Нервно-психическое развитие детей

Сегодня предлагаем статью на тему: "Нервно-психическое развитие детей". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Первые годы жизни ребенка — очень важное время, от которого зависит, каким вырастет маленький человек, как сформируются особенности его психики и навыки поведения. Знаменитый психолог Лев Семенович Выготский считал, что важнейшими условиями формирования личности ребенка является окружающая его микросреда, в которой он растет. Он описал закономерности протекания нервно психического развития детей до 1 года и старше.

Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2FNervno-psihicheskoe-razvitie-detej2

Четыре закона формирования психических функций по Выготскому:

  • Детская психика развивается в своем собственном ритме, этот процесс сложно организован во времени, его темп может меняться. Год во младенчестве и в отрочестве существенно различаются по значимости.
  • Развитие — это последовательность качественных изменений. Малыша не следует воспринимать как маленькое подобие взрослого, просто с меньшим жизненным опытом: это качественно отличающееся по своим психическим параметрам существо.
  • Разные функции психики формируются неравномерно, каждая из них имеет свое оптимальное время.
  • Высшие психические функции изначально возникают в общении со значимыми людьми как форма группового поведения, и лишь потом «присваиваются» психикой самого маленького человека, становясь его собственными.

Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2FNervno-psihicheskoe-razvitie-detej8

Выготский считал, что обучение является основным фактором психического прогресса. Он открыл так называемую «зону ближайшего развития»: это разница того уровня, что есть сейчас, и того, где могло бы произойти улучшение навыка с помощью правильно подобранных заданий. Это значит, что хорошее обучение предполагает наличие чуть более сложных задач, чем малыш готов решить на данном уровне. Нужно, чтобы он все время немного преодолевал себя, делал прежде невозможные вещи, таким образом все время продвигаясь вперед, не останавливаясь на достигнутом. Идеи, которые предложил Выготский, были затем развиты другими отечественными психологами, такими как Б. Д. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Л. Я. Гальперин и другими, заложившими основы отечественной возрастной психологии.

Психология развития ребенка, или возрастная, выделяет основные этапы, которые проходит детская психика в процессе формирования:

Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2FNervno-psihicheskoe-razvitie-detej9

  1. Овладение мелкой и крупной моторикой. Нервно психическое развитие детей с рождения до 1 года характеризуется появлением основных навыков движения.
  2. Сенсорное восприятие. У малыша до трех лет формируются навыки реагирования на воспринимаемый мир.
  3. Мышление. С трех до двенадцати лет ребенок учится обдумывать и мыслить индивидуально.
  4. Окончательное становление психики, формирование личности происходит от двенадцати до четырнадцати лет.

Каждому возрастному периоду соответствует своя ведущая деятельность, в которой происходит перестройка основных психических процессов, меняющаяся с течением времени под влиянием новых возникающих мотивов, побуждающих детей к смене положения в окружающем сообществе людей.

Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2FNervno-psihicheskoe-razvitie-detej1

Есть определенные видимые признаки того, что психологическое развитие ребенка протекает в пределах нормы, их должен знать каждый родитель. Психическое развитие детей до года протекает особенно интенсивно, каждый месяц возникают новые изменения. Однако приведенные сроки являются очень приблизительными: если что-то происходит чуть позже, это еще не повод для беспокойства. Одни навыки могут опережать по срокам, другие — немного отставать.

Нервная система закладывается на третьей-четвертой неделях формирования плода, затем проходит четыре основных этапа:

  1. Вначале возникает нервная пластинка. Края пластинки затем смыкаются и образуют нервную трубку.
  2. Из части нервной трубки развивается спинной мозг, другая (передняя) часть разделяется на несколько мозговых пузырей.
  3. Происходят перемещение нервных клеток и их распределение.
  4. Миелинизация проводящих путей, происходящая последовательно в головном мозге, затем в спинном.

