Правила безопасности учим детей, не пугая их

Сегодня предлагаем статью на тему: "Правила безопасности учим детей, не пугая их". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fchilddevelop.ru%2Fdoc%2Fimages%2Fnews%2F43%2F4373%2Fchildren41_m

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fchilddevelop.ru%2Fdoc%2Fimages%2Fnews%2F8%2F811%2FStranger_i

Советы и правила для детей о том, как безопасно вести себя с незнакомыми и знакомыми людьми

Если правильно развивать и поддерживать у детей навыки личной безопасности, они помогут им ощущать себя защищенными при общении с большинством людей, большую часть времени. Эта статья является руководством для молодых людей по личной безопасности, уверенности в себе и защите собственных интересов.

Дети подвергаются опасности нападения, похищения и жестокого обращения даже в самых заботливых семьях, школах и сообществах. Но существуют простые и эффективные способы обучить детей защищать себя, эти способы подходят практически для любых случаев. Ведь навыки и знания – это ключ к их безопасности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Родители, учителя и воспитатели должны знать, что дети чаще страдают от знакомых людей, чем от чужих. Поэтому дети должны знать четкие правила безопасности и для посторонних, когда никого нет рядом, и для соблюдения границ при общении с людьми, которые им знакомы.

Любой человек может оказаться растлителем – сосед, родственник, друг семьи, лидер молодежной группы, учитель, даже другой ребенок. Лучший способ защитить детей от насилия – это знать, что с ними происходит. Почаще спрашивайте своего ребенка: «Ты делишься со мной всем, что тебе интересно и о чем ты переживаешь? Помни: ты можешь мне полностью доверять», слушайте их ответы терпеливо, с большим уважением.

Дети должны понимать, что существуют важные правила безопасности для тех случаев, когда они находятся в одиночестве и не опекаемы родителями. Дети предоставлены самим себе, даже когда они отдаляются от ответственного за них взрослого всего лишь на короткое время и на небольшое расстояние. В этом случае не нужно беспокоиться. Дети просто должны знать, что им необходимо делать.

Просто рассказывать детям о правилах безопасности или показывать, что нужно делать, недостаточно. Когда мы только говорим с ними об опасности, их растущая степень информированности может повысить их уровень тревоги. Молодые люди учатся лучше с помощью активной практики. Практика детских навыков личной безопасности повышает их компетентность и уверенность в себе. Важно развивать эти навыки так, чтобы детям было не страшно, а весело и интересно.

Советы о том, как говорить с детьми о незнакомых людях

«Опасный незнакомец» – это тот термин, который лишь повышает беспокойство и при этом затрудняет мысленный поиск способов того, как помочь детям оставаться в безопасности.

Вместо этого лучше говорите о правилах безопасности при встрече с «незнакомым человеком». Вместо того чтобы рассказывать о чем-то плохом и страшном, что иногда действительно случается, лучше сосредоточьтесь на обучении и практиковании тех навыков и особенностей поведения, которые вы хотите развивать у своих детей для безопасного общения с незнакомыми людьми.

Сохраняйте спокойствие, когда вы говорите с детьми о незнакомцах. Если ваш голос звучит тревожно, эта тревога будет передаваться детям. Рассказ об «опасных незнакомцах» или страшные истории могут усилить страх и беспокойство любого человека. Вместо этого убежденно рассказывайте детям, что вы считаете абсолютное большинство людей хорошими, и что это означает, что большинство незнакомых людей тоже хорошие, но у некоторых из них есть проблемы, из-за которых они могут обижать детей.

Скажите детям, что они не должны бояться незнакомых людей, если будут следовать правилам безопасности. Если дети находятся одни, первое правило гласит, что, перед тем как заговорить с незнакомыми или малознакомыми людьми, нужно спросить разрешения у родителей. Помогите детям найти конкретные примеры людей, которых они хорошо знают, и тех, кого они не знают, чтобы ребенок смог образно смоделировать соответствующую ситуацию.

Правила безопасности для детей, когда они находятся одни

Для того чтобы соблюдать эти правила, дети должны практиковать следующие навыки и знать:

  • Как стоять и ходить внимательно, бдительно, спокойно, с уважением к себе и уверенностью.
  • Как отходить от незнакомца и оставаться вне досягаемости приближающегося человека.
  • Как уходить от незнакомца немедленно, даже если этот человек кажется очень приятным.
  • Как в первую очередь советоваться с родителями, даже если кто-то, кого ребенок знает и кому доверяет, говорит не делать этого.
  • Как получать помощь от занятого или неотзывчивого взрослого, если ребенок потерялся или ему стало страшно.
  • Как шуметь, убегать и добираться до безопасного места в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
  • Что делать и говорить, если незнакомец подходит к ребенку дома.
Видео (кликните для воспроизведения).

