Воспитываем трудолюбие

Сегодня предлагаем статью на тему: "Воспитываем трудолюбие". Мы постарались все понятно и подробно описать. Если будут вопросы специалисту, задавайте в конце статьи.

  • Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.konspekty.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F06%2Fheaderimage1.jpg.pagespeed.ce.j9LziPERYn

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.konspekty.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F11%2Fin5n54ms.jpg.pagespeed.ce.VpH41WN9aD

    Трудолюбие тоже нужно воспитывать

    К основным чертам человеческого характера можно смело добавить трудолюбие. Оно может обозначить насколько мужчина или женщина устремляются, проявляют желание и склонны к труду. Это качество положительное во всех отношениях и является необходимым для достижения успеха, рационального распределения времени между работой и отдыхом. Благодаря ему трудовая деятельность становится продуктивной и эффективной.

    Как воспитать в себе трудолюбие, которое присуще не каждому? Ведь только обладающие им люди испытывают настоящее удовольствие от процесса и конечного результата труда.

    Что нужно сделать для воспитания трудолюбия?

    Главным условием в воспитании трудолюбия является желание. Оно должно быть сильным, ведь без этого не достичь успеха. Нужно заняться воспитанием силы воли и стойкости характера, а это потребует приложить больших усилий и проявить необычайное терпение.

    Существует много способов, как воспитать в себе трудолюбие. Даже когда полностью отсутствует желание делать какую-либо работу, нужно не откладывая за нее браться. Таким образом удастся перебороть нежелание трудиться. Данным действием можно самому себе доказать, что обстоятельства не управляют человеком, и он сильнее их. Это существенно повышает самооценку, самоуважение и заставляет оставаться крайне довольным самим собой.

    Нужно быть готовым к тому, что на первых порах придется очень тяжело. Захочется бросить все и заняться чем-то более приятным или просто поддаться приступу лени. Не нужно отчаиваться и опускать руки, а наоборот, следует четко идти к поставленной цели. В некоторых, особенно тяжелых ситуациях, неплохо заручиться поддержкой друзей и близких. Плюс ко всему, нужно осознать для чего это нужно, и кому в первую очередь принесет пользу. Только таким образом можно заниматься своим развитием и усовершенствованием. Ничего не делают и находят в этом свое очарование только полные бездельники, привыкшие жить за чужой счет. Но и для них когда-нибудь наступает период, во время которого они вынуждены проявить беспокойство о своем благополучии.

    Всем знакома фраза, которую можно услышать особенно часто, если не хочется ничего делать: труд превратил обезьяну в человека. И когда, развиваясь в данном направлении, не все получается с первого раза, ничего страшного. Не стоит останавливаться на достигнутом, ведь от поступков, действий, поведения зависит трудолюбие. Его характеризует так же то, с каким качеством и усердием выполняется работа человеком.

    Из каких составляющих состоит трудолюбие?

    Во время приема на работу нового сотрудника, обязательно проводится собеседование. Его цель состоит в выявлении качеств, которое должны присутствовать в будущем сотруднике. Человек должен быть справедливым, настойчивым, усердным, ответственным, что ценится не только в обществе, но и дома.

    Какую бы сферу деятельности человека не взять к рассмотрению, везде присутствует пример трудолюбия. Для людей, им отличающимся, не свойственно тратить много времени ради отдыха или удовольствий, они его используют для занятия нужным делом.

    При возникновении неблагоприятных условий для любого вида деятельности, трудолюбие человека проявляется более четко. Ведь не каждый способен заняться делами тогда, когда отсутствует всякое желание к действиям. К примеру, когда у работника предприятия появляется личное время, то отличающийся трудолюбием сотрудник, склонен к завершению работы, что принесет пользу фирме. Плюс ко всему, чтобы успеть сделать в течение дня больший объем работы, люди стремятся правильно распределить время, даже встают очень рано.

    Перед тем, как воспитать в себе трудолюбие, следует знать об одном очень важном моменте. Заниматься работой нужно умеренно, стараясь не переусердствовать, ведь полное посвящение себя труду склонно привести к проблемам и наступлению неистощимого трудолюбия. Такое явление может закончиться истощением организма, влекущим за собой депрессии, состояние апатии, нервные срывы. Следует отметить, что далеко не каждый человек, у которого возникли такие проблемы, склонен выявить их настоящую причину.

