Приучаем ребенка к труду

Сегодня предлагаем статью на тему: "Приучаем ребенка к труду". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Привычный образ мамы в массовой культуре – замордованная домашними заботами женщина, орущие и лезущие везде дети. Как же наши предки рожали по 10-20 детей и управлялись с хозяйством без современных гаджетов? Все очень просто. Они знали, как приучить ребенка к труду, это было в русской культуре. Известно, что в 10-12 лет ребенок был полноценным работником, настоящим помощником.

Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=http%3A%2F%2Fpokamamadoma.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F07%2FDSCN0176-225x300

Деятельность, а не лень — в природе человека

Лень подрастающего поколения стала притчей во языцех. Они не хотят выносить мусор, убираться в своей комнате, мыть посуду, ухаживать за домашними животными. В школьные годы их не заставишь учить уроки. А уж как жалуются на детскую лень учителя…

Видео (кликните для воспроизведения).

Почему же наши дети такие ленивые? Они что, из другого теста, чем 100 лет назад? Ответ прост. Как говорят психологи: после трех уже поздно.

Чаще всего лень вызвана неправильным воспитанием. В то время, когда ребенок мал, в 1,5-2 года, он искренне тянется помогать родителям во всех делах. Мы же гоним его, чтоб не мешался. Не хочется выполнять двойную работа, убираться после ребенкиной «помощи». Хочется сделать все быстрее, лучше, чище, без потерь продуктов, без порчи вещей.

Это большая ошибка. Да, его помощь в таком возрасте обходится нам дороже собственных усилий. Но надо понимать, что это необходимо для полноценного развития личности, для успеха в жизни.

Распространенная ошибка родителей – делать за малыша то, что он уже в состоянии сделать сам. Начиная с малого: одеться/раздеться, унести грязную посуду, собрать игрушки. Налить себе воды, попить.

Уже со вторым ребенком стараюсь придерживаться такой стратегии. Просит: пить. Говорю: иди, попей, твоя кружечка на столе. Обсикает вещи – пусть соберет, унесет в стирку.

Вспоминаю такую историю. Мальчик около 7 лет хочет пить. Взял в одну руку стакан, в другую – 5 литровую бутылку с водой. Пытается налить на весу. Ничего не получается. Просит помочь. Говорю ему: поставь стакан на стол и наливай. И ведь все получилось! Мужчина, который наблюдал за ситуацией, засмеялся: вот уж действительно помогла.

4 вещи, которые родитель никогда не должен делать за своих детей. Читайте здесь.

Тут надо следить за собой. Не хочется терять время, пока кроха неуклюже, но справится сам. Надо терпеть.

Ко всем советам, конечно, нужно подходить с разумением. Надо понимать, когда ребенок не делает что-то потому, что не успел еще все обдумать, понять, что нужно. Возможно, он флегматик, это особенность темперамента.

Другой вариант – элементарная усталость. Детям в течение дня нужно достаточное время для игр. Если малыш перегружен секциями или домашними обязанностями, ему нужно отдохнуть.

Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=http%3A%2F%2Fpokamamadoma.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F07%2F20170213_123233-239x300

Детская мечта — повозиться с тестом

В старину умели воспитывать. А нам приходится учиться. Поэтому вот несколько советов:

  1. Самое главное – личный пример. Если дома бардак, мама неопрятная, сидит, уткнувшись в телефон, что ждать от малыша? Пусть видит, что все берется от родительского труда. И для порядка в доме и для вкусного ужина надо постараться.
  2. Не гнать от себя, принимать помощь. Если возможно, все делать вместе. Моем пол – дать тряпочку поменьше, пусть возюкает. То же с посудой. Когда готовишь, можно всегда дать задание по силам. Принести, ополоснуть, почистить лук или яйца можно уже в 1,5 — 2 года.
  1. Хвалить. Убрались вместе, сказать, как красиво, чисто, как приятно в убранном помещении. Приготовит что-то малыш – попробовать и сказать, как вкусно.

Однажды пришлось читать пример о такой очень мудрой бабушке. Девочка пожарила сама несколько котлеток (бок-о-бок с бабушкой, конечно). Несколько черных бесформенных комочков. Бабушка, не дрогнув лицом, съела все и нахваливала. Ребенок сиял от гордости. Уверена, что при таком воспитании девочка вырастет настоящей хозяйкой.

