Кто прячется под кроватью работа с детскими страхами

Сегодня предлагаем статью на тему: "Кто прячется под кроватью работа с детскими страхами". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?

Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?

Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал страх. Это такая же эмоции, как радость, восхищение, гнев, печаль. Многие страхи присущи людям в силу возраста и со временем проходят. Кто-то боялся в детстве темноты, потеряться в супермаркете или что мама не вернется с работы. Со временем такие страхи ослабевают и часто исчезают. Если же они сохраняются длительное время, то это говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, наличии у них самих страхов или конфликтов в семье.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для того чтобы помочь ребенку избавиться от страха, нужно понимать его причину или источник.

Сам по себе страх основан на инстинкте самосохранения и появляется в ответ на внешнюю угрозу.

Что может быть этой угрозой?

Травмирующий опыт – испуг, боль, конфликт, неудача и т.п.

Внушенный страх – это страх, который исходит от взрослых, окружающих ребенка. Так особенно тревожные родители могут запрещать подвижные игры. Одновременно с этим ребенок считывает беспокойство родителей и у него возникает реакция страха.

Тревога – это состояние, предшествующее страху. Например, ожидание какого-либо события, состояние беспокойства и неопределенности.

Травмирующая ситуация – укус собаки, стихийное бедствие, авария и т.п.

Сам по себе страх – естественная эмоция, но накапливаясь, страхи могут создавать невротические и адаптационные проблемы, становятся помехой личностному развитию ребенка.

Одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия. Это психотерапия, основанная на искусстве, когда творческий процесс является главным терапевтическим механизмом. Рисунок дает выход внутренним конфликтам, сильным эмоциям, помогает понять чувства и переживания. Методика арт-терапии позволяют ребёнку погружаться в проблему страха настолько, насколько он сам готов к её переживанию.

Особенно эффективна арт-терапия с детьми, которым сложно словами выразить свои чувства и мысли.

Например, в силу речевых нарушений, аутизма, малоконтактности.

Кому подойдет арт-терапия?

Легче всего терапия проходит в возрасте 5-11 лет, когда дети рисуют непринужденно, свободно. В этом возрасте ребенок представляет воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле.

Чем старше ребенок, тем труднее ему рисовать спонтанно. Подростки иногда стесняются своего умения рисовать. И если к этому они обладают тревожно-мнительным характером, то им трудно даже начать рисовать свои страхи. Им кажется, что в этом нет смысла. Мешают и депрессивные оттенки настроения, и неуверенность в себе.

Иногда дети боятся сделать что-то неправильно, то есть заранее предвидят свою неудачу. Обычно так их настраивают родители, и ребёнку трудно без колебаний выполнить задание.

Когда арт-терапия наиболее эффективна.

В первую очередь удаётся устранить страхи, порождённые воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребёнка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно.

Если травмирующее, пугающее событие произошло недавно (застревание в лифте, укус собаки, драка, стихийное бедствие), то рисование будет неэффективным. Вначале необходимо отработать психическую травму в игре, чтобы изменить отношение к ней.

Нельзя по этическим соображениям просить ребёнка нарисовать страх смерти родителей. В отношении страха собственной смерти результаты хорошие, но этого можно не делать, так как такой страх закодирован в других страхах и уходит по мере избавления от них.

Во время рисования происходит небольшое оживление страхов – это нормально. В любом случае, это лучше, чем они будут таиться в психике ребёнка, готовые вспыхнуть в любой момент.

Страхи рисуют карандашами, фломастерами, красками. Краски больше подходят для дошкольников, ими можно делать широкие мазки. Фломастеры подходят для младших школьников. Подростки предпочитают карандаши, что даёт возможность детализировать изображение, стирать, если что- то не понравилось. Ребёнку надо предоставить возможность выбора, чтобы облегчить процесс.

Очень важно, кто даёт задание нарисовать страх. Если это психолог или арт-терапевт, то эффект от рисования страхов будет высоким. Если родители, не пользующиеся авторитетом у детей – то рисование, скорее всего, будет малоэффективным.

Видео (кликните для воспроизведения).

После сеанса психолог рассказывает о выявленных страхах родителям в отдельной беседе, чтобы они организовали рисование страхов дома. Психолог также объясняет родителям, как можно нарисовать некоторые страхи, если ребёнок спросит об этом. Например, страх одиночества – рисует себя и одновременно все то, чего боится, когда ребенок остается один. Страх нападения изображается в виде агрессивно ведущих себя взрослых. Страх заболеть – рисуют микробы или больницу. Страх темноты – это чаще темная комната с неприятными персонажами из фантазий ребенка. Страх высоты – горой или высоким сооружением, где кто-то стоит.