    Скачать данный материал:

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.konspekty.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F01%2F1-epub.png.pagespeed.ce.oq_phBeY5x

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.konspekty.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F01%2F1-pdf.png.pagespeed.ce._-tayRjvhUИзображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.konspekty.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F01%2F1-doc.png.pagespeed.ce.bNLai-Nd60

    Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.konspekty.net%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Fstars_crystal%2Frating_off.gif.pagespeed.ce.kjQIn9YO2Z

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.konspekty.net%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Fstars_crystal%2Frating_off.gif.pagespeed.ce.kjQIn9YO2ZИзображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.konspekty.net%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Fstars_crystal%2Frating_off.gif.pagespeed.ce.kjQIn9YO2ZИзображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.konspekty.net%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Fstars_crystal%2Frating_off.gif.pagespeed.ce.kjQIn9YO2Z Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.konspekty.net%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Fstars_crystal%2Frating_off.gif.pagespeed.ce.kjQIn9YO2Z(Пока оценок нету)
    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.konspekty.net%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Floading.gif.pagespeed.ce.iuGvzUSio-Loading.

    Трудолюбие является важнейшим качеством личности. Любовь к труду, с раннего возраста привитая ребенку, поможет ему в дальнейшем быстрее и легче справляться с жизненными проблемами. Основой для развития трудолюбия, конечно, служит семья. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок чувствует стремление подражать им, выполнять те же действия. И здесь главная задача – не погасить это стремление, а поддержать и укрепить его. Самая благоприятная пора для формирования у ребенка положительной мотивации на труд – дошкольный и младший школьный возраст.

    Формированию нужных и правильных привычек способствует практика. Трудовое воспитание ребенка можно начинать с самого раннего возраста. Установка некоторых родителей на то, что «он же маленький еще, пусть пока порезвится, поработать всегда успеет», неверна. Не следует бояться, что, приучая ребенка к труду, вы совершаете насилие над ним. Дошкольники очень активный народ, неугомонный, любознательный, живой. И природе здорового ребенка посильный труд никак не противоречит – наоборот, соответствует естественной потребности малыша в движении и действии, просто энергию дошкольника следует аккуратно направить в нужное русло. Несложная работа, тем не менее, учит ребенка преодолевать определенные трудности, быть выносливым, настойчивым, завершать начатое дело. Но помните, что стабильной ответственности от ребенка вы не можете ожидать, даже когда ему исполнится 15 лет. Вспомните хотя бы, насколько безответственными бывают многие взрослые люди. Запаситесь терпением, мягко напоминайте малышу о его делах, при этом говорите так, словно обращаетесь к взрослому человеку. Не ворчите и не раздражайтесь – это убьет в малыше всякое желание помогать вам.

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=http%3A%2F%2Fpaidagogos.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F03%2Fpomogp

    Постепенно начинайте давать малышу несложные задачи. К двухлетнему возрасту дети пробуют одеваться. Возможно, лишь год спустя ребенок освоит эту науку, а еще через год сможет наконец-то справиться с пуговицами и шнурками на обуви. Пяти-шестилетние дети уже вполне могут помогать вам убирать в квартире, работать на огороде, готовить ужин (вы, например, можете поручить ребенку очистку вареных овощей). Очень важно мотивировать все действия. Также помните о необходимости со своей стороны помогать ребенку. Полное отсутствие помощи отобьет у ребенка охоту делать новые попытки. К примеру, снимите с малыша носок наполовину, так ему будет проще снять его полностью, и т.д.

    Порой взрослые замечают, что им постоянно приходится поторапливать ребенка – чтобы он встал с постели, умылся, оделся, позавтракал, а он все копается и копается. Но ребенок не рождается «копушей». Таким его делают замечания взрослых, направленные на то, чтобы он действовал быстрее – скорее доедал суп или шел спать. Для взрослых это постепенно становится привычкой, а дети, со своей стороны, превращаются в маленьких упрямцев. Целыми днями вы ругаете и «пилите» ребенка, и все равно с трудом вам удается заставить его что-то сделать. Это замкнутый круг, и выход здесь только один – терпение и доверие.

