Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме

Сегодня предлагаем статью на тему: "Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Изображение - Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме proxy?url=https%3A%2F%2Fchilddevelop.ru%2Fdoc%2Fimages%2Fnews%2F43%2F4373%2Fchildren41_m

Изображение - Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме proxy?url=https%3A%2F%2Fchilddevelop.ru%2Fdoc%2Fimages%2Fnews%2F9%2F900%2Fmanners_i

Семь увлекательных и веселых способов эффективно обучить детей хорошим манерам

Умение себя вести помогает нам ладить друг с другом, ведь этикет, на самом деле, не что иное как способ хорошо относиться к окружающим людям и получать в ответ аналогично хорошее отношение. Хорошие манеры могут сделать жизнь ребенка более счастливой и интересной, ведь благовоспитанные люди легче заводят друзей и чаще слышат от окружающих «да», чем «нет».

Конечно, ребенку легче вежливо отреагировать в случае «Спасибо за великолепный конструктор», чем «Спасибо за колючий коричневый свитер-безрукавку». Однако необходимо учить детей проявлять хорошие манеры в любых, даже самых неприятных ситуациях. К тому же дети обладают природной способностью понимать внимательность, уважение и честность, то есть теми качествами, которые являются принципами этикета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но может ли обучение этикету быть забавным? В этой статье представлены проверенные методы обучения детей, которые выходят за рамки классического «Мама, можно, я. » и предлагают обучение в форме игры, поделок и множества постановочных представлений. Познакомьтесь с этими веселыми способами, которые при обучении ребенка хорошим манерам позволят вам великолепно проводить время.

Вежливое приветствие

Почему простой акт встречи и приветствия настолько пугает детей, что им легче залезть к вам в карман, чем сказать «привет»? Это происходит потому, что мы сами сначала запрещаем детям общаться с незнакомцами, а потом просим их вежливо разговаривать с новыми людьми. Ваш ребенок будет производить первое впечатление на людей тысячи раз в своей жизни. Поэтому, обучая его этому навыку, вы не зря потратите время.

  • Метод обучения: устройте воображаемую вечеринку (со свечами или воздушными шарами) и пригласите почетных гостей – своих детей. Пусть они звонят в дверь и используют приемы, призванные произвести на вас благоприятное первое впечатление: зрительный контакт, теплую улыбку, крепкое рукопожатие и вежливое обращение, например, «Приятно с вами познакомиться» или «Огромное спасибо за приглашение». Также разыграйте ситуацию, когда человек, которого вы приветствуете, в это время смотрит на ваши туфли. Как вы себя при этом чувствуете?

Умение делать и принимать комплименты

Комплименты не являются чем-то легкомысленным и банальным. В некотором отношении, они составляют саму основу дружбы и поддержки. «Я вижу тебя», – говорим мы нашим друзьям миллионами способов «…и мне нравится то, что я вижу». Умение заставить людей радоваться, чувствовать себя великолепно – один из самых значимых и в то же время простых навыков, доступных каждому человеку. Подлинный комплимент приносит гораздо больше пользы, чем просто «лайк» в соцсети. Изящное искусство делать комплименты приносит пользу и дарителю, и получателю комплиментов. (Просто напомните детям, чтобы они остерегались делать такие сомнительные комплименты, как: «Вообще-то ты сегодня неплохо выглядишь!» и «Ты избавился от жира?».)

  • Метод обучения: вот одна стимулирующая стратегия, которая может вам пригодиться. Нарисуйте краской звездочку на куске пенопласта (он продается в строительных магазинах) и создайте «уголок комплиментов» с красивыми булавками, кнопками и разноцветными блестками. Дети должны прикалывать блестки к звезде каждый раз, когда кто-то в семье делает выразительный комплимент. Этот комплимент может затрагивать что-то материальное: «Мне нравится этот цвет на тебе!» или нематериальное: «Ты так терпелив со мной». Получатель комплиментов должен вежливо принимать их. Эту звездочку можно надеть на верхушку новогодней елки или поставить ее в другом уголке, придав ему особое очарование.

