Постановка звука «ш», «щ» – артикуляционная гимнастика на шипящие

Сегодня предлагаем статью на тему: "Постановка звука «ш», «щ» – артикуляционная гимнастика на шипящие". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики для шипящих звуков (Ш, Щ, Ж, Ч)

Многих моих родителей, с которыми я работаю в Минске и Заславле, а также, я думаю и других, волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для группы шипящих звуков (Ш, Ж).

Видео (кликните для воспроизведения).

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  5. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

Правильная артикуляция звуков «Ш», «Ж»:

— губы округлены и выдвинуты вперед

— зубы сомкнуты, либо сближены

— кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

— теплая воздушная струя выдыхается по середине языка

— звук «Ш» произносится без голоса — глухой

— звук «Ж» произносится с голосом — звонкий

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

Тянем губы мы к ушам,

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

3. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние — смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

4. «Ириска» (для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см. Для неподвижности челюсти можно использовать стёрку, вставленную между коренными зубами. Выполнять медленно.

Ах, как это вкусно,

Ах, как это сладко.

5. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять —
Гриб мне надо удержать.

6. «Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.

Читайте так же:  Учим ребёнка быстро писать без вреда для почерка

7. «Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.

Как только постановка буквы «С» прошла успешно, можно переходить к упражнениям, которые помогут поставить шипящий звук «Ш». Ведь у данных звуков одинаковый принцип произношения. Какая же необходима артикуляционная гимнастика для звука «Ш», чтобы артикуляция звука происходила без проблем?

Изображение - Постановка звука «ш», «щ» - артикуляционная гимнастика на шипящие proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Fshartik

Когда человек произносит букву «Ш», его речевые органы занимают такое положение: губы немного выдвигаются вперед, кончик языка почти доходит до неба, но не касается его, а формирует маленькую щель, боковые стороны языка прижимаются к верхней челюсти и не дают воздушной струе пройти через бока.

В результате положение языка напоминает форму ковша или чашки. В процессе произношения голосовые связки размыкаются, свободно пропуская струю воздуха, которая выходит равномерно по центру органа.

Изображение - Постановка звука «ш», «щ» - артикуляционная гимнастика на шипящие proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Fzvuk-sh

Если у ребенка наблюдается хоть одно отклонение от правильного положения речевого аппарата, то произношение будет искажаться. Артикуляционная гимнастика для звука и логопедические упражнения помогут выработать верное положение речевых органов и воспроизведение точной шипящей буквы.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков требуется выполнять для того, чтобы натренировать органы речевого аппарата ребенка, и настроить их для дальнейшей постановки звука «Ш». Поэтому он выполняется в первую очередь, а уже потом идут упражнения на произношение и закрепление результатов тренировки.

Изображение - Постановка звука «ш», «щ» - артикуляционная гимнастика на шипящие proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Fblin

Задачей данного упражнения является отработка навыка расслаблять язык и фиксировать его в этом состоянии. Для выполнения нужно немного открыть ротик, расположить язык на нижней губе, а краями достичь уголков губ. Зафиксировать его в полученном положении примерно 5 секунд.

Это упражнение для постановки звука позволяет закрепить поднимание и удержание широкой части языка вверху, а также навык управления струей воздуха посередине языка на верх.

Изображение - Постановка звука «ш», «щ» - артикуляционная гимнастика на шипящие proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Ffokus

Для занятия понадобится приготовить шарик из ваты. Его необходимо положить на кончик носика, язык должен принять форму чашки, а затем нужно немного открыть рот, поднять широкий край речевого органа на верхнюю губу, боковые его стороны прижать к этой губе и пытаться сдуть шарик. При этом важно, чтобы воздушная струя шла по центру языка, тогда комочек из ваты сможет взлететь вверх.

Во время выполнения упражнения следует смотреть за тем, чтобы работал только язык, все остальное должно оставаться неподвижным. Детям может быть трудно это сделать, тогда можно придерживать подбородок рукой.

