальные, параллельные и наклонные черточки одним движением карандаша.
  5. Еще один эффективный способ – раскрашивание картинок в специальных книжках. Это упражнение совершенствует силу нажима, делает движения пальцев координированными (либо можно скачать и распечатать раскраски у нас на сайте http://razvitie-krohi.ru/raskraski).
  6. Предложите крохе скопировать приглянувшиеся картинки на прозрачную бумагу. Отдавайте предпочтение узорам, ведь в них огромное количество завитков, узелков, крючков, которые являются элементами прописных букв.

Надеемся, нам удалось убедить вас, что не нужно учить малыша письму в столь юном возрасте. Предоставьте это занятие школьному учителю, а освободившееся время потратьте на совместные игры, которые помогут вашему отпрыску развить мелкую моторику.

Куда пойти с ребенком в Киеве на выходные? Отличные идеи семейного отдыха на 21-25 декабря

Видео (кликните для воспроизведения).

Волшебный домик Снегурочки из пластиковой бутылки: хендмейд – это просто

Главная елка страны зажглась рисунками детских мечтаний

Под Киевом подложат свинью: продолжаются народные гулянья в парке Киевская Русь

Изображение - Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать proxy?url=http%3A%2F%2Ftvoymalysh.com.ua%2Fpictures%2Farticle%2F1568_697x464

Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать?

Изображение - Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать proxy?url=http%3A%2F%2Ftvoymalysh.com.ua%2Fpictures%2Fusers%2F19591

Много веков подряд, вплоть до начала нового тысячелетия, дети посвящали специальным урокам письма не один час в день, но есть ли в этом необходимость сейчас?

В США, к примеру, письмо больше не является обязательным предметом в школах, а некоторые страны и вовсе вычеркнули его из учебного плана или сделали урок необязательным факультативом. Финляндия отказалась от уроков правильного написания рукописного текста; и, как сообщают СМИ, индийские школы подумывают пойти по этому же пути.

В то же время учителя Великобритании все еще настаивают на обязательном письме от руки в эпоху цифровых технологий. Но что же делать украинским родителям?

Читайте так же:  Если малыш просит познакомить его с растениями

Исследование 2012 года, британской компанией Docmail, показало, что в большая часть опрошенных пишут от руки только короткие заметки, такие как список покупок в магазин. А более 30% взрослых совсем не пользуются ручками.

Для этой цели достаточно четкого, «печатного» стиля письма, которому обучают детей в старших группах садика и в школе.

Некоторые ученые полагают, что учить детей писать от руки все же полезнее, чем думают большинство современных мам и пап.

В 2005 году исследователи из Университета Марселя предложили первоклассникам написать небольшое письмо. Вторая группа набирала текст на клавиатуре. В результате дети, написавшие текст по старинке, лучше его запомнили и смогли пересказать в будущем.

В 2013 году в Северной Каролине были проведены интересные исследования. Оказалось, что при чтении и письме используется одна область мозга. Ученые пришли к выводу, что рукописное письмо может помочь детям научиться читать.

Более поздние исследования доктора Джеймса, автора этой научной группы, также доказывают пользу письма для развития ребенка школьного возраста.

Изображение - Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать proxy?url=http%3A%2F%2Ftvoymalysh.com.ua%2Fuploads%2Ffiles%2Fshutterstock_324780395

Исследование, проведенное в 2014 году UCLA, ученые назвали The Pen Is Mightier Than Keyboard. И это исследование доказало, что выбор исключительно в пользу компьютера может снизить результаты учебы, что в результате негативно скажется на оценках.

И если с пользой письма все понятно, открытым остается вопрос – когда учить ребенка писать?

Лучше всего это делать тогда, когда ему это станет интересно. Не заставляй малыша в 3-6 лет сидеть над тетрадями, положительного результата ты не дождешься.

Согласно норм Новой Украинской Школы, ребенку для поступления в первый класс не надо уметь писать или читать, этому навыку его научат в школе. Поэтому родителям не стоит быть излишне активными в этом вопросе.

Как научить ребенка писать: 9 важных правил, которые должен знать каждый родитель

Как подготовить руку ребенка к письму — этот вопрос становится актуальным задолго до начала школы. Нетерпеливые родители, желая помочь малышу освоиться с ручкой и карандашом, совершают много ошибок.

