Тонет – не тонет

Сегодня предлагаем статью на тему: "Тонет – не тонет". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

Лиля Савчук
Ира-эксперимент с водой «Тонет-не тонет»

игра-эксперимент с водой

Форма организации: подгруппа 6 человек

– образовательные: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы)

– развивающие: развивать словарь и диалогическую речь: отвечать на вопросы, не повторять реплики детей; развивать тактильно – кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук; развивать интерес к экспериментированию; закрепить понятие о свойствах предметов; развивать логическое мышление

Видео (кликните для воспроизведения).

– воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность (повторить правила игр с водой, поддерживать позитивное настроение

Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.

Оборудование и материалы: Демонстрационный материал: большая прозрачная емкость, сачок, камни, песок, бумага, пенопласт, деревянные предметы, металлические предметы, пластмасса, стекло. Раздаточный материал: одноразовые прозрачные стаканчики, ложки, все предметыпо1 штуке, таблица с картинками на каждого ребенка.

1. Сюрпризный момент: бутылка с запиской внутри. Содержание записки:

«Спасите. Потерпел крушение. Сижу на острове. Помогите построить корабль. Капитан Врунгель.»

Воспитатель: Ребята, прежде чем построить корабль нам нужно определить какие предметы плавают, какие тонут. Мы сейчас отправимся в нашу лабораторию и проведем эксперимент.

У меня на столе стоит большая емкость с водой, а у вас прозрачные стаканчики, у меня сачок, чтобы доставать предметы, а у вас ложки. На столах у вас тарелочки в них предметы, необходимые для нашего эксперимента.

Воспитатель берет первый предмет (стеклянный шарик) опускает в воду.

Воспитатель: Что произошло с шариком?

Воспитатель: попробуйте сделать тоже самое, может у вас будет иначе.

Воспитатель берет следующий предмет (деревянный кубик) опускает в воду.

Воспитатель: Что произошло? Предмет утонул или нет?

Дети: Можно сделать вывод, дерево в воде не тонет.

Все по очереди опускают предметы в воду, наблюдают. Какие предметы тонут, а какие нет.

Воспитатель: Ребята чтобы не забыть, мы отметим на своих карточках, что тонет, а что нет. Если предмет утонул, рисуем стрелку вниз, если предмет остался на плаву, рисуем стрелку вверх, если предмет сначала плавал, а потом утонул, рисуем две стрелки, одна вверх, другая вниз. После каждого проведенного опыта, дети фиксируют результат в карточке. В конце эксперимента делают вывод: какие предметы тонут, какие нет и почему?

Можно подвести итог: Тяжелые предметы тонут, легкие нет.

Воспитатель: Чтобы помочь Врунгелю, мы с вами превратимся в мастеров и сделаем кораблики. Дети выполняют в технике оригами свои корабли. Каждый ребенок придумывает своему кораблю название.

Воспитатель: Сколько корабликов мы сделали для капитана Врунгеля. Он сам выберет, какой ему больше нравится. И приплывет к нам в гости. А мы сейчас с вами посмотрим мультфильм про смелого капитана.

Для этого нам необходимо; предметы, разложенные в коробочках на подгруппу детей:

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2F85a5ace9f98f01697c9a0a6cfc0937cd.jpg

На каждого ребенка формуляр для заполнения. Имя ребенок пишет сам печатными буквами:

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2F277c6d3a67598fd33fe1b95b56042909.jpg

Сначала воспитатель показывает что и как делать, дети наблюдают.

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2F9e8b215b4a16ccee57948b088db5886f.jpg

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2F088a8144b468b384c51b33be3c40cebc.jpg Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2F397e11be0c11f0385e8f75d258e6bffb.jpg Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2F8c32812eaffbc7c63cc2e4f09666052c.jpg

Потом подгруппа детей выполняет, другая наблюдает

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2F301684671845bff2d3108e63afec9576.jpg

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2F55b6045e94111088235478079fa41025.jpg

дети меняются местами, кто наблюдал выполняет задание,и наоборот.

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2F23316c395aec62faecc911d9eb551953.jpg

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2F3ea74b454715e8f937d509007b6ba7b6.jpg

После опытов ребята записывают результаты

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2F0210a9dd17b1144e2ac1110017926ad6.jpg

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2F064bb37d7fa8b4eabce7071eaf9637c6.jpg

Вот такие мы опытные экспериментаторы!

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по ФЦКМ «Тонет — плавает» с детьми второй младшей группы Участники. Дети второй младшей группы №7, воспитатель, гости. Образовательные области: познание, социализация, коммуникация, музыка, чтение.

Конспект НОД с элементами экспериментирования в младшей группе «В гостях у капельки» Возраст детей: третий год жизни Форма НОД: игра-эксперимент с водой Форма организации: подгруппа Задачи: – образовательные: расширять представления.