Правила безопасного поведения детей со знакомыми людьми

  • Я принадлежу сам себе: мое тело, мое время, моя душа – все это мое. Любые прикосновения для игры с целью подразнить меня или из привязанности ко мне должны быть согласованными и безопасными.
  • Кроме как в медицинских целях, никто не должен трогать мои интимные части тела (части тела, скрытые нижним бельем или купальным костюмом).
  • Никто не должен просить, чтобы я разрешил прикоснуться к моим интимным частям тела.
  • Прикосновение или другое поведение для сохранения здоровья или с целью безопасности не всегда можно согласовать, но такие прикосновения никогда нельзя скрывать от родителей.
  • Я не должен позволять другим людям контролировать свое самочувствие.
  • Все, что меня беспокоит, не должно быть тайной.
  • Если у меня есть проблемы, я должен рассказать о них взрослому, которому я доверяю, и продолжать рассказывать о них, пока мне не помогут.
  • Никогда не поздно получить помощь.
Читайте так же:  Что предлагает секс-шоп

Для того чтобы соблюдать эти правила, дети должны практиковать следующие навыки:

  • Говорить «нет» при нежелательном или несоответствующем поведении, используя вежливые слова, зрительный контакт и настойчивый язык тела.
  • Стоять на своем даже тогда, когда кто-то использует подкуп, обидные слова или силу, чтобы оказывать давление на ребенка и заставить его делать то, что он не хочет.
  • Защищать себя от обидных слов.
  • Говорить слова, которые помогают избегать потенциально опасных ситуаций.
  • Привлекать внимание занятых взрослых и подробно рассказывать о ситуациях, которые вызывают замешательство и дискомфорт.

В этой статье рассматриваются лишь некоторые навыки безопасности детей.

Навыки личной безопасности могут быстро развиваться и помогают детям оставаться в безопасности в большинстве случаев общения с незнакомыми людьми и с людьми, которых они знают, особенно если родители учат детей этим навыкам и практикуют их вместе с ними.

Как рассказывать детям о безопасности, при этом не напугав их. Объясняет психолог

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fchips-journal.ru%2Ffiles%2Freview%2F2018-04-09%2F-j9KS7kkiAgsfg0rKC75Hc28-XgsU4NJ_620_416

Мы очень хотим уберечь детей от разных опасностей, но часто перебарщиваем с эмоциями и подробностями – и ребенку начинает казаться, что улица кишит маньяками, а в магазине непременно случится пожар. Как научить ребенка не бояться всего на свете, но при этом соблюдать правила безопасности, рассказывает психолог Екатерина Сафонова.

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fchips-journal.ru%2Ffiles%2Fsetka%2F2018-04-09%2F5acef4dca698d

ЕКАТЕРИНА САФОНОВА

психолог портала
“Я – Родитель”

Наверное, большинство родителей едины во мнении, что безопасность – превыше всего. В современном мире о безопасности не говорит только ленивый, ведь, как многим кажется, опасности грозят детям на каждом шагу. Давайте разбираться, так ли это, и как рассказать малышам о безопасности, не напугав их.

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fceditor.setka.io%2Fclients%2FwVFvKRNzF9HmNVR5Yq4waphhsuq1AZwe%2Fcss%2Fassets%2F18623%2Fimg%2F____JbK0iA

Безопасность – понятие очень обширное, которое включает в себя огромное количество подпунктов: это и поведение на проезжей части, и разговоры с незнакомцами, и безопасность в Интернете, и поведение дома, и так далее – можно перечислять практически бесконечно.

Современный мир живет в более динамичном режиме, особенно убыстряет этот режим Интернет, поэтому и опасности возникают быстрее, чем раньше. Конечно, чересчур устрашающие рассказы о страшных последствиях могут травмировать ребенка, ведь дети отличаются повышенной впечатлительностью.

Недавно в крупном торговом центре я увидела мальчишку лет трех, который истошно плакал на весь магазин — оказалось, он потерялся. Когда я уже взяла его за руку и собралась вести к охране, чтобы объявили о пропаже по громкой связи, выяснилось, что родители мальчика просто спрятались за колонной. Таким образом они хотели проучить его, чтобы «меньше капризничал». На деле эта ситуация явилась для малыша серьезнейшей психологической травмой, которая впоследствии может оказать негативное воздействие на развитие и психику ребенка.

