Личная территория ребенка

Сегодня предлагаем статью на тему: "Личная территория ребенка". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Личная территория – это та небольшая область, которая тесно окружает наше тело и обладает невидимыми границами, это то, что мы часто хотим сохранить только для себя. Вы можете измерить ваше личное пространство, если расставите руки или вытянете их перед собой, и вот это пространство между телом и рукой и является вашим личным. Когда кто-то, кого вы не знаете, входит в ваше личное пространство, вы можете чувствовать себя некомфортно или чувствовать, что эти границы нарушаются. Но если член вашей семьи или близкий друг обнимает вас или держит за руку, тесно соприкасается при общении, вы можете чувствовать себя в безопасности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Личное пространство новорожденного

Для новорожденного личного пространства как такового не существует, поскольку он не ощущает границы между собой и другими, и в течение первого месяца жизни малыши еще не знают, что обладают собственным телом, отличным от других людей.

Но между вторым и шестым месяцами ребенок начинает замечать, что он и мама – это разные объекты, и это осознание – одно из первых удивительных открытий: есть граница между собой и другими. Именно по этой причине малыши могут отчаянно страдать, если мама или тот, кто за ними ухаживает, исчезают из их поля зрения. Но именно благодаря этому опыту разделения дети в возрасте от шести до восемнадцати месяцев постепенно начинают признавать себя как личность, которая отличается от других, и выделять свое собственное личное пространство.

Трехлетний ребенок: возрастные изменения

К трем годам дети уже достаточно хорошо умеют держать дистанцию в отношении взрослых, которые не являются близкими. Для детей этого возраста уже важно, чтобы другие признавали их личную территорию. Кроме того, развивается чувство собственности («это моё!»), которое позволяет им ограничивать доступ других в свое личное пространство.

Исследования показали, что для мальчиков это более важно, чем для девочек, их личное пространство больше. И все дети уже умеют различать разные ситуации и варьировать свое личное пространство – например, в зависимости от того, игра это с друзьями на площадке или визит к врачу.

Помогаем ребенку изучить правила личного пространства

Понимание личного пространства и уважение чужого личного пространства являются необходимыми социальными навыками для ребенка. Трудности в понимании и освоении этих навыков могут стать для ребенка серьезной проблемой в детском саду или в школе.

Стоит обратить внимание, если ребенок:

  • боится подойти близко к доске в школе, к столу учителя, к воспитателю;
  • садится за стол слишком близко к другим детям;
  • на детской площадке стоит слишком далеко от других и не может нормально участвовать в игре;
  • в саду садится далеко, когда воспитатель читает книжку, занимается с детьми.

Для того чтобы помочь ребенку усвоить правила личного пространства, родители могут организовать для него несложное обучение:

  • вытянуть руки и показать, что такое личное пространство;
  • обсудить с ребенком, в каких случаях и с кем ему комфортнее быть ближе, дальше;
  • показывать на фотографиях, что такое пространство между людьми, какое расстояние можно считать уместным, а какое нет («он стоит слишком близко», «этому мальчику, по-моему, неудобно»);
  • пояснять ребенку, почему важно уважать свое и чужое личное пространство, создать для него правила, например, никогда не входить в чужой дом, комнату без разрешения или никогда не трогать личные вещи другого человека без его разрешения.

Повседневная жизнь дома

Ребенок нуждается в своем пространстве, даже если он делит комнату с родителями, братьями и сестрами. Он нуждается в своем личном материальном окружении (одежда, игрушки, деньги). Ему нужна уверенность в том, что это не будет использоваться кем-то другим без его согласия.

Полезно стучать в дверь и ждать ответа, приглашения, если вы хотите войти в комнату, где живет ребенок (занимается, играет), начиная с его 5-6 лет, так же как и его надо приучать поступать так по отношению к другим детям и взрослым.