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему:
«Тонут – не тонут, плавают»

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpictures%2F2017%2F10%2F29%2Fpicture-965390-1509239852

Конспект занятия по элементарному экспериментированию.

Конспект занятия по элементарному экспериментированию на тему «Тонут – не тонут, плавают» в первой младшей группе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Цель: Познакомить детей, что предметы имеют свойства, которые проявляются при взаимодействии друг с другом. Доставить детям радость.

Образовательная область : Познавательное развитие (формирование целостности картины мира).

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Задачи:
Образовательные : Учить узнавать и отличать дерево, резину, пластмасс, камень.
Пополнить словарный запас: пластмасса, резина, дерево.
Продолжать учить детей отвечать полным предложением .
Развивающие: Развивать тактильное восприятие, мышление, внимание, речь.
Воспитательные: Воспитывать желание помочь.
Воспитывать аккуратность в игре – экспериментирования с водой.

Материалы и оборудование : резиновый мячик, деревянный кубик, пластмассовый кубик, камень, таз красный и синий с водой.

Словарная работа : активизировать активный словарь детей: резина, камень, пластмасс, плавает, тонет, тяжелый, легкий.

Предварительная работа : Знакомство с формой. Знакомство с сенсорными признаками (тяжелый, легкий). Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:
Организационный этап:

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Кукла Катя в гости к нам пришла. Давайте поздороваемся с Катей.

– Арина, скажи Кате «Здравствуй Катя» , и ты Давид скажи «Здравствуй Катя» .
Ребята смотрите, кукла Катя пришла грустная, расскажи Катя, что случилось?

Катя : Я играла с мячиком возле речки и мяч неожиданно упал в воду, я боюсь, что он утонет и прошу вас достать мяч.

Воспитатель : Ребята поможем кукле Кате?

Основной этап:
Ребята, а можно ли ходить одним на речку без взрослых? (нет) Мы лучше позвоним спасателям, и они достанут твой мячик.

А давайте возьмем мячики и осторожно пустим в воду. (Дети берут маленькие мячики и опускают в таз с водой).
-Плавает или тонет мяч? (плавает).

Читайте так же:  Режим дня ребенка дошкольника

– Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. (ответы детей)

Он легкий или тяжелый? Правильно, молодцы он легкий, он сделан из резины. Если он сделан из резины, значит он резиновый. Поэтому он не тонет, а плавает.
Дети: (Хоровое повторение) Резиновый.

Воспитатель : Ребята, а Катя спрашивает, если она бросит кубик в воду, он будет плавать или утонет? Давайте проверим?

Воспитатель опускаем аккуратно в воду пластмассовый кубик.

Дети : Он плавает!

Воспитатель : Он не тонет потому что он легкий? (ответы детей)
-Правильно, он легкий и внутри у него воздух. Он сделан из пластмассы. Значит он пластмассовый. Поэтому он не тонет, а плавает.
Дети: (Хоровое повторение) Пластмассовый.

Воспитатель детям дает рассмотреть и потрогать кубик.

Воспитатель : А теперь посмотрите, что я вам покажу (показывает камень). Что это? (камень)

Потрогайте, какой он? Он шершавый и тяжелый.

Дети сами знакомятся с качеством камня. Помочь детям сделать вывод (шершавый, холодный, тяжелый)

Дети : Шершавый, холодный, тяжелый.
-Как вы думаете, он утонет? (Воспитатель бросает в воду камень – он тонет).

Воспитатель : Что произошло с камнем? (предположение детей). Правильно, камушек тяжелый вот и утонул, и у него внутри нет воздуха, как у кубика.

Катя : Как интересно!

Воспитатель : Скажите, а это что? (показывает деревянный кубик)

Воспитатель дает его детям. Дети исследуют кубик – легкий или тяжелый, гладкий или шершавый.

– Ребята, кубик сделан из дерева. Если он сделан из дерева, значит он деревянный .

Воспитатель : Конечно! Как вы думаете, он утонет? Давайте проверим?

Дети : (ответы детей)

Воспитатель опускает в воду кубик. Он плавает.

Воспитатель : Дерево умеет держаться на воде, оно легче чем камень.

– Ребята давайте все предметы, которые тонут, положим, в красный тазик, а которые не тонут в синий тазик.

Дети разбирают и раскладывают предметы.

Заключительный этап.
Воспитатель : Ребята, с какими материалами мы сегодня познакомились? ( резина, пластмасса и дерево) Что легче? Что тяжелее? (ответы детей)

Катя : Мне у вас сегодня в гостях понравилось, можно я к вам еще в гости приду? (можно) .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный конспект включает две части “опыт и чтение”. Дети с удовольсвием проделывают опыты с водой. Конспект предназначен для детей первой младшей группы.

