Развитие элементарных математических представлений

Сегодня предлагаем статью на тему: "Развитие элементарных математических представлений". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Людмила Маслова
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Видео (кликните для воспроизведения).

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Что подразумевается под понятием ФЭМП у дошкольников– это распознавание величины предметов и сравнение этих величин; овладение счетом; развитие представлений о пространственных отношениях; знакомство с геометрическими фигурами; развитие представлений о времени; измерение и некоторые меры; доли; сравнение предметов.

Современные требования к ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС:

1. Обеспечение системности в процессе ФЭМП.

2. Повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми.

3. Формирование не только математических представлений, но и базовых математических понятий.

4. Ориентация на развитие умственных способностей ребенка.

5. Создание благоприятных условий для ФЭМП у детей.

6. Развитие познавательных процессов и способностей в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста.

7. Усвоение детьми математической терминологии.

8. Повышения уровня познавательной активности на занятиях по ФЭМП у дошкольников.

9. Овладение приемами учебной деятельности детьми.

9. Организация обучения с учетом индивидуальных способностей.

Практические методы являются наиболее действенными в процессе ФЭМП у дошкольников и предполагают организацию упражнений, в результате которых ребенок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Игра является ведущим методом формирования математических представлений у дошкольников.

Наглядные методы ФЭМП-это демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.

Словесные методы ФЭМП-это рассказ, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры.

Формирование математических представлений в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Формируем элементарные математические представления у дошкольников разного возраста

Изображение - Развитие элементарных математических представлений proxy?url=https%3A%2F%2Fmelkie.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F11%2Fasuna.yuuki_.san_-2-150x150

Наталья Фоминых 21.08.2017 0 6.4k

Изображение - Развитие элементарных математических представлений proxy?url=https%3A%2F%2Fmelkie.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fmatematika-dlya-malyshey-3

Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.

Цели и задачи освоения азов математики для разных групп детского сада

Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов.

И. Песталоцци

Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП):

  • освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
  • овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
  • стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.
  1. Первая младшая группа (два-три года):
    • обучать навыкам определения количества предметов (много-мало, один-много);
    • учить различать предметы по величине и обозначать в словесной форме (большой кубик — маленький кубик, большая кукла — маленькая кукла, большие машинки — маленькие машинки и т. д.);
    • учить видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;
    • развивать ориентацию в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.);
    • дать знание о частях тела (голова, руки, ноги).
  2. Вторая младшая группа (три-четыре года):
    • учить объединять в группы однотипные предметы, сравнивать равные и неравные группы, владеть приёмами наложения и приложения, уметь выделять общий признак (цвет, величина, форма);
    • научить сравнивать предметы по длине (длинный — короткий), ширине (узкий — широкий), по высоте (низкий — высокий);
    • познакомить с кругом, квадратом, треугольником;
    • учить отличать правую и левую руку, правильно определять направление (вверх-вниз, вперёд-назад);
    • познакомить с частями суток.
Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Развитие элементарных математических представлений proxy?url=https%3A%2F%2Fmelkie.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fzanyatie-v-mladshey-gruppe-600x361

Воспитанники второй младшей группы знакомятся с кругом, квадратом, треугольником

Изображение - Развитие элементарных математических представлений proxy?url=https%3A%2F%2Fmelkie.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fzanyatie-v-sredney-gruppe-600x450

На занятии по математике в средней группе малыши изучают порядковый счёт в пределах пяти

Изображение - Развитие элементарных математических представлений proxy?url=https%3A%2F%2Fmelkie.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fzanyatie-v-starshey-gruppe-600x445

Старшие дошкольники знакомятся с цифрами от нуля до девяти и составом числа из отдельных единиц