Умение извиняться

Вставьте в электронный поисковик фразу «Веселые детские записки с извинениями», и вы найдете уникальные примеры детских высказываний – от сногсшибательного: «Лучшему брату на свете! Извини за то, что я ущипнул тебя за орешки» до поэтически блестящего: «Все, за что я хочу извиниться, это за то, что я не сожалею о содеянном, поскольку я пробовал почувствовать укоры совести, но не смог». Но не только детям трудно извиняться. Вспомните классическое оправдание политиков с целью избежать обвинений («Были совершены ошибки»). Слова извинений заставляют нас брать на себя ответственность за наши действия и думать о чувствах других людей. К счастью, дети склонны к сопереживанию. Как и всем нам, им просто нужно немного практики.

  • Метод обучения: для того чтобы культивировать привычку искренних извинений (а не этого неопределенного «прости»/«извини», которое мы и так прекрасно знаем), попробуйте игру в «Шарады извинений». Двое игроков придумывают сценарий плохого поведения и молча разыгрывают его. Сценарии могут быть, например, такими: «Я посмеялся над твоей фотографией» или «Я бросил банановую кожуру на пол кухни». (Для вдохновения вспомните все видеоляпы, которые вы когда-либо видели). Остальные игроки должны угадать проблему и придумать способы извинения. Ребенок, играющий роль обиженной стороны, любезно принимает извинения. За каждую правильную догадку начисляется одно очко, а за зрительный контакт и искренность начисляется бонусное очко. За смех одно очко снимается.
Видео (кликните для воспроизведения).

Выражение признательности

Признательность – это нечто большее, чем просто «спасибо». На самом деле, это вполне может быть ключом к счастью. Исследования показывают, что благодарные дети чувствуют себя более счастливыми, лучше учатся в школе и редко подвержены депрессиям, чем их менее благодарные сверстники. Пусть выражение благодарности за подарки, доброту или чудесно проведенные моменты войдет у вас в привычку, потому что ваши дети все повторяют за вами. Когда вы видите красивый закат или довольны вкусным ужином, выражайте свою благодарность в присутствии детей, и вы научите их поступать так же.

  • Метод обучения: оберните кусок ленты вокруг запястья вашего ребенка (завяжите на бантик, а не узел). В течение недели нанизывайте на ленту бусинки за каждое проявление признательности ребенка: одна бусинка за материальную благодарность («Спасибо за вкусную лазанью») и две бусинки за нематериальную благодарность («Я так рад быть частью нашей семьи»). Вы можете награждать ребенка бонусными бусинками за творческое выражение признательности, например, за неожиданные записки с благодарностью. Нет бусинок? Завязывайте узелки на ленте.
Читайте так же:  Наказывать ребенка или нет

Искусный диалог

Беседа – это улица с двусторонним движением. Один человек говорит, а другой слушает. Слушатель должен ободрять собеседника, поддерживать с ним зрительный контакт и задавать вопросы, делать комментарии или издавать звуки, свидетельствующие о его заинтересованности и внимании. Порой дети такие болтуны, что лучше не говорить с ними о том, что не подлежит разглашению, например, о финансовых проблемах мамы и папы. Важно научить их быть лаконичными и понятными в разговоре.

  • Метод обучения: игра «Дружеская картофелина». Придумайте несколько интересных тем для разговора, затем пусть пары игроков передают друг другу «горячую» картофелину. В течение одной-двух минут им нужно высказать свои соображения на тему, далее – передать картофелину второму игроку. Такая игра является важным уроком. Ребенок, который любит слишком много говорить, будет понимать, что ему не хватает двух минут и приходится превышать отведенное время либо отдавать картофелину до того, как ему удастся исчерпывающе высказаться. Точно так же ребенок, который предпочитает односложные ответы, поймет, что он слишком быстро стремится избавиться от картофелины, не использовав должные минуты.

Правила поведения за столом

Правила поведения за столом предназначены для того, чтобы сделать прием пищи приятным для окружающих. В течение недели каждый вечер сосредоточивайте внимание на какой-то одной задаче – умении жевать с закрытым ртом, убирать локти со стола, класть салфетку на колени, правильно держать нож и вилку, вежливо вытирать губы – такой подход не вызовет раздражение и переутомление ребенка, и ужин не превратится в сплошное нытье. Родители должны добиваться того, чтобы дети постепенно овладели данными навыками. В свою очередь, родители сами должны вести себя за столом подобающим образом и вместе с детьми всюду практиковать навыки застольного этикета, даже если вы едите в невзрачной кафешке на трассе.

