Периоды раннего возраста детей

Сегодня предлагаем статью на тему: "Периоды раннего возраста детей". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА РАННЕГО ВОЗРАСТА. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА В ЭТОМ ПЕРИОДЕ. Изображение - Периоды раннего возраста детей proxy?url=http%3A%2F%2Fstudepedia.org%2Ftemplates%2Fadaptive%2Fpost-views1382

Период раннего возраста (1–3 года). Период раннего возраста является определяющим дальнейшее развитие ребенка и в определенной мере является критическим, так как в первые годы жизни ребенка уточняется программа развития организма, складывается уровень физического и психического развития. В этот период формируется устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. Большое значение имеет раннее выявление нарушений познавательной деятельности ребенка. К тому же в первые 3 года жизни ребенка получают развитие или затормаживаются наследственные данные, наследственная отягощенность для психического развития. В этот период формируется устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. Большое значение имеет раннее выявление нарушений познавательной деятельности ребенка. К тому же в первые 3 года жизни ребенка получают развитие или затормаживаются наследственные данные, наследственная отягощенность. Для психического развития в этом возрасте мощным стимулом является степень удивления окружающим его миром.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особенности роста и развития. Замедление нарастания массы тела (2-й год — 2,5–3 кг, 3-й — 2 кг) и роста (2-й год — 10–12 см, 3-й год — 7–8 см). Относительное преобладание высоты головы и длины туловища над конечностями. Интенсивное нарастание мышечной массы. Нарастающая двигательная активность, совершенствование ходьбы, овладение бегом, ходьбой по наклонной плоскости. Дальнейшее совершенствование движений руки. Повышение работоспособности, бодрствование без утомления — 6–6.5 часов.

Особенности ЦНС. Увеличение к 3 годам массы мозга в 3 раза. Улучшение миелинизации. Усиление руководства функциями органов и систем со стороны коры больших полушарий головного мозга. Быстрота смены одного очага возбуждения в коре головного мозга другим. Новое для этого возраста — участие в анализе информации ассоциативных областей мозга (переработка и запечатление информации).

Нервно-психическое развитие.

Развитие детей от 1 года до 2 лет. В этом возрасте у детей совершенствуется двигательная активность и познавательная деятельность. Хорошо развиваются движения пальцев кисти. Ребенок эмоционален, более тонким становится зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Он начинает повторять односложные предложения к концу этого периода, выполнять словесные просьбы взрослого. Появляется новое — обобщение предметов по их основным признакам, что свидетельствует о развитии мышления. Ребенок различает форму, величину предметов и четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий). Ребенок любит сюжетные игры, копирует действия взрослых (мытье кукол, посуды). Любит рассматривать картинки в книгах («читает», водя указательным пальцем по странице книги), играть строительным материалом, разборными игрушками («изобразительная» деятельность). Ребенка надо поощрять в игре, но и приучать к собиранию разбросанных игрушек и их аккуратному раскладыванию на полках. В этом возрасте ребенок должен сам мыть руки и лицо.

Развитие детей от 2 до 3 лет. В этом возрасте дети сами организуют свою деятельность, ребенок долго может заниматься одним делом. Быстро нарастает словесный словарь, в речи ребенка появляются обобщения, он воспринимает рассказы, стихи, любит «читать» книги. В возрасте от 2 до 3 лет должен самостоятельно есть, владеть гигиеническими навыками. Ребенок может самостоятельно одеваться, если ему не препятствуют, а, наоборот, своевременно обучают. Окружающим ребенка необходимо стимулировать активную самостоятельную деятельность, воспитывать аккуратность, желание поддерживать порядок, своим участием закреплять приобретаемые им навыки в выполнении режима.

Режим ребенка 1–3 лет. Необходим достаточный сон. Формула сна для ребенка после 1 года: 16–.5n, где n — число лет. Дневной сон в том числе должен составлять 2—2.5 часа.

2) СРЕДНИЕ СРОКИ ПОЯВЛЕНИЯ МОТОРНЫХ И СТАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.

9 Теоретические основы воспитания и обучения детей раннего возраста

Теоретические основы воспитания и обучения детей раннего возраста.

Видео (кликните для воспроизведения).