За три месяца до рождения мозг плода уже сформирован в достаточной степени, включая кору больших полушарий. Нервная система уже способна нормально обеспечить внутриутробное существование организма. Мозг новорожденного хорошо снабжается кровью, однако его ткань имеет в своем составе много воды, что может вызвать осложнения при болезнях, такие как отек. Серое вещество мозга слабо отделено от белого, наиболее незрелой является кора больших полушарий — она полностью сформируется только к 5-6 годам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Новорожденный, едва появившись на свет, уже обладает врожденными рефлексами, способствующими его настройке на окружающую среду, помогая приспосабливаться к ней. С момента рождения он реагирует на раздражители: световые, температурные, болевые, но эти реакции не скоординированы и вызывают ответ в виде движений всем телом. Это свидетельствует о том, что возбуждение легко переходит с одного участка мозга на другие.

Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2FNervno-psihicheskoe-razvitie-detej4

Рефлекторной реакцией на голод, холод и боль является крик. Это механизм, заложенный природой и способствующий выживанию младенца. Прикасание к губам вызывает второй основной рефлекс — сосательный, в результате которого на участки мозга распространяется торможение, продолжающееся весь период сытости. Поэтому, наевшись, обычно младенец засыпает. В первые дни жизни кора не участвует в реакции на раздражители, но ее клетки могут возбудиться благодаря импульсам, приходящим из лежащих ниже отделов мозга. В основном — это различение света и отдельных цветов.

Читайте так же:  Конфликт молодой мамы и родственников

Нервно-психическое развитие детей до одного года имеет свои характерные особенности. В первую пару лет мозг интенсивно растет, увеличивается его масса за счет образования и ветвления аксонов и дендритов. Наиболее быстро растет мозжечок, отвечающий за координацию движений, происходит миелинизация нервных волокон — покрытие их жироподобным веществом — миелином, отвечающим за изоляцию. По мере протекания этого процесса повышается проводимость нервных клеток, ускоряется образование новых нейронных связей.

Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2FNervno-psihicheskoe-razvitie-detej7

Нервно-психическое развитие ребенка раннего возраста оценивается по степени выраженности рефлексов и сформированности навыков, характерных для каждого месяца.

Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2FNervno-psihicheskoe-razvitie-detej12

Обычно оценка нервно психического развития детей раннего возраста и дошкольного включает в себя метод наблюдения, а также различные тесты. При этом принимают во внимание такие показатели как:

  • состояние моторики, координация и зрительная ориентация в пространстве (держит ли равновесие при ходьбе или стоя, может ли прыгать);
  • сформированность речи (рассказ текста вслух, чтение, декламирование стихов, соблюдение правил построения фраз);
  • познавательная деятельность (пространственно-временная ориентация, способность к обобщениям, воспроизведению по образцу и конструирование, распознавание цветов);
  • социально-культурная деятельность (овладение навыками гигиены и самообслуживания, отношения с другими людьми, игра, самостоятельность).

Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2FNervno-psihicheskoe-razvitie-detej10

Выделяют всего четыре группы детей по степени развития. Первые три из них относятся к норме, а четвертая является пограничной с ЗПР. Первая группа — нормальный темп или с опережением, вторая группа — с задержкой на один эпикризный срок, а также неравномерность по двум или больше параметрам. Третья и четвертая — на 2 и 3 эпикризных срока, соответственно, плюс негармоничное формирование разных функций.

Эпикризный срок — временная единица, за которую происходит обучение новым навыкам. В первый год он составляет 1 месяц, на втором году — 3 месяца, с двух до трех лет — полгода, и с четырех лет — 1 год.

Дети с особенностями психофизического развития, которые можно охарактеризовать как задержку, обычно имеют следующие симптомы:

  • неадаптивное поведение в социуме — скрытность, нерешительность, замкнутость, отказ от общения;
  • заметное отставание от других детей того же возраста по уровню моторики и мышления: не могут выполнить обычных действий, которые должны быть освоены к этому времени, связно ответить на простой вопрос;
  • поздно начинают держать головку, хватать предметы, ходить, говорить;
  • агрессия к близким людям и сверстникам;
  • эмоционально-волевые нарушения: капризы, неумение сдерживать себя, тревожность, нервозное состояние.

