Кризис первого года жизни у ребёнка – как преодолеть

Сегодня предлагаем статью на тему: "Кризис первого года жизни у ребёнка – как преодолеть". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

У ребёнка кризис первого года жизни: что делать родителям?

Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п. В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год. Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер. Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача — помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша — неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.

Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.

Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.

Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?

  • Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
  • Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
  • Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
  • Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
  • Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
  • Ребёнок постоянно требует внимания. Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.

А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне — как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.

Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.

Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.

Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.

Отсюда вывод — ребёнок в 1-й год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.

Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.

Видео (кликните для воспроизведения).

А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:

  1. Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
  2. Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
  3. Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
  4. Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
  5. Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
  6. В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
  7. Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
  8. Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.
Читайте так же:  Признаки обезвоживания у ребенка, как помочь

Не нужно бояться кризиса 1-го года — он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.

Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.

Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами. Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу. Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.

Как пережить кризис первого года жизни ребенка: советы детского психолога

Малыш растет, и к 12 месяцам родители начинают замечать некоторые несвойственные ему ранее огрехи поведения. Он становится более капризным, даже нервным, чаще появляются слезы, не хочет спать и есть в положенное время, а маме очень трудно спокойно уйти от ребенка по делам, как это было совсем недавно. Такое поведение характерно для кризиса первого года жизни ребенка, который может начаться примерно с 9 месяцев и продолжаться около полугода.

Как распознать личностный кризис у ребенка первого года жизни?

Тяжелое переходное состояние на жизненном пути будет еще не одно. Поведенческая перестройка происходит сразу же после рождения, когда идет адаптация к окружающему миру. Следующая наступает к первому дню рождения, потом нужно быть внимательным на 3 день рождения и в 6 лет. У подростков этот период отмечается лет в 12-13.

Годовалый малыш проявляет непослушание, капризничает, плачет, меняется его психология. Родители не могут вовремя осознать, что их ребенок уже не младенец, он вырос, стал более самостоятельным, любознательным — отсюда и все капризы. Нужно просто осознать переход карапуза на новую ступеньку развития и относиться к этому соответственно, но как отличить кризис 1 года от простого упрямства?

Изображение - Кризис первого года жизни у ребёнка - как преодолеть proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Faccesspress-ray_my%2Fimages%2Fexpert%2F1%2Fexpert_face

Изображение - Кризис первого года жизни у ребёнка - как преодолеть proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Faccesspress-ray_my%2Fimages%2Fexpert%2F2%2Fexpert_face_fedorenko

  • Нежелание подчиняться, следы упрямства. Малыш совершенно точно осознает себя взрослым и отказывается выполнять требования родителей: налицо признаки кризиса первого года.
  • Настроение совершает изменения несколько раз за день. Кроха может проявлять даже агрессию при недовольстве, а недовольным он бывает в этот период часто.
  • Необъяснимое поведение. Обнимает и целует, а потом неожиданно может ударить. Без любимой игрушки плачет и отказывается засыпать, а через мгновение швыряет ее на пол.
  • Незамеченная раньше обидчивость. Малыша можно ранить даже словом — он будет плакать, обижаться, а за что, никто не сможет определить.
  • Мама всегда должна быть рядом. Эта установка ребенка порождает в нем страх потерять родного человека — малыш, словно пришитый, ходит за мамой.
  • Повышенное требование внимания к себе. При отвлечении мамы или папы на другой объект, проявляются признаки ревности.

С каждым прожитым днем годовалый малыш все больше осваивается в окружающем пространстве. Он начинает брать в руки новые для него вещи, ощупывать их, сравнивать с другими. Развитие происходит огромными шагами как в физическом, так и в интеллектуальном плане, все новое познается благодаря новому умению ходить.

Кроха, по его мнению, достиг совершенства и стал взрослым. Он ходит так же, как и взрослые, а значит, должен быть таким же самостоятельным. Он уже стал большим и не обязан слушаться советов других. Это и обозначило важную причину кризиса первого года жизни ребенка — первый юбилей считается сложным для воспитания, его нужно прожить правильно.

Карапуз хочет ходить сам, без посторонней помощи, а мама крепко ухватилась за руку и не отпускает. За обедом мама продолжает кормить, как и раньше, с ложечки, а кроха требует самостоятельности. Отсюда — непонимание друг друга.

