Секреты вовлечения детей в сотрудничество

Сегодня предлагаем статью на тему: "Секреты вовлечения детей в сотрудничество". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Изображение - Секреты вовлечения детей в сотрудничество proxy?url=http%3A%2F%2Fteddydom-omsk.ru%2F_pu%2F0%2F50329419

Мы живём в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. Культура всё больше уделяет внимания чувствам, и в то же время мы всё меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз времени-то нам и не хватает. У нас становится всё больше социальных работников и психотерапевтов, но, несмотря на это, увеличивается число людей с серьёзными психологическими проблемами.

Видео (кликните для воспроизведения).

В профессиональной жизни происходят полные драматизма изменения. Никто не может с уверенностью сказать что, окончив успешно школу, он сможет работать в той области, которая его привлекает и соответствует его образованию. Рынок труда стал придирчивым. Недостаточно быть квалифицированным специалистом, необходимо обладать рядом новых социальных навыков: умением общаться с самыми разными категориями людей, быть способными работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других.

Первый опыт сотрудничества ребёнок получает в раннем возрасте. Сотрудничество – это тип взаимодействия в совместной деятельности. В процессе сотрудничества выделяется общая цель, общий мотив (детьми в большей степени переживаются, чем осознаются), совместные действия, общий результат. Формирование навыков сотрудничества – процесс длительный и очень сложный. В итоге должна быть выработана согласованность между всеми его участниками, которая позволила бы добиваться в минимальные сроки максимально хороших результатов. Навыки сотрудничества – доведённые до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда необходимо найти наиболее эффективное применение своему личному потенциалу в коллективной среде.

Общение и сотрудничество детей раннего возраста
(от 1 года до 3 лет) со взрослым

В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только “поставщиком” самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное – новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:

  • во-первых, взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
  • во-вторых, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия;
  • в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Появление потребности в общении со сверстниками

Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстником складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое содержание. Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребёнка со взрослым. Общение детей друг с другом связано с выраженной двигательной активностью и ярко эмоционально окрашено, вместе с тем дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнёра, они стремятся главным образом выявить самих себя.

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. Главными характеристиками такого взаимодействия являются: непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра. Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия. Они бегают, визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные звукосочетания и пр. Общность действий и эмоциональных экспрессий даёт им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания. По-видимому, такое взаимодействие, даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом, которое вызывает бурную радость. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребёнок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.

Видео (кликните для воспроизведения).

Развитие потребности в общении со сверстником проходит ряд этапов. Сначала у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу; к концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи; на третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника. Переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребёнку выделить сверстника и увидеть в нём такое же существо, как он сам. Наиболее эффективным путём для этого является организация субъектного взаимодействия детей, когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, подчёркивает их общность, их привлекательность и пр. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребёнку самому “увидеть” сверстника. Игрушка как бы закрывает человеческие качества другого ребёнка. Открыть их ребёнок может только с помощью взрослого.

В ситуации взаимодействия со сверстниками ребёнок более самостоятелен и независим, начинает точнее оценивать себя и других, растёт его творческая активность и социальная компетентность. Наиболее ярко контакты ребёнка со сверстниками проявляются в игре. У старших дошкольников большое место отводится занятиям, поэтому необходимо использовать сотрудничество детей и в этой форме организации их деятельности.

Читайте так же:  Ох, уж эти бабушки…

Во многих ДОУ занятия – центральное звено педагогической работы с детьми. Необходимо сместить акценты с познавательной деятельности на построение партнёрского взаимодействия взрослого и ребёнка и детей между собой. Познавательную деятельность следует организовывать как систему, включающую в себя гуманизацию взаимодействия на занятиях, увлекательное общение со сверстниками и воспитателем на позициях сотрудничества. Многих сегодня волнует вопрос, как построить отношения с детьми, чтобы добиться высоких результатов педагогического взаимодействия, какая тактика подхода является более эффективной с позиции формирования личности будущего школьника.

Технология развития сотрудничества у старших дошкольников

Это трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей. Давайте рассмотрим их по порядку.