  1. Наглядные (образец, показ, демонстрация иллюстративного материала, видеофильмов, мультимедийных презентаций):
    • В работе с младшими дошкольниками многократный показ с параллельной демонстрацией наглядного материала и проговариванием алгоритма действий обычно используется как образец нового способа действия. Если малыши уже усвоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться только словесными инструкциями, например: «Посмотрите, сколько гаражей нарисовано в верхнем ряду? Поставьте под каждый гараж по машинке в нижнем ряду».
    • В средней группе освоение новых интеллектуальных операций (сопоставление предметов по какому-либо признаку, счёт) требует полноценного, обстоятельного, последовательного показа с подробными словесными инструкциями и рассматриванием образца. По мере усвоения детьми новых понятий и слов показ заменяется устными комментариями к действиям.
    • В старшей группе расширяют виды используемого демонстративного материала (картинки, модели, схемы, игрушки, геометрические фигуры, карточки с цифрами и примерами). Простейшие схематические изображения вводятся со второй половины учебного года, например, «пирамидка из чисел», «схемы-карты», на которых в определённой логической последовательности размещены рисунки предметов. Наглядными материалами в большей степени становятся абстрактные знаковые изображения реальных предметов и рисунки геометрических фигур.
Читайте так же:  Как определить начало родов

Изображение - Развитие элементарных математических представлений proxy?url=https%3A%2F%2Fmelkie.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fnaglyadnost-na-zanyatii-600x400

Для старших дошкольников наглядными материалами в большей степени становятся абстрактные знаковые изображения реальных предметов и геометрических фигур

Изображение - Развитие элементарных математических представлений proxy?url=https%3A%2F%2Fmelkie.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Figrovye-priemy-1-600x338

Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр

Видео: занятие по математике с использованием LEGO (средняя группа)

Как заинтересовать детей математикой в начале занятия

Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе стихотворения, загадки, дидактические игры, костюмированные представления, демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов. Сюрпризный момент обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета. Его герои создадут интересную ситуацию, оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие:

  • «Сказка в гости нас зовёт» — воспитатель вместе с детьми приглашает русскую народную сказку «Теремок». Волшебный домик откроет дверь только тому, кто разгадает все загадки и решит все задачи.
  • «Сказочная школа» — педагог рассказывает детям в начале занятия, что утром почтальон принёс письмо и посылку, адресованные им. В письме от учеников сказочной школы сказано, что для того, чтобы открыть загадочную коробку и получить подарок нужно пройти испытания которыми станут математические задания.
  • «Королевство занимательной математики» — педагог обращается к практике элементов театральной игры, например, перевоплощается в Королеву Математики и становится проводником в волшебную страну с приключениями в форме увлекательных математических упражнений.

Изображение - Развитие элементарных математических представлений proxy?url=https%3A%2F%2Fmelkie.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fmotiviruyushchee-nachalo-zanyatiya-600x471

Сюрпризный момент вводной части занятия обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
  4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
  5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
  6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
  7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
  8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники.

Видео: подвижные игры на математике в подготовительной группе

Фотогалерея: дидактические игры на развитие устного счёта

Этапы развития счётной деятельности по возрастным группам

Подготовительный «дочисловой» этап (три-четыре года). Освоение приёмов сравнения:

Этап счёта в пределах 5 (четыре-пять лет):

  • Шаг первый — численное сравнивание двух групп элементов, расположенных в два горизонтальных ряда, которые для большей наглядности располагаются один под другим. Различия (больше, меньше, равно) фиксируются словами, обозначающими числительные, благодаря чему дети воспринимают взаимосвязь между числом и количеством элементов. Воспитатель добавляет или убавляет один предмет, что помогает увидеть и понять, каким образом можно получить следующее или предыдущее число.
  • Шаг второй — посвящён овладению операциями порядкового счёта и навыку отсчитывания, детей учат показывать предметы женского, мужского и среднего рода (кукла, мяч, яблоко) по порядку и называть соответствующее слово-числительное. Затем малышам предлагают сформировать количественную группу по названному числу, например, «Собери 2 кубика и 4 мячика».

Этап счёта в пределах десяти (пять-семь лет).

Опорными по-прежнему являются приёмы, основанные на принципе получения последующего числа из предыдущего и наоборот путём добавления или убавления единицы. Упражнения выстраиваются вокруг наглядного сопоставления двух групп различных предметов, например, машинки и матрёшки, или предметов одного вида, но разбитых на группы по определённому признаку, например, домики красные и синие. Как правило, на занятии получают два новых числа, следующих друг за другом, например, шесть и семь. В третьем квартале старшей группы детей знакомят с составом числа из единиц.

