Методики для развития памяти детей

Сегодня предлагаем статью на тему: "Методики для развития памяти детей". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=https%3A%2F%2Fvsepromozg.ru%2Fwp-content%2Fcache%2Fthumb%2F316b90a5d_687x320

Память – важнейшая составляющая интеллекта. При ее слабом развитии человек будет испытывать трудности не только в работе и обучении, но и в повседневной жизни. Уделять особое внимание памяти нужно в детском возрасте. Уже тогда родители должны обеспечить своему ребенку все условия для ее полноценного развития. Однако взрослым нужно иметь понимание того, что именно они делают. Поэтому знать способы развития памяти у детей недостаточно. Перед этим нужно обязательно разобраться, что вообще представляет собой память.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=https%3A%2F%2Fvsepromozg.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FFoto-1-37

Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:

Видео (кликните для воспроизведения).
  1. Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями.
  2. Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается.
  3. Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.

Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.

Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.

Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:

  1. Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
  2. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=https%3A%2F%2Fvsepromozg.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FFoto-2-35

По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:

  1. Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
  2. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.

Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:

  1. Образная. Запоминание всего, что человек видел.
  2. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
  3. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
  4. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.

Образная память является основной для большинства детей. Ее разделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, вкусовую.

Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст. Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию. Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=https%3A%2F%2Fvsepromozg.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FFoto-3-37

Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода. Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее. Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.

Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят. Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной. Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.

Читайте так же:  Детская обувь шалунишка
Видео (кликните для воспроизведения).

Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия. Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей. Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов.

После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.

Если у ребенка есть нарушения памяти, то требуется приложить все усилия, чтобы решить эту проблему. Для этого нужно постараться добиться максимальных успехов в его развитии. При своевременном начале занятий есть большой шанс избавиться от всех проблем с запоминанием.

Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=https%3A%2F%2Fvsepromozg.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FFoto-4-36

Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:

  • Начинать заниматься в раннем возрасте;
  • Радоваться успехам своего малыша, хвалить и поощрять его;
  • Проявлять уважение и показывать свое доверие;
  • Проводить занятия только в комфортной обстановке при наличии желания;
  • Заканчивать все тренировки еще до того, как появится усталость;
  • Делать материал для обучения разнообразным и последовательным;
  • Заниматься регулярно, но не устраивать проверок знаний;
  • Никогда не заниматься «через силу».

Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.

Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.

  • Ребенок сам выбирает способ развития и длительность занятия;
  • Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.

Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач.

Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим. Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=https%3A%2F%2Fvsepromozg.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FFoto-5-34

Наиболее эффективны следующие упражнения:

Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок. Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься.

Дополнительно можно воспользоваться специальными заданиями, математическими примерами и упражнениями, связанными с учебой. Такая внеурочная деятельность поможет не только в развитии памяти, но и окажет положительное влияние на школьные успехи.

Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=https%3A%2F%2Fvsepromozg.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FFoto-6-17

Самые эффективные игры:

Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.

Развивать память у своего ребенка – достаточно простая задача, если родители готовы приложить максимум усилий. Дополнительными факторами, которые помогут добиться результата, являются: правильное питание, здоровый сон, хороший отдых, комфортная атмосфера, физическая активность, поддержка родителей. Если сочетать выполнение упражнений, игры и обеспечить комфортные условия, то результат не заставит себя ждать и будет заметен уже через пару недель.

Читайте так же:  Уход за кожей новорождённого ребёнка

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2017%2F09%2Frazvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-18

Память является одним из необходимых психических процессов, без которых невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Ее развитию в дошкольном возрасте обязательно должно уделяться достаточно времени. Именно с ее помощью малыш сможет получать новые знания, познавая мир или обучаясь в школе, приобрести необходимые ему знания, умения и навыки. На занятиях по развитию памяти вы научите детей запоминать, сохранять и воспроизводить информацию с помощью несложных упражнений и игр.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2017%2F09%2Frazvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-1

Для детей дошкольного возраста характерно механическое запоминание информации, без осмысливания. Задача взрослых – научить ребенка делать это сознательно, логически осмысливая новые знания. Непроизвольное запоминание и воспроизведение информации должно постепенно перейти к осознанному.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2017%2F09%2Frazvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-33

В первый год жизни малыша развивается моторная память, которая выражена в условных рефлексах.