Период раннего детства имеет целый ряд физиологических и психических особенностей, с учетом которых и строится педагогика раннего детства. Эти особенности раскрываются в работах Н. М. Аксариной, М. Ю. Кистяковской, Н. М. Щелованова и др. Это:

1. Интенсивность физического и психического развития. За первый год жизни ребенок утраивает свой вес, вырастает в среднем на 25 см. В последующие 2 года темпы увеличения массы тела и роста несколько сокращаются, но по сравнению со следующими периодами жизни продолжают оставаться достаточно высокими.

2. Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем. Быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне – при незрелости организма, что повышает его ранимость. Малыши в большей степени, чем старшие подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов. Кроме того, они быстро утомляются, трудно переключаются с одной деятельности на другую, отличаются повышенной возбудимостью.

3. Взаимосвязь физического и психического развития. Это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко потому, что в этот период происходит становление всех функций организма. Недостаточная уравновешенность нервных процессов, их подвижность бывают причиной капризов, конфликтов между

детьми. Положительное эмоциональное состояние, бодрое настроение поддерживаются правильной организацией жизни, интересными впечатлениями. Ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему: снижается восприимчивость к впечатлениям, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения, речевые и двигательные навыки.

4. Потребность во внешних впечатлениях или сенсомоторная потребность (термин М. Ю. Кистяковской). Эта потребность проявляется уже впервые 3 месяца жизни. Удовлетворение ее вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, что с возрастом переходит в познавательную деятельность. Чем больше малыш получает впечатлений, организуемых и направляемых взрослым, тем в большей степени он в них нуждается. Так под влиянием воздействий взрослого формируется его активность. Он овладевает умением рассматривать игрушки, а это в свою очередь служит предпосылкой возникновения хватательных движений. Умение действовать с игрушкой, желание получить ее стимулируют возникновение потребности в движениях, в перемещении в пространстве. Двигательная активность, свойственная детям раннего возраста, способствует быстрому физическому и умственному развитию.

Читайте так же:  Покупать ли приданое для малыша заранее

5. Потребность в общении со взрослыми. Инициативное обращение к взрослому посредством доступных средств (улыбка, звуки, движения) возникает у ребенка к концу первого и ярко проявляется во втором полугодии жизни. Уже на первом году жизни необходимо целенаправленно формировать у детей потребность не только в эмоциональном общении, но и в сотрудничестве со взрослым, в содержательном контакте с ними. Это важно для их психического здоровья, овладения речью, предметной и игровой деятельностью, для формирования активного поведения. Необходимо, чтобы и воспитатель имел потребность в частом индивидуальном общении с детьми. Он должен помогать малышам овладевать способами действий с предметами и игрушками, побуждать к наблюдению, рассматривать с ними книжки, картинки.

6. Недостаточная функциональная зрелость и выносливость нервной системы ребенка. Дети не могут длительно заниматься, находится в статическом положении, утомляются от длительных пребываний в группе, т. д.

7. Повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Ребенку раннего возраста легко передается настроение и состояние другого (например, один ребенок заплакал и след за ним заплакали все дети, находящиеся в ясельной группе). Отрицательные эмоции может вызвать сердитый взгляд взрослого, резкий незнакомый голос и т. д.

8. Подражательность. Ребенок раннего возраста легко копирует действия взрослых, сверстников (например, ребенок взял мяч другие требуют такой же)

9. Достаточно легко образуются условные рефлексы и связанные с ними привычки. Это обязывает педагогов своевременно формировать у детей необходимые умения и навыки.

10. Недостаточная подвижность нервных процессов. Проявляется в определенных трудностях при переходе от одного режимного процесса к другому (например, от сна к бодрствованию и наоборот, др.) необходимо создавать предварительную установку на ту или иную деятельность, готовить малышей к режимным моментам.

Опираясь на отмеченные выше психофизиологические особенности малышей можно охарактеризовать особенности организации педагогической работы в группах раннего возраста.

1. Единство оздоровительной и воспитательной работы.

Правильно организованный педагогический процесс – это единство гигиенических, оздоровительных, воспитательных мероприятий. Так, для получения положительного эффекта от оздоровительных процедур необходимо обеспечить активную деятельность, положительный эмоциональный настрой, т. д. Любое педагогическое мероприятие должно проводится с учетом состояния здоровья, физического развития детей.

