Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника

Сегодня предлагаем статью на тему: "Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения.

Специалисты подсчитали, что в возрасте полутора лет словарный запас маленьких детей может насчитывать не более 50 слов, а к пятилетнему возрасту малыши уже свободно оперируют 2000–2500 слов. Однако важен не только количественный показатель (сколько слов использует ребёнок), но и качественный – насколько он понимает значения слов, которыми пользуется, правильно ли употребляет нужные словоформы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста – очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании.

Особенности развития словарного запаса дошкольников

Изображение - Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fd7f7acd28c09171ba5e26596a8fa512e-e1424282999380

На начальном этапе лексикон ребёнка пополняется в основном за счёт слов, которые он часто слышит в процессе бытового общения с родственниками.

В возрасте одного-трёх лет малыш усваивает следующие категории слов:

  • названия игрушек, имена членов семьи; слова, обозначающие элементы быта, который окружает ребёнка (посудные и постельные принадлежности, мебель, еда);
  • слова, демонстрирующие познания об окружающей природе: названия погодных явлений и времён года, наименования самых распространённых и простых в произношении растений и животных;

В этом периоде способность детей оперировать эмоционально-оценочной лексикой (словами, обозначающими эмоциональные состояния, качественные характеристики предметов) ещё крайне низка.

В возрасте 4-5 лет происходит существенный скачок не только в количественном наполнении словарного запаса (1500-2000) слов, но и в его качественном содержании. Ребёнок начинает активно использовать следующие тематические группы:

  • слова, обозначающие переживания и чувства: весёлый, грустный, радостный;
  • оценивать предметы и явления по их качественным характеристикам: высокое, горячее, тяжёлое;
  • пробовать свои силы в словообразовании, употребляя уменьшительно-ласкательные формы слов: мамочка, голубушка. Образовывать словоформы однокоренных слов, например, формы, обозначающие детёнышей животных: кот – котик – котёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок и т.д;

В возрасте 5–6 лет количественный запас словарного состава дошкольника может составлять уже порядка 3000–4000 тысяч слов, при этом также происходит очередной рывок в его качественном наполнении. Дошкольник начинает употреблять следующую группу понятий:

  • лексику, обозначающую временные интервалы: часы, дни недели, минуты, месяцы. Слова, описывающие категорию пространства: верх – низ, право – лево;
  • простые и сложные числительные (один, пять, двенадцать, двадцать);
  • слова, обозначающие категории обществоведения: народ страны, Родина, труд национальная армия, государство;

Наблюдая за развитием словарного запаса дошкольников, специалисты выделили суще моментов, на которые необходимо обращать внимание.

Особенности пополнения словаря детей различными видами частей речи

Изображение - Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fa2698a800ac0a586bfe3e16e290dc1fe-e1424280450926

Быстрее и охотнее всего дети начинают использовать имена существительные и глаголы, что позволяет им легко обозначать предметы и действия, которые производятся с этими предметами. А вот такая важная часть речи, как имя прилагательное, используется дошкольниками неохотно. Между тем активное использование имён прилагательных позволяет сделать речь красивой и насыщенной, даёт возможность составлять распространённые предложения и полноценные речевые конструкции. Поэтому необходимо, чтобы родители уделяли больше внимания описанию признаков предметов и явлений, их качественным характеристикам.

Очень часто бывает так, что дети знают слово, но не использует его в своей речи. Это связано с тем, что они не совсем чётко представляют себе значения этих слов и сферу их употребления. Поэтому важно отслеживать наличие «мёртвых» слов в лексиконе дошкольника и «переводить» их из пассивного словаря в активный.

Для этого необходимо:

  • Объяснить значение «мёртвого» слова, проговорить его чётко несколько раз. Таким образом, вы активизируете не только слуховой механизм восприятия информации, но и мускульно-двигательный, то есть, произношение слова закрепится в памяти речевого аппарата произносящего его человека.
  • Чаще употреблять слово в нужной ситуации. Желательно также подобрать строчки литературных произведений, в которых это слово употребляется и его значение легко понять из контекста.

Можно использовать антонимичные значения для толкования смысла нового слова. Некоторым детям легче запомнить информацию, отталкиваясь «от противного», то есть от противоположного значения слова.

Читая вслух дошкольнику, обязательно обращайте внимание на следующие моменты:

  • Чётко и ясно произносите слова, соблюдая правильную постановку ударений и артикуляцию.
  • Обязательно поясняйте значения незнакомых слов, встречающихся в тексте, обращайте внимание на их произношение, в случае необходимости, на следующий день повторите новые слова, попросив ребёнка пояснить их значения.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтение книг обеспечит полноценное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста, и очень важно, чтобы дети полюбили читать книги.