А вот меня в детстве почти не звали готовить. До сих пор не люблю. Бедный мой муж.

Хотите, чтобы дочка готовила с удовольствием? Сделайте ей отличную игрушечную плиту из картонной коробки.

  1. Учитывать реальные возможности ребенка. В 4 года еще нереально прополоть в одиночку грядку морковки (а с мамой – запросто!) или почистить картошку. Если задание будет слишком тяжелым физически, слишком сложным, ребенок станет избегать такой работы, чтобы не столкнутся с неудачей. Психологи называют это «мотивация избегания неудачи». Так можно всю жизнь человеку испортить.

Если вы видите, что ребенок склонен к избеганию неудачи, предлагайте такие вещи делать вместе. Подчеркните, что вы только помогаете ему убирать игрушки, но убирается он сам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=http%3A%2F%2Fpokamamadoma.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F07%2F20160322_135322-169x300

Точно знаю, что все дети любят мыть посуду. Главное — не вспугнуть

  • собрать игрушки;
  • принести, унести, подать;
  • убрать свою тарелку со стола;
  • помочь накрыть на стол к обеду;
  • поиграть с новорожденным младенцем несколько минут;
  • участвовать в уходе за домашним питомцем;
  • вытирать со стола;
  • ополаскивать, вытирать, относить помытую посуду;
  • вытирать пыль;
  • относить и выкладывать покупки;
  • садить крупные семена;
  • поливать.

Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=http%3A%2F%2Fpokamamadoma.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F07%2F20170426_112713-169x300

Как приучить ребенка к труду — не мешать!

К перечисленному добавляется

  • мыть пол;
  • мыть посуду;
  • составить или протереть обувь;
  • месить, раскатывать тесто;
  • одеться, раздеться, почистить зубы;
  • ухаживать за домашним любимцем;
  • готовить несложные блюда.

Вместе с ребенком можно покрасить яйца на Пасху натуральными красителями. Узнайте, как.

Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=http%3A%2F%2Fpokamamadoma.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F07%2F20170401_094653-169x300

Омлет с сосисками — вполне по силам в 4-5 лет

  • убирать в своей комнате;
  • сложить одежду на место;
  • постелить, заправить постель;
  • стирать некрупные вещи;
  • пришивать пуговицы;
  • присмотреть за малышом.

Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=http%3A%2F%2Fpokamamadoma.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F07%2F20170727_191832-266x300

Ребенок может съесть даже рагу из кабачков, если сам готовил его

  • погулять с собакой (если позволяет размер и воспитание животного);
  • сварить кашу или еще что-то несложное;
  • помогать с посадками на дачи;
  • выносить мусор;
  • ходить в магазин;
  • мыть окно, зеркало (не на высоте);
  • пылесосить.
Читайте так же:  Выбираем одежду для мальчиков и девочек

Научить ребенка убираться будет легче, если предложить ему алгоритм. М ожно написать список или нарисовать схему, повесить на стене. А за основу взять несколько советов из этой статьи.

Конечно, во многих случаях, особенно поначалу, требуется контроль, помощь мамы. Что-то будет сделано не идеально. Опасно критиковать такие вещи. Лучше похвалить за то, что на самом деле удалось.

С самого раннего возраста нужно следить за тем, чтобы у ребенка были посильные, но постоянные обязанности по дому. Только нельзя наказывать работой. Это не только обязанность, но и право, которое тоже нужно заслужить.

Не стоит платить за выполнение домашней работы. Ребенок привыкнет все считать на деньги, ему будет трудно научиться получать удовольствие от труда. А вот похвалить за реальное достижение всегда нелишне.

Поделитесь в комментариях и вы своими практическими советами, как приучить ребенка к труду. Наверняка, я что-то упустила.

Приучаем ребенка к труду – 7 полезных советов мамам

В процессе взросления младенца и превращения его в сознательную личность, перед родителями неизбежно встает множество вопросов, связанных с темой детского труда и распределения в семье домашних дел. Это и необходимость приучения ребенка к собственному кругу обязанностей, и воспитание чувства ответственности и трудолюбия. Приучать ли ребенка к труду и с какого возраста это делать? Заставлять ли его что-либо делать против собственного желания? Как не ущемить свободу личности и не вырастить “домашнего раба” и, в то же время, не получить “махрового эгоиста и лентяя”? Где та золотая грань в воспитании “помощника”? Давайте попробуем разобраться.