Для этого родителям необходимо организовать позитивное и эффективное учебное, игровое личное пространство вокруг ребенка:

  • при отсутствии достаточного места используйте кровать-чердак, модульные системы, создавая личное пространство для ребенка;
  • оставьте на столе и в столе ребенка то, что ему принадлежит, но только то, что поможет ему сосредоточиться на его интересах, увлечениях, учебе;
  • обеспечьте ребенка удобным, эргономичной формы стулом из натуральных материалов, а также хорошим освещением;
  • приучите ребенка содержать свою мебель в порядке, предоставьте ему все необходимые папки для хранения;
  • повесьте доску около стола, на которую можно вывешивать рисунки, сертификаты, оценки, отчеты, словом все, что отображает его достижения и планы;
  • предложите ребенку подписать то, что ему хочется, то, что ему принадлежит, например, повесить рисунок с именем ребенка на кровать, на шкафчики, повесить фотографии, которые ему нравятся.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, у ребенка создается безопасное место, личная территория, где он может играть, думать, выражать свои чувства, созидать.

Самый удивительный и особый для каждого малыша мир это конечно детство. Его можно назвать даже кинокартиной, режиссером которой является сам ребенок. В этом мире малыш может бродить по лесу с Вини-Пухом, проказничать вместе с Карлсоном, или путешествовать за моря с Алладином. Но это волшебство рассеивается, когда врывается мама и напоминает об уроках или невымытой посуде.

Читайте так же:  Первый ребенок в семье

Для полноценного развития каждый ребенок должен иметь свое собственное жизненное пространство. Сюда входит определенная территория, личные вещи и время. Покушение родителей на одну из вещей, составляющих свободу для малыша, вызывает у него ярый протест. Ведь личное пространство дает ребенку уверенность в себе и чувство свободы. Но вместе с правом на владение личной территорией, ребенок получает и ряд таких обязанностей, как поддержание в ней порядка и бережное отношение к вещам, что, несомненно, дисциплинирует его поведение.

Таким образом, у каждого малыша должно быть свое место в квартире. Прекрасно, когда у ребенка есть своя детская комната с подходящей мебелью и соответствующе оформленная, например интересными картинами на стене. Но если условия не позволяют, то вы можете отделить ему собственный угол. Это можно сделать с помощью перегородки.

Для детской комнаты или уголка приемлемы особые правила. Первое ребенок сам должен поддерживать там порядок. Во-вторых, это должно быть место, где малыш мог бы не только отдыхать и заниматься любимыми делами, но и обдумывать, что произошло за день. Поэтому родителям не надо забывать стучаться в дверь, перед тем как войти, что подчеркивает уважение к его чувствам. Ребенку также следует дать свободу в обустройстве своего личного пространства.

Изображение - Личная территория ребенка proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.fun4child.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2010-03%2F1268325569_1

Каждый малыш ревностно относится к своим вещам. Пренебрежение взрослых правами его собственности может вызвать возмущение и чувство обиды. Поэтому, прежде чем взять что-нибудь, принадлежащее ему лично, нужно спросить разрешения у ребенка. Чтобы не вызвать недовольство у своего ребенка, вам не следует разбирать вещи в детской комнате или выбрасывать что-либо без его ведома; не нужно проверять его сумку и карманы, а также читать личный дневник. Ведь ребенок должен осознавать, что он является обладателем каких-то вещей, за сохранность которых он несет ответственность.

Родителям необходимо также позаботиться и о том, чтобы в распорядке дня малыша было время не только для школы и домашних заданий, но и для личных интересов. Поэтому, лучше если вы вместе со своим ребенком составите режим дня. Но родителям не следует и меньше времени проводить со своими детьми, предоставляя им часто личное время. Ведь чем больше и чаще вы будете общаться с ними, тем ближе будете друг к другу.

Поделитесь с друзьями:

Другие новости по теме:

  • Изображение - Личная территория ребенка proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.fun4child.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2012-04%2F1333963707_planning-room-for-two-boysДетская комната, в которой живут двое
  • Изображение - Личная территория ребенка proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.fun4child.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2012-02%2F1329475317_1993_p_1289311327810Детские пижамы: как правильно выбрать?
  • Изображение - Личная территория ребенка proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.fun4child.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2011-07%2F1311696534_1Обустраиваем детскую комнату для двоих детей
  • Изображение - Личная территория ребенка proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.fun4child.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2011-01%2F1295512506_1Покупка кроватки для ребенка. На что обратить внимание?
  • Изображение - Личная территория ребенка proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.fun4child.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2010-07%2F1280416533_1Обустраиваем маленькую квартиру
  • Изображение - Личная территория ребенка proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.fun4child.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2010-07%2F1279634997_1А Вы знаете, что должен уметь ребенок в 8 месяцев?
  • Изображение - Личная территория ребенка proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.fun4child.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2010-07%2F1278005115_1А Вы знаете, что должен уметь ребенок в 4 месяца?
  • Изображение - Личная территория ребенка proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.fun4child.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2010-03%2F1268760637_porjadokКак приучать ребенка к порядку
  • Изображение - Личная территория ребенка proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.fun4child.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2016-01%2F1452612426_domashnie-igry-dlya-razvitiya-rebenkaКак сделать процесс познания мира для ребенка увлекательной игрой