Привив у ребёнка любовь к чтению, вы не только обеспечите качественный источник пополнения его словарного запаса, но и поспособствуете развитию навыков грамотного письма.

Это будет обусловлено работой зрительной памяти – зачастую много читающие дети пишут грамотно, не утруждая себя знанием орфограмм. Они просто «фотографируют» верное написание слова, оставляют в зрительной памяти его правильный вариант.

«Проводник» – во время прогулки закройте глаза, и попросите малыша побыть вашим «проводником», максимально точно описывая вам, что он видит вокруг себя. Можно усложнить задание, попросив ребёнка по возможности не использовать одни и те же слова.

Игры с мячом позволяют не только расширить словарный запас детей, но и развить логическое мышление, обобщая познания в области слов различных лексических групп.

Изображение - Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F117-e1424282899294«Называем животных» – ведущий по очереди бросает мяч детям. Задача ребёнка – поймав мяч, ответить, назвав какое-нибудь животное. Из игры выбывают те дети, которые не смогли назвать животное, когда подошла их очередь. Победителем будет тот игрок, который дольше всех продержится, назвав большее количество животных.

Читайте так же:  Нужно ли быть идеальным родителем

Этот же вариант игры можно использовать для закрепления знания слов из других обобщающих категорий: «транспорт», «фрукты», «овощи», «растения» и т.д.

«Где кто живёт?» – ведущий, бросая мячик детям, задаёт вопросы:

Кто живёт в норе? – /крот, мышь, лиса, ёж/.

Кто живёт в реке? ­– /лягушка, рыба, выдра/.

Кто живёт в море? – /кит, осьминог, дельфин, медуза/.

Это игра позволит расширить не только словарный запас детей, но и укрепить их познания об окружающем мире.

«Большой – маленький»

Тренируем навык образования словоформ с уменьшительно-ласкательным значением. Объясните ребёнку на примере, как получаются такие слова: стул-стульчик, вилка-вилочка, ключ-ключик, яблоко-яблочко. Кидая малышу мячик, назовите слово, от которого он должен образовать уменьшительно-ласкательную форму. Первое время давайте ему на выполнение этого задания достаточно времени, не торопите.

Заданий, позволяющих эффективно пополнять и развивать словарный запас дошкольников очень много, выбирайте из них те, выполнение которых доставят юным ученикам удовольствие. Например, подвижным детям лучше предложить задания с мячом, флегматичным и наблюдательным – задания описательного характера, предполагающие анализ явлений, предметов и ситуаций.

Своевременное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста позволит им легко овладевать навыками правильной связной речи, а также поспособствует в будущем гармоничному развитию их интеллекта и логического мышления.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Логопедические уроки на пополнение словарного запаса ребёнка:

Доклад “Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста через игры и упражнения”.

Изображение - Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника proxy?url=https%3A%2F%2Fis04.infourok.ru%2Fimg%2F0107-00050a16-646bed7d

Исходя из этого, мы сформировали цель и задачи исследования.
Цель: Исследования заключается в изучении влияния дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 1- Содержание эксперимента. Дети, принимавшие участие в эксперименте с удовольствием выполняли задания, радовались своим правильным ответам, а если отвечали неправильно, то старались исправить ошибки.
Во время проведения формирующего эксперимента обращали на себя внимание некоторые затруднения в понимании инструкции, особенно на первоначальном этапе, вызванные речевым нарушением, невнимательностью, привыканием к экспериментатору.
В процессе выполнения заданий некоторые дети нуждались в помощи педагога, проявляющейся как в простом повторении инструкции к заданию, так и вплоть до объяснения и примера педагога.
Нужно отметить, что особый интерес вызывали задания , сопровождавшиеся ярким наглядным материалом, дополнительными поощрениями, а также задания соревновательного характера.
Таким образом, знание основных задач развития речи не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в детском саду.

Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 стр.
2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М., 2003. – с.27-43.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 270 стр.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 стр.
5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1974. – 96 стр.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учеб. пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. – 255 стр.

Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста: методы и приемы

Развитие речи ребенка – важное направление дошкольного и школьного образования. И один из критериев успеха – богатый словарный запас (объем слов, которым ребенок может пользоваться в ходе общения).

