Стрессовые реакции у детей способы борьбы

Сегодня предлагаем статью на тему: "Стрессовые реакции у детей способы борьбы". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Проследите, чтобы ваш школьник носил рюкзак, надевая лямки на оба плеча. В перерыве между уроками предложите ребенку походить с книгой на голове, воображая себя султаном. Следите за высотой стола и стула, а также жесткостью матраса, на котором спит ваш ребенок.

Изображение - Стрессовые реакции у детей способы борьбы proxy?url=http%3A%2F%2Fschoolofcare.ru%2Fimg%2Fw620-h286-c%2Fu%2Fdfdsf


Карташева О. В., детский невролог, окончила Российский государственный медицинский университет и ординатуру по детской неврологии, стаж работы по специальности более 20 лет.

Многие из нас привыкли к тому, что у детей не может быть серьёзных проблем. Не хочет идти в детский сад или в школу, спорит с родителями — слишком избалован. Жалуется на сонливость — допоздна сидит за компьютером. Говорит, что у него головные боли — мало гуляет на свежем воздухе. Список можно продолжать долго, мы, родители, всегда готовы найти простой ответ на любую жалобу ребёнка. Конечно, не всегда нежелание идти в школу или нарушение сна являются следствием тревожных расстройств или других «страшных» словосочетаний. Как же не перепутать «тревожный звоночек» с обыкновенным капризом?

Видео (кликните для воспроизведения).

Для начала вспомните, как Вы и Ваши члены семьи общаетесь друг с другом. Часто ли ссоритесь, бывают ли истерики? Понятно, что никто из нас не может всегда «жить дружно» по завету кота Леопольда, но частые ссоры — это повод обратиться за консультацией к семейному психологу.

А может быть, в жизни ребёнка были значительные перемены? Например, первый раз пошёл в школу, семья переехала в другой город, появились новые друзья и т. д. Вспомните себя в этом возрасте, ведь Вам тоже было страшно оказаться в новом месте с незнакомыми людьми. Поэтому нет ничего странного в том, что ребёнок нервничает, а маме следует не ругать его за «капризы», а помочь справиться с ситуацией.

Если Вы ответили отрицательно на два предыдущих вопроса, но часто замечаете у ребёнка внезапное и необъяснимое чувство страха или паники, бессонницу (или другие нарушения сна), повышенную потливость, головные боли, нежелание идти в детский сад или школу, истерики или рассеянность, то это можно считать «тревожным звоночком». Стрессовых реакций очень много, они могут по-разному проявляться, какие-то из них заметнее, чем остальные, но суть всегда одна: они мешают ребёнку нормально жить, учиться и общаться со сверстниками.

В вышеописанных случаях (я назначаю детям курс лечения препаратом) хорошо зарекомендовал себя Тенотен детский. Это успокоительное средство, которое разработано специально для детей с 3 лет. Считаю его оптимальным для дошколят и школьников, т.к. препарат не вызывает сонливости, его можно использовать во время учебного процесса.

Курс лечения обычно составляет 3-4 недели. При назначении курса лечения Тенотеном детским в период адаптации ребёнка к школе на повторных приемах мамы отмечают, что у ребёнка снижается уровень тревожности, улучшаются память и внимание, появляются мотивации к учёбе. В целом Тенотен детский благотворно сказывается и на вегетативной нервной системе, успешно помогает справиться со стрессовыми реакциями.

Чтобы курс лечения был эффективным, ребёнок должен соблюдать режим дня, гулять на свежем воздухе и, конечно же, главный компонент, без которого ничего не получится — мамина поддержка и забота.

Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

  • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
  • избавляет от повышенной возбудимости
  • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.

Стрессовые реакции у детей .

не события, а то,

как они на них смотрят”.

Стресс – системная реакция организма на любое биологическое, химическое, физическое, психологическое воздействие (стрессор), имеющая приспособительное значение.