  • Метод обучения: пусть дети сделают из бумаги бланки штрафов, а из плотной бумаги и фольги значок полицейского, затем пусть они по очереди следят за порядком за обеденным столом. Нарушение правил поведения ведет к штрафу, который можно оплатить добродушным извинением: «Извините, офицер. Да, я понимаю, что мой рот был открыт, когда я жевал эту кашу». Человек с наименьшим количеством нарушений в конце трапезы получает право выбрать десерт.

Телефонный этикет

Когда дело касается телефонов и других устройств, обучение правилам этикета усложняется в два раза: дети должны научиться правильно пользоваться своими гаджетами и, конечно, тому, когда ими нельзя пользоваться. Рекомендуется устанавливать домашние правила того, когда и где можно включать телефон. Важно настаивать на строгом соблюдении таких правил. Родители сами должны пользоваться мобильным телефоном с уважением к присутствующим при этом детям. Нельзя вести переписку в то время, когда дети разговаривают с вами. А за ужином нужно обязательно убирать телефон.

  • Метод обучения: это может показаться архаичным навыком, но ребенка необходимо учить тому, как звонить по телефону. Представьте себя другом ребенка или кем-то в библиотеке или магазине и попросите его позвонить вам на мобильный телефон с домашнего телефона, чтобы разыграть возможные варианты взаимодействия. Следите за такими моментами, как представление ребенком самого себя: «Добрый день. Меня зовут Анна. Я звоню, чтобы узнать, продаете ли вы игрушку, которую я ищу», речь при этом должна быть четкой и достаточно громкой, окончание разговора – вежливым: «Огромное вам спасибо. Я скоро приду. До свидания!». После того как ребенок обретет уверенность, он может попробовать сделать реальный звонок.

Изображение - Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.azbyka.ru%2Fdeti%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-print%2Fimages%2Fprint

Изображение - Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.azbyka.ru%2Fdeti%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Хорошие манеры детям прививают с детства: сначала родители, потом воспитатели и учителя. А эффект – невелик. Почему?! Возможно, все дело в том, что правилам этикета обучают слишком скучно и назидательно?!

Неписанные правила

Нормы этикета, хоть они и описаны в разных источниках, являются «неписаными» – ведь они не закреплены ни одним законом. Это своеобразное соглашение между людьми вести себя определенным образом. Этикет определяет правила поведения людей в самых разных местах и при самых разных обстоятельствах:
• при знакомстве
• в момент приветствия и прощания
• в общественных местах (транспорт, дорога, праздничные мероприятия, музей, кинотеатр, театр, цирк, поликлиника, библиотека, парикмахерская, ресторан и пр.)
• в телефонном разговоре
• как вести себя в гостях
• как принимать гостей
• как вести себя за столом
• как правильно составлять письма, отвечать на письма
• общение с незнакомыми людьми, друзьями, старшими людьми
• употребление вежливых слов (просьба, благодарность, сочувствие)
• выбор одежды и прически для разных мероприятий (dress code)
• соблюдение личной гигиены и забота о здоровье
• отношение к материальным ценностям
• понятие о вкусе, красоте, моде, стиле

Одно только перечисление тем по правилам этикета выглядит впечатляюще. А ведь надо запомнить правила по каждой теме и, главное, выполнять их. Причем, всегда. Считается, что самый высокий уровень человеческой культуры в том, чтобы соблюдать правила этикета даже тогда, когда ты находишься один, и никто не может проследить, соблюдаешь ты этикет или нет. Возникает вопрос, как привить такую высокую культуру детям?

Читайте так же:  Физическое развитие детей – заботимся о малыше с рождения

Нравоучения по этикету

Знакомство с этикетом начинается с самого раннего детства, осознанное – лет с 5-ти. Как это обычно происходит? В детсадах и школах проводятся специальные занятия – уроки по этике и эстетике. И пусть не обижаются на меня педагоги, но проводятся, как правило, скучно, назидательно, в совершенно однобокой форме заучивания правил. И какова же судьба всех подобных нравоучений? Получаем обратный эффект – выполнять правила не хочется.