    Читайте так же:  Стать снова счастливой!

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=http%3A%2F%2Fpaidagogos.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F03%2F3

    Учитывайте физические возможности малыша, не перегружайте его. К сожалению, такая тенденция тоже не редкость, особенно в семьях, где воспитываются 2-3 ребенка. Часто старшим, шести-семилетним детям, поручают нянчить младших братьев или сестер, им приходится носить их на руках. Но позвоночник ребенка еще недостаточно сформирован, в мышцах нет необходимой выносливости, физическая перегрузка может в результате привести к искривлению позвоночника и общему истощению. Будьте осторожны.

    Некоторые ваши требования ребенку может быть трудно исполнить. Но главное, чтобы малыш получал удовольствие от своего труда, а также радость от результатов выполненной работы. Согласно психологическим и педагогическим исследованиям, дети совершают многие поступки в соответствии со своими эмоциями и сиюминутными желаниями. Основной способ побудить малыша к тому или иному действию – вызывать положительный эмоциональный отклик, сделать труд привлекательным занятием для ребенка.

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=http%3A%2F%2Fpaidagogos.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F03%2Fkinder-salat

    В дошкольном возрасте ребенок трудится, подражая взрослым. Попробуйте превратить труд в разновидность игры. Например, чтобы убрать игрушки, можно сделать гараж из конструктора или кубиков, а куклу уложить спать, и вот уже уборка игрушек превратилась в увлекательную игру. Вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет в нее вовлечен. В детской комнате или детском уголке можно соорудить настоящий игрушечный город! Пусть больше инициативы остается за ребенком, ему будет приятно почувствовать себя «хозяином» положения, что удовлетворит самолюбие малыша.

    Помните о необходимости воспитания в ребенке так называемой трудовой установки. Малыш должен знать о том, что та или иная работа имеет определенную цель и приносит определенную пользу. Все это ребенку должен растолковать взрослый. Например, малыш будет рад постирать кукольную одежду в маленьком тазике с мылом и теплой водой. Наша задача – добиться, чтобы вещички были выстираны хорошо и стали чистыми. Если с первого раза не все получилось – приободрите, с должным вниманием и уважением отнеситесь к стараниям ребенка. Малыш только в том случае получает удовлетворение и радость, когда выполнение работы требует от него приложения усилий. «Игрушечный» труд в этом деле – самый плохой помощник. И не думайте, что малыш не способен отличить бесполезную работу от целесообразной. Предложите ребенку помыть чистую чашку, когда рядом стоит испачканная. Малыш непременно или откажется от этой работы, или попросит дать ему грязную чашку.

    Самой большой ошибкой родителей является нерегулярное приобщение ребенка к труду, от случая к случаю. Но дошкольник 5-7 лет должен иметь вполне определенные и постоянные обязанности по дому. Например, вы можете поручить ему — кормить питомца, поливать цветы, мыть свою посуду после еды, застилать постель. Такие обязанности воспитывают в ребенке добросовестность, ответственность, дисциплинированность, а также учат выполнять работу не только приятную, но и необходимую. В современной жизни это немаловажно.

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=http%3A%2F%2Fpaidagogos.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F03%2F9_5

    Оправданием для отсутствия трудового воспитания в семье не может служить отсутствие у родителей свободного времени. Конечно, ждать, пока ребенок сам оденется или помоет посуду, долго. Нам проще и быстрее все сделать самим. Да и результаты получим более качественные. Все это так, но, поступая таким образом, мы упускаем бесценное время – тот золотой период детства, когда малыш стремится все делать самостоятельно, подражая взрослым, когда ему так интересно самому надеть колготки или футболку, и он с завидным упрямством и усердием пытается справиться с этой задачей. Если вы опаздываете в детский сад или на работу, просто уложите малыша спать пораньше, соответственно, пораньше разбудите. Если же вы пойдете по пути наименьшего сопротивления, к 3-4 годам эти прекрасные порывы к труду в ребенке угаснут, он привыкнет, что взрослые все делают за него. А если вы попросите малыша одеться самостоятельно, то еще и возмутится, закапризничает. К 7-9 летнему возрасту он уже будет вполне умело и целенаправленно отлынивать от любых обязанностей.

