Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы

Сегодня предлагаем статью на тему: "Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Календарь и нормы развития ребенка от рождения до 1 года: калькулятор, точные таблицы по месяцам

Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Faccesspress-ray_my%2Fimages%2Fexpert%2F2%2Fexpert_face_zacepina

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: как должно проходить развитие ребенка по неделям до 1 года?)

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fdepositphotos_1100ewborn-baby-girl

Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.

Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=https%3A%2F%2Fvseprorebenka.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Frebenok-v-1-mesyats-razvitiye-011

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

Календарь психомоторного развития ребенка (в возрасте до 1 года)

Календарь психомоторного развития ребенка (в возрасте до 1 года)

В первый год жизни психомоторные функции ребенка развиваются наиболее интенсивно. Ежемесячно сравнивая сенсорные и интеллектуальные показатели своего малыша с нормами, которые приведены в календаре развития ребенка, можно своевременно заметить несоответствие психомоторного развития ребенка «эталонным» нормам календаря.

Календарь психомоторного развития ребенка: как он составлен?

Календарь психомоторного развития ребенка| составляют эксперты ВОЗ на основе сравнения индивидуальных календарей развития большой выборки здоровых детей. Кроме того, при составлении календаря психомоторного развития ребенка (особенно в части календаря развития речевых навыков детей), принимаются во внимание национальные особенности.

В приведенном нами календаре развития ребенка указаны показатели речевого развития для носителей русского языка. У носителей иных языков этапы развития речи будут отличаться.

Для родителей и педиатров очень важна возможность сравнить показатели психомоторного развития ребенка с некой усредненной нормой, которая и описана в календаре.

Календарь психомоторного развития ребенка: индивидуальные отличия

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует учесть, что не все дети имеют одинаковые темпы развития по всем критериям календаря психомоторного развития. Поэтому не стоит беспокоиться, если часть психомоторных реакций малыша немного опережает те, которые описаны в календаре развития ребенка для соответствующего возраста, а часть несколько отстает от них.

Оценивая психомоторные функции по календарю развития ребенка, также необходимо учитывать, что результаты оценки зависят от ряда факторов, таких как настроение ребенка, степень комфорта, окружение и т.д.

Календарь психомоторного развития ребенка: отставание в развитии

Отставание в развитии определенных навыков на 1 месяц или меньше (по сравнению с приведенными в «эталонном» календаре развития ребенка) не является симптомом заболевания. Однако родители должны уделить особое внимание развитию необходимых умений у ребенка, используя для этого дополнительные стимулы. К примеру: игры для развития ребенка до трех лет или игры с песком

Лишь при отсутствии положительной динамики развития психомоторных функций ребенка в течение месяца и более, показано обследование ребенка у врача-невролога.

Психомоторное развитие ребёнка до года: календарь по месяцам, нормы

Каждого родителя волнует правильное, гармоничное развитие его малыша, поэтому вопрос «Нормально ли развивается мой ребёнок?» актуален среди родителей всегда.

Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fpsychomotor_2

Однако, более всего данным вопросом озадачены «новоиспечённые» мамочки и папы, которые только стали носить почётное звание «родителей».

Первые 12 месяцев развития первенца – это всегда сложный период для всех близких и родственников малыша. Все и каждый стараются помочь советом, что-то подсказать и научить, чем доводят молодых мам и пап до истерик.

«А вот у Машеньки доченька в вашем возрасте уже головку держала, а дочь Вовы уже два зубика имела» — подобные замечания, к несчастью, частный случай в жизни родителей первенца.

Читайте так же:  О чем расскажет язык ребенка

Как не поддаться тревоге и знать, своевременное ли развивается ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития.

Для начала стоит ответить на простой вопрос, а что же это такое – психомоторное развитие ребенка?

ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной.

Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности.

Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F262-e1419118208232

Многие из молодых родителей часто отнекиваются от поучений и замечаний старших поколений, мол, пусть развивается так, как природе угодно или каждый индивидуален, у каждого по своему.

Стоит осознать и принять, раз и навсегда: да, каждый из нас — это индивидуальная личность, которая развивается по своему в зависимости от своих особенностей. Однако, есть стандартные этапы, которые проходят в своём развитие каждый. К таким относится и психомоторное развитие.

На сегодняшний день высококвалифицированные специалисты ВОЗ на основе сравнения психомоторных календарей нескольких десятков здоровых детей, вывели так называемый общий календарь. В нём перечислены характеристики и требования к развитию ребёнка, его слуха, зрения, эмоциональных реакций, сенсорики, моторики и т.д.