Взрослым невдомек, что ребенок вырос, и они продолжают обращаться с ним, как с младенцем. При виде с его стороны агрессивности или сопротивления, родители начинают требовать подчинения, иногда с помощью повышения голоса или даже силы. Такое поведение родителей является неправильным.

Что же делать взрослым в кризис первого года? Расти вместе со своим малышом: учитывать его нужды, видеть в нем личность, давать ему больше свободы. Не нужно пугаться возрастных изменений в ребенке. Это эволюционный шаг, совершаемый каждым. Новообразование, которое приобретено карапузом в этот период, радует окружающих и удивительно для самого маленького человека — это умение говорить. Приятное новообразование: речь, сначала непонятная для всех, кроме родителей, звучит потом все яснее и четче. Как быстро научится говорить малыш, зависит и от взрослых. Однако, не нужно повторять придуманные им слова, лучше сразу учить его говорить правильно.

Изображение - Кризис первого года жизни у ребёнка - как преодолеть proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-metro%2Finfo

Специалистами разработаны методы, которые помогут пережить кризис 1 года, нивелировать его отрицательное воздействие на отношения ребенка с родителями. Нельзя потакать всем капризам. Нельзя не реагировать на крики и агрессию, но неприемлемо также и воздействие на малыша с помощью силы. Комаровский, известный детский врач, подробно описывает основные советы в своих лекциях:

  1. Запрещайте выборочно. Неправильно все огульно разрешать или запрещать. Ребенок должен знать принятые в семье или обществе правила, но запретов не должно быть много. Если что-то можно разрешить без больших проблем, то лучше сделать это.
  2. Не губите возникновение инициативы у малыша. Если он стремится что-то сделать сам, не запрещайте.
  3. Не кормите насильно. Опытные мамы знают, что малыш, когда голоден, сам об этом скажет.
  4. Прислушивайтесь к насущным просьбам, желаниям карапуза, ведь маме это не трудно сделать на интуитивном уровне.
  5. Лучше быть друзьями со своим ребенком, чем выполнять роль воспитателя. Совместная игра, просмотр детских фильмов сближает и объединяет.
  6. Разговаривайте со своим чадом обо всем, что ему интересно. Это разовьет общительность, правильно поставит речь, избавит от детского произношения слов.
  7. Не стесняйтесь попросить о помощи. Малыш с удовольствием примется помогать, особенно, когда его подбодрит материнская похвала.
  8. Кроха плачет и не хочет остановиться? Попробуйте оставить его ненадолго одного в комнате. Возможно, он быстро переключится на игру или что-то другое. Плакать в одиночестве станет не интересно.
Читайте так же:  Наказывать ребенка или нет

Изображение - Кризис первого года жизни у ребёнка - как преодолеть proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2FDepositphotos_31659189_original

Ребенку нужно позволить проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения — запреты нужны для действительно серьезных ситуаций или сохранения обычаев семьи

Для исключения ошибок в этот трудный для воспитания период, психологи советуют обратить особое внимание на те поступки взрослых, которые являются недопустимыми:

  1. Не показывайте свою власть, силу и не давите родительским авторитетом. Всегда лучше оставаться другом.
  2. Не лишайте малыша желания быть самостоятельным. Это может привести к инфантильности во взрослой жизни.
  3. Соблюдайте здоровый баланс между запретами и вседозволенностью. Ваши решения должны быть разумными.
  4. Взрослые должны следовать единой системе воспитания. Нельзя допустить, чтобы ребенок, услышав от мамы запрет, пошел с той же просьбой к бабушке, зная, что получит разрешение.
  5. Постарайтесь сбалансировать время, посвященное малышу, и часы жизни, которые необходимы для решения взрослых проблем. Нельзя постоянно жить только ребенком. И он не должен требовать этого от родителей. Однако, посвящайте достаточно внимания именно ему.
  6. Следите за своей речью и поведением в присутствии крохи. Отличительная особенность этого возраста — подражание взрослым, впитывание речи, черт характера, поведения.
  7. Не срывайтесь на крик, а тем более, не позволяйте себе ударить ребенка, несмотря на кризис одного года.
  8. Не потакайте детским капризам. Не обещайте привлекательных походов, не покупайте спокойствие сладостями. Не берите на руки при появлении слез.

