Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Сегодня предлагаем статью на тему: "Синдром дефицита внимания и гиперактивности". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания. Необходима консультация специалиста

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка или СДВГ – это самая распространенная причина нарушения поведения и проблем в учебе у детей дошкольного возраста и школьников.

Видео (кликните для воспроизведения).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка – расстройство развития, проявляющееся в нарушении поведения. Ребенок с СДВГ непоседливый, проявляет «бестолковую» активность, не может усидеть на занятиях в школе или детском саду, не станет заниматься тем, что ему неинтересно. Он перебивает старших, играет на уроках, занимается своими делами, может залезть под парту. При этом ребенок правильно воспринимает окружающее. Он слышит и понимает все указания старших, однако не может выполнять их инструкции из-за импульсивности. Несмотря на то, что ребенок понял задание, он не может довести начатое до конца, не в состоянии планировать и предвидеть последствия своих поступков. С этим связан высокий риск получить бытовую травму, потеряться.

Неврологи рассматривают синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, как неврологическое заболевание. Его проявления не являются результатом неправильного воспитания, запущенности или вседозволенности, они следствие особой работы мозга.

Распространенность. СДВГ обнаруживается у 3-5% детей. Из них 30% «перерастают» заболевание после 14 лет, еще около 40% приспосабливаются к нему и обучаются сглаживать его проявления. Среди взрослых этот синдром обнаруживают лишь у 1%.

У мальчиков синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируют в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется деструктивным поведением (непослушанием и агрессией), а у девочек невнимательностью. По данным некоторых исследований заболеванию больше подвержены светловолосые и голубоглазые европейцы. Интересно, что в разных странах уровень заболеваемости значительно отличается. Так, исследования, проведенные в Лондоне и штате Теннесси, выявили СДВГ у 17% детей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, причины

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы

Ребенок с СДВГ одинаково проявляет гиперактивность и невнимательность дома, в детском саду, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых бы малыш вел себя спокойно. Этим он отличается от обычного активного ребенка.

Признаки СДВГ в раннем возрасте

Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.polismed.com%2Fupfiles%2Fother%2Fimages-art-2%2Fvnimanie%2F3Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы которого ярче всего проявляются в 5-12 лет, можно распознать в более раннем возрасте.

  • Рано начинают держать голову, сидеть, ползать, ходить.
  • Испытывают проблемы с засыпанием, спят меньше нормы.
  • Если утомляются, не занимаются спокойным видом деятельности, не засыпают самостоятельно, а впадают в истерику.
  • Очень чувствительны к громким звукам, яркому свету, незнакомым людям, смене обстановки. Эти факторы вызывают у них громкий плач.
  • Выбрасывают игрушки, еще до того, как успели их рассмотреть.

Подобные признаки могут указывать на склонность к СДВГ, но они присутствуют и у многих беспокойных детей до 3-х лет.
СДВГ накладывает отпечаток и на функционирование организма. Ребенок часто испытывает проблемы с пищеварением. Поносы – результат чрезмерной стимуляции кишечника вегетативной нервной системой. Аллергические реакции и кожные высыпания появляются чаще, чем у сверстников.

  1. Нарушение внимания
  • Ребенок с трудом концентрирует внимание на одном предмете или занятии. Он не обращает внимания на детали, не в силах отличить главное от второстепенного. Ребенок пытается заниматься всеми делами одновременно: раскрашивает все детали не доводя до конца, читает текст, перескакивая через строчку. Это происходит, из-за того, что он не умеет планировать. При совместном выполнении заданий объясняйте: «Сначала сделаем одно, затем другое».
  • Ребенок под любым предлогом пытается избежать рутинных дел, уроков, творчества. Это может быть тихий протест, когда ребенок убегает и прячется, или истерика с криком и слезами.
  • Выражена цикличность внимания. Дошкольник может заниматься одним делом 3-5 минут, ребенок младшего школьного возраста до 10 минут. Затем на протяжении такого же периода нервная система восстанавливает ресурс. Часто в это время складывается впечатление, что ребенок не слышит речь, обращенную к нему. Затем цикл повторяется.
  • Внимание может быть сосредоточено, только если остаться с ребенком один на один. Ребенок более внимательный и послушный, если в комнате тишина и отсутствуют раздражители, игрушки, другие люди.
Видео (кликните для воспроизведения).
  1. Гиперактивность

