Сенсорное развитие детей раннего возраста

Сегодня предлагаем статью на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Оксана Шац
Сенсорное развитие детей раннего возраста

1сл. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

2сл. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

3сл. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus»«чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.

4л. Ранний возраст — период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, окружающее малыша, вызывает исследовательский интерес.

5сл. В ходе практического знакомства с ними совершенствуется восприятие, развивается мышление, подкрепляющееся вопросами познавательного характера. К концу раннего возраста у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их: малыши охотно выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым.

6сл. Анализ научной литературы показал, что полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

7сл. Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в интеграции образовательных областей

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

8сл. Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв.

9сл. Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности, которая проявляется в различении признаков и свойств предметов. Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу – сверху, близко – далеко, справа – слева).

Читайте так же:  Как отучить ребенка от телевизора и компьютера

10сл. Задачи возраста: • учить различать четыре цвета спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, пять геометрических фигур (круг, квадрат, прямо- угольник, треугольник, овал, три фигуры (куб, шар, призма, три градации величины (большой, поменьше, маленький); • развивать действия по использованию сенсорных эталонов; • формировать умение выделять в объектах цвет, форму, вели- чину; • учить пользоваться приёмом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме; • формировать способность группировать однородные предметы по одному из трёх признаков (величина, форма, цвет) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой же, используя опредмеченные слова-названия (пред эталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко»).

В первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств. Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.

Изображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmedia.fulledu.ru%2Fdocuments%2Fcovers%2F2018.04.13.10%2Farticle%2F100070000000000000001065

Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает. Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.

Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.

Изображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmedia.fulledu.ru%2Fdocuments%2Fimages%2F2018.04.13.10%2Farticle%2F5ad10b4239d49817ab1bf47b

Сенсорные ощущения классифицируются на:

  • визуальные (зрительные);
  • осязательные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:

Основными задачами сенсорного развития детей являются:

  • формирование правильных сенсорных эталонов;
  • формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);
  • приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.

Изображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmedia.fulledu.ru%2Fdocuments%2Fimages%2F2018.04.13.10%2Farticle%2F5ad10b4239d49817ab1bf47c

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

  • девять основных цветов спектра;
  • пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
  • три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
  • музыкальные ноты, звуки родного языка;
  • четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
  • два температурных определения (тепло, холодно);
  • пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1,5-2 года:

  • понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
  • умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
  • способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
  • иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для возраста 2-4 года:

  • понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
  • умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
  • способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
  • умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
  • умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.
Читайте так же:  Грудной ребенок и собака правила адаптации

Когда и в какой форме необходимо приучать малыша к сенсорной культуре

Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).

Но насильно заставлять ребенка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры. Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10-15, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя.

Примеры простейших игровых упражнений для сенсорного развития детей

Изображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmedia.fulledu.ru%2Fdocuments%2Fimages%2F2018.04.13.10%2Farticle%2F5ad10b4339d49817ab1bf47d

Для детей от 1 до 2 лет:

  • разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме;
  • разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим кроху повторить ваши действия;
  • прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения;
  • продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом “добрый”. Сделайте гримасу злого человека, назвав ее “злой”. Попросите малыша повторить вашу мимику;
  • если ребенок знает, как выглядят овощи и фрукты, соберите набор из них и положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами.

Для детей от 2 до 4 лет:

  • начните учить с ребенком буквы алфавита. Прописывая или показывая ему литеры, попросите называть их. В такую же игру можно играть и с цифрами;
  • насыпьте попарно в непрозрачные пакеты, мешочки или воздушные шарики различные наполнители (гречку, горох, фасоль, сахар), и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием;
  • расскажите и покажите ребенку, как собираются пазлы. Попросите его самостоятельно собрать несложную картинку;
  • заинтересуйте кроху ассоциациями. Попросите его назвать несколько слов, ассоциативно привязанных к названному вами слову. Например: зима (холодно, снег, мороз), ночь (сон, темно, поздно), лимон (желтый, кислый, овальный и др.).

Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.

Что же должны уметь дети когда им исполняется год и как самостоятельно развивать малыша до школы? На сегодняшний момент существует много интересных методик и педагогических открытий, посвящённых гармоничному развитию детей. Одно направление из которых мы подробно разберём в этой статье.

Изображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F216

Пока малыш растёт, до года, важным аспектом является его психомоторное развитие. Но когда дитё начинает больше познавать мир и более сознательно формирует о нём представление можно приступать к сенсорному воспитанию.

Сенсорное развитие детей раннего возраста изучают не только психологи, но и воспитатели детских дошкольных учреждений. Что подразумевает под собой сенсорное развитие дошкольников, и почему современные педагоги придают такое значение этому фактору?

Сенсорика, или сенсорное восприятие («sensus» — восприятие, лат.) обозначает способность человека получить представление об устройстве внешнего мира (свойстве предметов, явлений) путём анализа их через собственные ощущения и личное восприятие. Именно сенсорное восприятие позволит сформировать маленькому человеку представление о том, что он видит вокруг. Используя самый первый опыт ощущений и анализа, он получит начальные представления о форме и величине предметов, разнообразии звуковых эффектов и запахов, цветов и их оттенков.

Говоря ещё проще, — сенсорное восприятие — это те навыки и умения которые должен приобретать ребёнок в разные годы своей жизни. Давайте же разберёмся, что должен уметь ребёнок в 1, 2, 3 года своей жизни, и как его развивать в этих направлениях и чему учить малыша.

Момент появления ребёнка на свет – это, когда природа запускает его механизмы сенсорного восприятия. Малыш определяет запах матери – работает обоняние, чувствует тепло её тела – включается осязание, различает оттенки чёрного и белого цветов — значит, активируются зрительные центры. Первый месяц жизни ребёнка очень важен, ведь именно в этот период начинают полноценно функционировать все пять сенсорных систем человека — слух, зрение, обоняние, осязание и вкус.

Читайте так же:  Ребенок должен радоваться жизни!

В дальнейшем ребёнок активно использует механизмы сенсорного восприятия картины мира, активно используя память, воображение а также способность логически мыслить, все эти навыки требуют внимания со стороны взрослых и активной помощи в развитии. Именно эти формы познания помогают малышу в последующем процессе обучения.

Изображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F119

Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания. Ведь именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации.

Взрослый человек знает, что игрушечный мишка – это существо коричневого цвета с мягкой шерстью, двумя ушами и четырьмя лапами. Ребёнок этого не знает, и правильным образом донести до него нужную информацию о предметах, помочь проанализировать ему стремительно накапливающийся опыт — важнейшая задача находящихся рядом родственников и воспитателей.

Опираясь на нижеперечисленные параметры, ребёнок будет формировать личную систему сенсорного восприятия мира.

  • Формирование представлений о цветах: зелёный, синий, фиолетовый, чёрный и другие.
  • Различие и определение основных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и другие.
  • Различает понятия относительных величин: большая, средняя, маленькая.

Этапы сенсорного познания в раннем возрасте. Навыки и умения

Что должен уметь ребёнок в полтора — два года? В этом возрасте малыш, как правило, уже должен освоить следующие навыки сенсорного восприятия:

  • Ориентируется в цветовой палитре, различает 3–4 цвета, сортирует предметы одинакового цвета.
  • Собирает пирамидку по убыванию размера элементов. Минимальное количество элементов — 4–5. Желательно, чтобы элементы пирамидки резко контрастировали друг с другом в размере.
  • Анализировать конфигурацию геометрической фигуры, успешно соотносит её форму с проекцией на плоскости. Например, заполняет отверстия на доске соответствующими формами геометрических фигур.
  • Уверенно, не отрывая карандаш от бумаги, рисует вертикальные, горизонтальные, округлые линии. Может правильно прокомментировать то, что нарисовано (оценить длину и толщину линий, например).

В возрасте от двух до трёх лет умения ребёнка расширяются и дополняются. Теперь ребёнок должен оперировать следующими элементами сенсорного восприятия.

  • Изображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F36Различать не менее 6 цветов, помнить их названия, сортировать предметы по заданному образцу цвета.
  • Анализировать размеры при помощи минимум трёх определений (большой, средний, маленький).
  • Без затруднений собирать пирамидку. Минимальное количество элементов в этом возрасте 5–8 колец. Хороший эффект даёт обратный сбор пирамидки, не только от большего элемента к меньшему, но и наоборот.
  • Собирать целую картинку из разрезанных элементов. Оптимальное количество элементов в этом возрасте 4-6-8.
  • Оперировать представлениями о форме предметов. Различать понятия «куб», «шар», «кирпичик».
  • Сортировать одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру.

