Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет

Сегодня предлагаем статью на тему: "Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.

Видео (кликните для воспроизведения).

С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка. В чём её возрастные особенности и как добиться её максимального прогресса у деток дошкольного возраста?

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Fvse-pro-detey.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F04%2Frazvitie-melkoj-motoriki-ruk

В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

  1. К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.
  2. Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.
  3. Дети учатся класть вещи в определённое место.
  4. До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.
  5. Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
  6. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Fvse-pro-detey.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F04%2Frazvitie-melkoj-motoriki-ruk-1

По мнению специалистов, развитие моторики у детей 4 лет и даже 5 должно соответствовать следующим нормативным требованиям.

  1. Стучит предметом о предмет.
  2. Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
  3. Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.
  4. Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
  5. По аналогии строит мостик из 3 кубиков.
  6. Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.
  7. Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
  8. Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
  9. Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.

Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка ваш ребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции. Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики. В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени.

Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:

  • нарушена техника движений;
  • страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
  • диагностируются недостатки психомоторики;
  • плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
  • слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;
  • неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них;
  • затруднения при использовании ножниц.

Если развитие моторики у детей 4-5 лет происходит по данному плану (5-6 нарушений), это отклонения. Несмотря на отсутствие у них грубых двигательных расстройств, уровень физического и моторного прогресса гораздо ниже, чем у нормально развивающихся малышей дошкольного возраста. И здесь очень важно вовремя это распознать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Fvse-pro-detey.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F04%2Frazvitie-melkoj-motoriki-ruk-2

Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3 лет и старше нарушено, нужна диагностика. Точные результаты скажет специалист, но в домашних условиях её тоже можно провести. Попросите малыша выполнить следующие несложные упражнения.

Теперь подведите итоги. Если в 3 года ему дозволительно выполнять хотя бы 30% от всех этих упражнений, то к 5 годам мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается 80-90% этих заданий. Если у вас эти показатели ниже, с малышом нужно больше заниматься. Иначе это потом плачевно скажется на его дальнейшем речевом и даже интеллектуальном развитии.

Важнейшим фактором, который определяет развитие мелкой моторики детей 3 лет и старше, является своевременно организованная помощь коррекционно-педагогического характера. Дети с отклонениями должны быть направлены в коррекционные группы при специализированных детских садах. Чтобы этого не случилось, родители должны как можно больше заниматься с ребёнком дошкольного возраста, развивая мелкую моторику в пальчиках: методик и способов имеется очень много.

Чтобы развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет было в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.

Игры с мелкими предметами

Ребёнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:

Читайте так же:  Нужно ли прислушиваться к мнению ребенка

Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Ещё об играх и упражнениях можно прочесть здесь.

Пальчиковые игры

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Fvse-pro-detey.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F04%2Frazvitie-melkoj-motoriki-ruk-3

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:

  • цветные палочки;
  • скороговорки;
  • стихи;
  • пальчиковый алфавит;
  • пальчиковый театр.

В первое время для трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.

Массаж кистей и пальцев

Такой способ развития у рук мелкой моторики предполагает несколько методик:

  • профессиональный массаж у специалиста;
  • самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями («как умеют», что называется);
  • предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
  • пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку.

Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.

Лепка

Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное — чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.

Рисование

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Fvse-pro-detey.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F04%2Frazvitie-melkoj-motoriki-ruk-4

Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:

  • рисование по трафаретам;
  • штриховка;
  • рисование по фигурным линейкам;
  • работа с занимательными прописями специально для дошкольников.

Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование. Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.

Консультация (младшая группа) на тему:
Развитие мелкой моторики у детей 3 – 4 лет

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpictures%2F2011%2F12%2F08%2Fpicture-40069

Развитие мелкой моторики у детей.

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

Вкладыши-мисочки.
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

Крупы.
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

Баночки с крупами.
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

Рисование на песке.
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

Горошина.
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз, и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

Завинчивание крышек.
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

Застегивание, расстегивание и шнуровка.
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

Читайте так же:  Игра потянулись-потянулись!

Лепка.
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Рисование и раскрашивание.
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

Собирание мозаик и пазлов.
Для детей 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.

Вырезание.
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpictures%2F2018%2F03%2F20%2Fpicture-1023245-1521576693

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Специалисты в области дошкольного образования не раз подчеркивали важность вопроса развития мелкой моторики рук у детей. Этот вопрос остается актуальным и в настоящее время.

Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется физиологическими и психическими особенностями детей данного периода развития. Это обусловлено тем, что в именно в дошкольном возрасте активно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, а это расширяет его возможности познания окружающего мира. В основе всестороннего познания окружающего мира лежит тактильно-двигательное восприятие. Именно чувственное восприятие дает первые впечатления и знания о форме, величине и расположении предметов в пространстве. Развитая мелкая моторика также является одним из главных помощников овладения речью для ребенка.

Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. Зачастую именно в этой области дети дошкольного возраста испытывают трудности. Поэтому я считаю, что работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать с раннего возраста.

Мой педагогический опыт состоит в подборе и применении дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.

В группе мною созданы условия для соответствующей детской деятельности, была подобрана и создана система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет.

Построенная систематическая работа с детьми совершенствовала и закрепляла мелкую моторику детей 3-4 года жизни.

Моя работа проходила в несколько этапов.

На подготовительном этапе проанализирована психолого-педагогическая литература, определено, что такое мелкая моторика, значение игр и упражнений для ее развития, а также подобран комплекс дидактических игр и упражнений, ориентированных на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни.

Основной этап предполагает применение дидактических игр и упражнений в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.

На заключительном этапе проанализированы результаты проведенной работы.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мною определено, что мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Так же применяется термин ловкость в применении к моторным навыкам руки и пальцев.

Мною выделено следующее значение развития мелкой моторики:

  1. Мелкие и точные движения кистями и пальцами рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие высших психических функций – мышления, памяти, внимания;
  2. Точная и слаженная моторика является основой формирования навыков самообслуживания у детей;
  3. Уровень развития мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.

В связи с этим определены следующие наиболее эффективные методы работы:

Словесный метод предполагает словесные объяснения воспитателя при рассматривании наглядных объектов, разъяснении правил игры или правил и последовательности выполнения упражнения.

Наглядно-действенный метод реализую путем показа предмета, а ребенок имеет возможность предмет рассмотреть, потрогать, действовать с ним.

Практический метод предполагает применение усвоенных знаний в практической деятельности. Поэтому после общего показа и объяснения детям предлагается под руководством взрослого выполнить часть дидактической игры отдельно каждому ребенку. Возможны единичные указания.

Игровой метод занимает ведущее место, так как дидактические игры повышают у детей интерес к обучению. Игровые приемы позволяют быстрее заинтересовать детей и усвоить предлагаемый материал. Часто я использую такие приемы как:

– обыгрывание той или иной ситуации,

– прием появления игрушки, сказочного персонажа;

– помощь игрушкам или сказочным героям в решении трудностей;

– использование сюрпризных моментов.

Мною определены следующие виды работ, направленные на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни:

  1. Игры с мелкими предметами;
  2. Пальчиковые игры;
  3. Дидактические игры.

Игры с мелкими предметами:

Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Идеи игр в создании изображений из частей. Но при этом ребенок постоянно манипулирует деталями, что способствует интенсивному развитию мелкой моторики пальцев рук.

  • мозаика;
  • пазлы;
  • конструктор;
  • пирамидки;
  • игры-вкладыши;
  • игры-шнуровки;
  • игры-лабиринты;
  • игры с прищепками
  • игры с палочками и т.д.
Читайте так же:  Здоровый образ жизни с первых дней

Например, это игры:

Мозаика (разного диаметра),

Пазлы (на картонной, мягкой и деревянной основе, в том числе на деревянных палочках)

Конструктор «Лего», «Фермер», «Звёздочки»,

Кубики Блоки Дьенеша, «Сложи узор»,

Игры-вкладыши «Воздушный шар», «Божья коровка», «Грузовой автомобиль», «Геометрические фигуры»

Игры-шнуровки «Собери бусы», «Пришей пуговицу», «Зашнуруй ботинок», «Собери гусеницу», «Мыши и сыр»

Игра с прищепками «Солнышко», «Карусель», «Трава», «Овощи», «Фрукты», «Ёжик» и т.д.

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:

В первое время будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но потом, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, дети должны делать их уже самостоятельно.

Картотеки чистоговорок, скороговорок и пальчиковых игр подобраны по возрасту и отражаются в планировании тематических недель.

  • «Цветные дорожки» – прохождение дорожки указательным и средним пальцами рук поочередно;
  • «Веселые дорожки» – прохождение дорожки указательным и средним пальцами рук поочередно или безотрывно провести пальцем по дорожке;
  • «Скалочка» – координация движения рук и пальцев руки при прокатывании скалочкой по поверхности вперед-назад;
  • «Удержи игрушку» – координация движений рук при сжимании и разжимании резиновой игрушки;
  • «Рыбки в аквариуме», «Мед для мишки» – координация движений рук при переносе объемного предмета (шарика) из одной емкости в другую при помощи ложки, совочка;
  • «Перелей воду» – перенос воды из одной емкости в другую при помощи ложки, намачивания и отжимания губки;
  • «Забавные резиночки» – задача ребенка надеть на пальцы резинки в такой же последовательности, как на картинке.