  • Ребенок совершает большое количество нецелесообразных движений, большую часть которых он не замечает. Отличительный признак двигательной активности при СДВГ – ее бесцельность. Это может быть вращение кистями и стопами, бег, прыжки, постукивание по столу или по полу. Ребенок бегает, а не ходит. Карабкается на мебель. Ломает игрушки.
  • Разговаривает слишком громко и быстро. Он отвечает, не дослушав вопроса. Выкрикивает ответ, перебивая отвечающего. Говорит неоконченными фразами, перескакивая с одной мысли на другую. Глотает окончания слов и предложений. Постоянно переспрашивает. Его высказывания часто необдуманные, они провоцируют и обижают других.
  • Мимика очень выразительная. Лицо выражает эмоции, которые быстро появляются и исчезают – гнев, удивление, радость. Иногда кривляется без видимой причины.
Читайте так же:  Уход за новорождённым ребёнком в первые дни жизни

Установлено, что у детей с СДВГ двигательная активность стимулирует структуры мозга, отвечающие за мышление и самоконтроль. То есть, пока ребенок бегает, стучит и разбирает предметы, его мозг совершенствуется. В коре устанавливаются новые нейронные связи, которые в дальнейшем улучшат работу нервной системы и избавят ребенка от проявлений болезни.

  1. Импульсивность
  • Руководствуется исключительно своими желаниями и выполняет их незамедлительно. Действует по первому побуждению, не обдумывая последствий и не планируя. Для ребенка не существует ситуаций, в которых он должен сидеть спокойно. На занятиях в детском саду или в школе он вскакивает и бежит к окну, в коридор, шумит, выкрикивает с места. Забирает у сверстников понравившуюся вещь.
  • Не может выполнять инструкции, особенно состоящие из нескольких пунктов. У ребенка постоянно появляются новые желания (импульсы), которые мешают довести до конца начатое дело (сделать домашнее задание, собрать игрушки).
  • Не способен ждать или терпеть. Он должен немедленно получить или сделать то, что ему хочется. Если этого не происходит, он скандалит, переключается на другие дела или выполняет бесцельные действия. Это ярко заметно на занятиях или при ожидании своей очереди.
  • Перепады настроения случаются каждые несколько минут. Ребенок переходит от смеха к плачу. Вспыльчивость особенно характерна детям с СДВГ. Рассердившись, ребенок швыряет предметы, может завязать драку или испортить вещи обидчика. Он сделает это сразу, не обдумывая и не вынашивая плана мести.
  • Ребенок не чувствует опасности. Он может совершать поступки, опасные для здоровья и жизни: взобраться на высоту, гулять по заброшенным зданиям, выходить на тонкий лед, потому что ему захотелось это сделать. Это свойство приводит к высокому уровню травм у детей с СДВГ.

Проявления болезни связаны с тем, что нервная система ребенка с СДВГ слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

Положительные качества детей с СДВГ

  • Активны, деятельны;
  • Легко считывают настроение собеседника;
  • Готовы на самопожертвование ради людей, которые им нравятся;
  • Не злопамятны, не способны затаить обиду;
  • Бесстрашны, им не свойственны большинство детских страхов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика

Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.polismed.com%2Fupfiles%2Fother%2Fimages-art-2%2Fvnimanie%2F4

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности может включать несколько этапов:
  1. Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
  2. Нейропсихологическое обследование.
  3. Консультация педиатра.

Как правило, невролог или психиатр ставит диагноз на основании беседы с ребенком, проанализировав информацию от родителей, воспитателей и учителей.

  1. Сбор информации

Большую часть информации специалист получает во время беседы с ребенком и наблюдения за его поведением. С детьми беседа проходит в устной форме. При работе с подростками врач может попросить заполнить бланк опросника, напоминающий тест. Дополнить картину помогает информация, полученная от родителей и учителей.

