Развитие мелкой моторики рук и интелект ребёнка

Сегодня предлагаем статью на тему: "Развитие мелкой моторики рук и интелект ребёнка". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Интеллектуальное развитие ребёнка через развитие мелкой моторики

Валентина Гурбатова
Интеллектуальное развитие ребёнка через развитие мелкой моторики

Ещё мудрецы древнего Китая заметили, что чем лучше развита рука человека, тем он здоровее, у него более развит интеллект. Уже с младшего дошкольного возраста с детьми можно развивать мелкую моторику руки. Дети с удовольствием выполняют несложные упражнения пальчиковой гимнастики, гимнастики для кисти рук. Всё это проводится в игровой форме, в свободное время сидя на ковре или перед занятием на стульчике. Например “Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать. А за ней ребятки, жёлтые цыплятки” Дети имитируют пальчиками как идёт курочка а за ней цыплятки. Так же для развития кисти рук дети лепят из пластилина, массы для лепки разнообразные фигурки. Чем взрослее становится ребёнок, тем сложнее становятся задания. Пальчиковую гимнастику дети делают ежедневно: на физкультминутках, во время занятий и в любую свободную минуту. Кроме того существует много игр для развития моторики рук. Такие как: “Перебери крупу”, “Сухой бассейн”-из фасоли и гороха,”Нанизывание бусинок на нитку”, “Волчок”, “Собери фигуру из спичек” и многое другое. Особенно полезны эти игры для детей с речевым недоразвитием. В результате дети быстрее усваивают правильное произношение звуков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подготовка руки ребенка к письму! Как часто приходиться слышать от учителей: “Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно – следственные связи простых.

Изображение - Развитие мелкой моторики рук и интелект ребёнка proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fsmall%2F4618ccf837e57c426ce0233c27a94e42.jpg

Развивающий коврик Я хочу с вами поделиться. Ведь мелкая моторика играет большую роль в развитии детей. Чем лучше она развита, тем лучше развит ребенок- улучшается.

Развитие мелкой моторики у детей – один из существенных факторов, отвечающий не только за своевременное формирование навыков связной речи у дошкольников, но и за общий уровень их интеллектуального развития.

Мелкая моторика, как она оказывает влияние на развитие детей?

Изображение - Развитие мелкой моторики рук и интелект ребёнка proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F120-e1481660557908

Мелкая моторика – это совокупность движений пальцев, ладоней и кистей рук ребёнка. Учёными давно установлено, что у детей, которые хорошо координируют движения своих пальчиков, быстро и своевременно развиваются отделы головного мозга, отвечающие за формирование речевых навыков.

Попросите малыша (возрастом 1,5–3 года) поднять ладошку и по очереди показать сначала один пальчик, потом второй, затем третий. Те детки, которые без особого труда могут поднимать и опускать пальчики изолированно, скорее всего, уже начали говорить и речевой запас их высок. А вот если ребёнок не может двигать каждым пальчиком отдельно, то уровень развития у него мелкой моторики невысок. Скорее всего, такие детки пока не разговаривают и у них возникают проблемы с речевым развитием.

В первые несколько недель после рождения движения малыша своими конечностями хаотичны и непоследовательны – он ещё не осознаёт власть над собственными ручками и ножками, его мозг недостаточно развит, для того чтобы координировать их движения.

Однако развитие ребёнка идёт стремительно и уже к концу второго месяца жизни он начинает проявлять осознанный интерес к своим рукам – любит сосать большой палец, подолгу может рассматривать ручку, шевелить пальчиками. Именно в этот период необходимо предпринимать первые шаги для обеспечения двигательной активности рук и пальчиков малыша.

Полноценная тренировка пальцев рук должна включать не только массаж кистей рук, но и каждого пальца по отдельности. Особе внимание нужно уделять подушечкам пальцем, ведь именно там находятся нервные окончания, правильная стимуляция которых, отражается благоприятным образом на работе растущего мозга маленького ребёнка.

Массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до года)

  • Изображение - Развитие мелкой моторики рук и интелект ребёнка proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F53Проводить массаж нужно в период активного бодрствования ребёнка, старайтесь, чтобы в этот моменту у него было хорошее настроение. Если он капризничает, устал или не очень себя хорошо чувствует (лезут зубы, например), тогда массаж лучше перенести на другое время.
  • Возьмите ручку малыша в свою руку, немного согрейте и слегка подвигайте, придерживая за кисть. Нужно добиться, чтобы кисть ладошка и пальчики были расслаблены.
  • Начинаем массаж с большого пальца. Разомнём поглаживающими движениями сначала основание пальчика, затем постепенно поднимемся от его основания к подушечке. Проделаем такую манипуляцию с каждым пальцем по очереди.
  • Чтобы ребёнку нравились такие игры и манипуляции с руками, можно рассказывать ему во время занятий коротенькие стишки, прибаутки, поговорки.

