Развитие мелкой моторики у детей

Сегодня предлагаем статью на тему: "Развитие мелкой моторики у детей". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.azbyka.ru%2Fdeti%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-print%2Fimages%2Fprint

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.azbyka.ru%2Fdeti%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Видео (кликните для воспроизведения).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

Видео (кликните для воспроизведения).

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

Читайте так же:  Что нужно учесть, собирая ребёнка в школу

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Развивающие игры для детей, творчество, игрушки своими руками

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

(В тексте приведены ссылки для справки).

Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами — отличный инструмент для массажа детских ладошек.Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Figry-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki

Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Fsensornyj-obruch-melkaya-motorika

Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром!

Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.

Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Fsorter-dlya-razvitiya-melkij-motoriki

Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.

Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Fmelkaya-motorika-ruk

‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!

Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Fnabor-dlya-lepki-keksov-is-massyi-dlya-lepki-1

Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.

Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Найди меня» («Животные», «Цвета», «Транспорт», «Первые слова») — это яркие книжки-малышки, в которых ответы на стихи-загадки прячутся под клапаном. Его нужно отогнуть, развивая ловкость, чтобы увидеть картинку-ответ.

Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати тут).

Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Frazvitie-melkoj-motoriki


РЕКОМЕНДУЕМ

Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:

Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.

Читайте так же:  Беременность и спорт

Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Frazvitie-melkoj-motoriki-2

При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Fshnurovka-dly-razvitiya-melkoj-motoriki

Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Figry-s-pincetom

Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Fmelkaya-motorika-s-pipetkoj

Наклеивание мелких наклеек.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Fnaklejki-melkaya-motorika

Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Frabota-s-nozhnicami

Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.

Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите тут.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

Пазлы. Вы сами можете сделать простой пазл из блоков конструктора и фотографий.

Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.

Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Fzakruchivanie-kryshek

Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Fperesypanie-krup-melkaya-motorika

Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Озоне, в Май-Шопе).

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в Озоне, в Май-Шопе).

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F02%2F1021389276

Доска «Развиваем основные навыки» — это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе, в Озоне).

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F02%2F%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25B5%25D1%2580-%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F-%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B9-%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B8

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.
Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в Лабиринте, в Озоне).
Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F02%2F%25D0%25BA%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B6%25D0%25BA%25D0%25B0-%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25B5%25D1%2580

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.iqchild.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2FRamki-trenazgery-dlya-razvitiyz-melkoj-motoriki

С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Издательство «Я могу»:

Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!

Игры, развивающие мелкую моторику разными способами

Раннее развитие ребенка всегда подразумевает в том числе и развитие мелкой моторики, т. е. обучение его держать и оперировать мелкими предметами. Способы развития мелкой моторики рук существуют разные: каждый родитель волен выбрать то, что по душе и ему, и ребенку. Ниже рассмотрены основные нюансы, связанные с развитием мелкой моторики, дан ответ на вопрос о том, зачем нужно ее развивать, а также представлены игры, которые наверняка увлекут вашего малыша.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fagushkin.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F07%2Fsposoby-razvitiya-melkoj-motoriki1

Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики дает толчок развитию речи у ребенка. Те дети, с которыми мамы регулярно играют в пальчиковые игры, которым дается большое количество разнообразных по текстуре предметов для изучения, начинают говорить раньше своих сверстников, которым отказано в упомянутых развлечениях. Кроме того, такие дети быстрее усваивают информацию (тактильные ощущения связаны с деятельностью мозга), легче обучаются, быстрее начинают писать. Довольно часто развитие тактильных ощущений используется в качестве подготовки к школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику у ребенка следует как можно раньше. Существуют пальчиковые игры, в которые можно играть чуть ли не с рождения.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fagushkin.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F07%2Fsposoby-razvitiya-melkoj-motoriki2

Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.

В это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры.

  • Массаж ручек – аккуратно разминайте детские пальчики, поглаживайте их, осторожно крутите. Можно сопровождать процесс стишками и прибаутками.
  • Дайте ребенку свои большие пальцы и попробуйте приподнять малыша. Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем крепче кроха будет хвататься за ваши руки.
  • Предложите малышу бумажные книжки или простые листы бумаги. Покажите, что их можно рвать, мять, скручивать.
  • Погремушки, мячики и игрушки с ребристой поверхностью являются отличными помощниками в раннем развитии малыша.