У каждого из нас есть потребность в личной территории, куда никто не заходит без приглашения, где мы чувствуем себя в безопасности, принадлежим самим себе. Необходимость уважать личное пространство ребенка часто не осознается родителями. Но по мере того, как ребенок растет, родителям стоит задуматься об этом.

Изображение - Личная территория ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fdeti.mail.ru%2Fpic%2Fphotolib%2F2013%2F05%2F29%2FDepositphotos_12002215_s800

Многие считают, что мы вправе контролировать каждый шаг своего ребенка: как распорядиться собой и своим временем, своими вещами, хотя вещи принадлежат ребенку часто формально – скорее они не его, а наши. При этом мы, как люди современные и продвинутые, стараемся вырастить своих детей самостоятельными и ответственными.

Кто-то скажет, что ребенок – еще недостаточно зрелая личность, чтобы доверить ему чем-то самостоятельно распоряжаться. Но в том-то и дело, что формирование личности и обретение зрелости возможно лишь путем регулярной тренировки ответственного поведения. А как научиться личной ответственности, если лично тебе ничего не принадлежит?

Психологи выделяют два вида личного пространства: психологическое и физическое. Остановимся на физическом личном пространстве, к которому относится место человека в доме и личные вещи.

Комната ребенка

Часто мы организуем пространство своего дома так, что оно принадлежит всем и никому: каждый может в любой момент появиться в любом месте. Возникает напряжение, которое объясняется просто: контакты непредсказуемы, их интенсивность высока – всегда приходится быть наготове, чтобы вовремя посторониться, ответить на вопрос или выполнить просьбу. Чтобы этого не происходило, достаточно договориться, что каждому отводится определенная личная территория.

Для ребенка особенно важно иметь место, где можно побыть одному!

Не всегда возможно, чтобы это была отдельная комната. Тогда пусть это будет хотя бы уголок, но свой. Желательно дать возможность обустроить его по своему вкусу. Интуитивно мы стараемся придерживаться этого правила: почти во всяком доме есть «папин стол», «мамино кресло» и т.п.

Наедине с собой ребенок не всегда бездельничает, как это может показаться родителям, даже если он вроде бы «ничего не делает». Ему нужно время, чтобы в спокойной обстановке перерабатывать и систематизировать всю ту новую информацию, которую он получает и на основе которой строит свою картину мира. Беспокоиться стоит, когда ребенок находится в своей комнате целыми днями, не общается со сверстниками, начинаются проблемы с учебой. Это не трагедия – такие периоды бывают, но если они затягиваются, стоит обратиться к психологу.

Маленьких детей мы учим наводить порядок в комнате. Но по мере взросления, чаще в подростковом возрасте, иногда сталкиваемся с ситуацией, когда они перестают это делать. В большинстве случаев беспорядок влияет на жизнь ребенка, а не семьи: именно ему неудобно перед гостями и трудно найти учебник или джинсы. Если родителям удастся убедить себя, что это личная проблема ребенка и он имеет право получать опыт жизни на неубранной территории, будет легче. Договоритесь: вы можете закрыть дверь в его комнату, когда приходят гости, но вмешаться, если в комнате, например, неприятно пахнет. Тогда с полным правом требуйте навести порядок.

Читайте так же:  Старые добрые игры

Личные вещи

У ребенка должно быть то, что принадлежит только ему, что он может сломать, подарить, потерять и ему за это ничего не будет! Чем он вправе распорядиться по своему усмотрению и за что несет личную ответственность.

Не стоит брать без разрешения вещи ребенка или разрешать делать это другим детям. Не видя уважения к своим личным вещам, ребенок привыкает к тому, что все общее, и не считается с чужой собственностью.