ОПЫТ «ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ».ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: познавательно – исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, безопасность.

Занятие по экспериментальной деятельности.

Занятие по экспериментальной деятельности.

«День защитника Отечества».

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Ху.

«Тонет — не тонет». Конспект занятия по познанию для старшей группы

Галина Игнатова
«Тонет — не тонет». Конспект занятия по познанию для старшей группы

– продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов (какие предметы тонут, а какие держатся на поверхности воды). Объяснить, как люди используют свойства предметов – не тонуть (держаться на поверхности воды) и тонуть (идти ко дну).

– развивать монологическую и диалогическую речь.

– вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

– побуждать высказываться на темы из личного опыта.

– активизировать прилагательные. Уточнить и закрепить правильные окончания слов.

Материалы: кусочки мыла, бумаги, ткани, бутылочные пробки, круглые свечки, кусочки дерева и коры, пластилина, деревянная и металлическая ложки, монеты, пластмассовые фигурки. Тазик с водой. Два надутых воздушных шарика. Иллюстрации с изображением детского надувного круга, нарукавников для плавания или реальные предметы. Фотографии якоря, людей, плавающих в мертвом море.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» (в обработке А. Н. Толстого).

На столе у воспитателя лежит много разных предметов, необходимых для проведения занятия. Ребята, вам наверно очень интересно узнать для чего я это все приготовила. Так вот, прежде чем мы начнем об этом говорить, послушайте стихотворение про двух лягушек. Это стихотворение для вас написала Н. Матвеева. Называется оно «Нерешительные»:

не лодка, не плот,

А старая бочка плывет!

Вскочили на бочку.

И снова попрыгали с бочки.

Не могут лягушки решить:

В воде или в сухости жить?

Ребята, а вы видели лягушек? А кто из вас знает, что еще может плыть по реке, куда еще могут запрыгнуть нерешительные лягушки. (Ответы детей).

Чтобы проверить ваши версии ответов, я предлагаю вам провести испытание предметов, которые лежат у меня на столе.

Сейчас я буду показывать вам предмет, а вы будете мне говорить из какого он материала, тонет ли он, или не тонет, и сразу же будем проверять, правы вы или нет.

Воспитатель проводит эксперимент с погружением разных предметов в воду:

По очереди опускает в тазик с водой кусочки дерева, бумаги, мыла, пластилина, свечки, пробки, пустую и полную пластмассовые бутылки, металлические монеты, камешки и т. д. После этого предлагает детям разделить эти предметы на две группы – те, которые тонут, и те, которые не тонут в воде.

Ребята, как вы думаете, почему одни предметы плавают, а другие тонут. (Ответы детей). Правильно! Предметы, которые не тонут, легче воды, те, которые тонут – тяжелее. Люди уже давно заметили, что есть предметы, которые в воде не тонут: ветка или ствол дерева, деревянная палка или доска не опускаются на дно, а плавают на поверхности и могут помочь людям удержаться на воде. Именно из дерева делали первые лодки и корабли. Такое свойство некоторых материалов «не тонуть» используется при изготовлении судов, плотов, корабликов. Но если ствол дерева или ветка очень долго находятся в воде, то они начинают подгнивать и тогда они заполняются водой, становятся очень тяжелыми и тонут. Это опасно для человека. Так, например, купаясь, можно наткнуться на такую ветку и пораниться.

Читайте так же:  Ребенок плачет во сне и не просыпается причины и что делать

А теперь скажите мне, могут ли пригодиться предметы, которые тонут в воде? (Ответы детей). Посмотрите вот на эту картинку. Что это такое? Правильно, это якорь. Для чего якорь нужен на корабле? (Ответы детей). Якорь, ребята, очень тяжелый. Кто знает, из чего он сделан? Да, его отлили из металла. А мы с вами узнали, что предметы из металла тонут в воде. Так как якорь очень большой и тяжелый, то, опустившись на дно, удерживает лодку или корабль на месте, не дает им уплыть.

Ребята, вчера мы с вами читали русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Почему лапоть предложил переплыть речку на пузыре? Что такое пузырь? (Ответы детей) Пузырь ребята, это шарик, который наполнен воздухом. Давайте посмотрим, что же будет, если мы опустим его в воду? (Шарик плавает) Воспитатель пытается силой его опустить, он все равно выскакивает из воды. А теперь давайте сдуем шарик и вновь опустим его в воду. Шарик тонет. Почему так происходит? Что не позволяет надутому шарику утонуть? (Воспитатель показывает одновременно два шарика – надутый и не надутый). Чем отличаются эти шарики? Правильно! В надутом шарике есть воздух, а в не надутом его нет. Воздух, ребята легче воды и именно воздух не дает надутому шарику утонуть.

