Развитие речевого дыхания у детей дошкольников

Сегодня предлагаем статью на тему: "Развитие речевого дыхания у детей дошкольников". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Консультация на тему:
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpictures%2F2014%2F12%2F18%2Fpicture-552744-1418852324

Правильное дыхание – основа жизни, здоровья и долголетия.

Правильное дыхание – основа жизни, здоровья и долголетия.

Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.

Видео (кликните для воспроизведения).

Речевое дыхание отличается от физиологического. Основные различия.

Физическое (жизненное) дыхание

Фазы: вдох – выдох – вдох

Фазы: вдох – пауза – выдох

Происходит непроизвольно, рефлекторно.

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо.

Назначение: осуществление газового обмена.

Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой методики.

Вдох и выдох через нос.

Вдох и выдох через рот.

Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое.

Выдох значительно длиннее вдоха.

Смена фаз дыхания однообразно – ритмическая.

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходование его.

Дыхательная функция нуждается в тренировке, при которой необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.
  2. Не следует добиваться полного выдоха.
  3. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
  4. Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов.
  5. Не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды.
  6. Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка.
  7. Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания.
  8. Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; лицо неподвижное, ленивое.
  9. Дидактический материал должен быть легким, безопасным, располагаться на уровне рта.

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.

Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания , состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот.

Полетность голоса – Это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков.

Полетность речи – Это легкость произнесения текста без зажимов, проглатывания окончаний и необходимости выговаривать слова с усилием. Речь – как ручеек.

Полетности речи можно добиться при систематической работе над дыханием, над развитием дикции, артикуляции, интонационной выразительности.

Последовательность работы над постановкой речевого дыхания

Цель: Улучшить функции внешнего дыхания.

Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.

  1. Вдох и выдох через нос.
  2. Вдох и выдох через рот.
  3. Вдох через нос, выдох через рот.
  4. Вдох через рот, выдох через нос.
  5. Подышать одной ноздрей, потом другой.

Цель: Вырабатывать более глубокий вдох и длительный выдох.

Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать.

Примерные упражнения, требующие оборудования

  1. Тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, подуть на ладони, движение рукой по спирали, горке, дорожке.
  2. «Перышко» – Перышко или пушинку подбрасывать в воздух и дуть на нее, не давая упасть.
  3. «Ветерок» – подуть на различные предметы, подвешенные на ниточке. Сдуть бабочку с цветка, на котором она привязана за ниточку.
  4. Подуть на огонек свечки, сделанной из цветной бумаги; на дымок от паровоза; на пар, струящийся над картонной чашкой; на капельки от тучки, висящие на ниточках или сделанные из фольги и. т. д.
  5. Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.
  6. Дуть на лежащие на столе палочки; карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины; шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые, стараясь сдвинуть их с места.
  7. Дуть на различные предметы, плавающие в миске с водой.
  8. «Буря в стакане». Бурление воды в стакане с помощью трубочки для коктейлей.
  9. Надувать бумажные и целлофановые мешки, воздушные шарики.
  10. Раскрутить дыханием скрученные полоски бумаги.
  11. Ветряные игрушки – вертушки.
  12. Мыльные пузыри.
  13. Дуть в горлышко бутылок разной плотности.
  14. Духовые музыкальные инструменты.
Видео (кликните для воспроизведения).

Примерные упражнения, не требующие оборудования

  1. «Пошумим» – громко вдыхать и выдыхать.
  2. «Хомячок» – пошмыгать носом с закрытым ртом.
  3. «Собачке жарко» – Часто подышать носом с высунутым языком.
  4. «Воротики и паровозик» – Глубокий вдох через нос – «воротики открылись». В воротики въезжает воображаемый паровозик. Мягкий длинный выдох на звук «ф» – «воротики закрылись». Взрослый может считать въезжающие вагончики, постепенно увеличивая их количество.
  5. «Воздушный шарик» – резкий выдох – живот вытянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.
Читайте так же:  Как воспитать счастливого подростка

Динамическая дыхательная гимнастика

  1. Руки верх – вдох, руки вниз – выдох.
  2. «Сдуй шарик».
  3. «Насос».
  4. «Дровосек».

Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго.

Сначала гласные, потом согласные.

  1. Длительное протяжное произнесение гласных звуков.

«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».

  1. Длительное произнесение согласных звуков.

«Сердитая муха» – Муха жужжит над ухом «дз-з-з»- на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

  1. Игры – соревнования: «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»

Цель: Развитие речевого дыхания.

Ребенок произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы.

Младший возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов.

  1. «Собачка» – руки положить на живот, имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав».
  2. Многократное повторение слогов. « Паровоз – чух-чух-чух », «Дождик капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает – топ-топ-топ».
  3. Счет от 1 до 5, от 5 до 10, от 1 до 10 и. т. д.
  4. Назвать времена года, дни недели, названия месяцев и. т. д.
  5. Фразы с использованием приема наращивания.

Ветер – Дует ветер – Дует сильный ветер – Дует сильный и холодный ветер – Дует сильный и холодный северный ветер и. т. д.

«Егорка»: Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д.

Цель: Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.

  1. Чередование дыхательных упражнений и других видов игр.
  2. Пересказ сказок.
  3. Разучивание стихов.
  4. Пение.

Это форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь.

Пение оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания

При систематическом пении наблюдается увеличение жизненной емкости легких, резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания, а так же снижение дыхательных энергозатрат.

Работа над развитием дыхания во время пения:

  1. Педагог следит, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не по середине слова.
  2. Объяснения и показ взрослого.
  3. Пение по фразам цепочкой или по подгруппам.
  4. Показ фразы рукой, рисуем в воздухе дугу.
  5. Попевки с протяжной мелодией.
  6. Пение в умеренном темпе.
  7. Игра «Эхо».

Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания у дошкольников»

Эмилия Сергеевна
Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания у дошкольников»

Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания»

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей в домашних условиях.

1. Информировать родителей о значении речевого дыхания.

2. Познакомить с правилами выполнения гимнастики.

3. Стремиться установить доверительные отношения с родителями.

4. Формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом.

Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас.

Спасибо, что уделили своё время для занятия. Надеюсь, все вы пришли с хорошим настроением.

Сегодня мы будем говорить о правильном дыхании.

С первым криком ребёнка легкие делают первый вдох и потом на протяжении всей жизни мы не прекращаем дышать. Поэтому говорить о важности дыхания для человека не приходится.

Как воспитателя работающего на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, меня волнует вопрос речевого дыхания, ведь речь – это озвученный выдох. Очень часто к нам в группу попадают дети, которые нуждаются в коррекции речевого дыхания.

Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей.

Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – дем гулять).

Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки речевого и голосового аппарата.

Для этого мы регулярно с детьми выполняем дыхательную гимнастику. Цель проведения такой гимнастики – это, прежде всего, укрепление здоровья детей. Значение такой гимнастики велико, ведь:

– упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребенка

– упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формируем умение управлять собой

Читайте так же:  Узнайте сейчас что подарить ребенку на новый год

– правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребенка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья

дыхательная гимнастика – отличная профилактика болезней органов дыхания.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час,

ещё лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуются выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

4. Выполнять упражнения ежедневно, только тогда будет толк в ваших занятиях.

5. Постепенно увеличивать время проведения занятий от 1-2 минут до 5-6 минут.

6. При выполнении заданий контролируйте своего ребёнка: вдох – через нос, а выдох – через рот. Ребёнок не должен поднимать плечи и надувать щёки, выдох должен быть длинным и плавным, губы лучше немного скруглить (вытянуть).

Этапы выполнения дыхательных упражнений:

1. Принять позу и зафиксировать её.