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fceditor.setka.io%2Fclients%2FwVFvKRNzF9HmNVR5Yq4waphhsuq1AZwe%2Fcss%2Fassets%2F18623%2Fimg%2Fbullet_small_dfs3RQ

Не оставляйте ребенка одного в неизвестной ему обстановке.

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fceditor.setka.io%2Fclients%2FwVFvKRNzF9HmNVR5Yq4waphhsuq1AZwe%2Fcss%2Fassets%2F18623%2Fimg%2Fbullet_small_dfs3RQ

Не угрожайте фразами “Сейчас тебя та тетя заберет, если не будешь себя хорошо вести”. Тети в таких фразах могут меняться на полицию, злого монстра, бандита, смысл от этого остается прежним – ребенок переживает глубокую психологическую травму.

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fceditor.setka.io%2Fclients%2FwVFvKRNzF9HmNVR5Yq4waphhsuq1AZwe%2Fcss%2Fassets%2F18623%2Fimg%2Fbullet_small_dfs3RQ

Не делайте вид, что вы уходите, тем более не уходите от ребенка на самом деле. «Я сейчас пойду домой, а ты останешься здесь. Всё, ухожу!» – это крайне нежелательная стратегия поведения.

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fceditor.setka.io%2Fclients%2FwVFvKRNzF9HmNVR5Yq4waphhsuq1AZwe%2Fcss%2Fassets%2F18623%2Fimg%2Fbullet_small_dfs3RQ

В рассказах о безопасности избегайте излишне кровавой окрашенности. Фантазия ребенка и так сделает свое дело и создаст свой фильм ужасов, не нужно это провоцировать.

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fceditor.setka.io%2Fclients%2FwVFvKRNzF9HmNVR5Yq4waphhsuq1AZwe%2Fcss%2Fassets%2F18623%2Fimg%2Fbullet_small_dfs3RQ

В первую очередь сами соблюдайте правила безопасности, о которых вы рассказываете ребенку. Не переходите дорогу на красный свет, не впрыгивайте вместе с ребенком в уходящий вагон метро, не залезайте голыми руками в розетки.

Рассказы о безопасности должны протекать в форме обычного разговора, например, пока вы идете по улице. «Видишь, красный человечек? Значит, нужно стоять. А теперь зеленый, машины остановились, мы можем переходить дорогу». Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Именно с помощью игры дети познают мир, примеряют на себя разные роли и проигрывают разные жизненные события. Такая игра – отличный способ рассказать ребенку о безопасности, проиграть с ним эти ситуации.

Всегда стоит помнить, что начало безопасности – это внимательность. Учите своего ребенка смотреть по сторонам, замечать странных и вызывающих чувство тревоги людей, не вступать с ними в диалоги, не заходить в подъезд с незнакомыми взрослыми, не ездить с ними в лифте. Такие правила не вызовут у ребенка чувство опасности или страх, ведь в простой внимательности нет ничего пугающего. Поиграйте с ребенком в игры на внимательность на улице – это и занимательно, и полезно.

Существует огромное количество детской литературы, посвященной вопросам безопасности. Вы можете читать эти книжки вместе с детьми, многие из них сделаны в интерактивном формате: в них нужно решить задачки или нарисовать что-то.

Существуют даже аудиокниги, в которых записаны детские сказки, в которых рассказывается о безопасности. Все мы помним «Не пей воду, козленочком станешь», а ведь и эта заповедь учит ребенка основам безопасности.

Главное, всегда помните, что ребенок считывает эмоциональное состояние родителя. Если вы спокойно объясните малышу, как можно себя вести, а как – нельзя, он не испугается и не будет травмирован. Если же вы сами будете находиться в психоэмоциональном напряжении, будете встревожены, напуганы, то ребенок, конечно, считает эти переживания и спроецирует их на себя. Таких ситуаций нужно избегать.

Читайте так же:  Агрессивность у детей дошкольного возраста — рекомендации родителям

Материал подготовлен для нашего издания порталом Я – Родитель в рамках совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 2 поста в день.