Эффект устранение страхов через рисование составляет 50% при изображении страхов по типу “боюсь” и 80-85% от оставшихся страхов – при изображении себя, противостоящим страху.

В своей работе я использую арт-терапию в основном с детьми. Когда ребёнок находится рядом с понимающим и чувствующим его взрослым и берет в руки краски, чтобы нарисовать свои страхи, они начинают оживать на бумаге, как бы освобождая психику ребёнка от подавленной энергии. Освобождение этой энергии приводит к её трансформации и теперь она уходит не на борьбу со страхами, а на развитие личности.

Проработать детские страхи с психологом

Работа может проходить в формате индивидуальной консультации (очно или по skype), а также на консультации совместно с ребенком.

Задать вопросы и записаться на консультацию

Тел. +7(903)728 34 28

Если вы хотите самостоятельно глубже погрузиться в тему арт-терапии и детских страхов, могу порекомендовать литературу:

  1. А.И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»; СПб, 2000
  2. А.И. Копытин «Основы арт-терапии»; СПб, 1999
  3. А.И. Копытин,Е.Е.Свистовская «Арт-терапия детей и подростков»; Москва, 2007
  4. Д. Алан «Ландшафт детской души»; СПб, 1997 Карпова Любовь. Психолог. Ведущая Психотерапевтических групп “РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ ” и “ПРОСТРАНСТВО ОТНОШЕНИЙ”.
Читайте так же:  Интернет приблизит вас к замужеству!

– Мама, а кто живет у нас под кроватью?
– Что?! Никто там не живет, доченька, ты чего?
– Мама, пожалуйста, загляни под кровать и проверь.
– Доча, я хочу спать! Не, ну вообще! Никого там нет.
– Загляни! (плачет)
– Ну хорошо, хорошо, только не надо слезы лить. Заглянула. Нет там никого. Чего бояться? Ну, спокойной ночи, Сашенька, сладких тебе снов.
– Тебе тоже, мама, сладких снов. А. Можно я буду спать с тобой? Ну пожалуйста! Мама!
– Я сплю с папой, ты прекрасно это знаешь, там места просто нет! Спи здесь, в чем проблема?
– Ладно, мам, пока.
– Спокойной ночи (целует, уходит).

Ха-ха-ха. “Спокойной ночи”. Как же, будет она спокойная. Сейчас только подожду, пока она уснет, так пугать неинтересно, когда человек не спит. Сидит, плачет, боится. Скоро, скоро я смогу отведать нежный запах крови этого маленького существа, вдоволь напиться ею, вдохнуть пронзительный аромат страха. А пока надо ждать, ждать, чтобы ничего не испортить. Могут ведь вернуться ее родители и тогда все накроется медным тазом. Уже две недели я пугаю эту девчонку, это неразумное существо. Не хочется ждать еще дольше, несмотря на то, что я вечен.

Вот часы пробили десять вечера. Девчонка вроде успокоилась, свернулась в комочек и залезла под одеяло. Не спит, еще не спит. Ох, как она долго засыпает. Вся пропитанная страхом добыча совсем рядом. Вкуснее, когда еда боится – именно, поэтому я столько над ней измывался целых две недели. Лежим, ждем.

Ну наконец-то, она заснула. С трудом, медленно, но заснула. Теперь можно вылезать – с тихим рычанием, скрежетом когтей по полу. Девчонка проснется, испугается и тут перед ней появится темный силуэт с горящими красными глазами. Она испытает животный ужас, голос исчезнет, глаза расширятся – именно в таком обличье я люблю видеть маленьких детей. Потом начнется процесс поглощения и переваривания ее маленьких конечностей. Это самый любимый мой момент. Наутро найдут лишь маленькое истерзанное тело на полу – возможно, его вообще не найдут, так как аппетит у меня бывает хороший. Ну, вылезаем. Операция началась.

На следующий день

Новости газеты “Майский вечер”, первая полоса: “На улице Песковского, в доме №66, квартира №6, найдено тело девочки Амеликиной Саши (7,5 лет). Она была зверски убита ночью, ее тело искусано и истерзано, конечности, особенно левая рука, вообще не похожи на руки и ноги. Эксперты не могут построить вообще никаких предположений, так девочка живет на третьем этаже, окно было крепко закрыто. возле него нет никаких водосточных или других труб, выступа. чтобы встать на него ногой и т.д. Зато в комнате наблюдаются чьи-то огромные следы, явно нечеловеческие и мерзкий, отвратительный запах. “

Спустя 3 недели

На другом конце города.
Улица Ленина, дом №66. квартира №6.21:34
– Мама, а кто живет у нас под кроватью?