Это что касается теоретической части по этикету. А как практически прививается этикет? Еще хуже. Я бы даже сказала, в нарушение всех правил этикета. Окриками, наказаниями, диктатом. «Не хлопай дверью!», «Вымой руки!», «Сядь прямо!», «Локти со стола убери!», «Не спеши, тщательно пережевывай пищу!», «Не разговаривай с набитым ртом!», «Не чавкай!», «Рот прикрывай, когда чихаешь!», «Уступи место бабушке!». А самое парадоксальное в этом ряду, вот это: «Что ты орешь, как ненормальный?!» (естественно, эту фразу возмущенные взрослые орут, как ненормальные). Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Детям мало сказать: «Делай так, а не иначе». Хорошо бы объяснить, почему не иначе. А еще лучше было бы прививать правила этикета не напрямую, а косвенно, исподволь, чтобы ребенку самому хотелось их выполнять.

С точностью до наоборот

Весьма нетрадиционный способ прививать хорошие манеры предложил в свое время Григорий Остер, сочинив «Вредные советы». Идея придумать вместо полезных советов вредные, пришла ему в голову по вполне понятной причине. Чаще всего дети протестуют против всего, что им советуют и делают все наоборот. И если таким детям дать вредные советы, то, сделав наоборот, они как раз и будут поступать правильно. Ну, например,

Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.

На обложке этого сборника стихотворений честно написано «Книга для непослушных детей», а ниже приписка – «Послушным детям читать запрещается». Потрясающая приманка, согласитесь? Конечно, есть и еще одна маленькая хитрость в том, что все стихотворения написаны с необыкновенным, тонким чувством юмора. Соединения метода от противного и чувства юмора – хороший ход для того, чтобы, на самом деле, научить этикету и высмеять невежество, таким способом наглядно продемонстрировав, как должен вести себя по-настоящему вежливый и культурный человек и почему плохо поступать иначе.

Этикет для плюшевого мишки

Однажды я наблюдала в детской такую сцену. Моя 5-тилетняя дочь играла со своим любимым плюшевым мишкой. Она кормила его с ложечки и говорила ему: «Не чавкай, пожалуйста. Это неприлично!» Понятно, что игрушечный мишка не мог чавкать, просто дочке хотелось поучить его хорошим манерам. И, сама того не подозревая, она подсказала мне еще одну идею, как можно учить детей этикету. В игре. С куклами и плюшевыми игрушками.

Детям не нравится заучивать правила на уроках, они не любят, когда их одергивают и исправляют их поведение (да еще, если это происходит в резкой форме). Но дети не против соблюдения правил этикета. И они понимают, что по правилам жить удобнее для всех. Детям надоедает одна и та же однообразная роль ученика, сидящего за партой. И так хочется почувствовать себя в роли учителя.

Играя с куклами и плюшевыми игрушками, дети учат этикет очень охотно. Взрослым можно только подбрасывать все новые и новые ситуации, которые будут разыграны, чтобы охватить все случаи из жизни, где нужно знать правила этикета.

Играя по правилам этикета

Игра – это лучший способ обучения для детей. И, конечно, не только играя в куклы можно научить детей этикету. Прививать детям хорошие манеры можно с помощью множества разных игр, где (что уникально!) правила этикета станут правилами игры!

СИТУАЦИЯ. Для игры выбираются обычные бытовые ситуации: «Приветствие и знакомство», «Телефонный разговор», «Как дарить подарки», «Как вести себя в общественном транспорте», «Как вести себя в зрительном зале». Предложите детям придумать историю по правилам и против них. Можно предложить проиллюстрировать придуманные истории сценками. Не забывайте о чувстве юмора.

РАЗОРВАННЫЕ ЗАПИСКИ. На записках пишутся правила этикета так, чтобы они были сформулированы из двух частей: условие и правильное поведение. Потом все записки разрываются на 2 части, и перемешиваются. Детям необходимо восстановить разорванные записки, правильно подобрав соответствующие друг другу части.

ПИСЬМА ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ВЕЖЛИВОСТИ. Дети пишут друг другу (а может, даже и взрослым) письма, в которых рассказывают, о чем им захочется. Главное – излагая содержание, не нарушить этикет. Письма рассылаются электронной почтой. И второй этап – получивший письмо должен оценить его с точки зрения соблюдения правил этикета. Причем, можно проверить две вещи в соблюдении правил этикета: по составлению письма и по поведению в описанных в письме ситуациях.