Учитель начальных классов и логопед Анастасия Сперанская рассказывает, как аккуратно подойти к этому ответственному делу.

Учить ребенка писать до школы не стоит. До этого возраста у большинства детей не созрел механизм нервно-мышечной регуляции.

Письмо — это очень тонкий процесс, который требует правильной посадки, фиксации руки, определенной последовательности действий. Поэтому лучше доверить это дело профессионалу. Педагог работает на уроке с каждым учеником и следит, чтобы процесс становления почерка проходил правильным образом.

Подготовить руку к письму помогут упражнения на развитие мелкой моторики

Лучшей подготовкой к письму станут игры на развитие мелкой моторики. Лепите из пластилина, играйте с крупой, нанизывайте бусины на нитку, рвите бумагу и делайте из нее аппликации. Это подготовит мышцы руки к нагрузке.

Также можно просто рисовать (карандашами или восковыми мелками), раскрашивать, делать несложные штриховки, спирали, узоры, прямые и волнистые линии разной длины. Отработка таких элементов до школы поможет ребенку быстрее освоиться с прописями.

Если желание научить ребенка письму непреодолимо, дайте ему карандаш. Обучение должно быть интересным занятием, и нужно постараться избегать стресса. Написание первых букв — это большое напряжение для любого малыша. Поэтому у него всегда должна быть возможность исправить первые ошибки. А это удобно делать, если буквы написаны карандашом.

Одну строчку написали, потом отдохнули — первое правило для заботливых родителей. Время концентрации в 7-8 лет у детей очень маленькое, и сосредоточиться на буквах они могут максимум 5 минут (лучше 2-3).

Как ни парадоксально, но на начальном этапе обучения чем меньше школьник пишет, тем лучше у него получается.

Часто взрослые покупают ребенку три разных прописи и заставляют прописывать каждый день по странице. Так делать нельзя категорически.

Если у ребенка есть проблемы с написанием конкретной буквы (например, путает «в» и «д», пишет «е» не в ту сторону) или он съезжает со строчки, то надо работать над ориентацией на листе бумаги.

Для тренировки подойдут задания: найди 10 отличий, нарисуй точку внизу (вверху, посередине, слева, справа от какого-нибудь объекта на странице). Учитесь рисовать маленькие и большие круги и соотносить их размеры.

Используйте тетрадки в косую линейку с дополнительной линией. В них косая строчка идет очень часто, а не как в обычной тетради (каждые 2–4 сантиметра). Частые линейки помогают держать правильный наклон и соблюдать нужную ширину букв.

Писать печатными буквами, конечно, проще. Но есть риск, что ребенок запутается, когда ему надо будет хоть и постепенно, но освоить 4 вида букв. Печатные большие и маленькие, прописные большие и маленькие — как и что надо правильно написать, трудно выучить даже внимательному ребенку.

Отрабатывайте написание букв в воздухе. Сначала делайте это всей рукой – рисуйте большие буквы. Затем в течение одного занятия «уменьшайте размер» («а» большая, «а» средняя, «а» маленькая). Последнюю букву (самую маленькую) ребенок должен рисовать, используя только кисть руки.

Важно поощрять ребенка за его успехи, а не ругать за ошибки. Поэтому возьмите зеленую ручку (или дайте малышу) и попросите его самостоятельно обвести те буквы, которые получились лучше других. Вот увидите, в следующий раз он будет ориентироваться на них.

Читайте так же:  Как научить ребёнка рисовать

Ребенку и так очень сложно писать, а если постоянно делать упор на то, что не получилось, он совсем не захочет учиться.

В канцелярских магазинах сейчас продаются резиновые насадки, которые помогают сформировать правильный захват ручки. Их можно использовать на самом первом этапе, когда ребенок только берет карандаш или ручку.

Потом следует от них отказаться. Гораздо эффективнее показать малышу, как держите ручку вы. Или сделать захват вместе. Поставьте пальчики ребенка в нужное положение, затем обхватите его руку своей и начинайте писать. Пусть он почувствует процесс: где нажимаете сильно, где ослабляете руку.

