Развитие речи детей в дошкольном возрасте

Сегодня предлагаем статью на тему: "Развитие речи детей в дошкольном возрасте". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Речь детям, как и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, познает мир, выражает желания, планирует свои действия. Родителям важно помнить, что речь – это приобретенная способность, а не врожденная. Поэтому развитие речи детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях должно быть на первом месте.

Изображение - Развитие речи детей в дошкольном возрасте proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.rastut-goda.ru%2Fimages%2Fimage3%2Fspeech_development_of_preschool_children_1

Новорожденные дети примерно до двух месяцев только кричат. С трех-четырех месяцев появляется гуление. После полугода малыш начинает лепетать, знает свое имя, с удовольствием играет с мамой в ладушки, сороку-ворону, козу рогатую.

Около года или чуть позже ребенок произносит первые осознанные слова. Постепенно словарный запас расширяется и улучшается произношение. До трех-четырех лет ошибки нормальны. Дети могут неправильно обобщать слова, сокращать их до одного ударного слога или переставлять слоги местами.

Видео (кликните для воспроизведения).

После трех лет в речи ребенка появляются простые и сложные предложения. В три-четыре года с ребенком можно вести диалог. Дети в это время часто говорят торопливо, взахлеб.

К пяти годам у ребенка значительно расширяется словарный запас. Он может пересказывать, сочинять рифмы, правильно произносить слова. Развитие речи детей дошкольного возраста должно завершиться хорошим овладением родного языка, достаточным словарным запасом. К сожалению, не все дети это осваивают. Поэтому образовательные стандарты для детских садов и развивающих центров делают основной упор на формирование речи.

Изображение - Развитие речи детей в дошкольном возрасте proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.rastut-goda.ru%2Fimages%2Fimage3%2Fspeech_development_of_preschool_children_2

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Диагностика речевого развития призвана выявить лексический запас ребенка, понимание им употребляемых слов. Обследование детей проводится индивидуально. Для этого им демонстрируются предметы или картинки с их изображением, так же на картинках могут быть отражены признаки предметов и некие действия.

Проверяется и наличие в лексике обобщающих слов при предъявлении группы предметов.

Результаты обследования фиксируются и анализируются.

Изображение - Развитие речи детей в дошкольном возрасте proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.rastut-goda.ru%2Fimages%2Fimage3%2Fspeech_development_of_preschool_children_3

Принято использовать несколько уровней при оценке словаря детей по конкретным словам:

  • нулевой – в активном и в пассивном словаре ребенка слово отсутствует;
  • первый – слово присутствует в активном словаре, но понимание его неверно или вовсе отсутствует;
  • второй – слово присутствует в словаре, но при его использовании имеются ошибки или оно применяется в речи ограниченно (только в определенных ситуациях);
  • третий – слово, независимо от ситуации, употребляется и понимается правильно.

Дошкольное образование – главный этап в развитии ребенка. В дошкольном возрасте малыш учится учиться, что так будет ему потом необходимо в школе. Он с радостью познает новое, и речь должна стать ему помощником. Поэтому развитие речи в детском саду – это одна из первостепенных задач педагогов.

Изображение - Развитие речи детей в дошкольном возрасте proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.rastut-goda.ru%2Fimages%2Fimage3%2Fspeech_development_of_preschool_children_4

Развитие речи дошкольников по ФГОС решает такие задачи, как:

  • Формирование речи детей таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми.
  • Обогащение активного словарного запаса ребенка.
  • Развитие творческой речи: сочинение рассказов, сказок, стихов.
  • Приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литературы.
  • Развитие фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах.

Эти задачи специалисты дошкольных учреждений выполняют с помощью различных методик и упражнений.

Изображение - Развитие речи детей в дошкольном возрасте proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.rastut-goda.ru%2Fimages%2Fimage3%2Fspeech_development_of_preschool_children_5

Существует несколько методик, учитывающих особенности развития речи детей дошкольного возраста и помогающих детям освоить речь. Применять их нужно в комплексе, чтобы ребенок правильно слышал, говорил и понимал слова.