Как понять, что личного пространства не хватает

Отсутствие или нарушение личного пространства ребенка может вызывать чрезмерный негативизм, агрессию, замкнутость или раздражительность. Причем, чем старше ребенок, тем ярче могут быть эмоции. Прежде всего, это связано с чувством собственного достоинства: нарушая границу, мы заявляем о недостатке доверия и уважения.

Родителям стоит придерживаться правила – дети должны иметь личную территорию, свои вещи и быть уверенными в их целости и сохранности. Так мы поможем им научиться ответственности и самостоятельности, ощутить собственную значимость и сформировать хорошую самооценку.

Семейный психолог (МГУ им. Ломоносова, кафедра психологии развития), специалист по краткосрочной стратегический психотерапии (Центр Стратегической Психотерапии, г. Ареццо), преподаватель психологии в Медицинском Университете им. Сеченова. Считаю, что при возникновении любых проблем, как личностных, так и семейных, главное – никогда не сдаваться и идти к своей цели!

Всем нам знаком термин «личная территория» – это интимное пространство человека (на расстоянии вытянутой руки), вход в которое позволен только близким лицам. Чуть позже психологи нам рассказали, что в это понятие также входят личные вещи, место, комната. И совсем недавно открылась еще одна вещь – личная территория – это также чувства, эмоции, боль, переживания, мечты, вера и т.д. То, о чем человек думает или занят.

Изображение - Личная территория ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fviline.tv%2Fyii2images%2Fimages%2Fimage-by-item-and-alias%3Fitem%3DArticle635%26%23038%3BdirtyAlias%3Df51753091c-4_845x

Казалось бы, как это касается маленького ребенка, если он не понимает этого термина? Пока, не понимает, но чувствует.

У новорожденного младенца нет представления о мире, и он сильно зависит от взрослого. Постоянно находясь на ручках у мамы, он не воспринимает ее как часть чего-то другого. Мама и малыш едины. Чуть старше – от 2х до 6ти месяцев – приходит понимание, что у него свое тело, у других – свое. И тем сильнее начинает выражаться его «нелюбовь» к посторонним людям. Ребенок чувствует «чужака», ведь он и пахнет по-другому, и мимика лица отличается.

От 6ти месяцев до полутора лет малыш знает, что Я – отдельная личность со своими границами. И я отличаюсь от других людей. Однако, в плане бытовых вещей, игрушек, места в квартире – это, пока, общее.

Самое интересное начинается годам к трем. Когда ребенок настойчиво заявляет «Мое!». И не нужно называть кроху жадиной, врединой и т.д. Это нормальный процесс в развитии. В этот момент и можете показывать, что это на самом деле его, и что вы к этим вещам относитесь по-другому. Спрашивайте – «могу я покатать ТВОЮ машинку?» и дождитесь положительного ответа. Не пренебрегайте нежеланием чада делиться, если откажет. У него для этого есть причина. И мы учимся уважать его мнение. Ведь вы же не хотите, чтобы он ваши вещи брал без спроса?

Можно объяснять, почему вы хотите играть его машинкой, или что это будет недолго и очень бережно. И опять же – ждите ответа.

Изображение - Личная территория ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fviline.tv%2Fyii2images%2Fimages%2Fimage-by-item-and-alias%3Fitem%3DArticle635%26%23038%3BdirtyAlias%3D775e1893a6-2_845x

В 5-6 лет обязательно стучитесь в комнату, прежде чем войти (если у ребенка своя отдельная комната), по-прежнему спрашивайте о разрешении воспользоваться его вещами.

В младшем школьном возрасте – обязательно создайте уголок школьника – с книгами, тетрадками, учебниками, контурными картами и прочее.

Проверка дневника и выполненных уроков – сложная тема. Ведь это тоже – личное пространство. И я понимаю желание родителя иметь отличника/хорошиста в учебе. Помогать, натаскивать, ругать и прочее, чтобы не отставал. В большинстве своем мы, конечно, переживаем не за свой статус «мама отличника», а за успеваемость ребенка. Чтобы все понимал, чтобы не оставался на второй год, чтобы не стал изгоем, и тем более, не вырос преступником.