Изображение - Кризис первого года жизни у ребёнка - как преодолеть proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-metro%2Finfo

Как всегда, после бури наступает штиль. После кризисного периода обязательно придет время спокойствия, осознания крохой своего места во взрослом мире. Он продолжит развиваться, расти, учиться неизведанному, получать навыки общения. Негативные черты переходного периода могут перетечь в характер ребенка только в случае неправильного поведения родителей в это время: давление, проявление силы.

Будьте другом своему ребенку во все времена, постарайтесь преодолеть любые проблемы совместными усилиями. Это — верный путь воспитать гармонично развитую личность и заложить прочные основы взаимного доверия в семье, легче пережить последствия кризиса 1 года.

Изображение - Кризис первого года жизни у ребёнка - как преодолеть proxy?url=http%3A%2F%2Fdeti-burg.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F02%2Finstamart

Изображение - Кризис первого года жизни у ребёнка - как преодолеть proxy?url=http%3A%2F%2Fdeti-burg.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F1193956_45515520-300x210

Что же такое кризис первого года жизни ребенка?

Благодаря тому, что кроха к концу первого года жизни может сам выполнять некоторые действия, его стремление к самостоятельности резко возрастает. Малыш уже спокойно передвигается по квартире, хватает, бросает и тянет в рот все, что попадается на глаза. Ведь для него все, что находится в квартире в новинку, ему все интересно! В связи с этим возникает явная угроза безопасности ребенка. Чтобы ни делал Ваш ребенок, Вы должны присутствовать при этом, сопровождать его всюду и разъяснять малышу, что можно, а что нельзя. Где опасно, а где интересно. Сейчас самое время ввести первые запреты.

На самые обыденные действия у ребенка может появиться негативная реакция. Это также объясняется стремлением к независимости. Ребенок пытается управлять родителями, когда ему в чем-то отказывают, или его не понимают. Малыш начинает демонстрировать свою нервозность и упрямство. К удивлению родителей ребенок может превратиться из уравновешенного и спокойного ангелочка в неуправляемого и капризного чертенка. Это так называемый кризис первого года жизни ребенка.

Признаки кризиса первого года жизни:

Изображение - Кризис первого года жизни у ребёнка - как преодолеть proxy?url=https%3A%2F%2Fweb-studio.rus4help.ru%2Fpards%2Fsveta97%2F%25D0%2591%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2580-12%25D0%25B21_468-60

  1. Ребенок проявляет упрямство, постоянно требует внимание к себе, не слушается.
  2. Увеличение самостоятельности и возможностей малыша. Он самостоятельно пытается действовать во время одевания, кормления и т.д.
  3. Ребенок обижается на Ваши порицания и замечания, капризничает, проявляет агрессию по отношению к Вам или направленную на «непослушный» предмет.
  4. Малыш может вести себя противоречиво, например, попросить Вашей помощи и тут же от нее отказаться.

Это внешние изменения, а внутри ребенка происходит глубокое психологическое преобразование, рост личности в целом. У ребенка появляются свои собственные желания, не зависящие от Вас. Если раньше игрушка становилась желанной в руках у мамы, то теперь они привлекают малыша независимо ни от кого.

Сейчас ребенку для развития необходимо не только ваше хорошее отношение в целом, а положительная оценка, Ваша реакция на его конкретные действия и их результаты!

Итак, кризис первого года жизни ребенка, это противоречие между стремлением к самостоятельности и при этом полная зависимость от Вас, от Вашей оценки. И противоречие между своими желаниями и возможностями. Ребенок хочет что-то сказать, а пока не может; хочет побежать, но падает…

Как же без потерь преодолеть кризис первого года жизни:

Итак, соблюдая эти правила, можно безболезненно преодолеть кризис первого года жизни ребенка. Заложить фундамент для гармоничного и своевременного развития малыша, дружеских, доверительных и близких отношений с ним.

Изображение - Кризис первого года жизни у ребёнка - как преодолеть proxy?url=https%3A%2F%2Fweb-studio.rus4help.ru%2Fpards%2Fsveta97%2F%25D0%2591%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2580-12%25D0%25B21_468-60

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Изображение - Кризис первого года жизни у ребёнка - как преодолеть proxy?url=https%3A%2F%2Fst03.kakprosto.ru%2Ftumb%2F680%2Fimages%2Farticle%2F2014%2F4%2F5%2F69126_533f4aa224fcb533f4aa225004

Все это «безобразие», которое вытворяют годовалые дети, совершенно нормально для этого возраста. Если ребенок безучастно наблюдает за происходящим вокруг, то скорее это тревожный сигнал. Открывание шкафов, попытки разобрать, сломать, погрызть и бросание предметов в разные стороны – показатель взросления, развития, любознательности и активности.