Зачем детям страшилки и что стоит по другую сторону Тени

— Я пришла к вам без сына, чтобы лишний раз его не травмировать. Я хочу о его страхах поговорить.

— А сколько лет сыну?

— Конечно, давайте поговорим, — бодро согласилась я.

Про детские страхи трудно сказать — нарушение они или норма. По данным из разных источников, они встречаются у пяти-восьми детей из десяти. И чего только не боятся! Темноты, врачей, монстров, больших животных, остаться одному — это классика. Маминого брата с бородой, крокодила под кроватью, пауков, мух, гномов, крови, качелей, Деда Мороза — это из более индивидуального. Как правило, со временем детские страхи проходят сами собой. Но можно с ними и поработать. Так же как и при работе со взрослыми фобиями, здесь применяются бихевиоральные методы, последовательная десенсибилизация, очень эффективным бывает рисуночный метод, когда страхи неоднократно рисуют со многими подробностями, и постепенно они делаются нестрашными и даже смешными.

Сейчас я узнаю, чего же боится сын моей посетительницы.

— Тут дело в том, что теперь я уже сама боюсь, — глядя в пол, сказала она.

— Чего же вы боитесь?

— Все начиналось обычно, лет в шесть: не пойду в темную комнату, оставь мне свет, там за занавеской кто-то прячется, а если оно в окно залетит. Мы его не ругали, не высмеивали, оставляли свет, отодвигали занавески, показывали, что там никого нет, подходили вместе к окну.

— Потом Владик как-то сказал: «Мама, я понимаю уже, что вы все его не видите». Я, конечно, встревожилась, стала расспрашивать. Он пытался мне объяснить, но выходило что-то совершенно путаное. Насколько я поняла, есть кто-то или что-то ужасное, и оно всегда здесь, но видеть и ощущать его могут только дети, а взрослые не могут.

— И в чем же ужасность этого «чего-то»? Оно чем-то опасно для детей? Для взрослых?

— Этого я не поняла. Мы решили, что это может быть из-за мультфильмов или из-за компьютерных игр, и все это жестко ограничили. И еще Владик тогда пошел в школу, и мы надеялись, что это тоже как-то повлияет — новые впечатления, новые знакомства. И сначала нам казалось, что все так и произошло, как мы предполагали. Он ходил в школу, с учебой все нормально, появились друзья.

— Теперь он почти ничего нам не говорит. Видимо, перестал надеяться, что мы поймем. Но «оно» никуда не делось, это мы знаем точно. Потому что у нас есть еще дочка, младшая сестра Владика…

— Он ей что-то рассказывает? Показывает?

— Да. У них прекрасные отношения, она ему полностью доверяет. И она тоже стала бояться, хотя и пытается (видимо, по его наводке) от нас это скрывать. Но ей всего пять лет, она боится и плачет… И еще: недавно меня вызвала учительница и сказала, что она сама ничего такого ни разу не замечала, и у нее лично к Владику никаких претензий нет, но ей пожаловались уже две мамы, и она должна отреагировать. По словам этих матерей — я так и не поняла, почему они не обратились ко мне напрямую, — Владик чем-то запугивает их детей, и те потом не спят по ночам, шарахаются от собственной тени и прочее.

Читайте так же:  Игры для детей и взрослых

— А чем запугивает — это хоть кому-нибудь известно?

— Я у него спрашивала напрямую — он не отвечает, говорит, что это все ерунда, одноклассники сами к нему пристают. Учительница со слов тех родителей рекомендовала нам проконсультироваться у психиатра. Мы сходили. Владик как-то для себя смекнул, что такое психиатр, таращил там честные глаза и говорил, что ничего вообще нету и это они просто играли, а сестру он пугает нарочно, потому что она смешно пугается. Психиатр меня фактически отругал и сказал, чтобы я не накручивала ни себя, ни ребенка.

— Но, может быть, психиатр прав, и все так и есть? Детские игры в «страшилки»? Черная простыня, красное пятно? И нужно просто оставить его в покое?

— Вы даже не представляете, как бы мне хотелось, чтобы все так и было, — вздохнула женщина. — Но может быть, вы все-таки поговорите с ним?

Почему-то я представляла себе Владика щупленьким, подвижным, быстроглазым. Он оказался крупным, толстым, в очках. Смотрел выжидательно, без агрессии и почти без интереса.

— Оно есть, — сказала я. — Но что оно такое?

— Вы помните? — удивился Владик. — Я думал, все взрослые забывают.

— Ну да, конечно, сейчас! — фыркнула я. — А откуда же тогда берутся все ужастики, монстры, зомби и всякое прочее? Дети их, что ли, пишут и снимают?