1 этап: необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений старших дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интересе в сотрудничестве с ними. Нужно развивать у детей отдельные умения, необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях. На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на:

  • поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей;
  • ориентация на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра, отзывчивость на него;
  • поведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы;
  • демонстрацию образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей;
  • внесение поправок в поведение ребёнка в процессе выполнения действий по просьбе самого ребёнка или сверстников в случае конфликта;
  • непосредственную включённость педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра.

2 этап: осмысление предстоящих моделей сотрудничества. Совместно-индивидуальная модель сотрудничества – она предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Это часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.

Совместно-последовательная модель сотрудничества – она предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого. Поэтому принципу действует производственный конвейер.

Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества – она предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата.

3 этап: сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач.

Освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников формируется эмпатия, социальная чуткость. Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (взрослыми и сверстниками).

Сотрудничество детей – это особая тема в практике воспитания и обучения малышей в нашем частном детском саду “Тедди Дом”. Мы постоянно помним ою этом и в постановках нашего детского театра, а на прогулках, и на самых различных занятиях, в те моменты, когда дети кушают, играют или слушают чтение книг и сказок.

Изображение - Секреты вовлечения детей в сотрудничество proxy?url=https%3A%2F%2Fchilddevelop.ru%2Fdoc%2Fimages%2Fnews%2F43%2F4373%2Fchildren41_m

Изображение - Секреты вовлечения детей в сотрудничество proxy?url=https%3A%2F%2Fchilddevelop.ru%2Fdoc%2Fimages%2Fnews%2F9%2F901%2Fcooperation2_i

Шесть маленьких хитростей, которые позволят родителям добиться от детей нужного взаимодействия

Возможно, вы уже задавались вопросом: «Почему мой ребенок не взаимодействует со мной?». Иногда, когда вы устали, голодны или сильно спешите, вы просто хотите, чтобы он сделал именно то, о чем вы ему говорите, причем мгновенно, без вопросов, уклонений или задержек.

Вы привыкаете делать что-то определенным образом, но у вашего ребенка имеются другие мысли по этому поводу. Это можно понять. Никто не любит делать что-то по принуждению. Даже маленькие дети. Особенно маленькие дети. Ведь малыши и дошкольники еще только развивают свою волю и учатся действовать независимо от нас. Поэтому понятно, почему они сопротивляются, когда мы навязываем им собственную волю.

Специалисты обнаружили, что существуют определенные способы, которые помогают склонить детей к взаимодействию и сотрудничеству с родителями. В этой статье представлены шесть секретных способов добиться от детей эффективного сотрудничества:

Приглашайте, а не требуйте

Мы все хотим, чтобы наши дети умели «вежливо просить», но правда заключается в том, что легче сказать, чем сделать. Зададимся вопросом: у кого, по вашему мнению, дети учатся быть требовательными и непреклонными? Правильно, у нас! Если мы хотим, чтобы наши дети сотрудничали с нами, мы сами должны становиться более зрелыми людьми и показывать им соответствующие примеры. Вопреки распространенному мнению вежливая просьба, приглашение и совместный поиск решения проблемы не учат детей быть более дерзкими или непослушными, наоборот, поступая подобным образом, вы закладываете основу доверия и командной работы, на которую со временем ваши дети научатся полагаться.

Вот быстрый способ, чтобы проверить, является ли ваша просьба требованием. Спросите у самих себя: «Будет нормально, если ребенок ответит на мою просьбу отрицательно?». Если нет, то на самом деле вы не приглашаете или просите, вы приказываете или требуете от него определенного поведения. Это хорошо время от времени, особенно, если касается безопасности ребенка, но помните, что чем больше требований вы предъявляете детям, тем меньше подлинного, внутренне мотивированного сотрудничества вы добьетесь от них.

Читайте так же:  Постановка звука л - артикуляционная гимнастика

Это не значит, что у вас не должно быть ожиданий от своих детей. Просто, когда надежды не оправдываются, полезно рассматривать такие ситуации, как возможность для совместного решения проблем, а не как предлог, чтобы наказывать их требованием быть покорными.