Замечу сразу, что все мысли, высказанные в статье – мое глубоко личное мнение, подкрепленное работами современных психологов, опытом знакомых семей и собственным печальным примером)) Именно потому, что воспитывать в себе трудолюбие мне пришлось самой, и я занимаюсь этим до сих пор, в своей семье я пошла другим путем. И хочу предложить вам несколько полезных советов по приучению подрастающего чада к собственным домашним обязанностям.

Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=http%3A%2F%2Fs019.radikal.ru%2Fi635%2F1511%2F01%2F9dd310c62af2

Трудитесь легко, позиционируйте домашние обязанности как нечто естественное
С какого возраста приучать малыша к труду? Я думаю, с года!
Будьте последовательны. Устанавливая правила, не изменяйте им без крайней необходимости

Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=http%3A%2F%2Fs017.radikal.ru%2Fi421%2F1511%2Fe6%2F8db952cea235

Дети обожают правила. В их маленьком мире именно система правил и обязанностей, ритуалов дает ощущение надежности и уверенности.
Перед сном мы убираем игрушки, принимаем душ, делаем массаж и читаем книгу.
Перед прогулкой – убираем игрушки и достаем верхнюю одежду, а домашнюю аккуратно складываем.
Мама помогает убирать игрушки и одеваться младшему брату. Потому что он еще маленький. Но скоро малыш сможет делать многое сам.
И здесь опять действует правило “делай с удовольствием”. видя, как старший брат с радостью намывает пол на кухне, малыш тоже норовит стащить швабру и “мыть пол”, солидно вращая попой и пыхтя. Это же престижно, помочь маме.) А как замечательно плюхать тряпку в ведро! ммм..)

Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=http%3A%2F%2Fs020.radikal.ru%2Fi720%2F1511%2F7e%2Fd795162505df

Есть мнение, что приучать ребенка к труду – дело хлопотное и трудоемкое. Вырастет – сам всему научится, никуда не денется.
Вот с этим я тоже не согласна.)
Может быть, научится. Но ведь гораздо труднее работать над собой в 21, выйдя замуж и впервые став у плиты. А как обидно “ничего не уметь”, впервые оказавшись среди друзей в туристическом походе. Как беспомощно себя чувствуют “тепличные” мальчишки в детском лагере, или на спортивных сборах.. А в армии?
Я думаю, всему свое время. И время быть хорошим человеком, не перекладывая полностью заботу о себе на других, наступает с самого детства. Как и время учиться человечности и доброте, взаимопомощи и заботе о людях. Давайте растить детей, которые не боятся обычной жизни, с ее необходимостью трудиться.

Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью и как приучить детей к труду

Замечательно, если ваш ребенок – хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. Некоторые родители ежедневно борются с маленькими «лентяями», раздражаясь и порой срываясь на крик. Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?

Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitie-krohi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Flenivyiy-rebenok

Психологи уверяют, что лень у детей не появляется на пустом месте. Возможно, вы увидите истинные причины такого раздражающего поведения, если внимательно присмотритесь к своему малышу.

1. Недостаток мотивации

Вспомните, с какими горящими глазами дети занимаются тем, что им нравится. Но как только взрослые превращают домашнюю работу в нудную обязанность, скучные и монотонные хлопоты, у ребенка пропадает интерес, а любое занятие становится в тягость.

2. Темперамент

Психологические особенности и индивидуальные особенности личности – это то, с чем дети появляются на свет. Маленький флегматик медлителен, а со стороны кажется, что он ничего не хочет делать. Однако его бесполезно подгонять, он будет работать в собственном темпе. Ленивыми иногда считают и малышей-холериков, которые любят играть, но считают уборку игрушек скучным занятием.

3. Неуверенность в собственных силах

Иногда за ленью скрывается нежелание осваивать что-то новое, боязнь неудачи. Если ребенок не уверен в собственных силах, застенчив, психологически зависим от родителей, он зачастую пугается новых обязанностей и занятий. Даже взрослые не хотят заниматься теми делами, в которых чувствуют себя неуспешными. Однако себя они оправдывают, а на малыша приклеивают ярлык лентяя.