Благодаря календарю ПМР можно следить за развитием ребёнка с обеих сторон, как психической, так и моторной. В случае каких-либо отклонений – обратиться к врачу и решать проблему до того, как она станет ребром.

Если же вы решили все таки следить за развитием своего чадо по календарю психомоторного развития, то стоит помнить, что каждая возрастная категория имеет свой показатель частоты сверки показателей.

Так на первом году жизни психомоторное развитие сверяется с календарём раз в месяц, после 12 месяцев и до 3 годиков необходимо раз в три месяца, а после до шести лет – раз в полгода.

Это обусловлено активным развитием всех процессов в организме до года и их замедлением до шести лет. К возрасту младшего школьника, психомоторное развитие заканчивается, а значит и нервные процессы уже закреплены.

Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года

Первый месяц:

  • Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F242-e1419118354942Кратковременная фиксация взгляда на блестящие и яркие предметы
  • Реакция на звук (вздрагивает при шуме)
  • Способен держать головку в лежачем положении
  • Улыбается близким родственникам, которых часто видит

Второй месяц:

  • Поворачивает головку в сторону источника шума
  • Следит за предметами
  • Способен держать головку в вертикальном положении
  • Реагирует на речь

Третий месяц:

  • Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу»
  • Тянется к игрушкам
  • Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете
  • Хорошо держит голову
  • Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении
  • Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного»

Четвёртый месяц:

  • Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F301Пытается переворачиваться на спинку или на бок
  • Тянется за игрушкой
  • Смеётся
  • «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение

Пятый месяц:

  • Звуки выстраиваются в цепочку
  • Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми)
  • Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу
  • Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек

Шестой месяц:

  • Играет с игрушкой, берёт её из одной руки в другую
  • Активно переворачивается со спины на животик
  • По разному реагирует на родных и чужих
  • «Просится» на ручки

Седьмой месяц:

  • Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F271-e1419120207316При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку
  • Способен сам держать спинку
  • Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине
  • Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.
  • Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.

Восьмой месяц:

  • Способен самостоятельно сесть или лечь
  • Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго
  • Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «Ба», «Па», «Ма»
  • Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста

Девятый месяц:

  • Стоит, если держать за ручку
  • Самостоятельно играется с игрушками
  • Специально кидает и следит за падением
  • Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».
  • Произношение звуков становится удвоенным

Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2FPsihomotornoeДесятый месяц:

  • Играет с другими детками
  • Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону»
  • Говорит первые слова
  • Способен сам ходить, держась за опору

Одиннадцатый месяц:

  • Проявляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками
  • Способен самостоятельно стоять
  • По разному реагирует на знакомых
  • Машет ручками в знак приветствия и прощания

Годик:

  • Говорит от 5 и более слов
  • Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение
  • Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять
  • Способен долго играть с игрушками
  • Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.

Благодаря постоянному наблюдению за развитием своего ребёнка, согласно психомоторному календарю, вы на ранних стадиях сможете выявить заторможенность, нормальность или ускорение развития.

Помните, что в случае задержки более месяца психомоторного развития вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу!

Лекция детского невролога о психомоторном развитие ребёнка до года по месяцам. – Что должен уметь ребенок в каждый из первых месяцев своей жизни, как должно протекать его развитие:

Календарь психомоторного развития ребенка от рождения до года

Говоря простыми словами, психомоторика – это навыки и умения малыша в области движений и эмоциональной реакции.

То есть психомоторное развитие – это показатели развития опорно-двигательной системы крохи, наличия безусловных рефлексов и формирования условных, различные реакции нервной системы.

По мере формирования и укрепления нервной системы малыша, а также других систем его организма, с каждым новым месяцем жизни кроха будет радовать вас новыми умениями и реакциями.

Годовалый малыш уже может произносить несколько слов (если он этого еще не делает – не впадайте в панику, это не говорит ни о каких нарушениях). Он понимает, когда ему что-то запрещают, говоря «нельзя», «перестань», положи», а также отвечает на просьбы – обнять маму, поцеловать, дать ручку. Некоторые детки в годик уже начинают ходить. Могут довольно длительное время проводить, играя с игрушками.