Изображение - Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника proxy?url=https%3A%2F%2Fjliza.ru%2Fassets%2Fjlcontent%2Farticle%2Fbooks%2Fthumbs%2Fbooks-d2_thumb_w200_h300

Чтобы избежать задержки речевого развития, уже с первого года жизни нужно обогащать словарный запас малыша. Занятия, направленные на расширение и активизацию словаря, должны вестись не от случая к случаю, а ежедневно. Только при условии регулярной и систематической словарной работы вы сможете вырастить эрудированного и интеллектуально развитого ребенка.

Годовалый малыш знает и умеет употреблять 5–9 одно- или двухсложных слов («дай», «ма-ма», «па-па», «ля-ля»). В следующие 2 года его словарь быстро расширяется за счет слов, которые употребляют его родители в бытовом общении, и достигает 800–1000 лексических единиц.

Тематические категории, которыми оперирует малыш в 1–3 года:

  • имена членов семьи, клички домашних животных;
  • названия игрушек, окружающих его бытовых вещей (посуды, мебели, пищи);
  • наименования 5–10 животных и растений;
  • названия времен года и погодных явлений («дождь», «снег», «солнце»).

Основа словаря трехлетнего малыша – существительные с конкретным значением и глаголы. Прилагательные и наречия в этом возрасте не используются: ребенок не может с помощью слов описать предмет или свое эмоциональное состояние.

В этот период происходит качественный скачок: словарь ребенка обогащается новыми тематическими группами и достигает объема в 1900–2200 слов.

Новые тематические категории в словаре ребенка в 4–5 лет:

  • душевные переживания, чувства и эмоции («веселый», «злой», «грустный», «обиженный»);
  • качественные характеристики предметов («большой», «зеленый», «холодный»);
  • уменьшительно-ласкательные формы («мамочка», «братик»);
  • названия детенышей животных («котенок», «утенок»).

В 5 лет ребенок познает основы словообразования. Теперь он может создавать группы однокоренных слов, используя приставки и суффиксы: «вода» – «водяной», «гусь» – «гусенок», «стол» – «столик». При этом он осознает не только родство таких лексических единиц, но и их различия («гусь – это взрослая птица, а гусенок – детеныш»).

Словарный запас ребенка увеличивается примерно в 2 раза: теперь его объем составляет около 3000–4000 слов.

Тематические группы, которыми должен пользоваться ребенок в 5–7 лет:

  • временные интервалы («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года;
  • пространственные понятия («верх», «низ», «лево», «право»);
  • числительные (от 1 до 10, иногда – до 100);
  • имена и фамилии родителей, близких родственников, известных писателей;
  • некоторые термины обществознания («страна», «Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников («Новый год», «День рождения», «Рождество»);
  • профессии и виды спорта, цвета и оттенки, части человеческого тела, природные явления;
  • бытовые предметы (одежда, обувь, головные уборы, игрушки, посуда, мебель, средства гигиены), транспортные средства (водные, наземные, воздушные);
  • домашние и дикие животные, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы;
  • слова с обобщающим значением («животные», «транспорт», «посуда»);
  • эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний человека.
Читайте так же:  Как лечить орви у детей

Перед зачислением малыша в первый класс почти все школы проводят тестирование, включающее оценку речевого развития ребенка. Вот почему так важно заранее выявить пробелы в знаниях будущего первоклассника и своевременно их устранить.

Существует общепринятая формула, описывающая механизм пополнения детского словаря:

  1. ребенок слышит слово;
  2. понимает его значение;
  3. запоминает слово (отправляет в пассивный словарный запас);
  4. учится применять его в речи (переводит в активный словарный запас).

Именно на этой универсальной формуле должны быть построены упражнения и занятия, способствующие увеличению словарного запаса крохи. Если хотя бы одно звено будет упущено, необходимое слово не станет частью детского словаря.

С самого рождения крохи начинайте разговаривать с ним: малыш должен привыкнуть к звучанию человеческой речи. Варианты занятий:

С 3 лет ребенок уже понимает смысл звучащего текста и осознает содержание стихов и сказок, которые читает ему мама. Поэтому вы можете обсуждать прочитанные книжки или просмотренные иллюстрации. Эффективные упражнения:

  • ребенок рассказывает, что изображено на картинках, составляет по ним рассказы;
  • малыш отвечает на вопросы по только что прослушанному тексту (удачные вопросы: кто тебе больше всех понравился? какое событие запомнилось? как бы ты поступил на месте героя? почему?);
  • ребенок подробно описывает какой-либо предмет (родители могут задавать уточняющие вопросы: а какой он формы? какого цвета?).