2. Единство подходов к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих его людей. Согласованность воспитательных и обучающих воздействий способствует выработке устойчивых форм поведения, привычек.

3. Индивидуальное обращение к детям. Малыш быстрее реагирует на речь, адресованную к нему одному. Индивидуальным обращением легче вызвать сосредоточение малыша, его внимания. Отсюда, целесообразно организовывать индивидуальные занятия или небольшими подгруппами.

4. Ограниченное использование запретов, длительных пассивных ожиданий.

Ребенок, по данным И. М. Кононовой, Г. М. Ляминой и др, с 10 – 12 месяцев начинают понимать слова “можно”, “нельзя” и соответственно реагировать на них. Малышам трудно находится длительное время в бездеятельном, статичном состоянии, по требованию взрослого ожидать режимного момента, поэтому частые запреты бывают безрезультативны, дети не реагируют на них. При организации педагогического процесса запреты должны использоваться в целях формирования положительного поведения, обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья.

5. Постепенное расширение степеней свободы, поддержка самостоятельности малышей.

Взрослые не должны выполнять за ребенка то, что легко может выполнить он сам. Стремление к самостоятельности является закономерностью растущей личности. Ее игнорирование со стороны взрослых приводит к негативным проявлениям детей – упрямству, капризам.

Важно не только поддерживать самостоятельные действия детей, но и способствовать тому, чтобы их выполнение завершалось успехом. Результативные действия стимулируют самостоятельность малышей, поддерживают положительный эмоциональный тонус.

6. Предварительная подготовка детей к выполнению требований взрослого.

Дети раннего возраста нуждаются в определенном количестве времени при переключении с одного вида деятельности на другой. Установку на переключение помогают создавать спокойная речь воспитателя, персональное обращение к ребенку, т. п. Своим обращением взрослый настраивает детей на предстоящую деятельность, психологически готовит к ней.

7. Поведение взрослого – образец для подражания.

Благодаря способности подражать дети овладевают речью, способами действий с предметами, осваивают правила поведения.

Основные направления педагогической работы в раннем возрасте: развитие сенсорики, речи, основных движений (ходьба, бег т. д.), эмоциональных проявлений, умений, навыков (самообслуживания, использования предметов, игрушек), привычек поведения.

Основные понятия: особенности детей раннего возраста, направления педагогической работы в группах раннего возраста.

Каковы основные особенности периодов дошкольного и раннего возраста

Изображение - Периоды раннего возраста детей proxy?url=http%3A%2F%2Fdeti.center%2Fimg%2F500%2F55_img1

Каждый новый месяц жизни ребенка сильно отличается от предыдущего, весь период раннего детства ребенок учится чему-то новому, активными темпами движется его физическое, психоэмоциональное развитие. Соответственно, выделяются особенности раннего и дошкольного периодов.

Классические учебники по детской психологии определяют дошкольный возраст в период от 3 до 6-7 лет. В целом же динамика психического развития личности позволяет выделить в развитии детей раннего возраста следующие периоды:

  • Годовалый ребенок (от периода новорожденности до года);
  • Двухлетний ребенок;
  • Трехлетний ребенок.

Далее деление на возрастные группы происходит следующим образом:

  • Младший возраст – от 3 до 4 лет;
  • Средний возраст – от 4 до 5 лет;
  • Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет.
  • Для детей дошкольного возраста также выделяется период 6-7 лет, младшего школьного возраста, время подготовки к школе.

    Читайте так же:  Только такие солнцезащитные очки спасут глаза

    Особенности периодов раннего и дошкольного возраста

    Изображение - Периоды раннего возраста детей proxy?url=http%3A%2F%2Fdeti.center%2Fimg%2F500%2F55_img2

    Каждая мама рано или поздно задается вопросом «а что должен уметь ребенок в год, два, пять, восемь лет?». Прежде всего, отметим, что все дети индивидуальны. Можно лишь обозначить ориентиры, возрастные особенности детей, на которые нужно обращать внимание. Не торопитесь бить тревогу, если в 11 месяцев ребенок не говорит предложениями и не ходит на горшок.