4. Переутомление

Если дневной распорядок детей чересчур плотный и насыщенный (садик, центр развития, бассейн, танцевальный кружок), лень появляется из-за элементарного переутомления.

Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitie-krohi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Frebenok-pereutomilsya

Кроме того, ленивость может стать ответной реакцией на дефицит игровой деятельности и двигательной активности, когда родители хотят воспитать вундеркинда. В этом случае дошкольные годы ребенка проходят в непрерывной учебе, а его потребности в играх и постоянных движениях не удовлетворяются. Возникает банальная психологическая усталость, которая плавно перетекает в нежелание действовать.

Читайте так же:  Виды опухолей костей

5. Чрезмерная опека

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность еще в раннем возрасте. «Почему ты так долго копаешься? Давай помогу», – постоянно говорят мамы и бабушки и начинают убирать за крохой игрушки, кормить, одевать его. Конечно, старшие делают это намного быстрее и аккуратнее. Однако таким образом они вырабатывают у ребенка привычку ждать, что другие люди сделают за него всю работу.

Итак, детская лень не появляется ниоткуда, чаще всего ее формируют, взращивают и подпитывают родители и другие родственники. Создавая «тепличные» условия, которые мешают детям совершать и исправлять ошибки, проявлять инициативу, выбирать интересные занятия, взрослые тем самым воспитывают лежебок. И все же, отчаиваться не следует – выход есть. В ситуации с детской ленью, как и при решении прочих педагогических и психологических проблем, профилактика намного лучше, чем лечение.

1. Личный пример

Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Если кроха с раннего детства видит, что мама и папа не в восторге от домашних обязанностей, он станет копировать их поведение, так же пренебрежительно реагируя на родительские поручения. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду.

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitie-krohi.ru%2Fi%2FNG336x280

2. Поощрение инициативы

Не стремитесь выполнять все обязанности за своих детей, дайте им возможность насладиться самостоятельностью. Особенно это касается трех-четырехлетних малышей, которым особенно интересно делать то же самое, что и родители. Поэтому забудьте слова «не мешай», «ты еще маленькая». Если ребенок хочет вымыть тарелку, полить грядку на даче, не мешайте ему. Причем, выполнить работу он должен сам, пусть даже на нее уйдет полчаса вместо ваших пяти минут. Зато у крохи появится повод гордиться собой.

3. Творческий подход

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Психологи считают, что подобный подход убивает желание трудиться. Вместо это они советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Например, собирайте машинки и куклы наперегонки. Или спрячьте посреди игрушек какой-нибудь маленький «секретик» и попробуйте вместе отыскать его.

4. Разумная критика

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника. Дайте малышу совет – что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз у него все получилось. И еще, не называйте детей лентяями и неумехами, этим не вы только не приучите их к труду, но и понизите их самооценку.

5. Домашние обязанности

Постарайтесь закрепить за подрастающим поколением определенные поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными, а не выдуманными с воспитательной целью.

Так, дети 3-4 лет могут:

  • убирать игрушки за собой;
  • помогать с сервировкой стола;
  • вытирать пыль;
  • одеваться, умываться и чистить зубы.

Ребенок 5-6 лет уже умеет:

  • наводить порядок в собственной комнате;
  • складывать свою одежду на место;
  • ухаживать за любимым питомцем;
  • застилать и расстилать кровать;
  • присматривать за младшим братиком или сестрой.

В 7-9 лет дети способны:

  • пылесосить;
  • самостоятельно собираться в школу (конечно, с маминым контролем);
  • мыть посуду;
  • помогать бабушке на даче;
  • готовить бутерброды.

Читаем также:

Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitie-krohi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fsovety

mashkin29 мне кажется, ленивых детей не бывает …. бывают ленивые родители Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitie-krohi.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Froot%2Fimages%2Fsmilies%2Fsmileкоторые не сумели заинтересовать своего ребенка, найти с ним диалог, донести нужность того, что от него хотят … и все это начиная так с 6и месячного возраста примерно, а после 3-х лет так и вообще поздно. сколько вашему лет, и с каких пор он ленив? по каким направлениям?

alenkin92 Дети часто быстро загораются и тут же потухают. они не любят делать однообразную, скучную, неинтересную работу.