Однако не стоит спешить самому ставить малышу диагноз — это может сделать только специалист после тщательного обследования. С визитом к врачу-неврологу или детскому психологу лучше не откладывать.

Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2FNervno-psihicheskoe-razvitie-detej3

Чтобы быть спокойными и уверенными в том, что нервно-психическое развитие сына или дочери протекает нормально, родителям следует озаботиться профилактикой нарушений и отставания.

  • Необходимо посещать врача регулярно в соответствии с намеченным планом. Дети, находящиеся в группе риска, имеют свой особый график, в который входит обязательное наблюдение и контроль врача-невролога.
  • Нужно использовать все доступные развивающие игры и занятия, повышающие интеллект. Однако не следует перегружать ребенка ранним обучением: языки, секции, кружки. До школы игровая деятельность должна быть основной. Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2FNervno-psihicheskoe-razvitie-detej5
  • Обязательное наблюдение за детьми, находящимся в группе риска. Это касается не только родителей и врачей, но и воспитателей в детском дошкольном учреждении, а затем и учителей в школе.
  • При любом выявленном врачом нарушении или отклонении точно выполнять предписания врача в полном объеме.

Ребенок может попасть в группу риска по следующим причинам: нарушения внутриутробного развития, родовые или ранние травмы, инфекционные заболевания, приводящие к патологиям нервной системы или органов чувств. Также могут влиять неблагоприятные социальные условия и недостаток заботы. Все это может привести к отставанию от нормы в психическом развитии и нарушениям эмоционально-волевой сферы.

Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=https%3A%2F%2Fpups.su%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2FNervno-psihicheskoe-razvitie-detej11

Кроме того, нужно помнить, что на пути роста и взросления личность маленького человека обязательно проходит несколько критических, переломных моментов. Первый — кризис одного года, когда малыш впервые осознает себя, свое существование. Второй — кризис трех лет, когда происходит его становление как отдельной, самостоятельной личности. И третий — кризис семи лет, приуроченный к первому школьному году, активной социализации, необходимости подчиняться школьным правилам. Выготский считал кризисы болезненными, но неизбежными периодами резкого слома старого багажа опыта и формирования нового способа жизни.

Читайте так же:  Что делать, если пропадает грудное молоко

Необходимо помнить, что во многом то, как малыш будет развиваться, зависит от родителей, от того, как они ведут себя по отношению к нему, обеспечивают ли все необходимые условия, развивают ли целенаправленно, а также от собственной познавательной активности ребенка, которую родителям не следует подавлять. Это вполне реальные задачи, с которыми любящие родители должны и могут справиться.

Нервно-психическое развитие ребёнка раннего детского возраста

Различают 4 этапа формирования психики ребенка.

Первый этап — моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.

Второй этап — сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

Третий этап — аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.

Четвертый этап — идеаторный (12—14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.

В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.

По сравнению с другими детёнышами из животного мира, человеческий ребёнок рождается очень незрелым. Ни в телесном, ни в психическом плане новорождённый долго не способен к самостоятельной жизни. Взросление человека — процесс гораздо более длительный, нежели взросление любого другого животного.

Физическое развитие малыша зависит в основном от условий вокруг и ухода за ним. Однако одного физического развития недостаточно для того, чтобы стать настоящей частью общества. Впитывание знаний об окружающем мире и норм поведения в обществе, личностное развитие, определение своего жизненного пути и интересов – все это характеризует психическое развитие ребёнка, о котором повествование пойдёт дальше.

Что понимается под нервно-психическим развитием ребёнка

Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F6-9-e1456853001571

Психическое развитие ребёнка – это процесс развития психических функций (внимания, памяти, ощущений, восприятия и т.д.) и становление личности маленького человечка (формирование его представлений о себе и других, «впитывание» норм и ценностей, выбор интересов, закладка и формирование характера и т.д.).

Развитие справедливо будет называться «нервно-психическим», поскольку психика имеет реально существую основу – нервную систему, если быть конкретнее — головной мозг. Развитие психических функций и формирование личности подрастающего человека невозможно без развития различных зон мозга.