Превращайте все в игру

Дети любят играть. Если есть возможность делать что-либо весело, дети гораздо охотнее идут на сотрудничество. Это потребует от вас немного творчества и спонтанности. Например, представим, что ваш ребенок отказывается уходить из парка. Можете ли вы найти способ весело пойти к машине (или к остановке общественного транспорта)? Может быть, вам стоит представить, что вы с ребенком пожарные, и вам нужно немедленно запрыгнуть в машину и ехать тушить очаг возгорания. Или можно бежать к машине наперегонки, прыгать, как кролики или посадить ребенка себе на плечи. Забава – это не только отличный способ добиться сотрудничества, но и способ еще веселее проводить время. Что вы сами предпочитаете – противоборство, когда вам приходится затаскивать кричащего и брыкающегося ребенка на сиденье в автомобиле, или веселую игру, с помощью которой он садится в машину добровольно.

Если вы не уверены в том, какие игры помогают лучше всего, настройтесь на интересы ребенка. Если ваша дочь любит принцесс, будьте ее рыцарем в сияющих доспехах или верным конем. Если сын увлечен грузовиками, предложите ему подняться в машину с помощью вилочного погрузчика. Возможно, вы недавно прочитали историю о золотой рыбке, тогда попытайтесь ее разыграть! Если вы не можете придумать затею, спросите у ребенка, во что бы он хотел поиграть. У большинства детей есть множество предложений о веселых играх или занятиях, которые вы можете немного изменить, чтобы добиться своей цели.

Не повторяйтесь

Это та ошибка, которую все мы совершаем, особенно когда не получаем желаемых результатов. Повторение своих просьб – последнее, что нужно делать, если вы пытаетесь развивать сотрудничество. Ребенок слышит вас с первого раза, а повторяясь, вы просто учите его переставать слушать и ждать, пока вы рассердитесь, чтобы начать действовать.

Дети постоянно открывают для себя окружающий мир, в том числе огромное количество информации о социальной/эмоциональной динамике. Когда им удается сбросить вас со счетов или заставить расстроиться или рассердиться, они получают очень интересную информацию о том, как добиваться своего, и о том, что именно может заставить вас пересмотреть свою позицию. Не становитесь жертвой их хитрости.

Если вы можете сохранять спокойствие и удерживать ребенка в четких границах дозволенного, он все равно будет продолжать испытывать ваше терпение, но после того как все его попытки обойти ваши правила окажутся безуспешными, он найдет другие сферы деятельности гораздо более интересные и эмоционально богатые.

Будьте «забывчивыми»

Но что делать, если вы попросили ребенка один раз, а он не реагирует? Вместо того чтобы просить его еще раз, измените тактику. Разыграйте забывчивость и попросите ребенка напомнить вам о том, что вы сказали минуту назад: «Подожди, я забыла, разве я не просила тебя только что сделать что-то? Что это было? Я думаю, что мы готовились идти куда-то. Пожалуйста, напомни мне, куда мы собирались».

Это заставляет детей думать, что они умнее вас, а быть умнее и способнее взрослых – это то, что дети любят больше всего.

Пусть иногда командуют дети

Когда вы позволяете детям быть главными, то получаете от них в ответ гораздо больше сотрудничества. Нет необходимости постоянно держать их в узде, просто назначьте одного ребенка ответственным за готовность остальных одеться и выйти на улицу, и вы удивитесь, насколько быстро это произойдет. Иногда полезно показать ребенку, что вы недооцениваете его способности, и он будет изо всех сил доказывать вам, насколько он умный и способный. «Ты не можешь сделать это самостоятельно, не так ли?» А затем, когда он наденет обувь и заберется на сиденье автомобиля, скажите: «Ничего себе, оказывается, ты отлично знаешь, как нужно готовиться к выходу на улицу и умеешь это делать!».

Сотрудничайте с детьми

Бывают моменты, когда даже самому сговорчивому и исполнительному ребенку требуется дополнительная помощь. Может быть, он устал, заболел, проголодался или ему просто стало грустно и одиноко. Поэтому, если ничего не помогает, предложите ребенку помощь. Вы можете, например, поиграть в игру, в которой ваша дочь притворится грудничком, а вы будете всячески о ней заботиться. Вы увидите, что всего через несколько минут такой игры, она гораздо более охотно будет делать то, о чем вы ее просите. Это происходит потому, что она уже знает, что, когда ей действительно потребуется дополнительная поддержка, вы охотно и радостно ее предоставите.