    Значимость повседневных действий взрослых маленькие дети пока не осознают. Также они еще не способны понимать, что родители, которые работают, а также занимаются домашними делами – готовкой, уборкой, стиркой и т.д. – могут утомляться, уставать. Для малыша все происходящее вокруг него воспринимается как само собой разумеющееся, и необходимость помогать родителям ребенок сам оценить не может. Ваша задача – объяснить ребенку, что будет очень хорошо, если он поможет выполнить некоторые дела по дому, что вы в этом нуждаетесь, что его помощь даст возможность быстрее закончить работу и больше времени уделить интересным занятиям, совместным играм и т.п. Чем раньше ребенок начнет осваивать науку трудолюбия, тем легче она будет даваться ему, и с чувством лени он никогда не познакомится. Упущение этого момента в раннем возрасте потребует в дальнейшем длительной и серьезной работы над исправлением ошибки, которая, кстати, в большинстве случаев остается безрезультатной. Ведь корни бездействия и праздного образа жизни уходят в осознание ребенком того, что все дела могут быть сделаны кем-то другим. В дальнейшем такой подход развивает неприспособленность к жизни вообще, формирует безответственную и беспомощную личность.

    Для детей лучшим средством от лени является игра и поощрение. Помните, для ребенка важно не что он делает, а как он делает. Используя игру, вы можете давать малышу практически любые задания. Всего лишь, обращаясь к нему, начните фразу с двух волшебных слов: «Давай поиграем!» В раннем возрасте дети также интересуются различными соревновательными моментами – кто аккуратнее сложит одежду, лучше вымоет посуду и т.п. Победителю положен приз! Подберите способ, наиболее удачно воссоединяющий ваши интересы с желаниями ребенка. Труд ребенку должен даваться легко, должен приносить радость, а не тяготить. Хорошим подспорьем станут книги и мультфильмы про трудолюбивых и ленивых детей (например, «Вовка в тридевятом царстве»). Поверьте, на ленивого персонажа ребенок быть похожим не захочет!

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=http%3A%2F%2Fpaidagogos.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F03%2F94809480

    Застенчивые дети часто не уверены в себе, и поэтому даже малейшее поражение воспринимается ими как огромный позор. Такие дети болезненно реагируют на замечания взрослых, им постоянно кажется, что они все делают плохо. Самолюбие у такого ребенка также может быть легко уязвимо, и потому он скорее предпочтет прослыть лентяем, чем в очередной раз становиться объектом для насмешек сверстников или упреков взрослых. Часто бывает, что дети выполняют дела по дому с большой охотой, а в школе не делают успехов, причиной может быть тот факт, что учительница при всех на уроке однажды выразила неудовольствие их знаниями.

    Читайте так же:  Детский ревматизм

    Порой дети с таким складом характера медлительны от природы, и эту медлительность не стоит путать с леностью. Низкая активность также может быть обусловлена чувством опасности. Опять же, лучше я прослыву лентяем, чем трусом. Важно помнить, что дети-невротики склонны к нервной истощаемости. Если такой ребенок долго гулял на улице или смотрел телевизор, то в этот же день он может отказаться не только от выполнения каких-то дел по дому, но даже от чистки зубов перед сном. Будьте снисходительны и терпеливы. Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка.

    Сущность, цели, задачи трудового воспитания. Воспитание трудолюбия у младших школьников

    Трудовое воспитание это целенаправленное формирование социально ценностного отношения к труду.

    Ценностное отношение к труду материализует всю сумму вышеназванных отношений: к человеку, к жизни, к обществу, к Родине, к самому себе. Прямым и окончательным способом наши отношения мы проявляем в активной деятельности. Характер труда, качество труда, мотив труда – все это проекция отношений человека к людям, обществу, жизни и своему “Я”.

    Цель трудового воспитания – сформировать добросовестное, творческое, ответственное отношение к труду, отношение к труду как ценности.

    Реализация этой цели происходит через психологическую и практическую подготовку школьников к труду.