В этот период у малыша впервые появляются и проявляются собственные желания, которые могут не совпадать с желаниями взрослых. Не пытайтесь всеми силами доказать, что «вы здесь главный». Это может неблагоприятно сказаться на характере вашего ребенка. Старайтесь найти компромисс между его желаниями и границами дозволенного.

Для того чтобы сделать жизнь вашего ребенка безопасной и не задавить в нем зачатки воли и инициативы, старайтесь создавать вокруг него соответствующее пространство. Установите колпаки на розетки, уберите хрупкие, острые, мелкие предметы из комнаты, в которой играет ребенок. Если вы боитесь, что он что-то сломает, то просто не показывайте ему этот предмет. Если отобрали что-то, старайтесь сразу заменить это на интересную игрушку.

Сидя за обеденным столом, видя, как вы читаете газету или «натираете» свой смартфон, малыш начинает проявлять ко всему этому дикий интерес. Старайтесь найти что-то похожее и дать ребенку в руки. На кухне можно предложить металлическую мисочку и ложку. Они отлично блестят и гремят при ударе друг о друга. Читая, отдайте на растерзание старый номер журнала, а настоящий телефон замените игрушечным. Есть телефончики, которые поют хорошие детские песенки.

Читайте так же:  Если ребенок грызет ногти

Запрещая что-либо, избегайте частицы «не». Эта вредная частица действует наоборот, и ребенок продолжает делать то, что вы ему запрещаете. Лучше скажите, что ему сделать. Например, «положи это», «подойди ко мне» и т.д. Используйте сказки и игры в целях воспитания. Пусть примером для ребенка станет его старший брат или любимая игрушка, а не строгий выговор.

Если ребенок тянется к горячему, острому или огню, слово «нельзя» также не совсем уместно. Среди тысячи непонятных ему запретов это еще одно пустое слово. Лучше говорить «это опасно», «обожжешься», «обрежешься», «горячо», «острый». Но интерес вряд ли угаснет, пока сам на себе не опробует. Многие детские психологи советуют дать детям «попробовать», что такое иголка или огонь в безопасной обстановке. Как правило, это действует.

Примерно около года ребенок начинает лепетать, активно развивается его речь. Как быстро он заговорит, зависит от вас. Чем больше времени вы будете уделять вашему общению, тем быстрее он освоит язык. Называйте предметы и действия, которые вы совершаете: «Давай будем кушать», «Неси мне книжку», «Пойдем гулять», «Это мячик», «Это кукла», «Девочка плачет» и т.д.

Во время кормления можно разрешить малышу попытаться поесть самому. Вряд ли из этого что-то выйдет. Тогда возьмите вторую ложку и докормите его сами. Не заставляйте ребенка есть, если он категорически отказывается. Детский организм устроен намного гармоничнее наших представлений о правильном питании. Отворачивается от ложки? Значит наелся.

Первые годы ребенка очень важны для его будущего. Его характер, его поведение во много зависят от того, как пройдут его первые несколько лет. Ваше внимание, помощь, забота и понимание послужат вашему ребенку отличным фундаментом для его дальнейшей жизни.

Кризис первого года жизни у ребёнка — как преодолеть

Ещё недавно вы не могли нарадоваться на вашего карапуза. Это был милый, послушный и спокойный ребёнок. Как вдруг его словно подменили: капризы, истерики по пустякам, упрямство, желание все делать самому… Что случилось? Ничего страшного! Ваш малыш испытывает кризис первого года жизни.

Кризис 1 года – явление в жизни каждого маленького человека вполне закономерное. С ним сталкиваются родители малышей начиная с 9 месяцев до полутора лет. Возрастные кризы необходимы на пути взросления. В психологии выделяют пять основных переломных периода в детском возрасте: 1, 3, 7 и 12-14 лет.