Признаки невнимательности

  • Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия.
  • Легко отвлекается.
  • С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий.
  • Не слушает речь, обращенную к нему.
  • Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции.
  • Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого.
  • Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство.
  • Часто теряет вещи.
  • В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, лечение

Лекарственные препараты назначают по индивидуальным показаниям только в том случае, если без них не удается улучшить поведение ребенка.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, коррекция поведения

БОС-терапия (метод биологической обратной связи)

Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.polismed.com%2Fupfiles%2Fother%2Fimages-art-2%2Fvnimanie%2F6БОС-терапия – современная методика лечения, которая приводит в норму биоэлектрическую активность мозга, устраняя причину СДВГ. Эффективно используется для лечения синдрома более 40-ка лет.

Мозг человека генерирует электрические импульсы. Их разделяют в зависимости от частоты колебаний в секунду и амплитуды колебаний. Основными являются: альфа-, бета-, гамма-, дельта- и тета-волны. При СДВГ снижена активность бета-волн (бета-ритм), которые связаны с фокусированием внимания, памятью, обработкой информации. Одновременно повышается активность тета-волн (тета-ритм), которые свидетельствуют о эмоциональном напряжении, утомлении, агрессивности и неуравновешенности. Есть версия, что тета-ритм способствует быстрому усвоению информации и развитию творческого потенциала.

Задача БОС-терапии нормализовать биоэлектрические колебания мозга – стимулировать бета-ритм и снизить до нормы тета-ритм. Для этого используется специально разработанный программно аппаратный комплекс «БОС-ЛАБ».
На определенные места на теле ребенка закрепляются датчики. На мониторе ребенок видит, как ведут себя его биоритмы и пробует произвольно их изменить. Также биоритмы изменяются в ходе выполнения компьютерных упражнений. Если задание сделано правильно, то раздается звуковой сигнал или появляется картинка, которые являются элементом обратной связи. Процедура безболезненная, интересная и хорошо переносится ребенком.
Эффект от процедуры – повышается внимание, снижается импульсивность и гиперактивность. Повышается успеваемость и взаимоотношение с окружающими.

Курс состоит из 15-25 сеансов. Прогресс заметен после 3-4 процедуры. Эффективность лечения достигает 95%. Эффект сохраняется длительно, на 10 лет и более. У части пациентов БОС-терапия полностью устраняет проявления болезни. Не оказывает побочных эффектов.

    Читайте так же:  Ребенок плачет во сне и не просыпается причины и что делать

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.polismed.com%2Fupfiles%2Fother%2Fimages-art-2%2Fvnimanie%2F8

    Родителям и учителям необходимо учитывать цикличность работы мозга у детей с СДВГ. В среднем ребенок 7-10 минут усваивает информацию, затем 3-7 минут мозгу необходимо на восстановление и отдых. Эту особенность обязательно использовать в процессе обучения, выполнения домашних заданий и в любой другой деятельности. Например, давайте ребенку задания, которые он успеет выполнить за 5-7 минут.

    Правильное воспитание – основной путь борьбы с симптомами СДВГ. От поведения родителей зависит «перерастет» ли ребенок эту проблему и насколько успешным будет во взрослой жизни.

    Часто дети с СДВГ имеют высокий уровень IQ и их называют «дети индиго». Если ребенок увлечется чем то конкретным в подростковом возрасте, то он направит на это всю свою энергию и доведет до совершенства. Если это хобби перерастет в профессию, то успех гарантирован. Это доказывает тот факт, что большинство крупных бизнесменов и выдающихся ученых в детстве страдали от синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

    Синдром дефицита внимания (СДВГ): симптомы и коррекция

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya-

    Специалисты называют термином «СДВГ» неврологическое расстройство поведения, которое начинается уже в раннем детстве и проявляется в виде проблем с концентрацией внимания, повышенной активностью и импульсивностью. Синдром гиперактивности – это где возбуждение всегда преобладает над торможением.

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya--30

    Ученые педагоги и медики предполагают, что появление симптомов СДВГ зависит от влияния разных факторов. Так, биологические факторы делятся на пренатальный и постнатальный период.