С самого рождения с ребенком нужно постоянно общаться. Самым маленьким рассказывайте о своих действиях и окружающих предметах. У детей постарше спрашивайте о том, как они провели день, что понравилось, запомнилось, не понравилось и почему.

Занимайтесь пальчиковой гимнастикой и играми ежедневно по 15 минут. Уже доказано, что мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие ребенка. Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи.

Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика.

Чтение книжек расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребенка.

Все занятия по развитию речи надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие.

Упражнения помогают ребенку лучше усвоить речь соответственно возрасту. Подбирая задания, важно помнить, что речевое развитие детей дошкольного возраста необходимо проводить в ненавязчивой игровой форме.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вот некоторые упражнения на развитие речи, которые можно использовать в садике и дома:

  • Назвать предметы одним словом, какого предмета не стало.
  • Упражнения на сравнение, сочинение рифмы к слову, сочинение сказок по картинкам.
  • Нахождение ошибок в описании, их исправление.
  • Назвать предметы во множественном и единственном числе.
  • Для развития артикуляции проговаривать звукоподражательные слова, имитировать голоса животных.
  • Для дикции подойдут чистоговорки, стишки с определенной группой звуков, упражнения, где ребенок должен закончить слово.
  • Упражнения на образование глаголов: добавить слово; назвать действия животных, людей; назвать все возможные действия с предметом.
  • Образовать глаголы с помощью суффиксов (на дудочке дудят, на гитаре играют).
  • Упражнение на правильное использование пространственных предлогов.
  • Придумывание продолжения сказки, пересказывание.
  • Упражнения на звучание слова, нахождение первого звука, слова на заданный звук, проговаривание слов близких и разных по звучанию.
  • Упражнения на понимание структуры текста: что такое начало, основная часть, что бывает в конце.
  • Упражнения на отработку фонетической стороны речи: скороговорки, загадки, потешки, стихи.

Изображение - Развитие речи детей в дошкольном возрасте proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.rastut-goda.ru%2Fimages%2Fimage3%2Fspeech_development_of_preschool_children_6

Это далеко не полный список упражнений, которые желательно делать с детьми регулярно, чтобы стимулировать развитие речи у детей дошкольного возраста.

Родителям важно знать и помнить, что постоянные, систематические игровые занятия с детьми помогут им вовремя освоить правильную и грамотную речь.

Читайте так же:  Агрессивность у детей дошкольного возраста — рекомендации родителям

В раннем возрасте, в связи с овладением предметной деятельностью, изменяются формы общения. Интерес к предметам побуждает ребёнка обращаться к взрослым. Сделать это он может, только овладевая речевым общением. Это во многом зависит от того, как общение организовано взрослыми. Развитие идёт по двум линиям:

– понимание речи взрослых;

– формирование собственной активной речи.

Соотнесение слов с конкретными предметами происходит сначала в рамках понимания ребёнком ситуации, после – вне ситуации. Дети с интересом слушают разговоры взрослых («о чём?»), сказочки, рассказы, стихи. Важное приобретение – слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы ситуации.

Речь становится инициативной, с постоянным вопросом: «Что это?» (требует названий).

На первых порах речь мало похожа на речь взрослого, её называют автономной речью (употребление слов, не свойственных взрослым). При правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает. В результате общения взрослого и ребёнка речь становится важным средством передачи опыта и управления деятельности ребёнка, в результате чего перестраиваются и развиваются психические процессы малыша.

Младший и средний дошкольный возраст – расширение круга общения. Развитие речи в этой связи идёт по разным направлениям:

– совершенствуется её практическое употребление в общении;

– речь становится основой для перестройки психических процессов, орудием мышления.

Усвоение языка определяется активностью самого ребёнка по отношению к языку (словообразования, словоизменения). Появляется интерес к звуковой форме слова.