Читайте так же:  Витамины для улучшения памяти и внимания

ДОРИФМУЙ. Не сложная игра. Подойдет для малышей. Взрослые читают стихотворение, не оканчивая фразу, а дети добавляют нужные слова в конце строки.
Например,
В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще… (здравствуйте)

Нужно знать, как дважды два
Все… (волшебные слова)

В день не бойся раз до ста
Говорить… (пожалуйста).

ДИАЛОГ С ПОДТЕКСТОМ. Эта игра обычно проходить очень весело. В ее основе стихотворение Вадима Левина «Мистер Сноу».
– Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
– Через час. Даю вам слово.
– Вот спасибо, мистер Сноу…
Это стихотворение универсально в том смысле, что одним и тем же текстом может выразить совершенно разный подтекст, включая и прямо противоположные: восторг, радость, сдержанность, безразличие, разочарование, огорчение, испуг, ужас. Каждый ребенок исполняет это стихотворение, другие угадывают подтекст и обсуждают, в какой мере каждое прочтение было тактичным по отношению к мистеру Сноу.

Вежливый-медвежливый

Учат этикету и произведения искусства. Одни напрямую, другие в более завуалированной форме. Дети читают, увлекаются сюжетом, сопереживают персонажам, а между строк знакомятся с правилами поведения. Есть много прекрасный творений, которые могли бы войти в книгу по этикету. Вот лишь самые популярные:
1. «Очень вежливый индюк» (Б. Заходер)
2. «Урок вежливости»: Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести…(С. Маршак)
3. «Мойдодыр», «Федорино горе» (К.Чуковский)
4. «Сказка о потерянном времени» (Е.Шварц)
5. «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Театр хороших манер

Очень полезно ставить с детьми спектакли по литературным произведениям. Этикет и театр – неразделимы. Во-первых, все произведения, так или иначе, учат этикету в самом широком смысле, а именно правилам общения людей – добру, справедливости, тактичности, сочувствию, дружбе. Во-вторых, исторический фон любой пьесы отражает особенности этикета своего времени. В-третьих, играя роль, ребенок проживает по правилам этикета, если роль положительная, и против правил, если роль отрицательная. Опыт такого проживания даст ребенку возможность самому все почувствовать. Не понять, не узнать, не заучить, а ПОЧУВСТВОВАТЬ. И это наилучшим образом приучит ребенка следовать правилам этикета.

Ради чего, собственно?

Всякая теория без практики мертва. Если ваш ребенок мало общается, ведет замкнутый образ жизни, если вы не посещаете с ним театры, музеи, кафе, не любите ходить в гости или принимать гостей, то ситуации, в которых ребенку понадобится применить правила этикета, будут весьма ограничены, сведены до минимума. Естественно, то, что не требует применения, будет разумно считаться вашим ребенком не нужным.

Задача родителей состоит, прежде всего, в том, чтобы социализировать жизнь ребенка самым оптимальным образом. Это будет и развивать его культурно, и сделает жизненно необходимым понятие «этикет». Дети будут наблюдать за поведением других людей в разных обстоятельствах, видеть, что значимо для других, и начнут смотреть на себя со стороны. Они будут учиться уже не самим правилам, а способам взаимодействия с другими людьми по этим правилам.

И главное! Родители, соблюдайте правила этикета сами. Обязательно. Даже самые нескучные игры не приучат детей к хорошим манерам, если перед глазами у них не будет достойного примера для подражания в вашем лице. Чтобы ваш малыш вырос настоящим джентльменом или леди, будьте сами джентльменом или леди.

Изображение - Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме proxy?url=http%3A%2F%2Fimg1.uaua.info%2Fuploads%2F15%2Fe5%2F8e%2F15e58eb1-7c7c-48cf-ac32-513edc51f586_610x375_fit

Хорошие манеры всегда выставляют человека в выгодном свете, поэтому наших малышей нужно с детства учить этикету.

Вам ведь не хочется краснеть перед учительницей за то, что сын или дочка нагрубили ей просто так, или в кафе, где ребенок решит поесть руками вместо того, чтобы использовать предложенные вилку с ложкой.

Главное правило в обучении детей (неважно даже чему) – это элемент игры. От скучного и назидательного контроля ребенок разве что будет делать всё Вам наперекор. Причем, чем активнее и строже Вы будете следить за выполнением норм этикета, тем сильнее будет детское упрямство в вашем противостоянии.