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

Каким бы не был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно),воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать»

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал использовать термин «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения. Он позаимствовал этот технический термин, означающий “напряжение”, “нажим”, “давление”, из науки о сопротивлении материалов. Селье метко употребил его применительно к человеку. С тех пор слово “стресс” – на устах всего человечества. Потому что ни одного из нас “чаша сия” не миновала: каждый день, каждый час мы то пригубляем из нее, то пьем взахлёб.

Читайте так же:  Как определить начало родов
Видео (кликните для воспроизведения).

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее. Это состояние характеризуется ослаблением, нарушением функций.

“Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса

Еще в 1920е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями было обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

1. реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)

2. стадия сопротивляемости

3. стадия истощения

Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации…» —”Стресс жизни”

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс ), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс .

Понятие эустресс имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм»

Стресс – при болевом воздействии, сопровождаемый, как правило, отрицательными эмоциями, называют дистрессом. (Distress – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда)

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

В современной культуре под стрессом понимается вовсе не физиологическая реакция организма на внешние факторы. В связи с этим возникло понятие психологический стресс которое является компилятивным собранием симптомов и состояний которые в быту называют стрессом.

Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

Роль стресса в развитии заболеваний

“Рвется там, где тонко: мишенью стресса в первую очередь становятся генетически более слабые органы, системы или уже пораженные ранее каким-либо недугом”. О. Кириш

Мозг: ухудшение кровоснабжения из-за сужения сосудов кислородное голодание клеток мозга Нервная система: бессонница неврозы депрессии синдром хронической усталости Если в течение последних 6 месяцев вы не можете справиться с утомлением, не проходящим даже после отдыха, постоянно чувствуете себя “разбитым”, снизилась работоспособность, не хочется, как говорится, ни есть, ни пить, ни любить, значит вами завладел синдром хронической усталости. Его виновник – стресс.

Сердечно-сосудистая система: учащенное сердцебиение аритмии головная боль, мигрень гипертоническая болезнь, болезнь Рейно, инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца. По наблюдениям специалистов, стрессовые состояния, приводящие впоследствии к инфаркту миокарда, в 18% случаев возникают у пациентов в очередях.

Дыхательная система: учащение дыхания одышка хроническая гипервентиляция легких нарушение функций гладкой мускулатуры бронхов астма

Желудочно-кишечный тракт: нарушения пищеварения запоры язва желудка и двенадцатиперстной кишки язвенный колит Снижение функций желудочно-кишечного тракта в ответ на стресс в некоторых странах использовалось как тест для уличения преступников. В Индии, например, подозреваемому давали пожевать “священного рису”. Из-за боязни быть раскрытым и наказанным провинившийся выплевывал зерна на пальмовый лист почти сухими, так как в стрессовом состоянии тормозится слюноотделение.

Читайте так же:  Тушеная картошка в мультиварке

Эндокринная система: нарушение баланса гормонов (у мужчин, например, резко снижается содержание в крови мужского полового гормона тестостерона) поражение желез внутренней секреции На Востоке их называют железами судьбы. После первой мировой войны русские и немецкие ученые зафиксировали в своих странах рост заболеваний токсическим зобом и сахарным диабетом. Во время второй мировой войны после сильных бомбежек английских городов у многих развились болезни щитовидной железы, которые были тут же окрещены врачами “зобом бомбоубежищ”. резкое увеличение содержания глюкозы в крови сахарный диабет

Печень, желчный пузырь, почки: нарушение деятельности, угнетение функций

Мочеполовая система: воспаление мочевого пузыря нарушение менструального цикла, бесплодие у женщин затруднение эрекции, преждевременное извержение семени, снижение активности сперматозоидов, импотенция у мужчин

Мышечная система: сохранение высокого мышечного тонуса даже в состоянии покоя Виновниками боли в спине всегда считают некоторые органические заболевания (радикулит, ишиас, патология позвоночника). Но во многих случаях именно стресс приводит к сильному напряжению мышц спины, что и вызывает болезненные ощущения.

Содержание статьи:

  1. Симптомы появления
  2. Причины возникновения
  3. Последствия стресса
    • Негативные
    • Позитивные

  4. Методы лечения
  5. Как избежать

Стресс у ребенка — это адаптационная реакция организма, а точнее центральной нервной системы на различные раздражители (физические, эмоциональные, психические). В детском возрасте это явление весьма частое. Оно может иметь негативные последствия. Поэтому важно вовремя распознать его и обратиться за помощью к специалистам.