3. Сосредоточиться на упражнении, обдумать его основные элементы.

4. Выполнить дыхательное упражнение.

5. Отдохнуть после упражнения, сменив позу.

Предлагаю вам посмотреть фото ваших детишек, на которых они выполняют дыхательную гимнастику. Прошу обратить ваше внимание как детишки ее выполняют (щеки при выдохе не надувают, и все упражнения делают с удовольствием. Так как пособия красочные и увлекательные.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fdetsad-258396-1518720236

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fdetsad-258396-1518720268 Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fdetsad-258396-1518720290 Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fdetsad-258396-1518720321 Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fdetsad-258396-1518720348

Уважаемые родители, предлагаю вам выполнить несколько упражнений.

1. Игра «Бегемотик»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Упражнение выполняется в положении сидя и сопровождается рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Игры на формирование воздушной струи.

Всем известные «мыльные пузыри», воздушные шарики, вертушки, дудочки, свистки.

2. Игра «Воздушный футбол»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: “мячи” из ваты, кубики.

Из кусочков ваты скатать шарик – “мяч”. Ворота – 2 кубика. Ребенок дует на “мяч”, пытаясь “забить гол” – вата должна оказаться между кубиками.

4. Игра «Листопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку “устроить листопад” – сдувать листочки с ладони.

5. Игра «Снегопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: “снежки” из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики – “снежинки”, положить ребенку на ладонь и предложить “устроить снегопад” – сдувать снежинки с ладони.

Снежинок много я собрал,

Ветерочком легким стал.

Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся.

6. Игра «Кораблик»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

7. Игра «Лети, перышко!»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: перышки небольшого размера.

Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

8. Игра «Мой воздушный шарик»

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

Оборудование: воздушные шары.

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

Практическое выполнение упражнений родителями под контролем воспитателя.

Совместное изготовление пособия «Привидение» для развития речевого дыхания в домашних условиях. Оборудование: бумажный стаканчик, резиновая перчатка, маркеры двух цветов, канцелярский нож, коктейльная соломинка, ножницы.

Раздача буклетов «Игры для развития речевого дыхания».

Спасибо, что нам уделили время.

Консультация для родителей на тему «Развитие речевого дыхания у ребенка» Уважаемые родители! Как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали: прежде.

Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания у ребенка» Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания у ребенка» Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется,.

Консультация для родителей «Проблемы в развитии речевого дыхания» Проблемы в развитии речевого дыхания Часто родители могут быть свидетелями такой картины: малыш, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает.

Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания» Хочу представить вам мастер – класс для родителей. Тема: «Развитие речевого дыхания». Составила: Романова Н. С. ,учитель – логопед ЦЕЛЬ:.

Читайте так же:  Зимние забавы и зимние поделки для детей

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fsmall%2Fdetsad-877895-1509452719

Мастер-класс «Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания» Дыхание, одна из жизненно необходимых функций человека. Дыхание в норме – ритмичное, глубокое, соответствует потребностям организма. В норме.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fsmall%2Fdetsad-100846-1507881605

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия из бумаги для развития речевого дыхания «Дракончики» Подготовила воспитатель Петрова Наталья Ивановна. Всем известно, что дыхание бывает двух видов: физиологическое (наше обычное дыхание).

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fsmall%2Fdetsad-198929-1510249694

Мастер-класс по изготовлению игрового пособия для развития речевого дыхания «Дракон» Муниципальное казенное образовательное учреждение Ленинская СОШ №47 (ОСП д/с “Огонек”) Мастер класс по изготовлению игрового пособия для.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fsmall%2Fdetsad-1015695-1504109516

Развитие речевого дыхания Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fsmall%2Fdetsad-590530-1505580787

Развитие речевого дыхания. Правильное дыхание – основа жизни,здоровья. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно.

Развитие речевого дыхания дошкольников Правильное речевое дыхание является основной звучащей речи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Правильное дыхание поможет.

Одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на то, как быстро у детей будут развиваться навыки связной речи, является речевое дыхание.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F196

Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.

Развитие связной речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания, именно поэтому специалист-логопед в первую очередь проанализирует, то, как ребёнок дышит во время разговора, какой силы он осуществляет вдохи и выдохи, как координирует соотношение пауз в речевом потоке.

Часто родители могут быть свидетелями такой картины: малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но не может закончить предложение до конца, так как ему не хватает набранного в лёгкие объёма воздуха.

Он останавливается, чтобы набрать воздух, возникает пауза, во время которой ребёнок может забыть, о чём он говорил в начале разговора. Ему приходится вспоминать – и длина паузы увеличивается.

Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха. Это же может послужить причиной того, что говорящий ребёнок конец фразы произносит на пониженных тонах, иногда практически шёпотом.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F176

Ещё один пример нарушения в развитии речевого дыхания: дыхательный аппарат дошкольника развит плохо, у него слабый вдох и такой же выдох. В этом случае он говорит тихо, нечётко и редко договаривает фразу до конца. Либо, пытаясь успеть сказать нужные слова на вдохе, малыш говорит быстро, частит, от чего страдает интонация, не соблюдается расстановка логических пауз.

Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты) и малоподвижным образом жизни.

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Основные моменты правильного речевого дыхания:

  • Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.
  • Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».
  • Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент!
  • Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F138

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

  • Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.
  • Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха
  • Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи

С этой задачей помогут справиться следующие упражнения и игры:

Цветной дождик

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см.

Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.

Читайте так же:  Личная территория ребенка

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F159Карандаши-спортсмены

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Конечно, сила выдоха взрослых несоизмеримо больше, чем у маленького ребёнка, поэтому в этом соревновании будет лучше, если взрослый немного «подыграет» маленькому игроку, выдыхая с меньшей силой. Побеждает тот карандаш, который быстрее доберётся до линии финиша.

После того как ребёнок научился делать глубокие плавные выдохи нужно переходить к заданиям, которые стимулируют эффективное развитие собственно речевого дыхания.

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох:

  • Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;
  • Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;
  • Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;

Идеально для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто. Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу.

Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F186

Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, взяты в замок. Делает вдох, затем наклоняет корпус тела в сторону и на выдохе говорит: «Буммм».

Ребенок стоит прямо, ноги расставлены врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки сжаты. Сделав вдох, малыш начинает вращать кулаки друг вокруг друга, и на выдохе говорить произносить звук «р-р-р-р», имитируя звук запускающегося двигателя.

Дети стоят на коленях, их руки опущены вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят руки и хлопают в ладоши, при этом громко сказав «Хлоп!»

Эти упражнения необходимо делать по 4-8 раз, лучше включить их в комплекс ежедневной физической зарядки.

Говорящий человек считает свою способность разговаривать совершенно естественной, не задумываясь о том, что в этом процессе участвует сразу несколько важных систем человеческого организма. Дыхательная система обеспечивает образование и развитие звуков речи, которые впоследствии преобразуются в произносимые человеком слова.

Именно поэтому родители должны уделить большое внимание постановке правильного речевого дыхания у детей, которые только начинают разговаривать. Это поможет избежать многих проблем с нарушениями речи в дальнейшем.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Упражнения и игры по развитию речевого дыхания:

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи: упражнения, игры

Развитие речи в раннем детстве – это сложный процесс. Задержки, нарушения овладения родным языком могут быть обусловлены сбоями в процессе речевого дыхания. Поговорим о том, что такое правильное речевое дыхание, как его развить в детском возрасте.

Особенности речевого дыхания изучались многими известными физиологами. По мнению Е.Н. Малютина, В.Г. Ермолаева, Ю.Парова, во время фонации напрягаются не только мышцы гортани, но и легкие, мускулатура брюшного пресса, грудная клетка выдвигается вперед. Трубчатая носоглотка становится твердой, так как легкие ее раздувают, подавая туда воздух для звукообразования. Тонус дыхательной мускулатуры регулирует силу звука.