Читайте так же:  Как помочь ребенку пережить жару

Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=https%3A%2F%2F40-nedel.ru%2Fuploads%2F2017-11-13%2FESw7HRvWJ

Таблица норм развития ребенка по месяцам до года от ВОЗ

Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitieiq.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Fstars_crystal%2Frating_on

Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitieiq.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Fstars_crystal%2Frating_onИзображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitieiq.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Fstars_crystal%2Frating_onИзображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitieiq.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Fstars_crystal%2Frating_offИзображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitieiq.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Fstars_crystal%2Frating_off

Таблицы ВОЗ приводят нормы развития ребенка по самым разнообразным параметрам. Вы можете воспользоваться таблицами ВОЗ, чтобы понять, чтобы понять, развитие вашего ребенка проходит нормально или есть какие-то отклонения от нормы.

Вы легко сможете узнать правильные ли у вашего ребенка параметры, нормально ли он набирает массу и растет. Если какие-то из параметров маловаты или отклонены от нормы, которая рекомендуется ВОЗ, то это серьезный повод отвезти кроху до года к педиатру или лечащему семейному врачу.

Родители не должны халатно относится к параметрам развития ребенка, так как, к примеру, ребенок, который набирает лишний вес, должен пройти ряд анализов, в том числе и на сахарный диабет. Если ваш малыш отстает от нормы, то не следует впадать в панику, а наоборот, поверить еще один параметр – это индекс массы тела.

Именно на это число следует опираться, чтобы понять, какую ребенок имеет массу. Формула расчета индекса массы тела: I= m/h2 (масса тела деленная на рост в квадрате) , где m — масса тела в килограммах, h — рост в метрах. Измеряется индекс массы тела в кг/м².

В 2006 году появились новые нормы по развитию мальчиков до 1 года. ВОЗ провела исследования и выдала средние параметры развития мальчиков, у которых нет никаких болезней, и которых кормят грудью. Как известно, дети на искусственных смесях набирают вес быстрее.

Психомоторное развитие ребенка: от рождения до года

Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.azbyka.ru%2Fdeti%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-print%2Fimages%2Fprint

Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.azbyka.ru%2Fdeti%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Читайте так же:  Физическое развитие детей – заботимся о малыше с рождения

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Читайте так же:  Новогодняя поделка своими руками

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Таблица развития ребенка по месяцам: что умеет малыш до года

В современной педиатрии существует понятие «Календарь развития ребенка до года». Его представляют в виде таблицы или графика, указывая, какие именно навыки присущи здоровому малышу в том или ином возрасте. Используя данную информацию, молодые родители могут самостоятельно контролировать процесс развития крохи. Об особенностях становления его психики, навыков и умений в каждом из 12 первых месяцев жизни мы расскажем подробно.

Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Fkids365.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F05%2F360_280_kalendar-razvitiya-rebenka-do-goda-mini

Однако сначала оговоримся: каждый малыш индивидуален. Поэтому использовать таблицу развития ребенка до года по месяцам в качестве настольной книги не следует. В ней приведены лишь общие рекомендации. И если ваш малыш вдруг еще не научился что-то делать к определенному месяцу, волноваться не стоит. Достаточно сообщить о своих подозрениях педиатру и получить профессиональный ответ о раннем развитии детей до года и соответствии этим нормам вашего малыша.

По мнению педиатров, рождение младенца оказывает огромное влияние на его последующее развитие. Если роды прошли без осложнений, а во время наблюдения беременности врачи не указывали ни на какие возможные патологии, с вероятностью 99% вы можете бесконечно радоваться своему счастью, и не вникать в нормы развития детей до года.

Если же подозрения существуют, внимательно наблюдайте за малышом в первые недели жизни. Дело в том, что в этот период наибольшую активность проявляют безусловные рефлексы, которые свидетельствуют о здоровье (или наоборот, нарушениях) нервной системы. Для малыша на данном этапе характерны:

  • глубокий сон — тельце абсолютно расслаблено, а глазки закрыты;
  • неглубокий сон — кроха дышит неровно, изредка подергивает ножками и ручками;
  • состояние дремоты — поверхностный сон с полузакрытыми глазками по время кормления;
  • бодрствование — кроха двигает ручками и ножками;
  • плач — ответ на недовольство мокрым подгузником, холод или жару, голод или боли в животике.

Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Fkids365.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F05%2Fkalendar-razvitiya-rebenka-do-goda-2

Календарь развития ребенка до года также основывается на наличии у новорожденного следующих безусловных рефлексов:
  • хватание — возникает при прикосновении пальца или любого предмета с раскрытой ладошкой;
  • поиск — при поглаживании крохи по щечке он поворачивает головку;
  • сосание — при прикосновении соски или пальца к губкам малыша возникают сосательные движения;
  • ходьба — если поставить кроху ножками на ровную поверхность, он попытается опереться на нее и пойти.