Ребенку мало того, что Вы сказали, как нужно сделать. Ему еще и необходимо объяснить, почему именно так, а не иначе. Лучше всего действовать исподволь: прививайте правила этикета не напрямую, а косвенно, чтобы малышу самому захотелось их выполнять.

С точностью до наоборот

Одним из лучших способов привить ребенку хорошие манеры по праву считаются творения Григория Остера, который когда-то сочинил «Вредные советы».

Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.

Изображение - Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.uaua.info%2Fpictures_ckfinder%2Fimages%2F78194493

Для лучшего эффекта на книге честно написано «Книга для непослушных детей» с припиской ниже «Послушным детям читать запрещается». Согласитесь, так и тянет прочесть, что же там такого запретного написано? Потрясающая приманка! Обворожительный стиль, тонкое чувство юмора – это отличный ход, чтобы высмеять невежество и грубость и научить этикету ребенка.

Этикет для плюшевого мишки

Детям абсолютно не нравится заучивать правила на уроках, они не любят, когда их поправляют, но это не значит, что наши непоседы против правил этикета. Они прекрасно понимают, что жить по правилам удобнее для всех. При этом им надоедает роль ученика – хочется же почувствовать себя всезнающим и всё умеющим учителем.

Читайте так же:  Застенчивый ребёнок не беда!

Ребенку понравится изучать этикет, опираясь на ситуации со своими плюшевыми игрушками или куклами. А Вам главное – придумывать новые истории, в которые попадают игрушки.

Мамочка-форумчанка Светлана рассказывает: «Однажды я зашла в комнату к дочери и увидела, что она играет с любимой куклой. Она играла в «гости», когда кукла Маша встретилась со своими друзьями. Моя Иришка кормила куклу с ложечки, при этом делая ей замечания: «Не чавкай, пожалуйста. Это неприлично». Конечно, кукла не может чавкать, но дочери уж очень хотелось научить её хорошим манерам. Вот мы и придумываем теперь разные игровые ситуации, чтобы доча игралась и обучалась одновременно».

Игры по правилам этикета

Придумываем ситуацию. Предложите ребенку придумать историю по правилам и без них. Пусть нарисует придуманные истории и сценки. В качестве ситуаций можно брать истории: «Телефонный разговор», «Приветствие и знакомство», «Как вести себя в общественном транспорте», «Как вести себя в кино и театре», «Как дарить подарки».

Записки с правилами. Напишите на записках правила этикета таким образом, чтобы в одной части было условие, а в другой – правильное поведение. Разорвите все на две части и перемешайте. Пусть ребенок восстановит записки, правильно подобрав соответствующие части.

Изображение - Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.uaua.info%2Fpictures_ckfinder%2Fimages%2F185646842%281%29

Письма вежливости. Пусть дети пишут письма друг другу, родителям, родственникам. В них пусть рассказывают, о чем захотят, но не нарушая этикет. Письма разошлите по электронной почте – и пусть адресант оценит полученный текст с точки зрения соблюдения правил этикета. Можно оценить письмо по двум критериям: с точки зрения того, как оно написано, и с точки зрения ситуаций, приведенных в нем.

Рифмоплетство. Читайте стихотворение, а дети пусть добавляют в конце строчки нужные недостающие слова. Игра совсем несложная, но понравится любому ребенку.

В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще… (здравствуйте)
Нужно знать, как дважды два
Все… (волшебные слова)
В день не бойся раз до ста
Говорить… (пожалуйста).

Вежливый-медвежливый

Детские литературные произведения прекрасно учат этикету. Одни делают это напрямую, другие – завуалировано. Дети увлекаются сюжетом, сопереживают полюбившимся героям, параллельно знакомясь с правилами этикета. Вот самые популярные произведения:

  1. «Очень вежливый индюк» (Б. Заходер).
  2. «Мойдодыр», «Федорино горе» (К.Чуковский).
  3. «Урок вежливости: Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести» (С. Маршак).
  4. «Сказка о потерянном времени» (Е.Шварц).
  5. «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери).