2 ноября 2017 в 11:01

Одна из основных ошибок родителей — попытаться запугать ребенка, вместо того чтобы научить его основам безопасной коммуникации. Самое первое правило, которому мы учим детей, — не разговаривать с незнакомыми, ведь они могут украсть, причинить вред, сделать больно. В результате мы получаем напуганного ребенка, при этом не умеющего противостоять потенциальной опасности. Вместо того чтобы научиться общаться и выстраивать границы, говорить «нет» и быть уверенным в себе, ребенок начинает бояться вообще окружающих. Другой вариант развития событий — ребенок вообще не усваивает это правило: не так просто осознать разницу между знакомым и незнакомым. Если ты общаешься с детьми на детской площадке, можно ли говорить с их родителями? А с другими взрослыми на той же площадке? Как определить, кто родитель, а кто нет? Если человек назвал тебя по имени, он уже знакомый?

The Village поговорил с Ольгой Бочковой, руководителем Академии детской безопасности Safekids Academy, о том, как научить детей безопасному поведению и какие навыки для этого необходимо привить детям и их родителям.

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.the-village.ru%2Fthe-village.ru%2Fpost_image-image%2F7-pNBdyOcWSTSCZR5Ww-hQ-small

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.the-village.ru%2Fthe-village.ru%2Fpost_image-image%2Fmr1_-g6mr1FkaOwJoYAkUQ-small

— Вообще, готовы ли взрослые помочь незнакомому ребенку?

— Недавно мы провели эксперимент «Не волнуйся, мама». В эксперименте приняли участие 38 детей в возрасте от 4 до 11 лет. Сценарий: незнакомый человек уводит ребенка из магазина или с площадки фактически на глазах других родителей и детей. Результат: 28 из 38 детей ушли, причем произошло это в течение считанных секунд. Аргумент, с помощью которого уводили детей, мы не раскрываем по понятным причинам. Тем не менее общая картина выглядит устрашающе.

Одна из вещей, поразивших во время эксперимента, — то, что взрослые, видя, что что-то происходит, никак не реагируют. Максимум уводят с площадки своих детей. Один папа качал на качелях своего ребенка. За это время с соседних качелей наш «незнакомый человек» увел троих детей. А мужчина вообще никак не отреагировал.

Этот эксперимент был не первым. И всегда ситуация одинаковая — люди не реагируют. Даже если все происходит заметно, очевидно. Только один раз вызвали полицию. Но ведь полиция — это долго. Намного проще схватить за руку здесь и сейчас. Спросить ребенка, знает ли он этого человека. Так что важно вообще менять культуру отношения к безопасности: учить не только детей, но и взрослых.

— Сейчас вы ведете такие тренинги по безопасному поведению для детей и их родителей. Почему вы вообще взялись за это? Считаете, родители сами не в состоянии научить детей правильному поведению на улицах?

— Когда я решила заняться темой детской безопасности, я сдружилась с одной американской организацией. И мне очень понравился их подход. У нас в обществе еще не назрела эта потребность: родители не знают и не думают о том, что маленького ребенка можно и нужно научить безопасному поведению. Они уверены, что достаточно объяснить через страх, что может случиться. В Штатах же, конечно, знают, что страшные вещи случаются. Но не пугают ими детей, а дают конкретные инструменты безопасного взаимодействия, определения потенциально опасной ситуации и ухода от нее.

— Но как вообще рассказать, зачем соблюдать некие правила поведения, если не объяснить, чем чревато их несоблюдение? Как тогда аргументировать необходимость следования правилам?

— Дело в том, что аналитический ум — это прерогатива взрослых людей: мы хотим знать предысторию, причину и последствия. У детей все устроено немного иначе. Маленькие дети очень доверяют родителям. Им вполне достаточно того, что так сказала мама. И это нормально. Мы даем набор правил безопасного поведения: не трогать горячее, не выбегать на дорогу, определенным образом вести себя с посторонними людьми. Вполне достаточно объяснить, что если мы не знаем человека, то не можем предугадать заранее, как он себя поведет. Так что безопаснее переспросить родителя.

Детям постарше уже можно рассказать больше. Что бывают люди, которые делают плохие вещи. Но, на самом деле, их не много. Нужно быть осторожным, потому что по внешности и поведению человека невозможно понять его настоящие намерения.

Чтобы ребенок понял это, с ним нужно работать. Нужно дать ему возможность попробовать на примере сказок и мультфильмов определить, кто положительный герой, а кто отрицательный. Подобрать сюжеты, когда человек кажется хорошим, а потом неожиданно совершает плохие поступки. Дать ребенку самому сделать вывод о непредсказуемости поведения других людей.