Индивидуальный подход в развитии сенсорного восприятия

К тому же необходимо помнить об индивидуальных особенностях восприятия каждого ребёнка. Нельзя проводить обучение, оказывая давление, принуждая ребёнка к занятиям. Что-то он будет делать с удовольствием и легко, а какие-то задания вызовут затруднения и малыш откажется их выполнять.

Наилучшим способом заинтересовать ребёнка получить информацию об окружающем мире была и остаётся игровая форма, особенно это касается сенсорного развития дошкольников.

Для каждой из пяти сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) можно разработать простые и интересные упражнения, используя доступные всем подручные средства.

Задача этих упражнений и игр состоит в развитии тактильной (поверхностной) чувствительности, а также зрительного и слухового восприятия.

Полезные материалы:

  • Изображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста proxy?url=http%3A%2F%2Fmarypop.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F52Фольга. Дайте ребёнку кусочек фольги, пусть он помнёт её, потом вместе разгладьте фольгу обратно. Пошуршите кусочком фольги в процессе её сминания. Если ребёнок уже разговаривает, обсудите, что напоминают издаваемые фольгой звуки.
  • Крупы, сушёная фасоль, шишки, каштаны. Разнообразие форм перечисленных предметов даст простор не только испытываемым ощущениям, но и полёту фантазии. Обсудите, на что похожи ощущения, которые испытывает ребёнок, исследуя скорлупу каштана или шишку (покалывание, зуд, боль). Пусть ребёнок проанализирует форму этих предметов. На примере круп и фасоли можно потренироваться в определении величин – большая, маленькая.
  • Песок, вода. Поощряйте игры ребёнка на открытом воздухе с этими материалами. В зимнее время хорошим заменителем песка в домашних условиях может быть манная крупа. Налейте немного воды в ёмкость с манкой. Позвольте ребёнку размешать полученную субстанцию, обсудите его ощущения.

«Поймай зверька» — хорошее упражнение в игровой форме, позволяющее развить тактильные ощущения. Предложите ребёнку закрыть глаза, затем возьмите его любимую мягкую игрушку (желательно небольших размеров) и проведите её по частям его тела. Ребёнок должен определить где «пробежал» зверёк — по ноге, спинке, шее и т.д.

«Мешочек с секретом» — интересная игра для тренировки тактильной памяти, закреплений представлений о форме предметов. Покажите и дайте пощупать ребёнку несколько различных мелких предметов: фасоль, бусины, крупу, макаронные изделия определённой формы. Проговорите названия этих предметов. Затем попросите малыша отвернуться, а предметы рассортируйте по непрозрачным мешочкам. Когда ребёнок повернётся, попросите его закрыть глаза и наощупь определить то, что находится в каждом мешочке.

Природа и окружающий мир как важнейший элемент сенсорного воспитания

Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде.

Читайте так же:  Желтуха новорожденных

Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям.

Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок рос не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым.

О сенсорном развитие детей раннего возраста по методу Монтессори и Вальдорфской образовательной системе рассказывает педагог и специалист в этой области:

Ни для кого не секрет, что ребенок начинает слышать еще в утробе матери, по-разному реагируя на эмоционально окрашенные звуки, оттенки голоса. Он даже может узнавать голоса людей. Когда Изображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Fi-42

малыш рождается, то с первых минут жизни в нем просыпается способность познавать мир. И начинается это познание с сенсорного восприятия.

«Здесь и сейчас» – вот главные критерии сенсорного восприятия мира человеком. В нем задействованы все пять органов чувств. Можно сказать, что это восприятие мира телом. И когда ребенок появляется на этот свет, то зрение и слух, обоняние, осязание и вкус тут же включаются в работу. Поэтому развитие сенсорики начинается у детей с самого раннего возраста. На старте жизни крохи его родителям необходимо использовать заложенные природой способности по максимуму – выявляя, раскрывая, развивая их потенциал.

Если перевести слово «sensus» с латинского языка, то оно будет значить «восприятие», которое осуществляется органами всех пяти чувств человека. А если брать перевод этого слова с точки зренияИзображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Figry-dlya-sensornogo-razvitiya-s-detmi-3-4-let-32150-large-300x225

психологии и физиологии, то «сенсорный» означает «данный в ощущениях».