Если сможете – постарайтесь делать это деликатнее. Не нападать – «Щас папка тебя научит!», а спрашивать «Тебе объяснить эту тему? Ты что-то в ней не понял? Тебе нужна помощь?». Важно спрашивать и интересоваться! Это и есть уважение.

Изображение - Личная территория ребенка proxy?url=https%3A%2F%2Fviline.tv%2Fyii2images%2Fimages%2Fimage-by-item-and-alias%3Fitem%3DArticle635%26%23038%3BdirtyAlias%3De467428792-3_845x

Оценки… Я понимаю. И это ваше право желать лучшего. Наблюдайте за ребенком. Если ему нравится быть первым – поддерживайте. И показывайте, что отличные отметки – также показатель успешности и уважения. Хвалите за то, что у него все получается. Если ребенок не готов нести ответственность «отличника» и быть лучшим во всем (а это тоже показатель нормы) – не «ломайте» его, а показывайте, что в его возможностях стать тем, кем он захочет.

То, что касается подростков, я описывать не буду. Это уже взрослые. И относиться к ним следует, как ко взрослым.

На что еще хочу обратить внимание. На чувства, эмоции, переживания. Нежелание делать что-то. У ребенка практически никогда нет выбора. Он занят своими делами, а мы говорим, чтобы все бросал и немедленно собирался к бабушке. Нам отвечают, что не хочется. Мы прислушиваемся? Мы говорим, что иначе бабушка обидится, а ты плохой внук, раз так себя ведешь. То есть за чувства бабушки мы переживаем. И потакаем ее желаниям видеть внука. Но не спрашиваем ребенка, а как ему эта затея?

Читайте так же:  Как развивается гибкость

Да, старших нужно уважать. И соблюдать семейную иерархию. Но как ребенку научиться уважать себя, вас, других, если ЕГО никто не уважает?

Наши родители не знали (честно признаюсь, и я узнала об этом недавно), что уважать, значит интересоваться. «Тебя можно отвлечь?», «Ты хочешь кушать?», «Тебе нравится этот костюм?», «Я могу тебя спросить?», т.п. Да. Это непривычно звучит. Интересоваться у ребенка, чего я могу сделать по отношению к нему, а чего нет. Но так он учится. Спрашивать себя (а не выполнять чужие указания), интересоваться мнением и чувствами другого человека, не вторгаться туда, куда не приглашали.

Мы можем пройти хоть сотню специалистов, чтобы нам «вылечили» ребенка, который не уважает окружающих. Но если мы сами «с усами», то ругать и воспитывать нужно нас самих.

Напишите в комментариях, удается ли соблюдать личное пространство малыша? Интересоваться его мнением? Спрашивать о желаниях и не желаниях?

Скачайте чек-лист “Детские комплексы: причины и способы борьбы”

​”Вот Ванечка – отличник, а ты никогда так не сможешь…”​, “Отойди и не пытайся даже, я сама все сделаю как надо. ” “Как ты себя ведешь? Придем домой – выпорю…” Главная причина комплексов у детей – это их родители. Скачайте чек-лист и узнайте как избавить малыша от навязанных комплексов.

Личная территория – это та небольшая область, которая тесно окружает наше тело и обладает невидимыми границами, это то, что мы часто хотим сохранить только для себя. Вы можете измерить ваше личное пространство, если расставите руки или вытянете их перед собой, и вот это пространство между телом и рукой и является вашим личным. Когда кто-то, кого вы не знаете, входит в ваше личное пространство, вы можете чувствовать себя некомфортно или чувствовать, что эти границы нарушаются. Но если член вашей семьи или близкий друг обнимает вас или держит за руку, тесно соприкасается при общении, вы можете чувствовать себя в безопасности.

Личное пространство новорожденного

Для новорожденного личного пространства как такового не существует, поскольку он не ощущает границы между собой и другими, и в течение первого месяца жизни малыши еще не знают, что обладают собственным телом, отличным от других людей.

Но между вторым и шестым месяцами ребенок начинает замечать, что он и мама – это разные объекты, и это осознание – одно из первых удивительных открытий: есть граница между собой и другими. Именно по этой причине малыши могут отчаянно страдать, если мама или тот, кто за ними ухаживает, исчезают из их поля зрения. Но именно благодаря этому опыту разделения дети в возрасте от шести до восемнадцати месяцев постепенно начинают признавать себя как личность, которая отличается от других, и выделять свое собственное личное пространство.