Полина Сейчас много таких детей, которые ничего не хотят делать. И виноваты в этом мы, родители. Мы не ограничиваем их сидение за компьютером, мы не проводим с детьми достаточно времени. А дети просто копируют родителей… Надо самим меньше лениться, делать всё вместе с детьми. А вот что говорит психолог про современных детей и их проблемы с безынициативностью и ленью.

Домашние обязанности и поручения ни в коем случае не должны становиться наказанием за плохое поведение и проступки. Наоборот, поощряйте детей за выполнение работы по дому. Например, задержитесь подольше в зоопарке или сходите в кино.

И, конечно, не забудьте похвалить малыша, когда он в первый раз поможет вам в каком-либо деле или получит хорошую оценку. Зачастую именно похвала родителей становится главным стимулом для приучения ребенка к труду.

Читаем также: Так ли ленивы «ленивые» дети: что скрывается за детской ленью? Что скрывается за детской ленью, в чем ее причины. Как помочь ребенку найти интересное занятие, способное справиться с апатией. Советы родителям, как бороться с детской ленью — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/tak-li-lenivyi-lenivyie-deti-chto-skryivaetsya-za-detskoy-lenyu.html

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=http%3A%2F%2Fmedbooking.com%2Fimages%2Fstore%2FUsers%2FUser124%2F79d7ae

«Как же надоел этот хаос» — восклицает уставшая мама, глядя на комнату, засыпанную игрушками. «Ну почему ты не убрал конструктор в корзину? Ты же давно перестал им играть!» Подобные возгласы слышатся в разных домах. Объединяет их неправильно выбранная позиция неопытных родителей. Ребенку свойственно играть, развиваться, шалить, а вот задача близких — направить энергию непоседы в правильное русло, научить убирать за собой и с энтузиазмом помогать родным. Как же вырастить трудолюбивого человека? Какие ошибки допускают взрослые, воспитывая детей? Я с удовольствием поделюсь личным опытом. Мой сынок — главный помощник в доме!

Читайте так же:  Как определить начало родов

  • Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=http%3A%2F%2Fmedbooking.com%2Fimages%2Fcache%2FBlogs%2FBlog2001%2F1a1b924a61-2_1220x500

В каждой семье свои правила, требования к жизни. Но поскольку любящие родители хотят успешного будущего для детей, поэтому и к воспитанию отпрыска подходят с умом, тщательно взвешивая поступки, сказанные слова, требования. Иногда мы слишком много на себя берем, стремимся избежать дополнительной уборки после маленького «помощника», считаем, что все впереди, и он еще успеет проявиться в этой роли. Существуют уникумы, предлагающие оплату собственным детям. Для меня это в корне неправильное решение — помощь только ради материальных благ провоцирует укоренение в человеке неискренних, нечистоплотных, алчных намерений. Но вы ведь хотите вырастить успешную личность, которая пойдет высоко по карьерной лестнице, будет уверена в собственных силах и не бросит в беде близких людей? Тогда эта статья для вас.

Прошлое поколение не представляло свою жизнь без работы, потому что ежедневную рутину не облегчали бытовые гаджеты. Сегодня же мы видим картину, как мама закидывает белье в машинку, продукты в мультиварку, робот пылесосит, посудомоечный агрегат моет, а скучающий ребенок не ведает, чем себя занять. И вот оно! Поколение избалованных детей, не знающих, в какое русло направить бурлящую энергию, не уважающих родительский труд, требующих дорогие подарки. Как же быть?

Начиная с 2-3 лет, малыши стремятся помогать. Они просят разрешения вымыть посуду, хватают швабру в руки, тянутся к утюгу, пылесосу, куску теста на столе. Рассыпанная мука, игра с кастрюлями, детская посудка и бытовая техника на прилавках магазинов — неотъемлемые атрибуты правильного, счастливого детства. Привлекайте кроху к семейным обязанностям как можно раньше. Я бы сказала, уже с полугодовалого возраста. Родительские действия выстраивайте по следующей схеме.

1. Лучше всего — собственный пример. Не убирайте дома, когда ребенок спит, на улице или в гостях у бабушки. Пусть карапуз видит, как взрослые хлопочут по дому, суетятся, наводят чистоту.

2. Обязательная теория. Озвучивайте происходящее вокруг. Рассказывайте крохе, зачем вы вытираете пыль, как приятно жить в чистой комнате, какой из него вырастет замечательный помощник. С 3-4-летнего возраста поощряйте желание учиться, узнавать новое. Ведь грядущие школьные уроки — обязательный труд для растущего человека.