В старшем дошкольном возрасте, по мере расширения круга общения и роста познавательных интересов ребёнка, он овладевает контекстной речью– пересказ, описание– овладевает при систематическом обучении. Пользуется и контекстной, и ситуативной, постепенно научаясь пользоваться ими «к месту». Особое значение имеет и объяснительная речь.Речь – важнейшее орудие интеллектуальной деятельности ребёнка. К началу дошкольного возраста развитие речи имеет следующие особенности:

– развитие речи связано не только с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность;- формируется активная речь, которая становится средством общения ребёнка;- складывается коммуникативная и обобщающая функции речи;- формируется регулирующая функция речи);- появляется ситуативная речь);- возникает описательная речь;- ребёнок при помощи речи воздействует на себя и взрослого;- речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающими, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, желания; – формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает личный опыт ребёнка и помогает усвоить социальный.

В дошкольном возрасте – качественно новый этап освоения речи.

Мотивы овладения родным языком: желание узнать, рассказать, воздействовать. интенсивному развитию:– сторон речи ребёнка (словарь, звуковая культура, грамматический строй);- форм речи ребёнка (контекстной и объяснительной);- функций речи ребёнка (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой). В словаре ребёнка происходят количественные и качественные изменения. Происходит развитие значений слов. Усваивает постепенно (раньше просто заучивал). 1 год – слово обозначает один конкретный предмет, соответствующий чувственному образу; 2 года – слово обозначает группу однородных предметов);3-3,5 года – слово объединяет несколько групп однородных предметов 4-4,5 года – слова – итог предыдущих сообщений.

В речи преобладают слова, обозначающие объекты, максимально приближенные к ребёнку, с которыми он постоянно действует. Обобщения строятся на наиболее ярких признаках, которые ребёнок усвоил в практической деятельности. Т.е. сообщения конкретные и наглядные.

– формирование фонематического слуха;

– правильность произношения (либо: различение ребёнком звука, заданного от произносимого им).

В дошкольном возрасте процесс завершается. Ребёнок (в норме) правильно слышит звуки и правильно говорит. Не узнаёт неправильно произнесённые слова. У дошкольника складываются точные и дифференцированные образы слов и отдельных звуков.

Фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения. Грамматический строй. Детьми усваиваются закономерности морфологические (строение слова) и синтаксические (построение фраз). Дошкольное детство – период усвоения морфологической системы, склонений, спряжений. Характерна чуткость к языковым явлениям. При освоении форм склонений – опираются на форму слова в именительном падеже. Усвоение суффиксов – в самостоятельном словообразовании. За словом – реальный предмет. Примеры словотворчества – у Чуковского.

По словам Эльконина – в нём (словотворчестве) проявляется проводимая ребёнком работа по овладению языком как реальной предметной действительностью. В дошкольном возрасте усложняются связи речи мышления. Складывается интеллектуальная функция речиорудие мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании.

Ребёнок: констатирует, рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывает скрытые связи и закономерности.

Словесное рассуждение к 6-7- годамспособ решения задач.

Речь:– перестраивает чувственное познание;- изменяет соотношение мышления и действия;- закрепляет оценки, суждения;- приводит к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальная функция перекликается с коммуникативной. Получение информации от взрослого ведёт к её пониманию. Ребёнок выделяет идею и главную цель, форму, некоторые средства выразительности.

Становление регулирующей функции речи происходит, когда дети самостоятельно организовывают свою деятельность на основе инструкции взрослого. С помощью речи ребёнок воздействует на взрослых и сверстников.

Также в дошкольном возрасте возникает и саморегулятивная функция речи.

Речь, включённая в деятельность, выполняет функцию планирования. Это помогает ребёнку выделить:– принятие решения;- и планирование его практического выполнения.Речь перемещается с результата действия на начало (не только фиксируя, но и предваряя).Планирование повышает эффективность деятельности. Предпосылки и условия формирования письменной речи закладываются в младшем дошкольном возрасте.