Такое занятие способствует закреплению подъема язычка вверх, навыка фиксации речевых органов в одном положении на некоторое время, а также растяжению связки, расположенной под языком.

Изображение - Постановка звука «ш», «щ» - артикуляционная гимнастика на шипящие proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Fgrib

Ребенку нужно широко открыть рот, приложить широкий язык к верхнему небу и попытаться удержать его в таком состоянии настолько, насколько это возможно. При этом необходимо следить, чтобы рот был широким в течение всего времени выполнения упражнения, а нижние зубы не двигались.

Это упражнение хорошо помогает укрепить мышечные ткани речевого органа. Для выполнения требуется улыбнуться, широко открыть рот, язык сделать узким и выдвинуть его вперед, а потом засунуть обратно в ротовую полость. Так чередовать несколько раз.

Изображение - Постановка звука «ш», «щ» - артикуляционная гимнастика на шипящие proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Fzmeja

В процессе проделывания упражнения важно, чтобы рот всегда был широким.

Данное занятие помогает отработать движение языка вверх и правильный уклад речевых органов для воспроизведения шипящих букв. Чтобы сделать упражнение, необходимо немного открыть рот, а затем, широко расправив язык, облизать верхнюю губу. При этом движения должны проделываться сверху вниз, а не из стороны в сторону.

Изображение - Постановка звука «ш», «щ» - артикуляционная гимнастика на шипящие proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Fvaren

Важно, чтобы зубы, находящиеся снизу, не двигались. Если это вызывает сложности, то можно помочь себе рукой. Язык обязательно должен быть широким, а его бока достигать уголков рта.

Выполнив данный комплекс артикуляционных упражнений, ребенок помог мышечным тканям своего речевого аппарата подготовиться к логопедическим занятиям, которые помогут поставить правильное произношение шипящих букв.

Если у ребенка не было сложностей с постановкой произношения «С», то обычно и при постановке буквы «Ш» также не возникает никаких проблем. Для того чтобы научить малыша воспроизводить его, следует проделывать такое упражнение:

  • Попросить ребенка произнести просто звук «С» либо же пропеть слог «С-а-а-а». В процессе воспроизведения нужно сказать, чтобы малыш удержал язык в таком положении.
  • Когда ребенок будет произносить это, необходимо с помощью пальца немного приподнять кончик его язычка вверх и удержать его за верхней челюстью. Важно, чтобы кончик смог дотронуться до бугорков альвеол.
  • Далее следует попросить ребенка опять сделать выдох при данном положении языка. В результате будет слышен четкий шипящий звук «Ш».
Читайте так же:  Когда надо делать первые узи ребенку

Логопеды обращают внимание родителей на то, что во время выполнения этого упражнения нужно следить за тем, чтобы весь язык малыша не упирался в небо. В противном случае возможно неправильное положение речевых органов в процессе произношения буквы «Ш».

Изображение - Постановка звука «ш», «щ» - артикуляционная гимнастика на шипящие proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Fhdkohdfvfvdf

Что касается звука «Щ», который также относится к шипящим, то его постановка не вызовет проблем, если детки хорошо произносят мягкое «C’». Если же проблемы с этим все-таки имеются, то разрешается также как и в предыдущем упражнении, сделать механическую постановку звука.

Для этого следует попросить ребенка воспроизвести слоги «ась» или «ся». Когда он будет это делать, необходимо указательным пальцем переместить кончик язычка малыша за резцы, расположенные сверху. В результате будет слышен звук «Щ».

Огромную роль в правильном произношении звуков играет массаж языка. Логопеды советуют всем родителям проводить со своим детками эту полезную процедуру. Она поможет укрепить мышечные ткани языка, расслабить их.