Изображение - Кризис первого года жизни у ребёнка - как преодолеть proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fkapriznyiy-rebenok-do-goda-e1462023453195

В течение первого года жизни происходят значительные изменения в поведении и развитии ребёнка. Вместо неподвижного малютки перед нами уже серьёзный карапуз — делающий первые шаги, хватающий ложку, осваивающий горшок. Такие стремительные перемены вызывают кризис. Это своего рода подведение итогов и переход с одного на другой, качественно новый уровень. В конце первого года жизни заканчивается период младенчества и начинается раннее детство (1-3 года).

В возрасте 9-18 месяцев малыш начинает ходить. С освоением этого умения окружающий его мир расширяет свои рамки, манит новыми горизонтами. Теперь он может добраться до интереснейших вещей: маминой косметики, горшка с цветами, шкафчика с лекарствами, кошачьей миски. Все это требует детального рассмотрения, ощупывания, пробы на вкус и экспериментирования. Детская любознательность, желание познакомиться с новыми предметами – одна из основных потребностей в данном возрасте.

Но вдруг выясняется, что всем членам семьи можно пользоваться запретными предметами, а малышу – нельзя! На пути ребёнка к заветной цели звучит грозное «Нет!».

Ограничения, которых малыш пока не понимает, вызывают бурю протеста. Он плачет, кричит, падает на пол, кидает предложенные ему игрушки, то есть всячески демонстрирует своё негодование и обиду.

Неудовлетворённость толкает юного исследователя на новые попытки познания окружающего мира, которые снова пресекаются мамой или папой.

Отсюда непонятные взрослым бурные проявления эмоций. Малыш выражает свои желания капризами, истериками, упрямством, всеми доступными способами. А что ещё остаётся делать, ведь говорить он пока не умеет.

Желания ребёнка впервые сталкиваются с волей взрослого. Единение с мамой и папой, свойственное младенцу, даёт трещину. К малышу постепенно приходит осознание, что он отличен от взрослого. Они – не одно целое. В психологии в этом определяется сущность кризиса 1 года.

Каждый ребёнок имеет свой график развития: один начинает ходить в 9 месяцев, другой – в год с лишним.

Поэтому и кризис начинается у одних раньше, чем у других. Но чаще всего он совпадает с возрастом 1 года. Сейчас у ребёнка закладывается самостоятельность. Он не хочет довольствоваться ролью куклы, когда его кормят, одевают, дают игрушки. Он сам хочет познавать и исследовать мир, осваивать новое, действовать.

Изображение - Кризис первого года жизни у ребёнка - как преодолеть proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fkrizis-e1462113862735

И вот он опрокидывает хрустальную вазу, отбирает у мамы ложку и пытается есть сам, снимает одетые мамой штанишки и напяливает на себя шорты, плюётся полезным блюдом и требует копчёную колбасу, которую видел в холодильнике.

С другой стороны, ему не очень удаются самостоятельные действия, поэтому очень хочется, чтобы мама была рядом.

Осознание себя отдельно от мамы немного пугает ребёнка, поэтому дети часто начинают «гоняться» за ней. Если мы не одно целое, то вдруг мама потеряется? Вдруг, выйдя из комнаты, она не вернётся?

Эти новые переживания и потребности выливаются в тягу к общению. Но тут вновь возникает противоречие: стремление общаться имеется, а слов для этого пока нет. Невозможно бывает понять, что же требует ребёнок.

Черты кризиса первого года:

  • Непослушание, упрямство, настырность. Часто запреты взрослых нарушаются, потому что ребёнок их просто не понимает. Наоборот, запретный плод ещё больше манит малыша, и он предпринимает новые поползновения добраться до него.
  • Желание все делать самостоятельно. Даже если у ребёнка не получается, он пробует снова и снова. Попытки помочь вызывают гневный плач.
  • Обострённая реакция на замечания: обида, агрессия, недовольство.
  • Противоречия в поведении. Ребёнок просит о помощи и гневно отвергает её.
  • Капризы, частая смена настроения.
  • Чрезмерная привязанность к маме. Малыш не даёт ей прохода, не желает отпускать из поля зрения ни на минуту.

Психологи отмечают: серьёзная проблема данного периода в том, что родители не успевают перестроиться за ребёнком. Они не способны вовремя осознать, что у малыша появились новые потребности, которые требуют других форм взаимоотношений с ним. Капризы – это требование большей свободы и уважения к собственным желаниям. Если родители противоречат стремлениям малыша, это может ещё более усугубить проявления кризиса.