Например:

Этот зайчик в лес пошёл (взяли большой пальчик)

Этот зайка гриб нашёл (перешли к указательному)

Этот зайка чистить стал (массируем средний пальчик)

Видео (кликните для воспроизведения).

Этот зайка жарить стал (перешли к безымянному)

Ну, а этот взял – и съел! (закончили массировать мизинчик).

Занятия, которые стимулируют и развивают мелкую моторику дошкольников, очень разнообразны. Это, прежде всего, игры, специальные творческие задания, задания, стимулирующие физическую активность нужных отделов рук малышей. Важно помнить, что пока ребёнок маленький, нужно уделять как можно больше внимания упражнениям по развитию его мелкой моторики, это поможет избежать проблем, связанных с задержкой речевого и интеллектуального развития в дальнейшем.

Читайте так же:  Игры для стимуляции физического развития ребёнка 7 месяцев

Эти задания очень просты, их легко организовать, используя подручные материалы: бусины, пуговички, фасоль, горох. Самое элементарное задание – сортировка. Можно смешать несколько видов предметов: горох, фасоль и, например, пуговички, и предложить ребёнку распределить эти предметы в три отдельные группы – фасоль, горошины и пуговички. Помимо развития мелкой моторики эти игры хорошо тренируют терпение и внимание, поэтому они будут нелишним для тех детей, у которых есть проблемы усидчивостью.

Внимание: это задание не подходит совсем маленьким детям до полутора лет, в связи с тем, что выполняя, его они могут проглотить какие-нибудь из маленьких предметов. Если вы все же дали такое задание малышу, не оставляйте его во время выполнения без присмотра.

Задания и упражнения на развитие силы и координации рук дошкольников

  • Изображение - Развитие мелкой моторики рук и интелект ребёнка proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F218Разминаем тесто, пластилин, глину. Помимо развития силы во время разминания кусочка пластилина или теста происходит самомассаж ручек и ладошек ребёнка. Покажите, какие ямки остаются в пластилине, когда вы или ребёнок надавите на него разными пальчиками.
  • Вдавливаем отдельные предметы в пластилин. Очень полезное задание, стимулирующее также творческий подход. Продемонстрируйте ребёнку, что получится, если вдавить в слой теста или пластилина бусинки, горошинки, фасоль. Сложите, используя перечисленные предметы, простенький рисунок на кусочке пластилина, например, солнышко с лучиками.
  • Рвём и мнём бумагу. Порвите лист ненужной бумаги следующим образом: возьмите листок в две руки и потяните его руками в разные стороны. Покажите так же, как можно также сминать листы бумаги, потренируйтесь вместе лепить из сминаемой бумаги «снежки». Перед выполнением этого задания, следует объяснить малышу, что рвать и сминать можно только ту бумагу, которая уже использована и не нужна.
  • Надавливаем на грушу, играемся струёй воздуха. Покажите ребёнку небольшую резиновую грушу. Продемонстрируйте, как из неё выходит воздух, когда вы сжимаете её рукой. Для того чтобы действие было более наглядным, положите перед грушей что-нибудь лёгкое: пёрышко, кусочек бумаги или ткани. Когда вы сожмёте грушу, под действием выходящего из неё воздуха предмет начнёт двигаться, и это обязательно заинтересует малыша. Предложите ему проделать те же манипуляции самостоятельно.
  • Наматываем на катушку (палочку, ручку, карандаш) толстую нитку, пряжу, шнурок. Задание полезно делать в двух направлениях – не только наматывать нитку, но и разматывать уже намотанное раннее. Занятия с различной текстурой (шнурки, пряжа, нитки) хорошо разнообразят тактильные ощущения ребёнка.

Игры, стимулирующие развитие мелкой моторики у малышей

«Где спряталась игрушка?» — очень простая и полезная игра для детей возрастом от одного года.

Вам понадобятся: небольшой мячик, несколько мелких игрушек. Размеры игрушек и мячика должны быть подобраны так, чтобы они могли свободно помещаться в ручке малыша.

Шаг 1. Возьмите шарик в руку и спрячьте его в ладони. Продемонстрируйте малышу, что шарик, пропал, спрятался. Потом откройте ладонь и покажите, как шарик «нашёлся». Предложите ребёнку «поработать» волшебником – дайте ему шарик, пусть он сожмёт его в ладошке так, чтобы его не было видно, «спрячет его». Используя этот приём можно продолжить игру, отгадывая, в какой руке (у родителя или ребёнка) «спрятался шарик».