А еще ребята, есть такое море, в котором даже человек может спокойно лежать на поверхности. Оно называется – Мертвое море. Вода в нем очень и соленая. В этом море нельзя утонуть потому, что вода в нем очень соленая, а значит, очень плотная.

Значит, мы можем сделать вывод о том, что не тонут те предметы, которые сделаны из материалов, которые легче воды. А тонут те, которые тяжелее воды.

Давайте еще раз рассмотрим предметы, которые у меня на столе. Становитесь в рассыпную. Я буду показывать, а вы будете называть из чего он, и тонет или нет. (Показ предметов) Если предмет тонет, то вы присаживаетесь, если нет, то остаетесь стоять. Все поняли. Тогда иначинаем.

Молодцы, ребята! Хорошо все запомнили. А теперь давайте поиграем в игру, которая так и называется «РАЗДУВАЙСЯ ПУЗЫРЬ»

Задача: научить ребенка выполнению двух ролей – приглашающего в круг, дать возможность проявить внимание к другим детям и почувствовать на себе их внимание. Игра требует большой согласованности и внимания к партнеру.

1)когда пузырь раздувается – двигаться назад, взявшись за руки.

2)На слово «ХЛОП» руки разнимаются, и все бегут к центру.

3)Давать руку любому, кто тебя приглашает.

Ход игры: педагог подходит к одному из детей – приглашает его поиграть. Например, спрашивает: «Как тебя зовут? «Иван»… – «Иван, пойдем играть!» – берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку. Иван спрашивает, как того звать. Называя его по имени, приглашает поиграть, взяв его за руку. Вместе дети идут дальше, и второй ребенок приглашает того, кто ему нравится. Когда все дети будут приглашены, они вместе со взрослыми берутся за руки, образуя круг. Педагог говорит: «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился. На что он похож? (ответы детей) Правильно! А еще он похож на пузырь!» «А теперь давайте сделаем маленький кружок». Все вместе становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь», делая шаг назад. При этом произносятся следующие слова:» Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» когда получится большой круг, педагог входит в него и говорит: «Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «ХЛОП» и сбегаются к центру. Давайте быстрее надувать пузырь, а то он утонет! Игра повторяется.

4)когда пузырь раздувается – двигаться назад, взявшись за руки.

5)На слово «ХЛОП» руки разнимаются, и все бегут к центру.

6)Давать руку любому, кто тебя приглашает.

«Солнышко лучистое». Конспект НОД по речевому развитию и познанию в старшей группе Цель: Расширять и обогащать представления детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. Закреплять представления.

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fsmall%2Fdetsad-82263-1462183683

Фотоотчет эксперимента «Тонет-не тонет» в средней группе Фотоотчет эксперимента «Тонет не тонет». Дети часто задают вопросы о том, тонет ли бумажный кораблик и почему? Вот мы и решил сделать бумажные.

Игра «Тонет-плавает» Игра для детей (1,5-2 года) «Тонет-плавает» Ребёнок познакомится со свойствами предметов, понимать значение прилагательных «сухой», «мокрый»,.

Конспект конкурсного занятия в старшей группе по познанию на тему «Приглашение Деда Мороза» Тема: «Приглашение Деда Мороза» Программное содержание. Расширять представления детей об окружающем мире. Систематизировать знания детей.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию в старшей группе «Труд пчеловодов Башкортостана» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию в старшей группе Тема:«Труд пчеловодов Башкортостана» Провела: Хазиева.

Конспект НОД в старшей группе по познанию «Путешествие в страну Светофорию» Конспект НОД по ознакомлению С ПДД в старшей группе на тему: «Путешествие в страну Светофорию» Цель: прививать навыки безопасного поведения.

Конспект по познанию в старшей группе «Вода и её свойства» Конспект учебно – познавательного НОД в старшей группе Тема «Вода и её свойства» Вид НОДа: учебно – познавательное. Тип НОДа: комбинированный.

НОД по ФЭМП во второй младшей группе. Тема: «Что плавает, а что тонет». Цели: Путем экспериментирования дать элементарные представления об одном из признаков предметов. Закрепить свойства воды. Развивать речь,.

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.maam.ru%2Fupload%2Fblogs%2Fsmall%2Fdetsad-170576-1477812337

Опыт «Тонет — не тонет» для детей младшего возраста Материалы:баночка с водой,ложка,соль,яйцо. Задачи:развитие познавательных способностей детей,используя опытно-экспериментальная деятельность.

Экспериментирование во второй младшей группе «Тонет-не тонет» Задачи: – формировать элементарную исследовательскую деятельность и экспериментирование; – развивать интерес к окружающему миру; – развивать.