    Помимо развития органов и систем, есть несколько основных сфер, в которых происходят явные изменения в период взросления ребенка и проявляются возрастные особенности детей: коммуникативная сфера, когнитивная, эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная.

    Итак, основные навыки, умения и черты характера, которые дети приобретают в первые годы жизни, возрастные особенности детей:

    Изображение - Периоды раннего возраста детей proxy?url=http%3A%2F%2Fdeti.center%2Fimg%2F500%2F55_img3

    • Ребенок в возрасте 3-4 лет это полноценный собеседник, с которым можно весело и интересно проводить время. Дети в этом возрасте обожают праздники, игры и развлечения. Они стремятся проводить время со взрослыми, копируя их поведение, подражая. Начинается игра во взрослые профессии. Ребенок активно предлагает свою помощь взрослым. Важно поощрять его стремление к помощи и уделять внимание развитию его памяти и интеллекта;
    • Особенности развития детей в возрасте 4-5 лет уже не так ярко выражены. Ребенок представляет собой уже практически сформировавшуюся личность, со своими желаниями, привычками, любимыми занятиями. Внезапные истерики и срывы уходят в прошлое, ребенок уже умеет контролировать свои эмоции. Если в первые годы жизни приучить ребенка, например, к порядку и воспитывать в нем аккуратность и чистоплотность достаточно сложно, то уже с 4 или 4,5 лет это – основная задача родителей и воспитателей. Слово «надо» – одно из самых нелюбимых детьми выражений, выходит на первый план. Ребенок в раннем периоде должен усвоить, что нужно делать некоторые вещи, даже если очень не хочется (прибирать игрушки, мыть руки перед едой, чистить зубы и т.д.). В это время (иногда раньше) воспитатель может предложить игры драматизации (они же игры по ролям). Часто в рамках драматизации разыгрывают русские народные сказки, например, «Теремок». Кто-то исполняет роль волка, кто-то козленка и т.д. Таким образом, с помощью драматизации решаются вопросы развития речи, интонаций, памяти; происходит обучение действиям согласно определенному сценарию и т.д.;
    • У детей дошкольного возраста внимание по-прежнему приковано к тому, что вызывает у них самую яркую эмоцию, что визуально нравится и привлекает внимание. То же самое распространяется, кстати, и на воспитателей – дети охотно взаимодействуют с тем человеком, который им визуально нравится. Поэтому, важно в 5-6 лет тренировать волевое или произвольное внимание. Достигается это путем вовлечения детей в сюжетно-ролевые игры или выполнением заданий, связанных с лепкой, конструированием или рисованием. Коллективная игра по определенным правилам закрепляет социальные нормы и правила в этом периоде.

    Важный и особенный период – школьный возраст 6-7 лет. Выделяется отдельно, поскольку считается подготовительным этапом к школе. Важно, чтобы к этому возрасту у ребенка были сформированы привычки слушать, и выполнять задания, которые предлагает учитель или воспитатель. Также не менее важно, чтобы воспитатель воспринимался как авторитет. Ведь в жизни ребенка происходят серьезные изменения, которые связаны не только с о сменой места его пребывания – основная игровая деятельность заменяется на учебную.

    К шести-семи годам ребенок владеет многими навыками и умениями, активно развивается речь и воображение. Переход к качественно другим заданиям является эффективным способом научения и дальнейшего познания окружающего мира.

    Изображение - Периоды раннего возраста детей proxy?url=http%3A%2F%2Fdeti.center%2Fimg%2F500%2F55_img4

    Самое главное, что требуется от родителей в воспитании детей раннего возраста – не мешать им расти и развиваться в этом периоде, а также помогать осваивать окружающий мир и взрослеть. Понимать особенности развития детей раннего возраста в разные периоды, значит формировать гармоничную личность с раннего детства. Понимая возрастные особенности развития детей, родители и воспитатели правильно подбирают адекватную учебную программу, инструменты для воспитания ребенка.

    Наконец, понимание особенностей периодов раннего и дошкольного возраста помогает родителям справляться с эмоциями малыша, с его капризами и неправильными поступками в разные периоды детского возраста.

    1.1 Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста

    Для работы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развития ребенка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения.