Именно так с самого раннего возраста кроха и начинает познавать этот мир. Первый его контакт на уровне осязания, обоняния и вкуса происходит с мамой. Первое кормление и взгляд на того человека, которого прежде ощущал только изнутри. Все иное, и только голос мамы тот же, и малыш, вслушиваясь в него несколько дней, начинает это понимать.

Многообразие форм и красок, новые неприятные и приятные прикосновения, обилие запахов и звуков – во всем этом маленькому человеку необходимо помочь освоиться. Карапуз впервые окунается в море человеческой речи, звучащей отовсюду. Он начинает постигать особенности того языка, на котором некоторое время спустя заговорит сам.

Взрослые должны помочь ему в этом процессе. Чем больше мама общается с малышом, наклоняясь над ним, дает ему видеть движения ее губ во время произнесения слов, тем быстрее и правильнее заговорит ребенок. И так во всем! Мама является первым учителем Изображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2F26357092-300x199

своего чада. Дети как чистый лист, который дан родителям. И только от них зависит, что же будет на нем написано.

Именно постижение малышом этого мира средствами сенсорики является основой для развития его умственных способностей и воспитания. Поэтому с раннего возраста необходимо заботиться о том, чтобы познание ребенком окружающего мира через его ощущения было правильным, а не ложным. Основы нравственного воспитания тоже закладываются в период сенсорного постижения карапузом этого мира.

Видов сенсорных ощущений столько же, сколько и органов чувств, т.е. пять, и называются они соответственно:
• визуальные;
• органы слуха;
• вкусовые ощущения;
• осязательные навыки;
• нюх или обоняние.
Теперь об их работе. Именно они способствуют тому, что младенцы начинают осваиваться в этом мире и знакомиться с понятиями размера и формы, цветов и звуков, самых разнообразных вкусов и запахов.

Какие же задачи решает сенсорное развитие детей? Сенсорное восприятие окружающей действительности с раннего возраста является единственным способом познать мир, в который пришел новый маленький житель. И от того, насколько хорошо в первый год жизни малышу помогут получить первые познания о нем, зависит и все его дальнейшее путешествие в этом мире.

Задача родителей – как можно полнее развивать сенсорный потенциал своих детей, так как чувственный опыт является основой умственного, нравственного, Изображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Ff236bc37403f9dba608a2cccde3fdea2.jpg-225x300

эстетического, физического развития личности. Если полнее отобразить задачи, которые выполняет сенсорное воспитание и развитие детей, то получится следующая последовательность.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
• закладывает основы для интеллектуального развития;
• упорядочивает нагромождение представлений ребенка, появившееся в результате его взаимодействия с окружающей действительностью;
• способствует развитию хорошей наблюдательности;
• облегчает его вход в реальную жизнь;
• с раннего возраста развивает эстетическое чувство у детей;
• закладывает основы развитого, богатого воображения;
• обостряет внимание;
• позволяет ребенку познакомиться с новыми видами предметно-познавательной деятельности;
• знакомит и дает усвоить сенсорные эталоны;
• закладывает фундамент навыков учебной деятельности;
• способствует расширению словарного запаса детей;
• создает базис всех видов памяти.

Особенности развития сенсорики у детей разных возрастных категорий

При развитии сенсорного восприятия окружающего мира важно учитывать особенности каждого возрастного периода детей. Во-первых, методы и способы работы с детьми разного возраста должны отличаться друг от друга, а во-вторых, каждый новый период жизни сенсорное воспитание предыдущего периода будет являться основой для формирования последующего.

Читайте так же:  Что такое иммунитет

Так, развитие сенсорики детей до гИзображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Fdetsad-210244-1444415339-300x225

ода заключается в наблюдении за передвижением объектов, знакомством со свойствами собственных рук, начинающих осязанием исследовать окружающий мир, прослушивание музыки или отдельных звуков и их сочетаний. Исследование запахов и вкусов в уже относится к более старшему возрасту.
С года до четырех лет происходит особенно активное сенсорное познание действительности малышом. На этом возрастном этапе оно претерпевает усложнение методов, потому что расширяются возможности ребенка.

С помощью всех органов чувств дети получают более полное ознакомление с различными формами и цветовым спектром, обилием вкусов и запахов. В период четырех лет закрепляются сформированные прежде сенсорные эталоны и закладываются основы для аналитического мышления детей.