«Тонет – не тонет»

Постелите клеенку, посередине поставьте таз с водой. Вокруг разложите различные мелкие тонущие и нетонущие предметы. Пусть ребенок начнет бросать в воду различные вещи (кусочки ткани, картона, монеты и др.) и посмотрит, как они будут вести себя в воде. Все его действия комментируйте. После этого пусть ребенок достанет предметы из воды. Вы снова прокомментируйте его действия (картон намок и рвется, а монеты такие же твердые и т. д.).

Читайте так же:  «играем с детьми» – кладезь творческих игр для малышей!

7.2. ВАШ КОРАБЛЬ ТОНЕТ Рекомендации:1. Не паникуйте, постарайтесь четко и быстро выполнять все указания капитана, наденьте на себя и своих близких спасательные жилеты, сняв стесняющую одежду и обувь. Возьмите с собой документы, завернув их в полиэтиленовый пакет и положив

Почему утопленник сначала тонет, а потом всплывает? (Спрашивает Ральф Парслоу, Мэйтленд, Новый Южный Уэльс, Австралия)У тонущего человека вода попадает в легкие, и это снижает плавучесть тела. Затем начинается процесс разложения, при котором выделяются газы, и тело может

Почему утка не тонет? Мы привыкли называть утками только определенных водоплавающих птиц, хотя на земном шаре существует более 160 различных видов утиной породы. К ней, например, относятся и гуси, и лебеди, и крохали, или утки-рыболовы, и многие-многие другие. Все они

Дидактическая игра разработана для детей от+4 , но подойдет и для детей начальной школы.

Формировать представления о воде и о физических свойствах предметов, изготовленных из разного материала(камень, пластмасса, стекло, металл, дерево)» предметы тонут или не тонут; легкие или тяжелые; развивать творческое мышление через познавательно- исследовательскую деятельность и познания окружающего мира, формировать умение устанавливать причинно-следственных связей между свойствами материала и способами его использования (тяжелые предметы из металла, стекла, камня тонут, а легкие предметы из дерева и пластмассы не тонут); закреплять умения ориентироваться в пространстве (на бумаге ); совершенствовать коммуникативные навыки через общение с детьми и взрослым: формировать умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра “Что тонет, а что не тонет?”»

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Farhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F08%2F13%2Fs_598fe9554334b%2Fimg0

* «Предмет легкий или тяжелый?»

* « Из чего сделан предмет? «

ОО «Познавательное развитие»

Тришина Юлия Юрьевна

Формировать представления о воде и о физических свойствах предметов, изготовленных из разного материала(камень, пластмасса, стекло, металл, дерево)» предметы тонут или не тонут; легкие или тяжелые; развивать творческое мышление через познавательно- исследовательскую деятельность и познания окружающего мира, формировать умение устанавливать причинно-следственных связей между свойствами материала и способами его использования (тяжелые предметы из металла, стекла, камня тонут, а легкие предметы из дерева и пластмассы не тонут); закреплять умения ориентироваться в пространстве (на бумаге ); совершенствовать коммуникативные навыки через общение с детьми и взрослым: формировать умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Материал : карточки с изображением предметов из камня, дерева, стекла, металла и пластмассы и пр., поле «Из чего сделаны предметы», «Тяжелые- легкие», «Тонет- не тонет»

Вариант №1 (игра проводится с 1 ребенком)

Взрослый(педагог или родитель) раскладывает перед ребенком карточки и предлагает рассмотреть картинки с изображением разных предметов, а затем разложить:

  • на поле «Из чего сделан предмет?»
  • на поле «Легкий или тяжелый»
  • На поле « Тонет этот предмет или нет?»

В данном случае игру можно проводить, применяя интерактивную педагогическую технологию “По цепочке” (дети по очереди раскладывают карточки )

Все игры проводятся по принципу игры-лото, тогда нужно подготовить любую их этих игр на каждого игрока. Карточки перемешиваются и раздаются детям, ведущий (ребенок или воспитатель) называет каждое действие по порядку или показывает карточку с изображением, дети- игроки закрывают на карточке –поле окно, соответствующее названной последовательности или показанной карточке. Выигрывает и получает фишку- поощрение тот, кто первым закроет все поле и правильно назовет последовательность, изображенную в игре.