Изображение - Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать proxy?url=https%3A%2F%2Fmedaboutme.ru%2Flayout%2F_html%2Fresources%2Fblank

Изображение - Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать proxy?url=https%3A%2F%2Fmedaboutme.ru%2Flayout%2F_html%2Fresources%2Fblank

Знакомы ли вам закорючки и каракули трех-четырехлетних детей? Те из малышей, кто уже хотя бы чуть-чуть узнал о значении символов, цифр и алфавита, могут пытаться «писать» записки для родителей. В этих иероглифах кривые линии и подобия букв наползают друг на друга, составляя нечитаемое послание, но малыш так горд своими достижениями и стремится идти дальше! О том, как помочь детям, желающим что-то сообщить письменно, о методиках раннего и позднего обучения, а также о правильных способах подготовки ребенка к освоению письменности в преддверии первого учебного года рассказывает MedAboutMe.

Изображение - Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать proxy?url=https%3A%2F%2F611422.ssl.1c-bitrix-cdn.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2F54d%2Fshutterstock_296802416

Обучение письму даже сложнее процесса обучения чтению. И, к сожалению, подготовка к этому процессу в наше время практически целиком ложится на плечи родителей. В прошлом веке, до изобретения «самопишущих» ручек дети использовали перьевые, заправляемые чернилами приспособления для письма. И первые три года, все три года начальной школы основной упор на занятиях письмом делался на отработке правописания и правильного захвата, потому что при неверном наклоне ручка не писала или оставляла кляксы на листке. Только после освоения письма, после заполнения множества прописей и тетрадок в косую линейку процесс дополнялся изучением правил орфографии. К этому времени значительная часть детей уже усваивала написание слов через моторную память.

В современных школах с письменными принадлежностями все обстоит намного лучше. Да и учебники теперь дополнены «рабочими тетрадями», в которых дети пишут буквально по три строчки каждой буквы и переходят к освоению новых навыков. А сами навыки остаются не закреплены. Вот и появляются двойки во втором классе и грустные рожицы в тетрадках первоклашек «за плохой почерк», «за грязь», неправильные слияния и перечеркивания — ускорение обучения не идет детям на пользу.

У родителей есть «богатый» выбор: обучать детей письму до школы, следуя методикам раннего развития, развивать и подготавливать малыша исподволь или же надеяться на лучшее и пытаться не обращать внимания на плохие отметки и недовольство педагогов.

Разберем подробно методики подготовки к письму до школы: что предлагают современные курсы раннего развития и особые школьные программы.

Изображение - Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать proxy?url=https%3A%2F%2F611422.ssl.1c-bitrix-cdn.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2F523%2Fshutterstock_373596925

Большинство пособий по обучению дошколят письменности базируется на том же школьном курсе, только значительно «растянутом» во времени. Начиная со штриховки, обведения крупных контуров рисунков, прописи для детей детсадовского возраста плавно перетекают в настоящие школьные пособия. Только на отработку одной буквы предоставляется значительно больше времени и бумажного пространства.

Это совершенно адекватный метод научения, подходящий детям как по возрастным особенностям, так и по интенсивности. Однако не стоит забывать, что ребенок, обучаясь таким образом, например, на курсах раннего развития, получает подобные навыки один-два раза в неделю, и направлены они именно на письмо. А сам процесс письма, даже на стадии простого обведения букв размером в половину странички уже требует наличия некоторых моторных навыков, и в дальнейшем должен подкрепляться и сопровождаться и другими умениями. Таким образом, стоит воспринимать занятия только как подготовку, не ожидая действительных письменных навыков и хорошего почерка. Более того, обещание научить дошколенка хорошо писать должно насторожить родителей.

Этот негативный фактор, сопровождающий раннее обучение письменности без должной подготовки, к счастью, встречается не так часто. Попытки учить детей-дошкольников писать красиво, хорошим, четким, слитным почерком популяризируются на занятиях для амбициозных родителей, желающих видеть ребенка отличником с первых школьных дней. Однако учителя начальных классов не зря выступают категорически против освоения полноценных письменных навыков до школы: ни мозг, ни моторика, ни психика ребенка к такому не готовы, как бы красиво не выглядели прописи в 4-5 лет, это исключительно вредно для детей.

Изображение - Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать proxy?url=https%3A%2F%2F611422.ssl.1c-bitrix-cdn.ru%2Fupload%2Fresize_cache%2Fupload%2Fmedialibrary%2Ff75%2Fdanilova

Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не «устоялась». Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом.

…Научить писать можно и в три, и в четыре, и в пять. Но заставлять трех-четырехлетнюю кроху писать по часу в день, внимательно следя за правильным изображением каждого элемента букв, не только бессмысленно, но и жестоко. А по-другому добиться установки хорошего почерка невозможно.