Изображение - Стрессовые реакции у детей способы борьбы proxy?url=https%3A%2F%2Ftutknow.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2016-08%2F1470453862_plaksivost-simptom-stressa

Человеческий организм реагирует на внешние раздражители с самого рождения. Стрессы бывают кратковременными и долговременными. В первом случае в целом организм получает пользу. Однако во втором, наоборот, практически неизбежен вред.

В зависимости от возраста, симптомы стресса у ребенка могут быть совершенно разными:

    Проявление реакции организма у детей до двух лет. Грудные дети и малыши выражают пережитый стресс ухудшением сна, аппетита или полным отказом от еды, чрезмерной плаксивостью и раздражительностью.

Стресс у детей дошкольного возраста (от двух до пяти лет). Выражается в возвращении к предыдущему возрасту (регресс): сосание пустышки, недержание мочи, просьбы покормить из ложечки и прочие. Может возникнуть плаксивость при смене обстоятельств или появлении новых людей. Наблюдается снижение общей активности или, наоборот, проявление признаков гиперактивности (не стоит забывать, что гиперактиность — это самостоятельное расстройство психики). Отмечают беспричинное повышение температуры, рвоту. У очень впечатлительных может начаться заикание (временное или постоянное). Ребенок капризничает, у него повышается требовательность, появляются частые вспышки гнева на отказ в выполнении поручений взрослых, немотивированная агрессия, нервозность без видимых причин, частая смена настроения (в худшую сторону). Также наблюдается чрезмерное проявление детских страхов (боязнь темноты, одиночества, смерти), из-за которых малыш не может уснуть.

При таком обилии симптомов распознать стресс у ребенка обычному человеку (родителям, учителям, например) чрезвычайно сложно. Зачастую признаки расцениваются как проявление каких-либо заболеваний, недостаток воспитания, особенности характера самого малыша. Точный диагноз может поставить только специалист на основе результатов нескольких собеседований, проведения психологических тестов.

Изображение - Стрессовые реакции у детей способы борьбы proxy?url=https%3A%2F%2Ftutknow.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2016-08%2F1470454428_sora-prichina-detskogo-stressa

Дети в силу того, что их психика еще чрезвычайно нежна, а жизненный опыт ничтожно мал, гораздо сильнее взрослых впечатляются под воздействием, казалось бы, незначительных событий.

Потенциальные причины стресса детей довольно многочисленны:

    Резкое изменение распорядка дня. Например, малыш привык укладываться спать, когда захочет, а просыпаться довольно поздно. И вдруг ему нужно вставать на два-три часа раньше, чтобы вовремя прийти в детский сад.

Смена окружения. Тот же детский сад или школа — это новые лица взрослых, которые еще и командуют, необходимость уживаться в коллективе и подчиняться его законам, и так далее.

Изменение привычной обстановки. Смена жительства всей семьи и переезд в новую, незнакомую квартиру, в то время как на старом месте ребенку было очень комфортно.

Разлука. Расставание на длительный или даже короткий срок с родными и близкими, друзьями.

Потеря или смерть домашнего питомца. Некоторые дети остро реагируют даже на смерть аквариумной рыбки или комнатного растения.

Воздействие СМИ и компьютерных технологий. Просмотр телепередач, кинофильмов, интернет контента, не предназначенного для конкретного возраста (сцены насилия, убийств, даже сцены эротического и сексуального характера). Информация может быть неверно истолкована и восприниматься как нечто плохое. Усугубить ситуацию может резкий окрик или иная негативная реакция взрослых, которых ребенок «застукал» во время интимного общения или просмотра эротического видео. Сюда же относится прослушивание новостей о событиях в стране и в мире (о войнах, природных катаклизмах, несчастных случаях). Слишком сильное увлечение компьютерными играми, особенно теми, которые в той или иной степени связаны с агрессией и насилием.