Игру можно проводить с детьми используя интерактивную педагогическую технология “В парах”(дети раскладывают карточки работая в паре) В этом случае побеждает и получает капельку, пара которая первой справиться с заданием

Вариант №4 (на усложнение)

В игре добавить карточки картинки с изображением предметов из ткани, бумаги и пр., попросить ребенка подумать и разложить их в нужное место

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Farhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F08%2F13%2Fs_598fe9554334b%2Fimg2

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Farhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F08%2F13%2Fs_598fe9554334b%2Fimg3

Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Farhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F08%2F13%2Fs_598fe9554334b%2Fimg4 Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Farhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F08%2F13%2Fs_598fe9554334b%2Fimg5 Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Farhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F08%2F13%2Fs_598fe9554334b%2Fimg6 Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Farhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F08%2F13%2Fs_598fe9554334b%2Fimg7 Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Farhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F08%2F13%2Fs_598fe9554334b%2Fimg8 Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Farhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F08%2F13%2Fs_598fe9554334b%2Fimg9 Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Farhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F08%2F13%2Fs_598fe9554334b%2Fimg10

Ира-эксперимент с водой

«Тонет – не тонет»

Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.

– образовательные: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы)

– развивающие: развивать словарь и диалогическую речь: отвечать на вопросы, не повторять реплики детей; развивать тактильно – кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук; развивать интерес к экспериментированию; закрепить понятие о свойствах предметов; развивать логическое мышление

– воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность (повторить правила игр с водой, поддерживать позитивное настроение

Оборудование: игровое поле, фишки, емкость (таз) с водой, набор предметов: пробка, металлическая ложка, скрепка, камень, веточка, крылатки (семена клена), перо, ракушка, деревянный кубик, стеклянный шарик, пластмассовый игрушки для песочницы, гвоздь, резиновый мячик, фарфоровое блюдце, кора дерева. Изображение - Тонет – не тонет proxy?url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0071%2F0007a190-9eb1ec25%2Fhello_html_749968d4

Описание игры: Игра представляет собой игровое поле, разделенное на три колонки. В первой колонке изображены предметы. Вторая колонка для отмечания предметов, которые не тонут. Третья колонка для предметов, которые тонут. Дети, играя с водой, экспериментальным путем определяют, которые из предметов тонут, а которые нет. Результаты эксперимента дети фиксирует на игровом поле: если предмет не тонет – фишка кладется на против изображения предмета во второй колонке, а если тонет – то в третьей колонке.

Этот увлекательнейший материал изначально назывался «33 мокрых эксперимента». Поверьте, каждый из них заслуживает самого внимательного прочтения и незамедлительного выполнения, но, к сожалению, разместить столь внушительный объем научного материала в одном номере журнала просто невозможно. Поэтому основы физики нам предстоит изучать по частям (точнее говоря, по номерам) — неторопливо и вдумчиво, как, собственно, и подобает серьезным исследователям.

Читайте так же:  Рефлексы новорожденного

Физика начинается с внимательности и любопытства к простым, привычным для нас предметам и состояниям. Что может быть проще воды? Именно этих прозрачных капелек, облаков и снежинок, окружающих нас в ежедневном потоке бытия. Мы, взрослые, привыкли к ним еще до того, как уяснили механизм трех состояний, а наши маленькие почемучки продолжают третировать нас вопросами.
Давайте не будем губить первые ростки интереса к окружающему миру и попробуем поиграть с ребенком в настоящих ученых. Кто знает, может, через пару десятков лет именно ваш курносый любознательный шалун получит Нобелевскую премию?

Подойдем к делу серьезно. Настоящему ученому требуется журнал наблюдений, в который он записывает порядок проведения опыта и его результаты.

Журнал поможет вам ориентироваться в пройденном материале, а ребенку — упорядочить полученные знания. В качестве журнала наблюдений вполне подойдет чистая тетрадь или блокнот. На обложке напишите тему «Исследование воды» и обязательно впишите имя ребенка, его возраст и дату начала дневника. Это поможет ему прочувствовать серьезность момента и настроиться на научный лад.

Любой из представленных ниже экспериментов можно провести, используя подручные бытовые предметы. Запаситесь чашками, мисками, пластиковыми бутылками различных объемов, стаканчиками из-под йогурта, трубочками. Дополнительно могут понадобиться воронка, ножницы, клейкая лента «скотч» или лейкопластырь, а также часы с секундной стрелкой и измерительная линейка.

Эксперимент №1: «Тонет — не тонет»

Предложите ребенку проверить, какие из окружающих вас предметов тонут в воде, а какие остаются на ее поверхности. Для эксперимента подойдут столовые ложки, пробки, зубочистки, бусины, кусочки пластилина, любимые детальки от «Лего» и прочая бытовая мелочь. По одному опускайте эти предметы в таз с водой и наблюдайте за происходящим. Результаты лучше сразу занести в таблицу.

Предмет Материал Тонет Плавает
Ложка Металл + –
Пробка Пробка – +
Зубочистка Дерево – +
Бусина Стекло – –

Понаблюдайте за теми предметами, которые остались плавать на поверхности воды. Они плавают одинаково? Какая их часть находится под водой, а какая над водой: большая или меньшая? Не забудьте записать свои наблюдения и заодно ненавязчиво расскажите малышу о том, что все-все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек — молекул. И те вещества, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу — дружат и крепко держатся за ручки, — обладают большей плотностью.