Чтобы изучить названия частей тела и предметов одежды, предложите ребенку описать себя или куклу.

Чтение художественной литературы

Обязательно читайте ребенку вслух. Ведь чтение художественной литературы – важнейший способ обогащения словаря. Дети, которые с детства полюбили книги, обладают более развитой речью, чем их сверстники, умеют грамотно строить предложения, лучше пишут сочинения в школе.

Читая ребенку книгу, постарайтесь четко, громко и правильно произносить слова, не допускать ошибок в артикуляции и постановке ударений. Если в тексте встречаются незнакомые слова, объясняйте их значение малышу.

  1. «Назови животное (растение, имя и т.д.)». Возьмите мяч и поставьте детей перед собой полукругом. Кидайте мяч детям по очереди: ребенок, который поймал мяч, должен назвать слово из заданной тематической группы и кинуть мяч обратно. Малыш, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается ребенок, который смог остаться в игре.
  2. «Съедобное – несъедобное». Ведущий называет любое слово и кидает ребенку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает. Упражнение помогает понять, насколько правильно ребенок освоил значение слов. Например, если малыш утверждает, что тарелка относится к группе съедобных предметов, есть повод призадуматься.
  3. «Большой – маленький». Правила такие же, как и в предыдущей игре. Ведущий произносит одно слово из пары («стул» или «стульчик», «стол» или «столик», «ложка» или «ложечка»). Если ребенок считает, что ведущий назвал маленький предмет, он ловит мяч, если большой – отбрасывает.
  4. «Посылка». Каждый игрок получает «посылку» с каким-либо предметом. Ребенок должен подробно описать свой предмет, чтобы остальные поняли, о чем идет речь.
  5. «Аналогии». Напишите на карточке «уравнение»: «Голубь – птица, кошка – ?». Ребенок должен понять, к какой тематической группе относится второе слово. Это упражнение помогает изучить слова с конкретным и обобщающим значением.

Формирование активного и пассивного словарного запаса

Случается, что ребенок знает слово, но не употребляет его. Причина зачастую кроется в том, что малыш не уверен в его значении. Он просто не знает, в каком контексте его можно использовать. Задача родителей – выявить эти «мертвые» лексические единицы и постараться перевести их в активный запас (объяснить их значение и показать пример употребления в речи).

Для формирования словарного запаса ребенка выбирайте разнообразные методы. Активным и подвижным детям придутся по вкусу игры с мячом: они будут старательно вспоминать слова, лишь бы игра продолжалась. А вот спокойные дети предпочитают прослушивание книг и выполнение упражнений с описанием. И помните! Развитый словарный запас – гарантия успешного обучения в школе.

Статья по развитию речи ( группа) на тему:
«Словарный запас детей дошкольного возраста»

Изображение - Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpictures%2F2016%2F04%2F17%2Fpicture-782649-1460878921

Каждому ясно – чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении грамотным письмом. Например, для усвоения и применения многих грамматических правил, нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. А это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова.

Статья для педагогов на тему:

«Словарный запас детей дошкольного возраста»

Татаринова Алена Альбертовна.

За последние десятилетие резко возросла речевая патология детей дошкольного возраста. У 70% – 90% детей посещающих дошкольные учреждения имеются признаки задержки развития речи разной степени выраженности. То есть дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения. 40% учащихся массовых школ переходят в пятые классы с дисграфией (нарушение письма), это значит, что ребята обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Отклонение от нормы в речевом развитии ребёнка может проявляться: бедностью его словарного запаса.

Каждому ясно – чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении грамотным письмом. Например, для усвоения и применения многих грамматических правил, нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. А это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова.

Читайте так же:  Убираем корочки на голове у младенца

Для предупреждения такой ситуации необходимо ещё в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьёзное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоению ребёнком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства. Кроме того, очень важно, чтобы словарный запас ребёнок накапливал не хаотично, как это происходит в большинстве случаев, а в определённой системе.

Итак, к началу школьного обучения ребёнок должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений.

Грамотную помощь в очень сложном для ребёнка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему не только педагоги, но и родители – чтение художественной литературы, словесные игры, обучение рассказыванию и так далее.