В противовес раннему обучению письменности методика вальдорфских педагогов предполагает максимальное развитие моторики, причем как мелкой, так и крупной, а также тщательное закрепление визуального образа букв, освоение правильного захвата, и только потом — переход к письму. В среднем школьники вальдорфских школ получают ручки и тетрадки в 3-м классе, пройдя через периоды рисования мелками на доске, палками на земле и «выписывания» букв руками и ногами в воздухе. Это отличная вводная программа, исподволь позволяющая ребенку освоить все элементы букв, закрепить их правила написания, развить мелкую моторику и координацию в цепочке «глаз-рука». Вот только где взять столько времени на подготовку вне обучения по вальдорфской программе?

Читайте так же:  Как научить ребёнка сложению и вычитанию

Мария Монтессори, известный педагог, разработавший собственную систему раннего развития, подошла к процессу обучения письму с совершенно неожиданной стороны. Ребенок «по Монтессори» учится чтению через письмо. Обводя пальчиком письменные буквы (сейчас это доступно на планшетах и сенсорных мониторах, а раньше — на кубиках и специальных пособиях), дети запоминают букву через движение руки. Это и чтение, и навык письма сразу.

В целом весь процесс логичен и довольно прост. Вот только не стоит ожидать от малыша, обучившегося распознавать буквы по данному методу, заполненной открытки для бабушки на 8 Марта. Между освоением чтения, письменности и моторной памятью при обведении пальцем графического изображения находятся еще множество необходимых знаний и умений. И вне зависимости от выбранной программы научения их придется вводить в ежедневный обиход и использовать дома при играх с ребенком.

Нужны ли дошколенку прописи? Подходим к процессу обучения детей системно

Изображение - Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать proxy?url=https%3A%2F%2F611422.ssl.1c-bitrix-cdn.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2Fdbc%2Fshutterstock_424727785

Как мы уже сообщали, освоение навыка письменности даже сложнее, чем чтение. Это длительный процесс, требующий трех-четырех лет тренировки. Конечно, большая часть этого времени уходит на подготовку к освоению письма. И именно здесь кроется основное количество ошибок родителей, старательно пытающихся помочь ребенку научиться писать. Заменив подготовку к письму обучению письменности, можно не только отбить у детей все желание писать — ведь получаться будет криво, некрасиво и «грязно» — но и неправильно поставить захват, закрепить неверные навыки. И все это — из-за попыток ускорить процесс научения.

С чего же начать, чтобы навык письма формировался правильно, без затруднений и негативизма у ребенка?

  • Прячем все прописи, ручки и тетрадки

Первое правило: обучение письму в возрасте 4, 5, даже 6 лет начинается не с обучения письму! Школьные прописи, шариковые, гелевые, любые ручки не должны быть первыми принадлежностями, с которыми сталкивается ребенок при освоении письменных навыков.

  • Курсивное письмо — не наш выбор

Несмотря на эмпирические данные и исследования Марии Монтессори о лучшем моторном закреплении округлых форм письменных букв, специалисты настойчиво рекомендуют о курсивном письме до школы не вспоминать. Печатные буквы — вот на чем надо сосредоточиться, конечно, после этапа подготовки.

  • Развиваем мелкую моторику

Это прекрасный способ подготовки к освоению навыков письма. И заниматься развитием мелкой моторики рекомендуют уже с младенческого возраста. К счастью, учить хватать в руки абсолютно все, тыкать пальчиком в нос мишке или надевать на пальцы сушки не сложно, равно, как и играть в «сороку-ворону», «ладушки» и прочие пальчиковые игры.

В 3-4 года основными занятиями для развития мелкой моторики становятся мозаики, паззлы, детские конструкторы из крупных и мелких блоков, игры в машинки, кормление и одевание кукол, игры с пластилином. Родителям стоит добавить в детскую комнату мелки, толстые карандаши, бумагу и мольберт, а также поощрять попытки рисовать палкой на снегу или мелом на асфальте, и начинать учить ребенка пользоваться безопасными детскими ножницами.

  • Осваиваем правильный захват

Правильное положение карандаша, а потом и ручки, — значительная составляющая хорошего почерка. И сами элементы букв разработаны под специфический наклон руки и пальцев, и мышечная усталость при правильном положении пишущего приспособления ниже.