Психика малыша начинает развиваться с прихода в большой мир, и это развитие идёт поэтапно. На каждом этапе есть свои задачи, заканчивается каждый этап психического развития кризисом, в процессе которого и происходит переход на новую ветвь развития.

Этапы нервно-психического развития неравномерно насыщены задачами: самое интенсивное развитие происходит на ранних этапах, а затем темп замедляется.

Факторы психического развития ребёнка – это причины, по которым, то самое развитие происходит. Выделяют два ведущих фактора, определяющих нервно-психическое развитие детей.

  • Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F1-10-e1456851236517Социальные условия. Для того чтобы ребёнок развивался, рядом с ним должны быть взрослые люди, которые будут способствовать этому развитию. Как минимум, за ребёнком должен осуществляться правильный уход, к нему должны хорошо относиться, разговаривать с ним, играть, читать книжки, знакомить его с окружающим миром. Не зря взрослых по отношению к детям называют проводниками в большой мир.
  • Собственная активность ребёнка. Без проявления собственной активности ребёнком его развитие не будет происходить в соответствии с нормами. Одной лишь богатой социальной среды недостаточно, важно позволять ребёнку проявлять природную любознательность и активно изучать все, что есть вокруг.

Психическое развитие ребёнка может протекать с проблемами. Они могут быть связаны с патологиями нервной системы и органов чувств, возникшими во внутриутробном развитии или в результате травмы. При неблагоприятных социальных условиях может возникнуть отставание от нормы в развитии психики. Как следствие это вытекает в эмоционально-волевые нарушения, проблемой с нервной системой и т.п.

За нервно-психическим развитием ребёнка наблюдают не только родители, но и неврологи, педиатры, а затем воспитатели в ДОУ и учителя в школе. Если какие-то проблемы дадут о себе знать – с ними обязательно нужно работать.

Психолог-консультант
Наталья Стародубцева

Подробно о нервно-психическом развитии ребёнка на первом году жизни:

Этапы развития нервной системы у детей. Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни.

Нервная система – является ведущей физиологической системой организма.

Нервно-психическое развитие (НПР) — это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка. На момент рождения нервная система детей имеет данную характеристику:

К моменту рождения у здорового доношенного новорожденного ребенка достаточно хорошо развиты спинной, продолговатый мозг, ствол, гипоталамус. С этими образованиями связаны центры жизнеобеспечения, они обеспечивают процессы адаптации, выживаемости.

Читайте так же:  Что делать тем, кто хочет, но не может иметь детей

К рождению ГМ достаточно развит, масса ГМ составляет 1/9 массы тела. Крупные борозды и извилины выражены очень хорошо, но имеют малую глубину. Мелких борозд мало, они появляются только в первые годы. Размер лобной доли меньше, затылочная больше по отношению ко взрослым. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем рост позвоночника.

Мозговая ткань имеет гистологическую незрелость нервных клеток, они овальной формы, с одним аксоном, в ядрах зернистость, нет дендритов.

Кора ГМ относительно незрелая, незаконченная миелинизация пирамидных путей.

Мозжечок развит слабо.

2. Первые два года жизни

Интенсивный рост и развитие ГМ.

3. Первое полугодие

Заканчивается дифференцировка полосатого ядра, пирамидных путей, в связи с этим исчезает ригидность затылочных мышц, спонтанные движения заменяются произвольными.

4. Второе полугодие

Мозжечок интенсивно растет и развивается, заканчивает к 2 годам.

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. Все рефлексы принято делить на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы— это врожденные, генетически запрограммированные реакции организма, свойственные всем животным и человеку.

Условные рефлексы— индивидуальные, приобретенные реакции высших животных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта).

Для новорожденного ребенка характерны безусловные рефлексы: пищевой,оборонительный и ориентировочный.

Условные рефлексы формируется после рождения.

Основные безусловные рефлексы новорождённогои грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы).