    Причинами возникновения органических поражений могут быть:

    • употребление в большом количестве в период беременности алкоголя и курения;
    • токсикозы и иммунная несовместимость;
    • преждевременные, затяжные роды, угроза выкидыша и попытка прервать беременность;
    • последствие наркоза и кесарево сечения;
    • обвитие пуповиной или неправильное предлежание плода;
    • стрессы и психологические травмы мамы во время беременности, нежелание иметь ребенка;
    • любые заболевания ребенка в период младенчества, сопровождающиеся высокой температурой, тоже могут влиять на формирования и развитие головного мозга;
    • неблагоприятное психосоциальное окружение и наследственная предрасположенность;
    • эмоциональные расстройства, повышенная тревожность, травмы.

    Есть еще и социальные причины – это особенности воспитания в семье или педагогическая запущенность – воспитание по типу «кумир семьи».

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fcropped%2F480-360%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya--2

    Как же определить родителям, есть ли гиперактивность у их ребенка. Думаю, на начальном этапе определения это сделать очень просто. Достаточно отметить те симптомы, которые присутствуют у вашего ребёнка на протяжении определенного времени.

    Признаки невнимательности:

    • не любит шумные помещения;
    • ему трудно концентрировать внимание;
    • он отвлекается от выполнения задания, реагирует на внешние стимулы;
    • с большим удовольствием хватается за дело, но часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
    • плохо слышит и не воспринимает инструкции;
    • испытывает трудности в самоорганизации, часто теряет свои вещи в садике или дома.

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya--5

    Признаки гиперактивности:

    • залезает на стол, тумбы, шкафы, на улице на деревья, заборы;
    • чаще бегает, крутится и вертится на месте;
    • во время занятий ходит по комнате;
    • наблюдаются беспокойные движения рук и ног, как бы подергивание;
    • если что-нибудь делает, то с шумом и криком;
    • ему постоянно нужно, что то делать (играть, мастерить и рисовать) не умеет отдыхать.

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya--6

    Признаки импульсивности:

    • чрезвычайно говорлив;
    • не умеет дожидаться вознаграждения, ему надо «здесь» и «сейчас»;
    • отвлекает других детей на занятиях;
    • трудно переносит время, когда ждет свою очередь;
    • испытывает сложности в контроле своего поведения, не умеет следовать правилам;
    • часто меняется настроение, задиристый.

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya--7

    О синдроме СДВГ можно говорить только тогда, когда у вашего ребенка на протяжении очень долгого времени присутствуют почти все вышеперечисленные симптомы.

    Умственная деятельность детей с синдромом СДВГ отличается цикличностью. Ребёнок может хорошо активно работать в течение 5-10 минут, затем наступает период, когда мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не слышит никого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов снова к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее внимание», отсутствие сосредоточения без дополнительной двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании».

    Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети при помощи двигательной активности активизируют центры равновесия. Например, отклоняются на стуле назад так, что пола не касаются задние ножки. Если их голова будет неподвижна, у них снизится активность.

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya--8

    Прежде всего, давайте вспомним, что все дети рождаются с уже заложенным матушкой природой темпераментом. И как он будет проявляться, зависит и от развития малыша, и от воспитания родителей.

    Темперамент напрямую зависит от нервных процессов, таких как возбуждение и торможение. На данный момент существует четыре типа темперамента – это сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Главное, что родителям стоит знать, – чистых темпераментов не бывает, просто один из них преобладает в большей степени, чем другие.

    Если ваш ребенок бывает подвижен, когда вы разговариваете со знакомыми на улице, или он закатывает истерики в магазине, а вы в это время заняты выбором продуктов, то это нормальный, здоровый, активный ребенок.

    А вот о гиперактивности можно говорить только тогда, когда ребенок постоянно бегает, его невозможно отвлечь, в садике и дома поведение одинаковое. То есть иногда симптомы темперамента действительно могут перекликаться с симптомами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

    Читайте так же:  Что подарить новорожденному

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya--9

    Своим опытом о воспитании детей с СДВГ делятся родители в следующем видео.

    Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

    1. смешанный – это сочетание гиперактивности с нарушением внимания – встречается наиболее часто особенно у мальчиков;
    2. невнимательный – преобладает дефицит внимания, чаще встречается у девочек с бурной фантазией;
    3. гиперактивный – доминирует гиперактивность. Может быть последствием как индивидуальных особенностей темперамента детей, так и некоторыми нарушениями ЦНС.

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya--10

    Симптомы гиперактивности могут появляться еще до рождения ребенка. Такие дети могут быть очень активными в утробе матери. Чрезмерно подвижный ребенок – явление очень опасное, ведь его активность может спровоцировать обвитие пуповиной, а это чревато гипоксией.

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya--11

    1. Очень активная двигательная реакция на разные действия.
    2. Чрезмерная крикливость и гипервозбудимость.
    3. Возможна задержка речевого развития.
    4. Нарушение сна (редко находятся в состоянии расслабления).
    5. Высокая чувствительность к яркому свету либо шуму.
    6. Следует помнить, что капризность малыша в таком возрасте может быть вызвана от неправильного питания, растущих зубов, колик.

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya--12

    • Неусидчивость.
    • Нарушения мелкой моторики.
    • Хаотичные движения малыша, а также их избыточность.
    • В этом возрасте признаки СДВГ активизируются.

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya--13

    1. Они неспособны сосредоточенно заниматься делом (дослушать сказку, доиграть в игру).
    2. На занятиях путает задания, быстро забывает заданный вопрос.
    3. Тяжело уложить спать.
    4. Непослушание и капризы.
    5. Малыши в 3 года очень упрямы, своенравны, так как этот возраст сопровождается кризисом. Но при СДВГ такие характерные черты усиливаются.

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya--14

    • Отсутствует сохранность внимания на уроках.
    • Отвечает быстро, не задумываясь, перебивает взрослых.
    • Испытывает неуверенность в себе, низкую самооценку.
    • Страхи и тревожность.
    • Неуравновешенность и непредсказуемость, перемены в настроении;
    • Энурез, жалобы на боль в голове.
    • Появляются тики.
    • Не способен длительное время спокойно долго ждать.

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya-

    Чтобы подтвердить такой диагноз, родители должны, прежде всего, обратиться к неврологу. Именно он, собрав весь анамнез, после проведенных обследований и анализов может подтвердить наличие СДВГ.

    Детский психолог проводит психологическую диагностику при помощи различных опросников и методик обследования психических функций (памяти, внимания, мышления), а также эмоционального состояния ребенка. Дети данного типа часто бывают перевозбудимы и напряжены.

    Если посмотреть их рисунки, то можно увидеть поверхностные образы, отсутствие цветовых решений или наличие резких мазков и нажимов. При воспитании такого малыша следует придерживаться единого стиля воспитания.

    Для уточнения диагноза гиперактивному ребенку назначаются дополнительные анализы, так как за подобным синдромом могут скрываться и различные заболевания.

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya--15

    Реабилитация ребенка с СДВГ включает в себя как индивидуальное сопровождение, так и психолого-педагогическую и медикаментозную коррекцию.

    Детский психолог и невролог на первом этапе проводят консультации, индивидуальные обследования, используются БОС-технологии, где ребенка учат правильно дышать.

    В коррекции СДВГ должна взаимодействовать вся социальная и родственная среда гиперактивного ребенка: родители, воспитатели и педагоги.

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya--27

    Медикаментозное лечение является дополнительным, а иногда и основным методом коррекции СДВГ. В медицине детям выписывают ноотропные средства (кортексин, энцефабол), они благотворно влияют на активность головного мозга и эффективны в случаях невнимательности. Если же, наоборот, преобладает гиперактивные симптомы, то тогда применяют препараты, которые содержат гаммааминомаслянную кислоту, пантогам, фенибут, они отвечают за торможение процессов в головном мозге. Необходимо помнить, что все вышеперечисленные лекарства можно принимать только по назначению врача невролога.

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.o-krohe.ru%2Fimages%2Farticle%2Fthumb%2F480-0%2F2016%2F11%2Fsindrom-deficita-vnimaniya-sdvg-ili-nedostatok-vospitaniya--28

    Родителям важно следить за питанием ребенка.