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.the-village.ru%2Fthe-village.ru%2Fpost_image-image%2F4-K4UVqF9jo9q_S9q3FWsg-small

Общение с незнакомым не должно быть долгим, разговор не должен быть подробным.

— Как вообще ребенок должен реагировать на окружающих? Вот он подрос, начал сам ходить из школы домой, в магазин, на дополнительные занятия. Взрослых вокруг много, ситуации общения возникают постоянно. Ребенок уже один, но при этом еще не до конца уверен в себе. Он же все еще считает взрослых более важными, умными и главными. Как ему правильно себя вести, если к нему обращаются?

— Первый и главный момент — это то, что где бы ни находился ребенок, он должен знать, где у него безопасный тыл, куда ему безопасно убегать. Если он вышел из школы — возвращаться обратно в школу, если из дома — домой. Если он один в городе — в ближайший магазин, людное место, где можно обратиться к сотруднику учреждения.

Читайте так же:  Как победить колики у новорожденного

Дальше мы учим выдерживать дистанцию. Общение с незнакомым не должно быть долгим, разговор не должен быть подробным. При ответах на вопросы нужно ограничиться парой слов, а затем уходить в безопасное место.

Для проигрывания такой ситуации мы используем на тренингах взрослых. Спрашиваем их: если есть выбор, к кому на улице обратиться с вопросом или за помощью, к другому взрослому или ребенку, к кому вы обратитесь? В ответ всегда звучит: к взрослому. И дети слышат это. А если нет взрослых, а есть только ребенок, что тогда? Одни отвечают, что к ребенку не обратятся в любом случае, другие — что только с простым вопросом вроде: «Где здесь, как пройти?». Это — в пределах безопасной коммуникации. Когда можно коротко ответить «в той стороне» — и уйти.

Мы учим держать и физическую дистанцию. Ребенок должен понять, на каком расстоянии от человека ему комфортно находиться и научиться не подпускать ближе: важно объяснить ребенку, где заканчивается его личное пространство и что вторжение другого человека в это личное пространство — тревожный звонок.

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.the-village.ru%2Fthe-village.ru%2Fpost_image-image%2F6Hsk2zeUOLYPGnY6vpvIKQ-small

— Не правильнее ли научить ребенка кричать, когда он чувствует опасность?

— Наверное, большая часть родителей предпочли бы такой вариант. В этом есть что-то победное: ребенок закричал, и его спасли, а похитителя поймали. Но это не похоже на правду в реальности.

Как психолог и как тренер, я не думаю, что ребенок будет кричать. Даже взрослому трудно крикнуть. Да и до последнего не ясно, нужно ли это делать. Поэтому и учить его нужно не кричать (он все равно этого не сделает), а правильно уходить. Учить надо тому, что для ребенка естественнее и скорее будет использовано.

— Что вообще чаще всего случается с детьми на улицах города?

— Чаще всего это даже не похищения, а преступления против детей, по большей части, сексуального характера. Причем это могут быть и незнакомые, и знакомые люди. И иногда знакомые даже опаснее: сосед по дому, взрослый, с которым здороваются на улице родители. Именно поэтому нужно делать упор не на «не говорить с незнакомыми», а на выработку определенных навыков и правил безопасного общения в целом, с любым человеком.

— Расскажите, пожалуйста, про эти правила. Чему нужно научить ребенка?

— В первую очередь это «подумай» и «спроси». Мы идем не от запрета конкретного действия, потому что ситуации могут быть слишком разными. Мы идем от общих принципов. Безопаснее всего спросить родителя.

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.the-village.ru%2Fthe-village.ru%2Fpost_image-image%2FSzfzhSrHrkuEaOelau486g-small

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.the-village.ru%2Fthe-village.ru%2Fpost_image-image%2F-Cky4t8hArp8FDNhuKHagw-small

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.the-village.ru%2Fthe-village.ru%2Fpost_image-image%2FLYoOB9ESImDo0BPldPUUaw-small

Подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то».

— И до какого возраста ребенок должен спрашивать? Они же постепенно взрослеют. Подростка уж точно не заставишь спрашивать разрешения.

— По-хорошему, чем дольше, тем лучше. Просто постепенно «спросить» перерастает в «предупредить». Да, подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то». Ребенка нужно учить предупреждать, а родителя – слышать и благодарить за соблюдение этого правила.