Рефлексы в положении ребенка на спине: поисковый рефлекс Куссмауля-Генцлера, сосательный рефлекс, ладонно-ротовой Бабкина, рефлекс обхватывания или объятия (Моро), шейно-тонический асимметричный рефлекс, хватательный рефлекс (Робинсона), подошвенный рефлекс, рефлекс Бабинского.

Рефлексы в вертикальном положении: ребенка берут со стороны спины за подмышечные впадины, большие пальцы врача поддерживают голову. Рефлекс опоры или выпрямления; автоматическая походка или шаговый рефлекс.

Рефлексы в положении на животе: защитный рефлекс, лабиринтный тонический рефлекс, рефлекс ползания (Бауэра), рефлекс Галанта, Переса.

Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни

Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=http%3A%2F%2Falexmed.info%2Fwordpress%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2F2-1

Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=http%3A%2F%2Falexmed.info%2Fwordpress%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2F3-1Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=http%3A%2F%2Falexmed.info%2Fwordpress%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2F4-1

Начинает улыбаться в ответ на разговор взрослого (Э); сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете и плавно прослеживает за движущимся предметом; прислушивается к голосу взрослого, слуховое сосредоточение (СА); лежа на животе пытается поднимать и удерживать головку (ДО).

Быстро отвечает улыбкой на обращение, разговор (Э); длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (ЗА); ищущие повороты головы при длительном звуке (СА); лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает головку (ДО); произносит отдельные звуки (АР).

«Комплекс оживления» в ответ на эмоциональное обращение (Э); ищет источник звука (СА); сосредоточивает взгляд на лице говорящего с ним или игрушке, находясь в вертикальном положении на руках взрослого (ЗА); наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью на высоте 10–15 см (ДР); лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову, при поддержке под мышки крепко опирается о твердую опору ногами; длительно удерживает голову в вертикальном положении (ДО).

Громко смеется в ответ на общение с ним (Э, СП); поворачивает голову в сторону источника звука и находит его глазами, по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии (СА); узнает мать или другого близкого человека (ЗА); рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью предметы (ДР); гулит (АР); во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку. Совершенствуются навыки, приобретенные ранее (Н).

Узнает голос матери или другого близкого человека; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи (СА, СП); по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека (ЗА, СП); четко берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее (ДР); долго лежит на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачивается со спины на живот; ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки (ДО); подолгу певуче гулит (АР); ест с ложки (Н), радуется ребенку, берет из его рук игрушку (Э).

Начинает реагировать на свое имя (СА, СП); свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею (ДР); переворачивается с живота на спину; немного передвигается, начинает ползать (ДО); начинает лепетать (АР); хорошо ест с ложки, снимает пищу губами (Н).

Разнообразно и долго занимается игрушкой (ДР); хорошо ползает (ДО); на вопрос «где?» находит взглядом предмет, расположенный в определенном месте (ПР); подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги (АР); пьет из чашки, которую держит взрослый (Н).

Игрушками занимается долго и разнообразно, при этом подражает действиям взрослого (ДР); встает, держась за барьер, стоит и опускается; сам садится, сидит и ложится; переступает, держась за опору (ДО); смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет (Э, СП); на вопрос «где?» находит несколько предметов, расположенных в определенных местах; по просьбе взрослого выполняет разученные движения «ладушки» и др. (ПР); сам держит и ест корочку хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый (Н); громко и четко повторно произносит различные слоги (АР).

Читайте так же:  Сколько гулять с новорожденным зимой, как одевать

Передвигается, слегка придерживаясь руками за предметы (ДО); действует с предметами по-разному, в зависимости от их местоположения и свойств — катает, открывает, гремит, нажимает (ДР); на вопрос «где?» находит знакомые предметы независимо от их постоянного месторасположения, знает свое имя, оборачивается на зов (ПР); подражает слогам, имеющимся в лепете (АР); пьет из чашки, слегка придерживая ее руками; спокойно относится к высаживанию на горшок (Н); делает плясовые движения под плясовую мелодию (СА), догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям и движениям другого ребенка (Э, СП).

Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним (Э, СП); длительно занимается игрушками; самостоятельно и по просьбе выполняет разученные действия с игрушками и предметами (ДР); держась за опору, поднимается на невысокую поверхность и спускается с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки (ДО); по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, во время игры с ним выполняет разученные действия (догоню-догоню; сорока-воровка и т.д.) (ПР); подражая взрослому произносит новые слоги, которых не было в лепете (АР).

Радуется приходу детей, избирательно относится к детям (Э, СП); овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по команде взрослого: накладывает кубик на кубик, надевает кольца на пирамидку и др. (ДР); делает первые самостоятельные шаги; стоит без поддержки (ДО); по просьбе взрослого приносит определенную игрушку, отыскивая ее среди других, выполняет разученные действия — кормит куклу, водит собачку (ПР); произносит первые слова-обозначения — кис-кис, ав-ав, дай (АР).

Самостоятельно выполняет разученные действия с предметами: водит куклу, кормит, баюкает; переносит разученные действия с одного предмета на другой (начало сюжетной игры) (ДР); ходит самостоятельно (ДО); протягивает другому ребенку игрушку, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком (Э, СП); различает предметы по форме, узнает на фотографии знакомого взрослого (ЗА); понимает названия предметов, игрушек, имена некоторых взрослых, названия действий и предметов; понимает слово «нельзя»; выполняет поручения: принеси, найди и пр. (ПР); легко подражает новым слогам; произносит 8–10 облегченных слов (АР); самостоятельно пьет из чашки, берет ее руками (Н).

Кроме рассмотренных критериев НПР, для оценки состояния нервной системы врач-педиатр выясняет у новорожденного и ребенка грудного возраста выраженность филогенетически закрепленных безусловных рефлексов. Все безусловные рефлексы в зависимости от времени их существования и развития разделены на 3 группы: стойкие, транзиторные и установочные.

Стойкие рефлексы существуют на протяжении всей жизни. Основные из них:

Сухожильные рефлексы конечностей (например, коленный L1-L4 – удар по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки вызывает разгибание ноги в коленном суставе);

Роговичный (корнеальный) — легкое прикосновение мягкой бумагой или ваткой к роговице глаза вызывает смыкание век;

Конъюнктивальный – похож на роговичный; вызывается таким же методом, но с конъюнктивы;

Надбровный (орбикулопальпебральный) – постукивание по внутреннему краю надбровной дуги вызывает смыкание век.

Транзиторные рефлексы существуют после рождения, однако постепенно исчезают в определенном возрасте. К ним относятся:

Оральные стволовые рефлексы (дуга замыкается в продолговатом мозге);

Спинальные рефлексы (дуга замыкается на уровне спинного мозга);

Миелоэнцефальные позотонические рефлексы (регулируются центрами продолшоватого и среднего мозга).

Нервно-психическое развитие детей − как не допустить задержки формирования нервной деятельности малыша?

По мере взросления у ребенка появляются внешние и внутренние изменения, связанные с процессами роста, физическим и эмоциональным развитием.

Нервно-психическое развитие детей – это одно из внутренних изменений, связанных с формированием процессов нервной деятельности малыша.

Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=https%3A%2F%2Fonethree.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Frebenok-i-cvetok

В процессе анализа и оценки умственного и психического развития ребенка необходимо учитывать ряд фактов и моментов, связанных с биологическими и индивидуальными особенностями.

Младенец, только принесенный из роддома, большую часть времени находится в состоянии сна или дремоты, иногда даже не просыпаясь в необходимое для кормления время. Если переместить новорожденного, положив его на бок, он рефлекторно принимает позу эмбриона, сжимая ножки и ручки и подтягивая их к животу. Психическое развитие ребенка в возрасте нескольких месяцев со дня рождения – это такие вызванные врожденные рефлексы, как сосательный, ротовой, поисковый, спинальный. Со временем развиваются хватательный рефлекс, рефлекс ползания и опоры.