Трехлетний ребенок: возрастные изменения

К трем годам дети уже достаточно хорошо умеют держать дистанцию в отношении взрослых, которые не являются близкими. Для детей этого возраста уже важно, чтобы другие признавали их личную территорию. Кроме того, развивается чувство собственности («это моё!»), которое позволяет им ограничивать доступ других в свое личное пространство.

Исследования показали, что для мальчиков это более важно, чем для девочек, их личное пространство больше. И все дети уже умеют различать разные ситуации и варьировать свое личное пространство – например, в зависимости от того, игра это с друзьями на площадке или визит к врачу.

Помогаем ребенку изучить правила личного пространства

Понимание личного пространства и уважение чужого личного пространства являются необходимыми социальными навыками для ребенка. Трудности в понимании и освоении этих навыков могут стать для ребенка серьезной проблемой в детском саду или в школе.

Стоит обратить внимание, если ребенок:

  • боится подойти близко к доске в школе, к столу учителя, к воспитателю;
  • садится за стол слишком близко к другим детям;
  • на детской площадке стоит слишком далеко от других и не может нормально участвовать в игре;
  • в саду садится далеко, когда воспитатель читает книжку, занимается с детьми.

Для того чтобы помочь ребенку усвоить правила личного пространства, родители могут организовать для него несложное обучение:

  • вытянуть руки и показать, что такое личное пространство;
  • обсудить с ребенком, в каких случаях и с кем ему комфортнее быть ближе, дальше;
  • показывать на фотографиях, что такое пространство между людьми, какое расстояние можно считать уместным, а какое нет («он стоит слишком близко», «этому мальчику, по-моему, неудобно»);
  • пояснять ребенку, почему важно уважать свое и чужое личное пространство, создать для него правила, например, никогда не входить в чужой дом, комнату без разрешения или никогда не трогать личные вещи другого человека без его разрешения.

Повседневная жизнь дома

Ребенок нуждается в своем пространстве, даже если он делит комнату с родителями, братьями и сестрами. Он нуждается в своем личном материальном окружении (одежда, игрушки, деньги). Ему нужна уверенность в том, что это не будет использоваться кем-то другим без его согласия.

Читайте так же:  Какие мерки нужны для выбора детской одежды

Полезно стучать в дверь и ждать ответа, приглашения, если вы хотите войти в комнату, где живет ребенок (занимается, играет), начиная с его 5-6 лет, так же как и его надо приучать поступать так по отношению к другим детям и взрослым.

Для этого родителям необходимо организовать позитивное и эффективное учебное, игровое личное пространство вокруг ребенка:

  • при отсутствии достаточного места используйте кровать-чердак, модульные системы, создавая личное пространство для ребенка;
  • оставьте на столе и в столе ребенка то, что ему принадлежит, но только то, что поможет ему сосредоточиться на его интересах, увлечениях, учебе;
  • обеспечьте ребенка удобным, эргономичной формы стулом из натуральных материалов, а также хорошим освещением;
  • приучите ребенка содержать свою мебель в порядке, предоставьте ему все необходимые папки для хранения;
  • повесьте доску около стола, на которую можно вывешивать рисунки, сертификаты, оценки, отчеты, словом все, что отображает его достижения и планы;
  • предложите ребенку подписать то, что ему хочется, то, что ему принадлежит, например, повесить рисунок с именем ребенка на кровать, на шкафчики, повесить фотографии, которые ему нравятся.

Таким образом, у ребенка создается безопасное место, личная территория, где он может играть, думать, выражать свои чувства, созидать.

Арина Липкина, психолог

Голландские журналы для подростков порой печатают советы, как справляться с типичными ошибками и неприятными привычками родителей. Есть даже книжки на эту тему. Что-то из этой «литературы» я читала – просто так, из интереса. Вот и недавно, в одном из последних номеров глянцевого журнала для девочек, моей дочери попалась статейка на эту тему. Я прочитала и несколько удивилась: в качестве одной из первых претензий, было написано: «Родители вечно вламываются в твою комнату без спроса». Я свято верю, что в комнату ребенка надо стучаться с того момента, когда он может ответить «Войдите». Родители стучались к нам с сестрой, сколько я себя помню. Я всегда знала, что так делают не все родители и что детям это, наверное, неприятно. Но я никак не ожидала, что это такая большая претензия и такая серьезная проблема!