Театр хороших манер

Попробуйте ставить с детьми спектакли по литературным произведениям. Например, можно взять одну из вышеперечисленных книжек или любую историческую пьесу. Исторический фон любого произведения отражает особенность этикета своего времени. Играя какую-то роль, ребенок проживает чужую жизнь по правилам этикета (если герой положительный), или против этих правил (если герой отрицательный). Опыт таких переживаний даст малышу самому прочувствовать, каково это, жить по правилам этикета.

Социализация

Всем известно, что теория без практики не имеет права на жизнь. Если ребенок мало общается, вы не ходите с ним в театры, кино, музеи, кафе, гостей не принимаете, то ситуации, в которых малышу понадобятся его знания этикета, будут весьма ограничены. Соответственно, ребенок будет считать ненужным то, что ему не пригождается в жизни.

Ваша задача – социализация жизни ребенка. Это будет развивать его культурно и сделает крайне необходимыми его знания правил этикета. Малыш будет наблюдать за поведением других людей в разных обстоятельствах, видеть, что имеет значение для других, и начнет смотреть на себя со стороны. Так он будет смотреть не на сами правила, а на способы взаимодействия с другими людьми по этим правилам.

Виктория Толстова, детский психолог: «Главный стимул для ребенка – это родитель. И совсем не в смысле назидания или подчинения себе. Взрослея, дети стремятся стать такими, как мама или папа: они повторяют слова, действия, моделируют схожие жизненные ситуации, но на свой манер. Если родители хотят научить ребенка этикету, они должны сами соблюдать его правила. В обязательном порядке и в любых ситуациях. Малейшее отклонение – и ребенок поймет, что не обязательно следовать этим правилам, раз маме или папе можно их не соблюдать».

Помните о том, что даже самые веселые игры и нестандартные подходы в обучении не приучат ребенка к хорошим манерам, если у него нет примера для подражания в Вашем лице.

Приложите все усилия к тому, чтобы Ваш непоседа вырос настоящим джентльменом или леди.

Как научить ребенка хорошим манерам: 9 простых советов

Изображение - Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме proxy?url=https%3A%2F%2Fmedaboutme.ru%2Flayout%2F_html%2Fresources%2Fblank

Изображение - Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме proxy?url=https%3A%2F%2Fmedaboutme.ru%2Flayout%2F_html%2Fresources%2Fblank

Кажется, что научить кроху хорошим манерам — задача с пометкой «невыполнимо». Ребенок шалит на улице и в гостях, иногда отказывается здороваться со взрослыми, благодарит за вкусный обед только после напоминания — взрастить в нем правила хорошего тона бывает непросто. Начните прививать ребенку нормы правильного поведения с малых лет. Какие советы помогут воспитывать малыша вежливым?

Совершенно бесполезно учить трехлетку аккуратно есть за столом, умело орудуя вилкой и ножом. Мало того, что малыш пока не поймет, а для чего это вообще все нужно, так еще и физическая координация еще не настолько хорошо развита. Ничего из этой затеи не выйдет. Всему свое время!

Обучайте ребенка хорошим манерам поэтапно, учитывая его возраст. Сначала самое простое — «здравствуйте» и «до свидания», «спасибо», к взрослым на «вы», чужое без разрешения не брать. Малыш 4-х лет уже должен знать эти основы. Потом переходите к более сложному — старшим нужно уступать место, взрослых не перебивать, за столом сидеть спокойно, что и при каких обстоятельствах можно/нельзя делать.

Читайте так же:  В египет с ребенком – быть или не быть

Если плотно заняться эстетическим воспитаем ребенка, когда ему будет 5-7 лет, к подростковому возрасту достойное поведение и хорошие манеры в обществе станут нормой для него.

Даже не пытайтесь устраивать ребенку ускоренный курс этикета, вываливая на него ворох новой информации. Малыш сразу не усвоит множество правил, и тем более, не сможет их применять на практике.

Выберите те несколько тем, которые ребенку стоит усвоить в первую очередь, и начните их тщательно прорабатывать. Потом переходите к изучению других правил.

Изображение - Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме proxy?url=https%3A%2F%2F611422.ssl.1c-bitrix-cdn.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2F3ed%2Fshutterstock_376738720

Пример родителей — важная составляющая в воспитании малыша. Стоит ли ждать от ребенка послушания и вежливого общения со старшими, если мама и папа так не поступают? Нет. Малыш будет перенимать манеру поведения родителей, копируя их.