В это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других.

  • Пирамидки – они познакомят ребенка с понятием величины и разовьют способность быстро нанизывать кольца на стержень.
  • Крупы, бобы, макароны – все, что найдете на кухне. Важно все время присматривать за ребенком, чтобы он не проглотил посторонние предметы.
  • Ткань и сшитые из нее мешочки с различными наполнителями.
  • Конструктор.
  • Кубики.
Читайте так же:  Вводим прикорм по правилам!

Количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода.

Также в игровую копилку можно добавить необычные атрибуты.

  • Вода. Попросите ребенка переливать воду из одной плошки в другую, разлив при этом как можно меньше жидкости.
  • Шнурки и шнуровка.
  • Бусины, пуговицы, прищепки и другие бытовые предметы.
  • Китайские палочки.
  • Пазлы и мозаика.
  • Рисование.

Трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.

  • Лепка из пластилина.
  • Работа с тестом.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Оригами.
  • Работа с ножницами и цветной бумагой.

Далее рассмотрим некоторые способы и игры, помогающие развить мелкую моторику рук у детей разных возрастов.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fagushkin.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F07%2Fsposoby-razvitiya-melkoj-motoriki3

Конструктор для развития мелкой моторики у ребенка

Конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление.

Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.

Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fagushkin.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F07%2Fsposoby-razvitiya-melkoj-motoriki4

Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем.

Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто. Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать). Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров.

  • мука – 250 грамм;
  • соль – 250 грамм;
  • вода – 125 мл.

Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок.

Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fagushkin.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F07%2Fsposoby-razvitiya-melkoj-motoriki5

Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием.

Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ.

Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.

Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fagushkin.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F07%2Fsposoby-razvitiya-melkoj-motoriki6

Играть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку.

Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму.

    Деткам до 6-7 месяцев можно делать пальчиковый массаж. Мама растирает каждый пальчик, произнося его имя. Например, можно использоваться потешку:Вставай, Большак!Вставай, Указка!

Привет, ладошка!

  • К году ребенок уже может понимать, что от него требуется. В этом возрасте мама выступает лишь как инструктор. Она показывает чаду основные движения, которые ребенок должен повторять. Как правило, пальчики малыша изображают животных или людей.Также можно читать малышу стишок и совершать под него основные движения. Хлопайте в ладоши, соединяйте пальчики в щепотку, сжимайте ладонь в кулачок.
  • С ребенком 3 лет и старше можно устроить представление теней. Лучше подберите зрителей из родственников, чтобы ребенку было интересно «репетировать» представление. Также для пальчиковых упражнений можно использовать различные предметы: орехи, бусины, пуговицы, ткань.
  • Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fagushkin.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F07%2Fsposoby-razvitiya-melkoj-motoriki7

    Для наглядности ниже приведен общий список игрушек, которые помогают развить тактильное осязание и «научить» пальчики малыша двигаться в соответствии с нервными импульсами мозга.

    1. Пирамидка.
    2. Кубики.
    3. Ребристые погремушки.
    4. Мячики разных размеров.
    5. Сортер.
    6. Книжки с выпуклыми картинками.
    7. Конструктор.
    8. Счеты.
    9. Пазлы.
    10. Лабиринты.
    11. Рамка со шнуровкой.
    12. Бусы.
    13. Кнопочные игрушки.
    Читайте так же:  Грудное вскармливание и совместный сон

    Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=http%3A%2F%2Fagushkin.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F07%2Fsposoby-razvitiya-melkoj-motoriki8

    В методике Марии Монтессори большое внимание уделяется именно развитию мелкой моторики рук. В ее записях имеется множество игр, которые способствуют этому. Ниже представлены самые интересные из них.

    Дайте ребенку губку и несколько грязных чашек. Пусть кроха, подражая маме, вымоет посуду. Вам кажется это легким занятием? Для негибких детских пальчиков довольно сложно удержать чашку в воде и не выронить ее, также такое упражнение будет отличной тренировкой гибкости пальцев и развитием мелкой моторики рук.