Работа с родителями:

– консультирование «Развитие мелкой моторики детей», «Играем с мамой на кухне», «Поиграем в выходной».

Таким образом, проводя работу по развитию мелкой моторики рук детей регулярно по несколько минут в день, можно добиться хороших результатов, используя разные виды деятельности: игру, конструирование, повторение пальчиковых движений. Регулярные занятия с ребятами способствуют одновременно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitieiq.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Fstars_crystal%2Frating_on

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitieiq.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Fstars_crystal%2Frating_onИзображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitieiq.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Fstars_crystal%2Frating_onИзображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitieiq.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Fstars_crystal%2Frating_onИзображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitieiq.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Fstars_crystal%2Frating_on

Каждый малыш младшего дошкольного возраста должен иметь полноценное развитие. Чтобы интеллект и психофизическое состояние ребенка было развитым, обязательно нужно проследить за тем, чтобы у ребенка была сформирована мелкая моторика рук.

Становление мелкой моторики рук помогает в развитии мышления, речи и сознания. Развитию мелкой моторики нужно уделить отдельное внимание, чтобы в будущем у детей не было проблем с одеванием, рисованием, письмом и другими бытовыми действиями.

  • Расширению словарного запаса;
  • улучшению памяти;
  • развитию речи;
  • развитию воображения;
  • активизации мыслительной деятельности.

Существует огромное количество упражнений и вариаций игр для развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет. Первую игру можно создать своими руками, для этого вам нужно будет подготовить некоторые средства и инвентарь.

В помощь вам придут пуговки, подойдут для игры даже те, которые пришиты к вашему пальто и пальто ребенка. Собираясь на прогулку, вы можете попросить малыша застегнуть ваше и его пальто на все-все пуговки. Главное не торопите вашего ребенка, пусть он занимается этим сосредоточено и спокойно.

Пальчиковые игры для детей

Существуют коротенькие игры для развития мелкой моторики у детей трех-четырех лет:

  1. Познакомьте ребенка с вашими ручками, поиграйте пальчиками, здороваясь каждым пальчиком со своим тезкой из другой руки, переплетая пальчики и предлагая крохе сделать то же самое.
  2. Вместе с малышом сложите ручки вместе и потрите ладошки одну о другую.
  3. Своими руками для легкого массажа пальцев и интересного упражнения вы можете взять слабенькие бельевые прищепки. Начните читать для ребенка младшего дошкольного возраста следующее стихотворение:

Кусается больно котенок-малыш,

Он думает — это не пальчик, а мышь.

Ведь я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться, скажу тебе: «Брысь».

Слегка «покусывайте» каждый пальчик малыша прищепкой произнося слово. Делайте это максимально аккуратно, чтобы кроха чувствовал только легенькое и стимулирующее кровообращение сдавливание. Прищепка должна быть гладкой и слабенькой.

  1. Предложите малышу покрутить в руках карандашики, катушки с нитками, гладкие деревянные или металлические палочки. Посмотрите, чтобы сначала кроха пользовался всей ручкой, а потом только пальчиками.
  2. Приготовьте для игры несколько баночек и предложите крохе откручивать в них пробки.
  3. Перебирайте с малышом в ручках горох, фасоль, рис, катайте их по столу и перекладывайте в мисочки. Следите, чтобы вам подопечный не засовывал мелкие предметы себе в нос и не тащил их в рот.
  4. Чрезвычайно полезно для развития мелкой моторики рук чтобы дошкольник трогал разные поверхности и запоминал и чувствовал разные тактильные ощущений. Давайте детям трех-четырех лет возможность трогать разные ткани, ребристые поверхности и так далее.

Пальчиковые игры с ребёнком

Рисунки, созданные при помощи пальцев не только получаются очень красивые, но еще и будут великолепными помощниками в таком деле как становление мелкой моторики рук. Детям дошкольного возраста будет интересно рисовать специальной безопасной краской по большому ватману.

Пальчиковые краски. Рыбка в море. Весёлый рисунок пальчиковыми красками

Дети любят рисовать:

Помогайте вашему малышу дошкольного возраста использовать пальчиковые краски как определенный нужный и очень важный этап развития.