Для развития умственной операции счёта упражнения усложняются, детям предлагают задания, связанные со счётом звуков (хлопки или звуки музыкальных инструментов), движений (прыжки, приседания) или счётом на ощупь, например, посчитать мелкие детали конструктора с закрытыми глазами.

Занятие по математике проводится один раз в неделю, продолжительность зависит от возраста детей:

  • 10–15 минут в младшей группе;
  • 20 минут в средней;
  • 25–30 в старшей и подготовительной.

Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Индивидуальный формат предполагает выполнение упражнений возле демонстрационной доски или у рабочего стола педагога.

Индивидуальные упражнения наряду с коллективными формами обучения помогают решить задачи усвоения, закрепления знаний и умений. Кроме того, индивидуальные упражнения играют роль показа образца для коллективного исполнения. Оптимальный вариант организации и проведения занятий по математике предполагает разделение детей на подгруппы с учётом разных интеллектуальных возможностей. Такой подход будет способствовать повышению качественного уровня обучения и создаст необходимые условия для реализации индивидуального подхода и рационального дозирования умственной и психологической нагрузки.

Читайте так же:  Постановка звука с - артикуляционная гимнастика

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Изображение - Развитие элементарных математических представлений proxy?url=https%3A%2F%2Fis04.infourok.ru%2Fimg%2F0107-00050a16-646bed7d

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Обучение проводится на протяжении трех кварталов учебного года. В четвертом квартале рекомендуется закреплять полученные детьми знания в играх, на занятиях физической культурой, на прогулках и в повседневной жизни. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.

Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы ( сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций).

Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.

Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.

При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.

Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. В процесс обучения полезно включать пословицы, считалки, загадки. С их помощью дошкольникам предлагается объяснить ход решения различных математических задач. Это способствует и речевому развитию детей. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятии. Кроме того, предлагаются задания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с воспитателем.

Основные направления работы со старшими дошкольниками:

Формирование представлений о числах

В старшей группе детей учат считать в приделах 10, продолжая знакомить с цифрами первого десятка (с цифрами от 1 до 5 дети уже познакомились в средней группе).На основе действий с множествами и измерения с помощью условной мерки продолжается формирование представлений о числах до 10.Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 происходит на основе сравнения двух групп предметов .В течение всего учебного года дети упражняются в счете. С большим интересом дети выполняют задания в дидактических играх: “Что изменилось?”, “Найди ошибку”, “Чудесный мешочек”, “Считай дальше”, “Считай – не ошибись”, “Кто быстрее назовет”, “Сколько”, “Поймай мяч” и др.Программа старшей группы предусматривает сравнение последовательных чисел в пределах десяти на конкретном материале. Дети должны уметь сравнивать два множества, знать, какое из чисел больше, а какое меньше, как из неравенства сделать

Важной программной задачей, решаемой в старшей группе, является обучение детей измерению. Обучение измерению помогает устранить недостатки в формировании представлений о числе, которые возникают при обучении счету отдельных величин. В старшей группе детей учат измерять с помощью условной меры длину протяжения, объем жидкий и сыпучих тел, переводя количественные отношения в наглядно-представляемые множества. Когда дети овладели способом измерения, им предлагается использовать измерение для сравнения двух объектов: какая из дорожек длиннее; в каком кувшине воды больше; в каком мешочке крупы меньше.

Ознакомление с геометрическими фигурами

В старшей группе дети познакомятся с новой для них фигурой – овалом. Обычно они сами отличают овал от круга. Знакомство с овалом должно происходить на основе обследования фигуры, нахождения разницы между овалом и кругом. В старшей группе у детей начинают формировать представления о четырехугольнике. В старшей группе детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, обруч, тарелка – круг; крышка стола, стена, пол – прямоугольник; платочек – квадрат; косынка – треугольник; стакан – цилиндр. Названия геометрических фигур помогут запомнить стихи. Закрепить знание фигур можно с помощью игр. Лото “Цвет и форма” подойдет с этой целью как нельзя лучше!