    • Обязательным является прием 1000 мг кальция, который необходим для развития растущего организма.
    • Потребность в магнии составляет от 180 мг до 400 мг в сутки. Он содержится в гречке, пшенице, арахисе, картофеле и шпинате.
    • Омега 3 – особый вид жирных кислот, который обеспечивает прохождение импульсов к клеткам сердца, головного мозга, поэтому он тоже важен при лечении СДВГ.

    Главное – чтобы в питание малыша еще присутствовали такие витамины, как «холин» и «лецитин» – это защитники и строители нервной системы. Продукты, в которых содержится эти вещества очень полезны (яйца, печень, молоко, рыба).

    Очень хороший эффект наблюдается после использование кинезиотерапии – это дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения. Полезны будут и своевременные курсы массажа (ШОП) шейного отдела позвоночника, начиная с раннего возраста.

    Полезна будет и песочная терапия, работа с глиной, крупой и водой, но эти игры должны проводиться под строгим контролем взрослых. Особенно если ребенок маленький. Сейчас на прилавках детских магазинов можно встретить готовые наборы для таких игр, например «Кинестетический песок», стол для игр с водой и песком. Наилучший результат может быть достигнут, если родители своевременно начнут лечение и коррекцию еще в раннем возрасте, когда симптомы еще только начинают появляться.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. В наш 21 век время летит вперёд быстро и стремительно. Мы всё время куда-то бежим в толпе, являясь частью большого коллектива, но в чём парадокс: при этом мы ужасно одиноки и всё больше погружаемся внутрь себя. Наши дети рано взрослеют и уже в дошкольном возрасте, гораздо лучше и с большим удовольствием общаются со всевозможными гаджетами: планшетами, компьютерами, телефонами, нежели с окружающим миром.

    Но есть такие мальчики и девочки, которые резко выделяются на фоне пассивных, увлечённо смотрящих в экран детей – они неусидчивы, быстро меняют объект внимания, шумно себя ведут в транспорте, на улице, в 36 детском саду, в школе будто пытаются привлечь к себе внимание всевозможными способами.

    Читайте так же:  Первые зубки

    Делают они это отнюдь не из-за вредности или упрямства – их делает такими имеющийся синдром СДВГ(синдром дефицита внимания и двигательной активности). Очень часто родители решают направить энергию такого ребёнка в нужное русло и определяют его на занятия с преобладающей двигательной активностью. Высока вероятность, что мы в своей тренерской практике столкнёмся с детьми из категории заядлых игроманов -телефонщиков, которых родители решат растормошить, отдав их на фитнес , и с детьми-непоседами с СДВГ в одной группе. И тут возникает вопрос: как сделать занятие максимально комфортным и продуктивным для всей этой компании? С этим вопросом нам предстоит разобраться.

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — полиэтиологическое состояние, формирующееся в результате взаимодействия генетических и средовых факторов. Несмотря на систематически осуществляемые научные исследования и обилие научных публикаций в области этиологии и патогенеза СДВГ, невозможно утверждать, что причины и механизм развития СДВГ окончательно раскрыты. В настоящее время исследования этиологии и патогенеза СДВГ ведутся в нескольких перспективных направлениях, собраны интересные научные факты, позволяющие говорить о концепциях формирования СДВГ.

    Исследования на животных, а также имеющиеся данные о механизмах действия применяемых для лечения СДВГ препаратов свидетельствуют о вовлеченности в патологический процесс всех основных нейромедиаторных систем головного мозга — дофаминовой, серотониновой и норадреналиновой.

    Однако ни в одном из исследований нет прямых указаний ни на тип и локализацию поврежденных рецепторов, ни на дефекты нейромедиаторов или веществ, осуществляющих их транспортировку. Более того, в научных трудах имеются указания на патологические изменения, регистрируемые в самых различных участках мозга — префронтальных зонах, в области таламуса, стрио-паллидарной системы, проводящих путей Также высказывается гипотеза о возможном избирательном поражении нейронов какого-то одного типа, распределенных по различным церебральным структурам.

    Семейные, близнецовые и молекулярно-генетические исследования показали высокую значимость генетических факторов в развитии СДВГ.