Собственно, если задуматься, в этом нет ничего удивительного. В социальном плане подросткам нравится и не нравится то же, что и взрослым. А взрослые терпеть не могут, когда на их частную территорию врываются без разрешения.

Добавлю, что далеко не во всем мире существует понятие частной территории и частной жизни. В Индии, например, таких понятий практически нет. Вся жизнь любого человека проходит на глазах семьи и соседей. В вашем прямом окружении каждый имеет право все о вас знать и входить в любое время куда хочет. Там у детей нет своей комнаты, а уж стучаться к ним – это просто абсурд. Но дело в том, что там и к взрослым никто не стучится! А значит, и проблемы нет. По каким бы правилам ни жило общество, подростку необходимо, чтобы с ним обращались так же, как со взрослыми.

Российское общество похоже на Индию больше, чем вы думаете. И все-таки, наши социальные законы ближе к шаблонам западным. Поэтому, я надеюсь, вы не будете со мной спорить, что к взрослому человеку нужно стучаться. Теперь, допустим, вы не согласны с тем, что нужно стучаться к ребенку. Отлично. Тогда, по-вашему получается, что стучаться нужно, начиная с какого-то момента. И с какого же? Я уверена, что когда ребенку пятнадцать, то этот момент – далеко позади. В нашем обществе дети-подростки нуждаются в частной территории. Значит, мы должны им эту территорию предоставить и уважать ее границы.

Итак, комната подростка – это его частная территория. Да, это вы обеспечили и обставили эту комнату. Да, от вас зависит, будет ли в этой комнате стоять телевизор и компьютер. Вы можете отказаться покупать мебель, которая вас не устраивает. Вы можете и даже обязаны установить, в котором часу в этой комнате должен быть погашен свет по вечерам, и в этом плане требовать абсолютного подчинения. У вас воистину безграничные полномочия! Но если ваш ребенок чем-то занят в своей комнате и закрыл дверь, а вы уверены, что за этой дверью не происходит ничего, угрожающего его жизни и здоровью, то вы не должны вламываться в эту комнату без разрешения!

Мне кажется, что уважение к частной территории особенно необходимо мальчикам. Не случайно в своей знаменитой книге «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» Джон Грэй уделил такое большое внимание «пещере», в которую время от времени жаждет удалиться любой мужчина. Мужчина не любит показывать своих слабостей и эмоций. Мужчине часто нужно, чтобы его элементарно оставили в покое. По своим социальным потребностям мальчик-подросток – это тот же мужчина, только к тому же еще более ранимый и вспыльчивый. Дайте ему удалиться в пещеру – его комнату – и оставьте его в покое.

Если в вашей семье не практикуется стучаться в комнату к детям, то очень советую эту практику ввести. Сделать это очень просто. Надо взять и начать стучаться! Постучались и следуйте двум простым правилам. Во-первых: «Я не буду разговаривать с тобой через дверь. Либо разреши мне войти, либо выйди сам». Это элементарное уважение к вам. Вы тут не жалкий проситель. Вы пришли что-то сказать и требуете внимания.

Во-вторых, не входить без разрешения. Иначе это не имеет смысла. Вы стучитесь не для того, чтобы поиграть в демократию. Вы серьезно намерены проявить уважение к частной территории одного из представителей человеческого общества. Нет смысла стучаться, чтобы потом все равно войти просто так.

Читайте так же:  Как научить ребёнка определять время по часам

Итак, вы постучались и дождались разрешения войти. Отлично. Можете теперь сказать, зачем пришли. Например, напомнить вынести ведро или спросить, не знает ли ваш сын, куда пропала зарядка для фотоаппарата. Скоро стук в дверь войдет в привычку.

Смысл стучаться только один: проявить уважение к частной территории, дать подростку ощущение, что к нему, как и к взрослому, никто не вправе вламываться в любой момент. И все. Больше никаких целей у этого вежливого стука в дверь нет. Скорее всего, в подавляющем большинстве случаев на ваш стук подросток ответит: «Да, мам, входи». Иногда он ответит: «Мам, подожди немножко, сейчас нельзя». Ничего страшного, время от времени так бывает. Может, он переодевается или у него на экране компьютера – переписка с девочкой, которую он пока не хочет вам показывать. Если это случается редко, то не нужно докапываться, можно просто спокойно подождать.