Кроха способен запоминать движения и действия. Особенно хорошо это получается, если они сопровождены эмоциями (или если он понимает результат этих действий). Малыш учится сидеть, стоять, ползать, брать какие-либо предметы руками и многое другое.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fcropped%2F480-360%2F2017%2F09%2Frazvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-4

Образная память развивается до двух лет. Карапуз узнает родственников и знакомых, запахи, вкусы, голоса. В этом возрасте идет активное развитие нервной системы малыша, увеличиваются объемы информации. В возрасте до 3 лет активно развивается логическое мышление, расширяется словарный запас. Уже можно говорить о появлении словесно-логической памяти.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fcropped%2F480-360%2F2017%2F09%2Frazvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-6

Приблизительно до 4 лет идет развитие механической памяти. Она характеризуется запоминанием того, с чем ребенок осуществляет какие-либо действия. Если родители хотят, чтобы ребенок в этом возрасте лучше запомнил какую-то информацию, нужно его увлечь, заинтересовать. Результат в этом случае будет намного лучше.

С 5 лет уже можно говорить о развитии произвольной памяти. Именно в этот возрастной период ребенок уже может использовать специальные приемы для лучшего запоминания информации.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2017%2F09%2Frazvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-8

В зависимости от того, на какой срок запоминается информация, от объекта запоминания, от степени волевой регуляции память классифицируется по-разному.

По срокам запоминания выделяют следующие виды:

  • Кратковременная – в этом случае информация запоминается с легкостью, однако потом забывается.
  • Долговременная – материал может быть воспроизведен даже через продолжительное время.

По объекту запоминания выделяют:

  • Зрительную – когда запоминается картинка (лица, обстановка вокруг и прочее).

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2017%2F09%2Frazvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-22

  • Слуховую – происходит запоминание услышанного.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2017%2F09%2Frazvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-23

  • Двигательная (моторная). Она характеризуется запоминанием различных движений – в зависимости от обстоятельств: танец, ползание грудничка, работа рук со столовыми приборами.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2017%2F09%2Frazvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-24

  • Эмоциональная. Если ребенок обжег руку утюгом, то он больше не будет к нему подходить, эти эмоции намного лучше всяких запретов родителей помогут усвоить правило.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2017%2F09%2Frazvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-25

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2017%2F09%2Frazvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-26

  • Обонятельная – память на различные запахи.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2017%2F09%2Frazvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-27

  • Осязательная (тактильная) – кроха запоминает ощущения при прикосновениях к различным предметам.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2017%2F09%2Frazvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-28

Все эти виды памяти можно объединить в один – образная память.

Словесно-логическая – способность запоминать слова, появляется параллельно с развитием речи.

По приемам заучивания различают:

  • Механическую – при этом виде смысл запоминаемого материала теряется, заучивается только что-то конкретное. Если это слова – то в такой последовательности, в которой они были предложены. Если это действия – то именно в такой последовательности, в которой они повторялись. Такой вид памяти очень востребован при заучивании иностранных слов, их записи и произношении, разучивании танца.
  • Логическую – отличается запоминанием смысла заучиваемого. Тот материал, который необходимо запомнить, подвергается тщательному анализу, делится на смысловые части. Определяется главная мысль каждой из них и взаимосвязь между ними. С помощью всех этих приемов выделяется и запоминается самое важное в тексте, его суть.

По степени волевой регуляции выделяют:

  • произвольную память – для запоминания необходимого материала нужно приложить усилия;
  • непроизвольную – никаких усилий не требуется, все запоминается само по себе.

Можно выделить несколько особенно эффективных, но простых упражнений.

На столе перед малышом раскладывают 5-6 предметов, и ему предлагается время для их запоминания. После этого кроха должен отвернуться от стола, а ведущий в это время меняет местами пару игрушек или убирает 1-2. Задача ребенка в игре – восстановить правильную последовательность или рассказать о том, что исчезло со стола. Точно такую же игру можно провести с предметными картинками.

Читайте так же:  Фирмы детской одежды - выбираем лучшую

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2017%2F09%2Frazvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-34

Упражнение прекрасно справляется с тренировкой долговременной памяти. Попросите ребенка вспомнить и рассказать о том, что было вчера. Пусть он постарается рассказать вам все максимально подробно.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitiedetki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F01%2Fpamyat-

Память является психическим процессом, основывающимся на закреплении и сохранении прошлого опыта, который пригодится для использования в будущей жизнедеятельности человека. Память базируется на запоминании, сохранении и воспроизведении информации, которая поступает из внешнего мира и играет важнейшую познавательную роль.

Видов памяти существует большое количество:

  • краткосрочная и долговременная;
  • когнитивная, эмоциональная и личностная;
  • словесно-логическая и образная память.