    Дайте чаду кофту, куртку или другую вещь, на которой есть пуговицы, крючки и другие застежки. Можно сделать малышу специальный тренажер: объединить несколько застежек на одной вещи. Такое упражнение полезно для мелкой моторики, а также тренирует навык самообслуживания.

    Возьмите две миски. На стол насыпьте горох и гречку (макароны и фасоль – выбирайте любые крупы). Попросите ребенка отсортировать одно от другого и разложить в две миски.

    Слишком напоминает задание, которое мачеха придумала для Золушки? Возможно. Но такое задание является отличной тренировкой для маленьких детских пальчиков.

    Только не переусердствуйте. Не нужно заставлять ребенка перебирать крупы, если ему это надоело или он устал.

    Насыпьте на стол муку (манку, песок, сахар). Предложите крохе порисовать на присыпанной поверхности. Достоинство такого рисования в том, что рисунок можно легко стереть и начать заново.

    Возьмите несколько кусочков тканей с различной текстурой. Шерсть, крупная вязка, бархат, шелк. Предложите чаду потрогать каждый и описать свои ощущения.

    Очень хорошо развивают мелкую моторику у малышей обыкновенные шнурки. Можно приобрести специальную рамку со шнуровкой, а можно учить кроху на примере его собственных ботиночек.

    Попросите кроху перенести воду из одной миски в другую с помощью обычной губки для мытья посуды. При этом малыш должен стараться, чтобы на стол попало как можно меньше капель. Это не только хорошее упражнение для пальчиков, но и обучение аккуратности.

    Рассыпьте по полу мелкие предметы и попросите ребенка собрать их в миску или сумку. Можно также просить малыша называть цвет или «имя» каждого предмета.

    Положите несколько предметов в шляпу или непрозрачный пакет. Ребенок на ощупь должен определить, что находится в пакете. Попросите кроху вытащить ту или иную вещь. Прежде чем исполнить это, ребенок будет долго изучать вещи пальчиками.

    Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными ручками, а также обогатить список его навыков и способностей, научить мыслить логически.

    Очень важно регулярно заниматься с малышом, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме.

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Светлана Деревова
    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Статья “Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    «Таланты детей находятся на их кончиках пальцев»

    Маленький ребёнок. … Как он познаёт окружающий мир? Каждый из нас был маленьким и уже, наверное, забыл, как хотелось потрогать всё новое, прикоснуться, облизать, прикусить – то есть изучить предмет со всех сторон. Формирование восприятия мира и, как следствие, развитие речи идёт через ощущения руки. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

    Доказано, что одним из показателей нормального психологического и нервно–психологического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

    Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками ножницами.

    В своей работе я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики. Ежедневно за 3-5 минут приема пищи, вместе с ребятишками мы играем в пальчиковые игры со словами. Например: «Вышли пальчики гулять», «Моя семья», «Две лягушки», «Снегирек». Такие игры развивают внимание, речь и согласованные движения обеих рук. Так же провожу игры с различными предметами и материалами. Такие как: «Спрячь в ладошке», «Бумажные снежки», «Перебери крупу» и т. д. Еще мной ведется нетрадиционная техника рисования – рисование пальчиками, ладошками, штампиками.

    Провожу с детьми самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев одной руки, затем другой. Затем растираем ладонь одной руки большим пальцем другой руки.

    Для снижения тонуса и уменьшения напряжённости мышц периодически провожу криомассаж. Для его проведения готовлю две ёмкости. В одну наливаю тёплую воду (ближе к горячей, в другую кладу ледяные кубики («конфетки»). Сначала малышу предлагаю пошебуршать «конфетками» затем опустить ручки в воду. «Потрогаем «конфетки» – они холодные, потрогаем водичку – она горячая» и т. п. Затем руки хорошо встряхиваем и вытираем полотенцем. Вся процедура длится не более 7 минут, а ощупывание кубиков от 5 до 30 секунд.