То, что вы стучитесь, совсем не значит, что ребенок может взять и перестать вас пускать. Ваш вежливый стук в дверь никак не урезает ваших родительских полномочий. Более того, я думаю, что если вас не пускают слишком часто, то это не норма, а явный повод для тревоги. В таком случае вы, как родители, должны держать руку на пульсе: вовремя проявить родительскую озабоченность и выяснить, в чем дело.

Изображение - Личная территория ребенка proxy?url=http%3A%2F%2Flive-in-joy.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F04%2F%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F-%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%258F-%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2588%25D0%25B5%25D0%25B3%25D0%25BE-%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BA%25D0%25B0-268x300

Личная территория вашего ребенка начинает обозначаться с раннего возраста. Для начала давайте определимся, что такое личная территория. На физическом уроне – это, то пространство, которое мы закрепляем в сознании как «мое». Это может быть конкретное место, вещи и другие материальные атрибуты. На духовном уровне – это наши чувства, переживания, вера, другими словами, наш внутренний мир. Поэтому у нашей личной территории есть внешние и внутренние границы.

Вспоминается случай, как одна моя знакомая пожаловалась на то, что сын — старшеклассник после школы «где-то мотается, потом всю ночь сидит, утром встать не может, и когда его некому разбудить, он просто прогуливает школу». Из беседы удалось выяснить, что комната, которая отведена для мальчика, общая, и в ней в течение дня находятся другие члены семьи: смотрят телевизор, пьют чай, болтают по телефону, сидят на диване, на котором обычно спит мальчик. Поэтому в то время, когда комната, как правило, занята, ребенок «где-то мотается».

Он приходил домой ближе к вечеру, когда все расходились по своим местам, и просиживал ночами за своими занятиями, которые спящие родители уже не могли контролировать. Хотя уходя спать, они видели, что ребенок делает уроки. А для ребенка наступало время, когда на его личную территорию никто не покушался. Причем ни на внешнюю, ни на внутреннюю.

Мама ужаснулась, когда поняла это. Вскоре, когда семья купила новую квартиру, у мальчика появилась своя комната и проблемы с бесконечными «мотаниями» по улице, ночными бдениями и прогулами в школе постепенно сошли на — нет.
Поэтому очень важно, определить для ребенка место в доме, которое было бы только его.

Не менее важно проявлять уважение к личной территории ребенка, т.е. не нарушать ее границ. Часто родители позволяют себе читать переписку ребенка, любят покопаться в его вещих и навести в них «порядок». Все это — нарушения личных границ. Они причиняют боль ребенку и лишают родителей его доверия. Мы не говорим сейчас о каких-то экстремальных ситуациях, в которых жизненно важно получить информацию о ребенке. Сейчас нам важен процесс формирования уважительных отношений с детьми.

Если ребенок не будет чувствовать уважения к своей личной территории, он не научится уважать границы другого человека.
Каким бы маленьким и несмышленым нам не казался ребенок, помните: внутренние и внешнее пространство ребенка достойно уважения. Одни дети яростно защищают его, другие с болью и обидой позволяют вторгаться. В одном случае боль и обиды могут остаться надолго и отдалить ребенка от вас, в другом случае, он также беспардонно будет заходить на чужую территорию и причинять кому-то обиды и боль.

Выше я упомянула о внутренних границах личной территории. Они имеют более размытые очертания, чем внешние, поскольку касаются чувств, переживаний и внутреннего мира ребенка. Нарушение этих границ еще болезненнее для него. Потому что внутренний мир ребенок носит с собой, его нельзя переложить в другое место, его можно только спрятать глубоко внутрь и замкнуться, если кто-то неосторожно вторгается в него. И тогда, я думаю, для родителей самое сложное – «достучаться» до хрупкого мира ребенка. Но об этом в следующей статье.

Статья: Личная территория вашего ребенка. Поделитесь ссылкой на статью в соцсетях.

Изображение - Личная территория ребенка 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here