Овладение пространственными представлениями

В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями, с которыми дети познакомились в предыдущей группе: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. Новая задача – научить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенок должен выполнять задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был волк, а сзади медведь; сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади Никита и т.д. Кроме того, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы заяц, слева от куклы пирамида; впереди Ани окно, над головой Ани лампа..

Читайте так же:  Тазовое предлежание

Закрепление и углубление временных представлений

Каждый ребенок к концу дошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени. В старшей группе для детей станет новым усвоение последовательности дней недели. Важно, чтобы дошкольники усвоили, что неделю составляют семь суток, а каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Такая последовательность дней недели неизменна.

Использование дидактических игр

Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Играя в такие дидактические игры как “Какой цифры не стало?”, “Сколько?”, “Путаница?”, “Исправь ошибку”, “Убираем цифры”, “Назови соседей”, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как “Задумай число”, “Число как тебя зовут?”, “Составь табличку”, “Составь цифру”, “Кто первый назовет, которой игрушки не стало?” и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра “Считай не ошибись!”, помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете . Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: “Найди похожую”, “Расскажи про свой узор”, “Мастерская ковров”, “Художник”, “Путешествие по комнате” и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов. Дидактическую игру “Геометрическая мозаика” можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.

Занимательные вопросы и задачи-шутки

В работе со старшими дошкольниками необходимо использовать загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы. Занимательные задачи с математическим смыслом побуждают детей применять находчивость, смекалку, чувства юмора, приобщают детей к активной умственной деятельности. Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют загадки. При знакомстве с числами можно предлагать детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные. Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Дети и сами не замечают, как в процессе игры, они осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям с числами.

Элементарные математические представления даются детям в детском саду. Но нынешние малыши, оказывается, куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности? Фразы, наподобие этих: “Сидите тихо!”, “Слушайте внимательно!” отпугнут кого угодно. Тогда выход один – ИГРА!

К счастью, цифры с удовольствием вписываются в игровое действие. Первое, что мы должны сделать – это заинтересовать детей. А уж если интерес появился, то появится и желание более тесно познакомиться с математикой. Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя. Игра – естественный способ развития ребенка.

Без учебного процесса на занятие математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово – ТВОРЧЕСТВО!

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

  • Сатлыкова Альфия Ниловна , бакалавр, студент
  • Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
  • ДОШКОЛЬНИКИ
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Первые годы жизни ребенка — это период в наибольшей степени интенсивного развития. Время дошкольного детства недолгое в сравнении всей жизни человека, но очень содержательно постижением всего нового. Окружающая жизнь обрушивает на маленького человека огромное количество информации. Ошибаясь, он находит ответ на многие вопросы, постигает логичность: чтобы мяч катился дальше его необходимо сильнее ударить; в узкое отверстие не пройдет объемистый предмет, и многое другое.

Обучению дошкольников первоосновам математики отводиться первостепенное место. Это послужило источником для целого ряда причин: обилие информации, которое получает ребенок, начало школьного обучения с шестилетнего возраста, повышенное внимание к компьютеризации, желание сделать процедуру обучения более насыщенной.

Для интеллектуального воспитания детей важнейшее значение имеет усвоение математических представлений, которые влияют на развитие умственных процессов так необходимых для учения окружающего мира.

Многие знаменитые психологи и педагоги, такие как П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева, считают, что формирование у ребенка математического представления должно основываться на предметно-чувственной деятельности, в результате которой легко осилить весь объем знаний, осмысленно постигнуть навыки счета и измерения, обрести прочную, элементарную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Читайте так же:  О чем расскажет язык ребенка

Для обучения дошкольников математике используются занимательные игры, задачи и развлечения. Несложный занимательный материал определяется с учетом потенциала детей и альтернативы всеобщего формирования и воспитания. Следует отметить, что занимательный материал применим для активизации умственной деятельности, заинтересованности математического материала, увлечения и развлечения детей, развития ума, расширения и углубления математических представлений, закрепления полученных знаний и умений, упражнения в использовании их в новой обстановке и других видах активности (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева [2, с. 14]).