Изображение - Постановка звука «ш», «щ» - артикуляционная гимнастика на шипящие proxy?url=https%3A%2F%2Fvseorechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2F75661912

Для постановки звука «Ш» специалисты рекомендуют следующие методики:

  • Верхней челюстью почесывать язык, протягивая его между зубами.
  • Слегка покусывать язычок, прижимая зубами так, как будто хочется откусить его часть.
  • Сделать язык широким и коренными зубами жевать его.
  • Немного прикусывать челюстями губы.

Не следует заставлять малыша начинать делать логопедический массаж, если он этого не хочет. Ведь самое главное в занятиях – это желание ребенка и его позитивное настроение. Поймайте момент, когда ваш ребенок в хорошем настроении и проведите первые занятия.
Как только шипящие звуки будут поставлены, можно переходить к их закреплению в слогах, словах и предложениях. Для этого часто применяются скороговорки, стихи, рассказы, составляют цепочки из слов, в которых имеется нужная буква.

Логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика для шипящих звуков отлично помогают в постановке буквы «Ш». Главное, заниматься ими регулярно, не сдаваться при первых неудачах. Чтобы ребенку было интересно, можно проводить все артикуляционные упражнения для буквы «Ш» в виде игр.

Постановка звука «Ш», «Щ» — артикуляционная гимнастика на шипящие

Постановка шипящих звуков «Ш» и «Щ» производится после того, как ребёнку успешно поставлен свистящий звук «С». Связано это с тем, что у шипящих и свистящих согласных одинаковый принцип образования. Выглядит он так: воздушная струя, выходя из дыхательного горла, проходит через щель, образованную желобком языка. При этом язык слегка вогнут, его боковые края касаются бугорков альвеол.

Для успешной постановки согласного звука «ш» наиболее полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

Предложите малышу улыбнуться широко, как обезьянка. Дайте зеркало, чтобы ему было веселее это делать. Затем попросите улыбнуться, и чуть приоткрыв ротик, показать широкий расслабленный язычок «блинчиком». После этого пусть он положит язычок на нижнюю губу. Желательно удерживать язык в таком состоянии (выложив на нижнюю губу) на счёт от одного до пяти.

Изображение - Постановка звука «ш», «щ» - артикуляционная гимнастика на шипящие proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F419-300x250

Попросите юного ученика выложить на нижнюю губку широкий язычок «блинчиком» (как описано в предыдущем упражнении). Положите ему на краешек язычка маленький кусочек какой-нибудь сладости: зефира, пастилы или ириски. Теперь необходимо «спрятать» кусочек сладости в ротике, приклеив его на нёбо, за верхними зубками.

Важный момент: рот ребёнка во время выполнения этого упражнения не должен открываться слишком широко, не более чем на 1,5–2 см. Упражнение должно выполняться в медленном темпе, и это может быть трудно, так как любой малыш будет стараться съесть конфетку быстрее.

Для выполнения этого задания лучше использовать зеркало.

Попросите ребёнка, широко улыбнуться, открыть ротик и показать зубки. Затем он должен постараться прижать всё тело язычка к нёбу. Удерживая язык в таком положении, нужно постараться открыть рот как можно шире. Если малыш посмотрит в этот момент в зеркало, то заметит сходство языка с тоненькой шляпкой маленького гриба, а уздечки языка – с его ножкой.

Это упражнение отрабатывает навык создания желобка посредине язычка, что является важным навыком для постановки в дальнейшем звука «Ш».

Шаг 1. Ребёнок «показывает» широкий расслабленный язык. Чуть высовывает его из ротика и укладывает «блинчиком» на нижнюю губу. Рот остаётся приоткрыт.

Шаг 2. Прижимает края языка в таком положении к боковым уголкам рта, а сам язычок чуть сужает, формируя «желобок».

Шаг 3. На кончик носика малыша кладётся кусочек ватки. Попросите ребёнка сдуть её, сохраняя положение языка, описанное в предыдущих шагах.

Если задание выполнено правильно, то образовавшийся во время выдоха воздух пройдёт посередине «желобка» и поднимется наверх, сдувая лежащую на носу ватку.