    В ряде исследований выявлены очень высокие (например, Thapar A. et al., 1999 приводят данные 75— 91%) показатели наследуемости СДВГ. Подобные данные вселяли надежду, что генетическая природа СДВГ будет легко идентифицирована, однако когда Bobb A. J. et al. (2005) протестировали в рамках молекулярно-генетических исследований около 30 генов, в отношении которых предполагалась весомая роль в развитии СДВГ, выяснилось, что их роль значительно переоценена.

    Поскольку сторонники генетической концепции уверены, что вклад генетических факторов в развитие СДВГ составляет примерно 80%, они продолжают поиск генов, ответственных за формирование синдрома (Biederman, J. и Faraone S.V., 2002). Наиболее перспективным направлением генетических исследований является, вероятно, исследование детей одних родителей и семей, в которых много детей обнаруживали признаки СДВГ в течение нескольких поколений.

    Несмотря на столь противоречивые данные, большинство исследователей во всем мире сходятся во мнении, что генетические исследования СДВГ являются перспективными.

    Наряду с генетической предрасположенностью существенная роль в развитии СДВГ традиционно отводится средовым медико-биологическим и социально-психологическим факторам.

    В качестве неблагоприятных пренатальных и перинатальных внешних факторов, способных повлиять на развитие СДВГ, указывают недоношенность, задержку внутриутробного развития, токсикозы и угрозу прерывания беременности на разных сроках, родовые травмы, гипоксию плода, внутриутробные интоксикации и инфекции и др., т.е. по сути, факторы, характеризующиеся выраженным, полиморфным негативным воздействием.

    В качестве постнатальных воздействий отмечают негативную роль искусственного вскармливания, алиментарной недостаточности, авитаминозов, травм, интоксикаций, особенностей воспитания и др. Все эти факторы носят заведомо неспецифический характер, что наводит на мысль, что СДВГ может являться одной из неспецифических форм реагирования организма на комплекс внутренних и внешних альтерирующих воздействий.

    Десятки масштабных исследований, проведенных по всему миру за последние годы выявили связь СДВГ с резус-конфликтом, возрастом родителей, аномалиями беременности и родов, недостаточным и избыточным весом при рождении, курением матери, психическими травмами матери в период беременности, приемом некоторых пищевых добавок и другими, самыми различными негативными факторами, что подчеркивает неспецифичность СДВГ, как патологического состояния.

    Важную роль в развитии и течении СДВГ традиционно отводят социально-психологическим факторам, таким как воспитание и психологический климат в семье, бедность, криминальное окружение, психические расстройства у родителей, включая алкоголизм, воспитание в неполной семье и детских учреждениях и другие. Отмечено и обратное: в семьях, где воспитываются дети с СДВГ, ухудшается психологический климат, чаще возникают конфликты, что, в свою очередь, влияет на ребенка.

    Дизонтогенетическая концепция, заложенная, по сути, в работах ученых-эволюционистов (Северцов А. Н., 1912), воспринимавших, вопреки мнению Ч. Дарвина, индивидуальное развитие как часть эволюционного процесса, осуществляющую воздействие на вектор естественного отбора путем адаптационных изменений, прижилась в психиатрии как объяснение нарушений темпа, сроков развития психики ребенка в целом и ее отдельных частей, а также их динамического соотношения в ходе взросления (Ковалев В. В., 1995).

    В рамках концепции психического дизонтогенеза СДВГ — сложная асинхрония развития (Сухарева Г. Е., 1959, 1973), обусловленная множеством внутренних и внешних факторов, приводящая к неспецифическим формам реагирования, ассоциированным с психомоторным уровнем реактивности (Ушаков Г. К., 1973; Гурьева В. А., 1998).

    Дизонтогенетическая концепция изначально предполагает полиэтиологическую природу СДВГ и сходных с ним состояний. Она согласуется в полной мере с представлениями об эволюции человека как социально-биологическом явлении, реализующемся на микропопуляционном уровне (Грант В., 1991; Геодакян В. А., 1991, 1993), согласно которым любые аномальные состояния, не препятствующие размножению, являются лишь маргинальными группами в условиях движущего (реже-стабилизирующего) естественного отбора.