    Психологическая подготовкак труду включает в себя: формирование твердых убеждений в необходимости трудиться; развитие стремления и потребности трудиться; формирование ценных мотивов трудовой деятельности; воспитание уважения к людям труда, к труду других людей, к результатам их труда.

    Практическая подготовкак труду включает в себя: формирование трудовых умений и навыков; воспитание привычки трудиться; помощь в выборе профессии.

    Все перечисленные направления работы и составляют задачи трудового воспитания.

    Педагогические возможности труда. Обобщенные педагогические характеристики труда как компонента воспитательной системы заключаются в следующем.

    1. Труд – средство воспитания ребенка, влияющим на развитие его личности. Современная психология рассматривает развитие личности в виде динамического единства процессов индивидуализации – приобретения все большей самостоятельности, автономности личности – и ее социализации – расширения и углубления связей с разными сферами жизни общества, овладения общественным опытом (К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов).

    Труд в воспитательной системе выступает сферой формирования индивидуальности школьника. Это достигается разнообразием объектов труда, доступных и привлекательных для детей определенного возраста, степенью их участия в определении содержания и средств трудовой деятельности, возможностью развития трудовой умелости: сноровки, смекалки, трудовой мотивации.

    Труд имеет непосредственное отношение к социализации личности. В этих целях особое значение приобретают социальные аспекты труда учащихся: его совместный, групповой, коллективный характер, связи между трудом воспитанников с трудом всего общества, организация труда и управление им, которые воплощают характерные черты общественных отношений.

    2. Труд как организатор жизни детей, формирующий и усиливающий целостность школьной жизни упорядочивающий, обогащающий воспитательную систему.

    Наравне с другими видами деятельности: познавательной, художественной, спортивной, общественной, – труд в качестве самостоятельной сферы позволяет удовлетворять групповые, коллективные стремления, утверждать значимые для коллектива ценности.

    Воспитательные возможности труда как организатора жизни детей реализуются постольку, поскольку сами они включены в его организацию: постановку целей, поиску объектов труда, планирование, распределение заданий и поручений, контроль, анализ и оценку результатов.

    3. Труд – элемент школьного обучения. В любом труде важна обучающая сторона. Именно она дает воспитанникам средства достижения трудовой цели, делает возможным усложнение замысла, обогащение содержания. Вооружение детей трудовыми умениями и знаниями усиливает их волю, помогает подчинить ей игру воображения, мускулов и чувств.

    В учебном процессе трудовое обучение выполняет ряд функций:

    ­­– создает практический контраст теоретическому школьному обучению, вовлекая в работу те силы и способности детей, которые остались бы невостребованными в обучении. Трудовое обучение способствует улучшению самочувствия таких детей в школе, повышают их самооценку, восстанавливают силы посредством смены деятельности;

    – занятия конкретным трудом помогают школьникам вырабатывать у себя общее умение работать – определять цель предстоящего дела, охватывать весь объем работы, представлять и выдерживать последовательность, предвидеть последствия небрежных и ошибочных действий;

    – развивает психофизические, интеллектуальные и нравственные силы ребенка: зрение, слух, мускульные чувства, восприятие, память, внимание, мышление, привычку к самостоятельности, к порядку, точности, настойчивости, чувство собственного достоинства;

    – обогащает непосредственный “живой” опыт школьников, который будит мысль, развивает познавательные потребности. Без этого личность может быть задавлена огромной массой чужого опыта, в который преимущественно вводит книжное школьное обучение;

    – знакомит школьников со свойствами и способами обработки материалов, формирует навыки обращения с различными инструментами, приучает к добросовестности в работе, воспитывает уважение к физическому труду.

    4. Труд школьников как источник утилитарных ценностей, удовлетворения непосредственных нужд класса, школы, ее ближайшего окружения. Конечно, воспитательные достоинства такого труда невелики. Однако опыт гуманистической педагогики убеждает, что труд, вводимый в воспитательную систему из утилитарных соображений, может быть переведен в более высокое педагогическое состояние. При этом бытовые, хозяйственные нужды, материальная польза доминируют только в начальный период. Затем они уступают место новым переживаниям, связанным с радостью совместного труда, с зарождением коллективных взаимоотношений.