Ежедневно в быту и играх ребенок встречается с ситуациями, требующих применения математического решения: сервировка стола для кукол, раздел конфет поровну и т.д. Необходимы знания таких позиций, как «мало», «много», «меньше», «больше», «поровну», умение определить и выбрать число во множестве. Вначале с помощью взрослых, затем самостоятельно дети решают возникающие вопросы. Таким образом, дети дошкольного возраста знакомятся с математикой и овладевают элементарными вычислительными процессами. Приоритетной задачей работы дошкольных образовательных учреждений считается развитие у дошкольников элементарных математических представлений.

Программа по математике направлена на формирование и прогресс математических представлений и способности, смекалки, умственной активности, логического мышления, то есть умения делать простейшие суждения, пользования грамматическими правильными оборотами речи. Программой по математике предусмотрены операции с наглядным материалом, определение объема сыпучих и жидких тел, проведение измерений с помощью условных мерок, представления о геометрических фигурах, развитие глазомера ребят, формирование понимания пространственных отношений, понятия о времени.

Чтобы достичь успешного освоения учебного материала помогает использование разных методов, средств и приемов обучения. Поставленные цели и задачи влияют на выбор обучения, содержание изучаемого материала, этап занятий и возраст детей.

В современное время применяются новые подходы к формированию познавательных интересов к математике у дошкольников.

Увеличились возрастные особенности детей в освоении математического содержания, повысились требования школы к математической подготовленности дошкольников, модифицировались социальные условия, изменилось отношение к образованию и воспитанию детей. Воспитателям предоставлен большой потенциал в выборе программ математического формирования, использования разных технологий и моделей обучения дошкольников.

Ребенок, играя, обучается, поэтому в дошкольном возрасте образовательная деятельность начинает формироваться в процессе игры. Поэтому для фиксирования математических представлений широко используются дидактические игры и упражнения отдельно для каждой возрастной группы.

В основе методики математического обучения лежат дидактические принципы: последовательность, систематичность, индивидуальный подход, постепенность. Детям предлагаются задания последовательно, усложняясь от занятия к занятию. При переходе к новой теме пройденный материал повторяется, что дает возможность углубить знания детей и сосредоточить их внимание на новой информации (Е.И. Щербакова [3, с. 38]).

Воспитателями на занятиях по математике используются разные методы: словесный, наглядный, игровой. Также применяются другие способы: беседа, рассказ, объяснение, описание, вопросы и ответы, смотр картин и предметов, упражнения, дидактические и подвижные игры.

В занятиях с детьми всех возрастных групп особое место заимствуются методы развивающего обучения: классификация предлагаемых знаний, применение наглядных средств, куда входят эталонные образцы, простейшие схематические изображения, предметы — заместители и которые применяются для выделения в реальных предметах и ситуациях разных свойств и отношений, употребление общего способа действий в новых условиях.

Формированию у детей элементарных математических представлений содействуют используемые методические приемы: комбинация практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно — игровых и поисковых ситуаций. Повышенная трудность, нестандартность игры, необходимость решения поставленной задачи вызывает большую заинтересованность дошкольников.

Для ускорения формирования и развития логических структур мышления у детей, воспитатели моделируют логические и математические конструкции в игре, в процессе которой создаются благоприятные условия для использования математических знаний, их самостоятельного и активного применения. Так у детей формируется интерес к математическому содержанию.

Невозможно обучение детей дошкольного возраста математике без использования занимательных игр, развлечений и задач. Как правило, в группе выбирается светлое место для расположения игротеки, где рядом есть столы, за которыми удобно и комфортно играть в интересные развлечения.

Мы считаем, что определенных результатов в развитии детей можно достичь совместными усилиями семьи и воспитателей детского сада. Именно в дошкольном возрасте закладывается основание для дальнейшего обучения и это является началом длинного и весьма интересного пути в мир познания и чудес. Важно научить дошколят не только писать и считать, но и уметь творить и думать. И в этом в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка огромную роль имеет математическое учение.