Читайте так же:  Недомогания беременной женщины

Влияние человека. Довольно часто стрессовое состояние взрослых может передаваться детям. Мамы даже в утробе могут наблюдать за изменением поведения малыша при смене настроения у нее.

Экологические стрессы. То есть резкая смена климата, перемена погодных условий, снижение качества пищи, воды и воздуха. Дети, как и взрослые, могут быть метеозависимыми. Особенно часто это замечают родители малышей до года, когда те резко начинают капризничать, отказываться есть или часто просыпаться по ночам при полнолунии, например.

  • Воздействие из окружающей среды. Поскольку все процессы в человеческом организме, в том числе и в центральной нервной системе, представляют собой цепочки химических реакций, то причинами стресса у ребенка могут стать находящиеся в воздухе и воде токсичные вещества, отравления, а также облучения.
  • Как уже говорилось, стресс — это закономерная и неизбежная реакция организма, которая в некоторой степени приспосабливает его к новым условиям. Таким образом сам организм пытается выжить. Однако затянувшиеся пребывание в этом состоянии неизбежно будет иметь негативные последствия для всей целостной биологической системы.

    Изображение - Стрессовые реакции у детей способы борьбы proxy?url=https%3A%2F%2Ftutknow.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2016-08%2F1470454824_stres-prichina-detskih-zabolevaniy

    Большинство стрессов носит негативный отпечаток. Проявляется это зачастую следующим образом:

      Возрастает склонность к заболеваниям. Вчетверо повышается риск возникновения сердечно-сосудистых болезней. От 10% до 25% детей при длительном пребывании в стрессовом состоянии страдает обострением хронических заболеваний внутренних органов. Даже у здорового ребенка на нервной почве часто развиваются гастриты и другие проблемы пищеварительной системы. Ослабляется иммунитет, и как следствие повышается риск инфекционных заболеваний.

    Нарушается сон. Даже после кратковременного стресса может возникнуть, например, бессонница во время подготовки или после сдачи экзаменов. Что касается детей до 5 лет, то у них проявляется состояние частыми подъемами среди ночи, желанием поспать с родителями, а также требованием оставить свет в комнате.

    Появляются психологические проблемы. Развитие депрессии, повышение риска совершения суицида, что особенно ярко наблюдается у детей подросткового возраста.

    Проблемы с едой, ее усвоением. Часто у детей, живущих в регулярном стрессе, наблюдается избыточный вес (при повышении аппетита) или, наоборот, катастрофическое его понижения (когда аппетит отсутствует). В первом случае ребенок «заедает» свои проблемы, во втором он находится настолько в подавленном состоянии, что его организм просто отказывается воспринимать пищу.

  • При длительном пребывании в стрессе притупляются реакции организма. Перестают выделяться в достаточном количестве гормоны адреналин и кортизол. В результате ребенок не сможет правильно среагировать в экстремальной ситуации. В более мягком варианте это может выглядеть, как провал на экзамене при полной готовности. В спорте о таком состоянии говорят «перегорел».
  • Изображение - Стрессовые реакции у детей способы борьбы proxy?url=https%3A%2F%2Ftutknow.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2016-08%2F1470455383_malchik-igraet-s-otcom

    Последствия стресса ребенка могут быть и позитивными. Обычно они кратковременные и не наносят столь глубокого ущерба для психики, как негативные.

    Природа позаботилась таким образом о выработке защитных реакций на внешние раздражители, что позволяет быстрее адаптироваться. Например, на этом основано закаливание всего организма через обливания. Во время спортивных тренировок стрессовое состояние позволяет выработать необходимые условные рефлексы. Укрепляется психика, появляется возможность быстро принимать решения в экстренных ситуациях.

    Позитивный стресс возникает под действием не только страха или шока от смены привычного состояния, но даже при неожиданном положительном событии. Скажем, если к ребенку раньше вернулся отец из командировки.