Вдох для начала звукопроизношения делается коротко, глубоко, потом следует небольшая пауза, на выдохе происходит фонация. Физиологическая респирация производится через нос. Речевая – через рот и нос.

От длины выдоха зависит продолжительность фразы. Речевой дыхательный цикл вдвое длиннее, чем физиологический. Во время фонации человек, в норме, делает до 10 вдохов в минуту и столько же выдохов. При физиологическом – до 20.

Объем выдыхаемого воздуха во время звукопроизношения составляет около 1500 см³, при физиологическом – 500 см³.

Особенностью речевого дыхания является то, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, членение фразы на смысловые единицы. Человек вдыхает воздух для продолжения монолога рефлекторно, но опираясь на внутренне ощущение законченности высказывания, делая паузы.

Таким образом, речевое дыхание – это условно рефлекторный, произвольный процесс. Его развитие идет параллельно с развитием речи.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2Fdevochka-duet-na-oduvanchik

Неправильно развитое речевое дыхание мешает овладению техникой говорения. Ребенок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации – это делает речь непонятной, скачкообразной. У него нет возможности произнести единую плавную лингвистическую конструкцию.

По этой причине, лечение различных логопедических проблем у дошкольников стоит начинать с развития правильной речевой респирации.

Коррекционная работа состоит из следующих этапов:

  1. Формирование вдоха и озвученного длительного выдоха.
  2. Постановка дыхания, выдоха, фонации одновременно.
  3. Развитие выдоха разной силы с одновременным звукопроизношением слов, фраз
  4. Развитие правильного вдоха-выдоха во время речи в процессе произношения небольшого текста.

Перед логопедом, педагогом ставятся следующие задачи по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста:

  • Укрепить мышцы диафрагмы, артикуляционного аппарата.
  • Нормализовать звукопроизношение.
  • Научить контролировать процесс речи.
  • Добиться полного усвоения навыков правильного дыхания.
  • Увеличить количество произносимых на выдохе слов.

Методика развития речевого дыхания включает в себя различные игры, стихи, песни, упражнения для занятий с дошкольниками разного возраста.

Читайте так же:  Как связать детские варежки крючком

Уроки по формированию навыков респирации должна проводиться по следующим правилам:

  • Проводите занятия в хорошо проветренном помещении
  • Проводите тренировку до еды за 30 минут – 1 час
  • Занимайтесь не менее 3 раз в день по 10 минут
  • Начинайте тренировки с одного упражнения, увеличивая нагрузку постепенно от одного урока до другого. Добавляйте не только новые тренажеры, но и увеличивайте время выполнения одного задания
  • Первый занятия можно проводить лежа.
  • Контролируйте вдох и выдох ладонью, положив ее на диафрагму.
  • Следите за глубиной дыхания, слишком глубокий вдох делать не рекомендуется. Плечи, шея должны оставаться статичными при вдохе.
  • Переходите к новым тренажерам только в том случае, если дошкольник усвоил предыдущие материал.
  • Не перенапрягайте ребенка. Старайтесь построить занятия дружелюбно, весело, заинтересуйте дошкольника.
  • Игры и упражнения на развитие речевого дыхания должны соответствовать возрасту ребенка.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания следует отбирать соответственно этапу коррекционной работы.

На I этапе можно освоить следующие задания:

Цель: натренировать силу вдох-выдоха.

Исходная позиция: стоя или сидя.

Как выполнять: дошкольник вдыхает воздух носом, а затем ртом, с силой выдыхает в шарик, надувает его, а затем пытается удержать давление нем. Повторить упражнение несколько раз.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2Fuprazhnenie-sharik

Цель: научить вдыхать воздух глубоко, выдыхать ртом медленно, плавно.