Если хотите, чтобы ребенок был вежлив, тактичен и добр, придется самим становиться такими! Доказывайте на собственном примере, что умение хорошо себя вести располагает окружающих, позволяет заслужить их доверие и одобрение. Следите за собственной манерой говорить и даже тоном. Иначе иные нецензурные обороты речи ребенок потом с легкостью воспроизведет в детском садике или на игровой площадке, не понимая даже их смысла.

Хорошие манеры только тогда станут устойчивой моделью поведения, когда ребенок будет постоянно применять их на практике. Объясняйте ему, что даже дома, когда рядом только самые близкие, следует соблюдать определенные правила. Нормы поведения отрабатывайте сначала в кругу семьи, а потом тренируйтесь в гостях.

Бесполезно требовать от малыша примерного поведения на людях, если дома вы постоянно закрываете глаза на то, что он кидается едой за столом, перебивает старших и никогда не говорит «спасибо».

Максимально понятные фразы помогут «достучаться» до ребенка

Не пускайтесь в пространные объяснения о морали, о сложных взаимоотношениях людей в социуме — малыш не поймет. Установки о правильном поведении давайте только в позитивном ключе и максимально конкретными фразами. Тут опять же стоит учитывать возраст ребенка.

Малыш, скорее всего, спросит, а зачем вообще нужны все эти правила. И ответ «так надо» не подойдет! Придется подобрать другие, более «прагматичные», доводы. Попытайтесь объяснить ребенку, как обижен будет человек, с которым он забудет поздороваться, как неприятно становится лично вам, когда он забывает поблагодарить за вкусный ужин.

Изображение - Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме proxy?url=https%3A%2F%2F611422.ssl.1c-bitrix-cdn.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2F5c9%2Fshutterstock_103603742

Маленький ребенок в силу нехватки жизненного опыта не понимает, как правильно вести себя в той или иной ситуации. Именно это часто является причиной «неадекватного» поведения малыша, когда вы приходите в гости, в кинотеатр или на детский праздник. Ребенок теряется и стесняется, не знает, куда себя деть. И плохое поведение как раз и становится выражением этой неуверенности в себе.

Будет проще, если вы станете заранее моделировать разные ситуации перед определенными мероприятиями. Собираетесь в первый раз в театр? Расскажите ребенку о той обстановке, что царит там, о том, как принято себя вести на спектакле и в антракте. Проговорите весь сценарий предстоящего выхода «в свет». Ребенку будет уже не так страшно, и он не растеряется, оказавшись в незнакомой обстановке.

Не все взрослые вспоминают, что нужно поздороваться при встрече и поблагодарить за услугу. Что же говорить о детях. Малыш постоянно будет забывать помыть руки перед обедом, говорить «здравствуйте» воспитательнице в детском саду, попросить прощения у друга после ссоры. Постоянно напоминайте ему о правилах, повторяйте основы поведения снова и снова.

Напоминания — это не прилюдные замечания! Ничего хорошего нет в том, что родители постоянно во всеуслышание отчитывают ребенка за поведение, не достойное воспитанного человека. Так понимания не добиться. У малыша наверняка выработается неприязнь к «глупым» правилам — в следующий раз он не исправит свою оплошность. Ребенок не поздоровался с кем-то из взрослых? Ненадолго отложите воспитательную беседу. Дома в спокойной обстановке еще раз напомните о правилах хорошего тона.

Ни за год, ни даже за два ребенок не станет образцом вежливости и примерного поведения. На обучение хорошим манерам уходит много времени. Быстрых результатов ждать не приходится.

Будьте к ребенку снисходительны. Не кричите на него, не ругайтесь, строго не наказывайте за мелкие промахи.

Изображение - Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме proxy?url=https%3A%2F%2F611422.ssl.1c-bitrix-cdn.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2Fd93%2Fshutterstock_104806400

Когда родители хвалят ребенка за успехи, это лучшая для него мотивация. Это относится ко всем сферам жизни малыша. Вознаграждать его конфетами за каждое сказанное «спасибо» не нужно. Но словесная похвала крайне важна — это стимул.

Почему бы не похвалить ребенка, если он без напоминаний от мамы поздоровался с доктором на приеме в поликлинике? Почему бы не сказать ему, как благородно он поступил, что без всякой подсказки уступил бабушке место в автобусе?

Изображение - Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here