    Использую комплексы специальных упражнений:

    «Пила» – левая рука ладонью вверх лежит на столе, а ребром правой руки имитируем движение пилы по всей поверхности ладони в направлении вверх–вниз; то же левой рукой.

    «Утюжок» – и. п. – то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки по левой ладони, разминая её. Затем то же самое делаем рукой.

    Читайте так же:  Ребенок и игры

    Использую различные упражнения на развитие тактильных ощущений: «Пальчиковый (сухой) бассейн», «Волшебный мешочек»

    Играю с детьми в пальчиковые игры, в ходе которых так же активизируется мелкая моторика рук детей. Лепим из пластилина, из солёного теста. Изделия из солёного теста можно украшать различными мелкими предметами.

    Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. Но можно и самим придумать массу интересных игр и занятий, которые способствуют развитию навыков мелкой моторики. Я же использую в работе подручные средства. Например, интересные игры можно придумать с обыкновенными скрепками и прищепками. Предлагаю детям упражнения «Солнышко улыбается» – на предварительно нарисованный и вырезанный круг в виде солнышка дети по окружности прикрепляют скрепки или прищепки – это лучики солнышка.

    Дети любят упражнение «Веселая резиночка» (диаметр резиночки 4–5 см). Пальцы вставляем в резиночку и движениями всех пальцев нужно передвинуть на 360о сначала в одну, а затем в другую сторону. Заданий может быть множество, с каждым разом они усложняются.

    В фольге завёрнуты игрушки – надо их развернуть, стараясь не порвать обёртку. Можно завернуть в фольгу грецкие орехи. Дети, разворачивая их, в одну тарелку кладут орешки, а в другую обёртки.

    Выкладывание из ценников на липкой основе дорожки; используя решётки для раковины, которые состоят из множества ячеек. Ребёнок указательным и средним пальцами, как ножками, ходит по этим клеткам.

    Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

    Во–первых, развивают мелкую моторику руки и уже подготавливают её к овладению письмом.

    Во–вторых. Формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте.

    В–третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

    Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование вызывает радостное настроение, позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Ребятам очень нравится, они с большим удовольствием принимают участие в играх.

    При проведении игр и упражнение соблюдаю следующие принципы:

    • Последовательность – сначала на левой руке, потом на правой, при успешном проведении на обеих одновременно;

    • Переход от простого к сложному;

    • Движения должны быть различными – на растяжение, сжатие, расслабление;

    • Тренировка всех пальцев, включая безымянный и мизинец. В противном случае можно получить противоположный результат – увеличение тонуса мышц пальцев.

    • Очень важны желания ребёнка заниматься, эмоциональный настрой, интерес к происходящему.

    В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, поэтому, чем больше мастерства в детской руке, тем выше развитие ребёнка.

    Родителям я советую, дома каждый день заниматься с детьми различными играми, рисовать, лепить и. т. И скоро они заметят, что движения их малыша с каждым разом станут все более плавными, четкими и скоординированными

    Итак, задача взрослых – помочь ребёнку начать полноценно использовать возможность движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться познавательных способностей ребёнка. Не стоит забывать и о том, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей дальнейшей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

    Деревова Светлана Николаевна

    МАДОУ «Буратино» г. Когалым

    Изображение - Развитие мелкой моторики у детей proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fsmall%2Fdetsad-347178-1516204006

    Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Проблема развития мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается.

    Развитие мелкой моторики леворуких детей старшего дошкольного возраста Введение Леворукость веками была и остается загадкой, загадкой еще не разгаданной, притягивающей внимание. Стремление разгадать эту загадку,.

    Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

    Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Оглавление 1. Литературный обзор состояния вопроса 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике…. 3 1.2. История изучения.

    Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека.

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений.

    Развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами изобразительной деятельности Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. Этот.

    Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Проблема развития мелкой моторики весьма актуальна, так как способствует развитию.

    Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев». В. А. Сухомлинский.

    Изображение - Развитие мелкой моторики у детей 4966269
    Автор статьи: Ольга Репина

    Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
    Оценка 4.8 проголосовавших: 4

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here