  1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 320 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 352 с.
  3. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие: – М.: НПО «МОДЭК», 2005. – 392 c.
  4. Шмелёва Н.Г. Информационная культура на современных инновационных процессах // В сборнике: Актуальные проблемы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. ООО «Ар-Консалт». 2014. – С. 131-132.
Читайте так же:  Как родителям перестать говорить «нет»

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

2.Методика формирования элементарных математических представлений и другие науки.

деятельности (включение физкультминуток, дозирование учебно-позновательных задач и т. д.).Связь с различными науками создает теоретическую базу методики формирования математических представлений у детей в детском саду.

3. Методика формирования элементарных математических представлений и значение, цель и задачи формирования и развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Содержание ФЭМП у дошкольников

Предматематическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений. При постановке и реализации задач предматематической подготовки дошкольников учитывают:

— закономерности становления и развития познавательной деятельности, умственных процессов и способностей, личности ребенка в целом; — возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний и связанных с ними навыков и умений;

— принцип преемственности в работе детского сада и школы. В процессе предматематической, подготовки обучающие, воспитательные и развивающие задачи решаются в тесном единстве и взаимосвязи друг с другом.

1.Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. С содержательной стороны наиболее важными в смысле формирования первичных простейших представлений являются такие фундаментальные математические понятия, как «множество», «отношение», «число», «величина». Эти понятия широко представлены в первоначальном обучении, но не в прямом смысл а с точки зрения пропедевтики формирования лишь представлении о них. Образно говоря, ребенок в детском саду постигает «наук до науки», и естественно это связано с тем, что по своей психолопческой структуре элементарные математические представления имею образную природу. Постепенное усложнение знаний, осваиваемы детьми, заключается в увеличении как объема количественны) пространственных и временных представлений, так и степени и обобщения.

.Система знаний и первоначальных представлений о множествах, отношениях, числах и величинах, хотя и весьма ограничен, рамками возможностей обучения дошкольников, является значимой для дальнейшего овладения понятиями школьной математики.

Повышению уровня в обобщении математических представлений, формированию математических понятий способствует не только особая организация умственной деятельности, но и применение в процессе обучения специальных познавательных средств: моде лей, графиков, схем и т. д. Например, «лесенка», составленная из кругов, моделирует количественные и порядковые отношения натуральных чисел, четыре круга — розового, белого, голубого и черного цвета — модель частей суток и т. д.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников может осуществляться по-разному. Поскольку опыт и знания у детей невелики, обучение в основном .идет так: сначала с помощью взрослого накапливаются конкретные знания, а затем они обобщаются до простейших правил и закономерностей.

Аналогично детей знакомят и с многоугольниками. Конкретизируя свои знания, дошкольники показывают и называют треугольники, квадраты, прямоугольники разных размеров, относя все эти фигуры к многоугольникам. Представление о многоугольнике как бы надстраивается над всем разнообразием фигур, ограниченных замкнутыми ломаными линиями, правильных и неправильных, больших и малых. Следовательно, для развития мыслительных способностей детей необходимо пользоваться разными путями, подводить их к пониманию единства общего и единичного, абстрактного и конкретного. Обучение в детском саду — это не только сообщение знаний, но и развитие у детей умственных способностей, механизмов умственной деятельности, что облегчает переход от эмпирических знании к понятийным.

2.Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития. Усвоение первоначальных математических представлений способствует совершенствованию познавательной деятельности ребенка в целом и отдельных ее сторон, процессов, операций, действий.3. Формирование сенсорных процессов и способностей. Основное направление в обучении маленьких детей — осуществление постепенного перехода от конкретных, эмпирических знаний к более обобщенным

4. Расширение словаря детей и совершенствование связной речи. Процесс формирования элементарных математических представлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связности речи.

При формировании математических представлений речевое развитие происходит не изолированно, а во взаимосвязи с сенсорными и мыслительными процессами. 5.

Формирование начальных форм учебной деятельности. Важную роль играет предматематическая подготовка и для становления начальных форм учебной деятельности.

Содержание предматематической подготовки дошкольников п детском саду имеет свои особенности. Они объясняются спецификой математических понятий, историческими и педагогическими традициями в обучении детей дошкольного возраста, требованиями современной школы к уровню общего умственного и математического развития детей.

Изображение - Развитие элементарных математических представлений 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here