Статья на тему:
Статья “Учебное детское сотрудничество”

Изображение - Секреты вовлечения детей в сотрудничество proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpictures%2F2015%2F06%2F11%2Fpicture-12885-1434034585

Из собственного опыта работы с детьми мигрантов могу сделать вывод: одним из самых эффективных путей решения этой проблемы является организация детского сотрудничества. И прежде всего, учебного сотрудничества, так как именно такие отношения наиболее продуктивно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции школьников, а дети мигрантов, в частности, учатся понимать и говорить по-русски.

Читайте так же:  Вводим прикорм по правилам!

Учебное детское сотрудничество как одна из эффективных форм организации урочной деятельности в классе со смешанным национальным составом

Полынцева И.Н., учитель начальных классов, методист МБОУ СОШ №4

На территории России веками проживали, взаимодействуя друг с другом, представители разных народов. В отдельных регионах в соответствии с одинаковыми природными условиями, общностью истории, образа жизни сложились нравственные установки и ценности, общие черты культуры. Много общего и в педагогических взглядах народов, населяющих тот или иной регион. России свойственна так называемая объективная полиэтничность.

Миграционные процессы, происходящие в настоящее время в России, не обходят стороной Ханты-Мансийский автономный округ и город Сургут. Количество приезжих иностранных граждан из стран ближнего зарубежья с каждым годом увеличивается. Наша общеобразовательная организация (МБОУ СОШ №4) принимает детей мигрантов на протяжении нескольких учебных лет. В каждом классе начальной школы обучается от 20 до 30% детей иностранных граждан. По результатам проводимых диагностик около 90% поступающих к нам детей мигрантов имеют целый набор языковых, психологических и социальных проблем. В этой связи всё более актуальной для педагогов становится проблема речевой и социальной адаптации ребёнка к новым условиям жизни, к изменившемуся социуму.

Перед каждым учителем нашей школы стоит непростая задача: построить учебно-воспитательный процесс с детьми разных национальностей и получить положительный результат. В рассматриваемом контексте – обеспечить иноязычных детей таким уровнем владения русским языком, формами общения, нормами поведения, который будет им достаточен для успешной адаптации в новой языковой среде и для усвоения программного материала российской школы.

Из собственного опыта работы с детьми мигрантов могу сделать вывод: одним из самых эффективных путей решения этой проблемы является организация детского сотрудничества . И прежде всего, учебного сотрудничества , так как именно такие отношения наиболее продуктивно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции школьников, а дети мигрантов, в частности, чатся понимать и говорить по-русски. Сотрудничество детей на уроке организую, используя групповые формы обучения (малые группы по 3-4 человека, большие группы по 6-7 человек), а также парную работу. Слабое владение языком порождает у детей мигрантов дискомфорт, страх, нежелание разговаривать. Поэтому на занятиях моделирую ситуации, в которых у детей-инофонов возникает настоятельная потребность использовать изучаемый язык (русский) в естественном общении; стимулирую самостоятельную речевую деятельность на уроке с помощью, например, ситуативных упражнений, имитирующих реальные ситуации общения, требующие составления диалогов разного вида. Работа в парах особенно эффективна на уроках в 1 классе.

Урок изобразительного искусства в 1 классе . На начальном этапе обучения для формирования навыков сотрудничества применяю задания «Близнецы», «Варежки», «Носки». Каждая пара учеников получает листы с контурами одинаковых фигур. Задание: раскрасить одинаково куклы, варежки, листья, носки и т.д. Сотрудничество в процессе выполнения этого задания заключается в том, что детям приходится договариваться на русском языке об орнаменте, цветах раскраски, использовании дополнительных элементов, возможно, придётся обмениваться карандашами.

Урок окружающего мира во 2 классе . Тема «Охрана природы». Одно из заданий для малых групп предлагаю такое – вспомнить запрещающие знаки, которые видели в лесу, на берегу реки, озера. Придумать и нарисовать свои знаки, объяснить их. Ещё одно задание – прочитать и закончить предложения (Если леса будут вырубаться, то… . Если люди будут охотиться за редкими животными, то… . Если люди будут загрязнять свой двор, улицу, город, то … .)