Сейчас мы говорили о нормальном ходе накопления ребёнком словарного запаса. Однако это не всегда бывает так, есть основные признаки отклонения от нормы:

  1. Запаздывание появления первых слов. У некоторых детей самые первые слова вместо года появляются лишь после 2 – 4 лет. Это тревожный признак, свидетельствующий о явном отклонении от нормального хода речевого развития.
  2. Иногда первые слова у детей появляются в положенный срок, к году, но дальнейшее обогащение словарного запаса прекращается или происходит только за счёт лепетных слов, непонятных окружающим.
  3. Обогащение словарного запаса происходит только за счёт имён существительных при почти полном отсутствии в речи ребёнка глаголов, что не позволяет ему перейти к фразовой речи, поскольку в каждом предложении должно быть сказуемое, то есть глагол.
  4. Отсутствие попыток связать слова между собой. Некоторые дети, имея уже достаточно большой запас слов, образно говоря, «рассыпают их как горох», не пытаясь построить фразу.
  5. Иногда дети долго употребляют существительные только в именительном падеже, как бы ни замечая их окончаний, тогда как при нормальном ходе речевого развития ещё до перехода к фразовой речи

( на втором году жизни) ребёнок начинает использовать и косвенные формы слов.

  1. Частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, то есть не точное их употребление (санки – лыжи; кровать – диван) – это свидетельствует о бедности словарного запаса и о недостаточно точном понимании им значений слов.
  2. Длительное припоминание слов при назывании изображённых на картинках предметов и действий или при ответах на вопросы взрослого.
  3. Частые перестановки слогов и звуков в словах – нарушение структуры слова (вместо дерево – «деверо», молоток – «мотолок»).

При появлении подобных особенностей в речи ребёнка нужно без промедления показать специалисту.

Одним из самых актуальных вопросов в развитии ребёнка всегда были задачи и проблемы развития речи. Все мы знаем, что в становлении ребёнка, как личности, огромную роль играет – значение речи. Именно поэтому её формирование занимает отдельную особенную нишу в воспитании.

Слово помогает ребёнку адаптироваться в мире людей, по сути, оно вводит ребёнка в социум. Благодаря слову у детей появляется понимание окружающего мира, осознание себя как индивидуальности и как результат, ребёнок становится активным участников общественной жизни.

В дошкольном возрасте словарный запас ребёнка должен составлять такой объём, благодаря которому он сможет общаться со взрослыми и сверстниками, хорошо обучаться в школе, понимать радио- и телевизионные передачи, литературу. Это главные причины, почему развитие словарного запаса у детей является важнейшей задачей в дошкольной педагогике.

Словарный запас – это лексический состав речи, который человек использует для коммуникации и адаптации в социуме.

В возрасте 6-7 лет словарь дошкольников достаточно велик и подсчитать его невероятно сложно. Но можно высчитать количественный рост словаря ребёнка, используя таблицу Штерна:

  • • От 1-1,5 лет – 100 слов
  • • 2 года – 300-400 слов
  • • 3 года – 1000-1100 слов
  • • 4 года – 1600 слов
  • • 5 лет – 2200 слов

Просмотрев данный перечень, не вооружённым взглядом видно, что развитие словарного запаса ребёнка идёт особенно быстро в дошкольном возрасте.

Огромную роль в развитии словаря детей играет общение со взрослыми. Качество и объём словарного запаса дошкольника зависят от того, насколько полноценно его общение с родителями и сверстниками в возрасте до 6 лет. Положительный материал для расширения словарного запаса ребёнка является активная жизнь семьи: посещение цирка, выставок, театров и т. п.

Со временем в сознании ребёнка все слова и значения формируются в семантические поля, объединяются по смыслу.

Лучше всего развивать словарный запас ребёнка в форме игры. Игра способствует усвоению материала, правильному восприятию речи и развитию слухового внимания.

В педагогической практике широко используются дидактические игры, которые формируют у ребёнка навыки словарной деятельности и всесторонне развивают дошкольника.

В количественном отношении словарный запас дошкольников сильно зависит от речевого развития. Одна группа детей обладает богатым словарём, имеет понимание о разных областях знаний, умеет читать (такие навыки позволяют увеличить объём словарного запаса уже самостоятельно). В это же время всегда существует вторая группа деток, которые поступают в первый класс и их словарь беден в виду тех или иных причин, он ограничивается совершенно бытовой тематикой.

Очень важно помнить, что словарь будущего первоклассника должен содержать в себе слова всех частей речи, чаще всего преобладают числительные. Также ребёнок должен знать разные глагольные формы (и даже причастные и деепричастные обороты). В этом возрасте начинают появляться сложные предлоги из-под, из-за и другие.

К возрасту семи лет ребёнок должен чётко ориентироваться в видовых и родовых отношениях предметов, давать определение предмета через видовое своеобразие и родовое название (песочница – это место, в котором много песка).