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

Читайте так же:  Железодефицитная анемия у детей

Изображение - Развитие речи детей в дошкольном возрасте proxy?url=https%3A%2F%2Falldoshkol.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F06%2Frech-kniga-300x225

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:

  • Знать и использовать много слов
  • Понятно и связно говорить
  • Используя речь, получать различную познавательную информацию
  • Общаться со сверстниками и взрослыми

Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.

Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.

С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Изображение - Развитие речи детей в дошкольном возрасте proxy?url=https%3A%2F%2Falldoshkol.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F06%2Frech-situativ-300x222

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

Изображение - Развитие речи детей в дошкольном возрасте proxy?url=https%3A%2F%2Falldoshkol.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F06%2Frech-igra-300x225

К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста

Ни один ребенок не приходит в мир говорящим. Способность обучаться речи — естественное человеческое свойство, заложенное с рождения. Родным языком «маленького человека» становится тот, на котором говорит ближайшее окружение. Значимые взрослые для ребенка — родители или законные представители.

Период изменений не обошел и систему дошкольного образования. Федеральный Государственный образовательный стандарт внес свою лепту. Изменения затронули образовательную деятельность и уровень профессионализма педагогов и воспитателей. ФГОС выделяет 5 образовательных областей, речевое развитие входит в их число.

Читайте так же:  Курящий подросток что делать родителям

Речевое развитие — обозначение этапов и методик в комплексе, связанных с овладением средств речи, которые характеризуются развитием навыков вербального мышления, коммуникации и творчества.

Речь — динамичное явление. Язык не стоит на месте, а приспосабливается к условиям и реалиям. Дети чувствуют эти нововведения лучше нас. Дошкольный этап определяется интенсивным речевым развитием. У ребят происходит прыжок в расширении словарного запаса. Речь стала конкретной, осмысленной. В старшем дошкольном возрасте словарь малыша достигает уже 3-4 тысячи слов. В этот период у детей складывается «чувство языка.» Юный «лингвист» интуитивно ощущает языковую норму. Ребенок сопровождает комментариями действия. Проговаривает: что я сейчас делаю?

Изображение - Развитие речи детей в дошкольном возрасте proxy?url=https%3A%2F%2Fi1.wp.com%2Fvospitanie.guru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F11%2F367961-PAXTLW-232-min

Растущие потребности дошкольника выступают мотивом для овладения языком. Развивается функция регуляции речи, которая помогает контролировать деятельность и поведение. Все виды деятельности связаны с речью. У дошкольника появляются новые задачи и расширяется круг общения среди сверстников и взрослых. Ребенку важно, чтобы его понимали собеседники. «Маленький человек» прислушивается к речи людей, копирует понравившиеся словосочетания и фразы.

Наблюдения играют роль в пополнении словарного запаса. Умение видеть и чувствовать красоту природы формируется во время прогулок на свежем воздухе. Пусть захочется рассказать о цвете облаков или форме листьев на деревьях! В процессе наблюдений у детей расширяется богатство словаря, предложения приобретают сложные конструкции. .

Особенности речевого развития старших дошкольников

Ребенок в 5-7 лет следит за особенностями произношения сверстников и некоторыми погрешностями собственной речи, овладевает звуковым анализом слов. Не сразу получается без ошибок: шипящие проговариваются не четко, в сложных словах происходит перестановка слогов, буква «Р» не выговаривается. У детсадовца увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. Ошибки встречаются при изменении слов по падежам, особенно при образовании существительных в родительном падеже множественного числа («нет перчатков»). Воспитатели ориентируют детей в правильном использовании грамматических форм. Чтобы понять, как образуются существительные, познакомим детей с понятием словообразовательной пары; расскажем, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (работа-работник, огород-огородник) или на предмет (дождь-дождевик).

В этом возрасте ребенок пересказывает сказки или короткие рассказы, придумывает сюжет по серии картин. Дети умеют определять тему и выстраивать части текста последовательно. С помощью взрослых подбирает однокоренные слова. Ребята образуют и употребляют в речи прилагательные сравнительной степени (сильный-сильнее; яркий-ярче). Правильно понимают и употребляют без ошибок предлоги. Услышав незнакомое слово, дошкольники часто переделывают в то, которое известно. Ошибки происходят, это из-за тождества корней: грабитель-грабли.