При выполнении подобных заданий адекватную роль подбираю для каждого ребёнка: сильного и слабого, хорошо владеющего русским языком и плохо понимающего, обладающего знаниями по предмету и нет. Но выполнить задание группа может, только если работать будут все её члены, общаясь на русском языке, и помогая друг другу. Для достижения эффективности групповой, парной работы на учебных занятиях использую активные методы и приёмы.

Уроки литературного чтения в 1-2 классе . При знакомстве с произведениями какого-то конкретного народа, например, сказками, использую следующие виды работ: чтение по ролям, инсценирование сказки, игра «Радиотеатр», «Пантомима», составление собственных диалогов. Снять возможную напряжённость учащихся, плохо владеющих русским языком, помогает объективность при распределении ролей (например, жеребьёвка, детская игра-считалка).

Большинство уроков обучения грамоте и литературного чтения в 1-2 классах начинаю с речевых разминок. Упражнения для развития артикуляционной базы могут быть такими: скороговорки, чистоговорки, заклички, потешки, заучивание коротких стихотворений. Это не только повышает уровень работоспособности детей, но и развивает навыки восприятия русской речи на слух, помогает улучшать произношение, облегчает запоминание лексико-грамматического материала.

Уроки литературного чтения в 3-4 классе . Тема урока «Сказки А.С.Пушкина». Групповая форма работы. Предлагаю ученикам следующее задание: составить кроссворд по сказке. У каждой группы своя сказка. Условие работы: говорят и составляют кроссворд все члены группы. Далее идёт защита продукта.

На уроках русского языка в 3-4 классе для детей мигрантов организую консультативную работу: учащийся с хорошим речевым развитием оказывает помощь в решении практических задач однокласснику, плохо владеющему русским языком. По результатам консультативной работы провожу конкурс «Чей ученик добился лучших результатов».

Организация учебно-воспитательного процесса в классе со смешанным национальным составом в форме учебного детского сотрудничества не вызывает возражения со стороны учащихся, хорошо владеющих русским языком, и их родителей, поскольку происходит заметный рост социальных умений каждого обучающегося. Сотрудничество исключает принуждение к учению. Между учениками появляется единство, основанное на эмоциях. Сотруднические взаимоотношения делают учеников субъектами образовательного процесса, в каждом ребёнке развиваются положительные качества личности. Учебное сотрудничество насыщает образовательный процесс взаимной устремлённостью, радостью познания, успеха, взросления, взаимоуважения, взаимопонимания.

Читайте так же:  Как выбрать имя ребенку

В своей работе с детьми разных национальностей придерживаюсь следующих принципов и подходов:

  • Принцип субъектности . Предполагается опора на активность самого ребёнка, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.
  • Принцип равенства . Предполагается построение воспитательного и обучающего процесса на основе некоторого равенства позиций взаимодействующих субъектов, в том числе и национального равенства.
  • Принцип принятия . Этот принцип предполагает принятие ребёнка таким, какой он есть, независимо от его этнической принадлежности.
  • Принцип индивидуализации предполагает предоставление возможности каждому ученику для самореализации и самораскрытия, а также этнического самоопределения.
  • Принцип формирования толерантной личности в деятельности . Предполагается вовлечение детей мигрантов в различные виды деятельности: учебно-познавательную, досуговую, поисково-исследовательскую, что является необходимым условием формирования опыта толерантного межэтнического взаимодействия.

Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада

Раиса Ширяйкина
Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада

Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада.

Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»

Родители – главные воспитатели ребёнка, поэтому «воспитание детей начинать именно с родителей»: так говорил Сухомлинский.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, воспитатели, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детского сада, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и воспитателя. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения с ними.

Мы заметили, что в начале учебного года не все родители открыто идут на контакт. Не было сплочённости родительского коллектива и не было большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Каждый интересовался только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.

Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.

Эти наблюдения мы решили обязательно учесть при дальнейшем планировании воспитательно-образовательной деятельности.

Родители и воспитатели должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении воспитателя к ребенку. Поэтому нам необходимо вырабатывать у себя “добрый взгляд” на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к нам основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Успех взаимодействия воспитателей и родителей напрямую связан с активной позицией самих педагогов, с их желанием или нежеланием чему-то научится, измениться. Верно, говорит древняя мудрость: «сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».

Очень хочется, чтобы правильное воспитание ребёнок получил не только в детском саду, но и в семье. Ведь семья — это счастье и любовь в доме, поэтому старались установить доверительные отношения с родителями.