Дети рождаются с памятью, способной воспринимать большое количество информации. Но с возрастом канал образного мышления сужается и память ухудшается. Для улучшения её нужно постоянно стимулировать. Процесс тренировки происходит не тогда, когда информация запоминается, а тогда, когда происходит попытка её запоминания.

Совершенствование памяти у детей необходимо не только для учебы, но и для повседневной жизни.

Выделяют несколько методик развития памяти.

Одна из них – мнемотехника — базируется на воспроизведении образов. Основывается на двух методах:

  • Метод «цепочки». Суть заключается в том, что между несколькими объектами или словами устанавливается определенная связь. С ее помощью из предметов, не имеющих между собой ничего общего, создается единое целое.
  • Метод Цицерона. Используется, если необходимо запомнить большое количество информации. Смысл его в создании последовательной системы образов. С каждым образом по порядку ассоциируются основные слова запоминаемой информации: слова, объекты, цифры.

Также существует методика развития памяти, которая называется эйдетика. Она нацелена на правильное запоминание и формирование образного мышления. По мнению разработчиков данной методики, малыш, научившийся в детстве правильно запоминать, с легкостью учится в школе, с удовольствием заучивает любую информацию.

Принцип эйдетики основан на позитивном воображении. Чем больше у крохи развито образное мышление, тем легче он запоминает любую информацию и сможет её воспроизвести.

Известно, что малыши лучше усваивают материал в игре, поэтому ниже представим ряд упражнений, направленных на улучшение мыслительных процессов у детей.

  • Упражнение для тренировки памяти детей «Запомни рисунок». Целью задания является совершенствование кратковременной зрительной памяти. Во время занятия маленькому мыслителю показывают рисунок, на котором изображено девять разнообразных фигур и просят их запомнить. Затем показывают другую картинку, на которой имеется девять объектов, три из которых дублируются с первого рисунка. Кроху просят указать, какие фигуры присутствуют на обоих изображениях. Презентация рисунка составляет 30 секунд, затем показывают другую картинку. Занятие можно проводить до тех пор, пока малыш не запомнит все фигуры.
  • Упражнение «Выучи слова». Целью является усовершенствование процесса заучивания. Малышу предлагается выучить на память 12 слов и рассказать их по порядку. Во время занятия крохе зачитывают слова, после этого он должен по памяти их воспроизвести. В идеале ребенок должен запоминать и воспроизводить слова за шесть или меньше подходов.
  • Упражнение «Назови слова». Задание направлено на улучшение активной памяти и увеличение словарного запаса. Группы слов: животные, цвета, форма предметов, действия. В ходе занятия говорим крохе несколько слов, относящихся к одной из групп. Просим его назвать другие названия, относящиеся к этой категории.

На название слов из каждой группы малышу дается по 20 секунд.

Кроме упражнений хорошо совершенствует память заучивание наизусть стихов, разгадывание загадок, решение головоломок, кроссвордов.

В заключение отметим, что дошкольник запоминает информацию механически. Так происходит до тех пор, пока малыш под руководством родителей и педагогов не научится управлять собственной памятью. Дальнейшие успехи ребенка напрямую зависят от того, насколько правильно шел процесс развития.

Статья опубликована в раздел Развитие детей, .

Методики диагностики развития памяти и внимания дошкольников

1. Модель функционирования процесса запоминания у детей 2. Зачем нужно проводить диагностику? 3. Методики 4. Зрительная память 5. Слуховая память 6. Двигательная память 7. И в заключение

Запоминание информации – база полноценного психического формирования ребенка. Своевременное выявление возможных «слабых мест» функционирования процессов запоминания избавит впоследствии от многих проблем в воспитании и обучении.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=https%3A%2F%2Fmozgius.ru%2Fpsihologiya%2Frazvitie%2Fassets%2Ftemplates%2Fimages%2Fpsihologiya%2Frazvitie%2F268%2F1

Процесс запоминания в психологии классифицируют по нескольким ключевым видам: по характеру активности психической деятельности, по характеру целей деятельности, по длительности сохранения информации. При этом, он не функционирует сам по себе – в процессе принимают участие и другие психические системы человека, в связи с чем диагностирование запоминания является многогранным процессом, требующим внимательного отношения.

Читайте так же:  Что постелить в кроватку для новорожденного

Все приведенные выше типы запоминания подлежат развитию посредством определенных упражнений, а также степень их развития диагностируется через специально разработанные методики.

Человеческая память – очень сложная и многофункциональная система, имеющая своей целью сохранение и следующее за ним воспроизведение информации.