По окончании артикуляционной зарядки желательно провести несколько упражнений на тренировку речевого дыхания.

Если у детей не было трудностей в произнесении звука «С», то проблем с постановкой согласного «Ш» у них также, скорее всего, не возникнет. Тогда можно приступать к постановке звука «Ш», и делать это лучше следующим образом.

Читайте так же:  Адаптация в новой школе как помочь

Изображение - Постановка звука «ш», «щ» - артикуляционная гимнастика на шипящие proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F513-300x250Шаг 1. Предложите малышу произнести «С», долгий «С-с-с», или пропеть слог «С-а-а-а». Возьмите зеркало и попросите его зафиксировать положение языка во время этого.

Шаг 2. Во время произнесения долгого «С-с-с», пользуясь шпателем или указательным пальцем правой руки, приподнимите кончик языка ребёнка выше и чуть придержите его за верхними зубами. Необходимо, чтобы язык коснулся бугорков альвеол.

Шаг 3. Попросите ученика ещё раз выдохнуть струю воздуха, сохранив предыдущее положение язычка, и вы отчётливо услышите как «С-с-а» меняется на «ша».

Внимание: во время постановки звука «Ш» очень важно следить за тем, чтобы дети не упирались всем язычком в нёбо! Это может спровоцировать неверное расположение органов речи во время произнесения «Ш».

Результат:

В результате правильно проведённой постановки согласного «Ш» должна выработаться следующая артикуляция этого звука:

  • Губы говорящего чуть круглены и немного выдвинуты вперёд.
  • Между верхними и нижними зубами в момент произнесения звука сохраняется расстояние в 1 мм.
  • Широкий язык «лопаткой» поднят к альвеолам, но не касается нёба; между языком и нёбом сохраняется щель.
  • Боковые края языка плотно прилегают к основанию верхних коренных резцов.
  • Воздушная струя, выдыхаемая при произнесении «Ш» обильная и тёплая.

Постановку согласного «Щ» провести проще, если использовать базовые моменты артикуляции мягкого звука «C’». Если ребёнок успешно выговаривает мягкий «С’» в слогах «ся» «се», «си», «сю», то у него, скорее всего, не возникнет проблем с постановкой звука «Ш».

Однако если произнесение «Щ» вызывает у детей затруднения, то можно выполнить механическую постановку этого звука. Как это сделать?

Предложите ребёнку произнести слоги «ась» или «ся». В момент произнесения малышом этих звуков, взрослый должен шпателем (либо указательным пальцем) откорректировать положение язычка, переместив его кончик за основание верхних резцов.

Постановку звука «Щ» можно попробовать провести и без механической коррекции. Для этого просто предложите детям поэкспериментировать во время занятия, меняя положение языка во рту в момент произнесения ими слогов «ся» и «ась». Проанализируйте вместе, что получается в этом случае, какие звуки?

Для автоматизации произношения этих звуков используются классические методы и приёмы: чистоговорки, скороговорки, чтение и анализ текстов.

Изображение - Постановка звука «ш», «щ» - артикуляционная гимнастика на шипящие proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F68-300x250«Ш»

Наша Маша маленькая, на неё шубка аленькая.

Мы давали Даше кашу,

Даша, Даша, кушай, кашу!

У бабушки в шкатулке много катушек. Наша кошка любит играться катушками.

Щенок уколол щепкой лапку, ему больно, он пищит.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Щеглы – это маленькие красивые птички, которые селятся в широколиственных лесах. Пища щеглов – семена берёзы, осины и чертополоха. Щеглы любят жить не только в лесах, но и рядом с человеческим жильём – в садах и парках. Щеглы вьют гнёзда высоко на ветках деревьев, а их птенцы щеглята появляются на свет из яиц удивительного цвета – голубого, с тёмными пятнышками и небольшими штрихами. Осенью щеглы собираются в большие стаи и улетают туда, где зима теплее.