— Да, пожалуй, — согласился Владик.

— Обсудим? — предложила я.

Мальчик, поколебавшись, кивнул.

— То-то радость тебя ждет! — съязвила я.

— Думаю, что да, радость, — серьезно ответил Владик. — Всегда приятно знать, что ты не один.

— Кинг тебе в помощь, но сестру оставь в покое, — посоветовала я. — Вдруг она такая, как я? Вдруг ей не надо?

— Да она же сама… Ну ладно, может, тут вы и правы. Но в детстве-то вы это видели?

— Еще как! — я вспомнила и передернула плечами. — Но ведь с другой-то стороны собирается вся красота, все такое идеальное, чего, если разобраться, как бы и не бывает в нашей обычной жизни, но на самом деле оно тоже есть. Идеальная дружба, идеальная любовь, красота совершенная, благородство… Мне в детстве и юности больше туда нравилось смотреть. Плюс я еще жила в такой специфической стране, где эта часть была чем-то вроде государственной идеологии, мы как бы обязаны были это видеть, даже если не очень получалось.

— Офигеть! — сказал Владик и надолго задумался. Потом взял фломастер и дополнил нарисованные нами схемы, добавив к ним красоту и совершенство в таре, напоминающей авоську советских времен.

— Ну как вам? — с тревогой спросила мать, стараясь заглянуть мне в глаза.

— Интересно! — честно ответила я и в свою очередь спросила: — А вот скажите мне, Владик вас года в четыре-пять спрашивал: «Мама, а ты умрешь? Мама, а все люди умирают?»

— Ой, да, спрашивал, ему только-только четыре исполнилось! Я тогда, помню, так испугалась…

— А что вы ответили?

— «Да что ты за глупости говоришь! О чем ты таком думаешь!»

— Ага, — удовлетворенно сказала я. — Тогда все может получиться.

— Что может получиться?

— Ваш мальчик очень умен. Ему уже с четырех лет нужна была картина мира. Этот жуткий вопрос про маму — это всего лишь запрос на первое мировоззрение. А ему его не дали. Совсем. И тогда он построил его сам. Из теней. Получилось жутковато. Сейчас мы кое-что прояснили. Посмотрим, что получится. И Кинга у него не отбирайте, если что, ладно? Хотя я его сама боюсь.

— Хорошо… Ладно… — сказала мать, и я увидела, что она меня практически не поняла. Ну, ничего страшного, главное здесь сам Владик, а он-то как будто все понял правильно.

Я видела Владика спустя несколько лет — они приходили по поводу его веса и нежелания заниматься спортом и даже лечебной физкультурой. О страхах не говорили, эта проблема осталась в прошлом. Однако, уже прощаясь, Владик вдруг весело подмигнул и спросил:

— Но ведь вы помните про Тень? И я помню!

Я, конечно, подмигнула ему в ответ — обоими глазами, потому что подмигивать одним глазом я не умею, как ни пыталась тренироваться в детстве.

Детские страхи. Что делать родителям если ребенок боится.

Все дети время от времени чего-нибудь боятся. Кощея, Бабу-Ягу, “чужого дядю”, пожара, наводнения, собак, что мама с папой разведутся. Страхи могут быть ситуативными и постоянными, кратковременными и закрепляющимися на долгие годы, вплоть до зрелого возраста. Попробуем в них разобраться и посмотреть — что это за зверь такой ужасный?

Очень маленькие дети — лет до трех — боятся чего-то конкретного, того, с чем связаны неприятные воспоминания. Причем объект может смещаться на похожие предметы. Например, если у годовалого ребенка медсестра брала кровь и сделала больно, он будет истошно орать и прятаться при виде любого белого халата. Или в соседней квартире сверлили стены перфоратором, и малышка теперь боится пылесоса — потому что гудит похоже.

Малыши легко пугаются незнакомых звуков, особенно очень громких, хорошо запоминают места, с которыми связаны неприятные переживания. Вплоть до того, что совсем не говорящий двухлетка может наотрез отказываться идти в ту сторону, где находится поликлиника. А мама-то голову ломает, в чем дело. Она же давно забыла про ту злосчастную прививку. Эти страхи ситуативны, они, скорее всего, пройдут сами со временем, особенно, если не получат подкрепления, то есть напугавший ребенка фактор не будет повторяться. Некоторые странные вещи могут исчезнуть при прояснении, то есть тогда, когда ребенок научится разговаривать настолько хорошо, чтобы объяснить вам, что именно его напугало. “Страшный Бармалей с черной бородой” может со временем превратиться в горячо любимого крестного. Тогда и паника при виде бородатых мужчин испарится бесследно. Мой пятилетний сын боялся спускать воду в туалете, пока мы случайно не выяснили, что он мельком увидел кадр из “Матрицы”, где главного героя засасывает в канализацию. Сыну было тогда два года, и он воспринял увиденное как реальность.