Модель функционирования процесса запоминания у детей

Система запоминания информации у детей дошкольного возраста несколько отличается от модели взрослого человека и имеет свою особенность. П.П. Блонский сделал выводы об этапах запоминания информации:

  • Сохранение выполненных ребенком движений.

Первый вид запоминания является произвольной памятью и наиболее развит в период младенчества, до полутора лет. В это время ребенок исследует мир посредством прикосновений и движения – он хватает окружающие его предметы, пробует их на вкус, разбирает. Затем он учится сидеть, ползать, ходить. Позже – завязывать шнурки, одеваться, умываться, чистить зубы и т.п. При отсутствии патологий, эти навыки сохраняются в сознании на всю жизнь. Развитию более высокого уровня двигательного запоминания способствуют занятия спортом, так как малышу будет необходимо запоминать и воспроизводить сложные движения.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=https%3A%2F%2Fmozgius.ru%2Fpsihologiya%2Frazvitie%2Fassets%2Ftemplates%2Fimages%2Fpsihologiya%2Frazvitie%2F268%2F4

  • Сохранение чувств и эмоций.

Способствует сохранению переживаний и эмоций, которые вызывают люди или какие либо события. Этот вид запоминания информации у детей появляется после двух лет и способствует самосохранению личности, например, ребенок, оставшись один, может не помнить условия, в которых это произошло, но сохранить чувство одиночества и страха.

  • Сохранение образов предметов и объектов окружающего мира.

Его цель – сохранение информации, поступающей от органов чувств: зрения, осязания, слуха и т.п. Ребенок может запоминать, какие ощущение вызывает поглаживание собаки, какой вкус у клубники.

  • Самым высоким уровнем считается сохранение смысла понятий и слов.

Венчает этапы формирования системы запоминания младшего школьного возраста. Этот вид начинает формироваться, когда малыш учится говорить, т.е. в период с двух-четырех лет. Именно взрослые способствуют быстрому и эффективному процессу сохранения слов и понятий у детей, когда разговаривают с ними, задают вопросы и объясняют наименования и значения предметов.

Параллельно с исследованиями различных психических процессов у детей, ученые-психологи разрабатывают методы диагностирования. Диагностика памяти дошкольников необходима как для научной деятельности, где с помощью диагностической методики выявляют эффективность и адекватность проведенных исследований, так и для последующего внедрения методик в школы и детские сады. В этих учреждениях специалисты, основываясь на результатах диагностики, корректируют план развития дошкольников или модель обучения детей старшего возраста.

Диагностировать процесс запоминания в раннем возрасте – значит предупредить возможные нарушения его работы у дошкольников и своевременно принять меры.

Сохранение в сознании информации необходимо человеку во всех сферах деятельности и существование в условиях его ограниченной работы доставляет массу неудобств и затрудняет выживание человеческой особи любого возраста. Его возможно развивать в течение всей жизни, однако у младших дошкольников развитие и коррекция проще и эффективнее, чем у детей в старших классах.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=https%3A%2F%2Fmozgius.ru%2Fpsihologiya%2Frazvitie%2Fassets%2Ftemplates%2Fimages%2Fpsihologiya%2Frazvitie%2F268%2F3

Усвоение у детей осуществляется посредством трех этапов:

  • Узнавание;
  • Воспроизведение;
  • Непосредственно сохранение информации.

В процессе реализации этих этапов активно участвуют зрительная, слуховая и двигательная виды. Они и подлежат тестированию и диагностике у детей дошкольного и более старшего возраста, когда возможно обследование нарушений процессов функционирования, их исследование и коррекция.

Диагностика зрительной памяти дошкольников осуществляется по методике Д. Векслера.

Перед ребенком располагают четыре рисунка (см. рисунок 2). Период, в течение которого можно смотреть на рисунки, четко ограничен и составляет не более десяти секунд. Затем, его задача нарисовать на листе то, что ему запомнилось. Результаты методики подсчитываются таким образом:

1.1 За верно изображенные части первой картинки присваиваются:

  • две пересекающиеся линии и два флажка – 1 балл;
  • расположенные в нужных местах флажки – 1 балл;
  • верно изображенный угол, где пересекаются линии – 1 балл.

Наивысшая оценка по первому рисунку составляет 3 балла.