ИП: сидя на стульчике.

Как выполнять: дошкольник набирает воздух в легкие через рот, потом складывает губы трубочкой и выдувает его обратно (задувает свечку). Выдох производится медленно и плавно.

После 3 -4 занятий, попросите ребенка проговаривать во время выдоха: “ФУ…..”

Используйте любые игрушки, раздаточные материалы для занятий по развитию речевого дыхания.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2Fuprazhnenie-so-svechkoj

Цель: обучения навыку звукопроизношения в период длинного выдоха.

ИП: сидя за столом.

Выполнение: поднести ко рту кулачки. Сделать вдох ртом, длинный выдох и трубить: “У-У-у…”. Звук можно заменить любым гласным. Устройте соревнование, кто дольше всех будет дудеть.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2Ftrubach-upr

Пропевание различных звуков, состоящих из 1, 2, 3 фонем с разной силой, высотой, тембром на выдохе. Например, для начала пойте только одну гласную, затем слоги: га, ма, ду, ро и т.д.

Экспериментируйте с интонацией, просите малышей петь жалобно, радостно, громко, тих, шепотом.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2Fuprazhnenie-penie

Обучение произношению небольших слов во время выдохе. Сначала это могут быть закрытые слоги: дам, гам, рок, слог и т.д. Затем короткие слова: мама, папа и т.д.
Спустя несколько занятий произносите небольшое предложение, не делая вдох. Используйте короткие стихи, скороговорки.

Самое важное – научить ребенка звукопроизношению на выдохе.

Заключительный этап формирования идеальной речевой респирации самый сложный. Здесь дошкольник будет учиться произносить небольшие тексты, учитывая паузы и лингвистические смысловые отрывки, делая вдох.

Как выполнять: делаем глубокий вдох через рот, выдох – начинаем рассказ. Произносим не менее 3 фраз, потом можно остановиться для добора воздуха через рот. Постепенно увеличивайте темп речи, количество слов и фраз, произнесенных в одном цикле дыхания.

Дидактические игры для развития речевого дыхания особенно интересны детям дошкольного возраста. Их можно проводить в помещении и на прогулке. Привлекать для участия взрослых и большие группы детей.

Цель: обучение звукопроизношению на выдохе.

Нарежьте небольшие полоски из бумаги. Разложите по столам. Попросите детей глубоко вдохнуть через нос, дуть на вертушки и сдувать их. Дуем без добора воздуха.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2Fvertushki

Цель: формирование навыка длительного выдоха

Играем в группе, детям выдаются картонные заготовки в виде чашек с “паром”. Попросите детей подуть на чашки.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2Figra-gorjachij-chaj

Детям раздают трубочки и теннисные шарики. Малыши объединяются в пары и играют на футбольном поле, которое нарисовано на картоне, дуют на ширик из пластиковых трубочек небольшого диаметра. Цель – забить шарик в ворота противника.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2Figra-tenis

Цель: обучение длительному продуктивному выдоху через рот.

Как выполнять: вырезать из бумаги снежинки, при помощи нитки привязать из на тесьму. Пусть ребята дуют на них, пытаясь сдуть снежинку как можно дальше.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2Fuprazhnenie-snezhinki

Цель: активизация работы губных мышц, обучение длительному выдоху.

Дошкольник выдувает мыльные пузыри из разных рамок и трубочек. Чем уже проход для жидкости, тем больше усилий затратит дошкольник, тем сильнее напрягаются мышцы.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников proxy?url=https%3A%2F%2Forechi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2Fdeti-dujut-mylnye-puzyri

Комплекс упражнений на развитие речевого, физиологического дыхания полезно проводить с детьми с ОНР, ФФНР, ЗРР. Если ребенок приобрел необходимые навыки в ходе занятий, то не стоит забывать их повторять в качестве разминки или для отдыха голосовых связок.

Изображение - Развитие речевого дыхания у детей дошкольников 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here