— Да, обязательно. И мы всегда приглашаем совместно детей и родителей. Они работают в парах. Почему важен родитель? Потому что он должен уметь сказать ребенку «спасибо» за то, что тот спросил и предупредил. За каждое уточнение «можно?» нужно говорить ребенку «спасибо». Благодарить за соблюдение договоренности, правил. Причем не хвалить — в похвале есть что-то иерархичное, как будто родитель оценивает действия ребенка, — а благодарить. Это более равная позиция.

— Как же быть с самостоятельностью? Когда-то же ребенок должен взрослеть и сам принимать решения.

— Развитию самостоятельности это не мешает. Ребенок сам решает, что он будет делать. И ставит в известность родителя. Он принимает решение, он о нем уведомляет. И тут наши родители совершают еще одну очень частую ошибку. Они начинают ругать ребенка за то, что он пошел не туда, сделал не то. Но ведь в следующий раз ребенок просто не предупредит и не расскажет. А значит, выслушав нравоучения, он начнет вести себя не более безопасно, а, наоборот, подвернется лишней опасности.

Недавно в интернете ходила история о том, как папа с сыном договорились о специальном сигнале: если у ребенка что-то не так, и он не может об этом открыто написать, он присылает СМС-кой определенный значок. Например, смайлик с «поцелуйчиком». Так, оказавшись в неприятной ситуации, он может попросить помощи, даже когда открытый звонок родителям воспринялся бы окружающими в штыки. И получив сигнал, родитель уже сам звонит с вопросом: «Ты нам срочно нужен. Где ты? Мы сейчас подъедем». Согласитесь, выглядит совсем иначе. Ребенок имеет возможность сбежать, не став при этом предметом насмешек.

Как правильно обучать ребенка навыкам безопасности?

Обучение правилам безопасности нужно начинать как можно раньше.

Каждый родитель знает: сколько бы ты не водил за ручку своего малыша, как бы старательно ни оберегал его, но рано ли поздно, а наступит время, когда ему придётся одному возвращаться домой, одному оставаться дома, без взрослых. И конечно, к этому времени каждый ребёнок должен приобрести необходимые навыки безопасности. И, как правило, приобретает. Но, увы, часто только теоретические.

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fimg.7ya.ru%2Fpub%2Fimg%2F15644%2Fthinkstockphotos-200285799-001

Спросите — и школьник, даже подготовишка вам верно и бойко ответит на вопросы “Что будешь делать, если в двери стучатся, а ты дома один. Если незнакомый тебе человек предложит прокатить тебя на машине. Угостит конфетой. Cкажет, что там, за углом, тебя ожидает мама. Разрешит погладить свою собаку, а потом предложит прогуляться и с ней поиграть. “. И вы будете пребывать в полной уверенности: “Ну, уж мой-то знает, как себя повести”.

Читайте так же:  Брендовые сумки как часть имиджа

Увы, мы вас разочаруем. Между словом и делом у ребёнка большой промежуток. Он может в теории прекрасно знать, что такое опасность и как следует поступать, а на практике — не использовать свои знания. Почему? Потому что так устроена детская голова. Когда появляется что-либо интересное, новое, необычное, да и просто какой-либо соблазн, детка может легко повестись на него. Попробуйте, например, своего знакомого, голос которого ребёнок не знает, попросить позвонить вам домой, завести с сыном или дочкой беседу и постараться выведать, один ли он дома и когда вернутся родители. Выложит подчистую, а заодно, вполне вероятно, и домашний адрес свой сообщит. А ведь, верно, не раз вы говорили, что нельзя незнакомцам докладывать ни про то, что “дома нет никого”, ни про то, где проживаешь.

Чему бы вы ни обучали ребёнка — сказать (и даже сто раз повторить) — этого мало! Тактика обучения должна быть другая — с учётом особенностей мышления и интересов наших детей! Любые правила безопасности надо не только сообщать, но — это главное — закреплять, вводить в бытовую практику. Они должны настолько прочно засесть в голове, чтобы в нужный момент сработали автоматически, буквально на уровне рефлексов!

Фактически, они должны стать привычкой так-то и так-то себя вести. Вот тогда ребёнок не растеряется, только тогда он в настораживающей ситуации сумеет вовремя сориентироваться и постоять за себя.