Именно эти рефлексы проверяет участковый педиатр при осмотре крохи. Это необходимый минимум, который свидетельствует о том, что психическое и физическое развитие ребенка до года с максимальной вероятностью будет проходить нормально.

Ежемесячно кроха будет учиться новым навыкам и радовать этим родителей. Этапы развития ребенка до года принято делить по месяцам, указывая, что именно должен уметь делать малыш через каждый новый период. Однако, по мнению психологов, развитие грудничка по месяцам не совсем корректно с точки зрения становления психики. Специалисты предлагают другой подход, который позволяет оценить психомоторное развитие детей до года более правильно. Он включает 7 этапов.

На каждом из этих непростых этапов становления систем организма крохе требуется особенное внимание мамы и ее поддержка.

Календарь развития ребенка по месяцам включает основные показатели физической и эмоциональной активности. Нажав на ссылку с номером месяца, вы можете прочитать подробнее о развитии ребенка в этом возрасте.

Насколько правильно протекает психомоторное развитие ребенка в первое и второе полугодие жизни и на какие нормы нужно ориентироваться в первую очередь? Об этом беспокоятся все родители без исключения – как опытные, так и те, что воспитывают первенца. Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Flori-0002655988-bigwww.jpg800-300x207

Беспокойство это носит естественный характер, и побороть его можно, если изучить информацию об оценках развития малыша в каждый из месяцев до года.

Если говорить в общем, то развитие ребенка до года сводится к нескольким этапам. На первом этапе малыш только появился на свет и его мышцы находятся в постоянном тонусе, сохраняется поза, в которой он привык находиться в утробе матери.

Также в первые недели после рождения у крохи четко прослеживаются так называемые рефлексы новорожденного. Сохранение этих рефлексов обусловлено прежде всего неумением существовать самостоятельно. На первых порах все за кроху делает Природа. Он на автомате ищет сосок матери, чтобы поесть; если слегка коснуться его губ, сработает хватательный рефлекс, уходящий корнями в далекое прошлое, когда дети вынуждены были держаться за мать, чтобы не упасть. А стремление ползти, когда есть опора под пятками, продиктовано древним рефлексом: малыш боится потеряться!

Со временем рефлексы новорожденного сменяются осмысленными движениями, которые становятся возможными за счет совершенствования развития мозга. Очень важно понять, Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2F4cc3726863-300x205

что этапы развития крохи должны быть последовательными и сбои в процессе могут стать причиной появления задержки в развитии.

Например, казалось бы, совершенно безобидный тонус мышц, сохраняемый дольше, чем нужно, может привести к задержке развития осмысленных движений и даже к их ограниченности в будущем. Своевременно не исчезнувший рефлекс новорожденного станет преградой для развития произвольной двигательной активности. Поэтому так важно наблюдать за ребенком с первых дней его жизни, давая оценку его психомоторному развитию.

Читайте так же:  3 лакомства для высокого иммунитета

В первые же дни после рождения ребенок имеет целый ряд рефлексов, которыми может быть обусловлено нормальное психомоторное развитие крохи до года. При направленном на него ярком Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2F0_160386_4d2bf05b_L-300x225

свете малыш пытается зажмуриться, ищет глазами источник света. Если громко хлопнуть возле ребенка, то он моргнет, дернется или заплачет.

Имеет свои особенности и моторика: кроха сохраняет позу «эмбриона», прижимая руки и ноги к телу, его движения пока нескоординированны и замедленны. Руки сжаты в кулаки.

Что касается эмоциональной сферы, то новорожденный по большей мере не проявляет эмоций, разве что оповещает криком родных о чувстве голода. Основную часть времени малыш спит, просыпаясь для того, чтобы поесть.

В первый месяц значительные изменения касаются:

  • зрения;Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Fson-rebenka-300x167
  • слуха;
  • речи;
  • моторики;
  • эмоций.

Малыш уже умеет фокусировать взгляд на предмете или объекте, причем если тот начинает двигаться, то он пробует проследить его глазами. При направлении яркого света на лицо кроха закрывает глаза.

Совершенствуется и орган слуха. Ребенок уже некоторое время может концентрировать внимание на звуках голоса, при громком или неожиданном звуке вздрагивает всем телом.