В шестилетнем возрасте ребёнок начинает понимать и осмысливать переносное значение слов (потерять голову, время ползёт) и не воспринимать такие выражения буквально.

Читайте так же:  Витамины зимой очень нужны!

Чтение и общение поможет Вашему чаду подготовиться к школе и начать успешное обучение.

Обогащение словаря – необходимое условие для развития речи дошкольника

Изображение - Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника proxy?url=https%3A%2F%2Fmyintelligentkids.com%2Fimages%2Farticle%2F1053d3768437e3ca9b1aee636dc0a2a6e1ef7f54

Специалисты постоянно подчеркивают, что развивая речь дошкольника, родители могут многого добиться в интеллектуальном воспитании своего ребенка. Уже давно доказано, что речь имеет большое значение для познания окружающего мира, получения необходимых знаний, полноценного общения с окружающими. Разумеется, для формирования речи необходимо развивать словарный запас. Что нужно знать взрослым о правильном развитии словаря детей дошкольного возраста? Главное ‒ нужно познакомиться с особенностями и методикой формирования. Пусть родителей не пугает слово «методика», под ним подразумеваются условия, средства, приемы, которые помогают добиться необходимого результата.

Формирование словаря ‒ важное средство развития детской речи

Пожалуй, самое трудное в развитии речи дошкольников ‒ это необходимость вовремя сформировать словарный запас ребенка. Родителям нет нужды вдаваться во все тонкости работы специалистов, которые для этой цели пользуются специальной методикой. В воспитании своего малыша им нужно знать главное: формирование детского словаря идет по двум направлениям. Это его количественный рост и усвоение значения слов.

Увеличение количества происходит за счет постоянного накопления слов, добавление новых к уже имеющимся словам. Отмечено, что во многом обогащение словаря зависит от обстановки, в которой живет ребенок, его воспитания.

  • Если родители серьезно подходят к развитию своего дитя, то уже к концу первого года в его лексиконе накапливается до10-12 слов. Пусть небольшое их количество не расстраивает родителей, ведь это слова, которыми малыш активно пользуется. Есть еще пассивный словарь, то есть понимание речи. Младенец понимает большее количество слов, чем говорит. Вот поэтому нужно, как можно больше разговаривать с ним, чтобы дать возможность овладеть большим запасом пассивного словаря.
  • На втором году жизни накопление активного словаря идет довольно стремительно, к переходу в раннее детство у малыша в запасе 300-400 слов, в три года – 1500. По мнению специалистов, именно в раннем детстве происходит самый большой прирост слов в лексиконе ребенка.
  • В четыре года запас слов составляет 1900.
  • К 5 годам ‒ 2000-2500.
  • У семилетних детей в словаре до 4000 слов.

При усвоении значения слов, отмечается, что словарный запас дошколят увеличивается за счет существительных и глаголов, так как они по своему значению наиболее близки детям. Ведь изучение окружающего мира идет с помощью названий предметов и действий с ними.

  • Гораздо труднее происходит накопление прилагательных. Нужно помнить, что такая особенность совершенствования детского словаря зависит от воспитания, манеры поведения окружающих взрослых и особенностей психики дошколенка.
  • Если взрослых не волнует качество речи дошкольника, отсутствует знакомство с цветом, формой, запахом, материалом, назначением предметов, то и усвоение прилагательных идет труднее.
  • Также трудности возникают от того, что прилагательное относится к абстрактной части речи и достаточно трудно воспринимается детьми. Речь взрослых, богатая эпитетами, сравнениями, становится примером для подражания.

Что надо знать об особенностях развития словаря в раннем детстве?

Как быстро развивается кроха в раннем возрасте, так же быстро растет его словарь. На каждом возрастном этапе этого периода происходит особое накопление слов.

Изображение - Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника proxy?url=https%3A%2F%2Fmyintelligentkids.com%2Fimages%2Farticle%2F67a34047f521bb5dfea5c9389b9eef7db646ac2b

  • Так, у младенца на первом году жизни запас пополняется за счет речи окружающих его людей. Он слышит часто повторяющиеся слова, что влияет на пополнение пассивного словаря. Специалисты постоянно напоминают родителям, не надо думать, что грудничок ничего не понимает и пока развивать словарный запас ребенка нет необходимости. Напротив, идет интенсивное накопление пассивного словаря, поэтому надо общаться с ребенком, даже если просто проводятся гигиенические процедуры или кормление. Младенец уже в 2 месяца понимает интонацию слов взрослого.
  • В раннем детстве пополнение словаря идет за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения: посуду, одежду, игрушки, мебель. В этом возрасте малыши очень чутко понимают природу и трепетно относятся к живому миру, поэтому для расширения словаря можно использовать названия животных, растений, времен года, явлений природы, разных событий.