Некоторые дети не умеют пользоваться интонацией, следить за скоростью и громкостью речи. В старшей группе детского сада вводят новый вид работы: детей знакомят со словесным составом предложения. Поможет также работа над интонацией и выразительностью речи: учим детей выражать голосом отношение к происходящему (повышение и понижение голоса, постановка логических ударений).

Диалогическая речь важна для малыша: он живет в социуме. Воспитатели работают над ее совершенствованием. Сюда отнесем:

  • Умение слушать и понимать собеседника;
  • Формулировать вопросы;
  • Строить реплику ориентируясь на поставленную задачу;
  • Использовать нормы речевого этикета (приветствие, прощание).

Прививайте ребятам умение строить диалог: спросить, поддержать, поблагодарить, ответить, попросить прощение . Для этого проводятся беседы на различные темы, которые связаны с жизнью в семье и в детском саду. Малыш учится выслушивать собеседника и задавать вопросы. Навыки, которые приобретет ребенок во время построения диалогической речи, пригодятся и в монологической.

Родители часто отдают себя рабочим будням без остатка, поэтому не уделяют должного внимания речевому развитию ребенка. У дошкольника наблюдается бедность словарного запаса.

Тесное сотрудничество семьи и детского сада — траектория к правильной речи и богатому словарному запасу. Важно, чтобы дома с ребенком разговаривали: читали вслух книжки, обсуждали события дня.

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста

В дошкольный период очевидными становятся недочеты в речевом развитии ребенка. Задержка в развитии речи негативно сказывается на поведении и деятельности малыша. Выявляют нарушения в речевом развитии ребенка в процессе диагностического исследования. Коррекционную работу начинают с диагностики.

При обследовании ребенка анализируют: развитие звукового анализа, фонематический слух, состав и богатство словаря, коммуникативные умения, грамматический строй речи.

Диагностирование детей ведется на основе диагностических методик по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные О.С. Ушаковой, Е.А. Стребелевой, Е.М. Струниной. По результатам диагностики выявляют уровни развития речи детей: высокий, средний, ниже среднего, низкий. Уровни сформированности отражают набор универсальных учебных действий, которые приобретает детсадовец после освоения образовательной программы. Диагностирование проводят по нескольким критериям.

  1. Словарный запас: богатство словаря; способность подбирать слова, которые обозначают качества предмета; понимание признаков и качеств предмета.
  2. Звуковая культура речи: слуховое внимание; способность выделять гласные и согласные звуки; умение характеризовать звуки в слове; умение объединять звуки в группы.
  3. Грамматический строй речи: умение описывать предмет (картинку из книжки или игрушку); умение составить описание без наглядности, на основе жизненного опыта; умение составить рассказ по картинкам; умение пересказывать по шаблону.

Приемы для развития связной речи: речевой шаблон, вопросы, объяснения, мотивированная оценка ответов и поступков детей, игры-сценки.

В литературе описаны методы изучения связной речи дошкольников. Детям дают задания на репродуктивном и продуктивном уровнях. В первом случае дошкольнику предлагают шаблон, чтобы пересказать или повторить. Во втором – используем игрушку или картинку из журнала. Малыш создает самостоятельное высказывание. При обучении допустимо использование 2-4 игрушек: в рассказах об играх и игровых действиях возрастает связность детских высказываний. В начале обучения рассказыванию применяют готовые игровые ситуации, которые разыгрывает взрослый.

Читайте так же:  Сколько времени нужно уделять ребенку

Дети старшего дошкольного возраста и речевое творчество

Воображение дошкольников имеет различия с воображением взрослых. В этом возрасте воображение сопоставимо с интеллектуальной деятельностью, которая направлена на изменение окружающего мира. Малыш «поднимается» над ситуацией и видит происходящее глазами предметов, сказочных персонажей и даже явлений.