Совет: Вы можете самостоятельно изготовить своими руками пальчиковые краски для своих детей младшего дошкольного возраста и не переживать по поводу аллергии и безопасности.

Читайте так же:  Что подарить девочке на день рождения топ 10 самых желанных игрушек 2018

Для ребенка раннего дошкольного возраста, трех-четырех лет очень важно делать массаж рук для развития мелкой моторики. Если начать делать такой массаж рук детей с раннего этапа развития, то у детей быстрее развивается речь, память, подвижность пальцев и отмечается слегка ускоренное развитие.

Существует огромное количество типов такого массажа, но мы предлагаем вам массаж при помощи колючего небольшого шарика. Кроха будет сам заинтересован покрутить новый предмет, и массаж будет проходить на ура.

Чтобы сделать массаж, нужно:

  • Положить мячик между ладоней рук крохи, придать пальчики друг к другу и покатать мячик взад и вперед.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitieiq.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F04%2Fladoni_detey

  • Исходное положение то же, только теперь движения мячика будут по кругу.
  • Предложите держать мячик подушечками пальчиков и покрутите его по столу, как будто крутите крышку на бутылке.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitieiq.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F04%2Fpo_stolu

  • Опять держите мячик подушечками пальчиков и надавите на него несколько раз.
  • Попробуйте предложить крохе подкинуть мячик и поймать его при помощи пальчиков рук.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=http%3A%2F%2Frazvitieiq.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F04%2Flovit_myach

  • Зажмите мячик между ладошками рук, переплетите пальчики и сдавите мячик ладошками.
  • Попробуйте перекидывать мячик из одной ручки в другую, постепенно наращивая темп.

Такой массаж вполне подойдет для детей раннего дошкольного возраста, ведь они уже вполне могут управлять своими руками и такие стимуляции будет очень полезны для развития.

Массаж подушечек пальцев рук «Звери»

Родителям будет очень полезно узнать, какие варианты игр будет полезны для развития мелкой моторики рук детей трех-четырех лет.

Первая увлекательная игра называется «Найди выход из лабиринта». При помощи карандашика и лабиринта попросите кроху найти выход из простенького лабиринта. Пока малыш раннего дошкольного возраста выполняет поставленное задание, расскажите ему коротенькую сказку про человечка, который идет по лабиринту, кого он там встречает и куда держит свой путь.

Для деток трех-четырех лет очень полезными будут упражнения с бумагой. Нарисуйте для малыша контур фигурки на цветной бумаге, например, снеговика. Дайте крохе младшего дошкольного возраста ножницы с закругленными концами и попросите его вырезать фигурки. Вместе потом приклейте их на бумагу. Можете сочинить рассказ о приключениях ваших фигурок.

В возрасте четырех лет дети вполне успешно справляются с пластилином. Предложите вашему малышу слепить из пластилина разные фрукты и овощи, потом вместе из картона вырежьте тарелочки и красиво разложите получившиеся у вас дары природы.

Деток трех лет очень забавляют упражнения с прищепками. Возьмите удобную коробочку с тонкими и ровными краями и вместе с малышом начните надевать на края прищепки. Как только малыш освоит этот навык, перестаньте ему помогать и пусть он играет самостоятельно, но под вашим присмотром.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников 2-3, 4-5 лет

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fdevochka-lepit

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fpedagog-provodit-diagnostiku

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Читайте так же:  Цистит у детей что нужно знать заботливым родителям

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fdeti-igrayut-v-igruhski

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fmassazh-ruk

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fsu-jok

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

Пальцы делают шагательные движения по столу

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fnozhki

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fochki

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fidem-za-gribami

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fstul

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Flodka

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fnozhnicy

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fdevochka-risuet-palchikovymi-kraskami

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Frisuem-palchikami37-300x263

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Frisuem-palchikami36-300x261
Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Frisuem-palchikami35-300x284 Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Frisuem-palchikami33-300x239
Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Frisuem-palchikami31-300x242 Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Frisuem-palchikami32-300x263

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Frisuem-palchikami29-300x199

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Frisuem-palchikami27-300x228
Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Frisuem-palchikami26-300x227 Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Frisuem-palchikami23-300x228
Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Frisuem-palchikami28-300x228 Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Frisuem-palchikami24-300x217

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fapplikacii-iz-tykvennyh-semechek

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fezhik-iz-semechek

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fapplikacii-iz-salfetok

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fmalchik-lepit

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fkartina-iz-plastilina

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Flepka-zhiraf-300x300

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Flepka-popugay-300x300
Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fulitka-iz-plastilina-300x279 Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Flepim-shche-66-300x285

Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
  • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
  • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
  • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
  • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here