Читайте так же:  Как правильно пеленать ребёнка

Примерно в 3 года ребенок вступает в возраст, который в психологии называется “эдиповым”, то есть связанным с переживанием ребенком первых сексуальных чувств. Ребенок начинает осознавать свой пол, идентифицирует себя как мальчика или девочку, и впервые в жизни влюбляется — обычно в родителя противоположного пола.

Можно как угодно относиться к построениям Зигмунда Фрейда, но факт остается фактом: именно около трех лет начинаются ночные блуждания ребенка между своей кроваткой и спальней родителей. Каждую ночь на пороге вашей комнаты появляется маленькое привидение, которое жалобно повествует о том, что “ему очень-очень страшно, и он хочет к маме”. Он не обманывает, ему действительно очень страшно, а чего страшно — он объяснить не может.

Внутренний мир ребенка в этом возрасте населен чудовищами, порожденными ревностью. Он нежно любит своих родителей, но маму немного больше (если это мальчик), и был бы не против, если бы папа на время куда-нибудь исчез, оставив маму в его полное владение. Например (страшно подумать!) умер бы. Понарошку, конечно. Дальше начинаются дебри: папа ведь наверняка догадывается о таких ужасных мыслях, и точно очень сердится, а, может, он тоже хочет, чтобы малыш куда-нибудь делся, например, умер? Начинаются сны, наполненные погонями и монстрами. В рисунках тоже преобладают страстные красные и желтые цвета, ребенок может начать мочиться в постель, даже если до этого он исправно ходил на горшок.

Я абсолютно уверена, что в таких выражениях никто из детей не рассуждает, но ведут они себя настолько откровенно, что все эти научные построения выглядят весьма убедительно. Кстати, почему-то девочки переживают этот период гораздо менее болезненно, возможно, потому, что папам легче отвечать на наивные заигрывания дочерей, а мамы, видимо, представляют меньшую угрозу для девочек, чем папы для мальчиков.

Как бы то ни было, я бы советовала родителям выдерживать последовательную и четкую позицию: да, мы понимаем, что тебе страшно, давай я с тобой посижу, но спать ты будешь в своей кроватке. В таком случае ребенок получает недвусмысленное послание: “граница на замке”. Родители сильные, взрослые люди, они смогут защитить меня от моих собственных монстров, а значит — и от тех чудовищ, которые прячутся за дверью. Ещё помогает обсуждение перспектив дальнейшей жизни: ты вырастешь, найдешь себе друга/подругу, вы поженитесь, и у вас будет своя собственная семья. Неплохо повторять эту мантру лет до 15.

Вы удивлены? Но не зря же основная игра в детсадовском возрасте — “дочки-матери”. Тема будущей семейной жизни самая что ни на есть актуальная у трех-четырехлетних детей, и лучше будет, если на этом этапе они её “отработают”, то есть отыграют, переживут на своем уровне, заложат первые кирпичики взаимоотношений с противоположным полом.

Иногда случается так, что мама передает ребенку свой страх, как норму. Приведу пример: молодая мама, почти девочка, обращается за консультацией по поводу своей трехлетней дочери. Малышка боится оставаться одна в комнате, не дает выключать свет, очень сильно стесняется чужих людей (а чужие для неё почти все). Мама, рассказывая об этом, сильно нервничает, смотрит в пол, сначала не знает, куда деть руки, потом прячет их под себя. Через десять минут такого общения мне самой становится не очень удобно, я ловлю себя на том, что настороженно поглядываю по сторонам, прислушиваюсь к звукам в коридоре, в общем — боюсь. “А как вы сами чувствуете себя в темной комнате? А с чужими людьми?” — задаю я вопрос маме. Конечно, оказывается, что она панически боится темноты, всего безумно стесняется, заговорить с человеком на улице для нее невозможно в принципе. “Мне все время кажется, что у меня за спиной кто-то стоит”, — жалуется она.

В прошлом у этой мамы, скорее всего, имеет место сильный испуг, травма, возможно, даже насилие. Но она об этом не рассказывает, а пытается успокоить дочку, говоря дрожащим голоском: “Ну чего ты боишься, там же никого нет!”. Глаза у неё при этом огромные, и она поминутно оглядывается, как будто там и правда кто-то стоит. Девочка получает это противоречивое сообщение: на вербальном уровне “все в порядке”, на телесном — “я очень боюсь”. И пугается уже за двоих. В безопасном пространстве терапии можно вернуться назад и посмотреть, что же так напугало ту девочку, переиграть этот эпизод, победить свой страх. После этого, я уверена, и у дочки наладится ночной сон, проблема будет решена.