В речи крохи уже появляются первые звуки, в основном согласные — заднеязычные. В положении на животе ребенок уже не просто поднимает голову, но и пробует ее удержать. На этом же этапе появляется ротовое внимание: кроха при обращении к нему открывает рот и слушает.

Малыш с удовольствием рассматривает лица взрослых, склонившихся к кроватке, обращает внимание на яркие и контрастные предметы. Он ищет источники звука, поворачивая голову, пробует «гулить», когда находится в хорошем настроении.

Двухмесячный малыш хорошо удерживает голову, может захватить игрушку, радует взрослых первой осознанной улыбкой во время общения.

В этот период малыш уже спокойно следит за предметами, в том числе и за теми, что двигаются, в положении на животе. Он продолжает искать источники звука, поворачивая голову, «гулит» Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Frazvitie_malysha_v_3_mesyaca_normy_razvitiya_6305-300x200

протяжно и долго, пытаясь передать интонации взрослых.

Ребенок уверенно удерживает голову как в вертикальном положении, так и лежа на животе, упирается на руки. Кисти открываются, малыш пробует взять руками игрушки. Если взять кроху за обе руки, то он будет делать попытки поднять голову и плечи.

Дети в три месяца особенно нуждаются в общении, о чем свидетельствует двигательное оживление при появлении взрослого, улыбка и «гуление». Кроха на этом же этапе знакомится со своим телом, начиная с изучения рук.

Совершенствуется зрение малыша до года: он уже умеет переводить взгляд на разные предметы, осознает расстояние между ним и игрушкой, рассматривает предметы, которые находятся от Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2FBez-nazvaniya-4

него слишком близко. Развивается и слух ребенка: теперь он различает голоса родных, пробует кричать не для того, чтобы привлечь к себе внимание, а чтобы послушать свой голос.

В положении на животе малыш уже упирается на руки, переворачивается на бок. Он умеет смеяться, проявляет живой интерес к игрушкам и окружающим его предметам, пытаясь попробовать их на вкус.

Малыш может удерживать взгляд сразу на нескольких предметах, реагирует на музыку и радует близких первыми слогами. Ребенок в положении на животе поднимает верхнюю часть туловища, используя в качестве опоры кисти, при удерживании его за руки пробует садиться.

Кроха особенно радуется новым игрушкам, с опаской начинает относиться к незнакомым людям, уже пробует держать двумя руками поилку или бутылочку.

В полгода малыш уверенно сидит, позитивно реагирует на похвалу, расстраиваются, если его ругают. Ребенок бросает игрушки из кроватки, чтобы проследить, что с Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Fmum10-300x201

ними будет. С удовольствием принимает участие в играх для развития мелкой моторики.

В восемь месяцев кроха уже самостоятельно и уверенно сидит, умеет стоять на четвереньках и даже ползать, стоит на обеих ногах, удерживаясь за опору, проявляет интерес к новым предметам, понимает, как разобрать пирамидку, и демонстрирует первый лепет.

К особенностям психомоторного развития в девять месяцев можно отнести желание активно познавать мир. Кроха старается исследовать как можно больше территории в доме, ползает и передвигается вдоль опоры, запоминает и пытается понять жесты взрослых. Малыш активно подражает звукам животных, пробует произнести первые простые слова. Особенный интерес проявляет к музыкальным игрушкам.

В десять месяцев кроха во всем старается подражать родителям. Он выполняет простые просьбы, знает, как называются и для чего служат те или иные предметы, а также интересуется сверстниками.

Спустя еще месяц большая часть малышей до года уже пробуют ходить, удерживая родителей за одну руку, знают, где находятся и как называются отдельные части их тела, Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Frebenku-2-mesiatca-rezhim-dnia-235x190

собирают пирамидки и активно используют собственный детский язык в общении со сверстниками и взрослыми.

В год малыш уже умеет ходить без поддержки, способен поднять предмет с пола, не потеряв равновесия, начинает использовать в речи понятные слова, с каждым днем пополняя словарный запас, знает о назначении многих бытовых предметов.

В заключение отметим, что психомоторное развитие детей до года действительно протекает согласно определенным нормам, о которых обязаны знать родители. Но не стоит забывать о том, что каждый ребенок индивидуален и небольшие отклонения от графика не могут считаться поводом для паники. Консультации доктора потребуются только в том случае, если развитие ребенка до года не соответствует нормам практически по всем показателям и наблюдаются существенные задержки и сбои.

Изображение - Психомоторное развитие ребёнка до года календарь по месяцам, нормы 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here