Читайте так же:  Грудное вскармливание и совместный сон

Для мамы и папы настаёт момент, когда нужно предоставить крохе больше свободы, самостоятельности.

Вместо того, чтобы делать за ребёнка, нужно теперь делать с ним вместе. Пришло время, когда можно и нужно учить ребёнка кушать самому, пить из чашки, одеваться и раздеваться, умываться, чистить зубки. Если в этот период родители не подарят малышу необходимой самостоятельности, момент может быть упущен. И позже, когда вы пожелаете научить этим необходимым вещам, ребёнку будет уже неинтересно осваивать такие скучные занятия. К тому же он привыкнет, что мама сделает это за него, лучше и быстрее.

Изображение - Кризис первого года жизни у ребёнка - как преодолеть proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Ffizicheskoe-rezvitie-rebenka-1-3-let1-e1462114010513

  1. Естественно, нельзя позволять крохе делать все, что ему вздумается. Должны существовать и запреты. Их не должно быть очень много, и они нужны в первую очередь для того, чтобы обеспечить безопасность ребёнка. Чтобы сократить количество табу, уберите все ценные и опасные предметы вне досягаемости малыша. Организуйте быт таким образом, чтобы не кричать каждый раз «Не трогай! Опасно!». Коробка с лекарствами, бьющаяся посуда, острые ножи, ценные вещи должны лежать в местах, куда ребёнок точно не сможет добраться.
  2. Запреты произносите коротко и ясно, с серьёзной интонацией и мимикой. Каждый раз, когда возникает запретная ситуация, озвучьте правила вновь. Чтобы не вносить путаницу в сознание ребёнка, все взрослые должны быть едины в своих требованиях.
  3. Когда ребёнок добрался до нежелательной вещи, переключите его внимание, предоставив альтернативу. Вместо рисования в книжке или на обоях предложить тетрадку или альбом. Взамен ярких таблеток, которые купила мама, дать поиграть красивыми крупными пуговицами.
  4. Подчеркнуть, что есть такие вещи, которых касаться нельзя ни в коем случае. Табу – прикасаться к стоящим на плите кастрюлям, трогать розетку, играть с проводами. Внимание и бдительность родителей в этот период должна быть на высшем уровне, ведь одни наши слова не смогут уберечь кроху от всех опасностей. Кружка с горячим чаем на краю стола, открытое окно, забытый нож – все это нужно предусмотреть и исключить. Очень опасно оставлять малыша надолго одного.

Родителям на помощь придут умение играть, творческий подход и чувство юмора. Эти качества помогут разрешить любую конфликтную ситуацию:

  • Малыш не хочет кушать? Наверное, ему будет веселее обедать в компании кукол и мишек, которые чинно сядут за столом? Наверное, ему понравится повязать им передничек, кормить с ложечки и даже вытирать ротик салфеткой.
  • На улице зима, а карапуз ни за что не хочет одевать памперс на прогулку? Предложите взять с собой мишку, которому необходимо надеть памперс. Пусть сам повяжет игрушке платочек вместо подгузника на причинное место.
  • Бывают ситуации, когда нужно быстро переключить внимание ребёнка. Например, забрать из рук опасный предмет (и где только раздобыл?!) и громко запеть весёлую песенку, закружить по комнате, начать танцевать. Карапуз от неожиданности забудет, что его лишили интересной вещи.
  • Разучите какой-нибудь весёлый стишок, и пользуйтесь им, когда малыш надумает зареветь или покапризничать. Играйте, и он с удовольствием подключится в вашей игре!

Изображение - Кризис первого года жизни у ребёнка - как преодолеть proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2FIgry_s_malishom-e1462023774881

Ещё одна трудность кризиса 1 года: карапуз имеет большое желание общаться, но не располагает для этого возможностями. Когда родители его не понимают, он чувствует горькую обиду. Как быть?