    Условия успешной реализации воспитательных возможностей труда. Остановимся на педагогических условиях, не касаясь экономических, правовых, финансовых и др.

    Воспитательные возможности труда могут быть реализованы при соблюдении следующих педагогических условий.

    1. Постоянные и действенные взаимосвязи труда (в разных его видах) с обучением. Благодаря труду накапливаются эмпирические представления, факты, вопросы, переходящие в углубленное изучение материала на уроке.

    2. Ярко выраженная общественная польза труда (благоустройство школы, труд в природе, украшение жизни детей, улучшение школьного быта, труд на земле, на ферме, украшение земли, озеленение).

    3. Педагогическая адаптация труда к природе ребенка, к особенностям определенного возраста, к закономерностям развития личности и коллектива (“человекосообразность” труда).

    4. Богатая (насыщенная) мотивационная основа трудовой деятельности, когда труд рассматривается не как постылая обязаловка, а как средство развития ребенка, когда с помощью труда можно утвердить свое достоинство, повысить статус, реализовать сегодняшние интересы, решить сегодняшние проблемы.

    5. Связь труда с другими видами воспитывающей деятельности – познавательной, игровой, художественной и др. Это обогащает как внутренний мир школьника, так и жизнь школьного коллектива.

    6. Возможность свободного выбора вида, содержания, способов осуществления труда. В этом заключается гуманистическая ценность труда, проявление внимания к ребенку, осуществляется личностный подход.

    Читайте так же:  Как научить ребенка искренне извиняться

    7. Возможность для проявления самостоятельности, инициативы, творческой индивидуальности. Творческий характер труда.

    Воспитание трудолюбия у младших школьников. Трудолюбие как черта личности представляет сплав соответствующей мотивации (в данном случае мотивов трудовой деятельности, желания трудиться) и владения способами осуществления этих мотивов (способов трудовой деятельности).

    Следовательно, воспитание трудолюбия осуществляется, во-первых, через воспитание положительного отношения к труду (ценную мотивацию), во-вторых, через формирование трудовых умений и навыков, привычки трудиться.

    Формирование положительного отношения к труду.Решающее значение в трудовой деятельности имеют мотивы и цели. Психологи (Н.Р. Вдовина и др.) выделяют у детей три вида мотивов положительного отношения к труду: пример, интерес, долг.

    Побудительными мотивами у младших школьников являются пример и интерес, причем интерес не столько к результату, сколько к процессуальной стороне деятельности. Мотив долга в этом возрасте тоже имеет место, но он является производным от примера и интереса и носит ярко выраженный эмоциональный характер. Мотив долга формируется за счет чувства ответственности, общественной обязанности, которое приучает ребенка к самоконтролю и к выполнению нежелательных, нелюбимых занятий. Поэтому, для того чтобы мотив долга достиг высокой стадии развития, необходимо, чтобы он опирался на мотивы, связанные не только с отношениями школьника к трудовой деятельности, но и ответственным отношением к коллективу, к другим людям.

    Как же идет формирование ценных мотивов, желания помочь, порадовать других людей, позаботиться о ком-то?

    Прежде всего ребенок должен четко представлять себе цель и конечный результат труда. А для этого необходимо раскрывать перед детьми социальный смысл труда. Не просто: сделай что-то, а зачем? для кого? Каков конечный результат?

    Необходимо вызвать у ребенка эмоциональное отношение к деятельности и ее конечным результатам. Радостное предвосхищение конечного итога делает работу привлекательной и интересной и вызывает у детей желание довести дело до конца.

    Выполнение трудовых заданий должно быть наполнено для ребенка внутренним, субъективным смыслом, стать глубоко личным. В основе воспитания трудолюбия, по мнению В.В. Давыдова, должна лежать забота о себе, о своих близких, а не только абстрактный призыв приносить пользу обществу.

    Не следует отвергать помощь ребенка (а маленькие дети горят желанием помочь взрослым), как бы она ни была мала, неумела. Обращение к ребенку за помощью, подчеркивание ее нужности, необходимости поднимает чувство значимости, самоуважения.