Создавали условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Учитывали их пожелания. Проводили индивидуальные

беседы. Проводили анонимное анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют. Опыт показывает, что при анонимном анкетировании родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

Проводили наглядные формы работы через родительские уголки, там размещаются практический материал, который даёт понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, советы фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Праздниках, собраниях. Информация о режиме работы, оздоровительных мероприятиях, оформление фотогазет,персональных и групповых выставок детского творчества.

Стало традиционным проведение выставки «Дары природы» в конце тематического блока «Осень». Для этой выставки родители совместно с детьми изготавливают чудесные поделки из природного материала и из овощей и фруктов.

Читайте так же:  Как отучить ребёнка грызть ногти

Мы практиковали в старшей группе такую форму взаимодействия с семьями, как привлечение родителей с детьми в рамках образовательного процесса. Так, например, на неделе «Покормите птиц зимой» многие дети со своими папами смастерили кормушки для птиц.

Творчество родителей – это волшебный мир, в котором интересно всем: и самим детям и взрослым. Традиционным стало проведение ежегодной акции «Новогодняя игрушка своими руками». Цель этой акции — развитие творческого потенциала личности дошкольника, активизации совместного творчества детей и родителей, создание праздничной атмосферы.

Наши родители и ребята активно участвуют в творческих конкурсах. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями. Кроме того, дети всегда открыто радуются поощрительным призам, которые им приготовили воспитатели за активное участие в конкурсе.

Проведение детских праздников ещё больше сплотило родителей, они обсуждают условия, способы решения заданий. Родители для большей мобильности создали группу в «Ветсап», поэтому даже если дети не посещают детский сад, все родители в курсе жизни группы.

В группе созданы теплые, дружеские взаимоотношения между родителями, что помогает решать все насущные проблемы группы.

Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с воспитателями, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашей группе успешно.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Совместная деятельность сблизила воспитателей и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных праздниках. Как совместное мероприятии с родителями приуроченное Дню Защитника отечества.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, воспитатели и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Воспитатели, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях, Это актуально всегда и везде. И мы стараемся не забывать хвалить родителей своих воспитанников.

От себя хочется добавить, что взаимодействие с родителями будет успешным только при условии доброжелательного, понимающего отношения педагога с родителями, и что они являются полноправными участниками образовательных отношений.

Способы оформления пространства детского сада согласно тематике проектов или тематических недель «Способы оформления пространства детского сада согласно тематике проектов или тематических недель».Я воспитатель старшей разновозрастной.

Изображение - Секреты вовлечения детей в сотрудничество proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fsmall%2Fdetsad-174172-1520917599

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

Изображение - Секреты вовлечения детей в сотрудничество proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fsmall%2Fdetsad-185748-1514320845

Газета «В мире детства» как способ включения родителей в жизнь детского сада Аннотация: В статье рассматривается одно из направлений эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации с родительским.

Инновационные формы взаимодействия детского сада и родителей Программа по самообразованию На 2017 – 2018 учебный год Воспитателя Грининой Т. А. Тема по самообразованию: «Инновационные формы взаимодействия.

Изображение - Секреты вовлечения детей в сотрудничество proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fsmall%2Fdetsad-1485168-1520711473

Конспект интегрированного занятия «Жизнь птиц зимой» для старшей группы детского сада ель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним. Задачи: Образовательные: Закрепить.

Консультация «Взаимодействие детского сада и родителей» Консультация «Взаимодействие детского сада и родителей”«Человек рождается не для того, чтобы Бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой.

Педсовет «Повышение качества образования за счет вовлечения родителей в образовательную деятельность» Выступление на педсовете: “Повышение качества образования за счет вовлечения родителей/законных представителей в образовательную деятельность”.

Протокол заседания совета родителей детского сада Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Березка» р. п. Озинки Протокол № 9 от 03.11.2017 г. Заседания Совета.

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Использование театрализованной деятельности в работе педагога детского сада» Цель: Развитие творческих способностей педагогов. Знакомство с новыми способами и методами работы с детьми. Задачи: • Познакомить педагогов.

Изображение - Секреты вовлечения детей в сотрудничество 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here