Взрослому нужно дать правильное и точное обозначение предметов и явлений, стараться исправлять ошибки в произношении ребенка, не переходя на язык малыша.

  • В этом возрасте проявляется особенность дошколят ‒ словотворчество. Дети начинают придумывать собственные слова, выражения. Классик детской литературы К.Чуковский собрал целый сборник таких слов «От 2 до 5», где есть слова и выражения, сочиненные детишками двух-трехлетнего возраста, например, шишки-шишенята, мадонна с мадоненком, фантазительный рассказ, страшный спун (сон), сердитки (морщинки), баюльная песня.

Как обогащать словарный запас в дошкольном возрасте?

В среднем и старшем возрасте дошколята становятся более самостоятельными, такое же явление происходит и со словарем. Они понимают много слов, слышат их не только от родителей, но и от других окружающих людей, поэтому появляются сленг, слова-паразиты, засоряющие речь ребенка. Для дошкольников помощь взрослого в развитии словаря просто необходима, на что специалисты обращают пристальное внимание родителей.

Изображение - Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника proxy?url=https%3A%2F%2Fmyintelligentkids.com%2Fimages%2Farticle%2F01628d01eb8759a3c964506bb02113bcc5593ef9

  • Если детям младшей возрастной группы было еще недоступно обозначение эмоциональных состояний, качественных характеристик предметов и явлений, то средние дошкольники активно используют слова, передающие чувства, эмоции. Им уже доступны слова, имеющие оттенок оценочных характеристик. Например, этот герой сказки – добрый, смелый, а другой – злобный, неприветливый.
  • В старшем дошкольном возрасте продолжается накопление детского словаря. Самое большое количество слов приходит в активный словарь именно в этом возрасте, увеличивается его качественное наполнение. В него начинают входить слова, которых не было на предыдущем возрастном этапе: обозначающие время, пространство, числительные, общественные события.
  • Одной из главных задач в этот период является пополнение словаря ребенка разными частями речи. Особенно важна интенсивная работа над прилагательными, так как они делают речь человека экспрессивной, то есть более эмоциональной. От родителей, в первую очередь, зависит, будет ли речь их ребенка богатой или так и останется примитивной.
Читайте так же:  Как правильно накормить ребенка

Как поступить, если ребенок знает слова, но не употребляет их в разговоре?

Большое внимание также надо уделить тому, как часто использует ребенок в разговоре те или иные слова. Методика раскрывает такое понятие, как «мертвое слово» ‒ не активизированное, находящее лишь только в пассивном словаре дошкольника. Оно не используется в силу определенных причин: дошкольник не понимает значения слова или в сферу его употребления не вовлечен. Родителям важно знать, каким пассивным словарем владеет их ребенок, чтобы переводить «мертвые слова» в активный лексикон. Если взрослый сталкивается с такой проблемой, то он должен знать:

Для дошколенка важно объяснение каждого нового слова: его значение, употребление в определенной ситуации, экспрессивная (эмоциональная) окраска. Затем взрослый должен проговорить новое слово с четкой артикуляцией, чтобы произношение закрепилось в памяти ребенка.

  • Хорошо, если взрослый вспомнит художественные произведения, в которых употребляется «мертвое слово»: стихотворные строки, сказку, рассказ.
  • Специалисты советуют использовать жизненные ситуации, когда эти слова можно истолковать с противоположной точки зрения, то есть подобрать антонимы.

Основными средствами обогащения словаря детей, как рекомендует методика, остаются чтение художественной литературы и активное обсуждение прочитанного. Педагоги владеют методами такой работы, но и родители должны понимать, что активное речевое общение играет большую роль в накоплении словарного запаса. Что советуют специалисты?

Чтобы чтение вслух давало положительные результаты, необходимо:

Изображение - Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника proxy?url=https%3A%2F%2Fmyintelligentkids.com%2Fimages%2Farticle%2Fb662a90edc2147d87542f7041b4a8066d34aed67

  • отчетливо произносить слова, соблюдая правильную артикуляцию;
  • правильно расставлять ударения в словах;
  • разъяснять незнакомые или труднопроизносимые слова;
  • постоянно использовать новые слова в разных ситуациях;
  • предложить ребенку выразить главную мысль текста;
  • обсудить героев произведения, их поступки, используя прилагательные.