    Изображение - Стрессовые реакции у детей способы борьбы proxy?url=https%3A%2F%2Ftutknow.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2016-08%2F1470455637_nastoyka-valeriany-pomozhet-vylechit-stress

    Определить наличие стрессового состояния может только специалист. Он же и должен назначать лечение стресса детей, которое всегда комплексное. Как правило, первое, что рекомендует врач, — это устранить источник такого состояния. В большинстве случаев это дает хотя и не мгновенные, но положительные результаты. Бороться с положительным стрессом нет смысла, так как организм прекрасно справляется сам.

    Нередко параллельно с устранением источника прописываются такие препараты, как настойка валерианы или пустырника, которые оказывают успокаивающее действие. Врач может назначить применение ноотропных препаратов, улучшающих обменные процессы в головном мозге.

    Кроме того, применяются массажи воротниковой зоны, электросон, принятие хвойных ванн или ванн с морской солью. В обязательном порядке назначаются витамины (В-комплекс в прерогативе). Настоятельно рекомендуется соблюдение режимов сна, питания, в некоторых случаях диеты, что подразумевает исключение продуктов, провоцирующих возбуждение нервной системы.

    Психокоррекция поведения детей, а также взрослых из ближайшего окружения (родителей, опекунов, бабушек, дедушек) проводится под наблюдением психолога.

    Изображение - Стрессовые реакции у детей способы борьбы proxy?url=https%3A%2F%2Ftutknow.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2016-08%2F1470456062_sport-pomozhet-izbezhat-stressa

    Следует понимать, что полностью избежать негативных ситуаций ребенку не удастся. Его придется изолировать от всего мира, чтобы это произошло. Однако снизить их влияние и повысить устойчивость нервной системы к различным нагрузкам вполне возможно.

    Для этого понадобится:

      Строгий распорядок дня, отдыха. В первую очередь дети любого возраста должны соблюдать режим, вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным и полноценным. Малышей необходимо укладывать в одно и то же время. Перед этим рекомендуются водные процедуры. Лучше всего, если это будет душ. Контрастные процедуры или горячие ванны противопоказаны. Само собой, нельзя переедать вечером. Игр перед сном (в том числе и компьютерных), а также физических нагрузок следует избегать, так как они действуют возбуждающе. Это же касается и умственных нагрузок в вечернее время.
    Читайте так же:  Наказывать ребенка или нет

    Спортивные занятия. Повышают устойчивость к стрессам различные физические нагрузки утром, днем, вечером (но не позже, чем за три часа до сна). Спортивные занятия — это вообще отличный способ снятия стресс у детей, повышения самооценки, улучшения общего состояния организма. Очень полезны прогулки на свежем воздухе для расслабления после физических или умственных нагрузок. Они могут быть как в быстром темпе, так и проходить медленно. В это же время полезно общаться, спрашивать о состоянии здоровья, проведенном дне, обсуждать проблемы, помогая избавиться от накопившегося за день негатива.

    Ограниченный доступ к компьютеру, телевизору. Необходимо контролировать контент, который поступает к ребенку. Ограничить или совсем исключить чересчур агрессивные компьютерные игры, кинофильмы со сценами насилия, материалы, не соответствующие возрасту.

    Подготовка к стрессовой ситуации. Чтобы снизить риск негативных последствий, например, когда ребенок пойдет в детский сад, психологи рекомендуют родителям играть с малышом в прятки. Это поможет понять, что отсутствие мамы или папы временное и всегда заканчивается их приходом.

    Правильное питание. Здоровая и полезная пища также имеет очень важное значение для психологического состояния. Об этом уже упоминалось в причинах возникновения стресса. И дело не только во вкусовых ощущениях или чувстве сытости. С пищей в организм поступают необходимые минеральные вещества, играющие большую роль в химических процессах. Они либо провоцируют чрезмерную возбудимость, либо успокаивают нервную систему. Для активных и впечатлительных детей, у которых проблемы, например, со сном, рекомендуют в чай добавлять мяту, мелиссу, перед сном пить теплое молоко. Кроме того, например, недостаточное поступление такого элемента, как магний, способствует нарушению обменных процессов в клетках, перевозбуждению нервной системы, развитию склонности к диабету, повышению артериального давления и так далее. Дефициту магния способствует употребление ортофосфорной кислоты в газированных сладких напитках, энергетиках, чрезмерное применение в пищу полуфабрикатов, насыщенных пищевыми добавками (глутамат, аспарат), прием психостимуляторов.