Обучение творческому рассказыванию – сложный этап работы, который формирует связную речь малыша. Дети учатся придумывать завязку, ход событий и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логические связи в развитии сюжета, отличать реальность от вымысла. Дошкольники рисуют в воображении наряды героев, описывают характер, черты лица, прическу.

Предоставьте ребенку поле для творчества – наделять предметы магическими способностями, сочинять сказки, фантазировать, адаптировать к жизни вымышленного персонажа. Главными героями сказок становятся любимые игрушки и герои из мультфильмов. Ребенок легко сопоставляет себя со сказочным персонажем: девочки мечтают о платье как у принцессы, а мальчики о плаще, который наделяет магическими способностями.

При создании сказки ребенок самостоятельно делает выборку событий, черпая материал из личного и литературного опыта. Создает и собственные образы героев, событий, рисует сюжет. С детьми старшего дошкольного возраста разыгрывают сюжеты сказочного характера: «История старого сундука», «Приключения Деда Мороза в лесу», «Мой любимый мультфильм.» Развитие мышления позитивно влияет на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника.

Такие задания развивают фантазию, совершенствуют словарный запас, обогащают структуру речи. Наукой доказано: представление о мире формируется у детей раньше, чем связная речь. Часто во время пересказа малыш стремится сказать больше: в итоге замолкает, вспоминает, подбирает слова. Помогите ребенку перевести слова из пассивного словаря в активный. Для этого используем:

  • Логические задачи;
  • Игры по усвоению категорий рода;
  • Игры на формирование образной речи;
  • Игры на развитие деловых качеств личности;
  • Игры на умение находить в тексте небылицы и правдивые события.

Стоит сказать о знакомстве с детской литературой и книжной культурной. В семье не читают, т.е. у детей нет опыта семейного чтения и активного слушания, книга не является ценностью. Развитие ребенка осуществляется в условиях полной развивающей среды. Естественную обстановку заполняют сенсорными приспособлениями и материалами для игр. В помещении группы не обойтись без аудио и видеотеки. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

Учитывайте еще один методический момент — речевая активность воспитателя. При этом педагог не мешает ребенку творить, понимает и принимает позицию малыша. Дошкольник обучает себя самостоятельно, опираясь на творческий потенциал и личный опыт. Даже застенчивый малыш раскрывается.

Развитие связной речи у дошкольников – один из наиболее значимых аспектов дошкольного образования и воспитания. По тому, как хорошо ребёнок владеет речевыми инструментами (строит фразы и предложения, правильно подбирает и употребляет словоформы), педагоги составляют мнение об общем уровне его речевого развития.

Чтобы лучше понимать, как именно происходит развитие речи в дошкольном возрасте, и как лучше развить речь у маленького ребёнка, необходимо иметь общее представление об основных этапах её формирования.

Изображение - Развитие речи детей в дошкольном возрасте proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F3233-4 года

Для этого периода характерен невысокий уровень развития связной речи. Малыш отвечает на поставленные вопросы односложно: «да» или «нет», оперирует узким набором признаков в описании предметов или явлений, например, может обозначить, отвечая на вопрос, цвет или форму предмета.

В этом возрасте у детей ещё нет возможности самостоятельно пересказать сюжет любимого мультфильма или рассказа, описать предложенную картинку, им гораздо проще составить небольшой рассказик, если родители будут задавать наводящие вопросы. Длина такого рассказа не будет составлять более 3-4-х предложений.

Ребёнок может пересказать небольшой рассказ или сказку, пробует рассуждать и анализировать. Это период активного «почемуканья», а чтобы донести до взрослого суть беспокоящего его вопроса, малыши обычно старается сформулировать интересующий их вопрос яснее.

Именно поэтому у наиболее любознательных детей навыки связной речи развиваются быстрее и эффективнее. Этот период также интересен началом активного использования диалогов. Дошкольник не только отвечает, но и спрашивает, учится поддерживать беседу, задаёт актуальные вопросы, анализирует полученные ответы.