    Читайте так же:  Частые орви у ребенка

    Нам не встретилось в литературе аргументов, свидетельствующих о том, что кто-либо из исследователей СДВГ придерживается конвергентной концепции происхождения этого расстройства, что, однако, не исключает самой такой возможности.

    Этиопатогенетический полиморфизм СДВГ и выделение нескольких клинических форм неминуемо наводит на мысль о том, что исследователи могут иметь дело с несколькими этиопатогенетически неоднородными, однако клинически чрезвычайно схожими состояниями, ошибочно воспринимаемыми как одно полиэтиологическое расстройство. Нетрудно заметить, что предложенное разделение учения об этиологии и патогенезе СДВГ носит несколько искусственный характер. Указанные теории являются органичным дополнением друг друга, по-разному преподнося совокупность знаний о природе единого социального и медико-психологического феномена, обозначаемого как СДВГ.

    По каким признакам и характеристикам мы распознаем наличие СДВГ у ребёнка?

    Для диагностики СДВГ наиболее часто используются критерии классификации психических заболеваний DSM-4. В данной классификации СДВГ разделен на три типа:

    • с преобладанием невнимательности
    • с преобладанием гиперактивности и импульсивности
    • смешанный

    Согласно этой классификации диагностическими критериями СДВГ являются особенности поведения, которые:

    • появляются до 8 лет
    • обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх)
    • не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями
    • вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию

    Диагностические критерии СДВГ по МКБ-10 выглядят следующим образом:

    Часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности

    • часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности
    • часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
    • ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции)
    • часто нарушена организация заданий и деятельности
    • часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий
    • часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;
    • часто легко отвлекается на внешние стимулы
    • часто забывчив в ходе повседневной деятельности
    • часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
    • покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
    • часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
    • часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
    • обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.
    • часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы
    • часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях
    • часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей)
    • часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения

    Лечение синдрома дефицита внимания СДВГ

    Программа комплексной коррекции СДВГ и других нарушений поведения и развития у детей и подростков предусматривает логопедическую, психолого-педагогическую и медико-социальную помощь. Логопедическая и психолого- педагогическая коррекционная работа организуется в виде групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.

    Для психологической коррекции используются различные направления психотерапии:

    • гештальт-терапия
    • арт-терапия
    • куклотерапия
    • музыкотерапия
    • семейная психотерапия

    Профессиональная диагностика нарушений поведения и развития Ведущим направлением деятельности центра является оказание комплексной специализированной помощи детям и подросткам с СДВГ.

    В целях повышения уровня диагностики у детей и подростков СДВГ, а также других нарушений поведения и развития специалистами разработана схема комплексного обследования, включающая в себя несколько этапов.

    • На первом этапе ребенка консультирует социальный педагог.

    Работа социального педагога осуществляется с применением:

    • На втором этапе проводится психологическое обследование ребенка.
    • На третьем этапе проводится консультация ребенка логопедом и дефектологом.
    • На четвертом этапе проводится консультация ребенка врачом-неврологом и, при необходимости, врачом-психиатром.
    • На пятом этапе осуществляется инструментальная диагностика, включающая в себя электроэнцефалографическое и эхоэнцефалоскопическое исследования.

    Комплексное обследование детей происходит до (первичное диагностическое обследование) и после проведения коррекционно- развивающей работы (итоговое диагностическое обследование), что позволяет оценить эффективность реализуемых лечебно- коррекционных мероприятий.

    Рекомендации родителям, тренерам и педагогам по работе с детьми с СДВГ

    Что важно знать о воспитании гиперактивного ребенка:

    Гиперактивным детям подходят любые спортивные занятия, кроме травматичных — различных видов силовой борьбы, бокса. Таким детям, которые часто бывают моторно неловкими, нежелательны дополнительные черепно-мозговые травмы. Кроме того, гиперактивные дети больше, чем другие, подвержены различным травмам, поскольку часто совершают опасные действия, не задумываясь о последствиях.

    Изображение - Синдром дефицита внимания и гиперактивности 4966269
    Автор статьи: Ольга Репина

    Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
    Оценка 4.8 проголосовавших: 4

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here