  • Прием витаминов во время смены сезонов. Начиная с поздней осени и заканчивая ранней весной естественное поступление в организм микроэлементов (того же магния) снижается. Это является одним из факторов возникновения стресса. Поэтому необходимо компенсировать поступление нужных веществ, принимая витамины.
  • Как лечить стресс у детей — смотрите на видео:

    Стресс дошкольников является защитной реакцией организма ребенка. Он возникает в тех случаях, когда дети сталкиваются с неизвестным и новым. Оно вторгается в их уютную жизнь. У них совершенно нет никакого опыта, который бы помог справиться с ситуацией. Дошкольнику тяжело побороть стресс без родителей или вмешательства профессионала.

    После наступления 3 лет приходит время, когда дети учатся адаптироваться в обществе. Первые столкновения с ним могут спровоцировать у дошкольников стресс. До этого момента обычно малыша окружают лишь родные люди. Они пребывают в атмосфере обожания и восхищения.

    В 2-3 года круг общения ребенка резко расширяется. Он контактирует не только с членами семьи. Дошкольник начинает соприкасаться со сверстниками и взрослыми людьми в детском саду, во дворе.

    Новая среда может спровоцировать у малыша сильные болезненные переживания. Особенно тяжело тем детям, которые постоянно находились только под опекой матери. Социализация вызывает у них боязнь.

    У детей в дошкольном периоде первопричиной возникновения стресса является поступление в детское учреждение. Поводом для этого становится:

    • отсутствие рядом родителей;
    • отсутствие опыта коммуникации с другими детьми;
    • вынужденное пребывание в окружении всего чужого (людей, обстановки);
    • новые требования к поведению (соблюдение режима);
    • конфликтные ситуации со сверстниками или воспитателями.

    Изображение - Стрессовые реакции у детей способы борьбы proxy?url=https%3A%2F%2Fapofreidu.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F09%2F56

    Кроме адаптации к детскому саду, виновниками болезненных переживаний у дошкольника могут быть следующие факторы:

    • внезапная перемена жизненных условий (переезд, стихийное бедствие, пожар, смерть члена семьи);
    • посещение больницы (прививки, госпитализация);
    • внутрисемейные отношения (скандалы, неправильное воспитание);
    • соперничество между сверстниками или братьями и сестрами;
    • просмотр несущих негативную информацию телевизионных передач;
    • длительное проведение времени за компьютером;
    • компьютерные игры с насилием;
    • страхи (боязнь пауков, собак, ос, воды, грозы, голода, одиночества).

    Источники стресса в виде воспоминаний или страхов начинают преследовать малыша.

    У детей достаточно нелегко определить присутствие стресса. Ведь до 7 лет, находясь в постоянном развитии, они часто изменяются. Стрессовое состояние легко отнести за присущие растущему организму недомогания. Тем более что переживания детей скрыты очень глубоко: это помогает им оставаться незамеченными и разрушает детскую душу.

    Читайте так же:  Как отучить ребёнка сосать палец

    Интенсивность и разрушительная сила стресса способствуют его проявлению в действительности. Это выражается в нарушении аппетита, сна, переменах в поведении и настроении малыша.

    Существует ряд проявлений, по которым можно узнать, что дошкольник находится в состоянии стресса:

    1. Постоянное пребывание в плохом настроении без явного основания. Его ничего не радует. Он постоянно плачет, негодует, капризничает, требует.
    2. Появление вредных привычек. Малыш начинает обкусывать ногти, дергать себя за волосы, накручивать их на пальцы.
    3. Возврат в детство. Дошкольник хочет, чтобы его возили в коляске, качали на ручках, берет в рот пустышку, начинает пачкать штаны.
    4. Усиление страхов, присущих детям более раннего возраста (боится чудовищ, расстаться с родителями, уснуть сам).
    5. Неадекватная реакция, проявление агрессии в обычных ситуациях. Раздражительность.
    6. Появление заикания или других дефектов речи.
    7. Присутствие нервных (навязчивых) движений.
    8. Повышенная активность или, наоборот, заторможенность.
    9. Отсутствие желания общаться с людьми.
    10. Отсутствие аппетита или, наоборот, бесконечное чувство голода.