3. Доверие без страха. Распространенная ошибка родителей — нежелание осложнять себе жизнь. Намного быстрее вымыть собственноручно две тарелки, чем после «помощи» детей вытирать мокрый пол, перемывать посуду и переодевать в сухую одежду «виновника».

Отказывая двухлетним карапузам, вы допускаете самую большую ошибку — взращиваете семя сомнений в маленькой головке. Постепенно нерастраченный энтузиазм крохи угасает. И, уже повзрослевший, он не желает возлагать на себя домашние обязанности. Он запомнил, что ему раньше не доверяли!

4. Поощряйте. Хвалите за любые попытки взяться за что-то новое. Расскажите, как тяжело справляться с хлопотами по дому в одиночку. Объясните, что сын (дочь) — главные помощники, и вы цените их усилия.

Поиграйте с ним. Поставьте посреди комнаты корзину и забивайте игрушками «голы». Во избежание порчи дорогих экземпляров подавайте ему только мягкие, резиновые изделия, пластиковые кубики и другие небьющиеся предметы. Каждое попадание встречайте бурными овациями. Устройте соревнование наперегонки. Кто первый очистит часть территории, тому разрешат смотреть мультики, дополнительную прогулку на улице, визит к любимой бабушке и т.д. Заинтересуйте строптивца увлекательным сюжетом. Предложите ему роль крана, большого медведя, быстрого Супермена, другого любимого мультипликационного героя.

Важно, чтобы дети старше 5 лет имели постоянные обязанности. Это повышает степень самоуважения, вырабатывает ответственность, ощущение нужности, взрослости во внутрисемейной ячейке. Самоуважение, в свою очередь, — неотъемлемая составляющая формирования гармоничной личности. Правильное поведение взрослых — залог своевременного развития потребности в самостоятельном труде.

  1. Кроха рассыпал муку? Покажите, как из нее приготовить тесто. Дайте ребенку свой маленький кусочек, чтобы он его месил, рвал, катал. Это занятие развивает мелкую моторику.
  2. Схватил грязную тряпку и протирает зеркало? Объясните, что для этих целей имеются другие салфетки. Замените малышу орудие труда на правильное.
  3. Требует отдать в его руки пылесос, швабру? Предоставьте ему такую возможность. Пусть уборка затянется. Но даже полчаса потраченного на это времени принесут неоценимую пользу для правильного воспитания.
  4. Хочет готовить вместе с вами еду? Это не проблема! Детки отлично чистят лук и яйца от шелухи, нарезают игрушечным ножичком отварные овощи, закладывают продукты в электромясорубку под бдительным контролем мамы, выдавливают интересные фигурки из теста с помощью кулинарных формочек. Доверьте крохе сложить в тарелку нашинкованную для борща капусту. Разрешите посыпать пудрой сладкое печенье. Попросите выложить чистые яблоки в вазу для фруктов. Похвалите! И увидите переполненные гордостью, искрящиеся глазки.

Если в квартире (доме) выделена детская комната, то подскажите ее хозяину, как правильно поддерживать чистоту. Малыш с интересом выслушает придуманную историю о том, как игрушки обиделись и ушли из неубранного жилья. С ребенком 5-7 лет разговаривайте как с равным. Объясните, что вредно дышать пыльным воздухом и почему совершать мини-рейды гораздо легче, чем разбирать завалы.

У меня не возникало проблем с уборкой игрушек в квартире. Если даже сынок был не в духе, с протестом относился к просьбе, то я предлагала ему помощь. При этом, делая акцент, что это Я ему помогаю, а не наоборот. По мере взросления у него появлялись дополнительные обязанности. Молоть продукты мясорубкой было любимым занятием. Я же стояла рядом и следила за безопасностью процесса. Иногда я смешивала горсть круп. Потом просила перебрать полученную смесь в разные посудины (это распространенное упражнение для стимуляции речи, поскольку развивается мелкая моторика). Бабушка доверяла внуку пылесос, поливать цветы. Папа купил игрушечные инструменты и ремонтировал текущие поломки в квартире с участием сына. Дедушка разрешал сажать растения на даче, и, конечно же, не ругал за нечаянно затоптанные грядки.