Специфика психического развития заключена в наблюдении за тем, как постепенно формируются навыки у малыша. Например, на первых неделях жизни возникает рефлекс подготовки к кормлению и вырабатывается условный рефлекс поворота головы, если к кроватке подходит кто-то из взрослых.

Читайте так же:  Все о породе тайская кошка

Оценка нервно-психического развития в возрасте 3-х месяцев складывается из наблюдений за тем, насколько малыш активен, какой промежуток времени между кормлением он находится в состоянии бодрствования. В этот период кроху уже начинает узнавать близких, гулит, улыбается. При этом увеличивается количество целенаправленных движений – он устойчиво держит головку, тянется ручками к интересующему его предмету. В положении лежа на животе появляется рефлекс Ландау – малыш приподнимает голову, опираясь на руки выравнивает верхнюю часть тельца.

Нервно-психическое развитие детей до года обусловлено быстрым развитием и ростом. В шесть месяцев кроха уже достаточно осмысленно наблюдает за передвижением взрослых, эмоционален и подвижен. Период бодрствования увеличивается до 8-10 часов, при этом сон днем сокращается до 2- раз.

При этом у психически здорового малыша продолжают активно формироваться сложные поведенческие рефлексы. Дети в возрасте полугода ворочаются в кроватке, переворачиваясь с боку на бок. Приобретенный в раннем возрасте рефлекс Ландау принимает другую форму – лежа на животе, малыш может уже не только держать голову, но и сгибать и разгибать ножки.

Одной из особенностей психического развития у детей раннего возраста, становятся потребность в общении. Со временем, малыш начинает понимать речь взрослого человека, различает тембр мамы и папы, с удовольствием тянет навстречу вашим рукам свои ручки, требуя, чтобы на него обратили внимание.

В возрасте до года, малыш начинает познавать мир, с удовольствием вслушивается в сказанные вами слова, начинает подражать им, агукая и гуля. Общение играет важную роль в психическом развитии детей до года. К году малыш должен уже понимать вашу речь, говорить некоторые несложные фразы, свободно стоять на ногах, уверенно ползать.

Если у вашего малыша замечено замедление темпов роста некоторых функциональных особенностей, соответствующих его возрасту – мышления, памяти, внимания или координации, у него однозначно отмечается кризис в психическом развитии. В раннем возрасте это может быть выявлено в процессе тестирования малыша у врача-психотерапевта, однако и дома вы можете сами определить, развивается ли ребенок.

Очень часто особенности психического развития детей, связанные с задержками, путают с умственной отсталостью, поэтому заметив хоть некоторые симптомы заболевания, поспешите на прием к специалисту. Обратите внимание на ряд случаев, которые могут свидетельствовать о возникновении недуга:

  • Нерешительность и скрытность;
  • Излишняя замкнутость и нелюдимость;
  • Отставание от сверстников в совершении каких-то элементарных действий, связанных с моторикой или мышлением;
  • Агрессивность по отношению к сверстникам или членам семьи;
  • Позднее физическое развитие – поздно начинает держать голову, делать первые шаги, говорить;
  • Нарушения в эмоциональной и волевой сфере. Ребенок не умеет держать себя в руках, нервничает, капризничает.

В каждом индивидуальном случае определить насколько правильны или нет ваши сомнения относительно задержки психического развития у ребенка, сможет только врач.

Изображение - Нервно-психическое развитие детей proxy?url=https%3A%2F%2Fonethree.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Frebenok-i-plucheviy-medved

Основные закономерности психического развития ребенка

Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
  2. Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
  3. Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
  4. При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.

Анализ нервно психического развития детей путем оценки. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста такими являются способности малыша адаптироваться в коллективе, устанавливать со сверстниками дружеские отношения. В младших классах ребенок должен выполнять простейшие учебные требования, проявлять самостоятельность в решении школьных задач.

Стратегия исследования психического развития ребенка должна быть выработана у каждого родителя. Если вы не владеете информацией о том, как должен развиваться ребенок эмоционально, соответственно своего возраста, проконсультируйтесь у специалиста.

Доктор Комаровский: оценка психического развития ребёнка

Изображение - Нервно-психическое развитие детей 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here