Шаг 2. Теперь возьмите игрушку или шарик чуть больше размером, чем предыдущие игрушки. Она не должна полностью «прятаться» в ладошке ребёнка. Попросите его попробовать спрятать предмет самостоятельно, если же у него не будет получаться- помогите ему, показав, как можно устроить «домик» для игрушки используя две ладошки сразу.

Обыграйте ситуацию, рассказав, что идёт голодный волчок, который хочет скушать колобка (мячик), и нужно помочь колобку спрятаться так, чтобы волчок его не нашёл.

Эта игра отлично развивает захват чего-либо кистью, развивает соотносящиеся действия ручек, помогает усвоить представление ребёнка о реальной величине предметов.

Изображение - Развитие мелкой моторики рук и интелект ребёнка proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F37«Поиграем в доктора» — такие игры особенно популярны у девочек.

Вам понадобятся: любимая игрушка (мишка, кукла) узкий и длинный бинт или ленточка толщиной 3 см.

Объясните ребёнку, что с мишкой случилось несчастье – он бегал и поранил лапку, и ему необходимо помочь – сделать перевязку. Для большего эффекта, если вы воспользовались куклой, а не мягкой игрушкой можно нарисовать ранку фломастером. Желательно, чтобы место перевязки было обозначено – это поможет развитию координации движений. Сначала замотайте ранку бинтом самостоятельно, пусть малыш посмотрит, как это делается. Затем предложите ему поработать доктором. Закрепите упражнение, повторив его на другой ножке или ручке куклы.

Игры, включающие наматыванием бинтов, лент, шнурок на какую-либо основу отлично развивают движения кистей рук и пальчиков, учат ребёнка координировать движения верхних конечностей.

Дошкольников возраста 3-5 лет заинтересуют более сложные варианты игровых заданий. Это могут быть игры с пазлами (можно использовать деревянные рамки с вкладышами, классические пазлы). Также очень полезными будут задания на конструирование. Желательно использовать конструкторы из разных материалов: деревянные, пластиковые, с разными формами деталей и креплений.

Хорошо развивают мелкую моторику игры и упражнения с палочками для счёта. Давайте ребёнку задания сложить разные геометрические фигуры из счётных палочек, простенькие картинки. Помимо мелкой моторики такие задания отлично развивают пространственное и логическое мышление.

Читайте так же:  Наращивание ногтей

Важно помнить, что упражнения для развития мелкой моторики необходимы для гармоничного роста любого ребёнка, так как они способствуют не только улучшению работы речевого аппарата, но и согласовывают работу понятийных и двигательных центров организма, а также эффективно готовят руку дошкольников к письму.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Как правильно развивать мелкую моторику рук у ребёнка дошкольника:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Изображение - Развитие мелкой моторики рук и интелект ребёнка proxy?url=https%3A%2F%2Fmoluch.ru%2Fmedia%2Fcache%2Fea%2Fb7%2Feab7cd9447d2cbe274a81a485f9f795c

Дата публикации: 13.05.2016 2016-05-13

Статья просмотрена: 1893 раза

Пастухова И. В., Бацаева Н. А. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1370-1372. — URL https://moluch.ru/archive/114/29703/ (дата обращения: 20.12.2018).

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. [2]

При любой двигательной тренировке развиваются не только руки, но и мозг. Доказано, что тренировки пальцев стимулируют определенные зоны головного мозга, способствующие развитию речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук необходимы для овладения навыка письма.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас родители стараются покупать детям обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму. То есть можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. [1]

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в “Сороку — белобока, показывать “козу рогатую”. Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже — с различного вида конструкторами, например, “Лего”, когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами:

  1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 — 10 минут как бы перемешивает содержимое.
  2. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант — ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
  3. Лепка из пластилина фигур, букв, цифр, предметов.
  4. Исходное положение — сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.
  5. Игра “Разноцветные снежинки” (возраст — 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.
Читайте так же:  Учим ребенка собирать игрушки

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т. к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

“Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: “Кыш!”.