    И, наконец, нужна положительная эмоциональная атмосфера, терпение взрослых по отношению к маленькому помощнику. Ведь объективно ребенок больше мешает, чем помогает. Если же постоянно ругать ребенка за медлительность, неумелость при выполнении работы (разбитые чашки, залитый водой пол и одежду), желание помогать пропадает. И впоследствии, чтобы добиться от ребенка выполнения поручения, взрослым придется обращаться к искусственным стимулам – поощрению, наказанию, принуждению.

    Формирование трудовых умений и привычки трудиться. Чтобы сформировать трудовые привычки, необходимо давать ребенку постоянные и временные поручения (обязанности). Но при этом не следует выполнять их за ребенка, если он о них забыл, заигрался и т.д.

    Ребенок должен выполнять не только то, что ему интересно в данный момент, но и то, что не вызывает особого интереса и даже кажется скучным. “Решающим моментом в трудовом усилии должна быть не его занимательность, а его польза, необходимость. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные”.

    Ребенка нужно учить доводить начатое дело до конца и выполнять работу качественно, самым наилучшим образом. Ни в коем случае не принимать плохо выполненную работу, не делать за него то, что он может делать сам.

    Необходимо вырабатывать у детей общее умение работать: ставить цель, выделять этапы, определять последовательность действий, анализировать полученные результаты.

    Для воспитания трудовых привычек А.С. Макаренко предлагал использовать такие методы, как поручение, упражнение, приучение, просьба, возбуждение личной инициативы, принуждение.

    Просьба представляет ребенку свободу выбора. Ее используем тогда, когда уверены, что ребенок ее с удовольствием выполнит. Поручение применяем в том случае, если есть сомнение в том, выполнит ли ребенок просьбу. Поручение дается спокойным, уверенным, деловым тоном.

    Принуждение используется тогда, когда, как говорит А.С. Макаренко, запустили дело воспитания. Принуждение может быть различным – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. К физическому принуждению лучше не прибегать – оно вызывает отвращения к труду.

    Поощрение и наказание применять не рекомендуется. Лучшей наградой для ребенка будет признание его работы хорошей, одобрение его изобретательности, находчивости, способов работы. Само решение трудовой задачи должно доставлять удовольствие. Не надо наказывать за плохую или не сделанную работу. Надо добиться, чтобы она была выполнена.

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fis04.infourok.ru%2Fimg%2F0107-00050a16-646bed7d

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fis04.infourok.ru%2Fimg%2F0e96-0001cfcd-3ba24831-400x267

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fis04.infourok.ru%2Fimg%2F120c-0001d343-e53b68af-400x267

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fis03.infourok.ru%2Fimg%2F0bd4-0008aadb-f3a554f4-400x267

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Ffs21.infourok.ru%2Ffile%2F0ed2-00097129-9bdc038c

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fsrc.infourok.ru%2Fi2%2F84f6b078%2Fimg%2Fa-loader

    Статья может стать хорошим подспорьем классному руководителю при работе с родителями. В ней доступным языком говорится о том, как прививать у ребенка любовь к труду. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать тоже самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

    Номер материала: ДБ-1138443

    ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

    Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Ffs21.infourok.ru%2Ffile%2F0ee0-00097137-a3e3b7da

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fsrc.infourok.ru%2Fi2%2F84f6b078%2Fimg%2Fnew_design%2Fgerb1

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fsrc.infourok.ru%2Fi2%2F84f6b078%2Fimg%2Fnew_design%2Fgerb1

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fsrc.infourok.ru%2Fi2%2F84f6b078%2Fimg%2Fnew_design%2Fgerb2

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fsrc.infourok.ru%2Fi2%2F84f6b078%2Fimg%2Fnew_sertification%2Fznak_land

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fsrc.infourok.ru%2Fi2%2F84f6b078%2Fimg%2Fnew_design%2Flic3

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fsrc.infourok.ru%2Fi2%2F84f6b078%2Fimg%2Fnew_design%2Fmap-footer

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Читайте так же:  Модные сумки для весны 2018

    Изображение - Воспитываем трудолюбие proxy?url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpictures%2F2014%2F12%2F10%2Fpicture-546023-1418200176

    Рекомендации для педагогов и родителей по трудовому воспитанию дошкольников.

    ” Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим”. (В.А.Сухомлинский)

    Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

    Ряд показателей трудолюбия:

    – осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;

    – готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально -положительного отношения к труду;

    – адекватная оценка результатов деятельности;

    – аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте.

    Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

    Три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей.

    Нередко взрослые, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы. А детям остаются лишь отдельные поручения — принеси, подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу. Бывает в практике и другая крайность, когда взрослые дают завышенные по объему трудовые поручения, не учитывая возможности детей. Плохо, когда в процессе труда слишком опекают детей, диктуют им, что надо делать, не дают возможности проявить активность и самостоятельность. К сожалению, нередко можно наблюдать, как при детях заново переделывают то, что ими сделано: моют стол, подметают пол, убирают книги и т.д.

    Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом.

    В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

    Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

    Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия ребенка носят не целенный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат. Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно-ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходят осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т.п.). Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание – своего рода открытие ребенком личных возможностей. Оно побуждает детей к самостоятельным действиям («Я сам»).

    При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные:

    -получить от взрослых положительную оценку своих действий;

    -вступить в общение со взрослыми;

    – принести пользу другим (общественный мотив).

    Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5-7 лет ребенок способен их формулировать.

    Своеобразно отношение детей к результату труда. Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат труда, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

    По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

    Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства. [31]

    Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.

    В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе:

    – подготовка рабочего места перед началом рисования;

    – уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек, книг.

    Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает
    определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нуждаются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.

    Хозяйственно-бытовой труд – это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются:

    – труд по уборке помещения;

    – мытье посуды, стирка и др.

    Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд
    имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.

    Очень важны положительная оценка, похвала.

    Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься:

    Читайте так же:  Как избежать гиперопеки в воспитании детей

    – уборкой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель);

    -уборкой участка (сгребать снег, убирать листья);

    – принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста);

    – в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

    Современный бытовой труд облегчает техника. (пылесос, механическая щетка для мытья окон и др.) Дома в семьях многих детей есть стиральная и посудомоечная машины, микроволновая печь и др. Ребенок видит, как такой техникой пользуются взрослые. Полезно и детей приучать пользоваться бытовыми машинами. Дома ребенок может чистить пылесосом ковер на полу, наблюдать за работой стиральной машины. Нужно только обязательно познакомить детей с правилами безопасности и стараться не оставлять их один на один с техникой. Но под наблюдением взрослого и вместе с ним ребенок может, пользуясь техникой, заниматься хозяйственно-бытовым трудом.

    Практика показывает, что к старшему дошкольному
    возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду
    труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Дети выполняют все, что от них требуется: моют игрушки, убирают постели и т.д., но делают это уже без интереса. Содержание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет расширения
    круга обязанностей или введения нового объекта для применения уже отработанных навыков (вытирать пыль не только в шкафу для игрушек, как это было всегда, но и на подоконнике, на мебели в спальне).

    Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

    В особый вид труда выделяется труд в природе . Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

    Труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

    Ручной и художественный труд – по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги,
    картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию
    фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарождении умственного труда. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата.

    Результат может быть:

    – материализованным (изготовленный ребенком предмет, выращенное растение);

    – может быть представленным через улучшение качества (постиранное кукольное белье, почищенная клетка птицы);

    – может и выступать в виде логического решения какой-то задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания, и др.).

    Последний и есть результат умственного труда. Воспитатель приучает детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения). Умственный труд сопровождает (должен и может сопровождать) любой другой вид детского труда, если мы хотим, чтобы он выполнялся сознательно. Необходимо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду, показывать его значение для людей и для конкретного ребенка. В работе с детьми помогают рассказы об ученых, изобретателях. Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляется он как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

    Самым высоким критерием оценки выполнения трудового поручения является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих .

    В работе с детьми важно использовать пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

    Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.

    В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С.Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества.

    Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае – это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т.Яблонской), в другом – тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» А.Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В.Тропинина). Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием.

    Не следует допускать чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.

    Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

    Изображение - Воспитываем трудолюбие 4966269
    Автор статьи: Ольга Репина

    Добрый день. Меня зовут Ольга. Я уже более 6 лет работаю детским психологом. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте  необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
  • Оценка 3.1 проголосовавших: 7

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here