    Различают возрастные периоды:

    период новорожденности (первые две-три недели жизни);

    грудной возраст (до года);

    преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет);

    дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

    младший (от 7 до 10 лет),

    средний (от 11 до 14 лет),

    старший — подростковый (от 14 до 18 лет).

    Возраст 1 – 3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего, ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

    В результате такого “высвобождения” ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

    С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: “что это?” – при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: “что с этим можно делать?” (Р.Я. Лехтман-Абрамович, Д.Б. Эльконин) Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. -М.: Просвещение, 1960 . Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая предметы в свою деятельность.

    Читайте так же:  Хирургическое вмешательство во время беременности

    В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.

    У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

    В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно слабо, хотя в быту ребенок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров.

    Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий.

    Формирование перцептивных действий по отношению к разному содержанию и разным условиям, в которых это содержание воплощается, происходит неодновременно. По отношению к более трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на уровне хаотических действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми он действует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его к положительному результату. По отношению к заданиям, более доступным по содержанию и более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическому ориентированию – к проблемам, которые в некоторых случаях могут обеспечить положительный результат его деятельности. В ряде заданий он переходит уже к собственно перцептивному ориентированию. Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии, 2003

    Хотя ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое “примеривание”, однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи. Овладение “промериванием” и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на “сигнальном” уровне, т.е. производить поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа. Это находит свое выражение в возможности делать выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребенок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т.е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уж затем – по отношению к цвету (Л.А. Венгер, В.С. Мухина).

    Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год ребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10-20 лепетных слов, то к 3 годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются названием свойств предметов. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001

    Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.

    Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы.

    МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №45″ Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан»,ул.Бызова 10а

    К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Основными чертами характера этих деток являются правдивость, искренность, открытость, эмоциональность. Малыш просто не умеет скрывать свои чувства, открыто выражает свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо или к кому-либо. Настроение меняется быстро и часто, чувства, переживаемые ребенком противоречивы, непоследовательны и неустойчивы. Ребенок тонко чувствует эмоциональное состояние окружающих его людей. Ему свойственен «эффект заражения», если рядом ребенок смеется, то и он будет смеяться, если кто-то начал изображать лошадку, то и этот ребенок будет делать то же самое.

    В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Другой стороной процесса становления речи является понимание смысла обращенной к малышу речи. Родителям или другим взрослым, окружающим ребенка в этот период, необходимо поощрять и стимулировать высказывания малыша. Не выполнять желания ребенка, показанные жестом, а ласково побуждать малыша заявить о своем желании. При этом ничего насильно происходить не должно. Речь на данном этапе становится средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.

    Еще в младенческом возрасте малыш научился некоторым манипуляциям с предметами, действиям, которые показали ему взрослые. Эти усвоенные манипуляции ребенок научился переносить на новые предметы, и даже самостоятельно освоил некоторые удачные действия. Переход малыша от младенческого возраста к возрасту раннего детства знаменуется возникновением к миру предметов нового отношения. Теперь предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления. И малышу становится интересно овладевать навыками действий с предметами, где взрослому человеку отводится роль помощника и наставника. Взрослые помогают малышу разобраться и усвоить назначение каждого предмета. Овладевая предметной деятельностью, малыш стремится узнать, для чего служит конкретный предмет и как его можно использовать. Для того, что бы деятельность с предметами развивала ребенка, нельзя перегружать окружающее пространство большим количеством игрушек.

    Читайте так же:  Детское коллекционирование – так ли это полезно

    Психическое развитие ребенка раннего возраста в этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия. Цель соотносящихся действий состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец. Орудийные действия, которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогают малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее. За второй год жизни малыши постигают большинство предметных действий. При этом с развитием деятельности малыши развиваются и интеллектуально. Предметные действия ребенка наиболее полно отображают степень обучения и развитие малыша в этот период.

    Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать. Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. При этом малыш воспроизводит в своих играх наблюдения за окружающим миром. Чаще воспроизводятся действия, наблюдаемые у конкретного взрослого, в основном, одного из родителей. При этом он соглашается, когда слышит: «Ты делаешь это, как мама и как папа». Все этапы развития дают предпосылки сюжетно-ролевых игр ребенка, когда он переименовывает предметы, отождествляет себя со взрослыми в игре, и может называть себя другим именем.