К их числу принадлежат основные:
• цвета спектра (обычно – девять);
• геометрические формы;
• размеры (величины);
• звуки музыки и родного языка;
• вкусы (обычно – четыре);
• температурные определения – два;
• пять запахов.

Когда начинать развитие сенсорной культуры ребенка

Ученые провели ряд исследовательских опытов с детьми и определили, что развитие сенсорики в раннем возрасте влияет на формирование интеллекта. А потому приучать малыша к сенсорной культуре необходимо с годовалого возраста. Именно в этом возрасте ребенок начинает живо интересоваться миром, узнавать, каков он на вкус, прикосновение, вид. Изображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Fd028ec2ef13daceeace07bbd74f1bc6a.jpg-300x225

Любознательность у деток такого возраста становится неотъемлемой частью всего существа. И родителям обязательно нужно использовать это качество!

Но лучше всего кроха воспринимает информацию об окружающем мире через игры, которые должны длиться ровно столько, сколько будет интересно малышу. Обычно это время ограничивается интервалом от пяти минут до пятнадцати. Поскольку восприятие в этом возрасте очень цепкое, то такого короткого промежутка времени хватает, чтобы ребенок мог вынести из занятий для себя максимум пользы.

Не нужно заставлять малыша играть: из-за этого дети попросту перестают воспринимать подаваемый материал даже в форме игры. Развитие сенсорики должно происходить ненавязчиво.

Несколько примеров занятий по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

С ними можно проводить занятия следующего типа. На развитие понятий формы и цвета – устроить игру с разноцветными кубиками, шариками, частями пирамидки или другими формами, показывая и называя их по цвету и форме.

Занятия можно проводить на развитие наблюдательности и логики. Сначала показать сложенную пирамидку, потом разобрать ее, сложить снова перед глазами ребенка. Дать малышу возможность сложить разобранную пирамидку самому.

Для развития познаний о Изображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Fdidakticheskie-igry-svoimi-rukami-dlya-detey-2-let-75747-large-225x300

свойствах разных предметов по осязательным ощущениям показать малышу несколько предметов, отличных по своей структуре и форме: игрушка, варежка, перо, щетка, камень и т.п. Позволить потрогать ребенку все предметы, а потом попросить малыша закрыть глаза и потрогать предметы снова. Пусть он угадает их на ощупь.

Знакомство с эмоциями можно начинать, корча рожицы и объясняя гримасы под разными названиями. Так, улыбнувшись, произносите малышу слова «радостный», «добрый», «веселый». А изобразив на лице злость или грусть, обозначьте их соответствующими словами. Можно после попросить ребенка повторить движения лица в ответ на слова.

Игра «Таинственный мешочек» позволит малышу быстро развить понимание форм и предметно-образную память. В непрозрачный пакет следует положить несколько знакомых ребенку предметов и попросить на ощупь определить, что лежит внутри. Если ребенок правильно называет предмет, пусть сначала расскажет вам о нем и только потом вытащит.

  • От двух до четырех лет.

В этом возрасте параллельно с развитием сенсорного воспитания можно осуществлять уже и образовательные цели развития. Например, Изображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста proxy?url=http%3A%2F%2Frebenkoved.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2Fi-43-300x225

учить с ребенком алфавит и цифры, при этом то записывая знаки на листке бумаги, то показывая их малышу на кубиках или предлагая поставить их на магнитную доску.

Собирая пазлы, сначала вместе с ребенком, а потом побуждая его делать это самостоятельно, вы сможете поработать не только над формированием правильных сенсорных эталонов малыша, но и над зарождением логического мышления, наблюдательности и внимательности.

Игра со словами позволит ребенку развивать слух и внимательность, память и способность подбирать ассоциации. Назвав какое-нибудь понятие, например «лето», нужно попросить ребенка, чтобы он придумал несколько слов, которые характерны этой поре года. Также можно поступать с любым фруктом, временем дня и т.п.

Сенсорное развитие детей открывает перед ними много возможностей, а ваши занятия помогут им понять, как использовать эти возможности.

Родители – проводники детей в этом мире. Ведите своего карапуза по правильным дорожкам, и он обязательно достигнет вершин мироздания. Но только при вашем непосредственном участии!

Изображение - Сенсорное развитие детей раннего возраста 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here