Изображение - Развитие речи детей в дошкольном возрасте proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F304-300x250

Для этого возраста характерен резкий скачок в развитии у детей связной речи. Они становятся активными участниками речевого процесса, совершенствуют диалогическую и монологическую речь, без затруднений пересказывают содержание любимой сказки либо разговор родственников.

Рассказывая о чем-либо, дошкольники пробуют составлять сложные предложения, употребляют эпитеты и фразеологические обороты. Важно следить за тем, правильно ли ребёнок подбирает нужные словоформы, ставит ударения, употребляет новые слова.

Методика описания картинок на занятиях по развитию речи в этом возрасте уже не может быть основной. Необходимо предлагать другие упражнения, стимулирующие использование в речи логических операций (анализа, обобщения), а также творческие задания, например – самостоятельно закончить прочитанный не до конца рассказ, сочинить, используя личный опыт, собственную историю.

Дошкольник становится полноправным участником речевого процесса. Он переходит от использования в речи описательных конструкций к рассуждению и анализу, следит за культурой речи, активно применяет эти навыки в процессе повседневного общения.

Что включает в себя методика, помогающая родителям и педагогам способствовать своевременному развитию связной речи у детей:

  • тренировку дыхательного аппарата дошкольника, постановку правильного речевого дыхания;
  • регулярные занятия с применением рекомендованных на данном этапе упражнений, способствующих совершенствованию связной речи (артикуляционная гимнастика, скороговорки, логопедические упражнения);
  • комплекс мер по развитию мелкой моторики.

Изображение - Развитие речи детей в дошкольном возрасте proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F334-300x250

Очень важно научить ребёнка правильной артикуляции во время того, когда он говорит. Для этого нужно проследить за тем, чтобы у детей в начале разговора происходил плавный и сильный выдох ртом, при этом говорящий ребёнок должен правильно распределять расход выдыхаемого воздуха и контролировать время, за которое происходит выдох.

Методика по тренировке этих навыков предполагает определённый комплекс упражнений, а также контроль над общим уровнем развития лингвистического аппарата дошкольника. Желательно также проводить своевременные консультации по речевому развитию детей у профильных специалистов – дефектолога и логопеда.

Читайте так же:  Иммунитет грудного ребенка

Методика по тренировке слуховой дифференциации предполагает умение ребёнка на слух определять те или иные звуки в длинном потоке речи.

Назови слова

  • Предложите ребёнку назвать слова, начинающиеся с определённой буквы – А, Б, П, Т, О, М.
  • Теперь пусть дошкольник назовёт слова, заканчивающиеся на другие буквы, например: С, Т, Ж, В, К.
  • Продолжайте опыты со словами: загадайте буквы, например, О, Е, У, Л, В и попросите назвать те слова, в которых эти буквы находятся посередине.

Хлопушка

Изображение - Развитие речи детей в дошкольном возрасте proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F319-300x250

Назовите букву, наличие которой в слове дошкольник должен проанализировать. Затем, перечисляя слова, предложите ему обозначить наличие буквы в них, хлопнув в ладоши. Допустим, загадана буква «С». Взрослый произносит ряд слов: СЛОН, НИТКА, СВЕТ, КОРОВА, ДЫНЯ, СТУЛ. Каждый раз, услышав нужную букву, ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Со временем скорость, с которой взрослый говорит слова, можно увеличить.

Придумай слово

В этом задании ребёнок должен придумать новое слово. Оно должно начинаться на ту букву, на которую заканчивается предложенное взрослым слово.

Например: СОВ А–А РБУЗ; КРУ Г–Г ВОЗДЬ, ДО М–М ЕДВЕДЬ и т.д.

Объясните ребёнку, как образуются слова, обозначающие качества предметов и указывающие на материал их изготовления.

Предложите ребёнку поэкспериментировать самостоятельно, образовав слова-определения от таких материалов:

Пух, вода, песок, бумага, свет, дрова.