В самом начале, естественно, дети будут держать карандаши, мелки и фломастеры в кулаке. Это нормальное и логичное для раннего возраста положение можно корректировать, как только пальчики приобретут достаточно силы и ловкости. Чтобы ненавязчиво помочь ребенку в освоении правильного положения карандаша, замените его привычные мелки и фломастеры на короткие (можно отломанные, но без острых краев) карандашики. Ребенок инстинктивно постарается взять его кончиками пальцев, что позволит разнообразить нажим на бумагу и легче рисовать. Треугольные карандаши для таких целей наиболее эффективны, с ними же и закреплять правильно положение пальцев намного легче.

Эксперты советуют удерживать карандаш большим и указательным пальцем, при этом «укладывая» его на средний. Но это совершенно нормально, если ребенок начнет держать карандашик тремя пальцами. Для детей-левшей правильный захват немного отличается: письменные принадлежности им приходится держать выше, примерно в 2-3 см от кончика, иначе ведущая рука размазывает строчку. И располагать бумагу левее, под углом к телу.

Как бы странно это ни звучало, при неверном положении тела научить письму становится значительно сложнее не только для взрослого, но и для ребенка. Неверная осанка приводит к мышечным зажимам, неправильной работе мускулов, снижению концентрации и усталости малыша. Поэтому оптимально для дошколят начинать учиться писать (а также рисовать, раскрашивать, штриховать) на… стенах. Вернее, на вертикальных поверхностях — это наиболее физиологичное положение руки и кисти с карандашом по отношению к телу.

Лучшим заменителем стен в квартире и на улице является мольберт, небольшая доска, расположенная почти вертикально, с незначительным уклоном. Именно на таких мольбертах легче всего отрабатывать правильное положение кисти, осваивать чувство нажима на бумагу.

Читайте так же:  Заболевания стоп и методы их лечения

Альтернатива мольберту — столы и парты, у которых можно регулировать наклон столешниц. Хотя бы при помощи дополнительной доски, закрепленной с одной стороны на подставках.

  • Начинаем учиться писать буквы: в поисках вдохновения

Как только интерес к алфавиту проявлен, и есть желание осваивать написание символов на бумаге, это желание стоит начать стимулировать. Но не надо предлагать четырехлетке «написать свою букву» каждый раз. Лучше запастись магнитами с алфавитом, пластилином, кремом для бритья — ведь так весело писать и смывать буквы со стены в ванной.

В процессе таких игр надо помнить, что ребенок воспринимает форму целиком, и совершенно нормально, если у буквы Ш вдруг окажется шесть ножек. Осваивая вместе рисование кремом или специальными красками в ванне, надписи на каше и на снегу, показывайте малышу элементы букв, различия между Р и В, М и И и т. п. Предлагайте игры в угадайку «Я задумал букву и напишу ее для тебя, но только одну часть.»

Предложить освоить, как пишется имя ребенка, и подписать открытку бабушке или воспитателю, повесить записку на холодильник с просьбой отметить, чего не хватает в меню или вписать время просмотра мультфильма или поездки в зоопарк — на этих маленьких стимуляциях строится отношение к навыку письма. Игра в почтальона или свое имя на наклейках для книжек, все, что похоже на веселое времяпрепровождение и не заставляет дошколенка напрягаться, поспособствует активной подготовке к освоению настоящей письменности.

Задача дошкольного развития — подготовка к усвоению школьных навыков. Не надо пытаться опередить темпы физиологического развития, но помочь на уже существующем уровне подготовиться к следующему этапу лучше — в условиях современного образования действительно необходимо.

Изображение - Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать proxy?url=https%3A%2F%2Fbabymir.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2Fuchimsa_pisat

В последнее время все чаще и чаще от родителей маленьких детишек можно услышать, что их ребенок развит не по годам и всему очень быстро учится. Современные родители еще до поступления малыша в первый класс стараются научить кроху чтению и письму. Между тем не все родители задумываются: а нужно ли это ребенку, и к каким последствиям приведет такое раннее развитие?

Конечно, ребенок и в пятилетнем возрасте уже очень восприимчив к информации и способен обучаться, но ведь не зря в первый класс берут деток именно с шестилетнего возраста. Психологи и педагоги крайне не рекомендуют забивать детскую голову обучающими процессами до поступления ребенком в первый класс.