    Значение при развитии психики малыша имеет и формирование сенсорики. Особенно в первые годы жизни она довольно сильно влияет на мышление и умственное развитие малыша. И если сначала представления о цвете и форме предметов у детишек связаны с каким-либо предметом, например мячик – круглый или трава – зеленая, то постепенно знания обобщаются, превращаясь в обобщенные эталоны, формы, цвета или размера.

    Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов — красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный, белый, оранжевый. Также ребенок способен отличать несколько геометрических фигур — прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.

    К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. Родителям важно осознавать, что их дитя это самостоятельная личность, уважать и считаться с собственным ребенком. Необходимо давать определенную самостоятельность малышу и право выбора, заботясь при этом о безопасности малыша. При мудром поведении родителей кризис трех лет пройдет довольно мягко.

    В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.

    Для психического развития ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти. Поэтому родителям надо учитывать, что сразу, моментально ребенок не может перестать что-то делать, или произвести сразу несколько действий. Для сохранения спокойствия, ощущения безопасности и уверенности малыша, одним из условий является соблюдение режима дня, то есть четкая ритмичность, повторяемость и систематичность жизни ребенка.

    1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.,1996.

    2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1997.

    3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М., 1994. – Кн.2.

    4. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996.

    5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005.

    9 Теоретические основы воспитания и обучения детей раннего возраста

    Теоретические основы воспитания и обучения детей раннего возраста.

    Период раннего детства имеет целый ряд физиологических и психических особенностей, с учетом которых и строится педагогика раннего детства. Эти особенности раскрываются в работах Н. М. Аксариной, М. Ю. Кистяковской, Н. М. Щелованова и др. Это:

    1. Интенсивность физического и психического развития. За первый год жизни ребенок утраивает свой вес, вырастает в среднем на 25 см. В последующие 2 года темпы увеличения массы тела и роста несколько сокращаются, но по сравнению со следующими периодами жизни продолжают оставаться достаточно высокими.

    2. Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем. Быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне – при незрелости организма, что повышает его ранимость. Малыши в большей степени, чем старшие подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов. Кроме того, они быстро утомляются, трудно переключаются с одной деятельности на другую, отличаются повышенной возбудимостью.

    3. Взаимосвязь физического и психического развития. Это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко потому, что в этот период происходит становление всех функций организма. Недостаточная уравновешенность нервных процессов, их подвижность бывают причиной капризов, конфликтов между

    детьми. Положительное эмоциональное состояние, бодрое настроение поддерживаются правильной организацией жизни, интересными впечатлениями. Ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему: снижается восприимчивость к впечатлениям, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения, речевые и двигательные навыки.

    Читайте так же:  Постановка звука с - артикуляционная гимнастика

    4. Потребность во внешних впечатлениях или сенсомоторная потребность (термин М. Ю. Кистяковской). Эта потребность проявляется уже впервые 3 месяца жизни. Удовлетворение ее вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, что с возрастом переходит в познавательную деятельность. Чем больше малыш получает впечатлений, организуемых и направляемых взрослым, тем в большей степени он в них нуждается. Так под влиянием воздействий взрослого формируется его активность. Он овладевает умением рассматривать игрушки, а это в свою очередь служит предпосылкой возникновения хватательных движений. Умение действовать с игрушкой, желание получить ее стимулируют возникновение потребности в движениях, в перемещении в пространстве. Двигательная активность, свойственная детям раннего возраста, способствует быстрому физическому и умственному развитию.

    5. Потребность в общении со взрослыми. Инициативное обращение к взрослому посредством доступных средств (улыбка, звуки, движения) возникает у ребенка к концу первого и ярко проявляется во втором полугодии жизни. Уже на первом году жизни необходимо целенаправленно формировать у детей потребность не только в эмоциональном общении, но и в сотрудничестве со взрослым, в содержательном контакте с ними. Это важно для их психического здоровья, овладения речью, предметной и игровой деятельностью, для формирования активного поведения. Необходимо, чтобы и воспитатель имел потребность в частом индивидуальном общении с детьми. Он должен помогать малышам овладевать способами действий с предметами и игрушками, побуждать к наблюдению, рассматривать с ними книжки, картинки.