Проанализируйте текст, используя элементы заданий по развитию речи. Попросите ребёнка рассказать, что он узнал о щеглах, что ему запомнилось больше всего? Как называются птенцы щеглов? Где живут щеглы?

Во время выполнения этого задания следите за чистотой произнесения звуков «Ш» и «Щ», при необходимости повторите упражнения для их коррекции и правильной постановки.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Постановка звука «Ч» и «Щ»

Постановка звука «Ш»

Изображение - Постановка звука «ш», «щ» - артикуляционная гимнастика на шипящие proxy?url=https%3A%2F%2Fis04.infourok.ru%2Fimg%2F0107-00050a16-646bed7d

способствующих выра­ботке движений и положений органов артикуляционного аппара­та, необходимых для правильного произношения шипящих зву­ков

Целенаправленные упражнения помогают подготовить арти­куляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нуж­ных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отра­ботки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Комплекс включает основные упраж­нения.

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положе­нии улыбки.

7. Чередование положений языка: широкий — узкий.

8. Подъем языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка вверх-вниз.

10. Чередование следующих движений языка (при опущен­ном кончике): отодвигать язык в глубь рта — приближать к передним нижним резцам.

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тон­кие движения языка: широкий передний край языка поднимает­ся к передней части твердого нёба, при этом кончик языка обра­зует щель с твердым нёбом (при ч — сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним корен­ным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя че­люсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине язы­ка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Читайте так же:  Внимание и ласка к ребенку

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя … Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1.Нижнюю губу не сле­дует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок при этом не задерживал выпускаемый воздух. Одновременно это упр. Способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык дале­ко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослуш­ный язык».

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Краткое описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький ку­сочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания. 1. Следить, чтобы рабо­тал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5—2 см. 3.Если нижняя че­люсть участвует в выполнении движения, можно поставить чис­тый указательный палец ребенка сбоку между коренными зуба­ми (тогда он не будет закрывать рот). 4.Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъя­зычную связку (уздечку).

Краткое описание.Улыбнуться, показать зубы, при­открыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, ши­роко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриб­ка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Методические указания.1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опу­скаться. 3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание.Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2.Нельзя надувать щеки. 3.Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы воз­душная струя была узкая, а не рассеянная.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части язы­ка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания. 1. Следить, чтобы рабо­тал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсажива­ла» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно при­держивать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем под­нять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, при­клеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъя­зычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При пов­торении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания. 1. Следить, чтобы при от­крывании рта губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до де­сяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение прида­вать языку форму ковшика и направлять воздушную струю по­середине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, по­ложить широкий передний край языка на верхнюю губу так, что­бы боковые края его были прижаты, а посередине языка был же­лобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Читайте так же:  Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам

Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в ко­торую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слег­ка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачивать­ся и натягиваться на нижние зубы.

Изображение - Постановка звука «ш», «щ» - артикуляционная гимнастика на шипящие proxy?url=https%3A%2F%2Faababy.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fstyles%2Fcontent_263%2Fpublic%2Fsh_zh_articulation_gymnastics

Артикуляционная гимнастика.
Комплекс упражнений для шипящих звуков “Ш”, “Ж”

Работа логопеда будет наиболее результативной в том случае, если активную помощь в обучении ребенка будут оказывать его родители. Семейная атмосфера позволит малышу не только подготовиться к обучению, но и достигнуть успехов в максимально короткие сроки.

Так, логопед, помимо индивидуальных занятий, подготовит для вас домашние задания, выполнение которых также поспособствует закреплению полученных и обретению новых навыков произношения. Желательно превратить обучение в некоторую игру. Так можно заинтересовать ребенка и выработать у него собственную инициативу в выполнении упражнений на развитие артикуляционного аппарата.