  • Физическая и психологическая неподготовленность крохи. В возрасте 5 лет ребенок еще не способен к длительной зрительной концентрации, а моторика его рук еще не настолько развита, чтобы выполнять длительные письменные упражнения. Некоторые детки, которые уже ходят в садик, с трудом ориентируются в таких понятиях как: лево и право, близко и далеко, вверх и вниз. А письмо дается детишкам еще сложнее.
  • Ребенок быстро устает от монотонных занятий. Для того чтобы освоить письмо, ребенок должен заниматься не менее часа в день, усердно прописывая одни и те же буквы. Для активных детишек это очень тяжело. Да и сами родители, как правило, сначала присутствуют при этом процессе, а потом начинают заниматься своими делами, оставляя малыша писать самостоятельно. В результате малыш пишет так, как может, как получается. Это в свою очередь приводит к тому, что у ребенка формируется плохой почерк. А значит, в школе ребенку опять же придется переучиваться.
  • Система школьного образования разработана таким образом, что на изучение каждой темы отводится определенное количество занятий и времени. То же самое относится и к буквам. Для того чтобы ребенок научился каждую букву писать правильно требуется время. А родители, обучая кроху письму самостоятельно, могут только усугубить положение, и переучиваться в школе малышу будет невероятно сложно.

Вдобавок ко всем вышеперечисленным причинам следует учитывать, что не у каждого из родителей есть педагогическое образование и отличные познания в области русского языка. И обучить малыша должным образом в домашних условиях не представляется возможным. А вот подготовить ребенка к письму как раз должны родители, и для этого с малышами нужно проводить домашние занятия.

Изображение - Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать proxy?url=https%3A%2F%2Fbabymir.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2Fuchim_pisat

Нередко ребенку в начальных классах приходится очень тяжело: малыш не умеет правильно держать в руке карандаш, не знает, как должна лежать пропись, не может правильно сидеть за партой, а тут еще и масса новых знаний, усвоить которые очень нелегко. Чтобы ребенок быстрее и легче адаптировался, родители могут предпринять следующие действия, направленные на развитие памяти, мышления и разработку моторики пальцев:

  • Показать ребенку, как правильно держать в руке ручку и карандаш, а также как должен лежать на столе альбомный или тетрадный лист, чтобы на нем удобно было писать и рисовать.
  • Раскрашивать картинки цветными карандашами в специальных книжках-раскрасках.
  • Показать крохе, как рисовать волнистые и прямые линии (вертикальные и горизонтальные). Когда у малыша будут получаться короткие штрихи, можно приступать к рисованию параллельных, а также более длинных линий. Со временем можно предложить ребенку попытаться срисовать понравившийся ему узор или картинку с какой-либо книги.
  • Научить кроху правильно сидеть за письменным столом. Важно, чтобы малыш сидел ровно, с выпрямленной спинкой и не ложился на стол.
Читайте так же:  Выбираем одежду для мальчиков и девочек

Все эти занятия помогут малышу выработать необходимые навыки, которые пригодятся в процессе школьного обучения, а значит, ребенок быстрее адаптируется к новой обстановке, и все его внимание будет направлено на освоение новых знаний.

Родители должны понять, что нежелательно учить ребенка писать в таком раннем возрасте. Обучая письму малыша самостоятельно, родители сделают только хуже для своего ребенка. Освоить новые навыки и учиться писать в школе малышу будет намного проще физически и легче психологически, чем проходить долгий болезненный процесс переучивания. Всему свое время, а до поступления в школу время с малышом лучше проводить за общением и играми.

Этим вопросом интересуются многие родители, считающие, что дошкольник должен выйти из детского сада умеющим писать. Кроме того, некоторые мамочки увлекаются идеями раннего формирования учебных навыков, что подталкивает их к целенаправленным занятиям с малышом чуть ли не с рождения.

Изображение - Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать proxy?url=http%3A%2F%2Fsonyaclub.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2F%25D0%259D%25D1%2583%25D0%25B6%25D0%25BD%25D0%25BE-%25D0%25BB%25D0%25B8-%25D1%2583%25D1%2587%25D0%25B8%25D1%2582%25D1%258C-%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25B5%25CC%2588%25D0%25BD%25D0%25BA%25D0%25B0-%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%25B0%25D1%2582%25D1%258C-%25D0%25B4%25D0%25BE-%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258B

Однако многих учителей начальных классов вовсе не радует приход в школу детей, умеющих писать прописными буквами.