В одном из лучших романов Терри Пратчетта “Санта-Хрякус” страшилы и всякая другая нечисть пугает детей, потому что взрослые твердо знают: их (страшил) не существует. И только гувернантка Сьюзен, внучка Смерти, видит всех этих чудовищ и бесстрашно с ними сражается.

Чем можно помочь вашему дрожащему чаду, когда ему не спится? Во-первых, продемонстрировать, что вы ему верите. Ведь для него и привидения, и Кощей, и Бармалей так же реальны, как для вас, например, террористы. Вы их никогда не видели, но твердо знаете, что они есть и очень опасны. Поэтому, пожалуйста, никаких там “посмотри, под кроватью ведь никого нет и в шкафу тоже!” Лучше попросите подробно описать монстра, выясните его привычки и вкусовые предпочтения, узнайте, что он хочет от вашего ребенка.

Во-вторых, исполняйте ритуалы. “Страшилы” боятся, когда их голову накрывают одеялом. Привидения исчезают при свете. Если ваш малыш просит оставить свет в коридоре — сделайте это. Купите ночник, только не куклу со светящейся головой, она сама может напугать до икоты.

В-третьих, попробуйте догадаться, на кого похож “пугатель”. Может статься, что огромное рычащее чудовище — это просто папа, который ругался по телефону со своей сестрой. Или пьяный сосед. В любом случае, страх, который подвергся всестороннему рассмотрению и анализу, уже не так опасен, он становится более ручным.

Читайте так же:  Как приучить ребёнка засыпать самостоятельно в своей кровати

И самое главное — не забудьте уверить малыша, что вы его сильно-сильно любите.

Изображение - Кто прячется под кроватью работа с детскими страхами proxy?url=http%3A%2F%2Fi.schoolperspektiva.ru%2Fu%2Fpic%2F75%2F03e7948bfe11e89102b134e9f681b1%2F-%2FChudo_Yudo

Что делать, если ребёнок боится темноты? Какие игры существуют? Как может помочь обычный фонарик?
Изображение - Кто прячется под кроватью работа с детскими страхами proxy?url=http%3A%2F%2Fi.schoolperspektiva.ru%2Fu%2F47%2Fc719728bfe11e8b7c3f22b92832694%2F-%2Fchudovishhe_pod_krovatju

Все малыши боятся темноты, кто-то больше, другие меньше. Нельзя смеяться над детским страхом. Гораздо лучше постараться помочь ребенку самому справиться с ним. Психологи говорят, что ни одни страх не появляется сам по себе, просто так. Это защитный механизм, помогающий выживать в определенных условиях. Боязнь темноты сдерживает ночную активность, тем самым заставляя малыша быть более осмотрительным и осторожным.

Изображение - Кто прячется под кроватью работа с детскими страхами proxy?url=http%3A%2F%2Fi.schoolperspektiva.ru%2Fu%2F4e%2Fade0728bfe11e8b325c0773d2bbbd2%2F-%2Fdetskie-strahi

Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей.

Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их виды и возрастные особенности.

Сверхценные страхи
Это самые распространенные страхи, встречающиеся в 90% случаев при работе специалиста с детьми и подростками. Так, у дошкольников и младших школьников преобладают боязни темноты, одиночества, а также животных и сказочных персонажей. Дети убеждены в обоснованности этих страхов, они на самом деле считают, что в темноте их ждут страшные чудовища, а в отсутствие родителей их подстерегают многочисленные опасности. Подобные представления преобладают в детском сознании, то есть приобретают характер сверхценной идеи.

Монстры под кроватью: как правильно понимать детские страхи

Изображение - Кто прячется под кроватью работа с детскими страхами proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.ya-mama.kz%2Fupload%2Fimages%2F330%2F99d22ac3bf50bd07c6be497d17ff6d8a

Многие детские страхи кажутся родителям глупыми, но для детей мир полон угроз. Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность.

Многие детские страхи кажутся родителям глупыми, но для детей мир полон угроз. Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность.

Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью ребенка и исчезают по мере его взросления. Если страх вашего ребенка никуда не делся, а только полностью его поглотил, то ему нужна ваша помощь. Есть несколько действенных способов справиться с самыми большими детскими страхами – реальными и воображаемыми.