    Все вышеперечисленные признаки могут периодически наблюдаться в поведении любого ребенка. Это нельзя назвать стрессом. О том, что дитя пребывает в стрессовом состоянии, свидетельствует следующее:

    Чтобы победить детские стрессы, требуется установить их корень. Устранение источника болезненных переживаний поможет ребенку побороть стресс. Это достаточно непросто. Это обусловлено тем, что в период от 3 до 7 лет ребенок не может описать свои переживания словами. Он не способен к разговору по душам.

    Поэтому необходимо понаблюдать за малышом. Он обязательно выкажет свои страхи во время игры, беседуя с любимыми игрушками. Действенным методом выяснения обстоятельств его внутренней жизни является рисование и игра.

    Когда причина будет установлена, следует подумать вместе с ребенком о том, как с ней справиться. Объяснять крохе все нужно простыми, доступными для его понимания словами. Нужно спросить у него, что лучше сделать. В большинстве случаев дети дают совершенно правильные и конкретные рекомендации относительно решения проблемы.

    При этом родители должны постоянно не терять самообладания. Даже в те моменты, когда дитя начинает без конца капризничать длительное время. Никогда нельзя ругать его, кричать, угрожать. Он должен чувствовать бесконечную любовь и заботу. В некоторых случаях даже просто ласковые слова благоприятствуют снятию внутреннего напряжения.

    Специалисты советуют обнимать детей как можно чаще (не менее 4-5 раз в день). Полезно играть с ними в ролевые игры, читать книги. Устранению стресса благоприятствует совместное проведение свободного времени. Очень полезно купание в реке, катание на роликах, коньках или велосипеде, пешие прогулки. Во время прогулок нельзя запрещать детям кричать и быть активными. Это поможет им выплеснуть негативную энергию. Избавиться от нее также поможет рисование яркими красками.

    Ни в коем разе нельзя заменить общение с малышом сидением в интернете или перед телевизором.

    Ведь проблема социализации лишь усугубляется, если ребенок постоянно проводит время перед экраном. Если проблему не удается нейтрализовать, то лучше обратиться за помощью к специалисту.

    Предупредить стрессы у детей в дошкольный период поможет живое общение, проявление интереса к ребенку, его чувствам и поступкам. Следует больше разговаривать с малышом, чтобы он имел возможность высказать все, что его интересует, беспокоит, чем заняты его мысли. При этом необходимо обнимать малыша, гладить по головке и спинке, брать за ручку, усаживать на колени.

    Изображение - Стрессовые реакции у детей способы борьбы proxy?url=https%3A%2F%2Fapofreidu.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F09%2F57

    Если ребенка угнетают какие-то необоснованные страхи или снятся ужасные сны, надо поговорить с ним об этом. Следует убедить его, что ему ничего не угрожает. Никогда нельзя высмеивать детские страхи.

    Прекрасной профилактикой для стрессов является тишина. Надо давать возможность детям по несколько часов ежедневно находиться в тихой обстановке. Для этого требуется выключать все приборы, издающие шум.

    Великолепными профилактическими мероприятиями по борьбе со стрессами у детей станут:

    • регулярные пешие прогулки;
    • правильное питание;
    • следование режиму;
    • постоянное позитивное общение со сверстниками и взрослыми людьми;
    • посильная помощь родителям;
    • адекватные физические нагрузки;
    • расслабление с помощью выполнения массажа, просмотра веселых мультиков, передач о природе;
    • посещение развлекательных детских центров или кафе, небольшие подарки.

    Следует быть внимательным к детям. Это всегда поможет избежать стрессов и их последствий.

    Изображение - Стрессовые реакции у детей способы борьбы 4966269
    Автор статьи: Ольга Репина

    Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
    Оценка 4.8 проголосовавших: 4

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here