Читайте так же:  Как разговаривать с дошкольником о смерти

В итоге у меня вырос настоящий помощник, который берется за любые задачи, относится ответственно к возложенным на него обязанностям. Собственную комнату он содержит в чистоте. Конечно, иногда ему требуется напоминать об этом))

Никогда не отталкивайте ребенка фразами «Отойди. Ты все испортишь!», «Тебе не под силу», «Ты не справишься» или «Ты еще маленький, вырастешь — тогда будешь помогать». Эти слова вселяют в растущего человека неуверенность в собственных силах — зачем ему браться, если итогом станет неудача. В лучшем случае ребенок перестанет проявлять инициативу, в худшем — у него появится отторжение к домашней работе.

Не пугайте ребенка сложностью домашних заданий. Не концентрируйте внимание на том, как тяжело вам приходится на работе. Подобные негативные мысли прививают отрицательное отношение к труду. Рассказывайте чаще, зачем стремиться к успеху, работать в разных направлениях, всесторонне развиваться.

Золотая формула самодостаточности, которую используют родители — «Ты можешь. У тебя обязательно получится». Следуйте ей, и у вас вырастет гармоничная личность, не боящаяся никаких трудностей и препятствий. Удачи!

Изображение - Приучаем ребенка к труду proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpictures%2F2016%2F07%2F10%2Fpicture-793904-1468174727

Консультация для родителей.

Тема: «Приучайте ребенка к труду!»

ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья.

Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются ее лучшие качества.

Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость.

Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив!

Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше. Вспомните: ваш сын или дочь трудились даже тогда, когда еще не умели вставать на ножки. С каким упорством тянулись они к заинтересовавшей их игрушке, как старательно сжимали свой еще слабый кулачок, пытаясь взять, удержать ее!

Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять.

Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.

У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.

Дети не виноваты в этом непостоянстве. Не надо забывать, что организм ребенка дошкольного возраста еще только развивается, формируется. Способность концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление.

Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда — его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться.

Отсюда следует, что задания, которые вы даете ребенку, должны быть прежде всего посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.

Какой, например, прок семье от того, что девочка выстирает кукольные платья? Конечно, никакого. Наоборот, маме придется самой потратить время, чтобы дать ей тазик с водой, мыло, приспособить место для сушки.

Но воспитательная ценность подобной «стирки» несомненна. И особенно, если вы проследите, чтобы малышка хорошенько отстирала платье, прополоскала, отжала, повесила, а потом еще вылила воду, вытерла тазик. Только тщательная, «добротная» работа заставляет ребенка напрягать усилия, только при таком условии тренируются мышцы, развивается ловкость, формируется воля.

Считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, надо в то же время не допускать неисполнительности, следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца.

Как? Конечно, не порицаниями и нотациями. В одних случаях, может быть, стоит привнести в работу какой-то новый, более интересный для ребенка элемент, дать новые «орудия труда»; иногда полезно, чтобы взрослый помог малышу, увлекая его своим примером. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, стимулировать инициативу ребенка, а не подавлять ее.

Мы наблюдали однажды такую сценку. Четырехлетний мальчик забрался на диван с полученной в подарок мозаикой. Мать тут же уселась рядом и, не дав сыну подумать над узором, подбором цветов, стала все делать сама. Ребенку оставалось только смотреть. Смотрел он охотно — и в этот раз и потом, но сам складывать узоры не научился и, взяв в руки мозаику, сразу же обращался за помощью.

Надо постепенно воспитывать у ребенка сознательное отношение ко всему, что он делает. А для этого цель труда должна быть ему понятной, близко – достижимой. Протерли, допустим, листики комнатных растений — полюбовались, какие они стали свежие, красивые; подклеили порванную книжку — сели рассматривать в ней картинки.

Детям шести-семи лет может быть понятна и более отдаленная цель: чтобы к концу лета получить урожай, надо с весны поливать грядки.

Дошкольникам доступен легкий хозяйственно-бытовой труд. Участие в нем имеет огромное воспитательное значение. Именно с помощью такого труда устанавливаются у ребенка взаимоотношения с окружающими его людьми. Он осознает свои обязанности по отношению к ним, учится сотрудничеству и взаимопомощи, узнает цену забот о себе и приобретает умение практически заботиться о своих близких.