Страхи детей 2-3 лет

Дети в возрасте 2-3 лет пугаются незнакомых вещей или звуков. Странное животное, которое подходит слишком близко, какие-то предметы или оглушительный звук сирены могут довести их до паники. Нередко дети боятся абсолютно безобидных вещей, таких как пылесос или фен. Причина кроется в том, что даже если дети уверены в безопасности своего окружения, они еще не понимают всего, что в нем происходит. Ваш ребенок знает, что пылесос засасывает грязь и пыль, но он не уверен, что его тоже не засосет. Обычно детские страхи развиваются из одного испуга. Например, ребенок, который заплакал на дне рождения, когда лопнул шарик, скорее всего, будет какое-то время бояться всех воздушных шариков.

В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого. Поэтому и пугается ребенок при громком, непонятном ему звуке, боится неизвестных предметов, чужих людей и даже собственных родителей, когда они предстают перед ним в неизвестном обличье, например в новой шубе, большой мохнатой шапке, и он не может сразу их узнать. Страхи порождает и боль. Отсюда страх высоты, лестниц у падавших и сильно ушибавшихся детей. Врожден идущий от инстинкта самосохранения страх потери матери – и отсюда страх одиночества. Ребенок одушевляет природу. И в сказках для него животные, растения и вымышленные чудовища кажутся вполне реальными. Отсюда страхи темноты, леса, волка, сказочных персонажей.

Советы, как успокоить ребенка

• Выясните, чего боится ребенок. Если ребенок не может вам объяснить, чего боится, постарайтесь догадаться сами. Например, ребенок лет двух может паниковать, когда его одевают, по той причине, что он еще не умеет расстегивать пуговицы, и поэтому ему кажется, что в рубашке он, словно в ловушке.
• Будьте изобретательны. Поэкспериментируйте в поиске способов помочь ребенку почувствовать себя безопаснее. Если он боится, что его засосет в водослив ванной, прикройте отверстие тряпкой, мочалкой или перевернутой чашкой.
• Измените восприятие ребенка. Если ребенок начинает кричать при виде жуков, прочитайте ему книжки о дружелюбных жуках или нарисуйте картинки. Если он перестанет бояться самого образа жуков, может быть, ему станет легче при виде реальных насекомых.
• Убеждайте, что опасения напрасны. Конечно, вы-то знаете, что подстричься – не страшно. Но это потому, что вы понимаете, что из-за этого не течет кровь, а парикмахер не отрежет вам ножницами уши. Чем больше ваш ребенок знает и понимает, тем меньше он будет бояться.

Страхи детей дошкольного возраста

Так как дети в возрасте 4-5 лет уже мыслят абстрактно, то их страхи становятся более сложными. Они боятся того, что видят и того, что находится в их воображении – монстры под кроватью и что будет, если мама и папа не окажутся рядом. Не удивительно, что именно в этом возрасте дети переживают пик ночных кошмаров. А поскольку дети такого возраста все еще плохо отличают реальность от фантазии, то их кошмарные сны сильно воздействуют на психику.

Советы, как успокоить ребенка

Страхи детей более старшего возраста

Более взрослые дети понимают, что плохие вещи иногда случаются. Чего они еще не понимают, так это возможности того, что по-настоящему страшное событие пошатнет их мир: незнакомый человек, который заберется к ребенку в комнату ночью, ураган или насилие в школе. Но так как они часто слышат об этих вещах от друзей или видят их в новостях, то не улавливают смысла такой перспективы.

Советы, как успокоить ребенка

Когда страхи превращаются в фобии

Люди обычно употребляют понятия страха и фобии, как взаимозаменяемые, но эти две проблемы очень разные. Если ваш ребенок боится воды, он может плакать во время купания, но вы способны быстро его успокоить. А вот ребенок, у которого фобия воды, может закатить истерику при одном звуке поворачиваемого крана, и тогда вы можете забыть о том, чтобы засунуть его в ванну.
У 3-5% детей развивается фобия – глубокий, чрезмерный страх, который длится дольше нескольких месяцев, и в конце концов влияет на нормальное развитие ребенка. Самыми распространенными фобиями у детей являются фобии животных, насекомых, воды, грозы, темноты и боли. Если у вашего ребенка развивается фобия, то поговорите с педиатром или детским психологом, который является специалистом в этой области. Не игнорируйте проблему и не думайте, что с возрастом все пройдет, – все может стать еще хуже и привести к неврозам.

Читайте так же:  Нужно ли прислушиваться к мнению ребенка

В проблеме детских страхов важны три момента. Во-первых, детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни милиционером или несуществующим сказочным персонажем. Воспитание страхом – жестокое воспитание. Последствия его – кошмарные сны, тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.
Во-вторых, нельзя стыдить ребенка за испытываемый страх. Насмешки над боязливостью ребенка также жестокость. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом, несмотря на то, что у него есть родители. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх поработит психику ребенка, и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Испытывающий страх и не понятый родителями ребенок пассивен, склонен к депрессии и неврозам.
В-третьих, ребенка нельзя оставлять одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-то неожиданного, пугающего. Ребенок должен исследовать неизвестное только вместе с взрослым, чью поддержку и заботу он чувствует.