Помогите осваивать понимание речи:

  1. В процессе одевания спрашивайте: «А где колготки? Дай мне колготки». Если малыш не выполняет указание, возьмите сами и скажите «Вот колготки. Они синие». Со временем он начнёт помогать вам, а процедура одевания превратится в интересное занятие.
  2. Постоянно разговаривайте с малюткой, комментируйте свои действия, действия малыша.
  3. Поощряйте произнесение слов, которые он уже знает и может говорить.
  4. Рассматривая книжку с картинками, постепенно от называния героев переходите к вопросам. Сначала «Где собачка? Где птичка?», затем «Кто здесь нарисован?».
  5. Поощряя его успехи, не забывайте об освоении новых слогов и слов. Бывает, что дети поздно начинают говорить, потому что их и так понимают. Поэтому надо подталкивать к активному использованию имеющегося словарного запаса.

Кризис первого года жизни у детей может протекать по-разному. Бывает, что родители и не замечают переломного момента. Возможно, в их семье органично следуют за потребностями и нуждами ребёнка, поэтому их не коснулись негативные проявления.

Если же вам повезло меньше, не опускайте руки. Помните главное: возрастные кризисы — неизбежный этап развития ребёнка. Это время бурного становления личности и освоения новых умений и навыков. За каждым кризисом наступает длительный период затишья и спокойного развития. Но ваше внимание, любовь и поддержка требуются крохе всегда!

Педагог-психолог
Данилова Татьяна Александровна

Изображение - Кризис первого года жизни у ребёнка - как преодолеть proxy?url=https%3A%2F%2Fnashidetki.net%2Fimages%2Fnd%2Fukhod-za-novorozhdennym%2Fkrizis-pervoho-goda-zhizni-rebenka

К концу первого года жизни малыша многие родители сталкиваются с новыми проблемами. Ребенок научился ходить и решил самостоятельно освоить до сих пор неизведанный мир. Родители просто не успевают за его желаниями попробовать все на ощупь, залезть в каждую тумбочку, перевернуть содержимое шкафов. Ведь для него это все новое, интересное, притягательное. Молодые мамы и папы начинают переживать за ребенка, ведь самостоятельность может быть опасной.

Острые предметы, дверные щели, горячие кастрюли, и это еще не полный список того, что может навредить их чаду. И поэтому каждый запрет либо отказ воспринимается малышом агрессивно. Ведь он сам хочет быть независимым, управлять взрослыми. Когда на пути к самостоятельности он встречает ограничения, то его реакция может закончиться истерикой. Если вы столкнулись с таким поведением крохи — наберитесь терпения. Потому что это кризисный период первого года ребенка. Для родителей это этап непонятных перемен настроения малыша, а для самого ребенка это очень важное событие в жизни, которое наступает после младенческого возраста.

Кризис — это необходимая фаза развития малыша. Этот период очень часто сопровождается капризами, упрямством, непослушанием. Основными причинами такого поведения можно обозначить умение самостоятельно ходить, разговаривать, развиваться с помощью дополнительных предметов.

Ребенок уже понимает, что он отличается от взрослых. Каждый раз, сталкиваясь с чем-то новым, он хочет это потрогать, освоить, рассмотреть. И когда у него что-то не выходит, он начинает с помощью капризов добиваться своей цели.

Читайте так же:  Как выглядит новорожденный малыш

Годовалый малыш хотя и начал осваивать азы речи, но он еще не умеет толком объяснить родителям, чего хочет. И каждый запрет вызывает еще большее упорство и истерики. Родители, которые сталкиваются с непонятным поведением чада, думают, что ребенок просто-напросто разбалован, и начинают ограничивать его самостоятельность еще больше. А кризисный этап очень важен для становления ребенка как личности. И капризное поведение — это всего лишь требование самостоятельности.

В один момент ребенок из лапочки может превратиться в несносное дитя. Родители просто не знают, как найти подход к малышу в таких ситуациях. Потому что настроение годовалого любимца настолько часто меняется: то он плачет и упрямится, то он переключает свое внимание и находит новое интересное занятие.

Истерики, плачь, даже иногда драки и кусания — и никакие меры не помогают повлиять на чадо. Многие родители опускают руки и начинают применять физическое наказание и крик. Но даже такие методы не помогают. Как же поступить в этом случае? Вот некоторые советы, которые помогут родителям пережить кризис 1 года.

С самого рождения существует неразрывная связь между мамой и малышом, как на физическом, так и на психологическом уровне. Младенец во многом зависит от взрослых, о каждом дискомфорте сообщает с помощью плача. Мама, папа, бабушки и дедушки тут же проявляют внимание и заботу. Но, сделав первые шаги самостоятельно, он начинает осознавать, что и сам может достигнуть желаемой цели. И мир для него становится таким большим и необъятным, что карапуз стремится как можно быстрее его изучить.