  • Начинайте как можно раньше. То, что внушается в раннем детстве, очень прочно запоминается. Чем и необходимо воспользоваться

Например, в очередной раз вы рассказываете малышу сказку про шустрого Колобка — и неназойливо комментируете “колобковское” поведение: “Ой-яй, Колобок, ты зачем один убежал из дома. “. Такие короткие вставочки концентрируют внимание малыша на том, что может случиться, если. Если ты остался один (“Гуси — лебеди”), если нарушишь строгий запрет (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”), если встретишься с незнакомцем и с ним поведёшь разговор (“Глиняный парень”), если, поддавшись на соблазн, высунешься в окошко (“Кот, петух и лиса”).

Конечно, использовать стоит не только детские сказки. Просто всегда, когда детка сталкивается (в сказке, в игре или в жизни реальной) с неожиданной/опасной для него ситуацией, делаете акцент на том, в чём же опасность и как можно её избежать.

Таким незатейливым способом вы закладываете основы и готовите благоприятную почву для дальнейшего обучения. И вот что при этом важно учитывать. Детям, особенно маленьким детям, трудно представить себя на месте кого-то другого. Им нужно — обязательно нужно! — прочувствовать ситуацию, как бы погрузиться в неё. Поэтому самое эффективное обучение происходит тогда, когда задеты чувства ребёнка. Когда ему интересно, любопытно и. чуточку страшно: а вдруг это случилось со мной?

Атмосферу любопытства и соучастия создаёт ребёнку игра.

  • Обучайте, играя

Так, например, те же сказки можно не только читать да рассказывать, но ещё и разыгрывать мини-спектакли. Взяли две-три подходящих игрушки — и разыграли короткую сценку как, например, обманула лиса мужика. А можно и просто придумывать маленькие сюжеты.

“Как Зайка неправильно дорогу переходил”, “Как одна девочка села в чужую машину и она увезла её неизвестно куда”, “Как в кабинке лифта большой волк чуть Киску не съел”.

“По тротуару, у самого краешка, шла кукла Маша, а мимо, по шоссе, проезжало много машин, и вдруг одна машина остановилась — и „цап-царап“ — Маша оказалась внутри, и её увезли. “.

Разыграли — поговорили, а потом поискали вместе выход — что надо сделать, “как правильно поступить, чтобы в беду не попасть”? (“Где надо было идти кукле Маше, чтоб из машины её не могли схватить?”). И обязательно закрепляйте на практике то, во что вы играли.

Конечно, палку не следует перегибать. Нам ведь надо не перепугать ребёнка, а — насторожить, настроить на то, чтобы он сам привыкал заботиться о собственной безопасности.

  • Повторяйте и закрепляйте. Обучать малыша нетрудно. На это даже времени особенного не потребуется. Просто используйте подходящие ситуации

Например, Идёте по тротуару и спрашиваете: “Как ты думаешь, почему мы идём не у самого краешка?”. Ребёнок должен сказать, что, во-первых, потому что опасно: машины проходят слишком близко, и, во-вторых, пояснить, в чём именно эта опасность для него заключается.

Ребёнок должен сызмальства уметь сказать твёрдое “нет”, должен уметь закричать, убежать, обратиться к кому-то за помощью. Многие дети стесняются или теряются, и чтобы этого не произошло, заранее тренируйтесь — вовлекайте, играя, ребёнка в активное действие. “Кто громче крикнет”, “Как удрать от злодея”, “Отыщи для себя помощников”. Не важно, как вы назовёте подобные игры, главное — оттачивать нужные навыки, доводить их буквально до автоматизма.

  • Помогайте приобретать собственный опыт

Мы с вами знаем, чем опасен весенний лёд на пруду. А ребёнку мало узнать — ему надо в этом ещё убедиться. Подошли, взяли камень, бросили в пруд — путь ребёнок увидит, как проломится лёд, как разбегаются трещины во все стороны, как тонет брошенный камень.

Читайте так же:  Творчество родителей для детей

Наглядно, понятно, действенно.

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их proxy?url=https%3A%2F%2Fimg.7ya.ru%2Fpub%2Fimg%2F15644%2Fthinkstockphotos-109592790

Конечно, об опасностях можно и просто поговорить, но вместе в практическим действием любая информация крепче запоминается!

Можно сто раз повторить дошколёнку: “Не узнав, кто за дверью находится, её открывать нельзя”. Но этого мало! Нужный навык приобретается и закрепляется постоянными, регулярными тренировками. Вот раздаётся звонок. “Кто к нам пришёл?”, — спрашиваете ребёнка и предлагаете ему самому подойти, посмотреть в глазок, спросить “Кто там?” (и так далее). А в следующий раз — пусть действует уже без подсказки. А вы наблюдаете, и выясняете, что запомнил малыш, а что — ещё нет, и в чём ещё нужно ему потренироваться, чтобы чётко усвоилось необходимое правило.