Чтобы обучение проходило без серьезных проблем, следует придерживаться следующих советов:

➢ длительность ежедневного упражнения должна составлять около 10-20 минут;

➢ уделяйте внимание повторению задания для его закрепления;

➢ необходимо, чтобы ребенок видел, как работают его губы и язык во время речи в зеркале;

➢ если он устал, устройте небольшой перерыв;

➢ держите логопеда в курсе уровня выполнения ваших домашних заданий.

Чтобы курс обучения на развитие речи усваивался ребенком наилучшим образом, обратите внимание на несколько советов:

1. Освоение упражнений должно происходить от простых техник к более сложным.

2. Те задания, которые делает ребенок впервые, нужно выполнять неспешно, желательно в отражении.

3. Необходимость повторений должна соответствовать правильности выполнения упражнения. Диапазон повторений от 2 до 15 раз.

4. Когда ребенок освоит то или иное задание, в зеркале не будет необходимости.

5. Выполнять задания необходимо ежедневно.

6. Если ребенку сложно за один раз осваивать целый комплекс упражнений, разбейте их на части и растяните их в течение дня.

7. В случае необходимости поддержки при фиксации языка рекомендуется пользоваться стерильной ручкой чайной ложечки или чистым пальцем.

Для того, чтобы научить ребенка произносить звуки “Ш” и “Ж”, необходимо соблюсти следующие моменты:

1. Зубы должны быть сближены, а губы иметь округлую форму и быть слегка поданы вперед.

2. Передняя часть языка занимает положение ближе к небу, а его края должны примкнуть к верхним рядам коренных зубов.

3. Струя воздуха при выдохе проходит по центральной части языка.

4. “Ш” – это глухой звук, не нуждающийся в голосе, а “Ж” – звонкий и произносится с участием голоса.

Упражнение 1: “Заборчик”

Во-первых, ребенок должен улыбнуться и показать оба ряда зубов сверху и снизу, разместив их стык в стык. После этого ему необходимо “про себя” произнести звук “И” на протяжении 10 секунд.

Упражнение 2: “Трубочка”

Сначала делаем уже знакомый “Заборчик”, а после, придаем губам вид “трубочки”, вытянув их вперед и зафиксировав так на 10 секунд.

Для закрепления комбинируем и повторяем упражнения “Заборчик-Трубочка”.

Упражнение 3: “Открыть/закрыть заборчик”

Необходимо открыть рот с улыбкой, не задействовав язык (оставив его внизу). После этого упираем его кончик в нижние зубы и закрываем рот. Число повторение 5-10 раз.

Упражнение 4: “Блинчик”

Здесь требуется расслабить язык, разместив его на нижней губе, без дрожания. Края должны примыкать к уголкам рта. При этом должно быть видно верхние зубы. Фиксация положения в течение 10 секунд.

Упражнение 5: “Маляр”

Ребенок должен “погладить” кончиком язычка небо при открытом рте.

Упражнение 6: “Вкусное варенье”

Первым делом просим ребенка разместить язык на нижней губе. После этого ему необходимо облизать верхнюю сверху вниз, а после спрятать язык за верхним рядом зубов. Следите за тем, чтобы челюсть была статична.

Упражнение 7: “Чашечка”

Первым этапом является выполнение уже знакомого “Блинчика”. После этого язык должен принять форму “чашечки” с сохранением поднятых краев и кончика в течение 10 секунд. В завершении “чашечку” помещаем в рот и вновь держим положение около 5 секунд.

Упражнение 8: “Фокус”

Вновь улыбка с открытым ртом. Теперь вам необходимо проследить, чтобы передняя зона языка разместилась на верхней губе с образованием желоба посередине (края прижаты). Сдуваем ватку с кончика носа.

Упражнение 9: “Парус”

Повторяем упражнение “Чашечка”, а после заводим ее за верхний ряд передних зубов и дуем (практически на зубы).

Изображение - Постановка звука «ш», «щ» - артикуляционная гимнастика на шипящие 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.1 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here