1.2 На втором рисунке, за правильно изображенные составляющие, присваиваются:

  • изображенный большой квадрат, который разделен линиями на четыре части – 1 балл;
  • верно указанные четыре квадрата небольшого размера, расположенные в большом – 1 балл;
  • изображенные две линии и четыре небольших квадрата – 1 балл;
  • указанные в нужных местах четыре точки – 1 балл;
  • точно выдержанные пропорции – 1 балл;
Читайте так же:  Кашель у ребенка виды, причины, лечение

Наибольшее значение баллов по второму рисунку – 5.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=https%3A%2F%2Fmozgius.ru%2Fpsihologiya%2Frazvitie%2Fassets%2Ftemplates%2Fimages%2Fpsihologiya%2Frazvitie%2F268%2F2

1.3 Оценки третьей картинки осуществляются следующим образом:

  • прямоугольник маленького размера в большом – 1 балл;
  • верно указанные соединения вершин внутреннего прямоугольника с вершинами внешнего – 1 балл;
  • точное размещение маленького прямоугольника – 1 балл.

Общее количество баллов по третьему рисунку – 3 балла.

1.4 верное воспроизведение объектов с четвертой картинки, оценивается так:

  • правильно указный угол на каждом краю открытого прямоугольника – 1 бал;
  • верно указаны левая, правая и центральная стороны картинки – 1 балл;
  • один неверно воспроизведенный угол на верно изображенной фигуре – 1 балл.

Общее количество баллов четвертой картинки – 3.

Максимальное количество баллов по всем четырем картинкам – 24.

  • 10 и более баллов – высокий уровень зрительной памяти и внимания;
  • 9-6 баллов – средняя степень зрительной памяти;
  • 5-0 баллов – низкая степень.

Определение уровня развития слуховой памяти дошкольников осуществляется через предъявление ребенку набора слов, которые он должен запомнить и воспроизвести в максимальной точности.

Прочитайте ребенку инструкцию, которая должна звучать приблизительно так: «Внимательно слушай те слова, которые я буду тебе читать и старайся запомнить. Как только я замолчу – постарайся воспроизвести их в любой последовательности, те, которые запомнил. Затем я еще раз прочту их. Попробуй запомнить еще больше. После – ты снова повторишь слова, который запомнил вместе с теми, которые воспроизвел в первый раз в любом порядке. Затем я буду просить тебя еще несколько раз воспроизводить слова, которые запомнились тебе. Если все понятно – начнем». Повтор должен быть шесть раз, а воспроизведение – два раза.

Слова необходимо читать четко, с паузой в 2-3 секунды. Отмечайте все слова, которые ребенок запомнил. Если он назвал слова, которых в списке не было – отметьте это тоже. Лишние слова могут говорить о нарушениях не только в развитии процесса запоминания, но и внимания.

Изображение - Методики для развития памяти детей proxy?url=https%3A%2F%2Fmozgius.ru%2Fpsihologiya%2Frazvitie%2Fassets%2Ftemplates%2Fimages%2Fpsihologiya%2Frazvitie%2F268%2F5

Проанализируйте полученные результаты:

  • Если количество слов, которые запомнил ребенок сначала больше, а затем уменьшается – это говорит о низком уровне развития слуховой памяти и отсутствии внимания;
  • Если количество слов неустойчиво, «скачет» от больше – к меньше и обратно, то это диагностирует рассеянность внимания;
  • Если ребенок запоминает одинаковое количество слов – это говорит о его незаинтересованности;

О полноценном развитии слухового запоминания и нормальной концентрации внимания дошкольников говорит постепенное увеличение запоминаемых слов после второго воспроизведения.

Определенной методики выявления уровня развития двигательного запоминания в психологии не существует. К ним могут относиться разнообразные методы, упражнения и игры, заключающиеся в необходимости ребенка запоминать движения и воспроизводить их. Например, игра «сделай, как я». Суть игры в следующем: взрослый становится за спиной малыша и осуществляет некоторые движения с его телом, например, поднимает и опускает руки, наклоняет голову или поднимет ногу и тп. Затем задача ребенка повторить эти движения самостоятельно. Для ребенка старше трех лет, можно выполнять упражнения самому и просить его воспроизводить их спустя какое-то время.

Проблема диагностики процессов запоминания актуальна по сегодняшний день. Исследования эффективности различных методик позволяют выделить наиболее приближенные к объективности и способные выявить возможные нарушения в развитии процесса запоминания у дошкольников. Коррекция в старших классах является более сложным процессом, который редко дает нужные результаты.

Диагностика зрительной, слуховой и двигательной памяти и их своевременная коррекция является необходимым условием подготовки ребенка к школе.

Если развитие психических процессов детей на должном уровне – обучение в младших классах проходит легко и эффективно, обеспечивая подготовку к более сложным предметам в старших классах, развитие логического и понятийного мышления, которое обеспечивает понимание естественных наук.

Изображение - Методики для развития памяти детей 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here