Ребенок боится чудовищ под кроватью, как с этим бороться?

«Чудовища под кроватью» – довольно распространенный страх, однако он вызывает немало дискомфорта, как для ребенка, так и для его родителей. Если со скрипучей дверью можно и нужно бороться, смазав петли маслом, кладовку можно закрыть, а тьму рассеять банальным фонариком, то страх перед чудовищами иррационален. Он связан только с детским воображением и больше ни с чем другим. А с этим бороться уже гораздо сложнее.

Изображение - Кто прячется под кроватью работа с детскими страхами proxy?url=https%3A%2F%2Fviline.tv%2Fyii2images%2Fimages%2Fimage-by-item-and-alias%3Fitem%3DArticle542%26%23038%3BdirtyAlias%3Dc1afaf235b-1_845x

Причин возникновения этих страхов довольно много. Иногда дети «приносят» их домой из садика, младшей школы или со двора, где с ребенком «поделились впечатлениями» или страшилками сверстники.

Иногда причиной служит разыгравшееся воображение, особенно если ребенок посмотрел какой-либо фильм или мультик с непонятными героями – человекороботами, монстрами и другими похожими персонажами.

Страх перед ночной темнотой и разными звуками, заложен в каждом из нас на подсознательном уровне еще с тех времен, когда человеку приходилось добывать огонь и жить в пещерах. Тогда дикие животные охотились по ночам и были не против съесть любого, в том числе и людей. Это заставляло прислушиваться к каждому звуку и очень чутко спать. Давно уже нет саблезубых тигров, а современные дикие животные сами боятся людей, да и не водятся они в городах, однако, этот страх, когда-то очень полезный, остался. А теперь добавьте к нему буйную детскую фантазию и живое воображение, которое разыгралось из-за сказки или мультфильма. В итоге мы имеем испуганного малыша, дрожащего под одеялом и зовущего на помощь родителей.

И, как ни странно это звучит, такой страх – это вполне нормально и объяснимо. Главное, не «раскормить» этого «волка» до невероятных размеров, чтобы он не перерос в фобию. А это уже задача родителей и профильных специалистов, если они, конечно, понадобятся. Но, как правило, родители способны самостоятельно помочь своему ребенку. Главное, включить фантазию и свой здравый смысл.

Как правило, у детей фантазия иногда бывает сильнее рационального мышления, поэтому и бороться с разными страхами нужно с её же помощью. Например, в том случае, с горе мамашей, мы с карапузом, который оказался очень смышленым, пришли к выводу, что монстры, живущие у него под кроватью, на самом деле, пришли потому, что очень любят сладости и веселые сказки. Отважный малыш решил сам оставлять на блюдечке конфетку и пообещал рассказывать им интересные истории перед сном.

  • Придумайте сказку, где главным героем или героиней будет малыш, у которого тоже есть мама и папа, а имя у этого героя такое же, как у вашего ребенка. Расскажите, как смелый малыш смог преодолеть свой страх, когда нарисовал его на бумаге или рассказал о нем родителям.
  • Можно придумать какое-либо «волшебное слово» или фразу, пусть даже бессмысленное, но способное отпугнуть любого монстра. Пусть ребенок произносит это «заклинание» каждый раз, когда идет спать в свою комнату.
  • Переделайте, вместе с ребенком, страшную фантазию на смешную. Например, страшного монстра можно превратить в забавного кролика, дорисовав ему на бумаге или в воображении длинные ушки, лапки и маленький хвостик. А то, что у кролика шесть лап и четыре глаза – это не страшно. Они помогут быстрее убежать от волка и хорошо видеть морковку с капустой.

Если ребенок просит посидеть с ним, пока он не уснет, не отказывайтесь.

Доверяйте хрупкую детскую психику только по-настоящему грамотным специалистам, которые способны справиться с проблемами, а не добавить новых.

И, пожалуйста, показывайте ребенку только добрые детские мультики, особенно перед сном. С понятными героями и позитивными сюжетами.

Детские страхи – это временное явление, через которое проходят почти все дети. Они являются признаком хорошей фантазии и бурного воображения. Ваша задача – направить это воображение в позитивное русло, превратив «страшное» в «забавное» или «смешное». Только от вас зависит, как быстро ребенок справится со своими страхами.

А ваш малыш боится чудовищ под кроватью? Что вы делали, чтобы помочь своему крохе?

Изображение - Кто прячется под кроватью работа с детскими страхами 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here