Не бойтесь произносить незнакомые термины: молекулы, плотность, вещество. Нежные детские уши быстро к ним привыкают и вскоре воспринимают, как давно знакомых друзей. Лучше сразу вводить правильную терминологию, чем потом переучиваться, не правда ли?

Поздравляю! Вы только что провели научный эксперимент и зафиксировали его результат в своем журнале наблюдений.

Эксперимент №2: «Тонет? Или не тонет?»

Как мы выяснили из первого опыта, часть предметов тонет, а часть остается плавать на поверхности. Попробуем усложнить задачу: соединим тонущий и не тонущий предметы, опустим их в воду и посмотрим, что из этого получится.

Для проведения эксперимента нам понадобятся: прозрачная банка с чистой водой, пластилин, деревянные зубочистки, часы и линейка.

Опустим в банку зубочистку и убедимся в том, что она плавает на поверхности. Затем оторвем кусочек пластилина, погрузим его в воду и пронаблюдаем за тем, как он опустится на дно.

А теперь возьмем кусочек пластилина, закрепим его на зубочистке и поставим в банку вертикально. Наблюдаем за происходящим: зубочистка начинает тонуть, так как ее утягивает на дно пластилин, потом разворачивается горизонтально, а затем снова встает вертикально, как поплавок.

Если вы проведете этот опыт с различными по величине кусочками пластилина, то сможете заметить, что чем больше кусок пластилина, тем быстрее конструкция тонет и хуже всплывает, а то и не всплывает вовсе. Если кусочек пластилина относительно мал, то зубочистка стремится развернуться из состояния поплавка в горизонтальное положение. При этом время измеряется секундной стрелкой часов, а размер пластилинового шарика — очень приблизительно — линейкой.

Таким образом, вторая таблица будет выглядеть, например, так:

Размер пластилинового шарика, см Время, сек Тонет Всплывает Плавает
0,5 6 – – +
1,0 4 – + –
1,5 2 + – –

В заключение этого опыта можно рассказать ребенку, что вы экспериментировали с предметом, состоящим из различных по плотности веществ. Молекулы воды «чувствуют» их общую плотность.

Эксперимент № 3: «Не тонет, как ни старайся»

Очень мокрый и веселый, но тем не менее познавательный. Держите свой журнал наблюдений подальше от лаборатории, а саму лабораторию переносите прямо в ванну.

Вам понадобятся тазик и воздушный шарик: в тазик наберите воды, а шарик надуйте. А теперь постарайтесь утопить воздушный шарик в тазике с водой. Постарайтесь еще раз, а потом еще раз и еще раз, и так до тех пор, пока не надоест, или не лопнет шарик, или кончится вода в тазике, или не прибегут возмущенные соседи снизу. Спросите ребенка, почему не удалось утопить шарик. Если в его ответе прозвучит хотя бы намек на понятие плотности — вас можно поздравить с прекрасным результатом. А если нет — не отчаивайтесь, а произнесите его сами, вам-то оно знакомо, не так ли? В заключение этого опыта обратите внимание ребенка на то, что на шарик снизу, из тазика, действовала сила Архимеда, которая выталкивала шарик на поверхность. Именно эта сила «чувствует» плотность вещества, погруженного в воду.

Запишите результаты эксперимента в журнал. Ведь вы занимались серьезными научными изысканиями и подтвердили один из основополагающих физических законов.

Эксперимент № 4: «Почему он не тонет, или все зависит от формы?»

В первых трех несложных экспериментах вы уже позволили своему малышу убедиться в том, что предметы из различных материалов ведут себя в воде по-разному. Так, например, металлическая ложка пошла ко дну, а деревянная осталась плавать на поверхности, как кораблик.

Читайте так же:  Какие приспособления рекомендуют использовать стоматологи для ухода за ротовой полостью

У воды есть еще один секрет: на ее поверхности может плавать и «тонущий» материал, главное — придать ему нужную форму. Убедиться в этом нам поможет следующий нехитрый опыт, для чего понадобятся: большая банка, пластилин и фломастер, который оставляет следы на стекле.

Наберите воду в банку и отметьте ее уровень, затем опустите в нее кусок пластилина. Чем больше будет кусок, тем нагляднее получится опыт. Естественно, что пластилин затонет, а вода в банке поднимется. Обратите внимание ребенка на то, что вода поднялась из-за вытеснившего ее пластилина, т.е. на воду подействовала та же самая сила Архимеда, которая не дала утопить надутый шарик.