Но имейте в виду: детям быстро надоедает однообразие, им становится скучно и они “отключаются”. И — не усваивают информацию, которую хотим до них донести. Поэтому.

  • Обучайте разными способами. Чем их больше — тем лучше

Например, вы проходите тему “Почему нельзя уходить со двора. Вступать в разговор с незнакомцами” или “Что делать, если кто-то ломится в дверь” или “Как по телефону вызвать пожарных, полицию”. Поиграть (проиграть ситуацию), побеседовать, обсудить подходящую сценку из фильма, нарисовать, придумать стишок, сделать плакат и повесить на видном месте, устроить соревнование, дать задание и проверить, как он выполняет его.

Обязательно проверяйте на практике — он сможет действовать именно так, как вы его обучаете, как он вам рассказал!

Обучая разными способами, вы убиваете сразу двух зайцев. “Заяц” первый: ребёнку не скучно, “заяц” второй: нужные навыки в процессе повтора и тренировок доводятся до автоматизма.

Мы имеем в виду: когда говорите с ребёнком о правилах безопасности, пусть ваше слово не расходится с делом — с тем, как вы поступаете.

Дети учатся путём подражания — как обезьянки, они подспудно запоминают и повторяют то, что делаем мы. Если вы, например, регулярно перебегаете вместе с ребёнком дорогу в неположенном месте? Считайте, что вы на блюдечке поднесли ему разрешения игнорировать дорожные правила. И он это будет делать, нет, не сейчас, а когда подрастёт.

Подавайте детям пример предусмотрительности, осторожности — и это тоже станет примером для подражания. Не назидательно, а так, в подходящий момент. “Сейчас так рано темнеет, — рассуждает мудрая мама, — не пойдём по тёмному скверику, пойдём по дороге, там горят фонари”. Вроде брошена фраза случайно, но случай за случаем, случай за случаем. Вот и отложится в голове.

Порою бывают моменты, когда ребёнку что-то запрещено, а взрослому то же самое разрешается. Что делать тогда?

  • Объясняйте и побуждайте задавать вам вопросы

Вызвали лифт, открываются двери, а там — длинноногий подросток. Папа входит вместе с ребёнком. И у детки, вполне вероятно, в голове возникает вопрос: “Вот, папа спокойно едет вместе с каким-то там дядькой. “. А если не крутится — всё равно, ваше “нарушение правил” может ему запомниться. Поэтому, раз уж случается нам делать то, что не положено делать ребёнку, — объясняйте ему, почему вы поступаете именно так, а не иначе. (“Я высокий и сильный, если что — я смогу с незнакомцем справиться. “).

Вообще старайтесь почаще комментировать свои действия — те самые, которые касаются безопасности. Вас застала гроза; прикидывая, где укрыться, вы говорите так, например: “Нет, мы не будем прятаться под этим высоким деревом: во время грозы это опасно”, — и объясняете, почему. “И под аркой не будем прятаться — там темно, место совсем незнакомое. Добежим вон до того магазина, там много людей. “

Впрочем, полезно и по-другому: не выдавать “голую” информацию, а втянуть ребёнка в беседу. Задавать вопросы — пусть думает человек. Сам процесс “думания” уже помогает запомнить нужные факты более прочно.

Ещё лучше — побуждать малыша к тому, чтобы он сам задавал вам вопросы. Это хороший признак; значит — ему интересно, значит, новая информация оставит в памяти след.

  • Не критикуйте. Ребёнок должен вам доверять, только тогда вы сможете быть в курсе событий и в случае необходимости — вмешаться, помочь

Особенно это касается наших подросших детей — мы слишком часто их осуждаем; и они затаиваются, и правды нам не говорят. А надо бы не осуждать, а рассуждать! Анализировать ситуацию. “Хорошо. Ты прошёл по тёмному скверику. Давай подумаем, что могло бы случиться. “. И проводите примеры — примеры из жизни, из книг, из журналов, газет, из Интернета. И это уже будет не голое морализирование, а доказательное объяснение.

Дети живут в “сейчас”, наша умная тактика учит их видеть причину (что правильно, а что не правильно) и задуматься о последствиях.

Изображение - Правила безопасности учим детей, не пугая их 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here