    6. Недостаточная функциональная зрелость и выносливость нервной системы ребенка. Дети не могут длительно заниматься, находится в статическом положении, утомляются от длительных пребываний в группе, т. д.

    7. Повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Ребенку раннего возраста легко передается настроение и состояние другого (например, один ребенок заплакал и след за ним заплакали все дети, находящиеся в ясельной группе). Отрицательные эмоции может вызвать сердитый взгляд взрослого, резкий незнакомый голос и т. д.

    8. Подражательность. Ребенок раннего возраста легко копирует действия взрослых, сверстников (например, ребенок взял мяч другие требуют такой же)

    9. Достаточно легко образуются условные рефлексы и связанные с ними привычки. Это обязывает педагогов своевременно формировать у детей необходимые умения и навыки.

    10. Недостаточная подвижность нервных процессов. Проявляется в определенных трудностях при переходе от одного режимного процесса к другому (например, от сна к бодрствованию и наоборот, др.) необходимо создавать предварительную установку на ту или иную деятельность, готовить малышей к режимным моментам.

    Опираясь на отмеченные выше психофизиологические особенности малышей можно охарактеризовать особенности организации педагогической работы в группах раннего возраста.

    1. Единство оздоровительной и воспитательной работы.

    Правильно организованный педагогический процесс – это единство гигиенических, оздоровительных, воспитательных мероприятий. Так, для получения положительного эффекта от оздоровительных процедур необходимо обеспечить активную деятельность, положительный эмоциональный настрой, т. д. Любое педагогическое мероприятие должно проводится с учетом состояния здоровья, физического развития детей.

    2. Единство подходов к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих его людей. Согласованность воспитательных и обучающих воздействий способствует выработке устойчивых форм поведения, привычек.

    3. Индивидуальное обращение к детям. Малыш быстрее реагирует на речь, адресованную к нему одному. Индивидуальным обращением легче вызвать сосредоточение малыша, его внимания. Отсюда, целесообразно организовывать индивидуальные занятия или небольшими подгруппами.

    4. Ограниченное использование запретов, длительных пассивных ожиданий.

    Ребенок, по данным И. М. Кононовой, Г. М. Ляминой и др, с 10 – 12 месяцев начинают понимать слова “можно”, “нельзя” и соответственно реагировать на них. Малышам трудно находится длительное время в бездеятельном, статичном состоянии, по требованию взрослого ожидать режимного момента, поэтому частые запреты бывают безрезультативны, дети не реагируют на них. При организации педагогического процесса запреты должны использоваться в целях формирования положительного поведения, обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья.

    5. Постепенное расширение степеней свободы, поддержка самостоятельности малышей.

    Взрослые не должны выполнять за ребенка то, что легко может выполнить он сам. Стремление к самостоятельности является закономерностью растущей личности. Ее игнорирование со стороны взрослых приводит к негативным проявлениям детей – упрямству, капризам.

    Важно не только поддерживать самостоятельные действия детей, но и способствовать тому, чтобы их выполнение завершалось успехом. Результативные действия стимулируют самостоятельность малышей, поддерживают положительный эмоциональный тонус.

    6. Предварительная подготовка детей к выполнению требований взрослого.

    Дети раннего возраста нуждаются в определенном количестве времени при переключении с одного вида деятельности на другой. Установку на переключение помогают создавать спокойная речь воспитателя, персональное обращение к ребенку, т. п. Своим обращением взрослый настраивает детей на предстоящую деятельность, психологически готовит к ней.

    7. Поведение взрослого – образец для подражания.

    Благодаря способности подражать дети овладевают речью, способами действий с предметами, осваивают правила поведения.

    Основные направления педагогической работы в раннем возрасте: развитие сенсорики, речи, основных движений (ходьба, бег т. д.), эмоциональных проявлений, умений, навыков (самообслуживания, использования предметов, игрушек), привычек поведения.

    Основные понятия: особенности детей раннего возраста, направления педагогической работы в группах раннего возраста.

    Изображение - Периоды раннего возраста детей 4966269
    Автор статьи: Ольга Репина

    Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
    Оценка 3.1 проголосовавших: 7

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here