И всё-таки, нужно ли учить ребёнка писать до школы или оставить эту работе квалифицированным педагогам?

Чем грозит преждевременное обучение письму?

Раннее формирование каллиграфических навыков – лишняя, а порой и вредная работа, по мнению многих педагогических работников. С ними согласны детские физиологи, в частности знаменитый учёный-психолог Марьяна Безруких. Чем они аргументируют своё мнение?

  1. Пяти-шестилетки не готовы к написанию прописных букв по физиологическим причинам: у них слабо развита тонкая моторика пальцев, зрительно-моторная координация, не сформированы запястные и фаланговые связки и суставы.
  2. Дети младше 7 лет недостаточно хорошо ориентируются в пространстве тетрадного и альбомного листа, частенько путаются в правой и левой стороне. Из-за этого дошкольникам непросто понять, как писать цифры и буквы в тетрадях.
  3. Правила начертания есть у каждой буквы, о чём даже не подозревают многие мамы. Часто педагогам приходится переучивать тех первоклассников, которых учили писать прописные буквы ещё в предшкольном возрасте.

Нужно ли учить ребёнка писать до школы и что предложить взамен?

Вопрос о том, стоит ли вообще заниматься с малышом письмом, вполне закономерен. Раннее обучение каллиграфическим навыкам нежелательно, но мелкую моторику не только можно, но крайне необходимо совершенствовать. И начинать её развитие нужно не в подготовительных группах, а намного раньше.

Подготовить детскую руку к письму помогут такие занятия и упражнения, проводимые в игровой форме, как:

  • вырезание из цветной бумаги и картона различных фигурок с помощью ножниц (обычно с 4 лет);
  • нанизывание на леску или проволоку бусинок, крупного бисера, макаронин (обязательно под контролем взрослых);
  • лепка и разминание пальчиками пластилина, специального солёного теста;
  • завязывание и развязывание узелков на шнурках, верёвочек различной толщины;
  • работа с раскрасками – разукрашивание сюжетных картинок кисточкой, карандашом или фломастером;
  • графический диктант – рисование фигурок животных или предметов по клеткам в тетради;
  • пальчиковая гимнастика, подразумевающая повторение движений педагога или родителя под чтение коротких стихотворений.

Как помочь будущим первоклассникам правильно писать?

В подготовительной группе важно соблюдать преемственность и продолжать готовить ребёнка к целенаправленному письму. Это можно сделать, соблюдая следующие принципы:

  1. Необходимо формировать правильную посадку за партой (пока за рабочим столом) при работе с тетрадями, прописями, альбомами и карандашом. Вкратце правила нахождения за столом выглядят так:
    • спина прямая;
    • ноги сдвинуты;
    • локти находятся на столе;
    • бумажный лист кладут под углом в 30 градусов, а его нижний левый угол «нацелен» на середину грудной клетки.
  2. Важно следить за правильным захватом письменных принадлежностей. На верхнюю часть среднего пальца кладут карандаш, прижимая его сверху большим пальчиком, а сбоку – указательным. Безымянный и мизинец должны находиться внутри ладони.
  3. Ребёнок к школе должен уметь ориентироваться на странице и строчке. В этом ему поможет совершенствование пространственных представлений: право-лево, низ-верх.
  4. Необходимо ознакомить детей и с рекомендациями по письму: изображают буквы на бумаге слева направо, важно соблюдать размер элементов и интервал между ними. Кроме того, линии проводят одним росчерком, отслеживая силу нажима.

Специалисты советуют не забывать, что письмо тесно связано с речевыми навыками и в целом с языковым образованием ребёнка. Поэтому очень важно развивать фонематический слух, чтобы малыш смог выделять отдельный звуки и верно изобразить их в письме. Помимо этого, следует расширять кругозор детей, формируя психические процессы: мышление, память и внимание.

Таким образом, на вопрос, нужно ли учить ребёнка писать до школы, педагоги отвечают категорическим «нет». Однако они советуют научить дошколят правильно держать карандаш, развить точную моторику пальцев, подготовив тем самым детскую руку к дальнейшим графическим навыкам.

Изображение - Когда надо учить детей писать и нужно ли это делать 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here