Очень часто малыш не может отпустить маму или папу надолго от себя. Когда вас нет рядом, то он спокойно играется своими игрушками, но как только он замечает ваше присутствие, требование внимания растет с каждой минутой. И если он не получает нужной заботы, то капризы вам гарантированы. Вы должны понимать, что за время вашего отсутствия дитя успело просто соскучиться по вас. И если вы проявите к нему нужную заботу, то он поймет, что вы никуда не исчезнете, и сам захочет свободы.

Что касается любопытства юного исследователя, то запрещенные предметы для него становятся просто одержимой целью. Он наперекор родителям хочет абсолютно все перетрогать своими маленькими ручками. Чтобы малыш при обследовании не навредил сам себе, позаботьтесь о его безопасности и уберите с поля зрения все опасные предметы. А чтобы интерес узнавать что-то новое не пропал, принимайте активное участие в таком важном для него деле.

Очень часто кроха начинает показывать характер в самых обыденных делах: кормлении, купании, одевании либо раздевании. Просто ваш карапуз хочет быть самостоятельным, но у него еще в полной мере это не получается. И так он проявляет свою личность. Но ничего страшного в этом нет, просто нужно на положительных примерах объяснять ему ваши действия.

Проявляйте терпение к вашему малышу во время капризов, переменчивого настроения, упрямства. Так он хочет заявить всему миру, и в первую очередь вам, о своей самостоятельности.

Известный психолог Лев Семенович Выготский считал, что кризис 1 года связан с появлением автономной речи у ребенка. Она является переходной ступенью между пассивной и активной речью. С появления детского говора меняется отношение к окружающей среде. Изменения биоритма не совпадают с развитием речи у малыша, и поэтому он не может контролировать свое поведение.

До годовалого возраста мама и папа были для ребенка единственным центром восприятия. Но с развитием речи ребенок переключает свое внимание и на окружающие предметы. Когда его внимание не удовлетворено, карапуз начинает эмоционально реагировать: плачет, капризничает, упорствует. И кризис в этот период характеризуется обратным развитием. То есть неумение полностью выразить словесно свои действия и побуждения провоцирует его эмоциональное поведение. При таком поведении нарушаются и все биоритмы организма ребенка: время сна и бодрствования, приема пищи. Но такой период нельзя назвать острым.

Известный педиатр Евгений Олегович Комаровский призывает родителей, которые столкнулись с кризисом первого года жизни своего ребенка, научиться понимать свое чадо. И чтобы за ребенком не закрепилось слово «непослушный», родителям нужно принимать меры именно в годовалом возрасте.

Доктор Комаровский советует как можно меньше употреблять слово «нельзя», но при этом ребенок сам должен знать, что это опасно для него. Для этого нужно создать систему запретов и наказаний, и не отходить от нее ни в коем случае.

Педиатр акцентирует внимание на поощрении: ребенку необходимо знать, что он сделал что-то хорошее, и родители оценили это.

Чтобы преодолеть трудный, и в то же время важный период в жизни ребенка, родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Создайте все необходимые условия для полноценного развития ребенка.
  2. Придерживайтесь привычного режима дня.
  3. Позаботьтесь о безопасности малыша, уберите все предметы, которые могут принести вред.
  4. Старайтесь не ограничивать его самостоятельность в обыденных делах.
  5. Поощряйте результаты действий.
  6. Проявите усилия для того, чтобы понять все просьбы вашего чада.
  7. Не применяйте физическую силу в целях воспитания.
  8. Определитесь с правилами запретов, чтобы ребенок в будущем знал, что можно, а что нельзя.
  9. Проявляйте уважение к малышу как к личности.
  10. Не ограничивайте себя в проявлении нежности и заботы, которые так необходимы вашим детям даже в период первых попыток демонстрации своей самостоятельности.

Такие простые рекомендации помогут вам пройти этот этап жизни без особых трудностей. Кроме того, близость и доверие в этом возрасте станут хорошим фундаментом для будущих ваших отношений!

Изображение - Кризис первого года жизни у ребёнка - как преодолеть 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here