В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях: во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи. [4]

Цель занятий по развитию мышц рук ребенка — развитие его межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия. Проще говоря, развитие интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка необходимо начинать с развития движений пальцев и кисти. Ведь именно развитие кистей играет важную роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как руки имеют самое большое представительство в коре головного мозга Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

  1. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1983. — № 1.
  2. Дудьев В. П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи //Дефектология. — 1999. — № 4.
  3. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М, 1994
  4. Кольцова М. М., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. — СПб.,1997.
  5. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — СПб., 1998.
  6. Наумова Э. Д. Играя, учимся говорить. — М., Просвещение, 1994.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики руки – как одно из средств интеллектуального развития ребёнка»

Изображение - Развитие мелкой моторики рук и интелект ребёнка proxy?url=https%3A%2F%2Fis04.infourok.ru%2Fimg%2F0107-00050a16-646bed7d

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики руки – как одно из средств интеллектуального развития ребёнка»

Развитие мелкой моторики очень важно для полноценного развития мозга. Благодаря действиям и играм на развитие мелкой моторики ребёнок развивает координацию движений, учится управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах. Развитие моторики рук – это одно из простых и эффективных развивающих занятий. Организованная система мероприятий, включающая в себя занятия лепкой, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и ручной умелости комплексно воздействует на развитие детей:

повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики,

развивает пространственное, логическое и конструктивное мышление;

развивает общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук;

развивает творчество, фантазию и воображение;

способствует развитию речевой и познавательной активности;

развивает ребенка эстетически, учит ребенка видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Чем же можно позаниматься родителям с детьми в свободное время дома, чтобы развить ручную умелость?

– разминать пальцами пластилин, лепить из теста, пластилина различные фигурки;

– нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

– застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки;

– запускать пальцами мелкие волчки, заводить механические игрушки ключиками;

– нажимание разных кнопок музыкальных игрушкек и книжек с кнопками.

– хлопать в ладоши;

– игры с конструктором, мозайкой;

– игры с песком, водой;

– мять руками поролоновые губки и рвать бумагу;

– рисовать, раскрашивать различными материалами ( ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, пальчиковыми красками и т. д.);

-переливать из кружки в кружку воду;

– очищать вареные яйца от скорлупы;

-перемешивать,например,салат;
-под присмотром взрослого перебирать пшено, рис, гречку, фасоль, горох, макароны – это будет и массажный эффект;

-наклеивать и отклеивать наклейки, магниты на холодильник;
-играть в песочнице – трогать, пересыпать песочек, лепить куличики – отвинчивать и завинчивать крышечки, пробки от пластиковых бутылочек;

-игрушки-погремушки, шуршащие, разной фактуры, игрушки-лабиринты, где на проволочке перебирают деревянные бусины.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают глобальную задачу – косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Рекомендации по развитию мелкой моторики рук:

Самая любимая и известная многими пальчиковая игра-забава про сороку помогает снять тонус с ладоней и тоже сопровождаются лёгким массажем:

Сорока-сорока кашу варила,

(варим- мешаем кашу на ладошке)

Этому дала, Этому дала,

(массируются пальчики по отдельности)

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Ты дров не колол? Не колол.

Воду не носил? Не носил.

Мы тебе кашки не дадим.

Читайте так же:  Хирургическое вмешательство во время беременности

3. Игры с природным материалом

Можно поиграть со своим малышом с шишками. Предварительно набрать сосновых шишек в лесу и высушить их.Очень интересно играть на тему стишка про мишку:

Прямо мишке в лоб.

Дайте ребёнку корзинку или ведёрко и пусть собирает рассыпанные по полу шишки.

Интересных игр на развитие мелкой моторики очень и очень много! Подключайте свою фантазию!

Изображение - Развитие мелкой моторики рук и интелект ребёнка proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.azbyka.ru%2Fdeti%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-print%2Fimages%2Fprint

Изображение - Развитие мелкой моторики рук и интелект ребёнка proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.azbyka.ru%2Fdeti%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

Читайте так же:  Что делать, если ребёнок не слушается

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Развитие мелкой моторики способствует.
скачать видео

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

​​​​​​​По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

Надеяться, что само по себе развитие мелкой моторики подарит вашему ребенку высокий интеллект – нельзя, для развития интеллекта вашему ребенку нужны хорошие учителя, которые будут учить его думать. Однако помним: при прочих равных люди с развитой мелкой моторикой имеют преимущество перед теми, у кого она не развита. С этой точки зрения умение быстро печатать на клавиатуре – навык полезный, хотя игра на фортепьяно для развития дает больше. Проверьте: люди, жестикулирующие ладонями-лопатами, всегда менее развиты в плане эмоционального интеллекта в сравнении с теми, у кого во время выступления “играют” и выразительное лицо, и живые умные пальцы.

С другой стороны, “тупые” жесткие ладони могут быть у сильного волевого человека, который прет как танк и сметает всех этих тонко чувствующих интеллигентов.

Изображение - Развитие мелкой моторики рук и интелект ребёнка 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.1 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here