Любая методика по развитию речи предполагает обязательное использование наглядно-дидактического материала. Наборы картинок с изображением знакомых ребёнку процедур и процессов (подъём, умывание, уборка, одевание) будут отличным подспорьем для освоения глаголов, наречий, причастий и деепричастий.

Попросите детей описать то, что они видят на этих картинках. Малыш помладше, скорее всего, будет отвечать односложно, используя только глаголы. Ребёнок постарше будет строить более сложные конструкции, вводя в употребление такие части речи, как наречия и прилагательные. Это поможет им описать увиденное на картинке более подробно.

В эти игры можно играть всей семьёй, больше удовольствия они доставят детям, достигшим 5-6 лет.

Изображение - Развитие речи детей в дошкольном возрасте proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F341

Начиная игру, взрослый сообщает детям, что вся семья отправляется в поездку. Это может быть поездка любой тематики: на море, в деревню к бабушке, в поход по горам и т.д.

Затем ведущий предлагает детям помочь ему собрать багаж, который понадобится в поездке. Необходимо уточнить задание: на какую именно букву предметы багажа должны называться. Например, взрослый предлагает назвать необходимые для похода вещи, начинающиеся на букву «К» (котелок, карта, каремат). Когда предметы, начинающиеся на предложенную букву, будут исчерпаны, можно предложить другую букву и продолжить игру. Прекрасная игра для любознательных и наблюдательных детей!

Эта методика замечательно тренирует способность ребёнка подбирать нужные слова, определять лексическое значение слов, развивает смекалку.

Для такой игры понадобятся карточки детского лото или самостоятельно изготовленные картинки, изображающие предметы, с которыми дети часто сталкиваются в повседневной жизни. Задание заключается в том, чтобы дошкольник нашёл связь между двумя предложенными картинками и объяснил, что позволило ему объединить эти понятия.

Демонстрируем малышу картинку, на которой нарисована тарелка (кастрюля, супница) и другую, где изображены овощи, фрукты. Ребёнок должен «построить» мостик между этими двумя картинками, объяснив, как они могут быть связаны: в кастрюле может готовиться суп из овощей либо вариться компот из фруктов. Выполняя это задание, дети должны проиллюстрировать свои соображения словами, стараясь полно раскрыть взаимосвязь между предметами.

Эта замечательная и эффективная методика поможет научиться выговаривать трудные звуки, преодолеть образование «каши» во рту и просто весело провести время, остаётся заучивание скороговорок.

Скороговорки могут быть самыми разнообразными, но для того, чтобы ребёнок получал удовольствие от этих занятий, лучше подкреплять занятия по их заучиванию яркими и красочными картинками, иллюстрирующими ту или иную скороговорку.

В этом отношении отличным пособием можно назвать книгу «Попробуй, повтори. Русские скороговорки», проиллюстрированные детским художником А. Аземшей. Огромные и яркие иллюстрации этого издания сделают занятия детей по заучиванию скороговорок весёлыми и долгожданными.

Родители подрастающих дошкольников должны понимать, что никакая современная методика по развитию речи, не заменит пользы от живого человеческого общения. Ведь именно повседневное общение в домашней обстановке, в стенах дошкольного учебного заведения или развивающих кружков является залогом своевременного формирования речевых навыков.

У ребёнка, проводящего много времени перед телевизором или экраном компьютера, рано или поздно возникают проблемы, связанные с пополнением словарного запаса, умением чётко и ясно излагать собственные мысли, анализировать и рассуждать.

Необходимо помнить, что любая методика старается активно использовать природное детское любопытство, прекрасно стимулирующее тягу у детей к познанию. Именно поэтому познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из составляющих элементов детского развития.

В процессе общения с детьми, родители не только обогащают их познавательную сферу, но и помогают им упорядочить знания об окружающем мире, создают особые условия для продуктивного роста личности растущего человека.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Задержка речевого развития и методы ее решения:

Изображение - Развитие речи детей в дошкольном возрасте 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here