Читайте так же:  Процесс воспитания - не место для конфликтов

Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это приближает к природе, способствует умственному развитию. Дети учатся наблюдать изменения в развитии окружающего их живого мира, начинают лучше понимать его.

Старайтесь, чтобы ребенок пытался что-либо смастерить сам. Это легко сделать, привлекая малыша к изготовлению, допустим, игрушек. В такой работе дети познают свойства различных материалов, учатся элементарному планированию.

Во многих современных семьях бытует тенденция недооценивать воспитательное значение физического труда. А ведь если он выполняется не механически, то обязательно требует не только мышечных усилий, но и осмысливания. В таком труде всегда есть место для собственной инициативы ребенка — поисков рациональных способов работы, проявления любознательности и смекалки.

На эту особенность физического труда указывала Н. К. Крупская. Она говорила, что надо по возможности приучать детей даже в самом простом деле работать не только руками, но и головой, подумать, сообразить, как сделать быстрее, лучше и притом с меньшей затратой сил.

Но, конечно, дошкольнику необходим и труд интеллектуальный. Это занятия с картинками, настольными дидактическими играми, рисование, лепка, развитие речи.

Овладение новыми представлениями и понятиями связано с напряжением нервной системы ребенка. Умственный труд вызывает большее утомление и требует более продолжительного отдыха, чем физический. Правильное сочетание того и другого содействует успеху в каждом из них.

Итак, что же может и должен делать ваш ребенок?

Для малыша важнейшее средство трудового воспитания — игра. Вынуть кубики из коробки, построить «поезд», «дом», «ворота», а потом разобрать кубики и снова уложить их в коробку, разобрать и собрать матрешку, башенку— это уже работа. К «ней способен ребенок второго года жизни.

Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простейшие поручения — убрать свои игрушки, что-то поднять, принести — например, подать маме книгу, папе — очки, бабушке—домашние туфли.

Как показывают наблюдения, ребенка до трех лет в семье обычно еще полностью обслуживают: одевают, кормят с ложечки. А ведь именно, в начале третьего года у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если его не поддержать, оно может утратиться, и тогда даже в четыре, пять, а то и шесть лет ребенок пассивно будет ждать, пока его оденут, умоют, покормят.

Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни чулочек, поправь фартучек, подай кофточку, возьми платочек.

Чтобы закреплять навыки самообслуживания, удобно использовать игрушку— например, куклу одеть, раздеть, покормить, уложить спать.

Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения.

В четыре-пять лет ребенок уже может сам зашнуровать ботинки, завязать шнурки, застегнуть пуговицы.

Привлекайте его и к работе по дому — пусть в меру своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые стулья, вытирать пыль.

Собираясь лепить, рисовать, наклеивать на бумагу аппликации, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно было для этого занятия.

На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.

К пяти годам появляется способность к волевым усилиям и относительно сложным действиям. У ребенка этого возраста надо закреплять умение не только самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи; он должен учиться убирать свою постель — поправлять простыню, покрывать постель одеялом, класть сверху подушку.

Шестилетний ребенок в состоянии, если он к этому приучен, замечать беспорядок в комнате, в своей одежде и устранять его сам или с помощью взрослого. Он уже отличает труд от игры. На самых простых, доступных примерах раскрывайте ему общественную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младшего братишки или сестренки, родителей.

Ко дню рождения мамы пусть вместе с папой смастерит какую-нибудь коробочку, подушечку для булавок, а к папиному дню рождения вместе с мамой — закладку для книг или еще что-нибудь. Из картона, фанеры, шишек он может с вашей помощью создавать простые игрушки.

Не только девочки, но обязательно и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для винегрета, нарезать их. Конечно же, перед этим надо помыть руки, надеть фартук.

На седьмом году возможности ребенка заметно увеличиваются, повышаются общая устойчивость организма и выносливость нервной системы. Движения его становятся более координированными и точными, развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук.

Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать не только кукольные вещи, но и свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какая-нибудь птица, зверек,— не только дать им корм, но и почистить клетку.

Следует научить дошкольника пользоваться ножницами, нетяжелым молотком, пилой-ножовкой, клещами. Он должен уметь сам втянуть нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан , будет делать сам!

Дети склонны к подражанию, они питают безграничное доверие к взрослым. Будьте же для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту.

Изображение - Приучаем ребенка к труду 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here