Действенным средством всегда были и остаются книги с красочными картинками, которые малыш сначала при помощи взрослого, а потом самостоятельно, рассматривает, обсуждает с родителями или другими детьми.

  • разнообразные игрушки, с помощью которых малыш узнает название вещей и предметов, знакомится с их качественными характеристиками;
  • просмотр детских фильмов с обязательным обсуждением героев, событий, предполагаемых поступков («А как бы ты поступил на месте героя?»);
  • рассказывание любимых сказок, заучивание стихов, чтение скороговорок вне программы дошкольного учреждения;
  • семейные события, которые необходимо обсуждать вместе с ребенком (куда поехать в выходной день, где нравится отдыхать летом, что купить бабушке на день рождения, что подарить другу, какие игрушки уже можно отдать младшему брату, а какие купить для игры).

Тем для обсуждения и событий для вовлечения в них дошколенка в семье всегда найдется много. Главное, чтобы родители не игнорировали мнение и рассуждения своего малыша, были готовы ответить на его вопросы, сами подавали пример разнообразной, правильной речью. Тогда и словарный запас ребенка будет богатым и насыщенным, что позволит ему успешно обучаться в школе.

Игры и упражнения для пополнения словарного запаса

Изображение - Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника proxy?url=https%3A%2F%2Fmyintelligentkids.com%2Fimages%2Farticle%2F4f1057647cac4e045a500677f7f4f7cce3d51d67

Наиболее эффективным средством для обогащения и расширения детского словаря всегда были и остаются игры и упражнения, так как именно они помогают решить многие вопросы воспитания детей. Методика развития речи детей дошкольного возраста предлагает много интересных и разнообразных заданий для дошкольников. Задача родителей ‒ найти игровые задания именно для своего малыша, чтобы они соответствовали его темпераменту, интеллектуальным возможностям, не требовали больших затрат и усиленной подготовки. Этим требованиям отвечают следующие игры и задания:
  • «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий овощей, фруктов, игрушек, профессий и подобное), для средних и старших дошкольников;
  • «Скажи наоборот» для любого возраста. Взрослый бросает мяч ребенку, произнося какое-то слово, тот возвращает со словом, противоположным по значению. Можно использовать разные части речи: прилагательные (мягкий-твердый, холодный-горячий), существительные (зима-лето, небо-земля), глаголы (бежит-стоит, включать-выключать);
  • «Назови, кто где живет?» для всех возрастов (аналогично предыдущей, но малыш должен назвать место, где живет какое-либо животное, например, белка ‒ в дупле, медведь ‒ в берлоге, собака ‒ в конуре);
  • «Маленький-большой» для среднего и старшего возраста (мяч летит к ребенку со словом, обозначающим большой предмет, тот должен вернуть мяч с уменьшительным словечком, например, кукла-куколка, ложка-ложечка);
  • аналогичная игра «Мамы и детки» (закрепляются название животные и их детенышей).

Хорошо помогают пополнить словарный запас игры на описания, сравнение. Классикой из них являются дидактические игры для развития речи «Чудесный мешочек», «Загадай предмет, а я отгадаю (по описанию)», «Расскажи, что видел». В них дошколята расширяют активный словарь и пополняют пассивный при помощи новых слов, который предлагает взрослый.

Интересны детям настольно-печатные игры, которые многое дают детям не только в плане развития речи и воспитания личностных качеств: терпения, выдержки, умения выполнять правила. Родители могут выбирать любые из них, главное, чтобы такие игры соответствовали возрасту ребенка. Иначе, не справившись с правилами, малыш потеряет интерес к ним. Дошколятам можно предложить современную игру в детском варианте «Монополия», разновозрастные «Сюжетные кубики», «Разрезные картинки», тематические «Лото», «Четыре времени года» и многие другие.

Изображение - Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника proxy?url=https%3A%2F%2Fmyintelligentkids.com%2Fimages%2Farticle%2Fadedeee789ed657ca63a77d0becd23f78cfddf81

На самом деле, игровых заданий и упражнений можно найти достаточно много. Заинтересованные родители всегда могут обратиться за разъяснениями к методике развития речи, почерпнуть там различные варианты игр для расширения и обогащения словаря, формирования навыков связной речи, развития интеллектуальных способностей, творческих возможностей. Нужно исходить из своих возможностей, возраста, психологических особенностей ребенка и ситуации, в которой находится семья с дошколятами. Тогда все обязательно получится. Успехов в воспитании ваших детей!
Изображение - Развитие словарного запаса ребёнка дошкольника 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.1 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here