Отметьте новый уровень воды и вытаскивайте пластилин. Предложите ребенку слепить из этого кусочка плошку и опустите ее в воду донышком вниз. Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности! Ай да Архимед!

В заключение опыта поиграйте с обычной чайной чашкой или с пластинкой фольги: чашка тонет, если опускать ее в воду бочком, и плавает, если донышко направлено вниз. Фольга тонет, если сжать ее в комочек и бросить в воду. Но если этому же комку придать форму плошки, как пластилину, она остается на поверхности. То же самое происходит с большими кораблями, которые не тонут, а продолжают бороздить океаны, несмотря на тяжелые грузы.

Не забудьте зафиксировать результаты ваших наблюдений в журнале.

Эксперимент № 5: «Подводная лодка»

Вам понадобятся: пустая металлическая банка из-под любого напитка, резиновая трубочка и большая емкость для воды с прозрачными стенками. Идеально подходит не используемый по назначению аквариум. За отсутствием оного можно обойтись тазом, но с прозрачными стенками сосуда опыт выглядит эффектнее.

Опустите пустую банку со вставленной в отверстие трубочкой в таз с водой. Дождитесь, пока банка наберет в себя воду и затонет. А теперь начинайте дуть в трубку — банка всплывает. Что мы делаем? Правильно! Изменяем общую плотность так же, как и настоящие субмарины.

Эксперимент № 6: «Плотность воды»

Вам понадобятся: стакан с чистой водой (неполный), сырое яйцо и соль.

Поместите в стакан яйцо, если яйцо свежее — оно опустится на дно. Затем начинайте аккуратно досыпать в стакан соль и понаблюдайте, как яйцо начнет всплывать. Расскажите ребенку, что в яйце есть воздушный пакет, и при изменении плотности жидкости яйцо всплывает к поверхности на манер подводной лодки.

Можно немного прогуляться по карте мира и рассказать малышу про Мертвое море, которое «очень-преочень» соленое, настолько, что люди в нем не тонут, а лежат на воде, как на диване.

Можно также рассказать о том, как раньше, до изобретения холодильников, наши предки проверяли, свежее яйцо или нет: свежие яйца тонут в чистой воде, а испортившиеся — всплывают, так как внутри них образуется газ.

Эксперимент № 7: «Водоплавающий лимон»

Очень простой и наглядный опыт.

Наберите в емкость воду и опустите в нее лимон. Лимон плавает? Плавает. А теперь очистите его от кожуры и вновь опустите в воду. Утонул? Утонул.

Объясните вашему малышу, что лимон утонул из-за того, что увеличилась его плотность. Кожура у лимона менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают лимону оставаться на поверхности воды.

Наверняка вы тоже задавали себе в детстве вопрос: почему плавает лед? Расскажите ребенку о том, что во время замораживания воды в ней также замораживаются частички воздуха. Именно это позволяет замороженной воде плавать на поверхности жидкой. Опустите ледяной кубик в воду, понаблюдайте за ним. Следующий опыт позволит вам наглядно показать ребенку, как «работает» айсберг и почему он таит в себе опасность для кораблей, находящихся рядом с ним.

Эксперимент № 8: «Айсберг»

Наполните водой воздушный шарик и положите его в морозилку. Часов через десять вода в шарике полностью замерзнет и вы сможете срезать шарик ножницами. Ледяную глыбу положите в ведро с водой. Понаблюдайте за ее конфигурацией: небольшая часть льда будет находиться над поверхностью, а все остальное — под водой. Это мини-айсберг. Замерьте линейкой выступающую часть. Наблюдайте за вашей ледяной глыбой, через одинаковые промежутки времени замеряйте подводную и надводную части айсберга, дождитесь его переворота. При желании можно составить табличку, или график, или нарисовать рисунок.

Оглянитесь вокруг: как часто мы не замечаем удивительных явлений, которые происходят в нашей повседневной жизни. Используя жидкость для мытья посуды, не думаем о химическом процессе, происходящем на поверхности тарелки. Раскрывая нейлоновый зонтик, не обращаем внимания на материал, из которого он сшит. А ведь мы широко используем это явление смачивания/не смачивания в быту. Вы, конечно, знаете, что одни поверхности впитывают влагу, а другие — ее отталкивают. Поговорите с малышом об этом. Расскажите ему, зачем вы надеваете резиновые сапожки, шагая дождливым утром в детский сад, и откуда взялось выражение «как с гуся вода». С явлением смачивания тесно связаны понятия поверхностного натяжения жидкости и капиллярных явлений, которые можно продемонстрировать ребенку, проведя серию нехитрых и познавательных опытов. Вы готовы?

Изображение - Тонет – не тонет 4966269
Автор статьи: Ольга Репина

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here